Широкое влияние на юге России имел известный иеросхимонах Василий (Кишкин). Он имел счастье слушать беседы Тихона Задонского и был другом Антония Воронежского. Его учеником был также Моисей Оптинский. Другим его учеником (и одновременно арх. Феодосия, пришедшего из Молдавии в Сафрониеву пустынь) был знаменитый подвижник Глинской пустыни Филарет. От него идет Глинская линия старчества. Там был после него не менее известный арх. Илиодор, имевший пророческие видения о судьбах России и последним там старцем был Иассон, в схиме Иоанн, «списатель» жития схиархим. Илиодора. Такова схема: север, центр и юг. Но главным нервом откуда шел двигательный ток распространения Паисиева движения был север: Ал.-Нев. Лавра в Петербурге, где пребывал великий митрополит Гавриил, который планировал, насаждал, укреплял и взращивал свой духовный сад, принесший столь блистательные плоды. Поэтому мы коснемся в своем повествовании главным образом северного округа и попутно тех лиц, которые входили в соприкосновение с его главными деятелями. Вот краткая биография митрополита Гавриила: он был сыном синодального иподиакона (в мире Петр Летров). Родился в Москве 18 мая 1730 г. Обучался в московской славяно-греко-латинской академии. Кончил курс в 1750 г. В следующем поступил справщиком в московскую синодальную типографскую контору. В 1758 г. принял монашество и назначен учителем в Лаврскую семинарию. Затем последовательно проходит должности: ректора этой семинарии, наместника Лавры и ректора славяно-греко-латинской Академии. В 1763 г. назначен на Тверскую кафедру, где и оставался до 1770 г., когда он был переведен архиепископом в Петербург. 1-го января 1775 г. его ведению была подчинена и новгородская епархия. В 1783 г. ему дан был титул митрополита. Обеими епархиями управлял до 1799 года, когда назначен был митрополитом Новгородским и Олонецким с уволнением от управления петербургской епархии. 19 декабря 1800 г. уволен на покой по болезни. Скончался 26-го января 1801 года в Новгороде. Личность митрополита Гавриила носила, в силу обстоятельств, двойственный характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

494 Пол. Собр. Пост. и Расп. по Вед. Пр. Исп. VII, 2417, ср. Соб. Документов и Дел. Архива Св. Син. XV, приложение XIX, 903. Тут показано 179 цер. и перечислены не все заказы. В Тобольске 13 цер., в Тобольском подгородном дистрикте и в архиерейских Покровской и Устьницынской слободах – 21 цер., в Тюмени и Тюменском заказе – 17 ц., в заказах: Рафаиловском – 15 ц., Краснослободском – 12, Туринском – 12, Алапаевском – 12, Илимском – 7, Самаровском (?) – 4, Березовском – 6, Тарском – 12, Бийском – 33, Сургутском – 8, Нарымском – 7. Тут не названы заказы Верхотурский, Енисейский и некот. др. Ср. Пол. Собр. Пост. и Расп. по Вед. Пр. Исп. VII, 2417. 495 Опис. Докум. и Дел. Арх. Св. Син. XV, приложение XXXIV, XVI, 21 и 272. В начале 40-х годов XVIII в. знатными монастырями Тобольской епархии были Тобольский – Знаменский и Далматов – Успенский; в Иркутской епархии знатных монастырей оказалось больше – Иркутский Вознесенский, Троицкий Селенгинский, Посольский Преображенский и Якутский Спасский. Положение и значение многих сибирских монастырей упало. Напр. Енисейский женский Рождественский монастырь, осн. в 1623 г., имевший важное значение для развития самого города Енисейска вместе с мужскими монастырем (осн. в 1642 г.), в 30-х годах XVIII в. превратился в убогий монастырь (Опис. Док. и Дел. Арх. Св. Син. XV, стр. 1014. Списки населен. мест Енисейской губ. стр. 20). 