Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Архиереи Кипра Константинопольскому патриарху: Ваше первенство не есть первенство власти 05.11.2020 Четыре иерарха Кипрской Православной Церкви , резко отреагировавшие на признание архиепископом Хризостомом автокефалии т.н. « Православной церкви Украины » (ПЦУ), дали свой ответ Константинопольскому патриарху Варфоломею по поводу его недавних заявлений, сообщает греческое информационное агентство «Ромфея» . В частности, в своем письме Константинопольскому патриарху митрополит Киккский Никифор (Киккотис) , митрополит Лимасольский Афанасий (Николау) , митрополит Тамасский Исаия (Киккотис) и епископ Амафунтский Николай (Тимиадис) выразили сожаление по поводу заявления патриарха о том, что в своей реакция на признание автокефалии «Православной церкви Украины» «они обнаруживают не свою чувствительность к экклезиологии, законному порядку и единству Православия, а скорее свое безразличие к нему ради других целей». Кипрские архиереи также прокомментировали заявление Константинопольского патриарха о том, что автокефалия «Православной церкви Украины» является завершенным церковным событием, и единственная экклезиологически последовательная позиция - это признание ее другими предстоятелями поместных Православных Церквей. «Мы не согласны, поскольку никто из предстоятелей Православных Церквей не присутствовал при интронизации Епифания, но на сегодняшний день его признали только две поместные церкви. Однако признание архиепископом Кипра является произвольным и незаконным действием», — заявили иерахи Кипрской Церкви. Фактически, четыре архиерея подчеркнули, что патриарх Константинополя, как предстоятель «Первого престола Православной Церкви», является «primus inter pares», примасом, который обладает не «приматом власти», а «приматом ответственности и служения » для объединения Церкви на основе веры и любви. Иерархи Кипрской Церкви также задались вопросом, имеют ли они право «как члены Священного Синода автокефальной Церкви Кипра» свободно и бесстрашно выражать свои взгляды, и правильно ли поступает архиепископ Кипрский «презирая и отменяя весь Священный Синод и действуя совершенно иначе». «Что касается других целей, которым мы можем служить в нашем знании, мы думаем, что наше присутствие и служение в Церкви до сих пор свидетельствует о качестве нашего служения и неприкосновенности нашей морали», - отметили архиереи, которых ранее архиепископ Кипрский Хризостом подверг резкому порицанию назвал «самочинным сборищем». Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 05.11.2020 21:15:29

http://drevo-info.ru/news/26286.html

Так как финансовая сторона сильно страдала от того, что почти каждый новый патриарх при его выборах много тратил денег ради достижения своих личных целей и потом заставлял патриаршую казну покрывать эти расходы, то при патриархе Серафиме II, при содействии более влиятельных клириков и мирян, султан Мустафа III выдал гатти, которым предписывалось, чтобы издержки при выборах патриархи принимали на свой счет. 2227 И вообще многие патриархи прилагали заботы о том, чтобы погашались мало-помалу долги патриархии, возникавшие вследствие нерачительного управления. Для достижения этой цели, наприм., при патриархе Феофане I на соборе постановлено было, чтобы каждый архиерей для улучшения церковных дел представлял в течение года в патриархию определенное количество денег для погашения долгов (патриархии), а не исполняющим этого предписания угрожаемо было низложением. 