21 . Услышати воздыхание окованных, разрешите сыны умерщвленных. С Евр.: «Чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти». Т.е. «чтобы пленные Иудеи (находящися в узах) возвратились на место умерщвленных» (Бл. Феод.). «Кто сии окованные, – говорит св. Афан., – как не те, которых ненавистник добра диавол связал пленницами греха? Сыны умерщвленных суть уверовавшие из язычников, потому что отцы их умерли еще идослужителями во грехах своих» (Св. Афанасий). 22 . С Евр.: «Дабы возвещали на Сионе имя Господне, и хвалу Его в Иерусалиме». 23 . С Евр.: «Когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу». 24 . Отвеща Ему на пути крепости Его: умаление дней моих возвести ми. «Когда сподобимся возвратиться, говорит пророк, и (ст. 23) соберутся народы и цари, дивясь Твоей силе: тогда будет у нас столько веселия, что станем умолять Твою благость – даровать нам приложение лет и не предавать смерти (ст. 25) в преполовение дней наших. Путем крепости пророк называет свое возвращение, дарованное крепостию Божиею» (Бл. Феод.). Отвеща ему на пути крепости Его. «Ответствует пророческий лик, как вопрошавший Бога, – говорит св. Афанасий. – Путем крепости Его (Господа) называет пришествие на землю. Ибо пришел связать крепкого. Умаление дней моих возвести ми. Возвести мне: какова жизнь наша? Ибо желал (лик пророков) знать, продлится ли жизнь его до тех дней, в которые явится на земле вочеловечившийся Единородный» (Св. Афан.). С Евр.: «Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои». 25 . Не возведи мене во преполовение дней моих: в роде родов лета Твоя. С Евр.: «Я сказал: Боже мой! не восхить меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов». Т.е. не дай нам умереть в половине жизни; «ибо Ты имеешь беспредельное бытие, и Тебе нетрудно и других соделать долговечными» (Бл. Феод.). По св. Афан., «преполовением дней своих или жизни своей, (пророческий лик) именует время, пока пребывает в одном видении пришествия (Христова). Посему молится, чтобы исполнилось все время его и, если можно, продлилась жизнь его, и сподобился он увидеть самое исполнение события. Ибо в таком случае исполнилась бы вся жизнь его (лика пророческого). В роде родов лета Твоя. Пророческий лик, познав Духом, что не достигнет до конца события, говорит: почию я, как смертный. Ты же един, Владыка, пребудешь и в оные роды» (Св. Афан.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

17 . С Евр.: «Я же воззову к Богу, и Господь спасет меня». 18 . С Евр.: «Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой». 19 . Избавит миром душу мою от приближающихся мне: яко во мнозе бяху со мною. С Евр.: «Избавит в мире душу мою от восстающих на меня; ибо их много у меня». Т.е. дарует мир душе моей, избавив от тревог, какие делали мне во множестве приближающиеся, или враждующие противу меня враги мои. «Слова: во мнозе бяху со мною означают, – говорит бл. Феод., – что враги многочисленны». Бл. Иерон. и Симм. перевели: «многие были против меня»; св. Афанасий: «против меня многие собрались, намереваясь похитить у меня душу мою». 20 . Несть бо им изменения, яко не убояшася Бога. «Симмах, – говорит бл. Феод., – перевел сие так: «ибо не пременятся, и не убоятся Бога». Т.е. враги мои не каются, не исправляются, злодействуют по-прежнему, не имея страха Божия. 21 . Простре руку свою на воздаяние: оскверниша завет Его. С Евр.: «Простерли руки свои на тех, которые с ними в мире, нарушили союз свой». «Три толковника (т.е. Симм., Акила и Феодот.), – говорит бл. Феод., – перевели так: «Простер руку свою на тех, которые с ним были в мире». Слова: простре, руку свою на воздаяние, по бл. Феодор., значат: Иуда простер руку на злое воздаяние Спасителю, воздал Ему злом за добро, «не принес ничего доброго, но все было (у него) исполнено лукавства. Оскверниша завет – нарушили завет, повелевающий любить ближнего. Св. Афанасий объясняет иначе: «Бог простирал руку Свою (т.