Еп. Феодосий (упом. под 1326 и 1328), еп. Трифон (упом. под 1331 и 1335), еп. Иоанн (упом. под 1393 и 1398), еп. Феодор (упом. под 1397), еп. Савва (время занятия кафедры неизвестно, смещен в 1401), еп. Дионисий (упом. под 1415 и 1416), еп. Евфимий (упом. под 1429), еп. Алексий (упом. под 1429), еп. Феодосий (упом. под 1445), еп. Кирилл (упом. под 1449), еп. Мартиниан (упом. под 1458), еп. Иона (1491-1495), еп. Ефрем (упом. под 1495 и 1498), еп. Кирилл (1503-1526), еп. Пафнутий (1526-1528), еп. Макарий (24 апр. 1528 - не позднее 1535; впосл. митр. Киевский Макарий II ), еп. Арсений (упом. под 1536 и 1540), еп. Феодосий (Гулевич; 1541-1548), еп. Георгий (Фальчевский; 1549-1556), еп. Иосиф (упом. под 1558), еп. Никифор (упом. под 1564), еп. Марк (Жаровницкий; 1565 - дек. 1568), еп. Иона (Борзобогатый-Красенский; 1569-1585 (в 1569-1571 управлял епархией, будучи мирянином)), еп. Кирилл (Терлецкий; назначен на кафедру 17 сент. 1585; 8 окт. 1596 объявил о переходе в унию), еп. Исаакий (Борискович; 11 янв. 1621 - после нояб. 1632), еп. Афанасий (Пузына; кон. 1632 - 15 дек. 1650), еп. Иосиф (Чаплиц-Шпаковский; ок. 1651-1654), еп. Дионисий (Балабан-Тукальский; 1654 - нач. янв. 1658), еп. Гедеон (Святополк-Четвертинский; 1659-1684; 8 нояб. 1685 избран митрополитом Киевским, сохранял титул епископа Луцкого и Острожского до июня 1687), Львовский еп. Иосиф (Шумлянский; 1684 - 29 февр. 1687; 1694-1695, в. у.), еп. Афанасий (Шумлянский; 16 мая 1687 - 12 июля 1694), еп. Дионисий (Жабокрицкий; управлял епархией, не являясь епископом с 1696, архиерейская хиротония в 1702 не была признана ни в Москве, ни в Киеве; в 1702 уклонился в унию), еп. Кирилл (Шумлянский; 1710 - февр. 1712, на кафедру не допущен властями), архиеп. Николай (Ярушевич; 28 окт. 1940 - 15 июля 1941; с 9 марта 1941 в сане митрополита), еп. Максим (Бачинский; 13-23 мая 1944), еп. Николай (Чуфаровский; 23 мая 1944 - 3 янв. 1946), еп. Варлаам (Борисевич; 1946-1948), архиеп. Панкратий (Кашперук; 3 июня 1948 - 15 нояб. 1952 в сане епископа; 23 июля 1956 - 19 июля 1962 в сане архиепископа), еп. Палладий (Каминский; 15 нояб. 1952 - 23 июля 1956), еп. Мефодий (Мензак; 29 авг. 1962 - 22 дек. 1964), еп. Леонтий (Гудимов; 22 дек. 1964 - 8 окт. 1965), еп. Дамиан (Марчук; 8 окт. 1965 - 30 дек. 1986), еп. Варлаам (Ильющенко; 30 дек. 1986 - 19 февр. 1990), еп. Варфоломей (Ващук; 24 февр. 1990 - 25 авг. 1992; с 24 февр. 1990 епископ Волынско-Ровенский, с 10 апр. 1990 епископ Волынско-Луцкий), митр. Нифонт (Солодуха; с 25 авг. 1992; до 28 июля 1993 в сане епископа, до 11 апр. 2001 в сане архиепископа, с 18 окт. 2016 на покое), еп. Нафанаил (Крикота; с 18 окт. 2016, с 17 авг. 2019 в сане архиепископа). Монастыри

http://pravenc.ru/text/2110930.html

Иерархия... С. 16). «...В 1664 г. польское правительство дало привилегию на Киевскую митрополию Перемышльскому епископу Антонию Винницкому, запретив духовенству ... признавать пастырем Тукальского ... Смущали безначалию, или чему иному, нужно приписать, что в то же время и Львовский епископ Афанасий Желиборский именовал себя «администратором митрополии Киевской, Галицкой и всея России...» ... Преемник его, Иосиф Шумлянский предъявляет те же права» ( Чистович И. А. Ук. соч. Т. 2. С. 140). 