Дионисий Ареопагит Об именах Божиих, 1, 4. Раннехристианское богословие неустанно комментировало один из текстов Павла. Это отрывок из Послания к Ефесянам: Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас ( Еф. 4,16 ). Отец есть Бог над всеми, принцип всякого бытия. Воплощенный Сын есть Бог с нами. Это не кто иной, как Логос, образующий мир Своими творческими словами. Дух есть Бог в нас, Дыхание, Pneuma, оживотворяющая все и приводящая все вещи к их усовершению. Логос предстает как порядок и разумность, Пневма – как движение и жизнь. Таким образом, скажет Максим Исповедник , созерцание вещи есть обретение троичного опыта: само бытие вещи указывает на Отца, заключенный в ней смысл, логос, говорит о Логосе, а ее устремленность к полноте и красоте являет животворящего Духа. Над всеми – Отец, и Он есть глава Христа. Через всех – Слово, и Оно есть глава Церкви. Во всех – Дух, и Он есть живая вода, данная Господом верующим в Него, любящим Его и знающим, что есть лишь Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех, нас. Через всех – Слово, и Оно есть глава Церкви. Во всех – Дух, и Он есть живая вода, данная Господом верующим в Него, любящим Его и знающим, что есть лишь Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех, нас. Ириней Лионский Против ересей, 5, 18, 2. Отец сотворил все вещи Словом в Духе. Тем самым утверждается Единство Троицы, тем самым провозглашается в Церкви Единый Бог над всеми, и чрез всех, и во всех ( Еф. 4, 6 ): над всеми – как Отец, начало и источник, чрез всех – [действующий] Словом, и во всех – в Духе Святом. Афанасий Александрийский Письма к Серапиону, 1, 28. Блаженная Троица нераздельна и обладает Единством в отношении Себя Самой. Ты говоришь: Отец. Тут же присутствует и Слово, и Дух, пребывающий в Сыне. Ты говоришь: Сын. Но и Отец присутствует в Сыне, и Дух не пребывает вне Слова. Едина благодать, исходящая от Отца чрез Сына и совершающаяся в Духе Святом. Едино Божество… Есть лишь Один Бог, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/i...

Дональд Ферберн (протестант) Скачать epub pdf Глава 7 Воплощение. Единственный Сын становится сыном единородным Осмыслив соотношение между Ветхим и Новым Заветами, а значит, уразумев путь, посредством которого Бог подготавливал мир к пришествию своего Сына, мы готовы обратиться к самому сердцу истории, к тем событиям, которые лежат в основе христианства и называются искуплением. Это слово говорит о том, что вследствие греха мы оказались во власти другого господина, и наше возвращение к законному владельцу требует выкупа. В последующих двух главах тема искупления будет разделена на несколько частей: в первой будет обсуждаться воплощение и жизнь Христа, а во второй – его смерть и воскресение. Сейчас же самое время обратиться к Евангелию от Иоанна, так как его автор яснее других говорит о воплощении: Бог Сын вошел в человеческую жизнь, став настоящим человеческим существом, не переставая при этом оставаться Богом. По мере наших стараний постичь учение Иоанна с помощью Отцов церкви я буду чаще всего прибегать к трудам Афанасия и Кирилла Александрийского , прославившихся благодаря своему учению о воплощении. Бог посылает Сына Иоанн начинает свое Евангелие знаменитыми словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» ( Ин.1:1–5 ). В данном отрывке «Слово» означает Божьего Сына, вторую личность Троицы, которая будет именоваться Иисусом Христом после своего воплощения. В подтверждение тому, что «Слово» Иоанна и впрямь есть Сын, мы можем обратиться к Евр.1:1–2 , где автор говорит следующее: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил». Обратите внимание на схожесть этого отрывка с началом Евангелия от Иоанна: в обоих говорится о посреднике, через которого Бог создал Вселенную. Автор Послания к Евреям называет его «Сыном», в то время как Иоанн – «Словом». Несомненно, в обоих случаях подразумевается одна и та же личность.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

