22. И аз уничижен, и не разумех, скотен бых у тебе. 22. И был я уничижен, и без разумения был, как скот, пред Тобою. III. 23. И аз выну с Тобою, удержал-еси руку десную мою. 23. И (вот) я всегда с Тобою, (то) Ты удержал правую руку мою. 24. И советом Твоим наставил-мя-еси, и со славою приял-мя-еси. 24. И советом Твоим (на путь) наставил меня, и со славою принял меня. 25. Что бо ми есть на небеси?! И от Тебе – что восхотех на земли?! 25. Ибо – что есть для меня на небе?! И от Тебя (– когда Ты есть) – чего хотеть мне на земле?! 26. Исчезе сердце мое и плоть моя, БОЖЕ сердца моего, и часть моя, БОЖЕ, – во век! 26. Покинуло меня сердце мое и плоть моя (утратил я самоощущение), Боже сердца моего, и – часть моя, Боже, во век! 27. Яко се удаляющии себе от Тебе погибнут! потребил-еси всякаго любодеющаго от Тебе! 27. Ибо – вот: удаляющие себя от Тебя погибнут! Ты истребил всякого прелюбодействующего от Тебя (изменяющего Тебе в любви)! 28. Мне же прилеплятися Богови благо есть, полагати на Господа упование мое, возвестити ми вся хвалы Твоя, во вратех дщере Сиони! 28. Для меня же прилепляться к Богу – (истинное) благо, на Господа возлагать надежду свою, возвещать мне все хвалы Твои – во вратах дщери Сионовой! Примечания к Псалму LXXII-мy Содержание: О написании сего псалма сказано нечто в псалме 49. Настоящий псалом содержит увещание к немощным верным, дабы не соблазнялись они, видя нечестивых в мире сем благоденствующих и процветающих. Сие увещание весьма полезно и нужно, наипаче когда праведные люди претерпевают гонение, а нечестивые приятным миром и спокойствием наслаждаются. Ст. 1–2. Пророк, прежде нежели произнес сии слова, много боролся с противными мыслями и, как храбрый подвижник, часто выходил на сражение, пока, наконец, по многотрудных подвигах, одержал совершенную победу, и не только сам дознал, но и другим доказал, что Бог к рабам Своим милостив, и спасения их верный хранитель, тогда как для закоснелых нечестивцев – каратель... Так он, как бы вышед из преисподних, благодарным сердцем исповедует, какую одержал победу... При этом он как бы говорит: когда я проповедую, что Бог есть благ ко Израилю, то не такого Израильтянина разумею, который, внешним только довольствуясь исповеданием Бога, носит ложное Израиля имя, но разумею духовных сынов Авраама, которые чистым сердцем прилеплены к Богу...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

3:17). И Наум: празднуй, Иудо, праздники твоя, воздаждь Господу обеты твоя… взыде Вдыхаяй в лице твое (Наум. 1:15; 2:1). И Христос Апостолам говорит: примите Духа Святаго (Ин. 20:22). И Давид: Возвеселюся и возрадуюся о Тебе (Пс. 9:3), в сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь (Пс. 117:24), то есть в Христово воскресение. И: возвесели душу раба Твоего: яко к Тебе, Господи, взях душу мою (Пс. 85:4); Душа же моя возрадуется о Господе, возвеселится о спасении Его (Пс. 34:9), ибо возвеселися сердце мое и возрадовася язык мой (Пс. 15:9), исполнил меня радостию с лицем Твоим (Пс. 20:7). И исполняется кто-либо такового веселия ради любви к Богу. Ибо веселие праведных и есть любовь к Богу. А также и других он увещает: Приидите, говорит, возрадуемся Господеви (Пс. 94:1), работайте Господеви в веселии… и в радости (Пс. 99:2) и:Насладися Господеви (Пс. 36:4), то есть вкуси сладость Его. Ешь, говорит, сын мой, мед, [Col. 1804] потому что он приятен и… сладок для гортани твоей (Притч. 24:13), и даст ти прошения сердца твоего (Пс. 36:4). Ибо говорит Господь ученикам: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди… и если чего попросите у Отца во имя Мое, то даст вам (Ин. 14:13, 15). И еще: да возвеселится сердце ищущих Господа (Пс. 104:3); и: веселитеся, праведнии, о Господе (Пс. 96:12); и: возвеселится праведник о Господе (Пс. 63:11), и да возвеселится Израиль о Сотворшем его, и сынове Сиони возрадуются о Царе Своем (Пс. 149:2); Яко веселящихся всех жилище в Тебе (Пс. 86:7). И другой: работающим же Мне наречется имя новое, еже благословится на земли… радость и веселие обрящут на ней (Ис. 65:15, 16, 18). Ведь те, которые работают Господеви со страхом и радуются Ему с трепетом (Пс. 2:11), будут сынами Бога живаго (Рим. 9:26). Говорит же и Приточник: ко веселием не примешивается печаль (Притч. 14:13), ибо от земли праведных отбеже болезнь, печаль и воздыхание (Ис. 35:10). И: в день благостыни живи во благе (Еккл. 7:15). И еще: Видящее око добрая веселит сердце (Притч.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

