П[етр] Н[иколаевич] С[авицкий]. Заканчиваю это письмецо 30 декабря. Непрерывно думаю о Вашем здоровье, желаю Вам бодрости и сил! Очень хотел бы дать Вам отчет в том, над чем я работай в истекшие годы. Полагаю, что многое в этом (русские летописи, искусство Запада, история Древнего Востока) интересовало бы и Вас. Будьте здоровы и благополучны. Ваш П[етр] Н[иколаевич] С[авицкий] Д. 4. Л. 23–24 об. Подлинник. Автограф. 3. 24 января 1955 г. Дорогой старший брат и друг. 15-го сего января, в день для меня знаменательный по воспоминаниям, дошла до меня в полной исправности посланная Вами посылочка, отправленная 31-го декабря. Благодарю Вас от всего сердца! Содержимое этой посылочки дало мне возможность достойно отметить с друзьями день моего Ванюшки (20 января). Получено ли Вами мое поздравление с Праздником, отправленное в конце декабря? Очень хотел бы получить от Вас хотя бы несколько строк, узнать о Вашем здоровье. В истекшие недели немало читал по истории Запада, но только для того, чтобы во всех подробностях сопоставить происходившее на Западе с судьбами нашей Руси. Прочел хорошую работу о Кижском погосте на Онежском озере, с его замечательными памятниками начала XVIII века. Какие глубины русского духа в них обнаруживаются! Еще раз благодарю за все. Будьте же здоровы, дорогой друг, и дайте весточку о себе. На обороте почтовой карточки. На другой стороне на бланке карточки. Куда: Мордовская АССР, п/о Потьма, Зубово-Полянский дом инвалидов. Кому: Афанасию Григорьевичу Сахарову. Адрес отправители: Мордовская АССР, п/о Явас, п/я 385/11. Петр Николаевич Савицкий. Д. 5 Л. 35 об. Подлинник. Автограф. 4. 4–5 февраля 1955 г. 4 февраля 1955 г., закончено 5 февраля (канун Ксении) Дорогой старший брат и друг, был сердечно обрадован получением Вашего письма от 22 января, которое дошло быстро. От всей души благодарю Вас за память. Строки мои, написанные к 30-летию, выражают во всей глубине впечатления мои и убеждения. В человеческом мире нужно и мерить человеческой меркой. Полное совершенство нам недоступно. Оно – удел иной сферы. Но и нам (некоторым из нас) доступны большие достижения по пути к совершенству. Строки мои – о том, чего Вы достигли на этом пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Особое Совещание при министре госбезопасности СССР от 5 марта 1952 года постановило: «Сахарова Афанасия Григорьевича за отбытием срока наказания из лагеря и от ссылки на поселение освободить и направить в дом инвалидов под надзор органов МГБ» 39 . Однако владыку по-прежнему держали в лагере, а неопределенность обстановки продолжалась до 1954 года. Это действовало угнетающе, тем не менее дух святителя был высок. Письма того времени показывают, как он подбадривал других, поддерживал и при этом как бы сознавал свою победу над обессилевшей тьмой. Проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой ( Пс. 65, 12 ). «Не унывайте, родная моя, – пишет он 4 октября 1953 года монахине Маргарите в Петушки. – Верю: безмерное множество грехов наших потонет в бездне Божия милосердия. Суд Божий – не суды людские. Если здесь выискивают все, за что можно было бы зацепиться, чтобы обвинить, – там будут (если не грешно так выразиться) выискивать все, за что можно было бы зацепиться, чтобы оправдать. И один платочек, омоченный слезами, на весах правосудия Божия перетянет все наши грехи, как было с одним разбойником. При всех наших недостатках у нас с вами все же остается одна такая зацепка, на которую я крепко уповаю, – это то, что многократно повторяется в чине иноческого погребения: «Твой есмь аз... Твоя есмь аз: мы Твои, Господи... За имя Твое спаси нас». При всех наших грехах мы никогда не отрекались от имени Твоего, не стыдились именоваться христианами. Поэтому мы можем дерзновенно сказать с псалмопевцем: Услыши, Господи, правду мою... Ту правду, что мы не отвергались Христа. Можем сказать даже более: За словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки. Не унывайте же и Вы, родная моя: опасна беспечность, но не менее опасно и уныние» 40 . Владыка ждал направления в инвалидный дом. Ехать было некуда, поскольку ни по одному из указанных адресов близких людей разрешения на жительство он не получил. 19 мая 1954 года епископ переехал наконец в Зубово-Полянский дом инвалидов для бывших заключенных в Мордовии, в шести километрах от станции Потьма. Владыка радостно сообщил друзьям свой новый адрес. Однако его ждало здесь разочарование. Первое время даже не было той минимальной свободы, которой так хотелось, режим оставался тюремным, временами более жестким. Накладывались ограничения на переписку, отсутствовало надлежащее медицинское наблюдение, прогулки на «пятачке», где некуда было спрятаться от палящего солнца. Ну и, разумеется, не разрешалось покидать территорию дома. Видно, нелегко приходилось святителю в этом доме инвалидов, если он решил подвести итог своей исповеднической жизни. В конце 1954 года он написал свой первый вариант автобиографии – «Даты и этапы моей жизни», в которой этапы были не только символом ступенек по жизни, но и в буквальном смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