Дух Господа Бога Моего на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы – так говорил о Себе Мессия устами того же пророка ( Ис. 61:1 ; ср.: Лк. 4:18 ). Святой Дух наитием Своим, по замечанию святого Иоанна Златоустог о, «как бы некиим перстом указал Христа всем» 143 . С этого времени и сам Креститель Господень Иоанн проповедует уже не о грядущем, а о пришедшем Мессии. Разрешая вопрос, почему Дух Святой явился в виде голубя, святые отцы говорят, что этот образ наиболее приличествовал и Духу Святому, и Христу Господу. «Голубь есть животное кроткое и чистое, и как Дух Святой есть Дух кротости, то Он и явился в сем виде» 144 ; «в виде голубя снисшел Дух в изображение Христова человечества чистого, незлобивого, истинного» 145 . С другой стороны, «как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, принеся масличный сучец, так и теперь Дух Святой возвещает разрешение грехов в виде голубя; там сучец масличный, здесь милость Бога нашего» 146 . Объясняя глубже сошествие Святого Духа, сопребывавшего Христу и прежде, святые отцы научают понимать его богоприлично. «Никто да не подумает, – говорит святой Афанасий Александрийский , – что Христос приял, не имея Его прежде, ибо Он послал Духа свыше, как Бог , и Он же приял Его долу, как человек» 147 , и, как изъясняет святой Иоанн Златоуст , «Дух Святой сошел на Иисуса не так, как бы в это время был Ему первоначально даруем, но для того, чтобы показать Проповеданного» 148 . Православная Церковь не имела никакого сомнения в том, что Господь Иисус Христос крестился в струях Иорданских чрез погружение. На это указывает восхождение Его из воды, о котором говорят евангелисты Матфей ( Мф. 3:16 ) и Марк ( Мк. 1:10 ) и которому, естественно, по выражению Константинопольского патриарха Иеремии 149 , предшествовало нисхождение в воду. Блаженный Иероним пишет: «Сам Спаситель наш Иисус Христос, Который не очищался в крещении, но крещением Своим очищал все воды, тотчас, как только поднял главу из потока, приял Духа Святого» 150 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Евангелист Иоанн Богослов приводит свидетельство о Фоме: Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20: 24–28). Возможнен ли миссионерский диалог с экстрасенсом? У экстрасенса обычно есть четко структурированный духовный опыт, в рамках которого находят свое объяснение почти любые внешние и внутренние события его жизни. А уж когда есть возможность получить ответ «свыше», то экстрасенс становится почти «непробиваемым». Помочь Богу достучаться до сердца экстрасенса иногда может близкий ему человек, имеющий церковный опыт. Дело в том, что у экстрасенса всегда есть «слабые места» – не до конца понятые события в жизни, «нестыковки» в его «работе» и т. д., но самое главное – сомнения его сердца. Вспомним еще раз Тертуллиана: «Душа человека про природе – христианка», а значит, пока сердце живо, оно тянется ко Христу. Тягу эту экстрасенс может не понимать, не узнавать, прятать себя от нее, «забивать» ее примерами успехов в своей «работе» и т. д. И иногда единственный способ заставить экстрасенса задуматься – это, если Бог даст, ответить на лжепророчество – пророчеством, на «псевдочудо» – чудом (вспомним борьбу святого пророка Моисея с египетскими волхвами перед Исходом). Действительно, бывает так, что христианин, свидетельствующий экстрасенсу о Едином Боге и Христе Спасителе, о Церкви, и, соответственно, о его, экстасенса – заблуждениях, может иметь и духовную опытность, и дар предведения. Святитель Афанасий Александрийский так говорил об этом: «Если же когда важно для нас иметь предведение, то чистым будем хранить ум. Ибо уверен я, что душа во всем чистая и верная своей природе, соделавшись прозорливою, может видеть больше и дальше, нежели демоны; потому что от Господа дается ей откровение. Такова была душа Елисея, видевшая, что сделано было Гиезием (4 Цар. 5: 26), и узревшая охраняющия ее силы (4 Цар. 6: 16–17)» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Един есть Бог, а не многие, и едино есть Слово Божие, а не многие. Бог есть Слово. Оно одно имеет Отчее видение. Сим-то будучи видением, Сам Спаситель постыждает иудеев, говоря: Пославый Мя Отец Сам свидетелствова о Мне. Ни гласа Его нигдеже слышасте, ни видения Его видесте: и словесе Его не имате пребывающа в вас, зане, егоже Той посла, Сему вы веры не емлете ( Ин.5:37–38 ). Прекрасно к Слову присовокупил видение, показывая сим, что Само Слово Божие есть изображение и образ и видение Отца Своего, и что иудеи, непринявшие Глаголавшаго сие, не приняли Слова, то