В рамках XII Международных Рождественских образовательных чтений состоялось общее собрание руководителей епархиальных отделов религиозного образования, на котором при Синодальном Отделе был создан Совет руководителей епархиальных отделов религиозного образования. Сотрудники Отдела регулярно выезжают по приглашению правящих архиереев в епархии Русской Православной Церкви для оказания консультативно-методической помощи на местах. Основная цель этих поездок – содействовать активизации деятельности епархиальных Отделов, совершенствованию их структуры, развитию новых направлений в их работе. Отделом религиозного образования и катехизации РПЦ было разработано новое положение об епархиальных отделах образования, которое утвердил Священный Синод в марте 1999 г. Один из важнейших пунктов этого документа предусматривает необходимость создания во всех благочиниях помощников благочинного по религиозному образования. К сожалению, хотя со времени проведения Архиерейского собора 1994 года прошло десять лет до сих пор не во всех епархиях созданы даже Отделы религиозного образования. В ряде епархий их работа совсем не обеспечена материально. Необходимо, чтобы правящие архиереи приняли меры для исправления положения дел в области образования, продолжающего оставаться приоритетным направлением для Русской Православной Церкви. Несмотря на то, что ежегодно Его Святейшеством предписывается представление отчетов об образовательной епархии в Синодальный отдел, не все епархии выполняют это предписание. Такое отношение к делу общецерковной важности нельзя считать удовлетворительным. Учитывая повсеместное распространение компьютерных технологий, в настоящее время довольно легко можно обмениваться информацией, а также создавать базы данных, посвященные религиозному образованию в епархиях. К сожалению, до сих пор не у всех епархий есть официальные сайты в интернете, освещающие все многообразие епархиальной жизни, в том числе и образовательную деятельность епархии, а существующие сайты далеко не всегда своевременно обновляются. Не в достаточной степени используются удобства, предоставляемые электронной связью для взаимного обмена информацией.

http://sedmitza.ru/lib/text/429571/

На заседании Священного Синода 19 сентября 1960 г. митрополит Гурий был назначен управляющим Ленинградской епархией (с поручением управления Олонецкой епархией) и постоянным членом Священного Синода. Правящий архиерей делал всё возможное, чтобы сохранить храмы Ленинградской епархии (их было 55) от закрытия, а духовенство от увольнения. В частности, отстоял пять храмов, в которых на протяжении 1960 г. не было священников и богослужений, а ленинградский уполномоченный не предоставлял возможности назначить в эти приходы настоятелей. В связи с передачей государству Свято-Духовского корпуса митрополит Гурий совершил перезахоронение тел усопших ленинградских митрополитов Григория (Чукова) и Елевферия (Воронцова). Митрополит Ленинградский и Ладожский Гурий в алтаре Свято-Троицкого собора. Ленинград. 1960 г. В июле 1961 г. уполномоченный Г. С. Жаринов попытался провести тотальную «чистку» духовенства Ленинградской епархии, сократив его почти на 40% путём увольнения наиболее бескомпромиссных. Но из намеченного списка, в который вошли 60 священнослужителей, ему удалось уволить с помощью церковных советов только 29 человек, с которыми «новые хозяева» не заключили трудовые договоры. Митрополит Гурий отказался участвовать в таком беззаконии: он не издал ни одного указа об увольнении, известив в июле 1961 г. управляющего делами Московской Патриархии архиепископа Тульского Пимена (Извекова).  Митрополит Гурий участвовал в Архиерейском Соборе 18 июля 1961 г. в Троице-Сергиевой лавре, выступил по вопросу об увеличении числа постоянных членов Священного Синода. В ноябре 1961 г. правящий архиерей посетил Олонецкую епархию с проведением торжественных богослужений. Будучи уже в преклонном возрасте и страдая от болезней, митрополит Гурий тяготился родным для него Ленинградом и постоянными приёмами иностранных делегаций. Когда с упокоением архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) освободилась Симферопольская кафедра, митрополит Гурий попросился перевести его в Крым.  Определением Священного Синода от 14 ноября 1961 г. преосвященный Гурий был назначен митрополитом Симферопольским и Крымским с временным поручением управления Днепропетровской и Запорожской епархией. Последние годы жизни и служения митрополита Гурия прошли в Крыму. Местный уполномоченный Совета по делам РПЦ при поддержке партийных и советских органов любыми способами старался закрыть максимальное количество храмов, чтобы в итоге ликвидировать Крымскую епархию. Митрополит Гурий противодействовал мероприятиям органов власти, не соглашаясь поддерживать такую позицию государства по отношению к Церкви. Но силы были неравными — местные власти, действуя в большинстве случаев незаконными методами, в период управления митрополитом Гурием закрыли в Крымской епархии 11 храмов из 25 действующих.

