во имя ап. Иоанна Богослова. Широкие изразцовые фризы, опоясывающие фасады, фигурные оконные наличники и порталы составлены из «ценинных образцов», имеющих разнообразную форму, рельефные рисунки (изображения львов, единорогов, коней, двуглавых орлов, а также крестов - редкое явление в архитектурном убранстве храмов XVII в.- и др.) отличаются укрупненными размерами. Встречающиеся в изразцовом убранстве буквенные изображения и прочтение отдельных слов свидетельствуют о существовании храмозданной надписи в карнизной части ц. во имя ап. Иоанна Богослова, разрушенной во время бури 1698 г. Вопрос происхождения декора до конца не решен. По мнению М. И. Полянского, изразцы изготавливались в мастерской при Валдайском мон-ре . В. П. Выголов полагал, что изразцовые наборы привозились из Москвы и Ярославля, но не исключал и существования местного новгородского производства. Возможно, изразцы изготавливались в Вяжищах мастерами, прошедшими выучку в валдайской мастерской; известно, что местные мастера Дмитрий, Тимофей Дмитриев, Артемий Митрофанов занимались изготовлением изразцовых печей. Церковь во имя ап. Иоанна Богослова. 1694–1698 гг. Фотография. 2004 г. Церковь во имя ап. Иоанна Богослова. 1694–1698 гг. Фотография. 2004 г. Иконы для иконостасов храмов написал в 1701 г. по подрядному договору кормовой иконописец Иван Яковлев Бахматов; был изготовлен резной иконостас мастерами Василием Яковлевым, Ерофеем Герасимовым, Федором Никоновым, Ерофеем Савельевым. К сер. XVIII в. к В. м. было приписано 1697 крестьян, 1613 дес. земли, в 1764 г. мон-рь лишился вотчин, был отнесен ко 2-му классу. В сер. XVIII в. в мон-рь ссылали клириков и монахов «за непристойные духовному сану поступки», с 1745 по 1766 г. было ок. 40 ссыльных. В сер. XIX в. в В. м. проживало ок. 35, в нач. XX в.- 18 насельников. Из архиереев XVIII-XIX вв. настоятелями В. м. были: Владимирский еп. Виктор (Онисимов), Астраханский архиеп. Антоний (Румовский) , Могилёвский еп. Афанасий (Волховский) , Воронежский еп. Иннокентий (Полянский) , Могилёвский архиеп.

http://pravenc.ru/text/161147.html

В крестьянской семье Павловых – Дмитрия Афанасьевича и Прасковьи Васильевны – было пятеро детей: два брата и три сестры. Родители были глубоко верующие благочестивые люди. Папа пел в церковном хоре. После окончания начальной школы Иван Павлов переехал к старшему брату Адриану Дмитриевичу, который работал учителем в школе, расположенной примерно в двадцати километрах от дома. В этой школе Иван и продолжил обучение в старших классах. Затем поступил в Касимовский техникум, по окончании которого был распределен на металлургический комбинат на Урал. В 1939 году был призван на срочную службу на Дальний Восток. Батюшка вспоминал, как он с сослуживцами возвращался из увольнения в город, а навстречу им бежали люди и кричали: «Война началась!» В октябре 1941 года их часть была переброшена на Волховский фронт, там, в районе станции Бологое, солдат Иван Павлов получил первое ранение. После госпиталя вернулся в свою часть, потом уже был Сталинград… Во время войны он обратился к вере. Вот как сам батюшка вспоминал об этом: «После освобождения Сталинграда нашу часть оставили нести караульную службу в городе. Здесь не было ни одного целого дома. Был апрель, уже пригревало солнце. Однажды среди развалин дома я поднял из мусора книгу. Стал читать ее и почувствовал что-то такое родное, милое для души. Это было Евангелие. Я нашел для себя такое сокровище, такое утешение!.. Собрал я все листочки вместе – книга разбитая была, и оставалось то Евангелие со мною все время. До этого такое смущение было: почему война, почему воюем? Много непонятного было, потому что сплошной атеизм был в стране, ложь, правды не узнаешь. А когда стал читать Евангелие – у меня просто глаза прозрели на все окружающее, на все события. Такой мне бальзам на душу оно давало. Я шел с Евангелием и не боялся. Никогда. Такое было воодушевление! Просто Господь был со мною рядом, и я ничего не боялся». Солдат Иван Павлов закончил войну в Австрии. В 1946 году он демобилизовался и приехал работать в Москву. Отец Кирилл вспоминал, как однажды он поехал в Елоховский собор и спросил там, нет ли у нас какого-нибудь духовного учебного заведения. «“Есть, – говорят, – духовную семинарию открыли в Новодевичьем монастыре”. Поехал туда прямо в военном обмундировании. Помню, проректор, отец Сергий Савинский, радушно встретил меня и дал программу испытаний. И я с большим воодушевлением начал готовиться. Ведь я же к церковной жизни не был приобщен. Вырос в крестьянской семье, родители были верующие. Но с 12 лет я жил в неверующей среде, у брата, и растерял свою духовность.