есть Божия видения. Сие-то видение патриарх Иаков узрев, был благословлен и вместо Иакова наречен от Него Израилем, как свидетельствует Божественное Писание, говоря: воссия же ему солнце, егда прейде вид Божий ( Быт.32:31 ). Но вид сей был Тот, Кто говорит: видевый Мене виде Отца, и Аз во Отце, и Отец во Мне; и Аз и Отец едино есма. Так един есть Бог, и одна вера в Отца и Сына. И поскольку Слово есть Бог, то опять Господь Бог наш Господь един есть ( Втор. 6:4 ), потому что Он есть собственный и нераздельный Сын по свойственности и сродству сущности. Но непостыждаемые и сим, ариане говорят: «Не как вы говорите, но как нам хочется. Поскольку отвергли вы прежние наши вымыслы, то нашли мы новый, и утверждаем: в таком же смысле Сын и Отец суть едино, Отец в Сыне, и Сын во Отце, в каком и мы можем быть в Нем. Сие написано в Евангелии от Иоанна, сего Христос желал и для нас, говоря: Отче Святый, соблюди их во имя Твое, ихже дал еси Мне, да будут едино якоже и Мы ( Ин. 17:11 ); и еще чрез несколько слов: не о сих молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя: да еси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут: да и мир веру иметь, яко Ты Мя послал еси. И Аз славу, юже дал еси Мне, дах им, да будут едино, якоже Мы едино есмы: Аз в них, и Ты во Мне, да будут совершени во едино, и да разумеет мир, яко Ты Мя послал еси ( Ин.17:20–23 )». Потом сии хитрецы, как бы нашедши предлог, присовокупляют сие: «Если как мы во Отце бываем едино, так Он и Отец едино суть, так и Он есть во Отце, – то почему же по сказанному Им: Аз и Отец едино есма, и Аз во Отце, и Отец во Мне, называет Его собственно принадлежащим и подобным Отчей сущности? Необходимо или и нам быть собственно принадлежащими Отчей сущности, или и Ему быть чуждым, как чужды мы».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Ему ли, всемогущему Творцу и Промыслителю мира, не подобала всякая слава честь и поклонение? Возлюбленные чада не только не воздали Ему честь, но отвергли и осудили на позорную казнь. И вместо гнева и наказания погрязшего в немыслимых грехах богоотступного человечества, неспособного воздавать славу своему Творцу, Сын Божий, ценою неимоверных страданий и пролития Своей пречистой крови, принес людям светлейший образ победы над грехом и смертью. Для спасения заблудших чад Господь самым наглядным и непререкаемым способом явил им Свою беспредельную любовь, показал высочайший образец духовно-нравственной красоты и совершенства. В том и заключалось главное значение подвига Иисуса Христа, что Он Собою открыл людям единственный и пречудный путь спасения и Сам прошел им. Иного пути избавить человечество от погибели не было, и кроме святого и непорочного Посланника Бога, никто на земле не мог бы даровать людям избавление. В Послании к Евреям святой апостол Павел пишет, что надлежало Иисусу Христу " по благодати Божией, вкусить смерть за всех " (Евр.2:9). Значит, поражение Иисуса Христа страданиями и смертью было не столько по человеческому произволу, сколько добровольно и самовластно воспринято Им действием Святаго Духа. Святитель Афанасий Александрийский учит, что " Его тело не было для Него ограничением, а инструментом, чтобы Ему быть и в нем и во всем и вне всего, пребывая только в Отце. В одно и то же время, удивительно, как Человек он жил человеческой жизнью и как Слово, Он содержал жизнь вселенной, и как Сын, Он был в постоянном союзе с Отцом " [ 7 ]. От начала до конца Сын Божий оставался полным властителем Своей жизни: " Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего " (Иоан.10:18). Добровольно понеся тяжкие мучения, Он честно и до конца испил смертную чашу, которая была уготована безысходно погибающему человечеству, и по достоинству подвига был " за претерпение смерти увенчан славою и честью " (Евр.2:9). Он примирил Бога и человека, вернул человеческой природе сыновнее достоинство, открыл путь в сердца людей Своему благоволению. Он воссиял во тьме бессмысленности и гибельной суеты человеческой жизни, даровал людям реальную надежду, " которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека " (Евр.6:19-20). То есть обращенное к истине и праведно стремящееся к Богу сердце открылось для восприятия благодати.

http://ruskline.ru/analitika/2008/06/12/...

