иером. Тихон (Воробьев) Проблема изменяемости церковных канонов: обзор мнений отечественных исследователей XIX–XX вв. Источник Аннотация: Данная статья посвящена обзору мнений отечественных исследователей XIX–XX вв. касательно проблемы изменяемости церковных канонов. Актуальность статьи обусловлена насущностью вопроса о применимости канонов в полном объеме в современных исторических реалиях существования Церкви. В статье приводятся и анализируются мнения восьми отечественных исследователей указанного периода, которые четко обозначили свою позицию по данной теме. Проблема применимости в полном объеме церковных канонов, принятых в первом тысячелетии, представляется актуальной для современной церковной жизни и обсуждается на протяжении более ста лет с. 17–18]. В 2000 г. на юбилейном Архиерейском Соборе эта тема была поднята в докладе главы Синодальной богословской комиссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета, который подчеркнул, что «актуальной задачей является четкое определение, какие именно каноны применимы в условиях современного церковного бытия. Для этого необходимо провести соборное обсуждение существующих проблем» Тем не менее, подчеркивая актуальность проблемы применения канонов в современных исторических реалиях, митрополит Филарет в своем докладе не изложил четкой позиции о возможности или невозможности изменения самих канонов. «Утверждая высокий авторитет и неприкосновенность канонического корпуса для ревизии, – сказано в докладе, – мы не можем одновременно настаивать на том, что все нормы права, заключенные в канонах, действуют или должны действовать в любое время и в любом месте по своему буквальному смыслу. ...в идее всякого канона содержится неизменный, догматически обусловленный момент, но в своем конкретном и буквальном смысле канон отражает и преходящие обстоятельства церковной жизни» Для решения обозначенной проблемы применяемости канонов необходима кодификация свода церковных правил и их пересмотр. Подобная попытка уже предпринималась на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917–1918 гг., но результатов она не принесла с. 63–67].

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/proble...

Закрыть itemscope itemtype="" > Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 24.06.2008 275 Время на чтение 11 минут В своем выступлении митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий рассказал о деятельности Синодальной комиссии по канонизации святых в межсоборный период, а также довел до сведения участников Собора материалы к прославлению для общецерковного почитания новых святых. + + + Ваше Святейшество! Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Благословите представить Вам результаты деятельности Синодальной Комиссии по канонизации святых в межсоборный период и обозначить некоторые проблемы, связанные с вопросами канонизации в Русской Православной Церкви. I. В межсоборный период Синодальная Комиссия по канонизации святых продолжала изучать материалы, поступавшие от Святейшего Патриарха и Правящих Преосвященных, касающиеся прославления в лике святых подвижников веры и благочестия. Основной объем нашей деятельности по-прежнему был связан с выявлением имен новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Пострадавших за Христа в годы гонений - бесчисленное множество, долгосрочный процесс изучения их подвига требует самоотверженной работы не одной только Синодальной Комиссии по канонизации святых, но и Преосвященных архипастырей, пастырей и мирян. Точное число пострадавших за Христа в годы гонений не поддается исчислению. Это объясняется тем, что гонения по продолжительности и по многообразию форм не имели аналога в истории всей Вселенской Церкви. Вслед за апостолом Павлом мы можем сказать: Недостанет мне времени, чтобы повествовать о. святых, которые. испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы. подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались. терпя недостатки, скорби, озлобления (Евр. 11, 32 - 37). Отцы Архиерейского Юбилейного Собора 2000 года приняли решение о прославлении для общецерковного почитания Собора новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру неявленных, но ведомых Богу. Деяние о канонизации новомучеников предусматривало продолжение работы по выявлению их имен, а " включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Новой иллюзией массового сознания постсоветского времени является некритичное, доверчивое восприятие сакральных, мистических смыслов, транслируемых посредством СМИ. Этот феномен должен учитываться создателями религиозных, программ, а также при концептуальном и тактическом планировании вещания (особенно на государственном радио). Ведь в силу экзистенциональности тем и сюжетов, повышенной эмоциональной составляющей, религия способна на трансляцию мощных дезинтеграционных эффектов. Потому вольные и невольные ошибки религиозной журналистики могут будировать, невротизировать общество, менять социокультурные, национальные ориентиры. По данным мониторинга Российского независимого института социальных и национальных проблем, 43,4% россиян отнесли себя к верующим в Бога (из них около 60% идентифицируют себя как последователей православия, 3% – как приверженцев ислама, около 2% заявляют о принадлежности к другим конфессиям); безрелигиозная мировоззренческая мотивация характерна для 28, 6%. Причем, выявлена " конфессиональная самоидентификация 1 Рейтинги доверия/недоверия институтам общества//Дайджест результатов исследований Фонда " Общественное мнение " . Выпуск 09. – 2001. – – С. 14. 2 Лекции по религиоведению: Учебное пособие/Под ред. проф. И. Н. Яблокова. – М., 1997. – С. 5. не столько по принадлежности к тому или иному вероисповеданию, а на основе соотнесения себя с определенным типом цивилизации, национальным образом жизни и культурой, в значительной мере сформировавшейся под воздействием той или иной конфессии " .1 Однако до настоящего времени нет специальных законодательных актов, профессиональных кодексов, регламентирующих средства массовой информации, специализирующиеся в религиозной тематике. Взаимодействие Церквей и СМИ определяется Федеральным законом " О средствах массовой информации " (1995 г.) и Федеральным законом " О свободе совести и о релил гиозных объединениях " (1997 г.) . В августе 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ впервые приняты " Основы социальной концепции Русской Православной Церкви " , выражающие общецерковное мнение по насущным, актуальным проблемам, в том числе по вопросам взаимоотношений Православной Церкви и СМИ3. Осенью 2000 г. принята Доктрина информационной безопасности России, относящая к " основным объектам " жизнедеятельности общества духовную жизнь и свободу совести. В мае 2001 г. Советом муфтиев России представлены " Основные положения социальной программы российских мусульман " .

