Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ (Ляшевецкий (Ляшевицкий) Федор Александрович; ок. 1720, г. Опошня Киевской губ.- 14(12?).05.1770, Чернигов), еп. Черниговский и Новгород-Северский. Отец, Александр Семенович Ляшевецкий, служил сотенным писарем в Полтавском полку, позже - священником в глинской ц. в честь Преображения Господня. В 1742 г. Ф. Ляшевецкий окончил Киево-Могилянскую академию, преподавал в новоучрежденной семинарии при Троице-Сергиевом мон-ре. Один из первых наставников Троицкой семинарии, с 17 марта 1743 г. он преподавал грамматику в низших классах. Архиеп. Переславский Арсений (Могилянский ; впосл. митрополит Киевский и Галицкий) сообщал в Синод: несмотря на то что в лаврской семинарии служили и преподавали лишь один префект иером. Афанасий (Волховский) и 2 учителя - иеродиак. Иннокентий (Паскевич) и К., «семинаристы произошли даже до риторики» (ОДДС. Т. 29. Стб. 185). В 1746 г. в Троице-Сергиевой лавре Ф. Ляшевецкий был пострижен в монашество с именем Кирилл, к июню 1751 г. был соборным иеромонахом. С 1747 г. библиотекарь, с 1748 г. префект семинарии, в 1749 г. учитель риторики Славяно-греко-латинской академии, в 1753 г. К. стал наместником лавры, в 1754 г. перестал преподавать в семинарии, до 1758 г. оставаясь наместником. В это время настоятелем лавры был архим. Афанасий (Волховский; впосл. епископ Ростовский и Ярославский). По свидетельству митр. Евгения (Болховитинова) , К. прославился «отменным даром проповедничества», архиеп. Филарет (Гумилевский) называл его образованнейшим архиереем своего времени. В 1747 г. викарий Московской епархии архиеп. Арсений (Могилянский) отдал распоряжение о регулярных проповедях и преподавании катехизиса священнослужителям. К. было поручено проповедовать в приходской Рождественской ц. Имп. Елизавета Петровна любила приезжать на богомолье в Троице-Сергиев мон-рь, к-рому в 1744 г. пожаловала статус лавры. Канты к ее «всерадостному пришествию» и речь К.

http://pravenc.ru/text/1840327.html

Первый префект иеромонах Афанасий Волховской является в 1745 году 5 ; он же был и первым ректором с 1748 года. Управление семинарию с 1742 года, при архимандритах Кирилле Флоринском и Арсении Могилянском, поручено было лицу светскому – интенданту Андрею Ивановичу Павловскому, – явление редкое в истории тогдашних духовных училищ. Павловский был нечто вроде инспектора и правителя дел, и удержал свое влияние на дела семинарии даже при первом префекте. Главная часть его управления состояла в заведывании письменными делами, касавшимися семинарии: под его непосредственным начальством, состояла интендантская контора, имевшая значение семинарского правления. Она открыта в марте 1743 года, и в нее тогда переданы из духовной лаврской канцелярии все дела, касавшиеся семинарии. При открытии интендантской конторы нужно было определить отношения ее к управлению лавры, и на запросе конторы, как ей «корреспондоватися» с Учрежденным собором и с духовною канцеляриею лавры, архимандрит Кирилл предписал, что в соборе интендантская контора должна входить доношениями, а в канцелярию писать промемории. Власть Павловского не ограничивалась наблюдением за письмоводством: он входил и в учебные дела: так вместе с учителями он, в 1743 году, экзаменовал поступавших в семинарию 6 . Когда архимандрит лавры жил в Петербурге, Павловский вел с ним частую переписку, иногда сам ездил туда, и в таких случаях дела семинарского правления поручались двум старшим учителям они обязаны были посылать доношения о всех делах семинарских не прямо на имя архимандрита, но на имя интенданта, который докладывал о них архимандриту. В 1745 году, когда поступил, в семинарию первый префект, ему показалось несообразным с его саном и должностью подчиняться в делах правления авторитету Павловского, и он стал посылать доношения прямо на имя архимандрита лавры Арсения. Павловский, бывший в то время при Арсении в Петербурге, отстоял данные ему права, и Арсений прислал семинарской конторе выговор с предписанием, чтобы как прежде, так и впредь, доношения о делах семинарии не шли к нему, минуя Павловского 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Волховский [Вольховский] I; † 15.02.1776, Ростов Вел.), еп. Ростовский и Ярославский. Род. в Полтавской губ., из духовного сословия. Обучался в Харьковском духовном коллегиуме, затем в Киевской академии, по окончании к-рой был назначен учителем в Харьковский коллегиум, вскоре вызван в МДА в качестве проповедника. В мае 1745 г. в ТСЛ принял постриг с именем А. и в том же году был назначен префектом только что учрежденной Троицкой семинарии, с 1748 г. профессор богословия и ректор семинарии. С дек. 1749 г. келарь лавры. 23 февр. 1753 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем ТСЛ. 23 апр. 1758 г. хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского (в лит-ре встречаются также др. даты хиротонии). 18 июля 1762 г. на созванном по повелению императрицы Екатерины II совместном заседании Сената и Синода, на к-ром обсуждались способы обеспечения содержания духовенства, А. вместе с др. архиереями-малороссами не поддержал проект Сената. Проект предусматривал сохранение за Церковью имений, при этом половина доходов с них должна перечисляться в казну. А. предложил сохранить за Церковью свободное управление имениями при условии ежегодной выплаты гос-ву 300 тыс. р. В нач. марта 1763 г. А. вместе с др. архиереями подписал доклад императрице, в к-ром послание Ростовского митр. сщмч. Арсения (Мацеевича) , содержавшее протест против конфискации церковных имений, расценивалось как «оскорбление Ее Императорского Величества». После подачи доклада императрице против митр. Арсения было начато дело и он был арестован (по преданию, священномученик обличил А., предсказав ему мучительную смерть). А. стал преемником митр. Арсения на Ростовской и Ярославской кафедре (26 мая 1763). Вероятно, в это же время А. был назначен членом Святейшего Синода. Вместе с митр. Новгородским Димитрием (Сеченовым) и митр. Московским Тимофеем (Щербатским) , сопровождавшими императрицу из Ростова в Москву в мае 1763 г., А.