Еще прежде, чем они стали жить вместе, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф был мнимым мужем Марии, а в действительности хранителем посвященной Богу девической чистоты Ее и очевидцем Ее непорочной жизни. Ибо Господу угодно было утаить от диавола тайну Своего воплощения от пречистой Девы, и для сего Он покрыл девство Матери Своей супружеством, чтобы враг не знал, что это та Дева, о Которой предрек Исаия: «се, Дева во чреве примет» (Ис. 7:14). Об этом свидетельствует святой Афанасий, архиепископ Александрийский в следующих словах «Иосиф должен был послужить таинству, чтобы Дева, как бы имеющая мужа, славилась и чтобы самая истина вещи осталась сокрытою от диавола, дабы он не знал имеющего совершиться, каким образом Бог благоизволит пребывать с людьми» (Слово на Рождество Христово). И святой Василий Великий говорит: «Обручение с Иосифом совершилось для того, чтобы утаить от князя века сего (т. е. диавола) воплощение Сына Божия» (Слово на Рождество Христово). То же говорит и святой Иоанн Дамаскин «Иосиф обручается Марии как муж, чтобы диавол, не зная о безмужнем Рождестве Христовом от Девы, отступил, т. е. перестал возбуждать Ирода и подстрекать иудеев к зависти. Ибо диавол с самого того времени, когда Исаия предрек, что «се, Дева во чреве примет и родит» (Ис. 7:14), зорко следил за всеми девицами, как бы которая из них не зачала без мужа и не родила, оставаясь девою. Божие смотрение устроило Обручение Девы Марии с Иосифом, дабы от князя тьмы утаилось и девство Пречистой Богородицы, и воплощение Бога Слова». Еще прежде совершения супружеской тайны, Пречистая Дева Мария оказалась имеющею во чреве от Духа Святого, и возрастало святое чрево Ее, вмещающее в себе невместимого Бога. Особенно же обнаружилась Ее беременность тогда, когда, по прошествии своего трехмесячного пребывания у Елисаветы, Она возвратилась в дом свой (Лк. 1:56), и Божественный плод внутри Ее с каждым днем возрастал, а день рождения младенца Христа все более и более приближался. Увидев это, Иосиф был в великом недоумении и печали, ибо он думал, что Она нарушила обет девства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Знак победы Источник такого могущества, значимости и необходимости Креста для нашего спасения - это личность Господа Иисуса Христа. Наш Господь, принявший на Себя всю полноту нашего человечества, также, в этой плоти, принял на Себя обычную форму римского распятия и навсегда превратил крест в славу и победу для всех верующих. Писание говорит, что Христос в Своей смерти, " истребил учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту " (Колос. 2:14). Представьте же, какая невероятная сила стоит между нами и смертью, между нами и когтями царства тьмы, между нами и вечным адом. Да, крест - это больше, чем символ для земной декорации, он - оружие мира, которое делает нас свободными от рабства греху, смерти и дьяволу. Ничего удивительного, что апостол Павел восклицал с верою: " А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира " (Гал. 6:14). Реальность креста была запечатана в груди Павла, который сумел в одиночку противостоять козням зла и пройти свой путь до конца. " Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия " (1 Кор. 1:18). Знак для всех времен Давайте вернемся к той эпохе, когда Церковь не была разделена, и посмотрим, почитали ли ранние христиане крест так же сильно, как Апостол Павел. В христианстве второго столетия мы встречаем Тертуллиана (145 - 220), который говорит: Во всех путешествиях и передвижениях, каждый раз уходя из дома и возвращаясь обратно, надевая обувь, принимая ванну, садясь за стол, зажигая свечи, ложась или садясь, во время любого своего занятия, мы осеняем себя знамением креста. (О венце, гл. 3) Примерно столетие спустя, Великий святой Афанасий Александрийский написал: Крестным знамением прекращается всякое волшебство, обращается в ничто всякое чародейство, все идолы лишаются своих поклонников и оставляются ими, всякое неразумное наслаждение прекращается и всякий человек обращает взор от земли к небу. (Слово о воплощении Бога-Слова и о пришествии Его к нам во плоти. IV, 31)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2325...

