Именно на этом принципе основана мировая практика освобождения религиозных организаций от налогов. Нельзя забывать также о том, что материальное положение Русской Православной Церкви и других традиционных религий в России усугубляется необходимостью восстановления в кратчайшие сроки общенародного достояния, «разрушенного в годы гонении» 775 . Особую тревогу вызывает у архипастырей «тяжелое состояние общественной нравственности», которое усугубляется бедственным материальным положением большей части населения страны. Архиерейский Собор 1997 г. явился свидетельством единения епископов Русской Православной Церкви, совершающих свое служение в разных государствах и регионах, вокруг первосвятителя, а за этим единением архипастырей стоит единство церковного народа в обществе, раздираемом противоречиями и враждой. 20 февраля участники архиерейского Собора совершили паломничество к святыням Москвы, посетили кремлевские соборы. В Успенском соборе Кремля совершилось знаменательное событие – предстоятель Русской Православной Церкви впервые после Патриарха Адриана взошел на патриаршее место, которое без малого 300 лет оставалось пусто. 23 февраля за Божественной литургией в храме Преображения Господня – крипте восстанавливаемого храма Христа Спасителя, которую совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении 126 архипастырей – участников архиерейского Собора, совершено было прославление священномучеников митрополита Петра, митрополита Серафима и архиепископа Фаддея. 746 Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на епархиальном собрании духовенства Москвы 23 декабря 1994 года. М., 1995. С. 21. 748 Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 29 ноября – 2 декабря 1994 года. Документы. Доклады. М., 1995. С. 23. 753 Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру и приходским советам храмов г. Москвы на епархиальном собрании 21 декабря 1995 года. М., 1996. С. 15. 761 Архив Московской Патриархии. Архиерейский Собор 1997 года. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. С. 8. 771 Архив Московской Патриархии. Архиерейский Собор 1997 года. Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. С. 2. Читать далее Источник: История Русской церкви/Протоиерей Владислав Цыпин : В 9 кн. - М. : Изд-во Спасо-Преображ. Валаам. монастыря, 1994-./Кн. 9 : (1917-1997). - М. : Изд-во Спасо-Преображ. Валаам. монастыря, 1997. - с. ISBN 5-7302-0815-4 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В преддверии Поместного Собора Архиерейский Собор должен был, согласно уставу вносить предложения, касающиеся повестки дня, программы и регламента заседаний Поместного Собора, а также процедуры избрания Патриарха. Устав включил в обязанности Архиерейского Собора в частности: хранение чистоты православного вероучения и норм христианской нравственности, решение принципиально важных богословских, канонических, богослужебных и пастырских вопросов; канонизацию святых, создание и упразднение епархий, синодальных учреждений, а также духовных школ общецерковного значения. Священный Синод, в соответствии с уставом, подотчётен Архиерейскому Собору. Архиерейский Собор, согласно уставу, является судом второй инстанции по спорам между архиереями, по делам, связанным с каноническими проступками архиереев, а также по всем делам, переданным ему Священным Синодом для принятия окончательного решения. Председателем Архиерейского Собора по уставу 1988 г. является Святейший Патриарх или — в период межпатриаршества — Местоблюститель Патриаршего Престола. Президиум Архиерейского Собора составляет Священный Синод: секретарь Собора избирается из числа членов Синода. Как и постановления Поместного Собора, решения Архиерейского Собора вступают в силу сразу после их принятия, но право окончательного их утверждения принадлежит Поместному Собору. В соответствии с Уставом об управлении Русской Православной Церкви в редакции 1988 г., очередные и внеочередные Архиерейские Соборы созывались в 1989 и в 1990 гг. (трижды). 3 мая 1990 г. скончался Святейший Патриарх Пимен. 7–8 июня состоялся Поместный Собор, главным результатом которого явилось избрание нового Предстоятеля Русской Православной Церкви. Архиерейский Собор, созванный накануне Поместного Собора, избрал трёх кандидатов на Патриарший Престол. Из их числа в результате двух туров голосования тайной подачей голосов Святейшим Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Ленинградский Алексий (Ридигер). Интронизация Святейшего Патриарха Алексия II состоялась 10 июня 1990 г. Архиерейские Соборы под председательством Патриарха Алексия II созывались в 1992 (дважды), 1994, 1997 и 2000 гг.