http://bogoslov.ru/article/6172391

Все эти надежды и планы естественно вытекают из гуманистической идеологии. Но это надежды ложные – те, кто строит такие планы, не замечают самого главного – осуществлением таких планов уничтожается сам объект их веры и надежд, – человек, ибо отцифрованная информационная матрица в искусственном теле уже не будет иметь к человеку никакого отношения. Таким образом, подобные модернизационные проекты – есть диавольские проекты по уничтожению человечества. Но даже и умеренные модернизационные проекты технологического оснащения человека, не смогут осуществиться в виду того, что мир не сможет далее существовать, если не изменится сам человек. Насущная потребность этого умирающего мира – это изменение человека. Сам ложный проект создания искусственного человека возникает из этой потребности. Поэтому если уж и говорить в терминологии модернизации, то подлинная модернизация – это прежде всего культурная трансформация общества и самое главное, – изменение самого человека, его преображение. Новый мир не сможет принять человека в том виде, в котором он существует сегодня, потому что в таком виде человек может быть только разрушителем, о чем прямо свидетельствуют его модернизационные планы и реальные уже достигнутые сегодня результаты подобной модернизации. Поляризованный, разделенный диавольский мир заканчивает свое существование – время, отданное князю мира сего, иссякает. Но транформацию общества и человека невозможно произвести без понимания значения, смысла и цели культурного строительства. Технологии могут обслуживать различные цели – служить разным типам культуры, но объединиться человечество сможет только на базе подлинной культуры, смысл которой состоит в преображении и изменении человека – и через такой культурный процесс вхождение в Царствие Божие. Это и есть то, что традиционно называлось спасением человечества. 364 Определение Освященного Архиерейского Собора 2004 года о вопросах внутренней жизни РПЦ, пункт 8. 365 Интересно, что в санскрите слово сев имеет смысл, который выражается словом служение. Человек призван сеять слово, он сеятель в этом его служение, недаром в русском языке слова христианин и крестьянин – слова изначально имеющие один смысл. Слово зерно в русском языке содержит и значение сути, квинтэссенции вещей, смысла чего-либо.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/mis...

Целесообразно составить местное соглашение о совместном сотрудничестве, которое предусматривает специфику учреждения, особенности режима работы медперсонала, отсутствие давления со стороны персонала на деятельность больничного прихода. Практика показывает, что соблюдение положений соглашения возможно при хорошем контакте и взаимопонимании. Священник, желающий достичь взаимопонимания с администрацией больницы, должен быть чуток к проблемам данного лечебного учреждения и готов подчиняться его требованиям. Попытки претворить свои взгляды в жизнь вопреки имеющей место ситуации могут привести к напряжению в отношениях и ненужной конфронтации. Священник должен учитывать реакцию на свое служение со стороны всех сотрудников медицинского учреждения, в том числе и атеистически настроенных. Взаимоотношения «священник—врач» в современном ЛПУ могут строиться в нескольких вариантах. «Священник — православный врач» Взаимоотношения между священником и православным врачом строятся ясно и понятно. Православный врач — помощник священнику в больнице, его опора, сопроводитель больных к встрече со Христом в больничных стенах. Священник и православный врач действуют в больнице синергично, стараясь максимально утешить больного, облегчить его страдания: один — духовно, а другой — телесно. «Священник — инославный врач, верующий врач другой религии» Здесь возможны два варианта: «Священник — врач-христианин, неправославный» В этом случае существует некоторое расхождение взглядов по основным вопросам биоэтики. С католиками эти расхождения минимальны, с протестантами значительны, особенно в вопросах эвтаназии (многие врачи протестантского направления допускают эвтаназию). Поэтому отношения должны строиться корректно, но в вопросах подхода к больным священник должен стоять твердо на позициях решений Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ 2000 г. «Священник — врач-нехристианин (мусульманин, иудей и т. д.)» Священник должен проявить такт и веротерпимость. Необходимо отметить, что сострадательное отношение к больным и желание облегчить их страдания присущи всем врачам, независимо от вероисповедования. Как правило, врачи-мусульмане не препятствуют священнику совершать Таинства над православными, но не разрешают приближаться к единым по их вере и отрицательно относятся к православной символике на местах их работы (иконам, крестам и т. д.). Врачи-иудеи (не формальные, а верующие), как правило, не поощряют сестер милосердия оказывать помощь и вступать в какие-либо духовные разговоры с их больными. «Священник — неверующий врач, атеист»

http://azbyka.ru/zdorovie/svyashhennik-v...