http://pravoslavie.ru/111550.html

В том же Софийском соборе на столбе – древняя икона: Премудрость созда себе дом. На этой иконе вверху Господь Вседержитель окружённый святыми; под изображением Господа Дух Святой в виде голубя; от Духа Святого лучи с надписями: «премудрость, совесть, разум, крепость, ведение, благочестие, страх Божий»; по сторонам Ангелы. Под изображением Духа Святого распятие с таинствами вокруг него; около надписей о таинствах в десяти местах разные лики святых, а на нижней части по обе стороны отдельно изображены Апостолы. Подобные иконы есть в монастырях новг. Юрьеве и Кириллове, но с некоторыми отличиями. В Юрьеве монастыре, в Крестовоздвиженской церкви, икона: Премудрость созда себе храм; на ней вверху изображён Вседержитель, под Ним Дух Святой с указанием на семь даров Его; в средине распятие с размещёнными указаниями на веру, любовь и надежду, на семь таинств и на семь соборов, и со многими разными святыми. В Кириллове монастыре, в соборной церкви Кирилла и Афанасия александрийских , икона древняя; на ней представлен собор святых отцов, коими исполнена церковь ; внизу: Премудрость созда себе домъ, где по одну сторону София под именем силы Божией и Божией премудрости в одном лице, а по другую – Божия Матерь; от окружающих святых подаются чаши или сосуды; между Софией и Божьей Матерью – Соломон со свитком: Премудрость созда себе дом 242 . 7. Замечания о древних разных иконах в Новгороде Среди иконописных икон, в Новгороде немало было и резных 243 . Резьба древняя не ограничивалась изображением разных фигур на царских вратах 244 и на престольных сенях, на рамах, киотах и полях икон, на раках 245 и фонарях 246 ; но простиралась на изображения самых икон и крестов. Мы не будем указывать на те резные иконы, кои хранятся во главе Софийского собора и кои собраны при Петре Великом (1722 г.) из разных мест епархии 247 , а ограничимся теми резными крестами и иконами, кои принадлежат новгородским церквам. Из числа деревянных резных крестов в Новгороде, по своей важности и известности, первое место занимает так называемый Чудный крест, находящийся в каменной часовне 248 , на левом берегу реки Волхова, по выезде из Кремля к востоку, у самого Волховского моста.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

2. Освободить Преосвященного митрополита Петрозаводского и Карельского Константина от должности председателя Синодальной богослужебной комиссии с вынесением благодарности за понесенные труды. 3. Назначить Преосвященного митрополита Тверского и Кашинского Амвросия на должность председателя Синодальной богослужебной комиссии с поручением ему вынести на очередное заседание Священного Синода предложения по обновлению состава Комиссии и порядка ее работы.   ЖУРНАЛ 44 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Каширского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, относительно поступивших прошений епархиальных Преосвященных. ПОСТАНОВИЛИ: 1. В связи с прошением Преосвященного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия назначить монахиню Ефросинию (Берлизову) на должность игумении Староладожского Успенского девичьего монастыря села Старая Ладога Волховского района Ленинградской области. 2. В связи с прошением Преосвященного митрополита Ярославского и Ростовского Вадима назначить монахиню Авраамию (Сорокину) на должность игумении Авраамиево-Богоявленского женского монастыря города Ростова Великого Ярославской области. 3. В связи с прошением Преосвященного митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона, временно управляющего Минусинской епархией, назначить монахиню Афанасию (Кухленко) на должность игумении Вознесенского женского монастыря села Кочергино Курагинского района Красноярского края. 4. В связи с прошением Преосвященного митрополита Улан-Удэнского и Бурятского Иосифа назначить игумена Августина (Неводничека) на должность наместника Спасо-Преображенского Посольского мужского монастыря села Посольское Кабанского района Республики Бурятия. 5. В связи с прошением Преосвященного митрополита Новосибирского и Бердского Никодима освободить игумению Надежду (Еремину) от должности игумении Покровского Александро-Невского женского монастыря рабочего поселка Колывань Новосибирской области и назначить на эту должность монахиню Марию (Гурвич).

http://patriarchia.ru/db/text/6027150.ht...