http://bogoslov.ru/article/6174896

По окончании учёбы вернулся на родину. Был назначен преподавателем духовной семинарии в Призрене. Пробыв там в 1966–1967 учебном году, перешёл в семинарию Кркского монастыря. 18 ноября 1967 года епископом Далматинским Стефаном был пострижен в монашество, на следующий день в Боснийском Брахове состоялась его хиротония во иеродиакона, а 2 марта 1969 года в Кистанье – во иеромонаха. Одновременно он исполнял обязанности преподавателя, главного воспитателя семинарии и заведующего семинарской и монастырской библиотекой, нёс приходское служение в селе Биовичко, а затем в Кистанье. По назначению Священного Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви состоял членом Комиссии по передаче священных церковных предметов, экспроприированных во время Второй мировой войны и находившихся в Историческом музее и других культурных учреждениях в Загребе. Участвовал во встречах Комиссии Всемирного Совета Церквей по межцерковной помощи, состоявшейся 4 декабря 1967 года в Белграде. Принимал участие в международных конференциях. 21 мая 1977 года решением Священного Архиерейского Собора был избран епископом Лепавинским, Патриаршим викарием. Хиротония состоялась 31 июля 1977 года. В том же году назначен временным управляющим Загребско-Люблянской митрополией. С 1982 года – митрополит Загребско-Люблянский. В 1982–1992 годах представлял Сербскую Церковь в Женеве по вопросам межцерковной помощи. В 1982–1985 годы был администратором Славонской епархии. С июля 1989 года замещал престарелого Патриарха Сербского Германа.  председательствовал на Архиерейском Соборе в Печской Патриархии в 1990 году, когда состоялось избрание Патриарха Сербского Павла. Решением Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви от 20 мая 1992 года был избран председателем Епископского совета Сербской Церкви в Хорватии. В этом качестве подписал с председателем правительства Хорватии Ивицей Рачаном Договор об отношениях Сербской Православной Церкви с правительством республики Хорватии. После решения Архиерейского Собора 1994 года о расширении юрисдикции Загребско-Люблянской епархии на территорию Италии, в связи с чем его титул был изменён на «Загребско-Люблянский и всей Италии»; в конце июля 1994 года принял на себя духовное попечение о сербских приходах в Триесте, Риме, Виченце и Милане.

http://pravmir.ru/2014-poteri-goda/

Православная Энциклопедия, т. 3: " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1994 г. " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, заседал 29 НОЯБРЯ — 2 ДЕКАБРЯ 1994 г. в гостинице Свято-Данилова московского монастыря под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при участии 126 архиереев. В 1-й день заседаний Святейшим Патриархом был зачитан отчетный доклад, в котором нашли отражение важнейшие события церковной жизни за 2,5 года, прошедших после Архиерейского Собора РПЦ 1992 г., прежде всего подтверждение Священным Синодом в августе 1992 г. решения свт. Тихона (Белавина), Патриарха Московского и всея России, о даровании «самостоятельности в делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительных и церковно-гражданских» Православным Церквам в Эстонии и Латвии, а также решение о даровании такой же самостоятельности Православной Церкви в Молдавии, принятое на заседании Священного Синода в октябре 1992 г. Патриарх Алексий отметил существенный рост числа приходов и монастырей РПЦ: ко времени Архиерейского Собора РПЦ имела 281 монастырь и 31 монастырское подворье, число приходов достигло 15 985, в Церкви совершали служение 12 841 священник и 1 402 диакона. Действовали 3 духовные академии, Православный Свято-Тихоновский богословский институт, количество семинарий увеличилось с 6 до 14, существовало 28 духовных училищ, число их продолжало расти. Общее количество всех воспитанников духовных учебных заведений, включая регентские и иконописные школы, составило около 4 тыс. человек, вместе с заочным сектором — около 6 тыс. Значительными событиями церковной жизни в межсоборный период Патриарх Алексий назвал возобновление регулярных богослужений в храмах Московского Кремля и в соборе Василия Блаженного, освящение восстановленного Казанского собора на Красной площади, начало восстановления храма Христа Спасителя, а также всенародное празднование 600-летия со дня кончины прп. Сергия Радонежского. Касаясь негативных явлений в жизни Церкви, Патриарх указал на недопустимость проявления равнодушия и нетерпимости со стороны архипастырей в общении с клириками и мирянами, осудил имевшие место факты необоснованного перевода священнослужителей из одного прихода в другой, как правило приводившие к конфликтам, а в отдельных случаях провоцировавшие расколы. Патриарх говорил также о ненормальной дифференциации духовенства по имущественному признаку, когда священнослужители не закрывавшихся приходов имеют существенно больший достаток, нежели настоятели восстанавливаемых приходов, живущие подчас в нищете. Остро критический характер носил раздел доклада Первосвятителя, посвященный издательской деятельности Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/429307/

