Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИНТЕРИМ [лат. interim - между тем, тем временем], в церковно-исторической науке общее неформальное название 2 политико-канонических документов 1548 г.- Аугсбургского и Лейпцигского, регулировавших положение лютеран. церковных структур в Германии на территориях, контролируемых католич. правителями. Нормы И. изначально вводились как временные, т. е. действующие до принятия окончательного решения Тридентским Собором . В широком смысле И. могут называться разнообразные соглашения, заключаемые как временные. С 1532 г. католич. и лютеран. правители Германии соблюдали Нюрнбергский мир, однако вскоре после смерти М. Лютера (18 февр. 1546) он был нарушен католиками: Римский папа Павел III и имп. Карл V , заключив 26 июня 1546 г. секретное соглашение, объявили войну Шмалькальденскому союзу протестант. князей. После решающей победы при Мюльберге войска католиков 25 апр. 1547 г. заняли Торгау, столицу курфюршества Саксония, а 23 мая - Виттенберг. Курфюрст Иоганн Фридрих, многолетний покровитель Лютера, и Филипп Гессенский, глава Шмалькальденского союза, были захвачены в плен. Нек-рые лютеран. государи (напр., Иоахим II Бранденбургский) сохраняли нейтралитет, а герц. Саксонский Мориц - племянник Иоганна Фридриха - поддержал католиков, после того как Карл V тайно пообещал передать и курфюршество Саксония под его власть. Аугсбургский И. был провозглашен Карлом V 15 мая 1548 г. (офиц. название документа - «Объяснение Его Императорского Величества, как в Священной империи должна поддерживаться религия до решения Вселенского Собора») и утвержден рейхстагом в качестве закона империи 30 июня 1548 г. Провозглашение Аугсбургского И. было односторонней (не согласованной с папой) акцией императора, к-рый пытался т. о. выдвинуться на роль основного покровителя католической Церкви в Германии. Авторами Аугсбургского И. были католические епископы Юлиус фон Пфлуг и Михаэль Хельдинг, а со стороны лютеран - И.

http://pravenc.ru/text/468845.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГНЕЗИО-ЛЮТЕРАНЕ религ. партия в Германии в 1547-1552 гг., объединявшая тех лютеран (гл. обр. приходских пасторов), кто принципиально отвергали Аугсбургский Интерим и Лейпцигский Интерим. 4 июля 1546 г. папа Римский Павел III по предварительной договоренности с имп. Карлом V объявил Шмалькальденскому союзу германских протестантов войну с целью «искоренить сорняки безбожных доктрин». Имперская католич. армия нанесла поражение лютеран. князьям Германии при Мюльберге 24 апр. 1547 г., их вождь Иоганн Фридрих, курфюрст Саксонии, был захвачен в плен. Вся Юж. Германия, а частично и северогерм. гос-ва оказались под контролем католиков. 23 мая Карл V во главе католич. армии занял Виттенберг - столицу лютеран. Реформации. Он не позволил осквернить останки М. Лютера, заявив, что воюет «не с мертвыми, а с живыми». Цель католиков в Шмалькальденской войне официально заключалась в том, чтобы заставить лютеран подчиниться решениям Тридентского Собора, чья работа (начатая в 1545) была еще далека от завершения. Поэтому 15 мая 1548 г. Карл V утвердил Аугсбургский Интерим - документ, составленный Иоганном Агриколой и определявший церковный порядок в областях Германской империи, ранее охваченных Реформацией, впредь до окончательных решений Тридентского Собора. Аугсбургский Интерим дозволял лютеран. священникам вступление в брак и преподание Причастия под 2 видами для мирян, но восстанавливал совершение всех 7 таинств Римско-католической Церкви и обязывал пасторов признать верховенство Римского папы по Божественному праву (лат. jure divino) и истинность католич. учения о транссубстанциации причастных элементов. Повсеместное и единодушное сопротивление Аугсбургскому Интериму (в т. ч. и пассивное со стороны прихожан, к-рые не ходили в церкви) побудило Морица, нового курфюрста Саксонии, перешедшего из лютеранства в католичество, выступить с инициативой разработки нового, компромиссного канонического документа.

http://pravenc.ru/text/165183.html

(см. Адиафора ), споры в протестантизме XVI-XVII вв. по вопросам религиозно-нравственной оценки ряда действий человека или жизненных явлений. Понятием «адиафора» воспользовался Ф. Меланхтон . На основании Аугсбургского интерима 1548 г. император стремился обеспечить возврат протестантов к католич. Церкви. Это временное соглашение должно было регулировать религ. отношения на территории Римско-Германской империи до принятия окончательных решений Тридентским Собором . Согласно ему, допускалось Причащение под обоими видами для мирян и сохранение брака женатых священников, однако церковное устройство и католич. ритуал должны были быть повсеместно восстановлены. В Юж. Германии, где интерим проводился в жизнь под нажимом имп. власти, многие протестант. проповедники, не согласные с новым порядком, лишились должностей, часть из них отправилась в Магдебург, ставший центром сопротивления интериму. Герц. Мориц Саксонский , получивший за свою поддержку императора достоинство курфюрста и ставший владетелем Виттенберга, ввел в 1548 г. в своих землях разработанный при содействии Ф. Меланхтона Лейпцигский интерим. В этих условиях Меланхтон развил идеи о сохранении главных протестант. тезисов об оправдании перед Богом только верой, но в то же время о согласии с тем, что внешняя сторона культа, включая порядок богослужения и посты, будет осуществляться на католич. лад. Составители интерима объявляли, что не только определенные богослужебные формы и обряды, но и сами таинства Миропомазания, Елеосвящения, а также почитание святых представляют собой «внешние» по отношению к вере явления, относительно к-рых возможен компромисс с католиками. Меланхтон охарактеризовал их греч. термином «адиафора». Строгие лютеране под руководством Николая Амсдорфа и Матиаса Флация повели из Магдебурга атаку на интерим, утверждая, что в делах исповедания нет и не может быть ничего нравственно безразличного. На стороне Меланхтона выступили виттенбергские теологи И. Бугенхаген , Г. Майор и П. Эбер , а также лейпцигский теолог И. Пфеффингер и др. Спор продолжался и после Аугсбургского мира 1555 г., уравнявшего в правовом отношении в Германии католиков и протестантов. А. с. закончились фактической победой ортодоксального лютеранства.

http://pravenc.ru/text/63544.html

Агрикола (1494-1566), придворный проповедник Иоахима Бранденбургского, в прошлом ближайший соратник Лютера. Аугсбургский И. признал уже существовавшие браки лютеран. священников, позволил заключать новые и разрешил мирянам причащаться под двумя видами (как хлебом, так и вином), однако на этом уступки лютеранам заканчивались. От служителей церкви требовались признание первенства папы перед всеми христ. епископами как по человеческому, так и по божественному праву (jure divino), всех 7 таинств, толкования Св. Причастия как транссубстанциации хлеба в Тело Христово, а также подчинение канонической юрисдикции католич. епископов. Лютеран. учение об оправдании только верой отвергалось: Аугсбургский И. утверждал, что для оправдания перед Богом необходима не только вера, но и чтобы «Господь сделал человека лучше через сообщение ему Св. Духа, Который очищает его сердце и пробуждает его через Божию любовь, изливающуюся в его сердце». Провести в жизнь Аугсбургский И. удалось только на юге Германии (прежде всего в Швабии). При этом как лютеране, так и католики рассматривали Аугсбургский И. лишь как первый шаг Контрреформации , т. е. первый шаг к возвращению протестантов в католичество. Папа Римский осудил Аугсбургский И., считая содержавшиеся в нем уступки протестантам чрезмерными. Католич. курфюрсты Майнца и Кёльна в нарушение Аугсбургского И. запретили лютеранам причащать мирян вином, а в Майнце браки священников и рожденные в них дети были объявлены незаконными. Во мн. протестант. городах и гос-вах Сев. Германии (Гамбург, Любек, Бремен, Ганновер и др.) Аугсбургский И. был категорически отвергнут как властями, так и клиром и населением; в Бранденбурге Иоахим принял его, но не смог навязать своим подданным; в Аугсбурге и Ульме Аугсбургский И. приняли как власти, так и клир, но церкви совершенно опустели; а в Констанце и в Магдебурге он был внедрен только после штурма этих городов имперскими войсками. Мориц, к-рому победители-католики передали власть над курфюршеством Саксония, 18 мая 1548 г.