http://pravenc.ru/text/76882.html

Сопово. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Кирпичная церковь построена в 1913 на церковные средства и пожертвования прихожан вместо двухпрестольной деревянной, первоначально Михайловской, с Георгиевским приделом, приписанной к Успенской церкви в Афанасово. Закрыта и разрушена в сер. ХХ в. Сопово. Бывший центр Соповской волости, ныне — нежилая территория сельского поселения «Деревня Мелихово» Ульяновского района. При описании Калужского наместничества в 1782 г., село принадлежало Денису Ивановичу Чичерину, Прасковье Ивановне Лавровой, Марии Алексеевне Сухоревой, Анне Петровне Юшковой, Василию Андреевичу Захарьину, Петру Захаровичу Апухтину, Михаилу Петровичу Апухтину. Село находилось по обе стороны двух безымянных отвершков. На тот период в 13 дворах проживало 36 душ мужского и 65 женского пола. Церковь деревянная Архистратига Михаила. По состоянию на 1859 г. село значилось владельческим в 75 верстах от уездного города Жиздры близ Волховского тракта при речке Вытебеть. В 18 дворах проживало 85 душ мужского и 73 женского пола. Успенская церковь построена около 1850 г. прихожанами. Здание церкви и колокольни деревянные, покрыты тесом. В 1895 г. была ветхой. Престолов два. В настоящей холодной престол освящён во имя Успения Божией Матери, память 15/28 августа. В холодном приделе — во имя великомученика Георгия Победоносца, память 23 апреля/б мая. От Калужской духовной консистории находилась на расстояние 120 вёрст. Ближайшие церкви: на северо-востоке — Пятницкая в селе Дубна в 4 верстах, на юге — Николаевская в селе Бетово в 12 верстах, на юго-западе — Дмитриевская в селе Клён в 12 верстах, на северо-западе — Казанская в селе Крапивна в 10 верстах. Приход в 1863 г. состоял: село Сопово — крестьяне при церкви, сельцо Иваново в 3 верстах, сельцо Афанасово в 4 верстах, д. Александровка в 10 верстах и д. Новосёлки. Всего в 138 дворах проживало 633 души мужского и 619 женского пола. Земли при церкви состояло: сенокосной 14 десятин, под речкой, озерами, заливами 2 десятины 1200 кв. саженей.

