Друг мой, устремись на поиски Иисуса и познай Его! Он пребывает рядом с тобой! Открой Ему свои объятия! Ибо Его объятия уже распахнуты для тебя, и Он спешит заключить тебя в них! Его любовь к тебе горяча и пламенна! И это не есть какая-то особенная тайна, ибо уже возлюбленный ученик Христов Иоанн, который лично знал Его, пережил и испытал все это: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши... И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна» 102 . Монашество – любовь не только к Богу, но и к людям В предыдущей главе было показано, что монахи – это те, кто безраздельно возлюбил Бога. Теперь попытаемся более полно раскрыть эту истину. Для этого нам следует обратиться к истории монашества и творениям Святых Отцов, которые пишут, что именно горняя Любовь и Божественный эрос влечет человеческое сердце ко Христу и побуждает человека всецело посвятить Богу душу и тело. Кроме того, мы увидим, что возлюбивший Бога одновременно любит и своего ближнего как самого себя, потому что, как говорят Святые Отцы, наше спасение приходит к нам через наших ближних. Сначала посмотрим на феномен монашества в исторической перспективе, что поможет нам более глубоко вникнуть в суть вопроса. Монашеское движение, которое впервые приобрело некоторую оформленность в первые десятилетия IV века по Р. X., ставило своей целью удаление человека от мира и как следствие строгую аскетическую жизнь. Гонения к тому времени уже прекратились, и поэтому те из христиан, которые безмерно любили Господа и самоотверженно служили Ему, стали удаляться от треволнений мира сего, дабы в полном одиночестве и в полной отрешенности переживать те неописуемые мгновения Божественной Любви, когда их посещал горний Жених душ их. Нечто подобное мы часто встречаем и в отношениях между двумя людьми, которые безмерно любят друг друга. Они желают проводить все свое время вместе вдалеке от всякой суеты, чтобы никто не мог помешать им. Точно так же и те люди, которые безраздельно возлюбили Бога, уходили из мира и удалялись в пустыни и пещеры, где они жили в полном уединении, пребывая только со Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iisus-...

Другое свидетельство церковной истории о том, что беседы с женщинами должны происходить при свидетелях, можно найти в обвинениях свт. Иоанна Златоуста. Печально известный Собор«при Дубе» (403 г.), деяния которого сохранились в «Библиотеке» свт. Фотия Константинопольского, сформулировал 29 обвинений. Одно из них гласило: «Он принимает женщин наедине, удаляя всех вон» (PG 103, 105−113). Не подвергая сомнению пастырскую практику самого святителя и ни в коем случае не присоединяясь к его обвинителям, можно констатировать факт, что подобная практика считалась опасной и исключительной.  (Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. Свято-Троицкая Православная Миссия, 2000. С. 57).  (Иоанн (Крестьянкин), арх. Рассуждение с советом. Собрание писем. М.: Правило веры, 2014. С. 522.).  Ап. Павел прямо говорит об этом: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор 7:5).  3-е правило Собора в Святой Софии (Поместный Константинопольский Собор 879 г.) запрещает мирянину поднимать руку на епископа под угрозой анафемы (церковного отлучения). В Византийской империи, а в последствии и в Российском государстве оскорбление духовного лица при несении им служения особо оговаривалось законом.  О левитах сказано, что они «должны быть мои» (Чис 3:12). Бог берет их в Свою собственность.  «В то время отделил Господь колено Левиино… потому нет левиту части и удела с братьями его: Сам Господь есть удел его, как говорил ему Господь, Бог твой»(Втор 10:8−9).  Тем более важным становится вопрос о физической неприкосновенности священника в контексте его пастырского служения. Никакая пастырская необходимость не может оправдать нарушения этого принципа. Имеются ввиду не какие-то катастрофические нарушения целомудрия, но и просто совершенно неосуждаемые и не имеющие какого-то греховного содержания физические контакты: рукопожатия и иные дружеские или отечески-ласковые прикосновения к прихожанкам.