http://religare.ru/2_90239.html

Новости 30 июня, 2012 Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества будет сотрудничать с Всероссийским обществом охраны природы 29 июня 2012 года в Общественной палате Российской Федерации состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Всероссийским обществом охраны природы, Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви и общества и Всемирным русским народным собором. 30 июня, 2012 30 июня, 2012 В Церкви обсудили церковную реабилитацию наркозависимых Под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви, прошел круглый стол, посвященный церковной реабилитации наркозависимых. 30 июня, 2012 Вице-президентом Египта назначен христианин Комментируя свое решение о назначении на пост второго вице-президента представителя христианской общины, президент Египта сказал, что государство не превратится в исламскую республику. 29 июня, 2012 Владимир Легойда: Нападение на храмы и мечети — крайне тревожный признак состояния общества Председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда выразил обеспокоенность по поводу нападения на мечеть в селении Карамахи Буйнакского района Дагестана, в ходе которого были расстреляны имам и прихожанин. 29 июня, 2012 29 июня, 2012 На месте Акмолинского лагеря жен изменников Родины идет строительство храма На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года 12 узниц Акмолинского женского лагеря прославлены в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. На месте страданий и мученической кончины десятков тысяч невинно осужденных было принято решение создать храм, посвященный памяти мучеников за веру Христову. 29 июня, 2012 Большинство россиян относится к Патриарху с уважением и надеждой, - ВЦИОМ При этом россияне, как правило, ничего не хотят менять в деятельности православной церкви и ее служителей. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/category/news/page/496...

Настроения в большинстве епархий канонической Украинской Православной Церкви именно такие, какие показало тайное голосование в Одесской епархии. Люди поддерживают Блаженнейшего митрополита Онуфрия, поддерживают единство Украинской Церкви с Московским Патриархатом. Люди не поддерживают разбойнические действия Патриарха Варфоломея, легализацию раскола, которую он осуществил, и не собираются сами переходить в этот раскол. Екатерина Грачева: Владыка, в связи с трагедией в Керчи журналист и наш коллега Владимир Соловьев призвал, например, вернуть смертную казнь как наказание за подобные преступления. Если бы все было так однозначно в отношении к смертной казни, то, наверное, данная тема не поднималась бы вновь и вновь — и в художественных произведениях, и в книгах, и в кино. Взять хотя бы рассуждения князя Мышкина из «Идиота» об этом. Весь ранний кинематограф, — «Нетерпимость» Гриффита, классика мирового кино – все построено вокруг темы смертной казни. Оправдывать ее или нет? Какое отношение у Вас к этому вопросу? Мы это уже не раз обсуждали, но видите ли Вы связь между религией и отношением государства к смертной казни, между национальной культурой и отношением к смертной казни, и как этот вопрос вообще эволюционировал с течением времени? Митрополит Иларион: Эта тема подробно освещается в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» — официальном документе, который был принят на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. Там есть специальный раздел, посвященный смертной казни, где говорится, что ее отмена является желательной опцией с точки зрения Церкви, но конкретные решения по данному вопросу государства должны принимать, исходя из своей внутренней ситуации. Для чего вообще нужна смертная казнь? Ведь она не поможет исправить преступление, которое совершил тот или иной человек. Она может помочь только в том случае, когда этот человек продолжает представлять опасность для общества. Кроме того, издревле смертная казнь использовалась в качестве средства устрашения, но сейчас мы все чаще и чаще видим, что террористические акты совершаются людьми, для которых смерть не страшна. То есть смертная казнь в качестве средства устрашения не работает. Тогда для каких целей она нужна? Какие проблемы поможет решить восстановление смертной казни? Я не думаю, что в наших сегодняшних условиях это поможет решить какие-то проблемы. Гораздо полезнее было бы сосредоточиться не на подобного рода мерах, а на том, чтобы воспитывать молодое поколение.