http://sobory.ru/article/?object=47457

Крапивна. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Казанская церковь построена в 1891 г. прихожанами. Крапивна (Богородское). Бывший центр Крапивенской волости, ныне - в составе сельского поселения «Деревня Мелихово» Ульяновского района. При описании Калужского наместничества в 1782 г. село принадлежало графу Якову Александровичу Брюсу. Находилось по обе стороны речки Крапивенка и при трёх безымянных отвертках. Церковь деревянная во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы. По состоянию на 1859 г. село значилось владельческим в 60 верстах от уездного города Жиздры близ Волховского тракта при ручье Крапивна. В 154 дворах проживало 647 душ мужского и 655 женского пола. Действовал один завод. Клировые ведомости за 1863 г. не раскрывают год построения и кем была построена. Известно, что церковь была деревянной с деревянной колокольней. Престол показан один — во имя Казанской иконы Божией Матери. В трёх верстах от церкви в д. Большая Речица находилась каменная часовня с кружкой в пользу церкви. Каменная церковь построена в 1891 г. прихожанами. Престолов стало три. Главный престол освящён во имя Казанской иконы Божией Матери. Правый придел - во имя благоверного князя Александра Невского. В левом приделе престол освящён во имя Всех Святых. Расстояние от Калужской духовной консистории 115 вёрст, от местного благочинного 9 вёрст. Ближайшие церкви: на севере - Воскресенская в селе Плохино в 9 верстах, на западе - Ильинская в селе Веснины в 4 верстах, на юго-востоке - Успенская в селе Сопово в 10 верстах, на юге - Успенская в селе Афанасово в 6 верстах. Приход в 1863 г. состоял: село Крапивна при церкви, д. Петуховка в 4 верстах, д. Бобровка в 7 верстах, д. Чухлово в 1 версте, сельцо Малая Речица и Большая Речица в 3 верстах. В 280 дворах проживало 1221 душа мужского и 1256 женского пола. Приход в 1895 г. состоял: в д. Петуховка крестьян (24-81-97) в 4 верстах, в д. Бобровка крестьян (19-86-90) в 7 верстах, в д. Хорёвка крестьян (14-46-55) в 9 верстах, в д. Чухлово крестьян (79-276-275) в 1 версте, в д. Тургеневка крестьян (16-49-47) в 1 версте, в д. Малая или Косая Речица крестьян (14-35-33) в 2 верстах, в д. Большая Речица крестьян (17-56-40) в 3 верстах, Выселки Карвовские (Карвовка) крестьян (8-29-30) в 3 верстах. Всего в 472 дворах проживало 1657 душ мужского и 1707 женского пола. Кроме того военных (0-230-246). Всего (472-1887-1953).

