Церковь и мир в социальной концепции Русской Православной Церкви РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_25340.html 26 января 2006 Александр Кырлежев Церковь и мир в социальной концепции Русской Православной Церкви Источник:  Газета " Русская мысль " , 4333-4334, сентябрь – октябрь 2000 г. Принятие документа, озаглавленного " Основы социальной концепции Русской Православной Церкви " , можно считать не только одним из важнейших деяний юбилейного Архиерейского собора РПЦ, но и чрезвычайно значимым событием и в церковной, и в общественной жизни России. Впрочем, учитывая процедуру этого принятия, надо говорить не столько о некоем свершившемся факте ( " теперь у нашей Церкви есть социальная доктрина " ), сколько о том, что собор положил начало процессу серьезного и " предметного " размышления на тему об отношении современной Православной Церкви к современным общественным процессам. Известно, что текст этого весьма объемного документа члены собора получили лишь по прибытии в Москву и реального, содержательного обсуждения затронутых в нем тем и проблем на соборе не было, да и не могло быть. Затем этот текст, созданный в недрах Отдела внешних церковных сношений, в тайне от церковной и светской общественности, был " вброшен " в информационное пространство, причем только в виртуальное (сейчас он доступен только интернет-сообществу – его можно найти на официальном сайте РПЦ, russian-orthodox-church.org.ru). Пока он не будет издан в печатном виде, широко распространен в Церкви и представлен общественности, обсуждать и оценивать его трудно, а излагать в небольших по объему статьях Тем не менее, такая дискуссия уже началась, и она оправдана, кроме вышесказанного, еще двумя обстоятельствами. Во-первых, составители назвали этот первый опыт формулирования церковной социальной доктрины основами , что предполагает развитие и уточнение сказанного. Во-вторых, они назвали его социальной концепцией Русской Православной Церкви , что указывает на ее локальный (или " поместный " ) характер. В этом отношении принятый собором документ следует рассматривать как в хорошем смысле провокацию или, если говорить мягче, как своего рода предложение, с которым РПЦ обращается к Вселенскому Православию: давайте совместно работать над формулировкой православного социального учения. (И вполне возможно, что в самое ближайшее время подобный документ будет принят, например, Синодом Константинопольского или Румынского Патриархатов.)

http://religare.ru/2_25340_1_21.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Народ служит, епископы управляют Об «антидемократических» изменениях в уставе Русской православной церкви рассказывает заместитель управляющего делами Московской патриархии архимандрит Савва (Тутунов) 14.05.2013 813 Время на чтение 21 минут Архимандрит Савва: «Реально соборность живет тем, что миряне являются активными служителями церкви» Фото: Алексей Майшев «Ну и где же теперь ваша хваленая соборность?» - с таким злорадным вопросом один католик обратился к журналистам, присутствовавшим на Архиерейском соборе Русской православной церкви 2013 года. Речь шла о принятых собором изменениях в уставе РПЦ. Сообщившая об этом «Независимая газета», а также некоторые другие СМИ вслед за католиком оценили новую редакцию устава как «триумф церковной номенклатуры» и конец соборности. Изменения касаются полномочий Поместного собора - второго высшего органа церковного управления наряду с Архиерейским собором: власти у него стало меньше. Поскольку в Поместном соборе кроме архиереев участвуют клирики, монахи и миряне, получается, что ущемлены права церковного народа - в пользу собора архиереев. Но не только. Некоторые наблюдатели усматривают опасную связь между смещением центра власти к Архиерейскому собору и идущей сейчас полным ходом епархиальной реформой: растет число новых епархий и епископов, лично преданных рукоположившему их таким образом, внутри Архиерейского собора создаются условия для роста влияния одного человека. На церковном языке это