3–4. Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме, когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня. (И будет останок в Сионе и останок во Иерусалиме, святи нарекутся вси написаннии в жизнь во Иерусалиме: яко отмыет Господь скверну сынов и дщерей Сионских и кровь Иерусалимску очистит от среды их духом суда и духом зноя). Если бедствия и потери войны, позор и страдание в рабстве служат свидетельством греховности народа; то избавление от бед и скорбей некоторой части его «остатка» – послужит свидетельством его святости пред Богом. Храня ненарушимо завет с Богом, эти «оставшиеся» составят Его общество и будут обитать в Иерусалиме. Все они будут «записаны в книгу» (подобно тому, как обыкновенно записывали в книгу имена постоянных жителей города), будут известны Царю-Богу и достойны Его памяти. Их образ жизни будет «свят», потому что скверну идолослужения и зазорного поведения женщин и кровь невинных жертв, пролитую злодейскими руками убийц, Господь очистит, когда откроет свой суд над народом, посредством бедственной войны, сопровождающейся всеистребляющим пламенем пожаров (1:24–25,31; 2:10–21). 5. И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров. (И приидет Господь, и будет все место горы Сиони, и вся яже окрест ея осенит облак во дни, и яко дыма и света огненна горяща в нощи, всею славою покрыется). Суду Божию подлежат гора Сион и весь Иерусалим, с его окрестностями. Бурным ветром воздвигнет Господь грозовое облако; оно разрастется в обширную черную тучу, застелет весь горизонт и день превратится в ночь. Огонь сильной молнии воспламенит здания города, поднимутся густые облака дыма к поднебесью, туча станет еще черней, еще грозней. Настанет ужасная ночь... Среди её непроницаемой тьмы вдруг разольется сильнейшее зарево пожара... Порывистые волны широкого огненного потока очистят всякое место, оскверненное блудом, обагренное убийством (ст.4). Но всякое чистое место – храм Божий, дома и поля «людей праведных» – закроет Господь и защитит от истребительного огня.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

6. Запретил-еси языком, и погибе нечестивый: имя его потребил-еси в век – и во век века! 6. Ты запрет положил язычникам, и погиб нечестивый: имя его (Ты) потребил в век и во век века. 7. Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил-еси, погибе память его с шумом! 7. Оскудел враг оружием в конец, и грады его Ты разрушил, – погибла память его с шумом! 8. И ГОСПОДЬ во век пребывает: уготова на суд престол Свой. 8. Господь же пребывает во век! Уготовал Он на суд престол Свой. 9. И Той судити имать вселенней в правду, судити имать людем – в правоте. 9. И будет судить вселенную по всей правде, рассудит людей по правоте, 10. И бысть ГОСПОДЬ – прибежище убогому, – Помощник во благовремениих, в скорбех! 10. Ибо соделался Господь прибежищем убогому, помощником (его) – и в благое время, и в скорбях. 11. И да уповают на Тя знающии имя Твое, яко не оставил-еси взыскающих Тя, ГОСПОДИ! 11. И да уповают на Тебя знающие имя Твое, ибо не покинул Ты ищущих Тебя, Господи! 12. Пойте ГОСПОДЕВИ, живущему в Сионе; возвестите во языцех – начинания Его! 12. Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте среди народов начинания Его! 13. Яко взыскаяй крови их помяну, не забы звания убогих. 