http://pravoslavie.ru/108253.html

Если нет любви Бога к нам, то нет и первого побуждения к боговоплощению. По христианскому учению Бог сжалился над людьми, мучимыми диаволом, и послал Сына Своего единородного для спасения мира. Но для Спинозы нет ни греха, ни диавола. Природа сама по себе безгрешна, зло – не субстанциально. «Я избегаю зла потому, что оно противоречит моей природе и отклонило бы меня от пути познания и любви к Богу». Для апостола Павла, наоборот, зло есть закон природы, растленной грехом, природа сама по себе хочет зла. «Не еже бо хощу доброе творю, но еже не хощу злое, сие содеваю» ( Рим.7:19 ). —264— Итак, боговоплощение невозможно по нескольким причинам: 1) Нет рабства греху, нет повода для боговоплощения. 2) Если бы и было рабство греху, нет любви Бога к человеку, нет повода принять на себя человеческую природу и пострадать на кресте. 3) Кроме того, что нет мирового греха и нет любви Божией к творению, боговоплощение невозможно по причине полной несоизмеримости божества и человека. «Бог становится человеком значит субстанция становится модусом. Бог явился в человеке Иисусе значит субстанция стала отдельным модусом! Бесконечное пространство есть данный отдельный треугольник!» «Что касается церковного догмата богочеловечества, то я открыто заявляю, что я не понимаю этого учения, более того, говоря откровенно, оно представляется мне столь же нелепым, как если бы мне кто-нибудь сказал, что круг принял природу квадрата». «Между свойствами человека и Бога также мало общего, как между созвездием пса и псом, лающим животным. Если бы треугольник имел дар слова, то и он сказал бы, что Бог есть не что иное, как совершенный треугольник, а круг, что природа Бога в высшей степени кругла». «Для спасения нашей души отнюдь нет необходимости знать Христа во плоти». Апостол Иоанн говорит: «Духа Божия и духа заблуждения узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога. А всякий дух, который не исповедует Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он приидет и теперь есть уже в мире» (Первое послание апостола Иоанна, 4, 2–3).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Если разум надмевает многих, то напротив, невежество и неученость некоторым образом умеренно смиряют. Но встречаются иногда люди, которые гордятся своим невежеством» (Лествица. 24:29). (Последняя фраза в русском переводе отсутствует. Прим. пер.) Добродетель простоты не измеряется коэффициентом умственного развития, образованием или интеллектуальными способностями. Простота – это честность, простодушие, прямота. Зачастую бесхитростные люди больше преуспевают в этой добродетели, потому что одарены простодушием: вместо того, чтобы сидеть и размышлять, они сосредоточены на каком-то одном простом предмете и занимаются им. Возможно, поэтому Господь наш сказал: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам» ( Мф. 11:25 ). Кто-то может сказать, что духовная простота – это умственная ограниченность. Многим это может показаться отрицательным, но я имею в виду, что простота есть добродетель, посредством которой мы отсекаем дурные помыслы и желания и устремляемся к одной цели – единению с Богом: «Простота есть утвердившийся навык души, которая сделалась чуждою всякого различия и неспособною к лукавству» (Лествица. 24:14). Прекрасный пример простоты дает нам свт. Афанасий Великий . Он был неграмотным крестьянином, но не этот вид простоты важен для нас. Интеллектуальная простота – не порок и не добродетель. Примером для нас является его духовная простота. Св. Антоний впервые услышал Евангелие в церкви. Читалась беседа Христа с богатым юношей ( Мф. 19:16, 26 ), в которой он спрашивает Христа, что ему сделать, чтобы иметь жизнь вечную. Господь отвечает ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» ( Мф. 19:21 ). При этих словах сердце св. Антония возгорелось, и он подчинился этой простой заповеди, оставил все, ушел в пустыню и стал монахом. Он не стал размышлять над этими словами Христа, не стал искать в них аллегорического смысла, не стал рассматривать, как они применимы к нему. Он услышал, что это повеление обращено к нему, и сразу повиновался. Именно об этом виде простоты и говорит св. Иоанн в «Лествице».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Ещё одно важное видение: евангелист Иоанн описывает виденную им саранчу: «Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы» ( Откр.9:1–3 ). Действительно ли он её видел? Сам апостол не даёт нам повода для сомнений . Но вот, что удивительно: архимандрит Ианнуарий находит такой повод : “Описана саранча ( Откр. 9:7–10 ) как некие демонические монстры, с наполовину звериными, наполовину человеческими чертами. Сравнение с боевыми конями взято из Иоиль 2:4–5 ; львиные зубы – из Иоиль 1:6 , а сравнение шума от ее крыльев со стуком от множества колесниц и коней, бегущих на войну, – из Иоиль 2:5 . Прочие черты весьма причудливы – как бы золотые венцы; лица, похожие на человеческие; длинные, как у женщин, волосы. В стихе 9 игра слов: греческое слово thorax означает «грудь» и «броня». Все это, вероятно, имеет фольклорное, мифологическое происхождение ”. Как известно из Предания Церкви, одним из знаковых эсхатологических событий, упреждающих воцарение антихриста, станет явление двух Божьих свидетелей: «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту» ( Откр.11:3–5 ). Отцы Церкви уверенно называли имена этих святых проповедников: Илия и Енох. Они будут проповедовать в течении 3, 5 лет, после чего им надлежит быть убитыми зверем, выходящим из бездны. Затем при содействии Божьем они вновь оживут и взойдут на Небо. В свою очередь, при прочтении комментария архимандрита Ианнуария (Ивлиева) , у некоторых его читателей получается усомниться, подумать, что указание на послание Богом двух верных свидетелей следует понимать не буквально, а аллегорически.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

