Сегодня Церковь состоит из епархий Ирака, Ирана и России; Индии и ОАЭ; Сирии; Австралии, Новой Зеландии и Ливана; Европы; Восточных США; Западных США; Калифорнии; Канады. Предстоятелем Церкви с 2021 г. является Святейший Католикос-Патриарх Мар Ава III. Резиденция Католикоса с 2015 г. находится в Эрбиле, Ирак. Церковь объединяет около 400 тыс. верующих. Ассирийская Церковь Востока исповедует Никейский Символ веры и признает первые два Вселенских Собора. Учение основано на традиции Антиохийской богословской школы; среди богословов почитаются Диодор Тарсский, Феодор Мопсуестийский и Несторий Константинопольский. Из-за почитания Нестория в историографии стало принято считать, что Ассирийская Церковь исповедует несторианство. Однако сама Церковь отвергает такое представление, ссылаясь на «Книгу Гераклида», последнее сочинение Нестория, в котором он излагает учение, значительно отличающееся от несторианства, осужденного на III Вселенском Соборе. На данный момент трудно говорить о систематизированной догматике Ассирийской Церкви Востока, ее богословское наследие разрозненно. Существовали две крупные богословские школы — Эдесская и Низибинская. Среди крупных богословов выделяются преподобный Ефрем Сирин, преподобный Иаков Низибийский, Афраат Персидский, Нарсай Низибийский, Бабай Великий и другие. Традиционная христологическая формула была зафиксирована Бабаем Великим в VII в.: «две природы, две кномы в одном лице и одной воле Христа». Святейший Католикос-Патриарх Мар Ава III (род. 1975) — Предстоятель Ассирийской Церкви Востока с 13 сентября 2021 г. Родом из Чикаго. Окончил Чикагский университет Игнатия Лойолы в 1997 г., Университет святой Марии на Озере (Иллинойс, США) в 1999 г., Папский Восточный институт (Рим, Италия) в 2001 г. (лицензиат) и защитил диссертацию в 2007 г. (PhD). В 16 лет, в 1991 г., был посвящен во иподиакона, а в 1992 г. Святейшим Католикосом-Патриархом Мар Дынхой IV рукоположен в сан диакона. В 2006 г. им же рукоположен в сан хорепископа (протоиерея), а через два года возведен в сан архидиакона (протопресвитера).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6119424...

Три В. к. Ц. ведут свое происхождение от Ассирийской Церкви Востока. С нач. XIII в. католич. путешественники-миссионеры проповедовали в Азии, на Ближ. и Дальн. Востоке, в т. ч. среди верующих Церкви Востока, но христиане-ассирийцы зачастую оказывали противодействие католич. миссионерам, и число принявших католицизм несториан оставалось незначительным. Первая уния Римско-католической Церкви с «ассиро-халдеями» была заключена на Ферраро-Флорентийском Соборе, принявшем декрет «Benedictus sit Deus» (7 авг. 1445) о присоединении к католицизму кипрской несторианской общины. В 1552 г. неск. ассир. епископов, несогласных с утвердившимся с сер. XV в. в Церкви Востока обычаем наследования патриаршего престола (католикосата) от дяди к племяннику, избрали католикосом пресв. Иоанна (Юханнана) Сулаку, к-рый при поддержке францисканцев обратился в Рим с просьбой утвердить свое избрание. В апр. 1553 г. папа Римский Юлий III рукоположил Иоанна Сулаку во епископа и провозгласил его патриархом Вавилона и вост. сирийцев. В 1672 г. последователи Сулаки отреклись от унии с Римом, но в том же году преемство католич. епископов-ассирийцев было продолжено несторианским митрополитом Амиды (совр. Диярбакыр, юго-вост. Турция) Иосифом (Юсуфом), к-рый принял католицизм под влиянием проповеди капуцинов и в 1681 г. получил от папы Римского Иннокентия XI титул патриарха. В июле 1830 г. папа Пий VIII объединил различные ветви униатов-ассирийцев в единую Халдейскую католическую Церковь. С прибытием в Индию в кон. XV в. португ. колонистов началась миссионерская работа иезуитов среди христиан Малабарской Церкви , находившейся в общении с Ассирийской Церковью Востока. В сер. XVI в. португальцы запретили ассир. епископам приезжать в Малабар, и после смерти еп. Абрахама († 1597) в Малабарской Церкви прекратилось апостольское преемство. В связи с этим в 1599 г. на Диамперском Соборе была принята уния с Римом. Установление в Малабарской Церкви католич. иерархии привело к насильственной латинизации ее обрядовых традиций, и в 1653 г.

