После возвращения города в ведение Польши и заключения польск. королем 26 янв. 1699 г. Карловицкого мира с Османской империей Сейм 1699 г. запретил селиться в Каменце православным и евреям. Должности в городских учреждениях имели право занимать только мещане-униаты. Сразу же после освобождения Каменца от турок указом правосл. еп. Львовско-Галицкого и Каменецкого Иосифа (Шумлянского) , тайно перешедшего в унию, принимавшие город комиссары опечатали все правосл. храмы, оставив только Иоанно-Предтеченскую ц. 2 монахам-униатам, к-рые прибыли в Каменец по распоряжению униат. еп. Иннокентия Винницкого. С тех пор Троицкий и др. каменецкие храмы пребывали в ведении Львовских униатских епископов и управлялись официалами, а позже - василианами каменецкого Троицкого мон-ря. С 1700 г. все каменецкие церкви стали униатскими ( Сецинский. 1895. С. 119-120; Петрушевич. 1874). Не позднее дек. 1700 г. кафедральный наместник Каменец-Подольский свящ. Стефан Краковецкий вместе с Каменец-Подольским Троицким братством перешел в унию. Т. о., уже в 1699-1700 гг. монастырской общины при Каменец-Подольской кафедре не было. Троицкий храм оставался приходским, при нем существовало лишь правосл. Троицкое братство, впосл. отпавшее в унию. Троицкая ц. принадлежала белому униат. духовенству до 1722-1724 гг., когда управляющий Львовской униат. епархией еп. Афанасий Шептицкий перевел свящ. Стефана Краковецкого в городскую Петропавловскую ц., а при кафедральном Троицком соборе основал мон-рь василиан под рук. мон. Машкевича. Образование униат. мон-ря вызвало конфликт между василианами и правосл. Троицким братством, под патронатом к-рого находилась Воскресенская ц., в то время разрушенная. Братчики приготовили бревна для постройки нового храма. Василиане собирались забрать и эту церковь вместе с землей. Суд признал право на Воскресенскую ц. за василианами, и в 1730 г. они построили деревянный храм, описанный в 1758 г.: «Структуры приличной, вроде костела, с одним куполом посередине и с бабинцем, пристроенным в 1751» ( Сецинский. 1895. С. 136). Конфликт между братчиками и василианами, продолжавшийся неск. лет, повлек за собой множество недостойных поступков с обеих сторон, перерос в столкновения верующих, была разрушена усадьба Воскресенской ц. Василиане разогнали Троицкое братство, признав его ненужным при униат. храме, и создали свое во имя св. Онуфрия.

http://pravenc.ru/text/1470093.html

К началу XVII столетия оставался только один православный епископ на Волыни, именно Кирилл Шумлянский, посвященный в 1711 г. на луцкую епархию. Но вскоре, несмотря на ходатайство о нем Государя Императора Петра I, разного рода несправедливости и гонения, которые он должен был терпеть от униатов, заставили его удалиться из своей паствы; польский король (1711 г. 17 октября) «во все воеводство волынское издал универсалы, дабы его (Кирилла) за епископа луцкого никто не признавал и ни в чем бы послушания к нему не имел. А хотя многие духовные и мирские воеводства волынского обыватели на избрание его во епископа подписались; но все сии подписи, по силе королевскаго универсала, теперь уничтожаются». Император Петр I требовал у короля возвращения Кириллу епархии со всеми правами, принадлежащими епископу, но напрасно. В том же году луцкий епископ принужден был уехать в Киев 398 . После Кирилла Шумлянского уже не видим пра вославных епископов на Волыни: униаты