В некоторых епархиях вопрос о канонизации обсуждался на епархиальных, благочиннических и приходских собраниях. В Комиссию поступали также обращения отдельных клириков и мирян, а также групп православных христиан из различных епархий с поддержкой идеи канонизации Царственных страстотерпцев. Среди авторов таких обращений были и представители Русского Зарубежья, клирики и миряне братских Поместных Церквей. На заседании Синодальной комиссии по канонизации святых 25 сентября 1996 года, где происходило заключительное обсуждение вопроса о возможности канонизации членов Царской семьи, были утверждены проект деяния Собора Русской Православной Церкви о канонизации Царственных страстотерпцев и проект их жития, составленный на основе вышеупомянутых докладов. 10 октября 1996 года председателем Синодальной комиссии по канонизации святых Высокопреосвященным митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием проект деяния Собора Русской Православной Церкви о канонизации Царственных страстотерпцев и проект их жития были представлены на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви. Одобрив результаты работы Синодальной комиссии по канонизации святых по изучению вопроса о возможности канонизации Царственных страстотерпцев, Священный Синод передал материалы Комиссии для принятия окончательного решения на рассмотрение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Этим собором и суждено было стать Юбилейному Архиерейскому Собору 2000 года, на котором 14 августа Царская семья была прославлена в лике страстотерпцев в Соборе новомучеников и исповедников Российских и о котором мы вспоминаем сегодня как о важнейшем эпизоде в истории канонизации новомучеников ХХ века. В период времени, прошедший между Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года и Поместным Собором 2009 года, благодаря продолжавшейся активной деятельности Синодальной комиссии по канонизации святых Собор новомучеников и исповедников Российских увеличился еще на 668 поименно прославленных подвижников благочестия. Однако этот же период стал временем, когда в деятельности как Синодальной, так и епархиальных комиссий по канонизации святых стали возникать все более ощутимые трудности, связанные с ограничением доступа церковных исследователей к материалам ГПУ-НКВД-МГБ, которые находятся в архивах центральных и областных управлений Федеральной службы безопасности и которые имеют первостепенное значение для подготовки канонизаций новомучеников, являвшихся жертвами советских спецслужб.

http://pravmir.ru/protoierej-georgij-mit...

Завершился Поместный Собор Русской Православной Церкви Москва, 28 января 2009 года Фото: священник Игорь Палкин/Седмица.Ru 28 января 2009 года в Москве завершился Поместный Собор Русской Православной Церкви. Главным деянием Собора было избрание Патриарха Московского и всея Руси. Вечером 27 января делегаты Поместного Собора тайно избрали на вдовствующий Московский Патриарший престол митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Свои голоса за его кандидатуру отдали 508 из 702 участвовавших в выборах. Во второй день работы Собора делегаты обсуждали вопрос об утверждении изменений и дополнений, внесенных в Устав Русской Православной Церкви. Новый устав был принят на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году. В июне 2008 года Архиерейский Собор внес в документ изменения, обусловленные состоявшимся воссоединением Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом. В Определении «Об Уставе Русской Православной Церкви» участники Поместного Собора утвердили исправленный и дополненный Устав Русской Православной Церкви, принятый Юбилейным Архиерейским Собором 16 августа 2000 года, с дополнениями и поправками, принятыми Архиерейским Собором 27 июня 2008 года. Были также приняты Определение «О жизни и трудах Русской Православной Церкви» и Послание Поместного Собора возлюбленным о Господе пастырям, честным инокам и инокиням и всем верным чадам Русской Православной Церкви. Делегаты поставили свои подписи под Грамотой об избрании Патриарха Московского и всея Руси. В перерыве между пленарными заседаниями избранный Патриарх совершил освящение нового оклада чудотворной Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы — исторический оклад был утрачен в годы богоборчества. В завершение работы Поместного Собора Русской Православной Церкви митрополит Кирилл, избранный и нареченный Патриархом Московским и всея Руси, обратился к делегатам Собора со словом . Пресс-служба Поместного Собора 28 января 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/29088.html