Петра (Могилы), впервые опубликованного в 1645 г. В нач. XVIII в. появились системы, к-рые также включали Н. б. в качестве части общего введения в курс вероучения. Развитие Н. б. как самостоятельной дисциплины в России началось с составления курсов лекций по этому предмету в Киевской и Московской духовных академиях, а также в семинарии при Троице-Сергиевой лавре. В Киевской академии Н. б. ввел архиеп. Феофан (Прокопович). Для первых курсов был характерен схоластический метод подачи материала с заметным влиянием лютеран. ортодоксии, написаны они были, как правило, на лат. языке. Курсы, составленные Кириллом (Флоринским), Афанасием (Волховским), Феофилактом (Лопатинским), не отличались оригинальностью и во многом были извлечениями из книг Буддея или Мосхайма. Впрочем, нек-рые авторы отдавали предпочтение исследователям католическим. Митр. Платон (Левшин) включил в соч. «Православное учение, или Сокращенная христианская богословия» (СПб., 1765) в качестве 3-й части гл. «О заповедях закона». Работа была написана на рус. языке и отличалась простотой изложения, а также значительно меньшей схоластичностью, характерной для мн. богословских книг того времени. В 1784 г. в Лейпциге был опубликован на лат. языке труд еп. Феофилакта (Горского) «Orthodoxae orientalis Ecclesiae dogmata...», включавший нравственный раздел в 3 частях: «Всеобщие законы», «Частные заповеди», «Аскетические способы исполнения заповедей». Параллельно с Н. б. как школьным предметом в кон. XVII - нач. XVIII в. христ. нравоучение получило развитие благодаря трудам свт. Димитрия Ростовского и особенно свт. Тихона Задонского . Важнейшими творениями свт. Тихона в области Н. б. были «Об истинном христианстве» (СПб., 1785. 6 ч.), «Сокровище духовное, от мира собираемое» (СПб., 1784. 4 ч.), «Наставление христианское» (СПб., 1783), «Скрижали нравоучения» (СПб., 1784). Первым отдельно изданным русскоязычным пособием по Н. б. стала работа прот. Иакова Воскресенского «Нравоучение для благородных воспитанниц Общества благородных девиц и Института ордена св.

http://pravenc.ru/text/2577979.html

133 Георгий Кониский в своих благородных начинаниях на пользу православия встречал деятельную поддержку со стороны братства, при монастыре которого была устроена семинария, и настоятель сего монастыря был вместе с тем и ректором этой семинарии. Вскоре после смерти (в 1795 г.) доблестного епископа Георгия Кониского, положение братства значительно ухудшилось, равно как и ухудшились его отношения к преемнику Кониского епископу Афанасию Волховскому, который раздражал местное православное общество своими крутыми мерами, особенно в отношении духовных лиц, подвергавшихся оскорбительным наказаниям за маловажные проступки. 134 В 1796 году епископ Афанасий представил Св. Синоду проект о закрытии в Могилеве женского братского монастыря и, не смотря на то, что Могилевское православное общество в прошении своем Св. Синоду указывало на пользу приносимую монахинями, обучавшими грамоте местных девушек, проект этот был принят и восстановление монастыря не последовало. Но самым крупным несчастием для братства был сильный пожар 9 октября 1810 года, коим уничтожен был братский монастырь. После этого пожара долгое время (до 1815 года) большая братская церковь находилась в запустении и богослужение отправлялось в приделе. Другая же братская церковь , во имя Иоанна Богослова, стояла без крыши 18 лет, так что внутри успели вырасти деревья. 135 Все эти притеснения и смуты во время взятия Могилева французами в 1812 году, и особенно наплыв в край евреев, вместе с католиками присягавших на верность Наполеону, подорвали нравственные и материальные средства Богоявленского братства. Насколько сильно было обеднение братства можно усмотреть между прочим из синодика благотворителей, жертвовавших Могилево-братскому монастырю дома, земли и другие угодья. В этом синодике, начиная с 1634 г. по 1766 г., отмечено 60 лиц сделавших братскому монастырю крупные пожертвования, тогда как в конце XVIII в. и в начале XIX в. таких пожертвований вовсе не поступало. 136 В 1828 году настоятель Могилево-братского Богоявленского училищного монастыря Гавриил с братией обратился к тогдашнему Могилевскому епископу Павлу с просьбой учинить представление св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Отца Серафима чудом не нашли до самой его смерти, наступившей 19 февраля 1942 года в доме бывшей дивеевской монахини Сусанны (Ксении Гришановой), где он большей частью жил и служил литургию в последние годы 215 . Вечером накануне кончины С.И. Фудель простился со своим духовником и принял последнее его благословение. А на следующий вечер он в числе семи самых близких духовных чад старца участвовал в его отпевании и погребении, которое отец Петр Шипков 216 тайно совершил в подвале того же дома, под местом, где на крохотной кухоньке располагался престол катакомбного храма 217 . Осенью 1943 года тайна была раскрыта органами НКВД. В ноябре последовал арест отца Петра, К.И. Гришановой и других духовных чад отца Серафима; тело его было извлечено из подпольной могилы и секретно перенесено в общее захоронение на загорском кладбище. Тогда же был арестован в Ишиме и осужден на свой последний восьмилетний срок заключения епископ Афанасий (Сахаров) , обвиненный в руководстве данной группой «антисоветского церковного подполья». С.И. Фуделя от начавшейся череды арестов на время уберегла война. Он был мобилизован 6 марта 1942 года, через две недели после кончины отца Серафима, и служил рядовым в роте охраны при поездах, перевозящих боеприпасы, на Волховском направлении и под Сталинградом переживал бомбежки и налеты немецких бомбардировщиков. В свои редкие посещения дома в Загорске он «появлялся обычно ночью, тайно, без всякого разрешения, с полным рюкзаком, в котором было все, что ему удавалось сэкономить» 218 , – вспоминала дочь Мария. Сын Николай дополняет эти воспоминания рассказом о единственной официальной побывке отца: он приехал «в шинели, пилотке, с винтовкой, грязный, небритый. Разворачивал на столе какие-то тряпочки и извлекал, к всеобщему восхищению, затертые кусочки сала и горсточки сахара, которые где-то в пути выменял на мыло и табак. Он был доволен солдатской судьбой – потому что солдат это не “зэк”. Он был свободен внутренне, он мог и умереть, но не в застенке, а под открытым небом» 219 . Позже он признался: самое страшное это не тюрьма, а непрестанное ожидание ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/s...