е. Иудеям), подательницу благ, чтобы и они стали причастниками благословения; а они не только не приняли, но даже осквернили завет, т.е. евангельский». 22 . Разделишася от гнева лица его, и приближишася сердца их 341 . С Евр.: «Уста их мягче масла, а в сердце их вражда». Симмах: «Паче коровьего масла уста их, но враждебно сердце каждого из них». Разделишася и проч. Можно понимать так: т.е. враги Спасителя разделились или рассеялись от гнева лица Божия (или просто от гнева Божия). «Поскольку зло поступили с Благодетелем, то рассеял их по всем ветрам» (Св. Афан.). Наказал же Господь за то, что сердца их лицемерно приближались к Нему, коварно, – или: «поработившись гневу, одно говорили, а другое замышляли» (бл. Феод.); что умякнуша словеса их паче елеа, и та суть стрелы, т.е. за то, что слова их были мягче елея, нежны, ласкательны; но эти мягкия слова были как стрелы для сердца. «Хотя Иуда произносил слова умягченные и мирные, однако же они исполнены были злобы» (Св. Афан.). С Евр.: «Слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

14 . Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах. Под ближним и братом бл. Феод. разумеет Саула, коему Давид старался угождать, а св. Афанасий – народ Иудейский. Т.е. «как брату или другу старался я оказывать им благодеяния, желая уврачевать. Потому и плакал о них». С Евр.: «Я поступал, как бы это был друг мои, брат мой; я ходил скорбный, с поникшею головою, как бы оплакивающий мать». 15 . И на мя возвеселишася и собрашася, т.е. вместо благодарности за мои благодеяния, за мои к ним дружеские отношения, они собрались на меня, издеваются надо мною, радуются моим несчастиям; собрашася на мя раны, и не познах 237 – «наносили мне раны, а я не знал, и не находил никакой в себе вины» (св. Афанасий); «нападали внезапно, покушаясь захватить, когда я и не знал об опасности» (Бл. Феод.). Разделишася и не умилишася 238 , «т.е. обманувшись в надежде, и будучи рассеяны, не раскаялись в том, что умыслили худого, но опять обратились к тому же» (Бл. Феод.). По св. Афанасию, разделишася – слушавшие проповедь о Христе – одни были на стороне Иудеев, а другие – св. Апостолов ( Деян. 14:4 ); и когда происходило сие, – не умилились они, не уразумели – против кого это делается. С Евр.: «А когда я претыкался, они радовались и собирались, собирались ругатели против меня, не знаю за что, поносили, и не переставали». 16 . Искусиша мя – испытали меня гонениями и оскорблениями, подражниша 239 мя подражнением, – оскорбляли меня насмешками, злобным смехом, поскрежеташа на мя зубы своими. «Т.е. испытали все способы, говорит пророк, намереваясь насытить ярость свою: иногда покушались уловить меня обманчивыми словами, а иногда скрежетали, рыкая по-львиному» (Бл. Феод.). С Евр.: «С лицемерными насмешками скрежетали на меня зубами своими». 17 . Господи, когда узриши? «Вопрошает не в виде жалобы, – говорит бл. Феод., – но желая помощи, т.е. «когда явишься и защитишь обиженного?» Устрой душу мою от злодейства их – «соделай, чтобы душа моя преодолела все их ухищрения». От лев единородную 240 мою. Львами называются здесь враги Давида за их зверскую и свирепую злобу; единородную – одинокую. Т.е. спаси меня, Господи, от злодейства моих врагов, спаси от этих свирепых львов одинокую, среди других, лишенную всякой человеческой помощи, мою душу (Бл. Феод.). «Львами, – говорит св. Афан., – называет или лукавые сопротивные силы, которые едва не рыкали на Христа, или, может быть, самих вождей Иудейских. Душу же свою называет единородною, употребив слово: единородный, вместо возлюбленный, потому что единородное чадо бывает всегда в большей любви». С Евр.: «Господи, долго ли будешь смотреть (на это)? Отведи душу мою от злодейств их, от львов – одинокую мою».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