Вышел в свет сборник, посвященный 15-летию возрождения молодежного служения Русской Православной Церкви и 5-летию Отдела по делам молодежи 4 октября 2006 г. 15:41 Издательство Крутицкого Патриаршего подворья при Отделе по делам молодежи Московского Патриархата выпустило в свет сборник, посвященный 15-летию возрождения молодежного служения Русской Православной Церкви и 5-летию Отдела. Юбилейный сборник под названием «Обретенное поколение» задуман издателями как подведение некоторых итогов молодежной работы в Русской Православной Церкви за 15 лет, прошедших с момента образования Всецерковного православного молодежного движения, 5 лет тому назад преобразованного в Отдел по делам молодежи Московского Патриархата. Тематически сборник распадается на три основных раздела. После вступительной статьи председателя Отдела по делам молодежи архиепископа Костромского и Галичского Александра и статьи заместителя председателя Отдела архимандрита Геннадия (Гоголева) помещена «Концепция молодежного служения Русской Православной Церкви», утвержденная Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года. В «историческую часть» сборника вошли выступления Святейшего Патриарха Алексия на молодежных форумах, доклады и выступления архиепископа Костромского и Галичского Александра. Здесь же опуликована статья сотрудника Отдела по делам молодежи священника Илии Соловьева, рассказывающая об основных вехах истории молодежного служения Русской Православной Церкви. Речь идет о Всецерковных съездах православной молодежи, создании Всецерковного православного молодежного движения, образовании на Крутицком подворье в Москве молодежного центра Русской Православной Церкви, истории создания Отдела по делам молодежи Московского Патриархата, деятельности православных молодежных организаций в различных регионах России. Третья часть сборника посвящена опыту молодежного служения, накопленному за годы существования Всецерковного православного молодежного движения и Отдела по делам молодежи. В статье иеромонаха Серафима (Петровского) подробно освещаются основные направления работы молодежного Отдела. Статьи игумена Петра (Мещеринова) посвящены церковному воспитанию детей и проблемам церковно-просветительской работы в молодежной среде. Наконец, в значительном по объему очерке В.С.Стрелова подробно говорится о Евангельских чтениях как форме работы со студенческой молодежью. В приложении к этому очерку даются методические рекомендации по проведению молодежных Евангельских чтений и список рекомендованной литературы. Завершает сборник иллюстративный материал, знакомящий читателей с деятельностью молодежного Отдела.

http://patriarchia.ru/db/text/149051.htm...

На утреннем заседании 16 августа Архиерейский юбилейный Собор заслушал и подверг детальному обсуждению доклад митрополита Кирилла, председателя ОВЦС МП, о деятельности возглавляемого им отдела в межсоборный период. Основными темами состоявшейся затем продолжительной дискуссии стали межхристианские отношения и церковная ситуация на Украине. В обсуждении доклада среди прочих приняли участие митрополит Челябинский Иов, архиепископы Донецкий Иларион (Шукало), Клинский Лонгин (Талыпин), Таллинский Корнилий, Астанайский Алексий, Самарский Сергий (Полеткин), епископы Мурманский Симон (Гетя), Петропавловский Игнатий (Пологрудов), Полоцкий Феодосий (Бильченко), Житомирский Гурий (Кузьменко). Епископ Владивостокский Вениамин (Пушкарь) назвал экуменизм «всеересью» и подверг резкой критике деятельность ОВЦС, что вызвало возражения как со стороны докладчика, так и со стороны ряда др. выступивших в ходе дискуссии архипастырей, в т. ч. митрополита Волгоградского Германа (Тимофеева), епископа Астраханского Ионы (Карпухина). В выступлениях, посвященных церковной ситуации на Украине, содержались предложения об изменении статуса Украинской Церкви, причем разного характера: епископ Тульчинский Ипполит (Хилько) высказался за возвращение ей прежнего статуса экзархата, а архиепископ Черкасский Софроний (Дмитрук) — за предоставление Украинской Церкви полной автономии. В завершение дискуссии по вопросу о статусе Украинской Церкви выступил ее Предстоятель Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), который отверг крайние предложения как о возвращении к статусу экзархата, так и о полной автономии. Затем митрополит Смоленский Кирилл выступил еще с одним докладом, в котором представил проект новой редакции Устава Русской Православной Церкви. После детального и остро-дискуссионного рассмотрения каждого раздела Устав был принят Собором с рядом поправок. Издание нового Устава было вызвано в первую очередь тем, что после политических перемен начала 90-х гг. XX в. РПЦ оказалась в радикально иных правовых условиях, чем прежде: она обрела свободу и одновременно ее каноническая территория вследствие распада СССР оказалась в пределах нескольких государств.