КОЛЕНО VII: Илларион Дмитриевич, думный дворянин † 29 июля 1677 Иван Дмитриевич Пётр больший Авраамович, боярин † 12 мая 1701; женат на княжне Татияне Петровне Волховской † 21 ноября 1708 Пётр меньший Авраамович, боярин Илларион-Фёдор Авраамович, боярин † 12 марта 1713 Кузма Авраамович Василий Авраамович, боярин † 9 июня 1698 Сергий Авраамович, боярин Евдокия Авраамовна, за окольничим Иваном Ивановичем Чириковым Иван больший Харитонович Никифор Харитонович Дмитрий Харитонович Иван меньший Харитонович Киприан Яковлевич Михайло Яковлевич Филипп Яковлевич Сила Павлович Андрей Павлович Фёдор Павлович Юрий Лазаревич Гавриил Лазаревич Богдан Фёдорович Наум Васильевич Василий Васильевич Лукьян Васильевич Михайло Васильевич Иван Васильевич КОЛЕНО VIII: Леонтий Илларионович; женат на Наталие Осиповне Ладыженской Григорий Илларионович Анна Илларионовна; за князем Яковом Васильевичем Хилковым Иван Петрович; женат на Наталие Афанасьевне Зыковой Александр Петрович † 29 декабря 1728; женат на Евдокие Матвеевне Головиной Авраам Фёдорович, † 9 декабря 1718; женат: 1) на княжне Федосье Фёдоровне Ромодановской; 2) на княжне Татиане Алексеевне Голицыной † 1 ноябре 1714 Анастасия Фёдоровна, за князем Иваном Борисовичем Троекуровым Царица Евдокия Фёодоровна, рождение 30 июня 1670 † 27 августа 1731, первая супруга Петра Великого и бабка Императора Петра II Ксения Фёдоровна, рождение 1678 † 1699, за князем Борисом Ивановичем Куракиным Фёдор Кузмич Никита Васильевич Степан Васильевич, вице-адмирал и святого Александра Невского кавалер † в Сибири; женат на Наталие Фёдоровне Балк, рождение 11 ноября 1699 † 11 марта 1763 Мартемьян Харлампьевич Фёдор Харлампьевич Иван Никифорович Пётр Никифорович Иван больший Киприанович Алексей Киприанович Иван меньший Киприанович Андрей Киприанович Тимофей Киприанович Первой Андреевич Семён Андреевич Семён Гаврилович Фёдор Гаврилович Иван Гаврилович КОЛЕНО IX: Фёдор Леонтьевич; женат на Фёкле Фёдоровне Ртищевой Алексей Иванович; женат 1) на Ирине Степановне NN; 2) на Анне Николаевне NN