успели завладеть здесь всем. Львовский епископ Иосиф с братом своим Афанасием, епископом луцким, отбирали антиминсы киевские и святое миро и раздавали свое, запрещали православным в молитвах поми нать киевского митрополита. Иосиф старался даже сделаться особым митрополитом галицким и под чинить себе все епархии, находившиеся в польских владениях 399 . По смерти митрополита Иоасафа Кроковского (1718 г.), когда киевская иерархия не имела своего пастыря около четырех лет, униатский митрополит Лев Кишка успел во всех русских провинциях, остававшихся под властию польских королей, собором, созванным в Замостье в 1720 г., открыто утвердить унию, уничтожить навсегда все православные епископства, занять униатским духовенством все православные монастыри в Польше – и все это успел уполномочить сеймовою конституциею 400 . Луцкий униатский епископ Стефан Рупиевский ревностно содействовал успешнейшему исполнению соборных определений своего владыки. «Жалобою своею весь город исполняют священники греческого закона, – писал к нему (Рупиевскому) папский нунций, архипископ Сантини, – и плачутся как об изгнании своем из епархий, так и о лишении имения своего по твоему, пречестнейший владыко, повелению», – и убеждал Рупиевского быть справедливее к православным, которые имеют защитника «в пресветлейшем царе» (русском).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРЕМИЯ (Свистельницкий Евстафий; † после 1.06.1678), правосл. еп. Львовский, Галицкий и Каменецкий. Из мелкого шляхетского правосл. рода герба Сас, род Свистельницких известен в Галицкой Руси с 1-й трети XV в. Среди галицких шляхтичей, подписавших ходатайства к Киевскому митр. Макарию 1539-1540 гг. об учреждении во Львове правосл. кафедры, фигурирует Никандр Свистельницкий (АЗР. Т. 2. С. 350. 193; С. 391. 198). Род., вероятно, в родовом имении - с. Свистельники Галицкого повета Русского воеводства. Отцом архиерея предположительно был Илья, к-рого считают основателем правосл. прихода в Свистельниках (1630). Согласно не подтвержденному др. источниками заявлению оппонентов И., до монашеского пострига тот был дважды женат, причем в последний раз на вдове. Возможно, его сыном был фундатор ц. Воскресения Христова в Свистельниках (1699) Александр, портрет к-рого хранится в Национальном музее во Львове ( Жеплинська О. Натрунний портрет Олександра Свистельницького у збipцi Haцiohaльhoro музею у Льbobi//Лimonuc Нац. музею у Льbobi. Льbib, 2001. 2(7). С. 103-107). В кон. 1667 г. Антоний (Винницкий) , признанный Киевским митрополитом в пределах Речи Посполитой, выдвинул Е. Свистельницкого кандидатом на замещение Львовской кафедры в противовес кандидатуре Шумлянского (см. Иосиф (Шумлянский) ), избранного местной шляхтой в янв. того же года и 27 февр. получившего королевский привилей на епископство. После смерти в сент. 1666 г. Львовского еп. Афанасия (Желиборского) митр. Антоний управлял Львовской епископией и избранием Свистельницкого пытался сохранить над ней контроль. Свистельницкого поддержали Львовское братство , шляхта Галицкой земли, бывш. гетман Правобережной Украины Павел Тетеря (1663-1665), незадолго до этого записавшийся во Львовское братство, и часть духовенства. На стороне Шумлянского был Иосиф (Нелюбович-Тукальский) , избранный на митрополичью кафедру почти одновременно с Антонием (Винницким) и, так же как и Антоний, получивший королевский привилей на митрополию.