http://sedmitza.ru/lib/text/429349/

Уже 10 июля 1990 года Синод Украинской Православной Церкви направил Святейшему Патриарху Алексию обращение, в котором содержалась просьба расширить права Украинской Церкви. В частности, предлагалось предоставить Синоду Украинской Православной Церкви право учреждать и упразднять епархии, назначать правящих и викарных архиереев в пределах Украины. Также предлагалось дать епископату Украинской Церкви право самостоятельно избирать своего Предстоятеля с последующим утверждением этого избрания Патриархом Московским и всея Руси . Священный Синод Русской Православной Церкви рассмотрел обращение Синода Украинской Православной Церкви и создал Комиссию под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, которой поручалось тщательно изучить предложения Синода Украинской Православной Церкви в их связи с широким кругом исторических, канонических, пастырских и межнациональных проблем. Предварительные результаты работы Комиссии были представлены Священному Синоду уже 1 октября 1990 года. Синод одобрил деятельность Комиссии и принял решение о созыве внеочередного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви для рассмотрения проектов документов, выработанных Комиссией. Кроме того материалы и предложения по вопросу о будущем статусе Украинской Православной Церкви были направлены всем архиереям Русской Православной Церкви. 25-27 октября 1990 года в Москве был созван Архиерейский Собор, на котором и было принято историческое Определение об Украинской Православной Церкви. Выше мы уже обозначили основные положения этого документа. Здесь лишь отметим, что хотя это Определение фактически вступило в силу уже 28 октября 1990 года (когда Святейший Патриарх Алексий вручил занимавшему тогда Киевскую кафедру митрополиту Филарету соответствующую Грамоту), все же это Определение еще подлежало «утверждению Поместным Собором Русской Православной Церкви с внесением соответствующих изменений в Устав об управлении Русской Православной Церкви». К настоящему времени документы 1990 года уже прошли процедуру окончательного утверждения. В 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял новый Устав Русской Православной Церкви, в котором отражен особый статус Украинской Православной Церкви. Пункт 17 восьмой главы Устава гласит: «Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии. В своей жизни и деятельности она руководствуется Томосом Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси». Поместный Собор Русской Православной Церкви 2009 года утвердил все решения Архиерейских Соборов, принятые в период с 1990 по 2008 год.

http://patriarchia.ru/db/text/1302845.ht...

13. Епархиальным Преосвященным довести настоящее постановление до сведения священнослужителей, монашествующих и мирян Русской Православной Церкви. О поведении священника, узнающего на исповеди о готовящемся преступлении (принято Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г., документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», IX.2, абз. 4) Священнослужитель призван проявлять особую пастырскую чуткость в случаях, когда на исповеди ему становится известно о готовящемся преступлении. Без исключений и при любых обстоятельствах свято сохраняя тайну исповеди, пастырь одновременно обязан предпринять все возможные усилия для того, чтобы преступный умысел не осуществился. В первую очередь это касается опасности человекоубийства, особенно массовых жертв, возможных в случае совершения террористического акта или исполнения преступного приказа во время войны. Помня об одинаковой ценности души потенциального преступника и намеченной им жертвы, священнослужитель должен призвать исповедуемого к истинному покаянию, то есть к отречению от злого намерения. Если этот призыв не возымеет действия, пастырь может, заботясь о сохранности тайны имени исповедовавшегося и других обстоятельств, способных открыть его личность, предупредить тех, чьей жизни угрожает опасность. В трудных случаях священнослужителю надлежит обращаться к епархиальному архиерею. О необходимости более ответственного подхода к Таинствам Церкви (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2011 г., определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», пп. 32, 33) 32. Принятию таинства Крещения издревле предшествовала необходимая подготовка, включающая ознакомление с основами веры, во исполнение заповеди Спасителя: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф. 28:19 ). Освященный Собор полагает своевременным проведение общецерковной дискуссии относительно возобновления практики оглашения лиц, готовящихся к святому Крещению, и катехизации тех, кто приступают к другим Таинствам Церкви. (...)