Дальнейшее движение по такому пути неизбежно приведет к исчезновению института семьи, уничтожению всех основ человеческих отношений, разрушению человеческого общества. Сегодня на наших глазах возникают такие возможности подавления свободы человеческой личности, какие даже и не снились тиранам XX века, но которыми, несомненно, и очень скоро завладеют властолюбцы третьего тысячелетия. По этим причинам очень многие ученые, осознающие нравственную ответственность науки, полностью согласны с утверждением Архиерейского Собора: «Ныне для обеспечения нормальной человеческой жизни как никогда необходимо возвращение к утраченной связи научного знания с религиозными духовными и нравственными ценностями» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XIV. 1). Виталий Койсин, Энсхеде 24 мая 2011г. 05:22 Христос воскресе! Уважаемый отец Игорь, т.к. до Пасхи мы не успели закончить обсуждение, то предлагаю продолжить. Возвращаясь к фразам, меня смутившим: не могли бы Вы пояснить: 1) что всё-таки в Вашем понимании означает " отнологическая структура личности " 2) что такое её " кардинальное нарушение " и даже " утрата образа Божия в его онтологической для структуры личности полноте " 4) как Вы относитесь к сказанному в " Основах соц. концепции РПЦ " : " ...к допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений " . Немного по поводу перевода спорной фразы. Слово " spirit " в англ. языке многозначно. Оно может означать не только " дух " , но и " натура, личность, индивидуальность, ум " . И в этом смысле Ваш перевод тоже точен. Но  " spirit " может также означать и " душу " . И я согласен с Константином Антоновым, что как раз последний вариант кажется предпочтительным, т.к. гармонично звучит в рамках традиционной дихотомии душа-тело. К тому же полноценная личность человека в христианском понимании уже включает в себя тело, поэтому в Вашем переводе получается некоторая тавтология.

http://bogoslov.ru/article/1584651

Указанные этапы (миссия — оглашение — (Крещение) — научение (тайноводство)) могут иметь различную продолжительность и должны вытекать один из другого, так как упущение любого из них ведет к негативным последствиям для духовного роста православного христианина . Невозможно начинать собственно катехизацию раньше проповеди Евангелия и обретения веры во Христа. Недопустимо и участие в Таинстве Крещения неподготовленного человека, который, обретая веру во Христа, не представляет себе, в чем же эта вера заключается, и какие последствия этот шаг должен иметь для его жизни. Ответственное отношение Православной Церкви к принятию в свое лоно новых членов проявляется в осуществлении Крещения только тех лиц, которые принимают и исповедают веру Церкви: младенцев церковных родителей и восприемников («крестных родителей»), а взрослых — после подготовки к сознательному принятию Таинства Крещения. В дореволюционной России (как и в Византийской империи) в абсолютном большинстве случаев Крещение совершалось над детьми верующих родителей, жизнь которых протекала в православной среде. Родившись в то время, человек попадал в христианское окружение, воспитывался им и соразмерял всю свою жизнь с укладом Церкви. А так как христианство стало государственным мировоззрением, институт оглашения пришел в упадок. Настоящий же момент истории Русской Православной Церкви имеет множество сходных черт с апостольским временем, когда перед Церковью стояла необходимость совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми. В Советское время совершение Крещения всячески преследовалось, вследствие чего среди желающих креститься на рубеже XXI века оказалось огромное число россиян юношеского, среднего и даже пожилого возраста. В Определении Архиерейского Собора РПЦ 24–29 июня 2008 года указано, что развитие церковной жизни серьезно ставит проблему подготовки взрослых людей к принятию Святого Крещения, а также повышения уровня знаний уже принявших это Таинство. Необходимо систематизировать имеющиеся подходы и дать действенные рекомендации пастырям по совершению катехизической деятельности .

http://azbyka.ru/katehizacija/rekomendat...