Анализ деятельности Всецерковного православного молодежного движения позволяет сделать вывод, что, несмотря на многие трудности, эта организация сформировалась, завоевала международный авторитет, получила признание государства. Председатель Движения архиепископ Костромской и Галичский Александр назначен членом Совета по делам молодежи при Президенте России. Выражаю надежду, что труды Движения будут и далее неуклонно развиваться. 8. Финансовое положение и экономические вопросы За время, прошедшее после Архиерейского Собора 1994 года, финансовое положение Церкви оставалось нестабильным. Сказалось влияние экономического кризиса в России, изменений налогового законодательства, роста тарифов на коммунальные услуги и связь. Кроме того, выросло количество обязательных взносов в государственные фонды. Например, в 1995 году религиозные объединения стали делать обязательные отчисления в Фонд медицинской страховки, а с IV квартала того же года увеличились взносы в Фонд социального страхования. В ноябре 1995 года введен новый налог согласно Закону " О дорожных фондах РФ " . Регулярные задержки выплаты пенсий и зарплат, и без того низких, негативно сказались на жизненном уровне всего населения, в том числе верующих. Упали доходы храмов от продажи церковной утвари и литературы. По сравнению с предыдущим отчетным периодом (1993-1994 годы) взносы в Московскую Патриархию на общецерковные нужды сократились, с учетом инфляции, на 20 процентов, в том числе от Епархиальных управлений - на 15 процентов, от храмов Москвы - на 3 процента, от Издательства Московской Патриархии - в 2,5 раза. На сокращение взносов от епархий повлияло большое количество переданных за это время разрушенных храмов и монастырей, которые необходимо восстанавливать и возвращать к жизни. По сравнению с 1993-1994 годами резко сократились пожертвования от частных лиц и коллективных благотворителей. Если в 1994 году они составляли 43 процента всех взносов на общецерковные нужды, то в 1995 году - только 8,4 процента, а в 1996 - 0,6 процента.

http://sedmitza.ru/lib/text/429316/

196 Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве Высшей Церковной власти 1917–1943/Сост. М. Губонин. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, Братство во Имя Всемилостивого Спаса; 1994. С. 193 – 194. 199 Определения Собора Архиереев Русской Православной Церкви заграницей//Церковные ведомости. 1924. 19 – 20. С. 6. 204 Определения Собора Архиереев Русской Православной Церкви заграницей//Церковные ведомости. 1924. 19 – 20. С. 6. 210 Бэттс Р., Марченко В. Духовник царской семьи. Святитель Феофан Полтавский. Платина, Братство преп. Германа Аляскинского, М.: Российское отделение Валаамского Общества Америки, 1994. С. 97. 211 Указ Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Высокопреосвященному Митрополиту Евлогию//Церковный вестник Западно-Европейской епархии. 1927. С. 4 –5. 216 Журнал Московской Патриархии в 1931 – 1935 годы. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви. 2001. С. 228 – 229. 224 В Российской Церкви к началу Второй мировой войны оставалось менее 200 приходов и ни одного монастыря. На кафедрах находилось всего четыре архиерея. 230 Протоколы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей//Хлеб небесный. 1938. 12. С. 39. 232 Реч, произнесена от наместник-председателя на Св. Синод Негово Высокопреосвященство Врачанския митрополит Паисий при погребението на Высокопреосвящения архиепископ Серафим Соболев //Църковен вестник. 1950. 8 – 9. С. 2. 234 См. напр.: Макарий, архиеп. Православно-догматическое богословие. Т. 2. СПб.: Тип. Г. Трусова. 1857. Репр.: Коломна: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь. 1993. С. 10, 114. 236 Флоровский Г, прот. Пути русского богословия. Париж: YMCAPRESS, 1983, репр. Киев, Путь к истине, 1991. С. 428. 247 Бэттс Р., Марченко В. Духовник царской семьи. Святитель Феофан Полтавский. Платина, Братство преп. Германа Аляскинского, М. Российское отделение Валаамского Общества Америки, 1994. С. 101 – 102. 257 Окружное послание Председателя Собора архиереев и Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей//Церковные ведомости. 1926. 13 – 14. С. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