http://pravenc.ru/text/468845.html

известил имп. Карла V, что не в состоянии провести в жизнь Аугсбургский И. в полном объеме, после чего поручил теологам из Виттенберга и Лейпцига составить новый документ, более приемлемый для лютеран. Основным его автором стал Ф. Меланхтон . Крайне негативно оценивая Аугсбургский И., Меланхтон настаивал в частной переписке на том, что лютеране все же должны пойти на максимальные уступки католикам «в вещах маловажных (безразличных)» (греч. διφορον; см. статьи Адиафора , Адиафористские споры ), т. е. не предписанных, но и не запрещенных Библией, ради того, чтобы избежать полной ликвидации лютеран. церквей, как это произошло в Швабии. Лейпцигский И. был утвержден ландтагом Саксонии в Лейпциге 21-22 дек. 1548 г. и получил статус земельного закона в июле 1549 г. Содержательно он не отличался от Аугсбургского И., однако превосходил его многословием и двусмысленностью формулировок. Поскольку Лейпцигский документ в отличие от Аугсбургского был составлен не католиками и одиозным Агриколой, а теологами Виттенбергского ун-та - интеллектуального центра Реформации, он вызывал даже большее негодование лютеран. Оппозицию (см. Гнезиолютеране ) возглавил Маттиас Флаций Иллирик , в 1549 г. бежавший из Виттенберга в Магдебург, где печатались многочисленные памфлеты против интеримистов, в большом количестве изданные в Германии. В 1549-1552 гг. примерно 400 священников в контролируемых католиками областях Германии так или иначе не приняли оба И., за что подверглись тюремному заключению или иным репрессиям. В кон. 1551 г. Мориц разорвал союз с императором, и 5 апр. 1552 г. его войска заняли Аугсбург. 2 авг. 1552 г. был заключен мирный договор в Пассау, по которому оба И. были официально аннулированы. После заключения Аугсбургского религиозного мира 25 сент. 1555 г. лютеране вновь получили свободу вероисповедания в тех государствах, где монархи придерживались лютеранства в соответствии с принципом «чья власть, того и вера» (cujus regio, ejus religio). Меланхтон, однако, признал Лейпцигский И. своей ошибкой только 5 сент. 1556 г. в личном письме Флацию Иллирику. Опыт, полученный лютеран. богословами, был учтен в ст. X «Формулы согласия» 1577 г., где говорится: «Во времена преследований, когда от нас требуется ясное и постоянное исповедание веры, не следует уступать врагам Евангелия в адиафоре». Ист.: Mehlhausen J. Das Augsburger Interim von 1548: Nach den Reichstagakten deutsch und lateinisch herausgegeben. Neukirchen-Vluyn, 1970. Лит.: Ranke L., von. Deutsche Geschichte im Zeitalter der Reformation. Lpz., 1909 8. Bd. 5; Bente F. Historical Introductions to the Book of Concord. St. Louis, 1965; Rabe H. Reichsbund und Interim: Die Verfassungs- und Religions-Politik Karls V. und der Reichstag von Augsburg 1547/1548. Köln, 1971.

http://pravenc.ru/text/468845.html

Поражение протестантов в Шмалькальденской войне 1546-1548 гг. с имп. Карлом V привело к стремлению императора восстановить католичество в Германии, используя Аугсбургский интерим 1548 г. Б. как активный противник интерима был вынужден после 25 лет деятельности в Страсбурге покинуть город. В 1549 г. он переселился в Англию, стал профессором в Кембридже и посвятил свое соч. «О царстве Христа» (De regno Christi. 1550) кор. Эдуарду VI. После кончины Б., в период католич. реакции в Англии при кор. Марии Тюдор , его сочинения были объявлены еретическими и подвергнуты публичному сожжению. Тело Б. извлекли из могилы и также сожгли (1557). При кор. Елизавете I Б. был реабилитирован и его надгробие восстановлено (1560). Исследователи, отмечая разностороннюю деятельность Б., существенно расходятся в понимании специфики его теологических трудов, но все подчеркивают тенденцию к связи догматических и прагматических элементов. Б. меньше др. реформаторов занимался христологией, уделяя много внимания пневматологии и проблемам этики. Дух, как он считал, оживотворяет добродетель. В трактовке таинства крещения он подчеркивал, что при его свершении дары Св. Духа получают только избранные, те, кто верит во Христа. В интерпретации таинства Евхаристии он акцентировал внимание на его зависимости от состояния души самого верующего: благорасположенная душа приемлет истинные Тело и Кровь Христову, а при недостатке веры этого не происходит, и человек вкушает только хлеб и вино. Исследователи отмечают, что убеждения Б. представляют скорее компромисс между лютеранством и цвинглианством. Разработанные им богослужебные правила, а также тенденция к систематической дисциплине в общине оказали влияние на Ж. Кальвина . В экзегетике особенно высоко оценивается многолетний труд Б. над комментариями к Посланию ап. Павла к Римлянам. В соч. (Von der waren Seelsorge) он описывает службу пастыря как службу ближнему. В кн. «О царстве Христа» Б. рассматривает действие государя по осуществлению идей Реформации к достижению царства Божия. Он рассуждает о проблемах политики, права, религ. воспитания детей, заботы о бедных, торговли на службе общему благу, но особенно подробно о браке и его значении. Идеи Б. имели сторонников и последователей не столько в Германии и Швейцарии, сколько в Англии.