13. Ибо Тот, Кто взыскивает за кровь их, вспомнил, – не забыл вопля убогих. III. 14. Помилуй мя, ГОСПОДИ: виждь смирение мое от враг моих, возносяй мя от врат смертных! 14. Помилуй меня, Господи, воззри на унижение мое от врагов моих, Ты, Который возносишь меня от врат смертных, – 15. Яко да возвещу вся хвалы Твоя во вратех дщере Сиони: возрадуемся о спасении Твоем! 15. Дабы возвестил я все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой. Будем же радоваться о спасении Твоем! 16. Углебоша языцы в пагубе, юже сотвориша; в сети сей, юже скрыша, увязе нога их. 16. Погрязли народы в пагубе, которую соделали; в той сети, которую сокрыли, увязла нога их. 17. Знаем есть ГОСПОДЬ, судьбы творяй: в делех руку своею увязе грешник. 17. Познается Господь в судьбах, творимых Им: увяз в делах своих грешник. 18. Да возвратятся грешницы во ад, – вси языцы, забывающии Бога!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

   Пророк же Иона пророчествовал о Христе не столько словами, сколько некоторым своим страданием, но гораздо яснее, чем если бы провозглашал о его смерти и воскресении словами. Ибо для чего он был поглощен китом и на третий день извержен, если не для того, чтобы знаменовать Христа, на третий день возвратившегося из глубины ада?    Пророчества Иоиля в своем полном составе требуют пространного изложения, чтобы стало ясным, что именно в них относится ко Христу и Церкви.    Однако я приведу одно его пророчество, которое приведено и апостолами, когда на собравшихся верующих по обетованию Христа сошел Дух Святый (Деян. II:17-18). «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» (Иоил. II:28-29). Глава XXXI. Какие пророчества о спасении мира во Христе находятся у Авдия, Наума и Аввакума    Три пророка из числа малых, Авдий, Наум и Аввакум, сами не говорят о времени своего пророчества; не указывается время их пророчествования и в хрониках Евсевия и Иеронима. Правда, Авдия они ставят вместе с Михеем, но не на том месте, где помечены годы, когда, как известно из его же книги, пророчествовал Михей, что, по моему мнению, произошло от ошибки небрежно переписывавших чужие труды. Других же двух упомянутых мы не смогли отыскать в имеющихся у нас списках хроник; но так как в каноне они содержатся, то мы не можем обойти и их. Авдий, по объему своей книги кратчайший из всех пророков, говорит против Идумеи, т. е. народа Исава, отвергнутого первенца из двух сыновей-близнецов Исаака, внуков Авраама, Если допустить, что по способу выражения, по которому часть принимается вместо целого, Идумея поставлена вместо язычников, то можно разуметь о Христе следующие слова пророка: «А на горе Сионе будет спасение, и будет она святынею» (Авд. 1:17); и несколько далее, в самом конце пророчества: «И взыдут спасаемии от горы Сиони, еже отмстити гору Исавлю: и будет царство Господеви» (Авд. I:21). Ибо ясно, что это исполнилось, когда спасение от горы Сион, т. е. верующие во Христа из Иудеи, под которыми главным образом разумеются апостолы, взошли, чтобы защитить гору Исава. А в чем состояла эта защита, как не в том, что проповеданием евангелия они устроили спасение тех, которые уверовали, дабы избавиться от власти тьмы и вступить в царство Божие? Это заключительными словами и выразил пророк, прибавив: «И будет царство Господа». Ибо гора Сион означает Иудею, где по предсказанию имело совершиться спасение и святое, т. е. Иисус Христос; под горою же Исава разумеется Идумея, знаменующая языческую церковь, которую, как я объяснил, защищают спасаемые от Сиона, дабы она сделалась царством Господу. Это было темно, пока не сбылось; но кто из верующих не знает, что оно сбылось?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