называется угрозой папизма, то есть отказа от вековых устоев управления церковью, завещанных Святыми апостолами. Для светского же сознания это выглядит лишним подтверждением антидемократичности церковной организации, а также, возможно, существования неких тайных замыслов у руководства РПЦ относительно участия во власти политической. времени Поместного собора 2009 года в РПЦ образовано 88 новых епархий, или 36% от их общего числа (247); здесь и далее - примечания «Эксперта». За ответами на все эти волнующие вопросы мы обратились к архимандриту Савве (Тутунову) - замуправделами Московской патриархии и секретарю комиссии Межсоборного присутствия, которая разрабатывала новую версию полномочий Поместного и Архиерейского соборов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Надо сформировать кодекс красных линий, за которые нельзя заходить» В вопросе о биоэтике развитие науки и прогресса, которые достаточно сложно притормозить, должно быть ограничено уставом караульной службы, как в армии Павел Пожигайло   16:59 13.05.2021 1703 Время на чтение 11 минут В Русской Православной Церкви разгорелся спор об отсутствии греха в некоторых видах ЭКО и допустимости их благословения – полярные мнения высказали эксперты из числа священнослужителей, медиков и ученых из России и Германии на круглом столе « Вопросы биоэтики: христианский взгляд » в Пятигорске, сообщает РИА Новости. Дискуссия проходит на фоне острой критики проекта документа под названием «Отношение Русской Православной Церкви к экстракорпоральному оплодотворению». Этот документ подготовлен Межсоборным присутствием для последующего рассмотрения на Архиерейском соборе РПЦ и представлен на церковных ресурсах. Он конкретизирует позицию Церкви по ЭКО, выраженную около 20 лет назад в «Основах социальной концепции РПЦ».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/13/na...

Закрыть itemscope itemtype="" > Заявления, вроде выступления протоиерея Димитрия Рощина, роняют авторитет Церкви 08.02.2017 1016 Время на чтение 6 минут 27 января в Общественной палате состоялся круглый стол на актуальнейшую тему «Участие православной общественности в принятии государственных решений по наиболее острым вопросам семейного законодательства» с целью сплотиться «всем миром» против навязывания русскому народу западных ювенальных технологий, разрушающих семью и традиционные ценности. Разрушающее действие ювенальных западных технологий на нравственность, семью и общество видят не только родители, но и президент страны, Государственная Дума РФ и РПЦ. Так, в это время Государственная Дума РФ в третьем чтении приняла законопроект о декриминализации 116-й статьи УК РФ в отношении близких лиц. Позиция Русской Православной Церкви по ювенальной юстиции была неоднократно озвучена не только Патриархом и другими официальными лицами, уполномоченными говорить от лица РПЦ, но и многими клириками и подавляющем большинством верующих. Так, официальная позиция Русской Православной Церкви «по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции» , выраженная и одобренная на Освященном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (2-5 февраля 2013 года), говорит о том, что «необходимо отстаивать гарантии прав родителей на воспитание детей в соответствии со своими мировоззренческими, религиозными и нравственными убеждениями, на разумное определение их распорядка дня, режима питания и стиля одежды, на побуждение их к исполнению семейных, общественных и религиозных обязанностей, на регламентацию общения с лицами противоположного пола и доступа к информационным материалам, а также на физическое ограждение от действий, наносящих вред их духовному, нравственному или телесному здоровью». «Наряду с правами детей должно быть признано наличие их обязанностей, в том числе в отношении родителей и семьи. Не может существовать прав детей на духовно и нравственно необоснованное непослушание родителям, на безнравственные действия и половую распущенность, на неуважение к старшим и сверстникам, на дурное поведение...