У них он прожил почти год. Близкие уже начали хлопотать, чтобы отпустили инвалида к ним на иждивение, но бумаги где-то опять застряли, и как оказалось, неспроста – вскоре последовал новый арест. Обвинение – принадлежность к организации «Антисоветское церковное подполье». С момента ареста 7 ноября 1943 года и до июня 1944 года святителя перемещали из одной тюрьмы в другую. За это время он побывал в ишимской, омской, из московских в Лефортовской, Бутырской, Краснопресненской тюрьмах. Самый строгий режим был в Лефортовской, однако одиночки для владыки были благом, ему представилась редкая возможность остаться без неприятных соседей. Можно было невозбранно молиться, уйти в себя: одиночки были своего рода затвором для монаха. По этому периоду сохранились протоколы допросов, которые дают нам огромную пищу для размышлений. Владыка на все вопросы отвечал спокойно, уверенно, взвешенно и с большой осторожностью, если речь шла о других людях. Своих позиций не скрывал, заявлял, что он убежденный сторонник самодержавной монархии, но как христианин обязан быть граждански лояльным к советской власти и никакой активной борьбы с ней не вел. Однако в вопросах веры всегда оставался твердым противником безбожной власти. Результаты следствия можно было вполне предсказать. Вот выписка из протокола 29 Особого совещания при Народном комиссариате внутренних дел СССР от 1 июля 1944 года «Постановили: Сахарова Афанасия Григорьевича за участие в антисоветской организации и антисоветскую агитацию – заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на восемь лет, считая срок с 9 ноября 1943 года» 35 . В Сибирь ехал епископ вместе с иеромонахом Иераксом. В лагере владыку назначили ассенизатором – это было верхом издевательства над архиереем, однако владыка спокойно отнесся к новой работе и исправно выполнял ее. У него зато появилось больше свободного времени, хотя не всегда имелась возможность его использовать, потому что в бараке было темно, а керосинка для владыки оставалась непозволительной роскошью.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Простите. Любящая Вас Т[аня]. 7/Х 58 г. Вторник. Д. 35. Л. 66–66 об. Подлинник. Автограф. 9. 30 января 1962 г. Дорогой Владыко, благословите! Не забыла и не разлюбила Вас душа моя. Все так же первый мой поклон Богу за живых о Вас. Но, будучи вызвана дважды к нашим хозяевам (вскоре после смерти мамы), узнала, что дело мое, несмотря на мою реабилитацию, хранится еще с дней моей юности с 1922 г. Из живых вспоминаемых там лиц остались Вы один. Поэтому, естественно, весь разговор был о Вас. М[ожет] б[ыть], я неверно мыслю, но мне не хотелось, чтобы за связь со мной омрачилось Ваше земное благополучие. Думаю, что Ваши телесные силы крайне слабы. Не знаю, как Вы передали мой разговор, п[отому] ч[то] все преломляется под мировоззрением рассказчика, но меня связали вновь с новыми людьми, живущими близ Почаевской Лавры, и вмешивать Ваше имя, совершенно непричастное, еще туда мне бы очень не хотелось. Поэтому я упорно молчу и не еду к Вам. Ваше письмо на смерть мамы я храню как драгоценность и утешаюсь им. Ее отсутствие становится все острее, несмотря на то что прошло около 7 лет, и т. к. смерть все время продолжает брать друзей и знакомых и круг их быстро сужается, то мне делается все грустнее и тяжелей без моего земного утешения, которого я лишилась безусловно по грехам моим. Продолжаю работать, но не для того, чтобы «уйти из общества», как говорят теперь, а для того, чтобы милостыней выкупать грехи моих родителей и брата. Если я мыслю и поступаю не так, скажите, исправлюсь. Не хворайте, дорогой Владыко. Посылаю Вам хохломскую роспись, надеюсь, что в хозяйстве они пригодятся. Земно кланяюсь Вам. Прошу Ваших молитв и благословения. Любящая Вас Таня. 17–30 января. Вторник. Д. 53. Л. 112–113. Подлинник. Автограф. 621 Письма митрополита Кирилла архимандриту Неофиту (Осипову) (см: Акты Святейшего Тихо­на... С. 867–870). Читать далее Источник: Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову) : в 2 кн./Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т ; [вступ. ст., примеч., подгот. текста О. В. Косик]. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2013-2014. (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви)./Кн. 1: А - Н. - 2013. - 799 с. : ил., портр., факс.