И плоть услышала этот зов любви Слова. Ударом копья была положена печать любви на сердце Его. Ударом гвоздя был возложен перстень любви на руку Его. Ибо крепка, как смерть, любовь . Любовь Сына Человеческого была крепка, как смерть крестная. Уязвленная ранами любви, умирает на кресте плоть Сына Человеческого. Так восхотел ее Возлюбленный. Услышав зов любви превечного Бога-Слова, Сын Человеческий в теле Слову уготованном тогда сказал: Вот иду, (как) в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже. ( Евр. 10:5.7 ). Умирает на кресте Невеста Слова, умирает, говоря: Заклинаю вас, дщери Иерусалимские: если вы встретите возлюбленного моего, что скажете вы ему? что я изнемогаю от любви (5:8). Люта, как преисподняя, ревность. Любовь возвела плоть божественного Слова на крест, а ревность – низвела душу Его во ад, в преисподнюю . Во ад низошла чистая душа Христова, воистину – люта и жестока ревность! Стрелы ревности – стрелы огненные. В огнь преисподней низвела стрела ревности душу Христову. Эта божественная любовь есть пламень весьма сильный , она – пламень Божий и пламя Господне (переводы архим. Макария Глухарева и Эфроса с масоретского текста). Так во Христе пламень Божий распалил человеческое естество. И расплавились, растаяли замерзшие. И ожили умершие. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Большие воды всемирного потопа не могли потушить любви Божией – явилась радуга и сохранилось многоцветье жизни. И реки Вавилонские не зальют ее . Там сидели и плакали, но не воспели песни Сионские на земле чуждой ( Пс. 136 ). Если никакие воды и реки не могли потушить любви Божией к падшей плоти ( Быт. 6:3 ), а падших людей к Богу Сиона, то тем более никакие воды и реки никогда не потушат и не зальют любви превечного Слова и пречистой плоти. Вечна и превыше всякой силы небесной, земной и преисподней эта любовь! Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презрением. Нашелся и такой – дух пустыни, Азазело, дьявол , который в мгновение ока представил перед Сыном Человеческим все царства мира сего и, как князь века сего, предложил Ему все богатство дома своего , с условием отказаться от любви к Богу и поклониться ему. Но он (дьявол) был отвергнут Сыном Человеческим с презрением .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Иерусалим. Храм Гроба Господня. С наступлением субботы жизнь в еврейской части города замирает; не ходят даже городские автобусы, и лишь изредка мелькнет такси с арабским номером. В Израиле иудаизм — государственная религия, и здесь строго соблюдается заповедь Моисеева: «Шесть дней делайте дела, а день седьмой должен быть у вас святым, суббота покоя Господу». Отсутствие привычной городской суеты помогало сосредоточиться и подготовиться к главному событию… В ночь с субботы на воскресенье мы присутствовали за Божественной литургией у Гроба Господня, которую совершал Патриарх Иерусалимский блаженный Диодор. Перед литургией исповедовались у Голгофы, а затем причащались Святых Тайн. У Гроба Господня поставили множество свечей, которые передали нам верующие во время долгого пути наших лодий от Петрозаводска до Черного моря. Трудно передать волнение, охватившее нас в стенах храма… Сколько паломников русских, начиная с монаха Варлаама (письменное свидетельство о его паломничестве, самое раннее, относится к 1062 году), стремилось в Иерусалим, к храму Воскресения Христова и находящимся ныне в его стенах Голгофе и Гробу Господню. Обращаю мысленный взор в глубь веков и вижу Голгофу, невысокую гору, неподалеку от иерусалимских стен; Иисуса, измученного бессонной ночью в Гефсиманском саду, бесконечными допросами и жестоким бичеванием; его тяжкий путь с крестом на плече от дворца прокуратора к Голгофе — и толпу любопытных, гогочущих, жаждущих зрелища… В часы гибели Иисуса наступило затмение солнца. Неподалеку от места, где распяли Христа, находилась пещера. Туда и отнесли тело Его, завернутое в благовонные пелены, и вход в пещеру завалили камнем. Было это в пятницу. А в воскресенье, рано утром, как рассказывает евангелист Иоанн, приходит ко гробу Мария Магдалина (гробом евангелисты называют пещеру) и видит, что камень отвален от входа… «Мария стояла у гроба и плакала; и, когда плакала, наклонилась во гроб. И видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало Тело Иисуса.