http://pravenc.ru/text/155376.html

Состоялось третье заседание Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Ассирийской Церковью Востока 26 октября 2018 г. 13:25 23-27 октября 2018 года в Воскресенском Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга состоялось третье заседание Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Ассирийской Церковью Востока. В состав делегации со стороны Московского Патриархата вошли: епископ Краснослободский и Темниковский Климент  — сопредседатель Комиссии; архимандрит Стефан (Садо), заведующий библиотекой Санкт-Петербургской духовной академии ; иеромонах Стефан (Игумнов), секретарь Отдела внешних церковных связей  по межхристианским отношениям; С.Г. Алферов, сотрудник ОВЦС. Ассирийскую Церковь Востока представляли: епископ Калифорнийский Мар Ава Ройел, секретарь Священного Синода Ассирийской Церкви Востока — сопредседатель Комиссии; хорепископ Джордж Кэнон Тома, клирик храма святого Андрея в Гленвью (Иллинойс, США); священник Эфраим Алхас, помощник секретаря Священного Синода Ассирийской Церкви Востока; диакон Роланд Биджамов, клирик епархии Северного Ирака и СНГ. Комиссия отметила успешное развитие контактов между двумя Церквами в академической сфере, состоявшихся за время после ее последнего заседания. Сегодня между двумя Церквами реализуется проект студенческого обмена, в рамках которого осенью 2018 года на обучение в Московскую духовную академию поступил первый ассирийский студент — клирик Иранской епархии священник Даниэл Назлу. 5-11 октября 2018 года Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия провела в России первый Летний институт для делегации молодых представителей Ассирийской Церкви Востока. Планируется привлечение делегатов Ассирийской Церкви к участию в научных конференциях, организуемых высшими учебными заведениями Московского Патриархата. Одним из главных аспектов двустороннего сотрудничества остается координация межхристианского взаимодействия по оказанию поддержки страдающим христианам ближневосточного региона. Отметив важную роль, которую играет в этом процессе деятельность Рабочей группы по оказанию помощи населению Сирии Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России, Комиссия признала важность налаживания взаимодействия Русской Православной Церкви с традиционными религиозными общинами Ирака, древнейшей из которых является Ассирийская Церковь Востока. Важным практическим шагом в данном направлении стала осуществленная по поручению председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона рабочая поездка иеромонаха Стефана (Игумнова) и настоятеля храма Мат Марьям Ассирийской Церкви Востока в Москве хорепископа Самано Одишо в Багдад и Курдский автономный район 25-30 марта 2018 года. 

http://patriarchia.ru/db/text/5290905.ht...