  4-5. И вопит Есевон и Елеала; голос их слышится до самой Иаацы , — во внешних городах, окружавших Моавию. За ними и воины Моава рыдают , именно, с площади моавитской вышли крик и плач. Рыдает сердце мое о Моаве; бегут из него к Сигору : казни усилились в Моавии до Сигора, куда бежал Лот. Юница бо есть трилетна (в русском переводе этих слов нет), т.е., в цветущем возрасте, в силе, в зрелости, в прелестях. Пророк говорит: восходят на Лухит с плачем; по дороге Хоронаимской поднимают страшный крик — потому, что Арониим был расположен на равнине, а дорога к нему — на горе, так что бежавшие с полей пробегали близ гор. Но, не найдя там покоя, они бежали в горы, как сказано выше: восходит на высоты, чтобы плакать (15:2), — на гору и куда более их гнало. Поднимают страшный крик; потому что воды Нимрима иссякли . Водою он называет или войска городов, или то, что, при умножении разбойников, убывают воды.   6-9. Луга засохли, трава выгорела, не стало зелени . Ясно, что там, где стоят бесчисленные войска, бывает скудость травы и зелени. Хотя бы они спаслись и при этих условиях, однако наведу на дебрь Аравлян, и возмут ю: хотя бы они, в дебрях и крепостях, остались невредимыми от иноземных разбойников, однако, они не смогут избавиться от ближних арабов, знающих их укрепления. Прейде бо вопль предел земли Моавитския до Агаллима, вследствие нашествия разбойни­ков на Моава и другие ближние города. До кладязя Елимля. Воды Димона наполнились кровью . Это, кажется мне, два речных по­тока, куда бежали беглецы, но арабы, знакомые с местностью, пришедши и сюда, умертвили бежавших. Потому пророк при­бавляет: наведу бо на Димона Аравляны, и возму семя Моавле, и Ариилево, и останок Адаминь, и послю на вселенную ради ни­щеты и шатания. 18. Глава 16.   1-8. Еда камень пуст есть гора дщере Сиони? Т.е., лишен помощи. Нет, но во время осады языческих войск она най­дет помощь. Ибо блуждающей птице, выброшенной из гнезда, будут подобны дочери Моава у бродов Арнонских. Составь совет, постанови решение , не о чем ином, но: осени нас среди полудня, как ночью, тенью твоею, укрой изгнанных, не выдай скитающихся .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Вместо этого детского безумного наивного поступка – проглотить приманку, поддаться мимолетному соблазну – и страшно согрешить – возроптать против Бога и Его благого Промысла о нас – прочитаем 72-й псалом: «Обаче за льщения их положил еси им злая, низложил еси я, внегда разгордешася. Како быша в запустение? Внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое». – «Так, за коварство их Ты назначил им зло, низверг их в превозношении. Как внезапно пришли в запустение, исчезли, погибли за беззаконие своё» (Пс. 72: 18–19). Внезапно придет суд на грешников, уподобляющихся язычникам, которые только думают о том, что есть, пить и во что одеться. Будем же бояться осознанно установить в своем сердце и сознании алтарь Мамоны. Вместо уныния и жалоб, вместо упреков Богу понудим себя на добродетели, поможем ближнему тем, чем можем Преподобный Серафим Саровский говорит, что «хотя прискорбия, несчастия и разнообразные нужды и неразлучны с нашей жизнью на земле, однако же Господь Бог не хотел и не хощет, чтобы мы были только в однех скорбях и напастях, почему и заповедает нам через апостолов носить тяготы друг друга и тем исполнить закон Христов (см.: Гал. 6: 2)». Так что, когда заметим мы, дороге братия и сестры, в своей жизни черную полосу, тогда вместо уныния и жалоб, вместо упреков Богу и требования правды понудим себя на добродетели, поможем ближнему тем, чем можем, хотя бы спрячем свою скорбь и боль от других за ласковой улыбкой и добрым словом. По слову апостольскому, слышанному сегодня, будем хвалиться перед миром не только надеждой славы Божией, но и скорбями своими, зная, «что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5: 3–5). И тогда для каждого из нас и будет благо прилепляться к Богу, возлагать на Господа надежду нашу, чтобы возвещать все хвалы Ему «во вратех дщере Сиони» – возвещать о Царствии Божием тому языческому миру, окружающему нас, который только и живет заботами «что нам есть? или что пить? или во что одеться?» Отец наш Небесный всегда знает, в чем мы имеем нужду. Аминь.