http://azbyka.ru/fiction/k-svyatoj-zemle...

Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры . Гл.XIV), потому что повреждение природы грехом оказывается в таком случае чем-то вроде кармы, или роком. Ср.: «…между грехом и гибелью от греха определена непосредственная причинная зависимость» (прот. Петр Гнедич. Гл.V). Кем (или чем) эта «причинная зависимость» может быть «определена», если не Богом? На что и указывают представители «юридической» теории: “В чем же, в каких словах выразилось Божие осуждение прародителей? Не в чем ином, как в райской заповеди: в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь ( Быт 2, 17 ). Осуждение Божие на смерть, проклятие Божие implicite, но условно было в приведенных словах Творца Промыслителя” [митр. Елевферий (Богоявленский). Об искуплении.]. “Эти грозные слова, – рассуждает и архимандрит Серафим, – Божественного правосудия содержали в себе проклятие для людей в случае нарушения ими данного для них Божественного закона” [архим. Серафим (Соболев) . Искажение православной истины…]» (прот. Петр Гнедич. Гл.V). 53 Очевидный характер теодицеи, который носит противоюридическая теория, берущаяся «оправдать Бога» (словно сама не нуждаясь в оправдании), отвести от Него недостойные, как ей кажется, Его сущности «свойства», напоминает один евангельский эпизод: «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» ( Мф 16:21–23 ). 55 Ср.: «Снова подвергни исследованию кровь и очистилище. Кровь кропилась, очистилище принимало ее и происходило очищение. Что такое очистилище? Опять послушай, что говорит Павел в послании к Римлянам: “потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, кровью Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его” (3:23–25).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Исцеление расслабленного. Перед тем, как исцелить его, Христос сказал: “Прощаются тебе грехи твои”. Мф.9:2 А кроме того, очень часто (почти всегда!) не исполняется условие, ясно обозначенное в процитированном фрагменте Послания Иакова. Там не сказано, что для исцеления необходимо прочесть положенные молитвы из Требника. Там сказано – «молитва веры»! Какой веры? Той, о которой говорит Спаситель: « Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: «поднимись и ввергнись в море», и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет… все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите – и будет вам» (Мк 11:23-24). В греческом оригинале звучит еще сильнее: «верьте, что уже получили». Вера видит , что просимое –получено, т. к. оно уже есть в замысле Божием. Именно такая дерзновенная вера поражала современников св. прав. Иоанна Кронштадтского, свидетелей его молитв о больных.   Святой праведный Иоанн Кронштадтский Такая вера всегда получает ответ. Пример апостола Павла (2 Кор 12:7-9) показывает, что не всегда этим ответом является устранение проблемы, – например, физическое исцеление, – но всегда – понимание Божьего промысла в твоей жизни и примирение с ним. Вот почему часто бывает, что таинство Соборования, совершаемое над умирающими, не приносит выздоровления, но облегчает физическое состояние больного и служит поддержкой и напутствием перед трудным переходом в мир иной . Наконец, для некоторых людей болезнь, по-видимому, оказывается либо остановкой на их пути, через которую Господь посещает Своей благодатью, ведя к более глубокому исцелению души и духа, либо крестом, на котором они встречаются с Распятым Спасителем и разделяют Его муки (ср Кол 1:24; Гал 2:19; 6:17), в том числе за других людей. Вероятно, именно это происходило со многими святыми, в т. ч. с известными старцами-подвижниками последних столетий, которые сами молились об исцелении множества людей и получали просимое – но ценой взятия на себя их груза, подражая Тому, Кто «взял на себя наши немощи и понес болезни» (Ис 53:4). За примерами далеко ходить не нужно: прп. Амвросий Оптинский, прп. Паисий Святогорец, прп. Порфирий Кавсокаливит, архим. Кирилл (Павлов)…