16 . И непщевах 447 разумети: сие труд есть предо мною. С Евр.: «И думал я, как бы уразуметь это; но это трудно было в глазах моих». Т.е. когда я задумал понять судьбы Божии в распределении участи людей на земле, когда стал размышлять о сем, тогда оказалось это делом трудным для меня. «Предположив, что знаю столь глубокие суды Божии, встретил для себя трудности потому что суды Божии глубоки и неизследимы» (Св. Афан.). 17 . Дондеже вниду в святило 448 Божие, и разумею в последняя их. С Евр.: «Доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их». Под вхождением во святило Божие св. Афанасий разумеет время будущего суда Божия. Т.е. тогда уразумею, почему благочестивые страждут, а нечестивые благоденствуют, когда настанет время суда Божия; тогда Господь воздаст каждому по делам его (Св. Афан.). Бл. Феодорит разумеет самый храм: «Но оставив другие помыслы, рассудил я, что в наказание за прегрешения Бог предал меня на труды и бедствия (т.е. в Вавилон. плену). Впрочем, я возвращусь, узрю освященный храм Его, увижу злый конец их» (т.е. Вавилонян). 18 . Обаче за льщения 449 их положил еси им злая, низложил еси я, внегда разгордешася. С Евр.: «Так! на скользких путях поставил Ты их, и низвергаешь их в пропасти». Т.е. за коварство нечестивых Ты определил им жестокия наказания, низлагаешь их; когда они гордятся, «возвышение их обратится для них в падение» (Св. Афан.). 19 . Како Быша в запустение? Внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое, яко соние востающего. С Евр.: «Как нечаянно пришли они в раззорение, изчезли, погибли от ужасов! Ст. 20: как сновидение по пробуждении». Св. Афанасий разумеет вообще нечестивых, «для которых настоящее богатство их вменится как бы в пустые и всякой тени тончайшие призраки сновидцев»; а бл. Феодорит относит к Вавилонянам, «которые кичились и тщеславились, как обладатели целой вселенной, но внезапно утратили владычество и впали в крайнее рабство». 20 . Господи, во граде Твоем образ их уничижиши. С Евр.: «Так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их». «Град Господень, – говорит св. Афан., – есть вышний Иерусалим; образ их – образ Иерусалима земного. Смысл же речи таков: поскольку носят они (нечестивые) на себе образ Иерусалима земного, а не небесного, то и будут уничижены за сие». «Владычество Вавилонян пророк уподобляет образу сохраняющемуся малое время. Уничижиши, т.е. накажешь за злочестие в Твоем граде» (Бл. Феод.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

11 . И поклонятся Ему вси царие земстии, вси языцы поработают Ему – «некоторые добровольно в настоящей жизни, а все но воскресении, – замечает бл. Феодорит. – Нет народа, который бы не слышал евангельской проповеди; напротив того, в каждом народе есть приявшие луч Боговедения». Очевидно, что к Соломону нельзя относить слов сего стиха, а потому Отцы единогласно относят к Царю – Христу. 12 . Яко избави нища от сильна. «От крайних и до крайних пределов вселенной поклонятся Ему народы и цари, благодаря за то, что избавил их от преобладания сатаны» (Св. Афан.). «Сильным пророк наименовал диавола, а нищим – естество человеческое, как бывшее тогда без Бога» (Бл. Феод.). С Евр.: «Ибо Он избавит нищего, вопиющего, и угнетенного, у которого нет помощника». 13 . С Евр.: «Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасет». 14 . От лихвы и от неправды избавит душы их, и честно имя Его пред ними. С Евр.: «От коварства и насилия избавит души их и драгоценна будет кровь их пред очами Его». «Лихвою назвал любостяжательность, – говорит бл. Феодорит, – т.е. избавит от неправды и любостяжательности». Честно имя Его пред ними – т.е. «у всех будет чествуем и славим» (Св. Афан.). 15 . И жив будет. По св. Афанасию, младенец Иисус при избиении младенцев Иродом «не будет захвачен с ними, останется жив; и дастся Ему от злата Аравийска – ясно означаются дары, принесенные волхвами; и помолятся о Нем выну, – Его именуя в молитвах и прося, чтобы чрез Него Отец сподобил даяния благ» (Св. Афан.). По бл. Феодориту – словами: и дастся Ему от злата – означаются дары, какие принесут Спасителю все и цари и варвары; о Нем – ради Него помолятся все Отцу; но будут песнословить и Сына, как от Него приявшие блага». С Евр.: «И будет жить, и будут давать Ему от золота Аравии, и будут молиться о Нем непрестанно, всякий день благословлять Его». 