http://pravenc.ru/text/153723.html

1547) практически сразу заняли имп. войска. В апр. 1548 г. кардиналы М. Червини и Дж. М. Чокки дель Монте по настоянию имп. Карла V были назначены легатами в Германию. Император, к тому времени одержавший победу в войне (1546-1547) с протестант. Шмалькальденским союзом , на рейхстаге в Аугсбурге провозгласил т. н. Аугсбургский интерим (15 мая 1548), предписывавший протестантам признать главенство папы Римского, вернуться к соблюдению католич. таинств, не оспаривать католическую концепцию пресуществления и т. д. Папские легаты выразили недовольство сделанными протестантам уступками (брак для священников, причащение хлебом и вином для мирян и др.), а также тем, что в документе не были учтены догматические декреты Тридентского Собора. Вскоре Червини был вызван в Рим для участия в комиссии кардиналов по вопросу о возможном перерыве в соборных заседаниях. Только 13 сент. 1549 г. папа Павел III принял решение о приостановке работы Собора. В это время Червини находился в Губбио, где по его инициативе собрался диоцезальный синод (сент. 1549), на котором были приняты конституции (Sinodales Constitutiones Eugubinae), регулировавшие жизнь приходского священства (документ в целом отражал представления Червини о церковной реформе; подробнее см.: Giombi. 2010. P. 161-239). На конклаве, собравшемся после смерти Павла III (10 нояб. 1549), Червини был в числе возможных претендентов на Папский престол, но его кандидатуру заблокировала проимперская партия членов конклава. 7 февр. 1550 г. папой избрали кард. Дж. М. Чокки дель Монте, принявшего имя Юлий III . В марте 1550 г. новый папа создал комиссию кардиналов для разработки программы реформ Римской курии; в состав комиссии вошли кардиналы М. Червини, Р. Пол, Дж. Мороне, Джованни Пьетро Караффа (папа Римский Павел IV в 1555-1559), Б. Маффеи. Спустя некоторое время Червини возглавил комиссию. Результаты работы получили отражение в булле «Varietates temporum» (1552, не обнародована). 24 мая 1550 г. папа назначил Червини кардиналом-библиотекарем Римской Церкви (должность была введена специально для него, до этого с окт.