2228 Это определение потом не раз было повторено в течение XVII и XVIII веков. —289— От обозрения церковно-общественной деятельности константинопольской патриархии, деятельности не блестящей и не разнообразной, обратимся к описанию тех нестроений, какие нашли себе место в истории этой патриархии в изучаемое время. Одним из важных видов нестроений в жизни патриархии было то, что в рассматриваемое время патриархи очень быстро сменяли один другого на кафедре; а это в свою очередь вело к разного рода беспорядкам. В двадцатых и тридцатых годах XVII века в течении 15 лет двенадцать раз сменялись патриархи. В это время видим, между прочим, такое явление: один патриарх остается на кафедре только несколько дней; другой следующий за ним правит церковью не более полутора года; сменивший этого патриарха константинопольский иерарх мог усидеть на кафедре лишь сорок дней, дальнейшие патриархи, правившие церковью один за другим, патриаршествуют – год, полтора, опять год, полтора. 2229 Подобное же явление повторяется в самой середине XVII века. Историк Мелетий афинский, описывая это время, говорит: «по изгнании Парфения I патриархом сделался Иоанникий в 1650 году, оставался на кафедре один год, а потом бросил (φυγεν) её. Патриархом провозглашен Кирилл, митрополит терновский, и пробыл на патриаршестве только 20 дней; после него взошел на кафедру Афанасий Пателарий и пробыв на кафедре 15 дней был низложен; Афанасию преемствовал Паисий ларисский в 1652 году: по одним он оставался патриархом год и даже несколько более, а по другим девять месяцев». 2230 Делать отсюда какие-либо выводы нет надобности; они сами собою вытекают из указанного грустного явления. – Избрание того или другого лица в патриархи Константинополя совершалось иногда под влиянием, которое нужно признать нежелательным и неожиданным. Так два патриарха, восседавшие на кафедре знаменитого Фотия, пробрались на патриаршество, благодаря содействию иезуитов. Говорим о Григории IV и Анфиме II, из которых первый даже

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Важно отметить, что в толковании на литургию «Μυσταγωγα», которое приписывается преподобному Максиму Исповеднику , содержится толкование обряда «Лобзания мира», и оно содержит, на наш взгляд, парафраз одного места из этой молитвы. Исходя из этого, можно предположить, что древнерусские служебники сохранили древнюю молитву на «Лобзание мира», которая была в константинопольском богослужении во времена Максима Исповедника и сохранялась вплоть до начала X в., когда епископ Константин Преславский перевел на славянский язык толкование на литургию патриарха Германа, в котором имеются некоторые главы из «Тайноводства» Максима Исповедника , в том числе и глава о «Лобзании мира» 26 . Приведем этот пассаж из «Сказания церковного» по древнейшему списку в рукописи Син. 262, XII в., л. 256 об.: а же възглашать дховьно лобъзани всмъ хотще быти къ себе въ врем грдущимъ благомъ влению по вр и любви динодшье же и диномысли и динени словесьно имьже бу и слову приближени достоинии примлють... (ср. с 4-й строкой в таблице). Исходя из вышеизложенного, у нас есть основание предположить, что греческий оригинал, с которого непосредственно был сделан перевод «Сказания церковного», составлялся для литургии, имевшей в последовании специальную молитву на «Лобзание мира», фрагмент из которой он и воспроизводит. Таким образом, перевод этой молитвы мог быть сделан в кругу тех же книжников, которые осуществляли перевод толкования Германа. Сама же молитва на «Лобзание мира» использовалась в Константинополе во времена Максима Исповедника , то есть в VII в. Греческая молитва на «Лобзание мира», по-видимому, не получила в Византии широкого распространения и употреблялась в богослужении недолгое время, однако славянские переводчики IX–X вв. перенесли эту молитву в славянское богослужение, а русские списки этих переводов сохранили эту прекрасную молитву вплоть конца XIV в., когда после реформ Киприана она была исключена из богослужения. Однако эта молитва не исчезла навсегда. Списки XVI в. свидетельствуют о том, что она вновь стала активно употребляться в литургии в том же словесном оформлении (то есть без новой редактуры по греческим оригиналам), что и в списках XIV в., и только после реформ патриарха Никона эта молитва была окончательно устранена из литургической практики [Дмитриевский 1884: 118].

