Письменными канцелярскими делами заведовали письмоводители, избираемые из воспитанников. Ректор заведовал преимущественно учебной частью, префект совмещал обязанности инспектора и эконома. В помощь префекту назначались 2 сеньора (для наблюдения за порядком в спальном корпусе) и надзиратели «по нравственной и экономической части» (один из студентов, другой из учителей), а также комиссар или эконом (преимущественно из учителей низших классов), камерные смотрители (старосты «камеры», т. е. спальни) и церковные инспектора. Иногда по распоряжению архиерея членами правления временно становились монашествующие наставники или архимандриты в помощь ректору и префекту или для приобретения управленческого опыта в данной сфере. Так, в 1816 г. с учетом необходимости обширного строительства после пожара 1815 г. по особому распоряжению архиеп. Амвросия (Протасова) в помощь ректору и префекту был назначен инспектором настоятель свияжского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря архим. Израиль (Звягинцев), опытный хозяйственник. Архиерейским решением инспектор был назначен в академическом правлении 2-м после ректора и наделен широкими полномочиями «по хозяйственной и нравственной части» (в т. ч. должен был надзирать за нравственностью учащихся). Жалованья при этом архимандрит не получал. Ректорами «старой» академии были: Сильвестр (Лебединский) в 1797-1799 гг. (с 27 мая 1794 ректор семинарии); Ксенофонт (Троепольский) в 1799-1800 гг.; Антоний (Соколов) в 1800-1807 гг.; свияжский архим. Евгений в 1807-1808 гг. (временно исполнял должность ректора); Епифаний (Канивецкий) в 1808-1816 гг.; Афанасий (Протопопов) в 1816-1817 гг.; Феофан (Александров) в 1817-1818 гг. Учебный процесс в КазДА в 1798-1818 гг. во многом представлял собой семинарские занятия. Преобразование среднего учебного заведения в высшее не сопровождалось открытием новых классов. Высшей ступенью образования оставались классы философии и богословия, существовавшие в КазДС и в некоторых др. семинариях до 1797 г. В КазДА как в центр большого учебного округа предполагалось направлять на учебу лучших воспитанников 6 семинарий.

http://pravenc.ru/text/1319800.html

В Орловской епархии в начале XIX столетия, также дав у себя приют старцам-пришельцам, благоустроились и процвели: пустынная обитель Белобережская и монастыри – Чолнский и Свенский. А впоследствии уже заимствовала от них вместе с внешним чином духовный свет и Площанская пустынь, в которой полагал начало иноческой жизни описываемый здесь старец Макарий. В Белобережской пустыни вселился и около 1801 года был строителем оной старец духовной жизни Василий, в мире Василий Тимофеевич Кишкин, из дворян Курской губернии. Первоначально (с 1780 года) он жил с учениками своими несколько лет на св. Афонской горе и в Молдавии. В то же время вышли из Нямецкого монастыря от старца Паисия иеросхимонах Клеопа и схимонах Феодор, постриженные в монашество и основательно наставленные им в жизни духовной. И о. Клеопа прямо поселился в Белобережской пустыни; а о. Феодор сначала жил в Чолнском Трубчев-ском монастыре. Потом, когда место настоятеля и старца Василия в Белых Берегах (в 1804 году) занял его ученик и постриженник иеромонах Леонид, тогда и о. Феодор перешел в Белобережскую пустынь. Упокоеваемые любовию и попечением настоятеля, старцы Клеопа и Феодор жили при обители в уединенной и безмолвной келлии в лесу, сперва вдвоем; а потом, в 1808 году, присоединился к ним и любитель безмолвия о. Леонид, добровольно ради сего сложивший с себя бремя настоятельства. Все они совокупно занимались умным деланием, принося в то же время пользу и ближним, притекавшим к дверям их келлии, духовными советами и наставлениями, Богу их прославляющу. Впоследствии, как увидим ниже, о. Леонид, сделавшись Оптинским старцем, был наставником и вместе другом духовным о. Макария. В 1806 