http://patriarchia.ru/db/text/5297145.ht...

Отдельный интерес представляет октябрьское интервью Патриарха Кирилла журналу Forbes France. Говоря об «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года — а в разработке этого документа он, как известно, принимал самое активное участие, — глава Церкви указал на расхождение духа этого документа с идеей «естественного эгоизма человека» и подчеркнул, что «стремление к самообогащению как высшей цели жизни» противно христианскому мировоззрению», но стимулируют эти стремления «финансово-экономические элиты, транснациональные корпорации», а не «экономическая наука». Сегодня независимые западные ученые все чаще признают: деградация системы образования и культурных институтов на Западе — это сознательная политика ради достижения чисто экономических целей. Активно слушая Баха или читая Данте, человек становится менее активным покупателем, отчего страдает рыночное общество и прибыли его бенефициаров. А это, в свою очередь, толкает правящие элиты на позиции воинствующего антиинтеллектуализма. Итог такой тенденции, по мысли Предстоятеля нашей Церкви, — «нравственная деградация обезбоженного общества». По мнению Патриарха Кирилла, экономика — составная часть социально-нравственного целого и решение экономических вопросов в отрыве от нравственных и социальных невозможно. В качестве иллюстрации этого тезиса он справедливо ссылается на опыт православных монастырей. Вполне очевидно, что там отсутствовало, к примеру, частное присвоение ссудного процента в отличие от опыта финансово-биржевого капитализма. Вред от «средневекового ростовщичества времен Фомы Аквинского», говорит Патриарх, сравним с «сегодняшним разрушительным влиянием микрофинансовых организаций» и «так называемых коллекторских агентств». Также, по мнению Патриарха Кирилла, для экономики критически важен такой фактор, как институт семьи. «Капитализму, который не умеет " производить людей " , поощряя семейные ценности, приходится завозить новых потребителей извне. Из тех регионов, где действуют другие модели поведения», — завершает Предстоятель Русской Православной Церкви свою мысль.

http://patriarchia.ru/db/text/5863681.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРВАРА Дмитриевна Деревягина (1912, с. Бурминка Ряжского у. Рязанской губ.- 11.01.1942, Карагандинский лагерь), мц. (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских). Род. в семье крестьянина Д. И. Назина, училась в церковноприходской школе. В 1926 г. ее выдали замуж, супруг В. не был верущим, и женщина, вернувшись в родительский дом, посвятила свою жизнь молитве и служению Богу. После закрытия в 1937 г. храма в Бурминке верующие начали собираться по домам на общую молитву, ходили на богомолье в действовавшие храмы в Скопин и Рязань, устраивали паломничества к почитаемым источникам. 7 июня 1940 г. все они, в т. ч. В. и ее отец, были арестованы и заключены в тюрьму г. Ряжска. В. отказалась отвечать на вопросы и подписать протокол об окончании следствия. Суд над верующими крестьянами с. Бурминка проходил в Ряжске 23-25 окт. 1940 г. На суде В. сказала: «Виновной себя ни в чем не признаю, в колхозе никогда не состояла... Я являюсь верующим человеком, буду в Бога верить и буду молиться». Судебная коллегия Рязанской обл. приговорила В. к 8 годам заключения в ИТЛ, а ее отца к расстрелу, к-рый потом заменили на 10 лет ИТЛ. 11 июля 1941 г. В. была арестована в Карагандинском лагере вместе с мученицами Наталией Сундуковой , Наталией Силуяновой , Евдокией Назиной , Анной Боровской , Матроной Наволокиной , Анной Поповой , Евдокией Гусевой , Евфросинией Денисовой , Агриппиной Киселёвой и Наталией Васильевой за невыход на работу. Все они отказались давать показания, подписывать протоколы допроса, виновными себя ни в чем не признали и были расстреляны по приговору постоянной сессии Карагандинского областного суда при Карлаге НКВД от 29 сент. 1941 г. В. погребена в общей безвестной могиле. Прославлена Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ РФ по Рязанской обл. Арх. 13674; Архив Центра Правовой Статистики и Информации при Обл. Прокуратуре г. Караганда. Д. 3976.