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

ODB The Oxford Dictionary of Byzantium/ed. A. Kazhdan, A.-M. Talbot. Oxford; New York: Oxford University Press, 1991. T. 1–3. PG Patrologiae cursus completus... Series graeca.../accurante J.-P. Migne. Parisiis: J.-P. Migne, 1857–1866. T. 1–166. SC Sources chrétiennes. Paris: Cerf, 1940-. WBS Wiener byzantinistische Studien. Wiender Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1964-. 1 Основные научные работы о патриархе Афанасии – это издание его писем Элис-Мэри Тэлбот с пространным введением (The Correspondence of Athanasius I, Patriarch of Constantinople: Letters to the Emperor Andronicus II, Members of the Imperial Family, and Officials/ed., transl., comm. A.-M. M. Talbot. Washington, 1975), две монографии Джона Лоренса Буджамры (Boojamra J. Church Reform in the Late Byzantine Empire: A Study for the Patriarchate of Athanasios of Constantinople. Thessaloniki, 1982; Idem. The Church and Social Reform: The Policies of the Patriarch Athanasios of Constantinople. New York, 1993), докторская диссертация филолога Манолиса Патедакиса, включающая издание нескольких работ патриарха (Patedakis M. Athanasios I, Patriarch of Constantinople (1289–1293; 1303–1309): A Critical Edition with Introduction and Commentary of Selected Unpublished Works. PhD Dissertation. University of Oxford, 2004), а также монография Ирини Афендулиду-Лейтгеб (Afen toulidou-Leitgeb E. Leben und Nachleben des Athanasios I//Eadem. Die Hymnen des Theoktistos Studites auf Athanasios I. von Konstantinopel. Einleitung, Edition, Kommentar. Wien, 2008. (WBS; Bd. 27). S. 55–81. Остальную библиографию См. в: ИАБ 6, 343–374. С. 334–336. См. также статью в «Православной энциклопедии»: Барабанов Н. Д., Л. О. В., В. О. В. Афанасий I//ПЭ. 2002. Т. 4. С. 18–20. 2 Подробный очерк об этом периоде См.: Острогорский Г. А. История Византийского государства/пер. с нем. М. В. Грацианского, под. ред. П. В. Кузенкова. М., 2011. С. 509–602. 3 Ласкари (Ласкарисы, Ласкариды, от Λσκαρις, Λσκαρης) – знатный византийский род, правивший Никейской империей с 1204 по 1261 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

До нашего времени дошли только последние 18 книг его труда (353–378). Современные автору тенденции развития античного мира: кризис власти после смерти императора Константина (337), ослабление военной мощи и христианизацию Аммиан Марцеллин воспринимает как трагедию. Описанием небывалого в истории империи поражения римской армии – разгрома готами войск императора Валента в битве при Адрианополе в 378 г. – и завершается его исторический труд. Хотя в сочинении Аммиана Марцеллина отсутствует сколько-нибудь полное и последовательное изложение событий церковной истории, в нем присутствует рассказ о низложении свят. Афанасия, 181 а также о вызванном этим обстоятельством конфликте папы Либерия с императором Констанцием и о направлении римского епископа в ссылку. 182 Следует отметить, что языческий историк рисует в своем сочинении чрезвычайно негативный образ и свят. Афанасия, и императора Констанция. Первого он с презрением характеризует как зарвавшегося выскочку, тем не менее, обладавшего солидными познаниями в науке авгуров и способного предсказывать будущее. 183 Констанций же предстает в интерпретации Аммиана Марцеллина правителем трусливым, тщеславным и недостойным своих великих предшественников. 184 Подобного рода оценки и характеристики, несмотря на их очевидную тенденциозность, показывают, что язычники не могли в IV в., при всем желании, игнорировать процессы христианизации империи и все в большей мере ощущали себя маргиналами. Важное место среди произведений светской языческой историографии занимает «История в 22 книгах» языческого писателя Олимпиодора, 185 дошедшая до нашего времени в выборках константинопольского патриарха Фотия (IX в.). Несмотря на это обстоятельство, как пишет исследователь этого труда Е. Ч. Скржинская, «отрывки большого, исчезнувшего произведения, которыми мы располагаем, не так уж скудны и плохи. Фотий сделал свою работу умело, с достаточной близостью к тексту оригинала...». 