Зная, что Он именуется и Ангелом великаго совета Отчаго, Его, а не другаго кого, нарек благословляющим и изба­вляющим от зол. Не того желал он, чтобы его самого благословил Бог, а внуков Ангел; но Кого сам призывал, говоря: не пущу Тебе, аще не благословиши мене (Быт. XXXII:26), а это был Бог, как говорит сам Иаков: видех Бога лицем к лицу (30),-Того же умолял благословить и сынов Иосифовых. Ангелу свойственно служить Божию nobeлehiю; неоднократно Ангел предшествует народу Божию, чтобы изгнать Амморея, и посылается охра­нять народ на пути; но и это не его есть дело, но повелевавшаго ему и пославшаго его Бога. Который один может избавлять, кого восхощет избавить. Посему, не иной кто, но Сам явившийся Господь Бог сказал Иакову: се Аз есмь с тобою, сохраняяй тя на всяком пути, имже аще пойдеши (Быт. XXVIII, 15); опять не иной кто, но явившийся Бог вос­препятствовал Лаванову злоумышлению, повелев Лавану, да не возглаголет ко Иакову зла (Быт. XXXI:24), и сам Иаков не иного кого, но Бога призывал, говоря: изми мя от руки брата моею Ucava, яко боюся его (Быт. XXXII:11), и беседуя с женами, говорил: не даде Бог Лавану зла сотворити мне (Быт. XXXI:7). Посему и Давид не иного кого, но Бога умолял об избавлении: к Тебе, Господи, внегда скорбети ми, воззвах, и услышал мя ecu. Го­споди, избави душу мою от устен неправедных и от языка льстива (Псал. CXIX, 1—2). Ему восписуя благодарение, глагола словеса песни в семнадцатом псалме в день, в оньже избави его Господь от руки всех враг его, и из руки Саула, и рече: возлюблю Тя, Господи, крепосте моя, Господь утверждение мое, и прибежище мое, и Избавитель мой (Псал. XVII, 1—3). И Павел, претерпев многия гонения, не иного кого, но Бога благодарил, говоря: от всего избавил меня Господь, и избавит, на-Ньже уповахом (2 Коринф. I. 10). Не иной кто, но Бог благословил Авраама и Исаака. И Исаак, молясь об Иакове, сказал: Бог мой да благословит тя, и возрастит тя, и умно­жит тя: и будеши в собрания языков, и да даст тебе благословение Авраама отца моего (Быт.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

Зная, что Он именуется и Ангелом великого совета Отчего, Его, а не другого кого, нарек благословляющим и избавляющим от зол. Не того желал он, чтобы его самого благословил Бог, а внуков Ангел; но Кого сам призывал, говоря: не пущу Тебе, аще не благословиши мене ( Быт.32:26 ), а это был Бог, как говорит сам Иаков: видех Бога лицем к лицу ( Быт.32:30 ), – Того же умолял благословить и сынов Иосифовых. Ангелу свойственно служить Божию повелению; неоднократно Ангел предшествует народу Божию, чтобы изгнать Амморея и посылается охранять народ на пути; но и это не его есть дело, но повелевавшего ему и пославшего его Бога. Который один может избавлять, кого восхощет избавить. Посему не иной кто, но Сам явившийся Господь Бог сказал Иакову: се Аз есмь с тобою, сохраняяй тя на всяком пути, имже аще пойдеши ( Быт. 28:15 ); опять не иной кто, но явившийся Бог воспрепятствовал Лаванову злоумышлению, повелев Лавану, да не возглаголет ко Иакову зла ( Быт. 31:24 ), и сам Иаков не иного кого, но Бога призывал, говоря: изми мя от руки брата моею Исава, яко боюся его ( Быт. 32:11 ), и беседуя с женами, говорил: не даде Бог Лавану зла сотворити мне ( Быт. 31:7 ). Посему и Давид не иного кого, но Бога умолял об избавлении: к Тебе, Господи, внегда скорбети ми, воззвах, и услышал мя еси. Господи, избави душу мою от устен неправедных и от языка льстива ( Пс.119:1–2 ). Ему восписуя благодарение, глагола словеса песни в семнадцатом псалме в день, в оньже избави его Господь от руки всех враг его, и из руки Саула, и рече: возлюблю Тя, Господи, крепосте моя, Господь утверждение мое, и прибежище мое, и Избавитель мой ( Пс.17:1–3 ). И Павел, претерпев многие гонения, не иного кого, но Бога благодарил, говоря: от всего избавил меня Господь, и избавит, наНьже уповахом ( 2Кор. 1:10 ). Не иной кто, но Бог благословил Авраама и Исаака. И Исаак, молясь об Иакове, сказал: Бог мой да благословит тя, и возрастит тя, и умножит тя: и будеши в собрания языков, и да даст тебе благословение Авраама отца моего ( Быт. 38:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010