http://pravenc.ru/text/293652.html

В этот год в братство, или, вернее, в его типографию, был принят печатник из Литвы, некто Михаил Сноска (Слёзка), который, как человек даровитый и энергичный, завоевал себе доверие братчиков, получил звание члена общества и сделался управляющим типографией до 1638 года. Впоследствии он, разбогатев на службе у братства, стал во враждебные к нему отношения, завел свою собственную ти[пографию] и несколько раз вел с братством тяжбу на суде. За неисправную перепечатку Киевского катихизиса Петр Могила отлучил его от Церкви, в каковом отлучении Михаил Слёзка и умер в 1667 году. Только митрополит Антоний Винницкий разрешил схоронить тело его, остававшееся две недели без погребения у приходской церкви. Уже после смерти его, в царствование короля Михаила, дело решено было в пользу общества с тем, чтобы оно приобрело от наследников Слёзки всю типографию. С этих пор до 1707 года общество пользовалось почти постоянно исключительным преимуществом печатать славяно-русские книги. Вот книги, вышедшие из его типографии: Псалтирь и Богородичники 1634 г., Апостол и Евангелие 1636 [г.], Служебник 1637 [г.], Апостол 1639 [г.], Часослов и Октоих 1640 г., Триоди Постная и Цветная 1642 г., Служебник 1646 г., Апостол 1654 [г.], Триодь Постная 1664 г. После М[ихаила] Слёзки обществом было издано несколько книг, из которых мы назовем более или менее важные: 1668 г. Часослов большой, 1671 г. Псалтирь кирилловской печатью на валахском языке, Служебник 1680 [г.], Евхологион или Требник 1682 г., Триодь Цветная и Постная и Требник 1688 и 1689 [гг.], Служебник 1691 г., Требник 1695 г. и Служебник 1702 года. В начале XVIII века большая часть духовенства греко-восточного исповедания и сам Львовский епископ Шумлянский были уже соединены с Римской Церковью, но ставропигиальное братство не изменяло еще Православию. Удар братству был нанесен особенно чувствительный в то время, когда при греко-униатском монастыре св. Георгия, по приказанию епископа, была учреждена русская типография. Первая книга, вышедшая из этой типографии в 1707 году, был[а] Ирмологий. Это побудило общество 16 мая 1708 года заключить с епископом условие, по которому оно приступило к унии, а епископ передал ему шрифты и непроданные книги с обязательством не заводить впредь русской типографии. Дальнейшая судьба типографии, подпавшей влиянию римской Церкви и отдавшейся всецело на служение унии, для нас с вами не может представлять интереса в данное время.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Кроме типографий указанных, известны еще типография епископа Арсения Желиборского в Львове при Юрьевском монастыре, типография Войтеха Мелчевского, существовавшая во Львове с 1684–1692 г., типография епископа Иосифа Шумлянского в Львове 1688–1690 [г.], типография, учрежденная тем же епископом Шумлянским в Львове при Юрьевском базилианском монастыре и существовавшая с 1700 до 1707 года, типография Ивана Филипповича в Львове, основанная и закрытая в 1657 году и, наконец, типография Иосифа Пиллера в Львове с 1817–1818 [г.], но все эти типографии, отчасти потому, что они служили униатским целям, а более потому, что они существовали кратковременно и едва успели издать по одной или по две книги, и притом гражданские, а не богослужебные, не могут останавливать на себе наше внимание. Переходим к обзору исторической судьбы типографий, имевших громадное значение для богослужения в нашей Церкви, так как некоторые из богослужебных книг, напечатанных в этих типографиях, легли в основание богослужебных книг нашей Церкви. Важнейшей из этих типографий можно считать Стрятинскую типографию. Стрятин – это местечко бывшего Бережанского округа, впоследствии перешедшее в собственность графа Красинского. В этом местечке была основана типография тогдашним его владельцем Феодором Юрьевичем Балабаном вместе с дядей его епископом Гедеоном. Из этой типографии вышли две знаменитые книги: Служебник в 1604 [году], который потом лег в основание Служебника, исправленного патр. Никоном, и Требник 1606 года, который носит такое заглавие: «Молитвенник или Требник из греческаго языка на словенский переведенный, в друкарне пана Феодора Юрьевича Балабана Стратынское, выданной року 1606 в Стратыне». На обороте заглавного листа изображен герб рода Балабанов. Еще до выхода в свет Требника скончался Феодор Балабан (24 мая 1606 г.), и его превосходная типография, после девятилетнего бездействия, перешла в Киево-Печерскую лавру, где и образовала знаменитую