186 Биографические данные об Олимпиодоре приводит в начале своих выписок сам свят. Фотий. По его утверждению, Олимпиодор происходил из Египетских Фив, по своим занятиям он был сочинителем, по религиозным убеждениям – язычником. 187 Из выборок свят. Фотия также известно, что Олимпиодор посещал Афины 188 и участвовал в византийском посольстве к гуннам в 10-е гг. V в. 189 Сочинение Олимпиодора охватывает историю Римской империи с 407 по 425 г. События церковной истории, как и в случае с Аммианом Марцеллином, автором главным образом игнорируются. Однако в рамках настоящего исследования представляет интерес указание Олимпиодора (сделанное мимоходом при повествовании о политических событиях) о существовании у везеготов в начале V в. института епископата. 190

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Поддержка нуждающихся, оказание помощи, управление ( 1Кор.12:28 ), ежедневные поучения, заступничество за обиженных, труды, страдания, путешествия, бдения (ср. 1Кор.11:26–27 ), коими ты похитил и благословение Иакова, сочетав с убеждением и принуждение, как тот – косматое с гладким, поскольку и это недалеко от духовных назиданий. Ибо не всегда душеполезно уступать, чтобы мягкое не стало вялым 195 , как говорит бодрствующий ум 196 , но нужно быть мужественным ради Бога и похвально воинственным, по тактике Павла 197 : война – причина мира 198 ; ведь там, где убеждение словом и увещаниями было бы напрасным, а поющая цевница – бесполезной, с апостольским жезлом (ср. 1Кор.4:21 ) следует идти туда и посещать согрешающих. Похвала монахам обителей святого Итак, если желаешь, возведи очи твои и посмотри вокруг ( Ис.60:4 ) на словесных овец, водворяющихся в священных обителях, которые он создал, богоугодно пасомых под единым стадом и пастырем (ср. Ин.10:16 ), находящих пристанище на злачных пажитях и вскармливаемых на тихой воде (ср. Пс.22:2 ) 199 . Ибо изумительны и сверхъестественны у этих монахов и жизнь, и нрав, и соединение по духу, и как бы ангельское достижение Бога в псалмопении и молитве, так что молва о них распространилась по всей земле, какую надзирает солнце, и все имеют сладость и общаться с ними, и приобщаться их слова, поскольку некоторые из них ушли в другие места, и позволили испытать их нрав, и стали примером и прекраснейшим образцом превосходной жизни. Ибо ученики Афанасия лучше всего умеют взращивать добродетель и преображать души к лучшему. Столь способны, так одарены и искусны все те, которые подвизаются и подвизались в его священных обителях и обогатились им самим как прообразом жития! Вторичное изгнание 28 . Но снова, – увы, – приходится говорить мне о мрачном и страшном, и превосходит все ужасы то, что будет теперь сказано, так что я желал бы лучше пропустить это, чем предать слову это тяжкое повествование. Но так как ничего не сказать об этом означало бы, что слово наше уже не касается ничего существенного, лучше я предам это памяти, дабы не показалось, что речь у нас упускает самое важное.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И оно, совершавшееся много дней, привело меня в недоумение, потому что поистине превзошло даже это «сторицею 219 получите» ( Мф.19:29 ). В другой раз в одном из помещений в углу кельи лежало шесть модиев зерна. Мне поручается и это раздать бедным по одному модию. И когда я начал раздавать, знает Бог , создавший наедине сердца наши ( Пс.32:15 ), что наделил я более двух тысяч человек, и как у Господа 220 , зерно било ключом и извергалось из земли и из этого угла, удивляя видящих. Таким образом, ничем это не уступает тому поистине божественному чуду пяти хлебов для пяти тысяч (см. Мф.14:17–21 ; Мк.6:37–44 ; Лк.9:13–17 ; Ин.6:10–13 )». Умножение денег в кошельке Нечто подобное случилось и с пленными 221 , которым он повелел мне выдавать по монете; они следовали за нами до обители, называемой Одигон, и кошелёк не опустел, но оказался снова полным, как и прежде, хотя число просящих и получающих нелегко поддавалось счёту». И что касается его милосердия и христоподражательного сострадания, нам нет нужды приводить примеров больше, потому что люди всех возрастов, живущие в царствующем граде, и весь род людской – добровольные свидетели, готовые дружно