http://sobory.ru/article/?object=47267

Симеон, святитель, архиепископ Новгородский и Псковский (в иночестве Сампсон) († 1421; память 15/28 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) 11 августа 1415 года избран по жребию для посвящения во святительский сан на Новгородскую кафедру из иноков Хутынского монастыря. 15 марта 1416 года святителем Фотием, митрополитом Киевским и всея Руси († 1431; память 27 мая/9 июня, 2/15 июля), в Москве, в Архангельском соборе, рукоположен во иеродиакона, 21 марта – во иеромонаха, а 22 марта – во епископа Новгородского и Псковского с возведением в сан архиепископа. 16 апреля 1416 года архиепископ Симеон был торжественно встречен в Новгороде посадником, тысяцким и клиром Святой Софии. В тот же год на свои средства он воздвиг в Новгороде две каменные церкви: во имя святителя Московского Петра на воротах архиерейского дома и во имя святого Афанасия Александрийского в кремле за Софийским собором. В 1417 году во время мора совершал крестные ходы вокруг Новгорода и освятил возведенную за один день деревянную церковь во имя великомученицы Анастасии Узорешительницы – «святую Ностасью». В 1418 году архиепископ Симеон выступал сначала посредником между враждующими народом и боярами, а затем и миротворцем, остановив разгоревшееся на мосту через Волхов сражение между Торговой и Софийской сторонами. Владыка Симеон в полном облачении, сопутствуемый собором духовенства, вышел на Волховский мост, стал на средине и начал благословлять обе стороны святым крестом; при виде этого многие прослезились, а другие спешили повергнуться пред владыкою, и все, по благословению его, разошлись в свои дома. Осенью 1418 года после заключения новгородцами мира с Псковом ездил туда на месяц для отправления суда и произнес там Поучение о необходимости воздавать честь и покоряться «своему святителю и отцем... духовным», не похищать чужого, не радоваться чужой беде, не гордиться и не обижать Церковь – «не вьступатися ни во чтоже, елико изначала епископии потягло... в земли, в воды, в суды, в печать и во все пошлины церковный...» Кроме того, он написал в Псковский Снетогорский монастырь Послание о соблюдении общежительного устава и неподсудности игумена и старцев мирским судьям, где говорит, что слышал, что в монастыре живут «не почернечьскы, духовника не держать, а у игумена и у старцов не в послушании», а кроме того, что «иныя черньци, да из монастыря вышедше вон, да подъимають мирьскыя люди и мирьскыя судья на игумена и на старцов...» Нарушителей порядка он повелевает изгонять, не возвращая им их взноса («а взнесенаго ему не дати»). Князю, посаднику и судье запрещает вступаться в монастырские распри и говорит, что имущество умерших монахов наследует монашеское общежитие, а не «мирьский человек... или род».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть Тайны маршала Мерецкова К 120-летию со дня рождения известного советского полководца 08.06.2017 866 Время на чтение 14 минут Кирилл Афанасьевич Мерецков (1897-1968) - восьмой и последний маршал Советского Союза, удостоенный высшего воинского звания в годы Великой Отечественной войны. Будучи Героем Советского Союза ещё с марта 1940 года (за прорыв оборонительной линии Маннергейма), этот военачальник затем получил семь орденов Ленина , орден Октябрьской революции, четыре ордена Красного Знамени, ордена Суворова и Кутузова первых степеней, шесть иностранных высших военных наград. Был награжден также орденом Победы В сражениях с гитлеровской Германией Мерецков командовал тремя армиями (7-й, 4-й, 33-й), двумя фронтами - Волховским (дважды) и Карельским, а в советско-японской войне - 1-м Дальневосточным фронтом. На личном счету маршала разработка девяти крупнейших боевых операций Великой Отечественной. Особенно он отличился при прорыве блокады Ленинграда в ходе блестящей операции «Искра». Маршал А.М. Василевский писал о нём: «Принимаемый им, как правило, смелый и оригинальный замысел операции всегда предусматривал скрупулёзное изучение сил и возможностей врага, строгий расчёт и осмотрительность, всестороннее изучение плюсов и минусов, стремление во что бы то ни стало решить поставленную задачу наверняка и обязательно малой кровью. Его действия отличались продуманностью, серьёзностью и полным соответствием требованиям сложившейся к тому времени фронтовой обстановки. Готовясь к той или иной операции или решая вопросы использования войск в бою, он, опираясь на свои обширные военные знания и огромный практический опыт, всегда внимательно прислушивался к разумному голосу своих подчинённых и охотно использовал мудрый опыт коллектива. Этому он учил и этого требовал от своих подчиненных». После войны Мерецков командовал войсками Приморского, Московского, Беломорского, Северного военных округов, Высшими стрелково-тактическими курсами усовершенствования командного состава пехоты «Выстрел». Десять лет был помощником министра обороны СССР по высшим военно-учебным заведениям. Будучи членом ЦК КПСС, он 21 год избирался депутатом Верховного Совета СССР.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Волховский [Вольховский] II; 1741, Полтава - 1.01.1801, там же), , свт., чудотворец (пам. 18 янв., 27 сент. и в Соборе Полтавских святых), еп. Могилёвский и Полоцкий. Сын полтавского протоиерея, племянник и воспитанник еп. Афанасия (Волховского) . Окончил Тверскую ДС, в 1765 г.- Киевскую академию, служил священником при Николаевской ц. в Полтаве. После кончины жены 1 окт. 1769 г. принял постриг в Болдинском Ильинском мон-ре близ Чернигова, служил в черниговском кафедральном соборе. С 1777 г. игумен Кириллова Белозерского мон-ря , с 1783 г. игумен приписанного к новгородскому архиерейскому дому Отенского мон-ря, с 23 нояб. 1783 г. архимандрит Вяжищского новгородского мон-ря . 13 нояб. 1785 г. назначен наместником Юрьева новгородского мон-ря . Афанасий (Волховский II), еп. Старорусский Афанасий (Волховский II), еп. Старорусский 30 июля 1788 г. А. был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. 5 марта 1795 г. по ходатайству кн. А. А. Безбородко перемещен на Могилёвскую и Полоцкую кафедру, став преемником свт. Георгия (Конисского) , много сделавшего для защиты Православия против католичества и унии в западнобелорус. землях. Назначение А. в Могилёв произошло сразу после присоединения Зап. Белоруссии к России, в результате к-рого большое число греко-католиков воссоединилось с правосл. Церковью (по донесению А., в 1794-1795 в Могилёвской епархии воссоединились 107 865 униатов). Возвращение униатов в Православие (призыв к этому содержится в «Пастырском увещании к униатам» А.), противостояние католичеству, восстановление церковной жизни правосл. общин были главными задачами архипастырской деятельности А., свидетельством к-рой является его «Окружная грамота к пастве». Во время его пребывания на кафедре были установлены архиерейские службы по храмовым праздникам в приходских церквах и Буйницком мон-ре, предпринята попытка укрепления богослужебной дисциплины. При А. были упразднены Могилёвский братский и Шкловский жен. мон-ри. Особое внимание А. уделял Могилёвской семинарии, в к-рой ввел созданный им метод обучения. 31 окт. 1795 г. по распоряжению А. была создана «контора» для контроля за ДС.