впоследствии братскую типографию, о которой будем говорить ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Львовские епископы: Мы выше видели, как львовский епископ Иосиф Шумлянский отрекся от православной веры и изложил свое исповедание пред папским нунцием в Варшаве. Преемником Иосифа Шумлянского († 1708 г.) был Варлаам Шептицкий , из архимандритов униовского монастыря (которым он управлял 40 лет), с 1710 г. по избранию шляхты, духовенства и братства, под председательством митрополита Георгия Винницкого. Умер 4-го апреля 1715 г. Ему преемствовал Антоний Шептицкий, принявший при посвящении имя Афанасия, племянник предыдущего. Родился в 1685 году в Воскренице, Перемышльской епархии, от отца униата, матери католички; обучался до реторики; в 1715 году 21-го сентября избран в епископы из униовских архимандритов, быв пресвитером только шесть месяцев. При вступлении его в управление епархией, в ней считалось 48 благочиний, церквей значительно более 1,000, 3 больших монастыря и до 40 малых; женских 15; 1 братство большое львовское и множество малых по городам; для русского юношества семинария у львовских осатинов, и в ней только 4 русских, воспитанника; в Львове до 1,000 униатских домов, но об них замечено, что они бедны сравнительно с польскими. 1179 «Он последний был избран духовенством, шляхтой и братством под председательством митрополита Льва Кишки. После поляки лишили руский народ и этого права (Зубрицк. Лет. Львовск. братства под 1715 годом). Шептицкий после Замойского собора возобновил прежние споры с Львовским братством, требуя от него покорности и подчиненности по всем делам его управления. Пререкания эти приняли, наконец, вид судебных процессов и причинили много неприятностей той и другой стороне. Епископ и братство судились у нунция, судились и в Риме. Надо удивляться, как мало русские епископы понимали интересы своей церкви. Сделавшись в 1729 г. митрополитом, Шептицкий приступил к исправлению, т. е. порче богослужебных книг, наполняя их латинскими службами и молитвами, завел свою типографию в Униове, а прежде употребляемые книги называл еретическими и запрещал братству продавать. Шептицкий скончался 11-го ноября 1746 г. Кульчинский, писавший свою летопись еще при жизни его, называет его красой своей фамилии и восхваляет его пастырскую ревность. 1180

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Вскоре после своего совращения в унию Иосиф Шумлянский принудил последовать за ним большинство приходов своей Львовской и Каменец-Подольской епархии. Однако решительное сопротивление епископу оказали Львовское Успенское Старопигиальное братство и монастыри Галиции. Львовское братство продолжало борьбу с унией до 1708 г., когда братчики были сломлены, главным образом, экономическими мерами. Еще дольше, чем братство, противилось введению унии православное монашество Галиции. Монастырь в Словите хранил верность Православию до 1718 г., Креховская Николаевская обитель сопротивлялась введению унии до 1721 г. Манявский скит в Карпатских горах сумел продержаться до 1786 г. Монастырь это так никогда и не был совращен в унию его упразднил своим приказом император Иосиф II уже после того, как Галиция вошла в состав империи Габсбургов. Вслед за Львовской перешла в юрисдикцию папского Рима и Луцкая православная епархия. Луцкий епископ Афанасий, родной брат Иосифа Шумлянского, также тайно принял унию. Тем не менее, вплоть до своей кончины в 1694 г. он так и не смог привести свою епархию к единству с Римом (о том, что сам Луцкий епископ остался верен принесенной папе присяге, свидетельствует факт его предсмертной исповеди своему брату доминиканскому монаху Даниилу Шумлянскому). После кончины Афанасия Шумлянского клирики и миряне Луцкой епархии избрали новым епископом волостного писаря Димитрия Жабокрицкого. Однако он имел каноническое препятствие к рукоположению, будучи женатым на вдове. Тем не менее, Димитрий развелся с супругой и принял пострижение с именем Дионисий (его супруга отказалась стать монахиней). Эти личные обстоятельства Жабокрицкого во многом стали одной из причин его уклонения в унию. Дионисий обратился за посвящением в сан к православному митрополиту Киевскому Варлааму Ясинскому. Митрополит счел, что несмотря на препятствие, для Дионисия можно сделать исключение, рукоположив его в епископский сан. Но самостоятельно решить этот вопрос Варлаам, управлявший Киевской митрополией целиком самостоятельно, все же побоялся.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/420/...