http://pravoslavie.ru/113754.html

Гордость царя Ассирийского усилится тем сознанием, что им побеждены, не только цари, но и боги им подвластных народов, даже многочисленные идолы нескольких царств. И если царь Ассирийский покорил Самарию, с её идолами, то он тем скорее вознамерится и понадеется покорить Иерусалим, где также появились некоторые изваяния, священные и чтимые как боги. Эта предполагаемая победа тем вероятнее для завоевателя, что царь и народ иудейский, страшась нападений Факея, царя Израильского, сами обнаружили свою слабость и усилили отвагу царя Ассирийского. Он мог быть в полной уверенности, что овладеет Иерусалимом и разрушит в нем даже храм. Но царь Ассирийский «подумал не так» (ср.ст.7), он погрешил в своем гордом уме, не вспомнил, что в Иерусалиме обитает Господь Саваоф, единый Бог и единственный Владыка всех народов. 12. И будет, когда Господь совершит все Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его. (И будет, егда скончает Господь вся творя в горе Сиони и во Иерусалиме, наведет на ум великий, на князя Ассирийска и на высоту славы очию его). Сокрушая гордость народа Еврейского, Господь не оставит без внимания и его могущественнейших врагов – Ассирийцев, послуживших орудием наказания народа Божия: так как царь Ассирийский в самом деле наказания обнаружил еще большую гордость, чем наказанный им царь Иудейский, то он, наказывающий гордых, сам, за свою гордость, должен будет потерпеть наисильнейшее поражение. Тогда очевиднее будет верховная власть Всемогущего и для Евреев, и для Ассирийцев, ко благу тех и других. 13. Он говорит: «силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин. (Рече бо: крепостию руки моея сотворю, и премудростию разума [моего] отиму пределы языков, и силу их пленю). Сознание своей мудрости и силы, вот источник гордости для царя Ассирийского: если было одержано много побед, совершено много завоеваний своей мудростью и силой; то величие этой силы и мудрости определялось этим великим успехом завоеваний; настолько же увеличивалась и гордость царя. Но и тем более возбуждался гнев Божий за то, что царь Ассирийский усвоил себе славу, принадлежащую Богу всемогущему и премудрому, Который дал ему возможность исполнить только Свое божественное дело – суд над Сионом. А он, будучи орудием, вообразил себя исполинской даже божеской силой, побеждающей все и так, как ему угодно (ср. гл. 14:5,6,13,14). Он сознавал поразительный успех своих завоеваний; ибо он с легкостью переменял границы государств, как будто переставлял камни на межах, разделяющих соседние поля, расхищал сокровища дерзко и безнаказанно, низвергал царей с престолов без сопротивления. В этом же сознании для завоевателя уже лежало основание признать силу сверхъестественную причиной столь чрезвычайного успеха, а он не признал...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос – плешь, и вместо широкой епанчи – узкое вретище, вместо красоты – клеймо.  Мужи твои падут от меча, и храбрые твои – на войне. И будут воздыхать и плакать ворота [столицы], и будет она сидеть на земле опустошенная " ( Сия глаголет Господь: понеже вознесошася дщери Сиона, и ходиша высокою выею, и помизанием очес, и ступением ног, крупно ризы влекущыя и ногами купно играющыя. И смирит Господь начальныя дщери Сиони, и Господь открыет срамоту их в день он. И отьимет Господь славу риз их и красоту их, и вплетения и тресны ризныя, и луницы , и срачицы тонкия, и красоту лица их, и состроение красы славныя, и обручи, и запястия, и сплетение , и перстни, и кольца, и усерязи , и багряницы , и утварь храмную, и светлая Лаконская, и виссоны, и синеты, и червленцы, и виссон со златом и синетою претыкан , и тончицы преиманы златом: и будет вместо вони добрыя смрад. И вместо пояса ужем перепояшешися, и вместо украшения главы твоея плешь имета будеши дел твоих ради, и вместо ризы багряныя перепояшешися вретищем. Сия ти вместо благолепия . И сын твой добрейший, егоже любиши, мечем падет, и крепцыи ваши мечем падут, и смирятся: и восплачутся хранилища утварей ваших, и останешися едина, и о земле ударена будеши) (ст. 16–25). 