Грамота к константинопольскому патриарху Дионисию – Л 26 . РНБ, ф. 905 (Новое собр. рукописной книги), F. 210 Сборник. Первая треть XIX в. 1°. 135 л. Полуустав. Переплёт – картон в коже с тиснением. На л. 1 две владельческие записи почерками разных рук, первая – чернильная, вторая – карандашом: 1) «Книга, глаголемая Проскентарий, принадлежит Петру Пелевину, стоит ценою» (далее зачёркнуто – С.С); 2) «С Агциону куплена из Лаптевой библиотеки. 1840 год июля 18 числа, за 43 рубли». Филигрань: «Beehive» с литерами «MW. J&R»; изображение знака (без литерного сопровождения) напоминает: Клепиков 1978, 1009 (1826, 1827). Содержит: «Проскинитарий» Арсения Суханова (л. 1–83); отписка к боярину С. Стрешневу «и на 30 вопросов ответы новых обычаев Никоновых...» Паисия Лигарида (л. 84–100); грамота патриарха Никона к константинопольскому патриарху Дионисию (л. 100об.–110); ответы александрийского патриарха Иоанникия на вопросы Арсения Суханова «о некоторых недоумительных вещех» 12 сентября 1651 г. (л. 110об.–112об.); «Перевод с греческого письма с тетради, какову подал великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу... бывший цареградский патриарх Афанасий в 1653 году декабря в 13 день» (л. 113–125); грамота иерусалимского патриарха Феофана церковнослужителям (л. 125–126об.); благодарственное письмо газского митрополита Паисия Лигарида к царю Алексею Михайловичу, переведённое Арсением Греком (л. 126об.–135). Содержание ркп. опис.: Пережогина 1992, 60–61. Грамота к константинопольскому патриарху Дионисию – Ф 27 . БАН, 16.18.14 Сборник. Первая половина XVIII в. 4°. 39 л. (л. 1об., 37об., 38об., 39об. чист.). Полуустав. На л. 2 почерком, отличным от основного, заголовок «Книга архиепископа Новаго Рима и вселенскаго патриарха Дионисия»; на л. 38, 39 пробы пера; записи почерками, отличными от основного: «Грамота патриарха Никона и о извержении». Переплёт – картон в коже с тиснением золотом и басмой, имеются две верёвочные завязки. Филиграни: 1) «Pro Patria» с вензелем «AG» типа: Клепиков, Кукушкина 26 (1735);

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Когда внутренние дела Церкви Кесарийской малопомалу начали приходить в порядок, Василий поспешил возобновить свои прежние заботы об умиротворении Церкви Вселенской 138 . Важность сана епископского, значение Кесарийского престола теперь открывали ему более способов и вместе возлагали на него новую обязанность трудиться в сем деле. Гонения на Православных, после того, как Император Валент укротил мятеж, день от дня усиливались и поневоле заставляли их искать посторонней помощи 139 . Сначала думая ограничиться одними теми средствами, какие открывались для сей цели на Востоке, Св. Василий отнёсся было к своим друзьям при дворе 140 , чтобы узнать, нельзя ли чрез них выпросить у Императора свободу заточённым, вероятно, Мелетию и друг. Но те отвечали, что, при настоящем положении дел, надобно благодарить Бога и за то, что состояние Православия ещё не хуже 141 . Тогда Св. Василий обратил взор свой на западных епископов. Незадолго пред тем они успели низложить сильных защитников арианства: епископов Валента и Урзация (в 568 г.), даже Авксентия, еписк. Медиоланского (в 370 г.). Потому Василий думал, что если западные захотят оказать столько же ревности и в отношении к Церквам восточным, то могут расположить в пользу Православия на Востоке своего Императора и чрез него подействовать на Валента, подобно как прежде (в 348 г.) успели расположить Констанция в пользу Св. Афанасия чрез западного Императора Констанса. Чтобы привлечь западных епископов к участию в сем деле, Василий нашёл нужным обратиться к Св. Афанасию Александрийскому , которому труды его в пользу Православия приобрели всеобщее уважение, как на Востоке, так и на Западе. Сообщая ему свой план, как сын отцу, архиепископ Кесарийский убедительнейше просил его содействия. «Давно и я, писал Василий, – по своему посредственному разумению дел, вижу, что один остаётся способ помочь нашим Церквам, – соглашение с западными епископами. Если бы они захотели оказать такую же ревность и в отношении к нам, какую явили относительно одного, или двух заражённых лжеучением на Западе; то, может быть, была бы какаянибудь польза для общих дел: поскольку Императоры уважили бы справедливое требование столь многого числа, а за ними беспрекословно последовали бы и народы каждого». «Кто же, – продолжал Василий, – кто же способнее твоего благоразумия привести это в исполнение? Кто проницательнее может видеть нужды Церкви? Кто искуснее может употребить полезные меры? Кто сострадательнее к бедствиям братий? Кто пользуется таким уважением на Западе, как ты досточтимый старец?» Призывая таким образом Св. Афанасия к соучастию, Василий просил его послать от себя на Запад людей сильных в здравом учении, изобразить им бедствия, угнетающие Восток, и наставить, как им действовать.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вскоре, после моего отъезда из Иерусалима, произошла большая перемена в судьбе высокопреосвященного Фотия, который, склоняясь на единодушные и горячие просьбы Назаретских христиан из арабов принял предложение синода и патриарха занять кафедру назаретского митрополита, вдовствовавшую с 28 декабря 1897 года, со дня кончины митрополита Нифонта. Об этом настойчивом желании Назаретских христиан видеть у себя архипастырем высокопреосвященного Фотия, под угрозою не принимать к себе никого другого из Иерусалимских архиереев греческой национальности, я слыхал еще во время своего пребывания в Иерусалиме, но в согласии высокопреосвященного Фотия на занятие этой кафедры, в виду необходимости покинуть Иерусалим и жить в своей резиденции – Назарет, сомневались в ту пору решительно все. Но невозможное для личностей менее сильных духом, оказалось вполне возможным для таких натур, закаленных и преданных своему долгу, к каким, несомненно принадлежит новоизбранный патриарх александрийской церкви. Высокопреосвященный Фотий, к удивлению всех клириков сионской церкви, и к великой радости Назаретской паствы, дал свое согласие и в заседании синода 28 января 1899 года был наречен «архиепископом градов Назарета и Каны Галилейской и всей Галилеи». Не удивительно поэтому, что радость Назаретских христиан, при вступлении высокопреосвященного Фотия на свою митрополитанскую кафедру, как свидетельствует очевидец 44 , не знала границ. На встречу новому митрополиту, 14 марта, далеко за город выезжали не только представители и старейшины православных христиан Назарета, но греко-ушаты, протестанты и даже магометане. Разделяли эту радость местных жителей и наши русские паломники, прибывшие ко дню Благовещения в Назарет, приняв живое участие в процессии, по случаю встречи его в кафедральном соборе. Недолго, однако же желанному архипастырю пришлось находиться среди горячо любившей его паствы. Не прошло и года со времени вступления на митрополичью кафедру высокопреосвященного Фотия, как Провидению угодно было, чрез единодушное почти избрание клира и народных представителей из христиан александрийских, призвать его ныне на более высокое служение на кафедре евангелиста Марка с почетным титулом «вселенского судии и папы», на кафедре, которая, благодаря долговременному управлению его глубокого старца, покойного патриарха Софрония нуждается в человеке полном сил, энергии и административного опыта, каким, по единодушному отзыву греческой печати, признается новоизбранный александрийский патриарх.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