496 Границы проведены по Российскому Атласу, изд. Академией Наук в 1745 г. О русско-китайской границе по Буринскому и Кяхтинскому договорам см. Пол. Собр. Зак. Рос. Имп. VII, 5143, 5180, 5189, VIII, 5268, 5286, XII, 8852. 497 Труды Оренбургской Ученой Архив. Комиссии вып. VII, стр. 147. На основании Академического атласа 1745 г. общую южную границу Тобольской епархии можно провести с востока на запад следующим образом. От верховьев р. Тутута и Уда граница шла к устью р. Шишташа в Енисей; через Енисей она поднималась к верховьям рр. Кема и Атабанга, по левую сторону Енисея, и, пересекая р. Чулушмаш, поднималась еще севернее на р. Катунь – левый приток Оби. В нижнем течении р. Катуни граница на юг к р. Иртышу и южнее Каменогорска пересекала Иртыш; отсюда степью она шла к верховьям реки Тургая, а затем к северу на р. Тобол.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В приходе есть 4 кладбища: одно, на месте прежней церкви, общее приходское, другое – в Верхних Рудицах, при часовне, в 6-ти верстах от церкви и два – в Нижних Рудицах, в 15-ти верстах. Кроме того, при селе Медушах и при деревне Модолицах есть признаки старого кладбища. Часовен в приходе 11: на церковном кладбище, во имя св. Николая, обновленная в 1853 г., в Горках – Петра и Павла, в Слепине – Успения, в Голубовицах – Пр. Илии и Арх. Михаила, в Модолицах – Флора и Лавра, в Муховицах – Пр. Илии, в Новой Буре – мучеников Маккавеев, в Савольщине – Рождества Христова, в Верхних Рудицах – Параскевы, в Нижних Рудицах, посреди реки на острове – Космы и Дамиана, в Старой Буре – Арх. Михаила. Все часовни деревянные, кроме последней, сделанной из плиты. Попечительство открыто в 1869 году. Председателем его сперва был помещик Леонид Оскарович Траубенберг, потом петергофский купец Петр Михайлович Юдин. Ныне в этом звании состоит отставной контр-адмирал Павел Алексеевич Киткин. Попечительство устроило приют для учащихся и для богомольцев, приходящих из отдаленных деревень. Священник Матвей Зрелов. 1884 апр. 29 дня. 9. Покровская церковь в Дятлицах Село Дятлицы из 160 домов раскинуто на двух верстах, по проселочной дороге в Ропшу. От Петербурга оно отстоит в 50-ти верстах, а от Петергофа – в 25-ти. Среди села находится небольшой ров, на южной стороне которого – неглубокий пруд, в 77 саж длины и в 9 саж. ширины; на северной стороне пруда – колодезь, снабжающий водою все село. В двух верстах к югу находится лес вел. кн. Екатерины Михайловны, далее – мелкий кустарник, которым владеют частью крестьяне, частью помещики. Ближайшие к селу станции – Порожковская, на Петергофской дороге, в 7 верстах, и – Кипень, на Нарвском шоссе, в 12 верстах. По сохранившемуся на юг от храма памятнику из булыжного камня, предполагают, что в Дятлицах был прежде храм, посвященный Рождеству Богородицы, о чем свидетельствует надпись на старинном серебр. ковше: „Ковш построен в Копорской уезд, в село Дятлицы, в церковь Рождества Богородицы 1731 года». Нынешний храм был уже в 1800 г., так как в формуляре священника Адриана Варфоломеева за 1819 год сказано, что он в 1800 г. 1 октября посвящен в диакона, в Дятлицы, к церкви Покрова Богородицы. Кроме того, на надгробной плите, сохранившейся подле алтаря, выставлен 1795 год. И так нынешний храм построен между 1731 и 1793 годами. Его построил владелец села граф Кирилл Григорьевич Разумовский. Есть предание, что прихожане Гостилицкой церкви прежде принадлежали к приходу Дятлицкому, а Гостилицкая была домовою церковью графа Разумовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