8. Велика, мне кажется, была тогда изнеженность жен, и много они способствовали порочности мужей. Потому пророк и обращается особенно к ним, направляя на них более тяжкие упреки; и в начале он возвышает речь, говоря от лица Божьего: И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею ( Сия глаголет Господь: понеже вознесошася дщери Сиона, и ходиша высокою выею). Он упрекает их за главнейшее из зол, – за гордость и высокомерие. Это зло везде несносно, но особенно в женском поле. Жена, исполненная высокомерия, будучи более легкомысленною и неразумною, легко развращается, утопает, терпит кораблекрушение от всякого бурного дуновения, так как гордость и высокомерие потопляет ее.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Иерусалим, по самому его наименованию (по евр. иру-шалаим) есть «город мира». Между тем, в нем страшное смятение. Осажденные многочисленным войском, стесненные, жители Иерусалима предаются отчаянной скорби и выражают ее в воплях, раздирающих душу. Находясь в осаде продолжительное время, жители Иерусалима терпят смертельный голод; улицы города покрыты трупами умерших не от меча, а от лютого голода, это жертвы не мужества и доблести, а мучительной беспомощности. 3. Все вожди твои бежали вместе, но были связаны стрелками; все найденные у тебя связаны вместе, как ни далеко бежали. (Вси князи твои побегоша, и плененнии жестоце суть связани, и крепцыи в тебе далече отбежаша). Не надеясь на успешную оборону, не ожидая ни откуда никакой помощи, предводители осажденного войска в Иерусалиме, и притом все до одного, предаются постыдному бегству. Их быстро преследуют, схватывают и, как людей опасных, а пленников знатных, крепко связывают, заковывают в тяжелые кандалы, не только руки и ноги, но даже и шею: и «князья от иуды» делаются жалкими рабами... 4. Потому говорю: оставьте меня, я буду плакать горько; не усиливайтесь утешать меня в разорении дочери народа моего. (Сего ради рекох: оставите мене, да горце восплачуся: не належите утешати мя о сокрушении дщере рода моего). Иерусалим – дочь народа Израильского; разрушение этого священного и славного города, попрание святыни храма ногами диких злодеев возбуждает горький плачь пророка, понимающего причину этого несчастья, сознающего ужасные последствия оного для народа Божия. Велико горе пророка и безутешно, потому что погибель Иерусалима неотразима, его разрушение унизительно, запустение продолжительно. 5. Ибо день смятения и попрания и замешательства в долине видения от Господа, Бога Саваофа. Ломают стену, и крик восходит на горы. (яко день мятежа и пагубы и попрания, и смятение от Господа Саваофа: в дебри Сиони скитаются, от мала даже до велика скитаются по горам). «День погибели Иерусалима и мятежа», это время, когда еще до нападения неприятелей откроются ожесточенные распри, совершатся безнаказанно хищения и убийства; потом, это «день пагубы», когда смертельно гибнут и от голода, и от ран, и под ударами меча, и под развалинами зданий, разрушающихся действием осадных орудий: это день «попраний», когда враги, ворвавшись внутрь города через и сквозь пробитые стены и разломанные ворота, хватают отчаянных жителей и, по обыкновению того времени, вяжут, кладут наземь и попирают ногами; это день всякого «смятения» и ужасного, какое может произвести только Господь воинств во гневе на богоотступный народ, который в ужасе, при виде наступившей погибели отечества, как стадо от набежавшей стаи львов, разбежится по долинам в горы и здесь, в недоступных или потаенных ущельях и расселинах скал, будет искать себе спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010