17 Бругш, История фараонов, в серии „Летописи и памятники древних народов“. Египет, перев. Властова, С.П.Б , 1880, стр. 699. Об Александрии, как родине, св. Кирилла, свидетельствует жалоба диакона Феодора на Диоскора, поданная IV вс. собору, где говорится, что в этом городе жили и родственники св. Кирилла. A libellus вышеупомянутого пресвитера Афанасия говорит, что они имели в Александрии собственные дома (М. VI. 1007С; 1021D – 1023А; Д.В.С., III 2 , 255, 260). Kopallik, стремясь доказать, что Александрия – родина св. Кирилла, допускает даже извращение текста первоисточника: в выдержке из указанной жалобы диакона Феодора он говорит, что Диоскор изгнал из Александрии „nicht nur die Eltern des Cyrillus, .sondern auch dessen andere Verwandte und Freund“ (s.2). Ho всякий, знающий, что св. Кирилл умер в глубокой старости, невольно усомнится в правильности перевода данных слов диакона Феодора: неужели die Eltern. Св. Кирилла пережили своего престарелого сына? Действительно, ни греческое – „ γ ν о υ ς“, ни лат. – «parentes» подлинника, обозначая вообще род, родственников, а не только родителей, не дают права переводить их словом. „die Eltern“. Слов же, соответствующих „andere Verwandte“, в подлиннике и совсем нет. Но хотя Феодор и не говорит об изгнании из Александрии родителей св. Кирилла, однако Александрия – его родина. Так как нигде не говорится, что Феофил быль вызван, на александрийскую кафедру из какого – нибудь другого города, что непременно, как редкое исключение для того времени, обратило бы на себя внимание историков, то ясно, что он и до вступления на кафедру жил в Александрии. А если так, то естественно, что и весь его род, в том числе и Кирилл, жил в Александрии. Поэтому нет нужды считаться с теми авторами (Alegraeus, Trithemius и др.), которые, но словам Болландистов (Acta Sanct., Ianuar II, 84 I p.) считают св. Кирилла природным, греком, а родиной его – Константинополь. 19 Лопухин, Богосл. энциклоп., т. I., стр. 501. Литература об Александрии: Страбон, География, перев. Мищенко, Москва, 1879, стр. 809 – 815, Аммиан Марцеллин, История, перев. Ю.А. Кулаковского , Киев, 1907, т. II, 147 – 151; А. Л. Лебедев, вышеук. труд. 258 – 260 стр.; Порфирий Успенский , Проповедники в патриархате Александрийском, и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Это свидетельство было также сличено с харатейною книгою, находящеюся тоже в библиотеке здешней досточтимой патриархии, и оказалось согласным. Еще было прочитано из того же кодекса свидетельство св. Афанасия, архиепископа александрийского, из слова о Троице и воплощении, начинающегося словами: «Те, которые (вознамерились) злохудожно (разуметь) божественные Писания». Оно читается так: «и когда говорит: Отче, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия ( Матф. 26, 39 ): обаче не моя воля, но твоя да будет ( Лук. 22, 42 ), дух бо бодр, плоть же немощна ( Матф. 26, 41 ), показывает сим две воли: человеческую, свойственную плоти, и божескую (свойственную Богу); и человеческая, по немощи плоти, отрекается от страдания, а божеская Его воля готова на оное. И как Петр, услышав о страдании, убоялся и сказал: милосерд Ты, Господи, Господь же, укоряя его, говорит: иди за Мною, сатано: соблазн ми еси, яко не мыслиши яже Божия, но человеческая ( Матф. 16, 13 ), так разумеется и здесь. В подобии человечестем быв, отрекается от страдания как человек; но как Бог, непричастный страданию по божеской сущности, с готовностью приял страдание и смерть. Посему-то не бяше мощно держиму быти Ему смертию» 103 . Равным образом и это свидетельство было сличено с книгою, находящеюся в составе библиотеки здешней досточтимой патриархии, и оказалось согласным. Еще было прочитано из того же кодекса свидетельство святого Григория, епископа нисского, из книги опровержений, написанной против еретика Аполлинария, начинающейся так: «Хорошим бы началом (для нашего слова) мог быть»... Оно читается так: «но они смущаются, говорит он, смущением неверующих. Это нас он поносит, называя смущающимися и неверующими беспрекословно внимающих евангельскому гласу, который вещает: Отче, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия: обаче не моя воля, но твоя да будет ( Матф. 26, 39 . Лук. 22, 42 ). К этим словам он прибавляет свои такого рода: «и не помнят они, говорит, что здесь речь идет о собственном изволении не человека от земли, как они думают, но Бога, сшедшего с небеси».