На Ферраро-Флорентийском Соборе присутствовали представители несторианских общин о-ва Кипр во главе с Тимофеем, архиеп. Тарса. О воссоединении несториан с Римско-католической Церковью было объявлено в декрете «Benedictus sit Deus» (7 авг. 1445). В это время перспектива унии не вызывала интереса у несторианских иерархов, но их позиция изменилась к сер. XVI в., во многом из-за тяжелого положения Церкви Востока (изоляция, сокращение паствы, притеснения со стороны мусульман (курдов, турок и персов), внутренние конфликты). В 1553 г. Иоанн Сулака, настоятель мон-ря Раббан-Хормизд (близ Мосула; совр. Ирак), избранный на кафедру католикоса Церкви Востока, прибыл в Рим, подписал исповедание веры, принял епископское рукоположение и был назначен «патриархом халдеев». Однако избрание Иоанна Сулаки поддержали не все несторианские епископы, и в Церкви Востока возникли параллельные иерархии. Почти 300 лет продолжалось соперничество между сторонниками разных католикосов, многие из к-рых добивались признания от Папского престола (между 1681 и 1828 в Церкви Востока были 3 католикоса, пребывавшие в монастыре Раббан-Хормизд, в сел. Кочаныс (обл. Хаккяри; совр. Турция) и в г. Диярбакыр; все католикосы, жившие в Диярбакыре, находились в унии с Римом, как и нек-рые представители др. иерархий). В этот период уния поддерживалась гл. обр. усилиями католических миссионеров из ордена капуцинов. Положение Церкви Востока стабилизировалось лишь в XIX в., после слияния 2 иерархий и присвоения Иоанну VIII Хормизду (1830-1838) титула «Халдейский патриарх Вавилона». В связи с этим окончательно оформилось разделение между Халдейской католической Церковью , которая находится в унии с Римом, и Ассирийской Церковью Востока. В XVI в. христ. общины в Юго-Зап. Индии (совр. штат Керала), находившиеся в юрисдикции Церкви Востока, воссоединились с Римско-католической Церковью благодаря деятельности миссионеров, гл. обр. иезуитов. Переход инд. христиан в юрисдикцию католич. архиепископа Гоа был подтвержден решением Диамперского Собора (1599); участники Собора во главе с архиеп. Алейшу ди Менезишем также распространили на индийские христ. общины действие правил Тридентского Собора. Подчинение инд. христиан католич. иерархам, проводившим латинизацию богослужения и церковной дисциплины, вызвало сопротивление традиционных лидеров христ. общин. В 1653 г. часть инд. христиан во главе с архидиак. Фомой отказалась подчиняться католич. церковным властям и впосл. приняла епископа, принадлежавшего к Сирийской яковитской Церкви (эти общины стали основой монофизитской Маланкарской Церкви ). Из Рима в Индию были направлены миссионеры-кармелиты, к-рым удалось сгладить конфликт и вернуть в унию значительную часть отпавших. Униатские общины в Индии стали именоваться Сиро-Малабарской католической Церковью (самостоятельная церковная иерархия восстановлена в 1923; в 1930 некоторые общины Маланкарской Церкви, принявшие унию, образовали Сиро-Маланкарскую католическую Церковь ).