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Общество Все рубрики Журнал «Нескучный Сад» Вышел январский номер журнала «Нескучный сад». Новомученики: Подвиг не востребован? Знаете ли вы, что московское метро, освящено? В 1930-е годы святитель Афанасий Сахаров, епископ Ковровский, канонизированный как российский исповедник (2000), провез по одной из линий метро икону Всех святых, в земле Российской просиявших, сказав, что теперь он освятил московское метро. О подвигах мучеников новых и древних, о проблемах канонизации священников и монахов, убиенных в последние годы -- читайте в Теме номера. Вышел январский номер журнала «Нескучный сад». Новомученики: Подвиг не востребован? Знаете ли вы, что московское метро, освящено? В 1930-е годы святитель Афанасий Сахаров, епископ Ковровский, канонизированный как российский исповедник (2000), провез по одной из линий метро икону Всех святых, в земле Российской просиявших, сказав, что теперь он освятил московское метро. О подвигах мучеников новых и древних, о проблемах канонизации священников и монахов, убиенных в последние годы -- читайте в Теме номера. Журнал «Нескучный Сад» Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. 12

http://pravmir.ru/category/obshhestvo/sm...

сост. Г. И. Катышев О ектинии после повечерия и полунощницы По отпусте повечерия и полунощницы произносится особая ектения, начинающаяся прошением: Помолимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе... Эта ектения никогда на данных службах не опускается и всегда произносится только священником, что говорит о ее важности. Между тем у нас повелось такое исполнение этой ектении, при котором богомольцы совсем не слышат ее прошений: служащий безостановочно возглашает прошения, а певцы одновременно безостановочно же поют: Господи, помилуй. Устав церковный указывает иногда чтение священником молитв во время пения (например, на панихиде чтение молитвы Боже духов... во время 40-кратного: Господи, помилуй), но чтение в таких случаях должно быть тайное, а не вслух, наперебой с певчими. Ектения Помолимся... по своему содержанию заслуживает тщательного ее исполнения, так чтобы ни одно прошение ее не ускользнуло от внимания молящихся. Уставная заметка в Часослове, что певцы поют: Господи, помилуй – «часто», вовсе не означает безостановочного пения, а имеет в виду уставное протяжное (например, знаменным распевом) исполнение: Господи, помилуй, на других ектениях, которое в данном случае, соответственно краткости прошений, заменяется лишь менее протяжным, отчего в связи с немногословностью прошений оно становится и частым. Но все же торопливость не может быть допустима. В 7-й главе Типикона в конце полунощницы воскресной говорится: «Иерей глаголет ектению Помолимся... мы же: Господи, помилуй – кротким и тихим гласом», то есть не торопясь, не наперебой со священником. В 9-й главе Типикона указывается исполнять на этой ектении: Господи, помилуй – «тихо», каковой термин значит не только «негромко», но и «неспешно». А в главе о Четыредесятнице говорится: «И мы (поем): Господи, помилуй – на всякий стих» (понедельник 1-й седмицы Великого поста, повечерие), то есть дается точное предписание, чтобы на каждое прошение пелось отдельно: Господи, помилуй. Поэтому настоящую ектению надо исполнять так же, как и все остальные: служащий возглашает одно прошение, певцы, дождавшись окончания возглашения, поют: Господи, помилуй; служащий, дождавшись окончания пения, произносит следующее прошение и т. д. Вообще в богослужении не должно быть допускаемо двоегласия. Священнослужители, чтецы и певцы не только не должны одновременно в два голоса читать и петь, но отнюдь не должны перебивать друг друга и начинать ранее полного окончания предшествующего чтения или пения. Последнее прошение ектении Помолимся: Рцем и о них – лучше произносить так, как в новейших изданиях наших богослужебных книг оно печатается в сноске: Рцем и о себе самех. Читать далее Источник: Катышев Г.