подать голос за то, что он вполне подражал в милосердии Небесному Отцу нашему, ибо сказано: Будьте милосерды, как и Отец ваш небесный милосерд ( Лк.6:36 ). А ревностью по Богу он совершенно подражал оному Илии, который был чудом для всего народа еврейского; Финееса же оставил далеко позади. Избавление невинного из темницы 35 . Однажды, когда он был на совершавшемся по обычаю крестном ходе в обители Хора 222 и когда заканчивалось положенное прилежное моление, великому возвестили, что в темнице заточили некоего совершенно невинного человека, с которого совершенно несправедливо взыскивают 223 множество золотых монет. Но кроме такого несправедливого ареста его даже в кандалах бросили в тюрьму. Патриарх поражён вестью, он воспламеняется душою, исполняется праведной ревностью, бежит к темнице, разгоняет стражников, как солнце тьму, выводит невинного и, взяв его с собой, победоносно возвращается с ним, как нашедший большую добычу ( Пс.118:162 ), не отступив перед царским гневом или укором, ибо взирал он лишь на гнев Небесного Царя и крепко держался одной только истины, а всё человеческое вменял ни во что. Ибо где у него хотя бы след заискивания, или лицеприятия, или лицемерия, или того, чтобы для угождения людям сделать что-либо неугодное Богу? Речь Афанасия против порицающих его

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На это послание Патриарха Его Высочество великий князь Сергий Александрович отвечал таким образом: «Блаженнейший Владыко и Отец! С особенным удовольствием получил послание Вашего Блаженства от 22 января сего года, которое возобновило незабвенные воспоминания о Святой Земле и о наших тогдашних беседах. Сердечно радуюсь, что подъятый Императорским Православным Палестинским Обществом труд с благословения Вашего Блаженства ныне по прошествии десяти лет благодаря неутомимому работнику в этом деле Аф. Ив. Пападопуло-Керамевсу приведен если не к желаемому, то, по крайней мере, к возможному окончанию, так как известно, конечно, что Иерусалимская Патриархия не сочла возможным разрешить г. Пападопуло-Керамевсу описать, а Палестинскому Обществу издать описания последних 400 рукописей биолиотеки Константинопольской метохии. Со своей стороны Совет Императорского Палестинского Общества при окончании ныне труда г. Пападопуло-Керамевса кроме полученного им вознаграждения во время самого печатания Описания рукописей Иерусалимской Патриархии нашел возможным поднести ему в дар 2000 руб., что дает ему возможность отдохнуть почти целый год и затем с новыми силами приняться за свою столь полезную научную работу. Желая сделать Вам угодное, Я не выражаю никакого препятствия обратиться к Директору Императорской Публичной библиотеки Аф. Ив. Бычкову, но полагая, что для самого г. Пападопуло-Керамевса, ввиду болезненного его положения, было бы полезнее, если бы он мог вполне отдохнуть нынешним летом, и думаю, что моя рекомендация будет для него целесообразнее осенью сего года. Испрашивая Вашего архипастырского благословения и поручая великую княгиню и себя заступничеству святительских молитв Ваших, остаюсь искренно к Вам расположенный Сергий». Получив 2000 руб. награды из средств Палестинского Общества и закончив приготовленные к печати работы, Афанасий Иванович в 1900 и 1901 г.г. временно прекратил сотрудничество в изданиях Палестинского Общества. С 1892 г. Афанасий Иванович, как известно, вступил в число приват-доцентов 118 Императорского Петербургского университета по кафедре новогреческого языка и византийской истории, но эти учебные обязанности весьма слабо привязывали его к Петербургу, так как они не давали ему почти никаких материальных ресурсов, обеспечивающих его существование.