http://pravenc.ru/text/2057152.html

Традиционная Ассирийская церковь Востока в настоящее время насчитывает не более полумиллиона членов и находится в состоянии раскола (соперничающие католикосы имеют резиденции в Багдаде и в США). Христиане Церкви Востока никогда не считали себя последователями Нестория, однако почитали и почитают его как исповедника и одного из «греческих учителей» – наряду с Диодором Тарсским и Феодором Мопсуэстийским. В то же время, поскольку Церковь Востока не признала осудивший Нестория III Вселенский собор (равно как и все последующие), западные христиане всех конфессий считали и называли ее «несторианской». Сами «восточные» признают это название неточным и несправедливым и предпочитают именоваться «ассирийцами» (отсюда современное название их ЦерквиАссирийская церковъ Востока). Термин «халдеи» в западноевропейской традиции закрепился за общинами, принявшими унию с Римом. 2. Западные сирийцы (Сиро-ортодоксальная церковь) Другая – антинесторианская партия придерживалась умеренного монофизитства – учения Севира Антиохийского о «единой сложной природе». Отвергая вероучение Халкидонского собора, которое считали несторианским, сторонники этой партии равно отвергали и учение Евтихия и соглашались с тем, что воплощенный Логос единосущен не только Отцу, но и людям. Севир считал допустимым говорить о двух сущностях (οσαι) во Христе – Божестве и человечестве, если они различаются умозрительно (ν θεωρα), при том, что в действительности во Христе есть только одна сложная природа. Учение о различении природ лишь в умозрении связано с одной из основных христологических формул Севира – «из двух природ» (κ δο φσεων), противопоставлявшейся формуле «в двух природах» (ν δο φσεσιν). Таким образом, Христос – это единый Субъект, на что указывает занимающая важное место в христологии Севира формула «единая природа Бога Слова воплощенная» (μα φσις το Θεο Λγου σεσαρκωμνη) 26 . Из данной формулы (μα φσις) и выводится термин миафизитство, используемый в качестве названия христологического учения не только Сиро-ортодоксальной церкви, но ряда других Древневосточных церквей – Коптской, Эфиопской, а также Армянской апостольской церкви, которая анафематствовала Севира на II Двинском соборе (554–555 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ассирийцы Армении восстанавливают свои старые храмы 17 сентября 2008 г. 13:24 В населенном ассирийцами армянском селе Верхний Двин восстановлена ассирийская церковь. Как сообщила председатель Федерации ассирийцев «Хаядта» Ирина Гаспарян, первые упоминания об этой церкви относятся к середине XIX века. До этого церковь не действовала, теперь же в ней есть священнослужитель и проводятся богослужения. После реставрации храма Ассирийская Церковь Востока (епархия всего Ирака и России) направила в Верхний Двин нового священника. Ранее все церковные службы совершал священник Русской Православной Церкви, отмечает Ирина Гаспарян. Готовится к восстановлению и другая ассирийская церковь в населенном ассирийцами селе Димитрово в Арташатском районе Армении. Эта церковь считается одной из первых. По словам председателя Федерации ассирийцев, храм был сдан в эксплуатацию в 1842-1843 гг. В 1828 году после русско-персидской войны ассирийцев Армении в свое лоно приняла Русская Православная Церковь. В Армении, кроме названных сел, ассирийцы компактно проживают также в селе Шарийар Котайской области и на курорте Арзни в той же области. В целом, по данным федерации, на территории Армении проживает около 5 тыс. ассирийцев. Во всех селениях в школах изучают ассирийский язык. Алфавит ассирийцев «Алябит» (в нем 22 буквы с 7 дополнительными частицами) изучают и в школе им. А.С. Пушкина в Ереване. В этом учебном заведении преподаются история и культура древней Ассирии, а также ассирийский язык. Потомки некогда великой Ниневии (Ассирии) не имеют государственности более 2,5 тысяч лет. Свою великую прародину Ассирию, расположенную на территории современного Ирака, армянские ассирийцы не забывают никогда, а Армению считают своей второй родиной. История современного ассирийского населения Армении начинается с 1828-30-х годов, когда после русско-персидской войны 1826-1828 гг. ассирийцы вместе с армянами переселились из Урмийской провинции Персии. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/460855.htm...

Возможно ли спасение вне Церкви? Иногда католики, или протестанты, или неверующие живут праведнее, чем мы, православные, – есть очень добрые люди. Возможно ли их спасение? Может, посоветуете Ваши книги или других по этому вопросу? Среди магометан, евреев, язычников тоже есть люди, которые живут достойнее нас. Но спасение не тождественно понятию нравственности, хотя и включает в себя нравственность. Спасение – это сочетание души с благодатью Божией, а оно совершается через веру, воплощаемую в дела любви. Можете прочитать мою книгу «Тайна спасения» и другие, которые находятся на сайте. Об Ассирийской Церкви Правда ли то, что современная т.н. ассирийская « церковь » востока не имеет отношения к Несторию? Тогда почему Православная Церковь не имеет с ней евхаристического общения? Ассирийская Церковь имеет апостольскую преемственность; начало ее иерархии положили апостолы Петр, Фома и Фаддей. Эта Церковь дала много подвижников и мучеников, часть которых занесена в православный календарь. До 324г. она находилась в юрисдикции Антиохийского патриархата, но в связи с политической ситуацией (Антиохийский патриархат располагался на территории Византийской империи, а Ассирийская Церковь в значительной части – на территории Ирана) под давлением персидского правительства она отделилась от Антиохии и объявила о своей самостоятельности. На Ефесском соборе 431г. был осужден Константинопольский патриарх Несторий и его последователи; после этого началась эмиграция несториан из Византии в Персию, где они находили приют и поддержку, так как Персия соперничала и постоянно воевала с Византией. С этого времени начинается «несторианизация» Ассирийской Церкви, но она приняла затяжной характер и растянулась на несколько веков. Еще в 7 в., накануне арабских завоеваний, в столице Персии Ктесифоне был созван собор, на котором присутствовали представители православных, несториан и монофизитов. Привилегии были даны несторианам, но православным было разрешено иметь свои храмы и монастыри, с ограничением их миссионерской деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