http://blog.predanie.ru/article/soborova...

Итак, если кто находится во тьме грехов и страстей, пусть возьмёт себе в учителя тех, которые вышли из этой тьмы, тех, которые озарились Светом и узрели вечную Жизнь. Неучи пусть учатся у образованных, не имеющие опыта – у тех, кто его имеет. Давайте не будем самонадеянными в глубокой тьме…! Часть II 1. Бог не сотворил смерти Бог не сотворил смерти ( Прем.1:13 ). Бог создал человека для нетления ( Прем.2:23 ). Господь сотворил человека не для того, чтобы он умер, но, чтобы жил вечно. Но с одним условием – чтобы он почтил заповедь Божию: От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь ( Быт.2:16–17 ). Слова «смертью умрешь» были не приговором Божиим человеку, а предвидением, пророчеством, как естественный плод преслушания (Свт. Григорий Палама . PG 150, 1157–1160). Отец, когда говорит своему сыну: «если выпьешь яд, то умрёшь», говорит это не для того, чтобы наказать его, но, чтобы спасти. И именно потому, что он его любит, иначе бы промолчал. Так и Бог: поскольку Он любил Адама и желал ему добра, Он предупредил его, чтобы не ел плодов этого дерева и не умер (Свт. Иоанн Златоуст , PG 53, 221 А). Но они съели и по логике вещей должны были умереть, потому что Бог сказал им: в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь ( Быт.2:17 ). И хотя телесно они не умерли в тот же день, однако умерли духовно. Они отошли от Бога, имя Которому – Жизнь ( Ин.11:25 ). Это отпадение от Жизни стало для них духовной смертью. «Потому что Бог – жизнь, а лишение жизни – смерть» (Свт. Василий Великий . Творения, ч. 4. Беседы, 9. том, что Бог не виновник зла. PG 31, 345 [С. 155]). 88 Эта духовная смерть, это отлучение от Бога повлекло за собой и телесное тление, а затем и телесную смерть. Как виновником духовной смерти был не Бог, а человек, так и в смерти тела виновен не Бог . «Не Бог сотворил смерть, но мы сами навлекли её на себя лукавым соизволением» (там же). Разумеется, Бог мог бы помешать злу, чтобы человек не умер ни духовно, ни телесно, но Он не сделал этого. Причём для его же пользы! С одной стороны, для того, чтобы человек, увидев тление и смерть, пришёл в себя, осмыслил это философски и опомнился, и затем помнил о своём падении. С другой же стороны – чтобы это тление не пребывало в нём вечно: «Бог не воспрепятствовал нашему разрушению…, чтобы и самого недуга не сохранить в нас бессмертным» (там же). 2. Перед лицом смерти

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010