253 Еще, против Унии: Леонтий Карпович, епископ Владимирский на Волыне, (ум. 1626); Стефан Прибылович, иеромонах, с 1708 г. Против Латин: Азарий, иеромонах Белорусский (его книги о Вере 1625); Иоанникий Галятовский, архимандр., ум. 1688; Палладий Роговский, игумен (был совращен, а по обращении писал против латин), ум. 1700; Маннасия Максимович, ректор Киев. Академии, ум. 1758, и проч. 256 Василий Григорович (Киевлянин) монах Антиох., ум. 1747 и Мелетий, иером. Саровский, ум. 1805, писатели Синопсиса; Дионисий, архим. Троицкий, ум. 1632, писал об осаде Троицкой Лавры; Феодосий Софонович, игум. Киевский 1655 – Хронику; Никодим Селлий, обращенный из Лютеран, монах, ум. 1746 – de Rossorum Hierarchia, и проч. 257 По сочинениям для объяснения Ц. древностей известны: Петр Алексеев, протоиерей Московский, ум. 1801 (соч. Церковный словарь); Гавриил Петров, М. Новг. (о служении Греко-Российской Церкви); Вениамин Краснопевков, арх Нижегород., ум. 1811 (Новая скрижаль); Феоктис Мочульский, арх. Курский, ум. 1818 (о внеш. Богослужении и пр.) См. Oriens christ – и Словарь Церковных писателей. 259 Многие обвиняли в приверженности к учению Кальвинскому ученого Патр. Кирилла Лукаря, (жившего в первой половине 17-го в.); но Патр. Иеремия на Константинопольском Соборе отверг это обвинение, как клевету. 260 Начальники раскольников во время Никона были: протопоп Аввакум, свящ. Лазарь и Никита Пустосвят, и несколько других из духовенства, которые при Патр. Иосифе вносили свои заблуждения в печатаемые под их смотрением церк. книги. Пустосвят был начальником мятежа при Петре I-м и казнен. Многие из приверженных к расколу бежали на Юг и основали селения на реке Вятке, другие утвердились на Севере под именем поморян, рассеялись по лесам в Олонецке, в Перми, и Сибири. Успешнее других обращал их епископ Нижегородский Питирим (обращенный сам из раскола Ветковского) – в лесах Нижегородских. 262 Congregatio de propaganda fide 1622 Григория XV. – Collegium или Seminarium pro prop. fide (1627) Урбана VIII. – Sacerdotes missionum во Франции 1632. – Congregatio ae S. Sacramento там же 1644. Seminarium Paris. pro missionibus 1663.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Хр. Николай, а по другую св. Хр. Иона Митрополит Киевской, ниже пролетного окна под карнизом Третий Вселенский Ефесский Собор, ниже Собора Благоверный Князь Всеволод Ярославич, создатель церкви Выдубицкой; подле него, в пролетном большом окне, Благовер. Князь Владимир Мономах Всеволодич, держащий в руках крест и скипетр в древнем Царском одеянии. На третьей арке по средине в сиянии М (Мария) по правую сторону на юг, св. Великомученицы: Екатерина, Варвара, первомученица Фекла, св. мученицы Анисия, Пелагия, Гликерия, держащие в руках кресты с ветвями. По левую сторону на север св. м. Иулиания, Агафия, Евфимия, Параскева, Харитина, Анастасия. На сей же арке в верху к востоку надпись: имеяй заповеди моя и соблюдаяй я, той есть любяй мя и проч. Пониже пр. Савва освященный, а напротив пр. Маркелл; ниже хор, на западной стене, I Никейский Вселенский Собор. В нижней арке, к западному преддверию, в верху треугольник с надписью Φεος, окруженный сиянием и Ангелами, из коих, в большом виде, Арх. Михаил, держащий обнаженный