1940 В 1673 г., несмотря на наличие Киевского митрополита, для управления Православной Церковью на территории Польши король учредил должность администратора, которым стал еп. Львовский Иосиф (Шумлянский), тайно перешедший в Унию. После смерти митрополита Иосифа (Тукальского) († 1675) Иосиф (Шумлянский) продолжал исполнять функции администратора до 1700 г., когда он открыто объявил о переходе Львовской епархии в Унию ( Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. СПб., 2004. Т. 2. С. 301–303). 1941 Епископ Поставлен на Киевскую митрополию в Москве Патриархом Иоакимом. По И. Забелину первая дата иная: 09.02.1685 («...В 1685 г. ноября 9 в Крестовой палате (в Кремле у Патриарха. – Сост.) был стол для поставления Гедеона, епископа Луцкого, в митрополиты в Киев...» (Забелин И. История города Москвы. M., 1905. С. 562). Титул: «Малые России митрополит Киевский и Галицкий» ( Покровский И. М. Ук. соч. Τ. 1. С. 487). В 1687 г. Собор в Константинополе подтвердил это поставление и принял определение, чтобы впредь Киевской митрополии быть в юрисдикции Московского Патриарха. Этим закончилось возникшее в 1458 г. разделение Русской митрополии на Московскую и Западно-Русскую. В 1686 г. (по договору о «Вечном мире» с Россией) Польша признала верховную юрисдикцию Московского Патриарха и Киевского митрополита над Православными епархиями на своей территории (Карташев A. В. Очерки по истории Русской Церкви. СПб.. 2004. Т. 2. С. 304). 1942 В 1694–1704 гг. при нем состоял временноуправляющий Серапион (Полховский) епископ Могилевский, с титулом: «Наместник митрополит Киевской и Экзаршеского трона Константинопольского».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Онуфрий (в мире Иосиф) Шумлянский , с 1746 г. епископ перемышльский, самборский и саноцкийй. Шумлянский, как и предшественник его, имел много хлопот и неприятностей с монастырями и монахами своей епархии, которые, вышедши из-под власти своего епископа, не только не подчинялись никаким его распоряжениям, но постоянно досаждали, то происками, то насильственно овладевая имуществами кафедры и присвоивая их себе или своему ордену. Шумлянский скончался 20-го апреля 1762 года. Афанасий Шептицкий с 1762 года; скончался 6-го июня 1779 г. 1128 «На столицы епископские, писал автор «Перестроги», недбают о годвого, альбо жебы то было ведле канонов. Наставят его епископом, только бы признавал папежа за голову, хотя едва читати будет умети. А другий, як Холмский, читати не умел, а пред этим его поставили на епископию» А. 3. Р. IV, 149, стр. 230. 1130 Списки униатских митрополитов и епископов у Несецкого, Кульчинского и Стебельского. Показания их проверены по делам архива греко-униатских митрополитов и во многом, где можно было, исправлены. 1135 Is ab initio metropoliae usque ad finem vitae suae per annos circiter 15 variis invaletudinis et quidem gravibus pressus dejectibus. Tandem membris contractus pedibusque destitutus et visu orbus factus est. Annal. ecclesiae Ruth, p. 335. 1139 В 1589 г. патриарх Иеремия из Замостья послал его к митрополиту Рагозе с грамотой о созвании собора для рассмотрения поведения некоторых епископов. Слуги Терлецкого, догнавшие Григория в лесах за Пинском, разбили его, листы побрали и на поле еле живого оставили. А. 3. Р. IV, стр. 208. 1142 Прося ходатайства Радзивила, Гребницкий обещал на пользу унии и самого Радзивила не только лично свои услуги, но и всей будущей своей паствы, предоставляя себе в награду и утешение gaudere titulo creaturae cum aeviterna erga sunm сгеатогет obligatione.» Археогр. сборн. VII, 144. Письмо Гребницкого к Карлу Радзивилу от 5 дек. 1714 г. – Processus informativus в Арх. ун. митр., кн. XVII, 789. 