И. Славы Божия ревнитель: жизнеописание и труды исповедника епископа Афанасия (Сахарова). – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2006. – 495 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Прошу возвратить все отобранные у меня при обыске 24 июня с. г. богослужебные вещи, вино и свечи,– так как, во 1-х, в настоящее время все богослужебные принадлежности имеются в свободной продаже и каждый гражданин может свободно приобретать их для себя без риска подлежать за это ответственности; так как, во 2-х, насколько мне известно, нет никакого закона, воспрещающего частным лицам на территории РСФСР, не исключая и административно высланных, хранить у себя лично им принадлежащие богослужебные принадлежности и пользоваться ими по своему усмотрению; так как, в 3-х, нигде не указано нормы, свыше которой частным лицам воспрещается иметь предметы культа, к которому эти лица принадлежат; так как, в 4-х, насколько мне известно, нет в законах воспрещения отдельным гражданам совершать дома лично для себя и своих близких богослужение по правилам исповедуемой ими религии, в пределах, указуемых законом, т. е. не доходя до публичного оказательства; так как, в 5-х, не было распоряжений гражданской власти, воспрещающих православным священнослужителям совершать такое, частное, не имеющее характера публичного оказательства, богослужение в установленных для них по правилам их религии облачении и с употреблением соответствующих богослужебных принадлежностей; так как, в 6-х, по уголовному кодексу, даже в случаях нарушения кем-либо правил об отделении Церкви от государства (ст. ст. 119–125 и 227 16 ) не предусматривается в качестве меры пресечения или наказания отобрание предметов культа; и так как, в 7-х, даже в местах заключения, чрез которые я прошел, со мною были все отобранные принадлежащие мне богослужебные предметы; при бывших там обысках ни разу ничего (даже вино) не отбиралось, наоборот, все необходимое для богослужения присылалось при официальных передачах, и мне не только не воспрещалось совершать в полном облачении ежедневное богослужение в той камере, где я помещался, но в праздничные дни, с разрешения начальства, богослужение совершалось открыто в особо отводившемся помещении для желающих из заключенных. Еп[ископ] Афанасий Сахаров . 29 июня 1923 г. Письмо 12

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Согласно Типикону, ежедневно после вседневных вечерни и утрени вне периодов пред- и попразднств должна совершаться краткая заупокойная лития , состоящая из неск. тропарей и заупокойной ектении (на практике обычно опускается). Сходное чинопоследование можно встретить уже в Студийско-Алексиевском Типиконе (чин ежедневного поминовения патриарха Алексия Студита, основателя мон-ря - Пентковский. Типикон. С. 414-415). Чин литии в дониконовских богослужебных книгах не включал тропари (Служебник. М., 1646. Л. 48 об.- 49). Подобное же краткое заупокойное моление может совершаться над коливом в честь усопших после заамвонной молитвы или же после отпуста литургии. Воскресный день, а также праздники лишены поминальной специфики, поэтому с т. зр. устава добавление заупокойных песнопений в воскресную службу является нарушением (см. ст. Колливады ). Частное поминовение По просьбе верующих священнослужители могут совершать в храмах или на кладбищах заупокойные панихиды (на к-рых могут петься различные каноны или в сокращенном варианте только запевы без тропарей; см.: Афанасий (Сахаров), священноисп. С. 170-175) и литии в дни памяти тех или иных усопших или просто для их сугубого поминовения. Неуставной формой поминовения является т. н. заупокойное всенощное бдение, или парастас, имеющее некоторое распространение в РПЦ, но не содержащееся в офиц. изданиях богослужебных книг (Там же. С. 141-143). Существуют также различные традиц. формы совершения молитвы об усопших каждым верующим (Там же. С. 195-225). Лит.: Афанасий (Сахаров), священноисп. еп. О поминовении усопших по уставу Правосл. Церкви. СПб., 1995; Нефедов Г., прот. Таинства и обряды Правосл. Церкви. М., 19992. C. 221-260; Velkovska E. Funeral Rites according to the Byzantine Liturgical Sources//DOP. 2001 Vol. 55. P. 21-51. Библейские тексты православного З. б. В текст православного З. б. входит Пс 118, составляющий 17-ю кафизму Псалтири и являющийся одним из самых поэтичных текстов Свящ. Писания. 17-я кафизма, обычно обозначаемая как непорочны (по первым словам Пс 118), входит в состав чинов отпеваний, панихиды, утрени с пением «Аллилуия» в субботу. На всех этих заупокойных службах 17-я кафизма должна исполняться нараспев, с прибавлением особых припевов после каждого стиха и цикла особых тропарей «по непорочных» - в конце. На панихиде и утрене кафизма делится на 2 статии (части), с припевами к стихам: 1-й:      [        ], 2-й:       на отпевании - на 3, с припевами «Аллилуия» к 1-й и 3-й части и       ко 2-й (в дониконовской и старообрядческой традициях 17-я кафизма всегда разделена на 2 части, а припевы не во всем тождественны с указываемыми в совр. изданиях богослужебных книг; так, на панихиде и отпевании положены припевы:           и          ). Кроме Пс 118, а также 50 и 90, особое место в З. б. занимает и Псалтирь в целом - ее принято читать над гробом усопших, начиная сразу после кончины и заканчивая временем погребения, а после того - и в качестве особой заупокойной молитвы по усердию.