меч, а по другую Арх. Гавриил, держащий в руке цвет лилейный; – за аркой, внутри церкви, в верху на восточной стороне, Скиния Святая Святых, в коей Ковчег Завета, над ним надпись: Скиния сооружена бысть первая и проч. По правую сторону Скинии Пророки: Мелхиседек, Царь Салимский с кадильницей, Иезекииль с кадильницей, Иодай, Афарь, Авиуд. По левую сторону Аарон с кадильницей, Захария с кадильницей, Фамарь, Иадав и один неизвестный, без надписи. Напротив Скинии, на западной стороне, во храме с Собором Соломон, молящийся с распростертыми руками в Царском одеянии и короне, в верху коего надпись: ста Соломон пред лицом алтаря Господня пред всем Собором Израилевым и воздвиже руце свои на небо, и рече: Господи Боже Израилев! Несть Бог , якоже ты и проч. Ниже скинии, в верху западных дверей, херувим, держащий в обеих руках пламенные мечи; по правую сторону западных дверей, в верху большого окна, в сиянии вензелевое имя М (Мария), пониже пр. Павел Фивейский, против его пр. Афанасий, на стене пр. Зосима Соловецкий, в пролете на столпе Праотец Адам, держащий в одной руке яблоко, а в другой хартию с надписью: Бог созда мя человека, персть взем от земли. По другую сторону западных дверей, в верху же большого окна, в сиянии IXC: по сторонам пр. Паисий, пр. Никон, на стене, пр. Савватий Соловецкий, на столпе праведный Ной и над карнизом Ковчег и Жертвенник с надписью: созда Ное жертвенник Господеви и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «НЕРУШИМАЯ СТЕНА» ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Екатеринодарской и Кубанской епархии Кубанской митрополии), в г. Апшеронске Краснодарского края. Открыт решением Синода от 12 марта 2002 г. на территории упраздненного Марфо-Мариинского Апшеронского женского монастыря . 9 дек. 2001 г. состоялось освящение места для устроения новой обители, которое совершил митр. Екатеринодарский и Кубанский Исидор (Кириченко) . 9 июня 2002 г. в Н. С. м. была отслужена 1-я Божественная литургия под открытым небом, 26 июля - заложен 2-этажный сестринский корпус с колокольней и домовым храмом во имя прор. Илии, 26 нояб. 2005 г.- закладка фундамента здания детского приюта (ныне Образовательный центр), в к-ром ныне оборудованы учебные классы для детей и взрослых, медицинский кабинет, а также домовый храм во имя св. жен-мироносиц Марфы и Марии. В монастыре выстроены 4-престольный собор в честь иконы Божией Матери «Нерушимая Стена» (заложен 23 мая 2006; центральный престол освящен 8 июня 2012 г.),с приделами: нижним - в честь Казанской иконы Божией Матери и небольшими боковыми - во имя святителей Николая Чудотворца и Спиридона, еп. Тримифунтского, а также колокольня, надкладезная часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» с мозаичными Богородичными фресками, надвратная часовня во имя сщмч. Исидора. На фасаде домового Илиинского храма помещены мозаичные изображения пророков Иоанна Предтечи, Илии, Елисея и Моисея; в нише центрального окна на алтарной апсиде - скульптура прор. Илии. Среди чтимых святынь Н. С. м.- неск. мощевиков с частицами мощей святых (ок. 60), в т. ч. вмч. Пантелеимона, святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, Соловецких, Киево-Печерских и мн. др. святых, а также икона Божией Матери «Неопалимая Купина» (освящена на Св. Горе Афон в 1908), Казанский и Тихвинский образа Божией Матери (XIX в.). К кон. 2017 г. в Н. С. м. проживали игум. Зосима (Быстрова) и ок. 15 насельниц. Арх.: Архив ЦНЦ. Лит.: Титова А. А. Жен. мон-рь во имя иконы Божией Матери «Нерушимая Стена»//Рус. мон-ри: Юг России. М., 2006. С. 468-484; Путилина И. Мон-рь//Вечерний Краснодар. 