1152 В 1617 г. бывши виленским архимандритом, он издал сочинение Obrona jednosci cerkiewni, в котором диказывал стародавность унии в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ (Шумлянский Константин; † 30.11.1726, г. Переяслав, ныне Переяслав-Хмельницкий, Украина), еп. Переяславский и коадъютор Киевской епархии, последний правосл. архиерей Луцкой епархии до ее отпадения в унию; сын еп. Афанасия (Шумлянского) и племянник еп. Иосифа (Шумлянского) . Впервые упоминается в донесении о поездке в Каменец (ныне Каменец-Подольский) еп. Иосифа (Шумлянского) от 16 июля 1703 г. как игумен, генеральный официал Львовской униат. епархии в Каменце (наместник Львовской епархии при каменецком кафедральном соборе) и одновременно настоятель Угорницкого Преображенского мужского монастыря, формально к тому времени не перешедшего в унию. Вероятно, именно сохранением обители в Православии были обусловлены выданные за подписью кн. А. Д. Меншикова «Охранный и протекционный лист для игумена Кирилла Шумлянского и братии Угорницкого монастыря» (1706) и охранный лист для Угорницкого монастыря от царя Петра I (1707). Каким образом К. мог одновременно быть униат. официалом в Каменце и правосл. игуменом в Угорниках, пока не удалось выяснить; очевидно, речь шла об определенной «двойной игре» со стороны К. Кирилл (Шумлянский), еп. Переяславский и Бориспольский. Фотография с портрета. Нач. ХХ в. (РГИА) Кирилл (Шумлянский), еп. Переяславский и Бориспольский. Фотография с портрета. Нач. ХХ в. (РГИА) В 1704 г. была внесена жалоба генерального официала униатского каменецкого собора игум. К. на дворян Альберта Кухарского и Михаила Домбровского на то, что они оскорбили еп. Иосифа (Шумлянского) в Каменце во время исполнения им обязанностей по должности. В тот же период, 12 июня 1704 г., К. в одном из документов впервые именован коадъютором Львовской епархии. Вероятно, к 1708 г. Угорницкий мон-рь под рук. К. окончательно стал униатским, тем более что к тому времени К. являлся коадъютором еп. Львовского и Каменецкого Иосифа (Шумлянского), скончавшегося 16 июля 1708 г. Не исключается также, что в 1703-1707 гг. К. по примеру своего дяди открыто не принимал унию и являлся тайным униатом, демонстрируя свою приверженность Православию в расчете на помощь и поддержку со стороны России.

http://pravenc.ru/text/1840355.html

Переписка была напрасной. Политические обстоятельства изменились не в пользу православия и Шумлянский стал совсем независим от московского патриарха. Поляки не сдержали условий вечного мира с Россией, ослабленной неудачными турецкими походами. Они дали простор униатам. Униаты начали теснить православных и Шумлянский объявился тем, кем был в действительности. Он вместе с братом Афанасием луцким стал отбирать киевские антиминсы и святое миро, вместо них раздавать свое, запрещал в заграничных церквах и монастырях молиться за киевского митрополита, проклинал сторонников киевской иерархии, отнимал митрополичьи маетности и продолжал именоваться блюстителем Киевской митрополии и архимандритом киево-печерским, при этом произвольно пользовался правами особого галицкого митрополита. При таком поведении представителей западнорусского православия казаки польской Украины много терпели от католиков и униатов. Об этом писал 28 марта 1691 года м. Варлаам Ясинский в жалобе московским царям. Расходившиеся