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Куда зовёт белорусов пресс-секретарь БПЦ о. Сергий Лепин? История неудавшегося предательства. Часть 1 18.04.2018 4292 Время на чтение 6 минут «Эти события вызвали со стороны огромного количества верующих бурю негодования». Патриарший Экзарх всея Беларуси Павел. Декабрь 2014 года. Можем ли мы ставить под сомнение слова Предстоятеля Белорусской Православной Церкви? Нет. Это действительно была буря. И это действительно было наше негодование. Только так могли отреагировать православные христиане Беларуси на попытку раскола нашей Церкви. Как гром среди ясного неба прозвучало в 2014 году решение ходатайствовать о предоставлении Белорусской Православной Церкви статуса самоуправляемой церкви по образцу Латвии, Молдовы и Эстонии. Что это? А это раскол. Именно так восприняли православные христиане Беларуси такое намерение. Известие стремительно разносится среди белорусов. Для верующих оно равнозначно сообщению о начале войны. Православные христиане принимают решение покупать дома на российской территории, стоящие вдоль границы. Обсуждается возможность приобретения пустующих российских деревень и строительство там православных храмов, которым уже не будет угрожать самоуправление и автокефалия. Также все начиналось на Украине . Хаос и реки крови, захват и разрушение православных храмов, издевательство над верующими – обо всем этом рассказывают украинские беженцы. Белорусы понимают, что все это может повториться и в их стране. Что делать? Белорусы помнят, как на состоявшемся в марте 1992 года Архиерейском соборе РПЦ украинские иерархи в своих выступлениях заявили, что самостоятельность, предоставленная УПЦ в 1990 году, за полтора года дала лишь отрицательные результаты. Рассказали они и о резко негативном отношении своей паствы к отделению от РПЦ. Многие архиереи украинских епархий дезавуировали свои подписи, поставленные под обращением о предоставлении автокефалии, объяснив, что они действовали под принуждением, опасаясь притеснений со стороны митрополита Филарета и украинских властей. Но отказываться от своих подписей и раскаиваться в содеянном уже было поздно. Раскол набирал обороты.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/18/ku...

Закрыть itemscope itemtype="" > Введение. Что такое христианская социология? Главы из книги 23.05.2015 1281 Время на чтение 11 минут Настоящая книга посвящена христианской социологии - новой дисциплине, возникающей на стыке христианского богословия, социальной философии, истории и социологии. Что же такое христианская социология? Это отнюдь не социология религии и тем более не социология Церкви. Нет, - это специфически христианский взгляд на человеческое общество. Взгляд, который вытекает из глубинных основ христианкой веры и христианского учения о человеке. Необходимость христианской социологии. Специфику христианской социологии мы постараемся осветить далее - собственно, об этом все время и будет идти речь. Но сначала необходимо защитить саму постановку вопроса о рассмотрении социальной сферы с православной точки зрения. Дело в том, что ее необходимость оспаривают, причем сразу с двух сторон. Прежде всего, профессиональные светские социологи, слыша о христианской социологии, пожимают плечами - мол, никакого специфически христианского взгляда нет и быть не может. Ибо социология - это наука, а наука одна - это объективный взгляд на мир, познание явлений этого мира, как они есть. Взгляд же христианский будет по необходимости необъективным, а потому ненаучным. Но, может быть, еще больший скепсис демонстрируют сами христиане (точнее - некоторые из них). «Жили две тысячи лет без христианской социологии и дальше проживем. Наши предки спасались, и мы спасемся, - молитвой, постом, послушанием и верой в Бога. Попытка создать какую-то христианскую социологию - ложная цель, отвлекающая от главной цели христианина - приближения к Богу (спасения души)», и их не останавливает даже утвержденные на Архиерейском Соборе 2000 г. «Основы социальной концепции Русской православной Церкви» Сначала остановимся на сомнениях православных христиан. Они отражают определенный взгляд на мир - взгляд, согласно которому единственная задача в этом мире - личное спасение исключительно через молитву и покаяние. Это взгляд специфически монашеский, который у нас очень почитается и часто считается эталоном христианства. Но универсальным и единственным его считать нельзя. И сами монашествующие учат, что монах - молитвенник за весь мир. Тем более - мирянин, дело которого в этом мире - не только спастись, но и преобразить этот мир (и именно этим спастись). «Основы социальной концепции РПЦ» утверждают: «Ее (Церкви - Н.С.) целью является не только спасение людей в этом мире, но также спасение и восстановление самого мира» Если же мы будем считать, что мы лишь странники на этой земле, то не исключено, что мы просто не выполним замысел Божий о мире и человеке в нем.