http://pravenc.ru/text/2562320.html

После одержания победы Карл V приказал выработать такую формулу веры, которая должна была согласовать старое и новое вероисповедание и соединить протестантов и католиков. Такой формулой явился Аугсбургский интерим 1548 г. Протестантизм развился в Германии вполне самостоятельно, не только без содействия государственных властей, но даже наперекор им. Он был делом народной совести, а не произведением внешней власти и потому не мог быть переделан каким-либо императорским указом. Аугсбургский интерим 1548 г. и явился таким указом. В нем протестантам были сделаны уступки в учении об оправдании и других отдельных пунктах, но в вопросах церковного устройства, иерархии и объема епископской власти не было сделано никаких изменений. Когда интерим встретил на своем пути сопротивление, власти стали прибегать к насилию. Однако попытки восстановить единство Германской Церкви с помощью интерима и испанских воинов кончились неудачей. После этого император Карл V все больше и больше начинает склоняться к мысли подчинить протестантов с помощью Собора: они должны были возвратиться в лоно старой Церкви, а потом он своим влиянием хотел дать Собору такое направление, которое привело бы к сносному для обеих сторон соглашению. Собор открылся 13 декабря 1545 г. в Триденте. Первыми предметами обсуждения были: авторитет Священного Писания и Священного Предания, право толкования того и другого, учение об оправдании. Это были вопросы, в которых старое и новое учение расходилось всего непримиримее. Нельзя было найти различий более резких, чем те, которые заключались в них. Сравнительно с этим все остальное было неважно. Император хотел привлечь протестантов мягкими мерами, но папа сразу же предал их анафеме и после этого в 1547 г. большую часть заседаний Собора стал проводить в Болонье. Император объявил протест и заявил, что все постановления, сделанные в Болонье, не будут иметь силы. Так произошел разрыв между духовной и светской властью. Эта ссора облегчила положение протестантов. В 1547 г. был созван имперский сейм в Аугсбурге, который не сделал никаких постановлений против протестантизма, но все же положение его было тяжелым.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Получив текст папского послания императору, К. издал его с собственными язвительными комментариями в виде трактата «Отеческое увещание римского понтифика Павла III, направленное непобедимейшему цезарю Карлу V, со схолиями» (Admonitio paterna Pauli III Romani pontificis ad invictissimum Caesarem Carolum V cum scholiis//CO. Vol. 7. Col. 249-280); в нем он оспаривал исключительное право пап созывать Соборы и утверждал, что в случае отступления от истины церковной иерархии заботу о христ. Церкви должна взять в свои руки светская власть. Павел III решил не медлить с созывом Собора и уже в дек. 1544 г. Тридентский Собор провел первое заседание; протестанты от участия в Соборе отказались, поскольку он был созван папой, а не императором. В 1547 г. заседания Собора были приостановлены; получив акты прошедших заседаний Собора, Фарель, Вире и др. проповедники убеждали К. дать к ним критический комментарий. В дек. 1547 г. он выпустил трактат «Акты Тридентского Собора с противоядием» (Acta Synodi Tridentinae cum antidoto//CO. Vol. 7. Col. 365-706), в котором критически прокомментировал все принятые постановления и каноны Собора (подробнее см.: Casteel. 1970). Имп. Карл V, не удовлетворенный результатами Тридентского Собора, в 1548 г. на сейме в Аугсбурге выпустил подготовленный неск. протестант. и католич. теологами аугсбургский Интерим (промежуточное соглашение), в к-ром перечислялись условия, при выполнении к-рых стороны могли бы достичь согласия. На этот текст К. откликнулся трактатом «Прелюбодейный германский Интерим, с прибавлением изложения истинного учения о христианском примирении и о реформировании Церкви» (Interim adultero-germanum, cui adiecta est vera christianae pacificationis et ecclesiae reformandae ratio//CO. Vol. 7. Col. 545-674). В нем К. обращал внимание на то, что уступки, на к-рые католики согласились пойти в «Промежуточном соглашении», относятся к второстепенным вещам и недостаточны. Он также привел список доктринальных вопросов, по к-рым протестанты ни в коем случае не должны уступать католикам (оправдание верой, учение о таинствах и священстве, почитание святых, поминовение умерших и т.

http://pravenc.ru/text/1320173.html

Уже 1-й период работы Собора (1545-1547) продемонстрировал лютеранам, что их опасения были справедливыми: присутствовавшие на Соборе католич. епископы приняли неск. вероучительных декретов, невзирая на то что на Соборе отсутствовали герм. епископы и представители протестантов. В этих декретах, в частности, осуждалось лютеран. представление о том, что единственным авторитетным источником вероучения является Свящ. Писание (принцип sola scriptura), а также излагалось традиц. католич. учение об оправдании и о семи таинствах. Т. о., протестанты убедились, что созванный папой Римским церковный Собор не будет принимать во внимание их позицию. Впосл. лютеране относились к работе и решениям Тридентского Собора резко отрицательно, хотя имп. Карл V заставил нек-рых лютеран. представителей присутствовать в Тренто во время 2-го периода работы Собора в 1551-1552 гг. Имп. Карл V рассчитывал, что военная победа над лютеранскими князьями станет началом возвращения Германии к католицизму; поскольку число сторонников Л. на протестант. территориях было весьма значительным, он намеревался провести это возвращение постепенно и мирным путем. С этой целью на рейхстаге в Аугсбурге в 1548 г. был утвержден т. н. Аугсбургский интерим , т. е. промежуточное постановление (оно должно было действовать до завершения Тридентского Собора), в к-ром от имени лютеран было выражено согласие вернуться к католич. верованиям и обрядам. В области обрядов уступки лютеранам были минимальными: им было разрешено сохранить причащение под обоими видами и брак для духовенства; по большинству вероучительных вопросов были предложены неопределенные формулировки, вызвавшие критику как со стороны убежденных лютеран, так и со стороны католиков. На южных герм. территориях, к-рые контролировали войска имп. Карла V, лютеран. пасторы и проповедники вынуждены были либо подписывать интерим, либо спасаться бегством; на севере Германии ситуация была менее критичной и распоряжение о подписании интерима нередко просто игнорировалось.

http://pravenc.ru/text/Лютеранство.html

  001     002    003    004