униаты завладели и его митрополичьими заграничными деревнями. Еще при Гедеоне за митрополитом осталось в Киевском округе всего лишь две деревни – Погребки и Зазимье, из которых последнюю оспаривала Лавра. Постоянные войны мешали России помогать православным в польских областях 1128 . Строгость мер Петра по отношению к униатам не в состоянии была поднять православия. Православные епископии вместе со своими архиереями одна за другой стали переходить в унию. Львовский и перемышльский владыки давно были униатами и только скрывались под именем православных. Афанасий луцкий, хотя не присягал на унию, но действовал не лучше брата. Его преемник Дионисий Жабокржицкий в 1702 г. принял унию. Луцкое братство жаловалось Петру I. Жабокржицкий был схвачен и заточен в Москву 1129 . Но и Луцкая православная епископия просуществовавшая дольше других западнорусских епархий, перешла в унию вместе с переходом западной Украины по указу Петра (1711 г.) под власть Польши. Её епископ Кирилл Шумлянский, желавший остаться православным, вслед за выселенцами переселился (1712 г.) на восточную сторону Днепра в Киев, затем утвердился в Переяславле (южном); оттуда он и его преемники управляли церковными делами в западной Малоросссии в качестве коадъюторов (викариев) киевского митополита 1130 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Как он отметил, в сентябре 1694 г. умер Луцкий епископ Афанасий (Шумлянский), “потаемныи униат”, посаженный на кафедру его братом Иосифом, и волынская православная шляхта выдвинула кандидатуру “шляхтича православного и учоного человека” Дмитрия Жабокрицкого, луцкого земского писаря 39 . 12 мая 1695 г. король, несмотря на недовольство Иосифа Шумлянского, выдал Жабокрицкому привилей на епископство. Величко воспроизвел текст документа, внесенного Жабокрицким в луцкие земские книги 40 . Далее Величко поместил тексты писем, которыми обменялись летом 1695 г. Иосиф Шумлянский и Д. Жабокрицкий. Отклоняя претензии Шумлянского на участие в элекции, Жабокрицкий сообщил, что он отобрал владения кафедры у лиц, которым их раздал в аренду Шумлянский, и будет добиваться через суд возвращения имущества Луцкой кафедры, вывезенного Шумлянским во Львов 41 . С Жабокрицким были связаны важные планы, касающиеся восстановления позиций православия в Речи Посполитой. Русский резидент в Варшаве Борис Михайлов, сообщая в Москву об избрании Жабокрицкого, передавал мнение местных православных, что с его помощью удастся “и Белорускую епископию обновить, и Премышлского выгнать з епископства”. Об этом говорилось в грамоте царей Иоанна и Петра Варлааму (Ясинскому), которую включил в свою “Летопись” Величко 42 . Такая же мысль была сформулирована в посланном Патриарху Адриану коллективном мнении киевских богословов, утверждавших, что Жабокрицкий, как “великий ревнитель православия”, мог бы противостоять гонениям на них в Речи Посполитой 43 . Величко поместил в своей “Летописи” послания гетмана Мазепы и митрополита Варлаама (Ясинского), связанные с хлопотами о том, чтобы Патриарх Адриан дал согласие на посвящение Жабокрицкого в епископский сан: письмо митрополита своим послам при гетмане Стефану (Яворскому) и Иннокентию (Монастырскому), которые должны были просить Мазепу о ходатайстве перед патриархом 44 , записи о хлопотах гетмана и ответы от царей и патриарха 45 . Величко внес в свою “Летопись” также послания Жабокрицкого гетману и Варлааму (Ясинскому).