2007. 14. С. 6; Дело мира и любви: Очерки истории и культуры Православия на Кубани. Краснодар, 2009. С. 183-184; Скобелева Л. «И верится, и плачется, и так легко, легко…»//Кубанские новости. 2010. 208. С. 16; она же. Мир спит, а монастырь молится//Там же. 2013. 177. С. 8; Православные храмы Апшеронского р-на. Апшеронск, 2014. Д. Б. К. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2565094.html

Изображение на иконостасе Спасителя и Богоматери вместе с предстоящими не имели аналогов в Русском храмостроительстве. Но в целом эти отклонения от заведенного обычая вполне допускались, ибо свидетельствовали они лишь о горячем желании благоустроителей церкви увековечить факт бракосочетания Их Величеств и отдать дань уважения и любви Государю и Государыне. Дополняет описание этого необыкновенного полупрозрачного виражного иконостаса то, что над “Царскими Вратами, в центре было изображение Св. Троицы, а над ней — полукружием в медальонах шестикрылые ангелы, в сплошном сиянии крест, три шестиконечных звезды и надпись “Сим победиши!”. Первоначальный проект иконостаса, опубликованный в журнале «Петербургская жизнь», предусматривал традиционную для того времени икону Тайной Вечери. И крест в сиянии, и надпись над ним — все это из легенды о видении царя Константина! Заметим, что и крест в сиянии, и эта ставшая знаменитой надпись вполне объяснимы и понятны. Непонятно присутствие здесь шестиконечных звезд. Ведь их-то в видении царя Константина — не было! Другой иконостас был мраморным, иконы и роспись исполнены художником Волковым. Тут же отметим и другой любопытный факт. На одном из проектных рисунков средней части пола церкви (рис. арх. Курицына) отчетливо просматривается крестообразное изображение правосторонней свастики. Оба этих древнейших знака — и звезда, и свастика пришли к нам через Византию из христианских катакомб, но их исторические истоки значительно глубже. Что же до церкви Св. Иулиана, то образа и рисунки там были не только на полу и иконостасе. Перед алтарем, над сводами арки было изображено чудо Св. Иулиана, когда он был принужден возжечь огонь на жертвеннике языческого храма, но зажженный огонь, по молитве Иулиана, перешел на самый храм и спалил его. На другой стене изображено чудо Спасителя, когда он на свадьбе в Кане Галилейском обратил воду сосудов в вино! Был украшен и фасад хоров церкви — тремя крестами, каждый из которых — в круге. Помимо иконостаса, витражи с изображениями 12 апостолов были смонтированы в 6 окнах алтарной части стены. В верхней части купола находился большой круглый витраж с образом Спасителя. Он сохранялся ещё к 1993 г., но в 1995 г. был разбит. Малые окна, обращенные на юг и на север в средней части храма, также были украшены стеклянной мозаикой. На сегодняшний день ни один витраж не уцелел. Изображениями были украшены окна верхнего и нижнего яруса церкви, а также и купол ее: все они тоже были исполнены из цветной мозаики. Вечером весь храм, иконостас и окна (между наружными и внутренними рамами) освещались электричеством. Люстры церкви имели вид шапки Мономаха, а отопление было паровым. Можно с уверенностью сказать, что всегда, — зимой и летом, утром, в полдень и в вечерние часы эта во многом необычная церковь производила необычное впечатление.