году поселился в Белобережской пустыни ученик старца Паисия схимонах Афанасий Захаров, который в 1815 году перешел на жительство в Площанскую пустынь и был старцем отца Макария до самой блаженной своей кончины. Но о нем сказано будет дальше, по потребности, в своем месте. Вышеупомянутый старец Василий, оставив настоятельство в Белобережской пустыни, перешел на жительство в Свенский монастырь, где около 1818 года был казначеем один из любимых учеников его, иеромонах Серафим, бывший впоследствии настоятелем сперва Белобережской, а с 1818 года Площанской пустыни, которая много обязана ему своим благоустройством как во внешнем, так и во внутреннем отношении, где и о. Макарий обитал.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

На могиле схимонаха Вассиана была положена не плита, как на многих других, а поставлен чугунный памятник с обширной надписью, которую составил со всей любовью архимандрит Моисей . «Под сим памятником, – гласила эта надпись, – погребено тело скитского старца схимонаха Вассиана, скончавшегося с упованием на Божие милосердие сентября 7 дня 1857 года, девяноста семи лет от рождения своего. Сей блаженный старец – схимонах Вассиан – родом был Жиздринского уезда, из крестьян. В монастырь вступил 1812 года, в монашество пострижен 1818 года, а потом в 1820 году в схиму был пострижен он Преосвященным Филаретом Калужским. С самого вступления своего в монашество старец сей провождал жизнь более подвижническую: носил на теле своем железные вериги, пищу всегда употреблял он постную, не вкушая молочного и рыбы, кроме самых великих праздников – Св. Пасхи и Рождества Христова, а вина и чаю во всю иноческую жизнь свою не употреблял никогда. К церковному Богослужению был всегда усерден, притом и келейным правилом занимался почти беспрерывно, прочитывая ежедневно Псалтирь и акафисты со многими земными поклонами. Каждую неделю приобщался Св. Таин Христовых. В Великий пост первую и последнюю седмицы проводил без пищи; а в 1818 году, будучи в силах, поревновал древним Отцам испытать себя в чрезвычайном посте Бога ради, не вкушал пищи во весь Рождественский пост, также и во всю Четыредесятницу Великого поста. Притом выдерживал многие искушения козней бесовских силою веры и любви ко Господу. Был неутомимо трудолюбив, любил крайнюю нищету, не имея в келлии ничего, кроме икон святых; и по кончине его ничего не осталось, кроме изношенной и ни к чему не годной одежды, – и тем подал всей братии весьма назидательный пример подвижнической зело жизни. За все таковые подвиги да упокоит Господь Бог душу раба Своего со святыми в Небесном Царствии Своем!» Вот ведь как всё сложно в монашеской жизни… И как поучительно! Зверье (диалектное). – Сост. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

III. Материалы славянские Рассуждение инока Князя Вассияна о неприличии монастырям владеть отчинами, с пре-дисловием О.М. Бодянского Справа Братства Церковного Виленского перед Судом Трибунальным Виленским с иеро-дьяконом Антонием Грековичем, передавшимся в Унию и осужденным на смерть 1605 года Выписка з книг справ Судов Головных Трибунальных, отправованых у Вильни 1590-го, месяца 26-го дня, с привилием Жигимонта III-ro, Короля Польского, Виленскому Цер-ковному Братству закона Греческого Распоряжения Константинопольского Патриарха, Иеремии, и Киевского Митрополита, Михаила, о освящении в день Воскресения Христова в церкви хлебов и мяс, и празднова-нии полога Богородицы на заутрие Рождества Христова, также пятницы вместо воскресе-ния Переписка между Греко-Униятским Митрополитом, Афанасием Шентицким, и Римско-Католическим Архиепископом Львовским, Вячеславом Иеронимом Сераковским, о Collaria, 1739 г. Сообщены все четыре акта Я.Ф. Головацким, Профессором Русского языка и словесности в Львовском Университете IV. Материалы иностранные Походы Викингов, государственное устройство, нравы и обычаи древних Скандинавов, соч. А.