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Всю проповедь сказал в этом смысле и привел много текстов из Священного Писания, но говоривши, так плакал, что чуть мог выражать слова. Но народ только растрогал, что в церкви сделался плач и рыдание. После Литургии съехалось со всего города духовенство и начали соборный молебен святителю Афанасию Александрийскому . Владыка в мантии и клобуке стоял в алтаре. Но когда начали оканчивать молебен, он потребовал митру и амафор, вошел в Царские врата и встал на своем месте и приказал звонить к другому молебну; когда окончили молебен Афанасию, владыка сказал протодиакону: «Говори, благослови, Владыко», – и потом начали другой молебен святителю Иннокентию Иркутскому. Это так всех удивило, что для чего это владыка другой молебен, – чего никогда не бывало. Другие говорят: «Видно, владыке был сон какой-нибудь». Отслужили молебен, и все на закуску. Было более двухсот человек, и все знатные люди: господа и купцы – поздравляли его с днем ангела. Но жен он не принимал в торжественные дни. Потом человек 80 близких друзей и все духовенство священников оставил обедать, весь обед был веселый и радостный, потому что день именин владыки, которого до бесконечности любили. После обеда подали шампанское за здравие владыки. Но у владыки полились из глаз слезы, и он, вынув из-за пазухи письмо, отдал близ стоящему его, своему другу Сергею Петровичу Соколову, инспектору и смотрителю почтамта, сказав замирающим голосом: «Вот, друзья мои, последовала в жизни и обстоятельствах наших пермена и навсегдашняя разлука», – а сам, зарыдав, побежал скоро в спальню. Что же, когда Соколов начал читать письмо от Обер-Прокурора графа Протасова, что преосвященный Афанасий Томский переводится в Иркутск, в архиепископы; что же, едва ли кто стал пить шампанское, как сделался в зале плач и рыдание. Владыка уже не вышел из спальни. Все поехали по домам с заплаканными глазами, и в один час прогремел этот гром по всему Томску, что владыку переводят в Иркутск и навсегда он оставит Томск. О, Боже мой! По всему городу сделался плач, так что в каждом доме плачут, как по родном мертвеце; неужели это случится, что мы разлучимся с нашим батюшкою; неужели он нас оставит; неужели мы не будем слышать его медоточивых словес и проповедей; на другой день я пошел к своим знакомым, то они сделались нездоровы, что всю ночь проплакали.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Построил скиты и монастыри не вдали от общин и общежитий, не отделял одних от других как бы некоторой стеной и не разлучал, но вместе и привел в ближайшее соприкосновение, и разграничил, чтобы и любомудрие не было необщежительным, и деятельность не была нелюбомудренной; но как море и суша делятся между собою своими дарами, так и они бы совокупно действовали к единой славе Божией» 647 . VI Таким образом, слияние основных требований жизни уединенно-созерцательной и общественно-деятельной в одно целое совершенно возможно. Жизнь деятельная может сопровождаться созерцанием и любомудрием и наоборот. И деятель общественный может соблюдать требования любомудрия и жить по-иночески (духом), и инок, посвятивший себя созерцанию и богомыслию, может вести жизнь деятельную для блага общества. Живой пример сему находим в жизни и личности самого Григория Богослова , что видно отчасти уже и из вышеприведенных о нем сведений. В мирском обществе, на поприще пастырского служения, он проводил время как подвижник и инок 648 . По оставлении Константинопольского архиепископского престола св. Григорий вскоре затем удалился в свою любимую пустыню. Но и в пустынном уединении он не переставал заботиться об обращавшихся к его помощи и ходатайству; не забывал долга любви и благорасположения к своим друзьям из светских людей и старался поддерживать близость свою с ними (письмами и личным свиданием); не прекращал своего бдительного наблюдения за ходом церковных дел, за еретиками и своего попечения о благоустройстве и умиротворении