http://sedmitza.ru/lib/text/4261400/

Еще дольше, чем братчики, противилось введению унии православное монашество Галиции. Монастырь в Словите хранил верность Православию до 1718 г., Креховская Николаевская обитель сопротивлялась введению унии до 1721 г. Манявский скит в Карпатских горах сумел продержаться до 1786 г. Монастырь это так никогда и не был совращен в унию - его упразднил своим приказом император Иосиф II после того, как Галиция вошла в состав империи Габсбургов. Вслед за Львовской перешла в юрисдикцию папского Рима и Луцкая православная епархия. По проискам Иосифа Шумлянского из Луцка был вынужден бежать на Левобережье, под защиту гетмана Самойловича, епископ Гедеон (князь Святополк-Четвертинский), ставший в 1685 г. первым митрополитом Киевским и Галицким в юрисдикции Московского Патриархата. После этих событий на Луцкую кафедру король Ян Собесский поставил родного брата Иосифа Шумлянского - Афанасия, который также тайно принял унию. Тем не менее вплоть до своей кончины в 1694 г. Афанасий так и не смог привести свою епархию к единству с Римом (о том, что сам Луцкий епископ остался верен принесенной папе присяге, свидетельствует факт его предсмертной исповеди своему брату - доминиканскому монаху Даниилу Шумлянскому). После кончины Афанасия Шумлянского клирики и миряне Луцкой епархии избрали новым епископом волостного писаря Димитрия Жабокрицкого, имевшего репутацию человека строго православных убеждений. Жабокрицкий, однако, имел каноническое препятствие к рукоположению - он был женат на вдове. Тем не менее, Димитрий развелся с супругой и принял пострижение с именем Дионисий (его супруга отказалась стать монахиней). В конце концов эти личные обстоятельства Жабокрицкого стали одной из причин его уклонения в унию. Дионисий обратился за посвящением в сан к православному митрополиту Киевскому Варлааму Ясинскому. Митрополит счел, что несмотря на препятствие, для Дионисия можно сделать исключение, рукоположив его в епископский сан. Но самостоятельно решить этот вопрос Варлаам, управлявший Киевской митрополией целиком самостоятельно, все же побоялся. Он обратился к патриарху Московскому и всея Руси Адриану за диспенсацией для Дионисия. Киевские богословы из Могилянской коллегии направили в Москву составленную ими каноническую справку, в которой обосновывалась возможность диспенсации по соображениям крайней необходимости - ввиду сложного положения Православной Церкви в Речи Посполитой. За Жабокрицкого перед патриархом Адрианом также хлопотал московский посол в Варшаве Борис Михайлов.

http://sedmitza.ru/lib/text/436341/

Некоторые, оставив обитель, предавались разврату, бродили по разным местам и не сознавали над собою никакого начальства. Иноки благонамеренные сделались предметом ненависти и преследования. С ними поступали жестоко и бесчеловечно: по приказанию Ягельницкого, некоторые из них подвергались неслыханному истязанию: он велел наказывать их телесно – по 500 ударов палками, заключал в оковы, по несколько дней морил голодом и холодом, а других выгонял из монастыря, лишая их всякого средства к жизни. Оттого в монастыре происходили междоусобия и драки, стали употреблять одни против других оружие, которого было тогда достаточное количество 34 , и в обители, как на войне, стрелялись и резались. В это бедственное для Почаевского монастыря время, Луцкий православный епископ Афанасий Шумлянский послал в Почаев пастырское, исполненное любви и заботливости, увещание, но возмутители презрели таковое, и с дерзостью говорили: «мы сами себе господа, никого не признаем над собой господином, и иметь его не желаем» 35 . Когда разнесся слух, что сам епископ едет в Почаев, то возмутители плевали на monitorium епископа и говорили: «пусть едет: мы ему дадим маку» 36 . Услышав о такой дерзости и наглости Почаевских монахов, епископ Шумлянский вызывал более виновных к суду в Луцкую консисторию. В то время это обыкновенно делалось чрез письменные архиерейские повеления, которые уполномоченный обязывался доставить лично в монастырь и собственноручно вручить настоятелю оного. Но буйные иноки еще более сделались дерзкими и безрассудными. Пред уполномоченным они затворили монастырские ворота, не пустили его в обитель, и не приняв епископской бумаги, произносили на него и на самого владыку пошлые выражения. Бегая по монастырской стене с кувшинами, наполненными медом, били в барабаны (bubny) и кричали посланному: «приходи, приходи, убьем тебя» 37 . С болезнью сердца получил сведение об этих смутах епископ Шумлянский. 1693 году он командировал в Почаев архидиакона Луцкой епископской кафедры Иакинфа Жуковского, послал с ним Феодосия Стояновского, игумена монастыря Четверицкого (в то время Луцкого уезда в местечке Четверте был православный монастырь), и велел первому Почаевский монастырь от возмутителей отобрать со всем его достоянием, и до дальнейшего архиерейского усмотрения вверить оный управлению игумена Стояновского.