А.М. Смулов Введение Начиная с конца XX в. и в начале XXI в., после очередной смены государственного уклада в России, началось возрождение Русской Православной Церкви и одной из главных задач ее деятельности – миссионерства. Современная ситуация в «новой России», после десятилетий атеистических попыток уничтожения Церкви, ее архиереев, священно- и церковно-служителей, миссионеров, верующих людей и членов их семей, настоятельно требует «второй христианизации». По ряду оценок, общее число, в разной степени, пострадавших именно «за веру» в период 1917–1966 гг. может быть охарактеризовано величиной в несколько сотен тысяч человек – людей, которые были мучениками, исповедниками, истинными носителями православной веры. Так, д.истор.н. Шкаровский М.В. в своей работе с. 235] отмечает, со ссылкой на бывшего высокопоставленного чиновника КПСС Яковлева А.Н. 1 с. 94–95], что только в 1937–1938 гг. по «церковным делам» было подвержено репрессиям 165 тыс. чел., из которых 107 тыс. чел. были приговорены к высшей мере наказания – расстрелу, и приговоры были приведены в исполнение. По оценочным данным статистики (социальных опросов) в настоящее время к Православию причисляют себя от 65 до 85 процентов населения страны. Вместе с тем оценки доли людей воцерковленных, знающих свою веру и живущих в церковных Таинствах, определяются в целом ряде исследований в 2–4, редко в 8–10 процентов. Для исправления создавшегося ущербного положения: наличия «веры без ее знания» и даже «веры без веры», в 1994 г. состоялось Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О православной миссии в современном мире» После соборного уточнения позиции РПЦ в отношении ее миссионерской деятельности, на Архиерейских Соборах 1997, 2000 и 2004 гг., была проработана и в 2007 г. утверждена Св Синодом, в окончательной редакции, «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» (далее – Концепция), установившая основы миссиионерского служения православными христианами, указавшая «стратегические направления миссионерского служения Православной Церкви на нынешнем историческом этапе» и призванная «помочь миссионерам всех уровней в более эффективной организации их деятельности»

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии На заседании Межсоборного присутствия рассмотрены варианты подработок для священников 30.05.2021 В Русской Православной Церкви подготовили документ, посвященный практике параллельным трудам священнослужителей на нецерковной работе, который определил общие рамки и критерии приемлемых для них профессий. " Понятное дело, что те профессии, которые позорили бы православного священника, для него недопустимы, не совместимы с его саном. Также есть и некоторые другие профессии, которые сами по себе ничего позорного не имеют, но священникам запрещено ими заниматься еще с древности " , - рассказал " Интерфаксу " в пятницу член редакционного совета Межсоборного присутствия священник Георгий Максимов. На этой неделе в Москве прошел пленум Межсоборного присутствия – совещательного органа РПЦ, участники которого среди прочих приняли документ " О светской трудовой деятельности священнослужителей " . Теперь он будет направлен на суд Архиерейского Собора, запланированного на середину ноября. В частности, древними канонами указывается, что священник не может быть правителем, мирским государственным начальником, не может нести воинскую службу. " Речь не о капелланах, а именно о тех, кто принимает участие в боевых действиях с оружием в руках " , - пояснил собеседник агентства. Члены Межсоборного присутствия указали, что профессиональные занятия спортом тоже не годятся для священника. " Но я подчеркну, что речь идет именно о профессиональном занятии спортом. Даже патриарх призывает домашним спортом заниматься, но когда речь идет о профессиональном занятии спортом, то здесь от спортсмена предполагается полная отдача, и не получится это совмещать со священническим служением, которое тоже предполагает полную отдачу. Он должен или одному, или другому себя отдавать " , - сказал отец Георгий. При этом документ не запрещает священникам подрабатывать водителями. " В целом, конечно, есть определенный риск, но, как мы знаем, многие водители всю жизнь водят и никогда никого не сбивают " , - уточнил собеседник агентства.