церковного общества, о прекращении распрей между епископами; не переставал наставлять мирских людей в благочестии и добродетели и т. д. 649 Благотворная деятельность человека, духовно совершенного и всецело проникнутого ревностью о благе ближних, может проявиться даже и в пустыне удивительным образом и может быть полезна для самих подвижников. Это сообщает нам св. Григорий Богослов , например, о св. Афанасии Александрийском . Будучи однажды лишен, по проискам еретиков, Александрийского святительского престола, он удалился в египетские пустыни и там начал свою просветительскую деятельность среди иноков, которые сами превосходили других добродетелью, однако были ниже св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

И защитники великих отдаленных периодов творения мира могут сказать также в отношении показания этих периодов в откровении под подобием малых суток: все, что сделано Богом, сделано премудро. Читавшие Библию в продолжении многих столетий буквально понимали слова псалмопевца о солнце: оно выходит, как жених из брачного чертога своего: от края небес исход его, и шествие его до края их ( Пс.18:6,7 ), равно и другие места Св. Писания о восхождении и захождении солнца. Но многие из людей последних столетий не понимают уже эти слова в буквальном смысле по вышесказанной причине; однако вера их в богодухновенность Писания не изменилась. Так не потерпит ущерба вера в Св. Писание и тех, которые, согласно с астрономией в геологией, будут признавать дни творения за продолжительные периоды времени. Наконец, христианские ученые, считающие дни творения за продолжительные периоды времени, указывают на древних писателей и отцов христианской Церкви: Климента Александрийского (II века), Афанасия Великого (IV века), Прокопия Газского (VI века) и особенно на блаженного Августина (V века), которые дни творения считали за особые неопределенные периоды времени. Блаженный Августин в одиннадцатой книге о граде Божием (rл.VI) говорит: «Какого рода эти дни – представить это нам или крайне трудно или даже вовсе невозможно: а тем более невозможно говорить о том». To же говорит он и в сочинении о книге Бытия. Подобное мнение выражено и александрийским ученым иудеем Филоном, родившимся около 20 года до P. X., в его сочинении о миротворении 156 . Другое, что наиболее обращает на себя внимание читателя и особенно естествоиспытателя в библейском сказании о миротворении, это то, что свет создан в первый день или в первый период творения, а светоносные тела: солнце и звезды сотворены в четвертый день. Но библейское сказание в этом отношении новыми научными исследованиями и теориями более подтверждается, чем возбуждает сомнение. Во-первых, по теории или гипотезе Канта, развитой Лапласом и другими знаменитыми астрономами, на месте нашей солнечной системы существовал огромный шар тонкого газообразного вещества, обращавшийся вокруг себя или своей оси от запада к востоку. Этот шар сначала обращался медленно, но потом, мало-помалу сгущаясь, стал обращаться вокруг своей оси быстрее и быстрее. От внешней части этого шара, вследствие увеличивавшегося его движения, отделялись от него части газообразной материи, которые принимали также вид шаров, подобно тому, как части воды, разделяясь, принимают вид шарообразных капель.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

294 Оба письма помещены св. Афанасием в Apolog. ad Imper. at p. 313. Послание в Абиссинию надписывается на имя двух братьев, правителей этой страны: ιζαν и Σαζ αν. Оба эти имени в 1806 г. найдены на одном памятнике в Абиссинии Salt voiage а Мéгоé. 299 На это путешествие указывает сам св. Афанасий в апологии в Констанцию, р. 312. δη δ τ ς δο μο μβ ντος, κα ρημον ξελθ ντος... На пребывание в чужой стране указывает в своем окружном послании к епископам египетским, где говорит: р. 274. χουσα ν το ς μ ρετι το τοις διατρ βων... p. 275: κ γ ρ κα το ς Επισκ πους τ ν μερ ν το των δη διοχλε ν ρχονται. Упоминаемые здесь епископы не суть египетские. В другом месте p 291. прямо говорит он, что «епископы сих стран» намерены стоять за веру до крови, слыша верность никейскому исповеданию египетских епископов. Conf. et. p. 277. 