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Однако торжество митрополита было недолгим. После того как его главный покровитель, гетман Самойлович, был обвинен в измене и на его место был избран Иван Мазепа, положение Киевского митрополита изменилось. На него посыпались жалобы в Москву. Так, Лазарь (Баранович) сообщал царям и патриарху о различных притеснениях и просил, чтобы его епархия была принята под омофор Московского патриарха, а Варлаам (Ясинский) просил, чтобы Киево-Печерская лавра была признана ставропигией Московского патриарха. Пожалуй, самым парадоксальным было обращение к Московскому патриарху епископа Иосифа (Шумлянского). От имени Луцкого, Львовского, Перемышльского и Белгородского епископов он просил об учреждении отдельной Галицкой митрополии, подчиненной Московскому патриархату . Просьба Лазаря (Барановича) была удовлетворена, и Черниговская архиепископия была переведена в ведение Московского патриарха на том основании, что митрополиту могут подчиняться только епископы, но не архиепископы . Киево-Печерская лавра становилась ставропигией Московского патриарха и независимой от Киевского митрополита на том основании, что она была ставропигией Константинопольского патриарха . Это распространялось и на киевский Межигорский монастырь . Просьба епископа Иосифа (Шумлянского) не была выполнена в связи с тем, что польское правительство, несмотря на условия договора с Россией, продолжало покровительствовать унии, православные епархии на территории Польши попали под ее влияние . Епископ Иосиф (Шумлянский) стал фактически независим от Киевского митрополита. 27 января 1688 г. Киевскому митрополиту особым указом было запрещено титуловаться митрополитом всея Руси . 6 апреля 1690 г. умер Киевский митрополит Гедеон (Четвертинский). Его преемником вольными голосами был избран Варлаам (Ясинский), получивший поставление в сан митрополита в Москве. В это время в состав Киевской митрополии входили епархии: Киевская (митрополичья), Черниговская (Лазарь (Баранович), Луцкая (Афанасий (Шумлянский), Львовская (Иосиф (Шумлянский), Перемышльская (Иннокентий (Винницкий), Мстиславо-Могилевская (вакантная) .

http://sedmitza.ru/lib/text/436221/

Повидимому после того не было несколько времени столь дерзких оскорблений православным. – Многочисленное духовенство со всей обширной епархии собиралось к епископу на соборы, обыкновенно к храмовому дню праздника, 26 сентября. Ревностный и заботливый пастырь Афанасий 977 скончался 25 декабря 1650 г. Преемником его был Иосиф Шпановский-Чаплиц , из архимандритов Мелецкого монастыря с 1650 по 1654 г. В 1655 году на луцкую кафедру переведен, бывший холмский епископ, Дионисий Балабан . Но он не долго управлял епархией. В 1657 году, по смерти митрополита Сильвестра Коссова, он избран был на киевскую митрополию. По всей вероятности, он удержал за собой управление Луцкой епархией, так как русское правительство не признало его в достоинстве киевского митрополита и назначило своего администратора митрополии. По смерти его, в 1663 г. , в луцкие епископы избран Гедеон Святополк, князь Четвертинский . Более двадцати лет он управлял луцкой епархией, выдерживая борьбу с униатами. Именовавшийся администратором митрополии, львовский епископ Иосиф Шумлянский, отнял у него епархию, надеясь поставить в ней брата своего Афанасия. 978 Гедеон удалился из Луцка в Малороссию и жил в Батурине, в Крупецком монастыре. В 1684 г. объяснял он московскому думному дьяку Украйнцеву: «приехал я сюда потому, что от гонения королевского мне житья не было, все неволил меня принять римскую веру или сделаться униатом: и теперь, идучи в поход, сам король и королева сказали мне, что когда король придет с войны, а я римлянином или униатом не сделаюсь, то меня непременно сошлют в вечное заточение в Мариенбург. Я испугался и прибежал сюда, желая здесь кончить жизнь в благочестии. При мне еще держались благочестивые люди многие, а теперь без меня, конечно, король всех приневолит в римскую веру». 979 В 1685 г. Гедеон избран был в митрополиты киевские. Не переставая и после избрания Гедеона именоваться администратором киевской митрополии, львовский епископ Иосиф Шумлянский посвятил в Луцк брата своего Афанасия Шумлянского , человека, по отзыву Гедеона, решительно не способного не только к епископству, но и к священническому сану. (Летоп. Величка, т. III, стр. 66). Афанасий управлял луцкой епархией с 1688 по 1694 год, давая вид православного епископа; но тайно содержал унию. 980 Администратором униатских церквей, во время управления его, был жидичинский архимандрит Гедеон Война-Оранский, посвященный в 1693 году в холмские епископы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010