В марте 1994 г. вышедшие из подчинения Синода РПЦЗ Л. и Валентин (Русанцов) объединили свои структуры в «Высшее временное церковное управление Российской православной свободной церкви», председателем к-рого стал Л. В дек. 1994 г. на Архиерейском Соборе Зарубежной Церкви Л. и Валентин (Русанцов) подписали Акт о примирении, однако уже в февр. 1995 г. они были вторично запрещены Синодом РПЦЗ в священнослужении. В мае того же года Л. разорвал общение с Валентином (Русанцовым) и обратился к руководству Зарубежной Церкви с прошением о пересмотре его дела. В дек. 1995 г. Синод РПЦЗ разрешил Л. совершать богослужения в Одессе, но временно оставил в силе запрет на адм. управление епархией. С нач. 1996 г. происходило противостояние между Л. и находившимся в Одессе Симферопольским еп. РПЦЗ Агафангелом (Пашковским). В сент. 1996 г. Архиерейский Собор РПЦЗ постановил определить решение по Л. на российском епископском совещании. В окт. того же года Архиерейское совещание российских преосвященных РПЦЗ восстановило Л. в правах правящего архиерея Одесской и Тамбовской епархии и избрало своим председателем. С нач. 2001 г. Л. выступал с резкой критикой Синода РПЦЗ за курс на сближение с Московским Патриархатом. Отказался признать решения Архиерейского Собора РПЦЗ, который избрал 24 окт. 2001 г. первоиерархом митр. Лавра (Шкурлу) . Формально поддерживал претензии бывш. первоиерарха митр. Виталия (Устинова) на руководство Зарубежной Церковью, однако вступил в конфликт с его окружением. В июле 2003 г. Л. отказался считать сложившуюся вокруг митр. Виталия структуру правопреемником Архиерейского Синода РПЦЗ. В связи с этим было объявлено о полной независимости РИПЦ и о преобразовании Архиерейского совещания российских преосвященных в Архиерейский синод под председательством Л. Возглавляемая им неканоническая церковная орг-ция объединяла до 40-50 общин в России, на Украине, в Белоруссии и Казахстане, из них только ок. 10 располагали собственными храмами. Позднее к РИПЦ присоединилось неск. приходов в Сев.