300 Ad. Episcopos Aegypti et Lybiae ep. encyclica – contra arianos p. 270 – 294. Время этого послания, кроме соображения указанных обстоятельств, открывается из замечания св. Афанасия, что уже 55 лет прошло, как осужден раскол Мелетиев, и 36 – после (первого) осуждения Ариевой ереси. 301 Apolog. ad Constant, p. 318. κ θηρ οις συνχησα. О пребывании его в пустыне см. еще р. 312. 681 305 Apolog. ad Imperat. Constantium p. 295–319. Она написана в виде защитительной речи, которую св. Афанасий, по тогдашнему обычаю, намеревался произнести пред Государем. По возвращении в Египет, он присовокупил к ней объяснение – почему не представил ее лично. 306 Излагая выше все упомянутые обвинения, мы показали, что можно было сказать в их опровержение, пользуясь апологией св. Афанасия. 310 De decretis Nicaenae Synodi Т. I. p. 203. Писано до возобновлений гонений против св. Афанасия при Констанцие. p. 209. 313 Ep. ad. Serap. 342. Что письмо надписываемое к Серапиону, относилось к епископу тмуитскому, видно а) из других писем св. Афанасия «о Духе Святом», где прямо они так и надписываются р. 647., и где предполагается известным ему то, что писано было против ариан о Сыне Божьем p. 649.; б) из того, что другого Серапиона, который бы и сам занимался подобными прениями с еретиками, не известно. Серапион, епископ тмуитский, вероятно – из катехетов огласительнаго училища (Fabr. Bibl. Graec. Т. IX. p. 154), прославляется бл. Иеронимом за свою ученость, и известен по своему полемическому сочинению против манихеев, которое Факундом (pro defenso trium capit. XI, 2) приписывается даже к Афанасию. Patrolog Curs. Т. LXVII. p. 801.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Он запрещал своим ученикам входить в какое-либо общение с ними: беседы с ними называл пагубными для души, слова их гибельнее яда змеиного. «В наше время, – писал он к своим ученикам, – явился в Александрии Арий и вымыслил нечестивое учение о Единородном. Безначальному он положил начало, Безконечного и Неограниченного он сделал конечным и ограниченным. Мы знаем, что если человек сделает грех против другого человека, можно умолить Бога за него и испросить ему прощение. Но если человек согрешит против Бога, то кто умолит Бога за него? Арий сделал великое беззаконие. Грех его непростителен и осуждение неизбежно» 136 . «Сердце сих людей, – писал Антоний в другом письме об Арианах, – в сердце змия, или лучше сказать, змий обитает в их чреве и сердце» 137 . Раз Ариане пришли к нему в гору, он велел прогнать их. Сам Антоний старался не входить в словопрение с ними. Но Ариане сами вызвали его на открытое обличение их ереси. Они распустили слух, будто Антоний согласен с их образом мыслей, надеясь одним именем его увлечь многих в заблуждение. Эта клевета и усильные просьбы Афанасия Архиепископа Александрийского вызвали ревностного поборника благочестия из пустыни в Александрию. Здесь пред всем народом осудил он лжеучение Ариан, и называл их предтечами Антихриста. «Сын Божий, говорил Антоний, – не есть тварь и не из несущих, но присносущное Слово и Мудрость существа Отчего. Не имейте никакого общения с Арианами: ибо кое общение свету ко тьме ( 2Кор.6:14 )? Если соблюдаете благочестие, то вы Христиане, а те, именующие Сына Божия и Слово сущее от Отца тварью, ничем не различаются от язычников, потому что служат твари, паче создавшего Бога. Поверьте мне, – продолжал Антоний, – самые стихии мира негодуют, и вся тварь воздыхает о безумии арианском, видя сравненным с собою своего Господа, чрез Которого все сотворено». Появление Антония, восьмидесятилетнего старца, и его слова произвели глубокое впечатление в Александрии. Православные радовались, слыша, что Арианская ересь проклята столь великим мужем.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010