http://pravenc.ru/text/154095.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Образована постановлением Священного Синода 11 апреля 1989 года согласно решению Поместного Собора Русской Православной Церкви 1988 г. . Её деятельности предшествовала работа историко-канонической группы в рамках Юбилейной комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси. Комиссия является координирующим научно-исследовательским органом, занимающимся подготовкой материалов к канонизации подвижников веры и представлением их Святейшему Патриарху и Священному Синоду. Комиссия привлекает к сотрудничеству в деле изучения вопросов канонизации архипастырей, богословов духовных школ, пастырей и мирян Русской Православной Церкви. Большое внимание уделяется научной деятельности: были выработаны критерии канонизации подвижников веры, определены подходы к канонизации новомучеников и исповедников Российских в связи с церковными разделениями XX в. Члены Комиссии находятся в постоянном контакте с церковными и государственными архивами, хранящими документы Церкви. Основным результатом деятельности Комиссии явилась подготовка канонизации «поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу новомучеников и исповедников Российских XX века» на Архиерейском Соборе 2000 г. (были прославлены поименно 1097 человек). 12 марта 2013 года, при изменении состава комиссии, в неё были введены председатели канонизационных комиссий Украинской , Белорусской и Молдавской Церквей, а также Казахстанского митрополичьего оруга . Статистика Председатели Члены комиссии Использованные материалы Редакция текста от: 06.12.2023 18:38:24 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/23366.html

Идея такого прямолинейного копирования могла бы быть вполне оправдана, если бы западный консерватизм во всем отвечал основам православного мировоззрения, и нужно было бы только перенести его политическую проекцию на отечественную почву. Но, к сожалению, западный консерватизм, в особенности американский, по ряду существенных параметров расходится с православным мировоззрением не меньше, чем западный либерализм и западные левые, а следовательно, расходится с самим Христианством. Западный консерватизм, возникнув как идеология реакции на вызов Модерна, в итоге стал одной из идеологий самого Модерна, существующей только в контексте взаимодействия с этими идеологиями. В отличие от западного консерватизма, русский консерватизм, по преимуществу, стремится быть политическим выражением православного мировоззрения, и хотя он испытал серьезное влияние различных исторических контекстов (романтического, петербургского, советского, либерального етс.), он все равно пытается сохранить основную путеводную нить во всех тупиках и закоулках – православное вероучение. Этому способствовал Московский Патриархат, утвердивший на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года беспрецедентный документ – «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», где общецерковная позиция по всем основным социальным вопросам изложена достаточно объемно. Если сравнивать западный, особенно американский, и русский консерватизм, то можно обнаружить следующие принципиальные отличия. 1. Экология. Отношение к природе в западном консерватизме сведено к чисто утилитарному восприятию мироздания как средства для насыщения и развлечения человека, поэтому излюбленным хобби западных правых является охота, в то время как с православной точки зрения человек может покуситься на жизнь любого животного только в целях безопасности и выживания, тем более, помня о том, что «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим 8:23) по вине человеческого грехопадения. Русский консерватизм экологичен, потому что воспринимает природу как творение Божие и дар Божий человеку.

http://bogoslov.ru/article/4887298

Священник Владимир Амбарцумов был арестован 9 сентября 1937 года; 3ноября был приговорен к расстрелу; 5 ноября 1937 года расстрелян в Бутове; на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году причислен к лику святых. О нем см.: журнал «Альфа и Омега» 24, журнал «Ныне и присно». 2004. 1. Резвой Д.П. — научный руководитель о. Глеба по геологическим партиям Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 25 августа, 2022 5 апреля, 2022 2 декабря, 2021 4 июля, 2021 16 мая, 2020 6 марта, 2020 8 февраля, 2020 7 февраля, 2020 22 ноября, 2019 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции.

http://pravmir.ru/o-nashej-zhizni-s-otco...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010