http://pravenc.ru/text/2462535.html

Принимал участие в международных конференциях. Решением Архиерейского Собора от 21 мая 1977 г. избран епископом, викарием патриарха Германа с титулом Лепавинский. С 1982 г. — митрополит Загребский. В 1982–1992 гг. — представитель СПЦ в Женеве по вопросам межцерковной помощи. Был администратором Славонской епархии в 1982–1985 гг., администратором Горнокарловацкой епархии. С июля 1989 г. замещал во время болезни патриарха Сербского Германа. Неоднократно избирался членом Священного Синода. Председательствовал на Архиерейском Соборе в Печской Патриархии в 1990 г., когда состоялось избрание патриарха Сербского Павла (Стойчивеча). Решением Архиерейского Собора СПЦ 20 мая 1992 г. избран председателем Епископского совета СПЦ в республике Хорватии. В этом качестве подписал с председателем правительства Хорватии Ивицей Рачаном Договор об отношениях СПЦ и правительством республики Хорватии. После решения Архиерейского Собора 1994 г. о расширении юрисдикции Загребско-Люблянской епархии на территорию Италии митрополит Иоанн в конце июля 1994 г. принял на себя духовное попечение о сербских приходах в Триесте, Риме, Виченце и Милане.     Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 27 июля, 2021 23 июля, 2021 22 июля, 2021 15 июля, 2021 5 июля, 2021 24 июня, 2021 19 июня, 2021 7 июня, 2021 4 июня, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/otoshel-ko-gospodu-mit...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Александр (Могилёв), архиеп. Костромской (Могилёв Александр Геннадиевич; род. 18.05.1957, Киров), митр. Астанайский и Казахстанский. Из семьи рабочего. В 1974 г. окончил среднюю школу. В 1975 г. поступил в ЛДС, к-рую окончил за 2 года, в 1977-1979 гг. обучался в ЛДА. В годы учебы в Ленинградских духовных школах служил старшим иподиаконом архиеп. Тихвинского Мелитона (Соловьева) . ЛДА не закончил, поскольку в 1979 г. был направлен в Киров, где до 1983 г. служил личным секретарем еп. Кировского и Слободского Хрисанфа (Чепиля) . В 1988-1990 гг. А. заочно окончил МДА со степенью канд. богословия. 1 авг. 1983 г. рукоположен во диакона, на следующий день - во священника, в 1985 г. возведен в сан протоиерея. В дек. 1983 г. назначен ключарем, а в нояб. 1987 г.- настоятелем Свято-Серафимовского кафедрального собора в Кирове. С 1986 по 1989 г. секретарь Кировского епархиального управления. В 1987 г. добился возвращения РПЦ Троицкой ц. в Кирове - первого храма в областном центре, переданного властями верующим. В 1989 г. способствовал возвращению РПЦ Успенского собора Трифонова хлыновского мон-ря в Кирове. 13 сент. 1989 г. Свящ. Синод РПЦ определил А. быть епископом Костромским и Галичским. 21 сент. 1989 г. архиеп. Хрисанфом в Знаменской ц. при архиерейской резиденции пострижен в монашество с именем А. в честь прп. Александра Свирского . 24 сент. 1989 г. возведен в сан архимандрита. 27 сент. 1989 г. в Москве в Богоявленском соборе хиротонисан во епископа. 25 февр. 1994 г. возведен в сан архиепископа. В 1990 г. трудами А. возобновлено Костромское ДУ, преобразованное в 1996 г. в семинарию. 25 янв. 1991 г. на I съезде правосл. молодежи А. был избран председателем Всецерковного правосл. молодежного движения . В связи с появившимися в нач. 90-х гг. в печати обвинениями в адрес нек-рых церковных иерархов в сотрудничестве с КГБ на Архиерейском Соборе марта-апреля 1992 г. была образована Комиссия по изучению деятельности спецслужб в Церкви, председателем к-рой стал А. Он также является членом неск. синодальных комиссий, с 11 нояб. 1994 г.- членом Совета по делам молодежи при Президенте России. 28 нояб. 1996 г. избран действительным членом Академии естественных наук РФ по секции экономики и социологии. Награжден орденом Дружбы народов (1994), орденами св. блгв. кн. Даниила Московского 2-й степени (1997), свт. Иннокентия, мирт. Московского и Коломенского 3-й степени, прп. Сергия Радонежского 2-й степени.

http://pravenc.ru/text/64266.html

Позже архиепископ Лазарь (Журбенко) покаялся и вернулся в РПЦЗ, а затем был восстановлен в правах правящего епископа. Еп. Валентин (Русанцов) пошел дальше, создав на базе ВВЦУ юрисдикцию, известную в настоящее время как «Российская Православная Автономная Церковь» . Это разделение прошло и между сибирскими общинами РПЦЗ. Так, например, общины РПЦЗ в Новосибирской области практически все растворились в палитре неканонических организаций, и ко времени восстановления общения РПЦ и РПЦЗ практически все они уже находились вне канонической РПЦЗ . Подобная ситуация складывалась и на территории Алтайского края, где верность канонической РПЦЗ сохранила лишь община братьев Лапкиных . В первой половине 1990-х гг. деятельность игумена Евтихия в г. Ишиме была очень разносторонней. Он активно проповедовал среди различных социальных слоев населения, посещал городские учреждения, беседовал о православной вере с местными военнослужащими. К 1994 году ему удалось на регулярной основе наладить тюремное служение. При этом приход Богоявленского собора активно помогал священнику в его проповеди среди заключенных, снабжая обитателей местных исправительных учреждений религиозной литературой, иконками и нательными крестами . Активная деятельность была оценена по достоинству, и 19 января 1994 года, в престольный праздник Богоявления, епископ Черноморский и Кубанский Вениамин (Русаленко), во исполнение решения Архиерейского Собора РПЦЗ, возвел о. Евтихия в сан архимандрита . В июле 1994 г. о. Евтихий был приглашен в США для участия в прославлении в лике святых архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна (Максимовича) и для личного доклада Архиерейскому Собору РПЦЗ. На соборе был заслушан доклад о. Евтихия о положении дел в его общинах. Примечательно, что в своем выступлении докладчик подчеркнул, что в своем служении старается не выступать против Московской Патриархии, а больше обращать внимание на то, чтобы в приходах РПЦЗ «все правильно делалось. Особое внимание сибирских приходов уделяется правильной подготовке людей к крещению» , отметив также, что там, где прихожане РПЦЗ покинули храмы вследствие имущественных споров, «они мирно ушли и построили собственный храм» .

http://bogoslov.ru/article/6193184

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010