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Сообщение Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата в связи с заявлением Государственного комитета Украины по делам национальностей и религий 28 червня 2008 р. 23:51 Государственный комитет Украины по делам национальностей и религий 25 июня 2008 года выступил с заявлением, в котором утверждается, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в докладе, представленном Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви 24 июня, «допустил… по меньшей мере две ошибки» в части, касающейся устава Украинской Православной Церкви. По мнению указанного государственного органа Украины, «согласно Уставам Русской Православной Церкви и Украинской Православной Церкви, Священный Синод Русской Православной Церкви не обладает компетенцией утверждать, одобрять или согласовывать Устав Украинской Православной Церкви», а Патриарх «не утверждает, а одобряет Устав, что с юридической точки зрения не одно и то же». В связи с этим Служба коммуникаций Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата уполномочена сообщить следующее. Согласно Уставу Русской Православной Церкви, принятому Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году при участии всего епископата Украинской Православной Церкви, Устав Украинской Православной Церкви утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси (гл. VIII, п. 17). Эта норма, на которую ссылается Государственный комитет Украины, не отменяет законоположения, согласно которому устав Самоуправляемой Церкви подлежит одобрению Священным Синодом и утверждению Патриархом Московским и всея Руси (гл. VIII, п. 13), поскольку данный пункт Устава Русской Православной Церкви не включен в число не применяемых по отношению к Украинской Православной Церкви согласно Определению об Украинской Православной Церкви того же Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года. В соответствии с Уставом Русской Православной Церкви, в обязанности Священного Синода входит… одобрение Уставов Самоуправляемых Церквей (гл. V, п. 25 о), к числу которых относится и Украинская Православная Церковь. Эта норма отнюдь не вступает в противоречие с положением того же Устава, где говорится, что Святейший Патриарх утверждает уставы Самоуправляемых Церквей (гл. IV, п. 7 л), поскольку Патриарх управляет Церковью совместно со Священным Синодом, являясь его Председателем (гл. IV, п. 4), и подписывает общецерковные документы после соответствующего одобрения Священным Синодом (гл. IV, п. 7 е).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208036...

Поступающие из епархиальных комиссий по канонизации святых в Синодальную комиссию материалы подвергаются в ней окончательному исследованию и в случае вынесения членами Синодальной комиссии по этим материалам положительного заключения направляются Святейшему Патриарху или в Священный Синод для принятия решения о проведении канонизации. При этом для прославления того или иного подвижника в лике новомучеников и исповедников для местного (епархиального) почитания Святейшим Патриархом дается благословение правящему архиерею данной епархии, а для прославления того или иного подвижника в лике новомучеников и исповедников для общецерковного почитания выносится решение Архиерейского Собора. В период, прошедший между Архиерейским Собором 1992 года, на котором были канонизованы первые семь новомучеников и исповедников, и Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года, на котором был прославлен Собор новомучеников и исповедников, включивший в сонм своих подвижников 860 угодников Божиих, в Русской Православной Церкви были канонизованы для общецерковного почитания 12 подвижников благочестия, в том числе Патриаршие Местоблюстители митрополит Крутицкий Петр (Полянский) и митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский), протоиерей Иоанн Кочуров, а для местного почитания были канонизованы в епархиях 230 подвижников благочестия. Таким образом, общее число поименно канонизованных новомучеников и исповедников Российских в 2000 году составило 1097 человек. Однако главное значение этого периода для истории канонизации новомучеников и исповедников Российских заключалось прежде всего в том, что в это время в процессе изучения поистине необъятного количества материалов, связанных с жизнью и деятельностью многих тысяч погибших во время коммунистических гонений священнослужителей, монашествующих и мирян, были определены и четко сформулированы основополагающие принципы подготовки и проведения канонизаций новомучеников и исповедников Российских. Важнейшим в этом отношении документом стал разработанный Синодальной комиссией по канонизации святых доклад под названием «Историко-канонические критерии в вопросе о канонизации новомучеников Русской церкви в связи с церковными разделениями ХХ века», утвержденный на заседании Священного Синода 26 декабря 1995 года в качестве важнейшего документа, содержанием которого должны были руководствоваться в своей деятельности Синодальная и епархиальные комиссии по канонизации святых.

http://pravmir.ru/protoierej-georgij-mit...