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/23/...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Опыт написания житий святых, новомучеников и исповедников Российских. Проблемы жанра Священник Олег Митров. Доклад, прочитанный на XI Рождественских Международных образовательных чтениях 29 января 2003 Священник Олег Митров Опыт написания житий святых, новомучеников и исповедников Российских. Проблемы жанра Соборное прославление святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе в августе 2000 г. и подготовка к этому прославлению поставили перед РПЦ задачу составления житий новопрославляемых святых. В начале 90х гг. XX в. решение этой труднейшей задачи осложняли следующие факторы: Огромное количество пострадавших. По данным правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий только за 1937-38 гг. было арестовано около 165 тыс. православных священнослужителей и около 107 тыс. из них расстреляно с. 23]. 1. Отсутствие опыта подобной работы. В советское время мало кто предполагал, что в обозримой перспективе возможна такая канонизация. Единицы занимались сбором устного церковного предания, а работа в архивах была почти невозможна. 2. Недоступность архивов репрессивных органов. Только в начале 90-х гг. прошлого века некоторые исследователи получили частичный доступ к архивам КГБ, и лишь в конце 90-х гг., когда началась передача фондов со следственными делами в государственные архивы, стало возможным массовое ознакомление с этими документами. 3. Малоизученность церковных фондов XIX-XX вв. В советский период эта тема считалась неактуальной, поэтому исследования почти не проводилось или носили тенденциозный характер. Часть церковных фондов вообще была закрыта. 4. Психологический фактор. Грандиозность и важность предстоящего дела (я имею в виду соборное прославление новомучеников) в сочетании со всеми вышеперечисленными сложностями заставляли сомневаться в том, что такая канонизация возможна в ближайшие годы. Следствием этого стала определенная пассивность со стороны тех, кто мог бы приступить к подготовке канонизации новомучеников.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Новости Взаимоотношения РПЦ с католиками и протестантами получили оценку на Архиерейском Соборе 25.06.2008 11:55 Москва, 25 июня, Благовест-инфо . Проблеме межхристианских связей был посвящен специальный раздел программного доклада Патриарха Алексия II на открытии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. По его словам, РПЦ традиционно «осуществляет диалог и взаимодействие с различными Церквами и сообществами, считающими себя христианскими». Отношения с Римско-Католической Церковью в последнее время определяет «позитивный диалог по целому ряду актуальных вопросов современности, особенно таких, как защита традиционных христианских ценностей, роль религии в жизни общества, нравственные проблемы, отношение к семье». Вместе с тем, были отмечены и проблемы, требующие реального разрешения, в двусторонних отношениях с Римско-Католической Церковью. Среди них Патриарх выделил «вопрос о миссионерской деятельности католиков на традиционно православных землях России и других стран СНГ», отметив, что для обсуждения этих тем действует созданная в 2004 году Совместная рабочая группа по рассмотрению проблемных ситуаций во взаимоотношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами. Также обеспокоенность Алексия II вызывает  вопрос «об отношении греко-католиков к православным в тех регионах Западной Украины, где последователи унии составляют численное большинство». «К сожалению, мы не наблюдаем положительной динамики в этом вопросе, и представители канонического Православия в большинстве случаев продолжают испытывать притеснения со стороны греко-католического окружения», -- сказал предстоятель РПЦ, добавив, что в этой сфере «хотелось бы … увидеть долгожданный прогресс». Предстоятель РПЦ напомнил, что представители Московского Патриархата принимали участие в заседаниях Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической и Православной Церковью, которые проходили в Белграде (Сербия) в 2006 году и в Равенне (Италия) в 2007 году. Однако принятие итогового текста происходило в Равенне без участия представителей РПЦ из-за канонических разногласий между Московским и Константинопольским Патриархатом.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРВАРА Дмитриевна Деревягина (1912, с. Бурминка Ряжского у. Рязанской губ.