М. Стринигольма, перевод с Немецкого А. Шемякина, с приложениями Немецкого переводчика, К.Ф. Фриша. Части I-oй книга 1, отделения I-IV V. Смесь Мнение Министра Юстиции, Д.П. Трощинского, о проекте Уложения Мнение Адмирала Мордвинова о браке Полуектовых и рожденных от сего брака детях Его же «О мерах к пресечению голода в Белорусских губерниях» Возражение Графа Растопчина на книгу, сочиненную Графом Стройновским, о условиях с крестьянами Ответ сочинителю Речи о защите права дворян на владение крестьянами, писанной в Москве апреля 4-го дня, 1818 года, и проч., от Россиянина Мнение Адмирала Мордвинова: Одна из мер освобождения крестьян от зависимости и с оною возбуждения народной деятельности, начертанная в 1818-м году Его же, Мнение по рабству крестьян, в 1833-м году Мнение Министра Внутренних Дел Козодавлева по делам Сибирским К Иркутскому Летописцу пояснение. Записка о Сибири

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Артюшинская (Конец Горский погост). Церковь Афанасия и Кирилла Александрийских. Церковь Иоанна Предтечи /// Объект не принадлежит Православной Церкви Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Конецгорский приход Виноградовский район Архангельская область В состав прихода в 1894 г. входила 41 деревня. Название прихода приписывалось его местоположению: почти все деревни располагались на крутой возвышенности, спускавшейся к реке Двине и завершавшейся низиной, на которой стоял погост с приходскими церквями. Приход существовал уже в 20-х годах XVII в., о чем свидетельствовала запись в синодике о священнике Федоре Яковлеве, служившем в 1625 г. В грамоте архиепископа Варсонофия от 24 апреля 1752 г. указывалось, что до 1734 г. в приходе была церковь во имя вмч. Георгия с приделом в честь Вознесения Господня. Эта церковь была разобрана по ветхости в 30-х годах XVIII в. В 1734 г. построена новая церковь в честь Вознесения Господня. Она сгорела 16 апреля 1750 г. Удалось спасти икону Вознесения Господня. Вместо нее по храмозданной грамоте архиепископа Варсонофия от 24 апреля 1752 г. построена новая одноименная церковь. Приделы: Георгиевский справа и Космо-Дамиановский с северной стороны. В 1820-1847 гг. была построена каменная двухэтажная церковь. Престолы: в нижнем этаже главный - в честь Афанасия и Кирилла Александрийских, придел в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость; в верхнем этаже - в честь Рождества Иоанна Предтечи, по этому престолу именовалась вся церковь. Священники: Петр Синцов 1818 г., был благочинным; Алексей Фомин и Петр Овчинников 1826 г. Церковный староста: Иосиф Толстопятков с 1887 г. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2 - Архангельск, 1895. - С. 175-178. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=40526

Удивителен Промысл Божий! Всю жизнь покойная сестра старалась как можно менее других беспокоить, как можно менее собственно для себя тратить. А по смерти пришлось поднять немалую тревогу в обеих столицах: в С.-Петербурге хлопотать о дозволении отпевать и перевезти тело ее, а в Москве пр. Леонид удостоил служить при гробе, стоявшем сутки в Алексеевск[ом] мон[астыре], панихиду и сам благословил ее в путь – в пустынь. И сколько при этом расходов! И еще замечательное, удивительное и поучительное знамение: родилась она в дер. Покровской, отпета в церкви Покровской игуменом из Моск[овского] Покровского монастыря и легла на вечный покой под святой иконою Покрова Пресвятой Богородицы, которою была благословлена в младенчестве 4-х лет. Очевидное покровительство Царицы Небесной! О скорби нашей семейной при этой утрате матери утешительницы нет слов. Плачет о ней вся обитель. Преемницею ее, кажется, будет их казначея м. Афанасия». Вторая настоятельница игумения Афанасия (Качалова) 563 Игумения Афанасия, в миру Наталия Григорьевна