— То есть, насколько я понимаю, жестко установленных канонических препятствий к общению и единству нет. — По отношению к какой Церкви? — Русской, в частности, но в целом Православной. И отдельно к Древним Восточным Церквам. — Я не думаю, что такие есть. Определенно, в случае с православными мы должны смотреть на христологические формулировки Эфесского Собора. Конечно, в Эфесе были осуждения, которые наша Церковь впоследствии решила не принимать. Под принятием я имею в виду формальную рецепцию этих формулировок. Что касается древневосточной семьи Церквей, то, конечно, есть Халкидонский Собор: хотя мы и не приняли его формально, но каноны Халкидонского Собора мы исповедуем. И некоторые христологические или богословские формулировки стали частью нашей канонической традиции, правда, неофициально, но они там присутствуют. Так что мы гораздо ближе к халкидонским формулировкам, особенно по двум природам во Христе. — На вашей Литургии в московском храме Ассирийской Церкви было видно немало русских. Как заключаются браки между представителями разных общин, например, между мужем-ассирийцем и русской женой или наоборот? Нужно ли для этого получать благословение епископа? — Что касается меня, то я бы не смог отличить их друг от друга, потому что есть ассирийцы, которые выглядят очень по-русски. Я мог бы и причащать их, думая, что они ассирийцы. Но, как правило, мы не принимаем верующих из других Церквей. Что же касается нашего местного прихода, то если у них хотя бы один из родителей не ассириец, то мы, скорее всего, не будем совершать таинства. — Как верующие Ассирийской Церкви и Вы лично воспринимаете события в Израиле, в Палестине и секторе Газа? Чувствуют ли ассирийцы и вообще христиане на Ближнем Востоке угрозу последствий, к которым может привести война? — Мы все скорбим из-за происходящего в секторе Газа и молимся, как я уже говорил, о немедленном прекращении огня ради гибнущих невинных людей. Но есть опасение, что происходящее на Святой Земле перекинется и на Ближний Восток. Например, мы наблюдаем активность на юге Ливана, в Сирии, в Ираке. Конечно, люди опасаются, потому что на Ближнем Востоке политика подвижна, несмотря на устоявшиеся границы. То, что происходит в одной стране, как правило, отражается на соседних. Поэтому есть опасения, что конфликт перекинется на Ирак, Ливан, Сирию. Это было бы катастрофой.

http://patriarchia.ru/db/text/6079668.ht...

Патриарх Церкви Востока Мар Дынха IV. Фотография. 2007 г. Патриарх Церкви Востока Мар Дынха IV. Фотография. 2007 г. Ассирийская Церковь Востока , возглавляемая Патриархом Мар Дынхой IV , к-рый постоянно проживает в Чикаго (США), объединяет большую часть приходов. На территории И. приходы Церкви Востока подчинены 2 еп-ствам с центрами в Багдаде и в Дахуке в составе архиеп-ства Ирака, Иордании и стран СНГ; общее количество верующих в И. составляет ок. 58 тыс. чел. в 60 общинах. Богослужение совершается по григорианскому календарю. Отделившаяся в кон. 60-х - нач. 70-х гг. XX в. Древняя Церковь Востока подчинена католикосу-патриарху Мар Аддаю II, проживающему в Багдаде. Богослужение совершается по юлианскому календарю. На территории И. Древняя Церковь Востока имеет 3 архиеп-ства: Багдад (Патриаршая кафедра), Киркук и Ниневия; общее число верующих составляет ок. 23 тыс. чел. в 30 общинах. Кардинал-Патриарх Халдейской Католической Церкви Ирака Эммануил III Делли. Фотография. 2002 г. Кардинал-Патриарх Халдейской Католической Церкви Ирака Эммануил III Делли. Фотография. 2002 г. Сирийская яковитская Церковь представлена 3 еп-ствами: Багдад и Басра, Мар-Маттай, Мосул. Общее число верующих - ок. 45 тыс. чел. в 36 общинах. Армянская Апостольская Церковь имеет в И. 12 общин, подчиненных еп-ству Багдада (Эчмиадзинский католикосат). В кон. XIX в., а также после первой мировой войны из-за значительного числа беженцев, спасавшихся от гонений 1915 г. в Анатолии, численность местной арм. общины существенно возросла. По данным на 2003 г., к Армянской Апостольской Церкви принадлежало ок. 20 тыс. верующих; ввиду вынужденной эмиграции, вызванной военными действиями, количество армян в И. постоянно снижается. Коптской Церкви в И. принадлежит 1 община (ок. 300 верующих, преимущественно граждане Египта). Римско-католическая Церковь в И. представлена 3 общинами в юрисдикции лат. архиеп-ства Багдада (лат. еп-ство основано в 1632, с 1848 архиеп-ство). Общее количество католиков лат. обряда, проживающих на территории И.,- 2 тыс. чел. (An. Pont. 2008. P. 75).