http://drevo-info.ru/news/26897.html

В епархиях создадут комиссии по попечению о нуждающихся священниках и церковнослужителях, а также членах их семей 5 февраля, 2013. Новостная служба «Благочинным, а в пределах каждого прихода — настоятелям следует заботиться о том, чтобы ни на одном приходе не было нуждающихся священно- и церковнослужителей, а также следует своевременно подавать сведения о таковых епархиальному архиерею», — говорится в тексте Положения. 5 февраля. ПРАВМИР. В структуре каждой епархии будет создана (без прав юридического лица) епархиальная комиссия по попечению о нуждающихся священнослужителях, церковнослужителях и работниках религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членах их семей. Об этом говорится в принятом 4 февраля Архиерейским Собором РПЦ   Положении о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей . Согласно документу, епархиальная попечительская комиссия обязана реагировать на обращения, связанные с невыплатой или недостаточным объемом содержания священнослужителей и церковнослужителей, а также заработной платы работникам религиозных организаций, докладывая о таких обращениях епархиальному архиерею. Конфликтные ситуации, возникающие при трудностях с выплатой содержания, разрешаются епархиальным архиереем с учетом доклада епархиальной попечительской комиссии. «Благочинным, а в пределах каждого прихода — настоятелям следует заботиться о том, чтобы ни на одном приходе не было нуждающихся священно- и церковнослужителей, а также следует своевременно подавать сведения о таковых епархиальному архиерею», — говорится в тексте Положения. С целью оказания помощи священно — и церковнослужителям, находящимся в трудной жизненной ситуации, епархиям рекомендуется учреждать благотворительные фонды (кассы взаимопомощи), а для помощи престарелым (достигшим возраста 75 лет) священно — и церковнослужителям — социальные центры. Члены Архиерейского собора также рекомендовали оказывать материальную помощь нуждающимся членам семей умерших священно — и церковнослужителей. Продолжительность такой помощи определяется епархиальной попечительской комиссией, исходя из реального материального положения опекаемых.

http://pravmir.ru/v-eparxiyax-sozdadut-k...

2. Архиерейский Собор РПЦ. – 1992, 6, II. 3. Слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на открытии Архиерейского Собора РПЦ. – 1992, 6, IV. 4. Определение Архиерейского Собора РПЦ. – 1992, 6, XI. 5. Послание Архиерейского Собора РПЦ пастырям и пастве Православной Украины. – 1992, 6, XII. 6. Обращение Архиерейского Собора РПЦ. – 1992, 6, XIII. 7. Ответное письмо Президенту Украины Л.М. Кравчуку. – 1992, 6, XVI. 8. Комаров Е. Церковь сохранила единство. – 1992, 7, 4. 9. Из выступлений участников Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. – 1992, 7, 11. 10. Из выступлений участников Архиерейского Собора. – 1992, 8, 3. Архиерейский Собор 11 июня 1992 года] 1. Определение Священного Синода от 28 мая 1992 года: Назначить для рассмотрения дела митрополита Филарета (Денисенко), б. Киевского и всея Украины, Архиерейский Собор РПЦ 11 июня с.г. в Свято-Даниловом монастыре в Москве. – 1992, 8, III. 2. Определения Священного Синода от 10 июня 1992 года: О повестке дня Архиерейского Собора. – 1992, 8, IV. 3. Архиерейский Собор РПЦ. – 1992, 8, IV. 4. Определения Архиерейского Собора РПЦ. – 1992, 8, VIII. 5. Заявление епископата Украинской Православной Церкви. – 1992, 8, VIII. 6. Судебное деяние Архиерейского Собора РПЦ. – 1992, 8, IX. 7. Послание Архиерейского Собора РПЦ пастырям и верным чадам Украинской Православной Церкви. – 1992, 8, XI. Архиерейский Собор 1994 года 29 ноября – 2 декабря, г. Москва)] 1. Послание Архиерейского Собора чадам РПЦ. – 1994, 11–12, 2. 2. Определение Архиерейского Собора РПЦ “Об издательской деятельности”. – 1994, 11–12, 7. 3. Чаплин В. Церковь и мир в решениях Архиерейского Собора РПЦ. – 1995, 5, 9. 4. Определения Архиерейского Собора РПЦ: а) “О задачах Церкви в области религиозного образования”. – 1995, 11, 2. б) “О задачах Церкви в области богословского образования”-1995, 11, 3. в) “О православной миссии в современном мире”. – 1995, 11, 5. г) “ О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме». – 1995, 12, 2. д) “О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви”. – 1995, 12, 3.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010