- 11.01.1942, Карагандинский лагерь), мц. (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских). Род. в семье крестьянина Д. И. Назина, училась в церковноприходской школе. В 1926 г. ее выдали замуж, супруг В. не был верущим, и женщина, вернувшись в родительский дом, посвятила свою жизнь молитве и служению Богу. После закрытия в 1937 г. храма в Бурминке верующие начали собираться по домам на общую молитву, ходили на богомолье в действовавшие храмы в Скопин и Рязань, устраивали паломничества к почитаемым источникам. 7 июня 1940 г. все они, в т. ч. В. и ее отец, были арестованы и заключены в тюрьму г. Ряжска. В. отказалась отвечать на вопросы и подписать протокол об окончании следствия. Суд над верующими крестьянами с. Бурминка проходил в Ряжске 23-25 окт. 1940 г. На суде В. сказала: «Виновной себя ни в чем не признаю, в колхозе никогда не состояла... Я являюсь верующим человеком, буду в Бога верить и буду молиться». Судебная коллегия Рязанской обл. приговорила В. к 8 годам заключения в ИТЛ, а ее отца к расстрелу, к-рый потом заменили на 10 лет ИТЛ. 11 июля 1941 г. В. была арестована в Карагандинском лагере вместе с мученицами Наталией Сундуковой , Наталией Силуяновой , Евдокией Назиной , Анной Боровской , Матроной Наволокиной , Анной Поповой , Евдокией Гусевой , Евфросинией Денисовой , Агриппиной Киселёвой и Наталией Васильевой за невыход на работу. Все они отказались давать показания, подписывать протоколы допроса, виновными себя ни в чем не признали и были расстреляны по приговору постоянной сессии Карагандинского областного суда при Карлаге НКВД от 29 сент. 1941 г. В. погребена в общей безвестной могиле. Прославлена Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ РФ по Рязанской обл. Арх. 13674; Архив Центра Правовой Статистики и Информации при Обл. Прокуратуре г. Караганда. Д. 3976.

http://pravenc.ru/text/154095.html

  разделы   рассылка  распечатать Владислав Мальцев Архиерейский Собор отобрал власть у мирян Источник:  Независимая газета Архиерейский Собор Русской Православной церкви в воскресенье радикально расширил свои полномочия за счет прав Поместного Собора, согласно предыдущему Уставу РПЦ, обладавшего высшей церковной властью. Вчера на рассмотрение епископов был представлен документ, в котором формулируется позиция Московского Патриархата в отношении средств электронной идентификации и учета граждан. Пока архиереи заседают, группы православных активистов с молитвами и иконами обходят храм Христа Спасителя, чтобы внушить сановным соборянам мысль об отвержении " печати антихриста " . Как сообщает официальный сайт Московского Патриархата, 3 февраля на Архиерейском Соборе большинство епископов поддержали один из четырех вариантов процедуры избрания нового Патриарха. Это именно тот порядок, когда глава РПЦ избирается Поместным Собором из нескольких кандидатур, представленных Архиерейским Собором. Он действовал и на предыдущих выборах Патриарха в 1990 и 2009 годах. Так что в этом смысле Церковь не преподнесла сюрприза, не поддержав, например, традиционный для Православных церквей вариант выборов " посредством Святого Духа " , то есть жребием. Зато Собор внес нововведения в другой документ – Устав РПЦ, также вынесенный на голосование в воскресенье и также принятый единогласно. Изменения в новом Уставе достаточно серьезные. Если ранее высшей властью в Церкви обладал Поместный Собор из представителей различных степеней священства и мирян, то теперь за ним оставили лишь функции избрания Патриарха (что происходит нечасто) и предоставления автокефалии или автономии Церквам в юрисдикции РПЦ (что происходит еще реже). Все прочие вопросы, в том числе такие важные, как толкование учения Церкви, отныне переходят к Архиерейскому Собору, то есть собранию епископов. В последнее время число епархий РПЦ было резко увеличено: днем ранее на Соборе Патриарх Кирилл сообщил соборянам, что с момента его интронизации в 2009 году образовано 88 новых епархий, что составляет 36% от ныне существующих. Новые епархии возглавили выбранные Патриархом и даже возведенные им в епископский сан священнослужители, а значит, лично преданные главе РПЦ люди. В прочих епархиях основательно " перетрясли " епископский состав. Получается, реальные рычаги власти в РПЦ переходят к Патриарху. Это не нравится многим верующим, которые подчеркивают, что православие отличает соборный дух, и сравнивают тенденции в РПЦ с католической традицией централизации церковной власти.

http://religare.ru/2_99501.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010