Качалова, – дочь дворянина Калужской губернии Козельского уезда, родилась в сельце Стрельне 12 января 1818 года. До семнадцати лет она отличалась живым, веселым характером, ничто в ее душевном устроении не предвещало каких-то внезапных перемен. Вдруг, без всякой внешней причины, она переменила беззаботную девическую жизнь на жизнь лишений и труда ради Спасителя: стала ревностно посещать храм Божий, дома постоянно читала Евангелие и Апостольские послания и в течение семи лет странствовала по святым местам, горячо молясь Всевышнему, да укажет Он ей путь ко спасению. Во время своего странствия юная подвижница вкушала пищу только один раз в день – вечером, чай пила два раза в неделю – в субботу и воскресенье и неуклонно исполняла всякий день утреннее и вечернее правило. По благословению своего духовного отца старца Антония (Путилова) Наталья Григорьевна всегда одевалась в мужское платье. От природы она была высокого роста, ее доброе спокойное лицо часто оживляла ангельская улыбка.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Ученики старца Паисия Величковского уже в конце его жизни, а особенно после кончины старца, перешли в Россию. Вокруг них также вскоре собрались близкие по духовному направлению ученики. Так в России образовались духовные центры старческого делания в различных обителях трех областей: северной, центральной и южной. К северным обителям относят: Соловки (иеромонах Феофан (Половцов, 1739 (?–1818)), Валаам (иеросхимонах Клеопа (Антонов, ок. 1816)), Свирский монастырь (схимонах Феодор (1756–1822)), Александро-Невскую лавру (митрополит Гавриил (Петров, 1730–1801)), архимандрит Феофан (Соколов , 1752–1832)). К центральным обителям относят: московские монастыри Новоспасский (иеромонахи Филарет (Пуляшкин, в схиме Феодор, 1758–1842) и архимандрит Александр (Подгорычани, 1758–1845)) и Симонов (архимандрит Игнатий, монахи Павел и Арсений), Введенскую пустынь Владимирской епархии (иеромонах Клеопа, после 1778), Оптину пустынь Калужской губернии, Пешношский монастырь (игумен Макарий (Брюшков 1811)), Брянский Свенский монастырь и связанных с ним рославльских пустынножителей (иеросхимонахи Афанасий Степанов, Зосима, Василиск, схимонах Афанасий Охлопков и другие), Площанскую пустынь (схимонах Афанасий (Захаров, 1825)). Южную ветвь русского старчества, ведущего свое начало от святого старца Паисия, проследим более детально. «На непосредственных учеников святого Паисия на юге России и шестим: монах Герасим, постриженник старца Паисия, по выходе и Россию живший в Софрониевой пустыни Курской губернии; в Екатеринославской епархии подвизался иеросхимонах Ливерий, скончавшийся в глубокой старости в 1824 году». Старец Ливерий, «человек святой жизни, ученик знаменитого Паисия Величковского », имел своим учеником инспектора Екатеринославской духовной семинарии ученого инока Макария (Глухарева, 1792–1847), впоследствии знаменитого начальника Алтайской миссии. Впоследствии отец Макарий Глухарев, блистательно окончивший Петербургскую духовную академию, хорошо изучивший языки: греческий, латинский, еврейский, немецкий и французский, – магистр богословия, бывший ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Богоявленского монастыря, профессор богословских наук, в сане архимандрита переходит в бедную, глухую Глинскую пустынь, под духовное руководство «благочестивого наставника и опытного в духовной аскетической жизни старца Филарета».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Бестужево. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы на Верюжском Введенском погосте. Введенская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Введения во храм Пресвятой Богородицы , Николая Чудотворца , Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских Год постройки:Между 1803 и 1809. Колокольня достраивалась до 1818 г. Год утраты:1948 (разобрана) Адрес: Россия, Архангельская область, Устьянский район, с. Бестужево Координаты: 61.612682, 43.942296 Проезд:от п. Октябрьский (остановка пл. Победы) автобусом 709 до д. Веригино, далее пешком по мосту на левый берег р. Сенюги, далее идти на восток 350 м. Место храма 50 м к юго-западу от нового храма Рождества Богородицы Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Верюжский Введенский погост, находящийся на высокой надпойменной террасе крутого правого берега реки Устья, у северо-западной окраины д. Бестужево, получил свое название от первой построенной на погосте церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и от речки Верюга, впадающей недалеко от него в Устью. В народе его чаще называли по имени святого - " У Прокопия Устьянского " , или просто - " У Праведного " . О первом Введенском храме погоста сведения не сохранились, но можно предполагать, что он существовал уже во второй половине XVI века. Судя по писцовой книге 1645 года, на Верюжском Введенском погосте тогда стояли три деревянных храма: холодная шатровая Введенская церковь и две тёплых клетских - мучеников Флора и Лавра и святителя Николая Чудотворца с трапезной. В храмовом ансамбле погоста находилась ещё отдельно стоящая колокольня. С середины XVII века в приходе, а за тем и по всему Северу, началось почитание мощей святого праведного Прокопия Устьянского, обретённые у берега Устье близ Введенского погоста. В 1783 году епископ Вологодский и Белозерский Ириней дал грамоту на постройку каменного двухэтажного храма во имя святого праведного Прокопия Устьянского с нижнем тёплым приделом во имя святителя Николая Чудотворца, но его преемник епископ Вологодский и Устюжский Арсений приказал строить храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, а не во имя Прокопия Устьянского, так как имени его не было в святцах. Запреты епархиального начальства возводить храмы в честь праведного были обусловлены прежде всего локальным характером культа. В результате, при попечительстве тотемского купца 1-й гильдии Ивана Андреевича Кузнецова в 1803 года на месте деревянной Никольской церкви началось строительство каменного одноэтажного Введенского храма с двумя приделами в трапезе: во имя святителя Николая Мирликийского и во имя святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. Главный престол в храме освящён в 1809 году.

http://sobory.ru/article/?object=59562

В царствование императора Петра I стольником Андреем Леонтьевичем Римским-Корсаковым, женатым на княжне Марии Федоровне Шаховской, с согласия игумении монастыря Александры и с разрешения епархиального начальства в 1696 г. над вратами монастыря воздвигнута церковь во имя Нерукотворного Образа Спасителя, вместо ветхой деревянной часовни Всемилостивого Спаса, стоявшей на том же месте со времен царя Алексея Михайловича. До 1775 г. церковь состояла в ведении Корсаковых, «снабжавших ее ризницей и всей прочей церковной утварию» и считавших ее своей домовой церковью. Богослужение здесь совершали монастырские священнослужители, по договору, «из известной руги» - годовой платы, получаемой от Римских-Корсаковых. В церковь было два входа: один, извне монастыря, - для семьи Корсаковых; другой, с внутренней стороны ограды, - для монашествующих. В нижней части была устроена усыпальница Римских-Корсаковых и Шаховских. В ее стенах с внутренней и наружной сторон были вмурованы плиты с именами погребенных. Особенно примечательным был надгробный памятник сына храмоздателя, выполненный из белого камня в виде гроба с изображением на нем двух ангелов и с надписью: «До страшного дня судного под сим гробным камнем кости лежат раба Божия Михаила Андреевича Римского-Корсакова, поживше во свете 32 года 10 месяцев 14 дней, преставшся же 1736 г. сентября 14 дня в 4 часу в 10 минут по полуночи. Прошу тя сие помолися ко Господу о душе моей да и то б за