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

3 июля 1886 года назначен временным управляющим Полтавской епархией , из-за болезни Полтавского архиепископа Иоанна (Петина) . 14 ноября 1887 года назначен епископом Полтавским и Переяславским . Епископ Иларион улучшил в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре хозяйственную часть, обновил храмы, построил каменную теплую церковь (трапезная), устроил дом для странников, обустроил усыпальницу святителей Амвросия (Серебренникова) и Афанасия (Волховского) . Икона свт. Илариона, епископа Полтавского Постоянно заботился о церковных школах в епархии (которых было открыто при нем больше 1000), особенно о школах для девочек. По его инициативе и при непосредственном участии в Полтаве открыто отделение Всероссийского православного миссионерского общества (1888), Сестринское братство «Троеручица» при Сампсониевском храме (1897), отделение попечительства о слепых со школой для слепых девочек (1894), отделение Православного палестинского общества (1899), Свято-Макариевское епархиальное братство (1900), приют для вдов и сирот священнослужителей. С целью улучшения материального положения епархиального духовенства была создана касса взаимопомощи, построен свечной завод. Под руководством епископа Илариона был обновлен кафедральный собор, осуществлен капитальный ремонт Крестовой церкви архиерейского дома, построено новое помещение епархиального женского училища, обустроен Сампсониевский храм на поле Полтавской битвы и построен величественный памятник в честь этого события. При своем большом трудолюбии и строгом отношении к подчиненному духовенству епископ Иларион отличался смирением и глубокой молитвенностью. Скончался 18 января 1904 года, оставив пастве завещание такого содержания: " Прости, Богом дарованная Полтавская паства! Простите все, кого оскорбил словом и делом, ведением и неведением. Се уже не молюсь я с вами в сем храме, сего ради прошу и молю вас, возлюбленные братие мои, сестры и чада, паче же иереи Божии, не забывайте мя, егда молитеся ко Господу, но поминайте мя и молите Бога, да презрит, яко благ, согрешения моя, яже, яко человек смертный, - жизни содела, и да молитвами вашими обряду, в день судный, милость на судищи оном страшном. Дети дорогие, помяните любившего вас до конца жизни! " .

http://drevo-info.ru/articles/13679852.h...

2) МОЩИ Преподобного Арсения Новгородского в южном приделе, во имя его устроенном (см. выше) на северной стороне у стены под спудом. Над ними устроена рака деревянная, местами золочёная; над ракой сень резная также местами золочёная; на деке медной золочёной, при раке находящейся, вырезан летописец и молитва Преподобному. Сии мощи Преподобного Арсения находились со времени погребения его до 1787 года в Новгороде на торговой стороне, на берегу реки Волхова, в часовне, близ церкви св. Жен Мироносиц, на том самом месте, где стоял Арсениев Новгородский монастырь (см. о нём под словом Арсениев). А в 1787 году, Января 21, перенесены в этот монастырь Юрьевским Архимандритом Афанасием Волховским, и с того времени уставлено празднество в этой обители Преп. Арсению в первое воскресение после 18 Января, т. е. после памяти Св. Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских. До Духовных 1764 года Штатов было за монастырём сим своих 1.037, да приписного к нему Троицкого Млееского монастыря 200 душ крестьян. Пахотной и сенокосной земли по жалованной грамоте Государя Царя Михаила Феодоровича за приписью Дьяка Ивана Фёдорова 7153/1644 года Ноября 29 с присовокуплениями к тому от Воевод Новгородских всего было 1.887 десятин. Настоятельство в монастыре сем издавна было Игуменское, ибо ещё в 1196 году упоминается Игумен. В 1641 году от 27 Декабря, грамотой Царя Михаила Феодоровича велено Игумену Алексию стоять во всяких службах церковных на 6 месте. В 1726 году по определению Преосвященного Феофана, Архиепископа Новгородского, учинён первостепенным в Новгородской Епархии Игуменским монастырём; после того до Духовных 1764 года Штатов были Архимандриты. По Штатам же положен этот монастырь в 3 классе по общему расписанию 19, а по Новгородской Епархии 4, в каковой степени и доныне состоит под управлением Игуменов, но были иногда и Архимандриты, как видно из следующего списка Настоятелей. Список Настоятелей: А) Игумены: 1 . АНТОНИЙ. Упоминается в 1558 году. 2 . КСЕНОФОНТ. В 1586 году. 3 . АВРААМИЙ. В 1589 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010