http://pravenc.ru/text/182647.html

Прошение Макария Египетского о язычниках. См. ниже: Приложение.- Сост. Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 203.- Сост. Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 203.- Сост. См. ниже: Приложение.- Сост. Поминальная трапеза Поминовение усопших у нас обычно сопровождается поминальной трапезой в память усопших. Этот добрый обычай, несомненно, имеет основание в церковном Уставе, который трапезу всегда поставляет в непосредственную связь с богослужением. А узаконенное нашим Уставом принесение в память усопших кутии как бы обязывает имеющих возможность к устроению и более полной трапезы. Обычно у нас перед поминальной трапезой совершается заупокойная лития. Самая трапеза начинается вкушением принесенной из храма кутии. В конце трапезы пред последним кушанием в день погребения поется стихира " Зряще мя безгласна и бездыханна… " , слова которой " вчерашний бо день беседовах с вами " так трогательно соответствуют этой братской трапезе, в первый раз совершаемой в отсутствии дорогого брата. После стихиры возглашается " Вечная память " . В других случаях, кроме дня погребения, возглашается только " Вечная память " . На поминальной трапезе поставляется освященная в храме кутия, блины, которые напоминают своей формой солнце (Солнце Правды - Христос Бог), сладкий кисель, своим вкусом символизирующий блаженную вечную жизнь. Употребляют также сладкое вино кагор. Поминальная трапеза должна отличаться от шумного пира благоговейной тишиной и добрыми словами о почившем. Она, по сути, является продолжением богослужения и молитвы об усопшем. Поминальная трапеза во дни поста[ 2 ] У нас по доброй старой традиции, имеющей основание в церковном Уставе, поминовение усопших всегда сопровождается устройством поминальной трапезы, более или менее полной и обильной. Уже было отмечено, что с точки зрения Устава трапеза является продолжением богослужения, завершением дневного и вечернего богослужения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2157...

Симеона (Холмогорова) – 12 мая: «Вопрос: Расскажите, на какой политической платформе объединились в названную Вами на предыдущем допросе контрреволюционную организацию ссыльных епископов и церковников руководители различных подпольных церковных ориентаций – митрополит Иосиф Петровых , митрополит Кирилл Смирнов, архиепископ Федор Поздеевский, архиепископ Серафим Самойлович,епископ Сахаров Афанасий и др.? Ответ: Указанные оппозиционные архиереи объединились в блок на контрреволюционной платформе, отражающей идеологию враждебно настроенного духовенства, монашества и церковников. Основными пунктами этой платформы являются: 1) Не признание советской власти церковью; 2) Осуждение церковью действий советской власти и общественности в части отношения к религии; 3) Осуждение действий советской власти в части репрессий духовенства и актива верующих, якобы за контрреволюционную деятельность; 4) Насаждение на этой основе недовольства среди верующих и объединение их в нелегальную церковную организацию для борьбы с советской властью. Хочу указать, что платформа нашей организации приведенными пунктами не исчерпывается, но они являются основными. (Эта «платформа», слово в слово, потом будет в протоколе «допроса» 23 июля машинописном, с «подписями». – Ред.) Вопрос: Как практически осуществлялось объединение и создавался упомянутый контрреволюционный блок различных нелегальных ориентаций и руководителей отдельных группировок церковников? Ответ: По этому вопросу я знаю следующие факты: Архиепископ Серафим Самойлович, будучи в ссылке в Архангельске в 1934 году, проводил совещание (нелегальное) нескольких ссыльных епископов, от имени которого им было составлено и разослано воззвание, призывающее к объединению и решительным контрреволюционным действиям в блоке со всем оппозиционно настроенным духовенством. Об этом мне сообщил епископ Сахаров Афанасий в беседе со мной в сентябре 1935 года в г. Владимире. Об этом же мне писал в конце 1935 года или в начале 1936 г. архиепископ Федор Поздеевский и в одну из бесед (в какую точно не помню) мне говорил архимандрит Поликарп Соловьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010