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Митрополит Киприан, принявшись за устройство богослужения в нашей церкви, имея в виду пример в лице своего знаменитого дяди патриарха Тырновского Евфимия (Служебник его издан на страницах сербского журнала «Гласник» 1869 г. кн. 8 и во втор. путеш. по Афону Порфирия 1880 г.) и константинопольского патриарха Филофея, который немало потрудился на литургическом-литературном поприще (его Διατξις τς ιροδιακονας см. в Εχολγιον – Гоара), должен был разослать вверенному ему духовенству чины, им самим списанные, как чины правые и истинные. «А что есмы слышали, писал митрополит Киприан в 1395 году к псковскому духовенству, чего нет у вас церковного правила правого, то есмы, списав 28 , подавали им устав божественныя службы Златоустовы и Великаго Василья, тако же самая служба Златоустова и священье в первый день августа месяца, по уставу, такоже и синодик правый, истинный, который чтут в Царегороде, в Софьи святой, в патриархии: да приложили есмы к тому, как православных царей поминати, также и князей великих и мертвых и живых, якоже мы зде в митропольи поминаем, такоже и крещенье детинное и всякаго христианина, потом обрученье и венчанье. А чего будет ныне не поспели списати, прибавляет он, что вам надобно, а то хочем излегка заставити списати, да и то у вас же будет; а то что списано и послано к вам с вашею братиею, то есть все право, истинно». (Русск. Истор. Библ. 1880 г. т. 6 стр. 239). Эта та собственноручная грамота митрополита Киприана русским переписчикам доброго старого времени и дала смелость приписывать и надписывать именем этого последнего не только отдельныя чинопоследования, те или другия молитвословия, но даже целыя рукописи, которыя, если не в целом своем виде, то, по крайней мере, в большей своей части не имеют никакого отношения к этому митрополиту – литургисту. Сделанныя этими переписчиками – полуграмотеями приписки в роде той, которая имеется в Требнике Московской Синодальной библиотеки под 375 и которая гласит следующее: «Сей служебник писан с киприанова переводу слово в слово», или что такия то молитвы «собраны от древних потребник и переведены от греческих книг митрополитом Киприаном», дали смелость последующим поколениям утверждать связь и тех и других с именем митрополита Киприана, который не только будто бы переписывал богослужебные рукописи, но даже переводил «от грецких книг».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

П.В. Безобразов В. П. Титову от 15 октября 1843 г. По приказанию вашему честь имею уведомить вас, что в 13-й день текущего месяца я посетил в последний раз иерусалимского патриарха Афанасия, преемника его преосвященного Иерофея и вселенского владыку Германа. Его блаженство вручил мне письмо к наместникам своим, находящимся в св. Граде, и простился со мною, по-видимому, отменно ласково. Преосвященный Иерофей говорил об опасности, которая угрожает иерусалимскому престолу, и присовокупил, что наипаче теперь нужно внимание и содействие России к тому, чтобы сей престол не был подчинен константинопольскому синоду. К сожалению, дальнейшей беседе нашей о других предметах помешал логофет Аристархи. Преосвященный не допустил его видеть меня и сам вышел к нему. У патриарха Германа я застал четырех архиереев, неизвестных мне. Все они расспрашивали меня о составе нашего синода, о числе наших епархий, монастырей и церквей, белого и монашествующего духовенства, семинарий, учащих и учащихся, о раскольниках и униатах и о содержании наших митрополитов и епископов. Я удовлетворил их любопытству, зная состояние нашей церкви по отчетам обер-прокурора св. синода. Из всего разговора передаю вам два отрывка, стоящие внимания. Когда я сказал, что число монахов и монахинь постриженных простирается до 7.500, то оно показалось весьма малым в сравнении с огромным народонаселением в России; и один из архиереев обмолвился так: «У вас верно нужны более солдаты, нежели монахи». Я промолчал. С хитрым любопытством патриарх спрашивал меня, как воссоединены униатские епископы и священники? Чтобы понять смысл этого вопроса, надобно знать, что здесь не признают таинством римско-католического священства, следовательно, и униатского. Таким образом смысл вопроса был таков: вновь рукополагали униатских пастырей, или низвели их на степень мирян и воссоединенным дали православных архиереев и священников? Я отвечал, что от воссоединенного духовенства приняли только его соборное изложение о присоединении к нашей церкви с обязательством повиноваться св. синоду во всем. Более ничего? Возразили мне святители. Более ничего, сказал я им.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010