Этими краткими сведениями о судьбе Киевского братства во второй половине XVII века мы и ограничимся в настоящем очерке, так как с переходом Киева в 1686 году к Московскому государству и с подчинением Киевского православного митрополита Московскому патриарху, братский монастырь и училище перешли под верховный надзор общерусских высших иерархов и правительства, которые и стали заботиться о материальном обеспечении сих учреждений. При этом надлежит упомянуть, что, как видно из царской грамоты от 1685 года, церковные братства оставались в том же положении, как и при польском правительстве, а православному населению предоставлено было право свободного выбора («вольной елекции») на Киевскую кафедру митрополита из тамошних природных обывателей. Киевская училищная коллегия, переименованная в 1700 году в академию, с её особенным строем и жизнью, послужившими образцом при учреждения в России духовных училищ, как известно, в первую половину XVIII века, воспитывая в своих стенах также многих детей знатнейших Малороссийских семейств, давала России много полезных, образованных деятелей на разных поприщах общественной службы. 59 Луцкое братство. Волынь также пережила все ужасы войны поляков с казаками, и, в частности, г. Луцк подвергся опустошению, но все эти невзгоды не надломили сил Крестовоздвиженского братства. После смерти епископа Афанасия Пузыны (1650 г.) и кратковременного епископства Иосифа Чаплица-Шпановского, на Луцкую кафедру был переведен в 1655 г. бывший Холмский епископ Дионисий Балабан. Он тоже недолго управлял епархией, и в 1657 году, по смерти митрополита Сильвестра Коссова, он был избран Киевским митрополитом, оставаясь вместе с тем и администратором епископии Луцкой. 8 сентября 1657 года митрополит Дионисий записался в состав Луцкого братства, и, усматривая, что «богоизбранное согласие Луцкого братства многократно от разных духовных лиц утеснение и разорение претерпело», поспешил подтвердить братские права и привилегии. 60 По смерти Дионисия Балабана в 1663 году, в Луцкие епископы был избран Гедеон Святополк князь Четвертинский. Этот епископ, хотя и управлял епархией более 20 лет, однако, имея таких врагов как Иосиф Шумлянский, вел непрестанную борьбу с католиками и униатами, и даже, вследствие угроз короля о заточении его в случае непринятия унии, должен был под конец удалиться в Малороссию, а затем, как известно, епископ Гедеон в 1685 году был утвержден в сане Киевского митрополита. 61

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Исследователи рассматривают последствия Брестской унии и дальнейшей эволюции западнорусского христианства в разных епархиях и областях Киевской митрополии, в том числе новые явления в области культуры, особенно в книгоиздании (деятельность львовской, виленской, супрасльской типографий), решения соборов униатского духовенства по упорядочению структуры и обрядовой практики униатской Церкви, организации приходской жизни, используя, в том числе, и неизвестные до сих пор архивные документы. Особенное внимание уделяется деятельности таких выдающихся архиереев, как Львовский епископ Иосиф (Шумлянский), Киевские митрополиты Лев (Кишка), Киприан (Жоховский), Афанасий и Лев (Шептицкие). Собранные материалы и сделанные наблюдения о Slavia Unita (прежде всего, о «постмогилянском» реформировании церковной организации, решениях соборов, культовой практике, явлениях культуры), по мнению А. Гиля и И. Я. Скочиляса, свидетельствуют о том, что для западнорусской Церкви принятие унии было способом сохранения киевской традиции (с. 179–181). Переподчинение Киевской православной церкви Москве в 1686 г. видится авторам как начавшийся процесс утраты церковной идентичности западнорусским православием (с. 444). Однако судьбы собственно киевского православия, а также важнейший вопрос перехода кафедры в юрисдикцию московских патриархов не рассматриваются в исследовании, а потому высказанная оценка остается пока лишь предварительным наблюдением, относительно которого с авторами можно поспорить. Нет сомнения, что к концу ΧVII столетия на территории Киевской митрополии православие, некогда покровительствуемое столь блистательными магнатами, как князь Константин Острожский, и породившее феномен церковных братств и монастырей с их школами и активной книгоиздательской деятельностью, становилось переферийным по отношению к Москве. В то же время, нельзя не отметить того огромного влияния, которое оказали представители киевского духовенства, те, кто получил образование в Киево-Могилянской академии, на Русскую Православную Церковь. Дальнейшее изучение влияния киевского православия на московское, особенно в эпоху церковных реформ патриарха Никона и начавшейся книжной справы, присоединения к Русскому государству части земель Речи Посполитой, а затем и перехода Киевской православной митрополии в юрисдикцию московских патриархов представляется, таким образом, необходимым для дальнейшего более глубокого изучения этого явления.

http://sedmitza.ru/lib/text/5199087/

Им же были поручены хлопоты об утверждении Жабокрицкого в сане епископа (Ibid. III, 317. Синод. сборн. неперепл. I л., 426 об. рук. Ак. Наук F, 84 и 494). В 1696 году Иннокентия обвиняли в переписке с униатским епископом Шумлянским и тайных сношениях с Мазепой, на счет перехода гетмана к Польше. (Соловьев XIV, 293). Скончался он 17 января 1697 года и погребен игуменом Димитрием (Ростовским), его преемником. (Соч. св. Димитрия I, 491). 723 Вест. Арх. и Ист. 1885, II, стр. 29–31. Рукопись Александр. Успенс. монастыря 22. Упомянутая статьи на л. 5. Из учителей приводятся Симеон Солунский , Иоанн Златоуст , Герман, И. Дамаскин, Нил Кавасил, св. Амвросий. Вероятно это тоже сочинение, что и в Чудовской рукописи 283 в 4-ку на 94 листах: книга новотворная о таинстве евхаристии, с латинского, тоже оставшейся нам недоступной; сравни также выше стр. 91. Из него сделал выписки и св. Димитрий, которые и попали в печать с его именем. В конце читается символ апостольский. 724 Горский полагает, что сочинение это, писанное рукою Евфимия и не заключающее в себе признаков перевода с греческого, и составлено самим Евфимием от лица Софрония Лихуда. Опис. р. с. б., II, 3, стр. 469. Унд. 481. Иоанникий уехал в Венецию в 1688 г. и воротился лишь в 1691 году. 725 Эти две тетради могли быть Обличение и Ответ праведный, но последнее сочинение не сохранилось и представляет, по нашему мнению, черновую работу к «Манне». Вряд ли вторая тетрадь – вышеупомянутый Церковносоставник; вернее, выражение две тетради означает не два сочинения, а лишь величину «Обличения». Обличение упомянуто прямо в заглавии сочинения: «Истины показание или ответ на неистовно брехание». 728 Строев, Библ. словарь, стр. 30. Несомненно, что в ней поддерживается греческое мнение. Рукопись (in 4°, 48 л.) в библиотеке Архангельской семинарии 527 (194). Вероятно, есть относящееся к нашему вопросу и в другом сочинении Афанасия: «Чин, како.. в великий четверг... тайны святити... и о пресуществлении и пр. Рукоп. Солов. 48; Антон. Сийск.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010