Сообщение митрополита Калужского и Боровского Климента, управляющего делами Московской Патриархии, о церковном суде Код плеера Livejournal Liveinternet 26 июня 2008 г. 14:31 На заседании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 26 июня 2008 года управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент представил членам Собора проект Положения о церковном судопроизводстве. Положение было разработано в результате длительной и обстоятельной работы во исполнение поручения, данного Священному Синоду Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года, поскольку принятый последним Собором Устав Русской Православной Церкви предусматривал создание церковно-судебной системы в трех инстанциях. При окончательной подготовке проекта были, в частности, учтены отзывы, присланные более чем 80 епархиальными архиереями. Проект включает шесть разделов, устанавливающих основные начала церковного судоустройства и судопроизводства, виды и порядок сбора судебных доказательств, порядок формирования и компетенцию церковных судов, порядок церковного судопроизводства. Согласно проекту судебная система Русской Православной Церкви будет включать епархиальные суды, Общецерковный суд и Суд Архиерейского Собора, а также высшие церковно-судебные инстанции Русской Православной Церкви Заграницей и Самоуправляемых Церквей. Ведению епархиальных судов, функции которых в исключительных случаях по благословению Патриарха Московского и всея Руси могут возлагаться на епархиальные советы, подлежат дела в отношении клириков, монашествующих и мирян из разряда церковно-должностных лиц епархий, приходов, епархиальных монастырей и подворий. Общецерковный суд является судом первой инстанции по делам в отношении архиереев, а также руководителей Синодальных и иных общецерковных учреждений. В качестве суда второй инстанции Общецерковный суд будет рассматривать апелляционные жалобы на решения епархиальных судов, а также на решения высших церковно-судебных инстанций Русской Православной Церкви Заграницей или Самоуправляемых Церквей. Общецерковный суд также вправе пересмотреть в порядке надзора решения епархиальных судов, вступившие в законную силу.

http://patriarchia.ru/db/text/429397.htm...

Ювеналий, митр. Крутицкий и Коломенский. Доклад на Архиерейском Юбилейном Соборе  3–16 августа 2000 г./Канонизация святых в ХХ в. С. 285–300. Георгий (Тертышников), архим. Критерии канонизации местночтимых святых в Русской  Православной Церкви//Альфа и Омега. 1999. 3(21). Государственный архив новейшей истории Костромской области (ГАНИКО) Ф. 3656. Оп.2,, д.4412 Л. 47, 48. Кураев А., протод . Деканонизация: горькая правда http://diak-kuraev.livejournal.com/404290.html (дата обращения 28.12.2016 года). Цыпин В., прот. В канонах нет даже слова деканонизация обращения 28.10.2013 года). Дамаскин (Орловский), игумен . Сложности изучения судебно-следственных дел, имеющего целью — включение имени пострадавшего священнослужителя или мирянина в собор новомучеников и исповедников Российских (дата обращения 27.12.2016 года). Лученко К . Уже несвятые святые http://radonezh.ru/monitoring/17711.html (дата обращения 28.12.2016 года) Макарий (Маркиш), иером . Критический анализ статьи П.Г. Проценко «Посмертная судьба новых мучеников» (НГ-религии.16.04.2013//Церковь, государство и общество в истории России 20 века. Материалы 4 международной научной конференции. Иваново, 2004. С.102. 9 октября 1989 г., в день преставления апостола Иоанна Богослова, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви произошло прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. И хотя при его прославлении из-за существующих тогда внешних политических обстоятельств не было сказано о подвиге исповедничества этого святого, вся полнота Церкви восприняла это деяние Собора как начало прославления новомучеников. 25 марта 1991 г. Священный Синод РПЦ принял Определение «О возобновлении поминовения исповедников и мучеников, пострадавших за веру Христову, установленного Поместным Собором 5/18 апреля 1918 г.». Через год, в 1992 г., Архиерейский Собор прославил еще несколько новых мучеников и исповедников ХХ в. и определил совершать празднование Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января/7 февраля, если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает, то в ближайшее воскресенье после 7 февраля. На последующих Архиерейских Соборах канонизация новомучеников была продолжена. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. были прославлены все, как известные, так и неизвестные нам мученики и исповедники веры минувшего ХХ столетия и поименно включены в этот сонм святых 1097 человек. В настоящее время поименное включение в Собор новомучеников и исповедников Российских совершается решениями Священного Синода нашей Церкви. Сегодня Собор новомучеников и исповедников Российских включает более 1700 святых.

http://bogoslov.ru/article/5297810

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010