http://pravenc.ru/text/673821.html

Хотя эта Церковь почитает Нестория святым, она не является Церковью , основанной Несторием, – пишет современный богослов Ассирийской Церкви Востока Мар Апрем. – Несторий не знал сирийского, а сирийская Церковь Востока, находившаяся в Персидской империи, не знала греческого… Только после смерти Нестория сирийскую Церковь Востока, которая не принимала никакого участия в христологическом конфликте между Несторием и Кириллом и вообще не знала ничего об этих спорах при их жизни, стали, к сожалению, воспринимать как основанную Несторием 20 . Инкриминированное Несторию учение о «двух сынах» никогда не было официальной доктриной этой Церкви. Последнее подтверждается исповеданием веры Церкви Востока, сформулированным Католикосом Акакием в 486 году: Что касается воплощения Христова, наша вера должна состоять в исповедании двух естеств: Божества и человечества. Но Божество, пребывающее с его свойствами, и человечество – с его, мы объединяем в одном прославлении. И единое поклонение подобает различию естеств, по причине совершенной их связи и нераздельности Божества и человечества. А кто думает или учит других, что страдание или изменение приражается Божеству нашего Господа, или не соблюдает относительно единства лица нашего Спасителя исповедания Бога совершенного и человека совершенного, да будет анафема 21 . Настаивая на «единстве лица» в Иисусе Христе, богословы Церкви Востока в своей полемике с «монофизитами» (к которым они причисляли Кирилла Александрийского ) подчеркивали важность четкого различения между двумя естествами во Христе – божественным и человеческим. Делая акцент на двух естествах, восточно-сирийские богословы говорили и о двух qnome-unocmacяx в Иисусе Христе. Термин qnoma означал индивидуальное проявление общего естества (kyana) и в этом смысле использовался для перевода греческого слова «ипостась». Хотя сам термин «ипостась» употреблялся в разных значениях грекоязычными авторами, тем не менее после III Вселенского Собора о двух «ипостасях» во Христе никто из греческих богословов не говорил. IV Вселенский Собор (Халкидонский) принял формулу «одна ипостась в двух естествах», после чего восточно-сирийское выражение «две qnome» стало восприниматься как прямой вызов Халкидону. Необходимо отметить, что Халкидонский Собор был отвергнут не только Церковью Востока, но и сирийскими «монофизитами», последователями Севира Антиохийского. Это было не в последнюю очередь связано с трудностью перевода халкидонской «одной ипостаси в двух естествах» на сирийский язык. Сирийские богословы говорили о естествах и их qnomë поэтому Севир считал, что одна qnoma-unocmacь предполагает одно куапа-естество, тогда как диофизитские авторы говорили о двух куапе-естествах и их двух qnome-unocmacяx 22 . В соответствии с этим словоупотреблением восточно-сирийский Католикос Ишояб II (628–646) объяснял, почему его Церковь отвергла халкидонское вероопределение:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010