http://sobory.ru/article/?object=00719

Кострома. Троицкий Ипатьевский монастырь. Звонница. Колокольня. Действует.   Год постройки:Между 1604 и 1646. Галерея - 1852. Архитектор:А.П. Попов (галерея) Адрес: Костромская область, г. Кострома, ул. Просвещения, д. 1 Координаты: 57.777, 40.894171 Проезд:в Костроме - автобус 14 до остановки " Ипатьевская слобода " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Звонница — высотная доминанта монастырского комплекса. Оригинальное по своему облику сооружение, отражающее архитектурную стилистику двух эпох — рубежа XVI-XVII в. и середины XVII в. — в наибольшей степени сохранило черты раннего “годуновского” этапа строительства монастыря. В XVII в. на звоннице и колокольне было 19 колоколов, самый крупный из которых (вклад бояр А.Н. Годунова и В.И. Стрешнева), в 600 пудов, был отлит в 1647 г. государевым мастером Данилой Матвеевым. В 1649 г. в южном пролете звонницы были установлены часы. Композиция памятника строится из двух разновременных частей, каждая из которых имеет собственную ритмику и систему декоративного убранства фасадов. Звонница 1604 г. представляет собой продолговатый объем, вытянутый по оси север-юг. Он завершен уплощенной тесовой кровлей, сменившей первоначальное завершение тремя шатрами. Объем расчленен профилированными карнизами на три яруса, неравные по высоте (верхний более низкий). Стены двух верхних ярусов прорезаны тремя сквозными арками (южный пролет во втором ярусе был заложен во время ремонта в 1758-1760 гг.). Конструкция звонницы была приспособлена для звона с земли, а не с площадок на ярусах. О сквозных арочных проемах, существовавших и в нижнем ярусе и заложенных в те же годы, напоминают выявленные профилировкой полуциркульные архивольты и три горизонтальные прерывающиеся полочки, как бы определяющие местоположение опор. С юга (со стороны собора) к звоннице примыкает двухъярусная арочная галерея в русском стиле с широкой лестницей посередине. Пристроенная в 1852 г. по проекту арх. Н.А. Попова, она сменила первоначальную деревянную площадку, на которой размещались звонари. Фасадные плоскости галереи декорированы кубышками (в нижнем ярусе), филенчатыми лопатками, валиковыми архивольтами и карнизами с поребриком (во втором ярусе); живописность силуэту придают килевидные кокошнички по оси лопаток и над аркой центрального входа. Южная торцовая стена звонницы укреплена контрфорсом. Внутри пространство нижнего яруса разделено на два этажа, в каждом из которых находятся по три небольших складских помещения, перекрытых коробовыми сводами.

http://sobory.ru/article/?object=32421

Устюге, жен., основан после 1262 как муж., в 1764 обращен в жен., упразднен после 1918); великоустюжский во имя арх. Михаила мон-рь (в Вел. Устюге, муж., основан, вероятно, в 1276, упразднен в 1918); Спасо-Каменный в честь Преображения Господня мон-рь (на Кубенском оз. в Вологодском у., муж., основан в XIII в., в 1801 переименован в Белавинскую Преображенскую пуст., упразднен в 1925); Авнежский в честь Св. Троицы мон-рь (при впадении р. Авнежки в р. Сухону в Тотемском у., муж., основан в 1370, время упразднения неизвестно); Воскресения Господня мон-рь (при реках Леже и Великой в Грязовецком у., муж., основан ок. 1370, упразднен до 1764); Святолуцкий во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь (на Кубенском оз. в Вологодском у., муж., время основания и запустения неизвестно, возобновлен в 1393, упразднен до 1764); Орловский во имя Св. Троицы мон-рь (на р. Юг в Великоустюжском у., жен., основан в XIV в., упразднен в XVII в.); Сергиев Нуромский в честь Преображения Господня мон-рь (в Грязовецком у., муж., основан в кон. XIV в., упразднен в 1764); Иоанно-Предтеченский мон-рь в Вел. Устюге. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Иоанно-Предтеченский мон-рь в Вел. Устюге. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) во имя Св. Троицы пуст. (при впадении р. Мылвы в р. Печору в Усть-Сысольском у., муж., основана в кон. XIV - нач. XV в., упразднена до 1764); Глушицкий в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь (в Кокошиловской вол. Кадниковского у., муж., основан в нач. XV в., упразднен в 1764); Александров Куштский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь (на р. Куште в Закуштской вол. Кадниковского у., муж., основан ок. 1420, упразднен в 1764); Глушицкий Сосновецкий во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь (в Кокошиловской вол. Кадниковского у., муж., основан ок. 1420, упразднен после 1918); Евфимиев Сянжемский мон-рь (близ р. Сянжемы в Кадниковском у., муж., основан ок. 1420, упразднен в 1764); в честь Преображения Господня мон-рь (в Вел. Устюге, жен., основан в 1422, в 1678 сгорел, в кон. XVII в. восстановлен, упразднен в 1764); Григориев Пельшемский Лопотов мон-рь (в Кадниковском у., муж., основан ок.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Саклы-килисе (ц. св. Иоанна, Гёреме 2а, сер. XI в.) расположена в зоне скал, прилегающих к музею. Прямоугольный в плане, вытянутый по оси «север-юг» храм имеет 3 апсиды и нартекс, открытый 2-частной аркадой в наос. Деисус. Роспись Каранлык-килисе. Сер.— 3-я четв. XI в. Деисус. Роспись Каранлык-килисе. Сер.— 3-я четв. XI в. Живопись выполнена по тонкому, просвечивающему белому грунту (штукатурка отсутствует), колорит 3-цветный. Геометрический орнамент скуп, нередко его заменяет красная линия, отделяющая архитектурные плоскости. Роспись апсид не сохранилась, за исключением южной, где остались фрагменты изображения Христа на троне. На стене, отделяющей нартекс от наоса, прорезанной 2-частной аркадой, со стороны входа в наос,- фигуры Богоматери и арх. Гавриила из сцены «Благовещение» и фигура прор. Исаии. В замке сев. арки, в медальоне,- изображение Христа Еммануила, в замке южной - Нерукотворный образ Спасителя на убрусе, окруженный 7 печатями. Такой же образ, но без печатей находится в предалтарной части наоса, на сев. стене. Рядом, под большой композицией с изображением вмч. Георгия на коне, побивающего змея,- погрудный образ архангела. Верхние части стен занимают неск. композиций из евангельского цикла («Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Распятие»). На юж. стене при входе - «Видение св. Евстафия», сюжет, нередко повторяющийся в каппадокийских храмах. Фигуры святых занимают нижний ярус стен, поверхности опор и арок, разделяющих пространство храма: Иеремии, Космы и Дамиана, Игнатия, Никиты, Георгия и Феодора (изображены на конях, друг напротив друга, побивающими копьями змеев), Константина и Елены, Димитрия, Нестора, Феодора Тирона, Ермолая, Пантелеимона; на сев. стене - изображение местночтимого св. воина Иерона. Роспись Эльмалы-килисе. Сер.— 3-я четв. XI в. Роспись Эльмалы-килисе. Сер.— 3-я четв. XI в. Роспись в Саклы-килисе более схематична, чем в Юсуф-Коч-килисе. Статичность образов отдельно стоящих святых сочетается здесь с активной жестикуляцией персонажей из евангельских сцен. В фигурах соблюдены классические пропорции, вместе с тем в них сильна экспрессия, характерная для каппадокийской живописи, что особенно ощутимо в ликах, имеющих в качестве основного тона белый цвет основы - грунта или стены. Резкие, контрастные по отношению к основному тону оливковые тени заменяют собой контур, обрамляющий лик. В изображении одежд теплые тона красных и желтых охр сочетаются с холодными темно-лиловым и белым. Диссонанс в стиле такого искусства вызван провинциальностью восприятия визант. идеала этого времени.

http://pravenc.ru/text/164937.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010