16 . Будет утверждение на земли на версех гор, превознесется паче Ливана плод Его, и процветут от града яко трава земная. С Евр.: «Будет обилие хлеба на земле, на верху гор; плоды Его будут волноваться, как лес на Ливане, и в городах размножатся люди, как трава на земле». По св. Афанасию, «будет утверждение на земли, т.е. Церкви и вселенной; на версех гор – Апостолов и пророков. Превознесется паче Ливана плод Его. Ливан есть Иерусалим, а плод Его – евангельское слово. Посему говорит, что евангельская проповедь будет выше служения подзаконного. И процветут от града Его яко трава земная. И сим опять означает Церковь . Пс. 86:3 ». По бл. Феодориту, будет утверждение и проч., т.е. «Господь Иисус Христос утвердит и подкрепит уверовавших в Него, соделает их высокими и превознесенными, как бы стоящими на самых вершинах гор; учение Его и истолкователи и проповедники оного будут выше и славнее Ливана. Как уверовавшие в Него принесут таковой плод, так неуверовавшие Иудеи уподобятся траве, которая ныне растет, и вскоре погибнет» (Бл. Феод.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Из вышеприведенных текстов Священного Писания видно, что в некоторых случаях о едином Боге сказано во множественном числе. Вторая группа свидетельств указывает конкретно на троичность Лиц. В книге Бытия (18:1–3) есть повествование о том, как Бог явился Аврааму у дубравы Мамре в виде трех странников, которым Авраам, по словам блаженного Августина , поклонился как Единому. Впрочем, некоторые святые отцы, такие как святой мученик Иустин Философ , святитель Иларий Пиктавийский , блаженный Феодорит и святитель Иоанн Златоуст , полагали, что возле Мамврийского дуба Аврааму явилась только Вторая Ипостась Пресвятой Троицы – Сын Божий, в сопровождении двух ангелов. Другие же отцы, такие как святитель Афанасий Великий , святитель Василий Великий , блаженный Августин , полагали, что Авраам удостоился видения всей Пресвятой Троицы. К свидетельствам этой же группы святители Афанасий Великий , Василий Великий и некоторые другие отцы относят и троекратное воззвание к Богу Серафимов, которое описано в книге святого пророка Исаии: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» ( Ис. 6:3 ). При этом пророк слышал голос Господа, Который вопрошал: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?» ( Ис. 6:8 ). Ссылаясь на этот отрывок, святой апостол и евангелист Иоанн Богослов поясняет, что в тот момент пророк Исаия видел славу Сына Божия и говорил о Нём (см. Ин. 12:41 ), а святой апостол Павел указывает, что пророк слышал глас Святого Духа, посылавшего его к израильтянам (см. Деян. 28:25–26 ). Таким образом, исходя из восприятия ветхозаветного текста новозаветными авторами, можно говорить о том, что в книге пророка Исаии идет речь о воспевании Серафимами всей Пресвятой Троицы. Третью группу составляют свидетельства о конкретных Лицах Святой Троицы. Так, об Отце и Сыне отдельно говорится в книге Псалмов: «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» ( Пс. 2:7 ). В другом месте сказано: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня... из чрева прежде денницы... рождение Твое» ( Пс. 109:1, 3 ). Отдельно о Третьем Лице Святой Троицы говорится в книге пророка Исаии: «И ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» ( Ис. 48:16 ); «Почиет на Нём (т. е. на Мессии – прим. авт.) Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» ( Ис. 11:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Св. Апостол Павел призывает христиан за все благодарить Бога: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» ( 1Фес.5:18 ). Без воли Божией даже волос не может пасть с головы человека ( Лк. 21:18 ). Господь дал Вам время на покаяние. Чтобы исполнить волю Божию надо всем сердцем принять святое Евангелие и стараться исполнить данные в нем заповеди. Живите в благодатном молитвенном опыте Церкви, и она приведет Вас к спасению. Надо ли каяться в том, что я совершила еще до крещения? Разве крещение сняло с меня грех аборта? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря В таинстве крещения человек очищается от всех грехов, независимо от возраста. «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» ( Рим.6:3–8 ). Эта истина закреплена в Символе веры : «Исповедую едино крещение во оставление грехов». Преподобный Иоанн Дамаскин говорит: «Итак, отпущение грехов дается через крещение всем равно, а благодать Духа – по мере веры и предочищения» (Творения, М.,2002, с. 294). Если грехи (в том числе смертные) были совершены после крещения, прощение человек получает при искреннем покаянии. Святитель Димитрий Ростовский пишет: «Всегда ли прощаются грехи, если мы в них каемся по должном исправлении? – Всегда, в то самое время, когда грешник возопит к Господу с сердечным сокрушением, он и бывает услышан Им, как мытарь, Закхей, Манассия, Давид, блудница и проч.» (Келейный летописец, М.,2000, с. 595). Нужно отличать прощение грехов и чувство вины перед Богом, которое может остаться на всю жизнь. Однако по милости Божией это чувств постепенно перестает быть болезненным. Оно может стать постоянным источником благодарения Господа за Его любовь и долготерпение.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

местам, по окончании которого решились они и получили благословение от старца Даниила проводить дальнейшую жизнь в общей кельи в скиту Данииловом – на условии соблюдения того же безмолвия, – и таким образом духовным единением в общем подвижничестве соединились вновь разлучившиеся добровольно ради пребывания в едином Боге супруги. И так прожили они вместе двенадцать лет. – Когда же приблизилась кончина той, которую все принимали за инока Афанасия, то пришедший напутствовать умирающего Даниил, застав его в слезах, увещевал не плакать, но радоваться наступающему соединению со Христом. «Не о себе плачу, но об Андронике»... – загадочно для старца излилась из души умирающей естественная скорбь её о разлуке с мужем, с которым не переставала соединять её святая любовь, – «прошу тебя, отче, – прибавила Афанасия, – возьми после погребения моего письмо под изголовьем моим и, прочитав, передай его отцу Андронику»... Старец Даниил исполнил просьбу мнимого брата, и тогда открылось, что в кельи с Андроником жила бывшая жена его. Он только семью днями пережил её и был похоронен вместе с ней. Св. праведного Авраама праотца и Лота, племянника его «Авраам – великий отец множества народов, и не было подобного ему в славе», – говорит Иисус, сын Сирахов ( Сир.44:19 ), и продолжает: «он сохранил закон Всевышнего и был в завете с Ним, а на своей плоти утвердил завет, и в испытании оказался верным. Поэтому Господь с клятвой обещал ему, что в семени его благословятся все народы, обещал умножить его, как прах земли, и возвысить семя его, как звёзды, и дать им наследство от моря до моря и от реки до края земли. – И Исааку ради Авраама, отца его, Он также подтвердил благословение всех людей и завет. И оно же почило на голове Иакова. Он ущедрил его Своими благословениями и дал ему в наследие землю» ... ( Сир.44:20–26 ). Прославляя Авраама, ветхозаветный «премудрый» Иисус сын Сирахов ещё не мог измерить всего значения Авраама, как «отца верующих», которое могло проявиться только в течении многих грядущих веков, когда успело выразиться и оправдаться во всей полноте и значение веры в человечестве, и то, к чему она его уже привела, и, по Высшему обетованию, должна окончательно привести, – и что составляет единственное спасение мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010