http://pravenc.ru/text/76884.html

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Знаменитые полководцы России. Маршал Мерецков, полководец, завершивший Вторую мировую войну. 16.12.2021 20:00 Дмитрий Михайлович Володихин Кирилл Афанасьевич Мерецков - один из выдающихся полководцев Второй Мировой войны. Еще в 1940 году он был одним из тех, кто в советско-финскую войну обеспечил прорыв линии Маннергейма. В 1941-м подвергся аресту, пыткам, тяжелым издевательствам, но потом нашел в себе силы вернуться на командные посты в армии. Добрая половина (если не три четвертых) успеха наступательной операции " Искра " по деблокаде Ленинграда связана с ударами Волховского фронта, которым командовал Мерецков. В 1944 году Кирилл Афанасьевич провел два победных наступления, взял Петрозаводск, Печенгу, норвежский город Киркенес, освободил советское Заполярье. А в августе 1945-го именно Мерецков во главе 1-го Дальневосточного фронта нанес решающий удар по Квантунской армии японцев и сломил сопротивлении ее основных сил. Ему в значительной степени мир обязан скорой капитуляцией Японии и завершением Второй мировой войны. Радиопрограмма создана с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2021/12/16/20-0...

во имя ап. Иоанна Богослова. Широкие изразцовые фризы, опоясывающие фасады, фигурные оконные наличники и порталы составлены из «ценинных образцов», имеющих разнообразную форму, рельефные рисунки (изображения львов, единорогов, коней, двуглавых орлов, а также крестов - редкое явление в архитектурном убранстве храмов XVII в.- и др.) отличаются укрупненными размерами. Встречающиеся в изразцовом убранстве буквенные изображения и прочтение отдельных слов свидетельствуют о существовании храмозданной надписи в карнизной части ц. во имя ап. Иоанна Богослова, разрушенной во время бури 1698 г. Вопрос происхождения декора до конца не решен. По мнению М. И. Полянского, изразцы изготавливались в мастерской при Валдайском мон-ре . В. П. Выголов полагал, что изразцовые наборы привозились из Москвы и Ярославля, но не исключал и существования местного новгородского производства. Возможно, изразцы изготавливались в Вяжищах мастерами, прошедшими выучку в валдайской мастерской; известно, что местные мастера Дмитрий, Тимофей Дмитриев, Артемий Митрофанов занимались изготовлением изразцовых печей. Церковь во имя ап. Иоанна Богослова. 1694–1698 гг. Фотография. 2004 г. Церковь во имя ап. Иоанна Богослова. 1694–1698 гг. Фотография. 2004 г. Иконы для иконостасов храмов написал в 1701 г. по подрядному договору кормовой иконописец Иван Яковлев Бахматов; был изготовлен резной иконостас мастерами Василием Яковлевым, Ерофеем Герасимовым, Федором Никоновым, Ерофеем Савельевым. К сер. XVIII в. к В. м. было приписано 1697 крестьян, 1613 дес. земли, в 1764 г. мон-рь лишился вотчин, был отнесен ко 2-му классу. В сер. XVIII в. в мон-рь ссылали клириков и монахов «за непристойные духовному сану поступки», с 1745 по 1766 г. было ок. 40 ссыльных. В сер. XIX в. в В. м. проживало ок. 35, в нач. XX в.- 18 насельников. Из архиереев XVIII-XIX вв. настоятелями В. м. были: Владимирский еп. Виктор (Онисимов), Астраханский архиеп. Антоний (Румовский) , Могилёвский еп. Афанасий (Волховский) , Воронежский еп. Иннокентий (Полянский) , Могилёвский архиеп.

http://pravenc.ru/text/161147.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010