сие то дадеся от тоя милость во он же день страшный». Среди благочестивых представителей дворянского рода Римских-Корсаковых и Шаховских были и насельницы Зачатьевской обители. Так, в монастырской описи 1763 года значится «указная белица вдова Ирина Ивановна Шаховская». В 1818 г., при игумении Митрополии, в обитель поступила девица Анна Петровна Римская-Корсакова, дочь полковника Петра Михайловича Римского-Корсакова, с намерением принять монашество, о чем сохранилось ее собственноручное прошение. Впоследствии она была пострижена в монашество с именем Афанасия. О ее жизни в обители сохранились сведения в воспоминаниях ее сестры Елизаветы Петровны Яньковой, урожденной Римской-Корсаковой (см.: Рассказы бабушки. Из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные ее внуком Д. Благово. Л.: «Наука». 1989 г.). «Она вела самую уединенную и монашескую жизнь: ходила в церковь постоянно ко всем службам, келий чужих не посещала, у себя занималась рукоделием, работала что-нибудь для церкви, и так как хорошо вышивала золотом, то вышила много для церкви…» - вспоминает о сестре Елизавета Петровна. Богоугодно прожив в обители, монахиня Афанасия скончалась 20 апреля 1829 г., во вторник Светлой седмицы. «Отпевали ее в пятницу, и так как это было на Святой неделе, то пели “Христос воскресе”, а мы, все родные, были в белом, и не похоже было на похороны», - вспоминает ее сестра.

http://sobory.ru/article/?object=02388

(Забытый вопрос и его решение в церковно-археологической справке 1907 г. ) 1 4 октября 1552 года, по свидетельству летописцев и историков казанских 2 , в день торжественного въезда в Казань, царем Иоанном Васильевичем Грозным был основан в г. Казани деревянный храм, впоследствии Казанский Кафедральный собор. На третий день, 6 октября, этот храм, в присутствии царском, был освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1561 году, вместо прежнего деревянного храма, 21 мая начат постройкой, а 12 сентября закончен в византийском стиле каменный собор. Освящен он 3 первым Казанским святителем, архиепископом Гурием 4 . Неоднократные пожары Казани и собора, бывшие в 1596, 1672, 1694, 1742, 1815 и др. годах, сильно разрушали здание, а следовавшие за этим исправления и реставрации перестройками и пристройками всякий раз видоизменяли прежний вид Кафедрального собора. Драгоценнейшая святыня собора – мощи Казанского первосвятителя Гурия покоятся здесь, в левой стороне центральной части храма, между колоннами. Они открыты в 1595 году, 4-го октября, сначала почивали в Спасо-Преображенском монастыре и в Кафедральный собор перенесены в 1630 году. Кафедральный соборный храм с давних времен служил местом вечного покоя скончавшихся в Казани архипастырей. Здесь почивают митрополиты и архиепископы – Вассиан 5 , Тихон I 6 , Матфей 7 , Симон 8 , Корнилий I 9 , Лаврентий II 10 , Иоасаф 11 , Маркелл 12 , Тихонъ III 13 , Павел I 14 , Иона 1515 , Афанасий 1616 , Антоний II 1717 , Павел II 1818 и Владимир II 1919 . Историки и летописи казанские указывают и место погребения этих святителей, говоря, однако, кратко и не всегда и о всех точно. Об одних (архиеп. Вассиан, митрополит Матфей, митроп. Симон, митр. Корнилий и митр. Иоасаф) они свидетельствуют только, что эти владыки почивают в соборе, у северной стены, о других (митроп. Тихон III и архиеп. Павел I), – что они покоятся у южной стены, об архиепископе Ионе не говорят ни слова, а об остальных указывают определенно – под главным алтарем собора, в особой усыпальнице (архиеп. Тихон I, митроп. Лаврентий II, митроп. Маркелл, архиеп. Афанасий и архиеп. Владимир II), или же – в соборном, правом приделе (архиепископы Антоний II и Павел II); в обоих последних местах над останками этих святителей имеются надгробия.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Alek...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010