Обязанность посещать приходы своей епархии возлагалась на правящих архиереев «Определением об епархиальном управлении», принятым Поместным Собором Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , «Положением об управлении Русской Православной Церкви» , изданным Поместным Собором 1945 г. , а также Уставом об управлении Русской Православной Церкви , принятым Поместным Юбилейным Собором 1988 г. В ныне действующем Уставе Русской Православной Церкви , изданном Архиерейским юбилейным Собором 2000 г. , указывается, что епархиальный архиерей «согласно канонам, посещает приходы своей епархии и осуществляет контроль за их деятельностью непосредственно или через своих полномочных представителей» (Х 1. 17 ж). При этом обязанность посещения всех без исключения приходов Устав возлагает на благочинных: «Осуществляя свои обязанности, благочинный по крайней мере раз в год посещает все приходы своего округа, проверяя богослужебную жизнь, внутреннее и внешнее состояние храмов и иных церковных построек, а также правильность ведения приходских дел и церковного архива, знакомясь с религиозно-нравственным состоянием верующих» (Х 5. 53). Благочинный обязан также ежегодно представлять епархиальному архиерею отчет о состоянии благочиния (Х 5. 56). Помимо В. внутри епархий во все эпохи церковной истории предстоятели Поместных Церквей в разных формах осуществляли В. епархий, находящихся в их юрисдикции. В Русской Церкви таким правом располагали митрополиты Киевские, затем Московские и, наконец, Патриархи, но оно не принадлежало Первоприсутствующим в Святейшем Синоде в синодальный период. Восстановив Патриаршество, Поместный Собор 1917-1918 гг. предоставил Святейшему Патриарху право В. всех епархий Российской Церкви. Аналогичное положение содержится в «Положении об управлении Русской Православной Церкви» 1945 г. и в Уставе об управлении РПЦ 1988 г. В ныне действующем Уставе РПЦ говорится, что Патриарх «имеет право посещения в необходимых случаях всех епархий Русской Православной Церкви» (Ап. 34, Антиох. 9, Карф. 52 (63)) (IV 7c). За время своего Первосвятительского служения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил многочисленные В. епархий Русской Церкви; многие из них он посетил многократно.

http://pravenc.ru/text/158434.html

подробнее... МНОГИЕ СВЯТЫЕ, КАНОНИЗИРОВАННЫЕ АРХИЕРЕЙСКИМ СОБОРОМ, ДАВНО ПОЧИТАЮТСЯ В НАРОДЕ Многие из прославленных Архиерейским Собором подвижников веры уже давно признаны верующим народом как святые. Церковный форум подтвердил уже установленное их почитание как местночтимых святых в Костромской, Казанской, Санкт-Петербургской, Красноярской и других епархиях. подробнее... ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ИТОГАМ ЮБИЛЕЙНОГО АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА СОСТОЯЛАСЬ В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ 17 августа, на другой день после завершения работы Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, в Храме Христа Спасителя состоялась пресс-конференция для аккредитованных журналистов. подробнее... ФОТОГРАФИЯ УЧАСТНИКОВ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА 16 августа завершилась работа Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, проходившего в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя. подробнее... РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ СЧИТАЕТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫМ ВМЕШАТЕЛЬСТВО КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХАТА В ДЕЛА РПЦ НА УКРАИНЕ О беспрецедентном вмешательстве Константинопольского Патриархата в дела Русской Православной Церкви на территории Украины заявил сегодня митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. " Патриарх Варфоломей объявил Украину своей канонической территорией, что является грубым нарушением церковных канонов " , - отметил владыка. подробнее... СТАТУС САМОУПРАВЛЯЕМОЙ ПОЛУЧИЛА УКРАИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ Архиерейский Собор единогласно подтвердил независимость и самостоятельность УПЦ, которые были предоставлены ей Московский Патриархатом в 1990 году. В то же время Собор проявил готовность провозгласить автономию УПЦ, но эта проблема будет решаться на всеправославном уровне. Провозглашение автономии должно увязываться с улучшением ситуации на Украине, считают иерархи. подробнее... ПОЧЕТНЫЕ ГОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПРИБЫВАЮТ В МОСКВУ НА ВЕЛИКОЕ ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ Почетные гости Русской Православной Церкви прибывают сегодня в Москву на великое освящение Храма Христа Спасителя. На историческом событии, которое состоится в праздник Преображения Господня 19 августа, будут присутствовать около 600 представителей всех Поместных Православных Церквей и другие гости.

http://pravoslavie.ru/news/index37.htm

(принято Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г., «Определение о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», пп. 3, 44) 3. Новый этап церковного возрождения требует пристального внимания к просветительному деланию, направленному на глубокое воцерковление людей, приходящих в православные храмы или только ищущих дорогу туда. Миссия духовного просвещения, совершаемая через преподавание, пастырские беседы, миссионерские поездки, издательскую и информационную деятельность, должна стать безусловным приоритетом. (...) 44. Взаимодействуя со светскими средствами массовой информации, священнослужители и миряне призываются более активно вести миссионерскую деятельность, разъяснять церковный взгляд на различные явления и события, способствовать формированию нравственного влияния СМИ на жизнь общества. Вместе с тем по- прежнему беспокоит обилие конфликтов между Церковью и светскими СМИ, часто вызванных непониманием целей и содержания церковной жизни, а иногда и клеветническим и даже богоборческим содержанием публикаций, нацеленных на отрыв людей от Бога и на подрыв авторитета Церкви. О взаимодействии Церкви и светских средств массовой информации (принято Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г., документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», раздел XV) XV. Церковь и светские средства массовой информации. XV.1. Средства массовой информации играют в современном мире всевозрастающую роль. Церковь с уважением относится к труду журналистов, призванных снабжать широкие слои общества своевременной информацией о происходящем в мире, ориентируя людей в нынешней сложной реальности. При этом важно помнить, что информирование зрителя, слушателя и читателя должно основываться не только на твердой приверженности правде, но и на заботе о нравственном состоянии личности и общества, что включает в себя раскрытие положительных идеалов, а также борьбу с распространением зла, греха и порока. Недопустимыми являются пропаганда насилия, вражды и ненависти, национальной, социальной и религиозной розни, а также греховная эксплуатация человеческих инстинктов, в том числе в коммерческих целях. СМИ, обладающие огромным влиянием на аудиторию, несут величайшую ответственность за воспитание людей, особенно подрастающего поколения. Журналисты и руководители средств массовой информации обязаны помнить об этой ответственности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

В сонме Новомучеников и Исповедников Российских Собором были прославлены как страстотерпцы император Николай II, императрица Александра Феодоровна, царевич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия, бессудно убиенные в Екатеринбурге 17 июля 1918 г. Собором были также канонизированы еще 57 святых, послуживших Богу и Церкви в разные исторические периоды, среди них — сщмч. митрополит Арсений (Мацеевич), валаамские преподобномученики, убитые шведскими протестантами, оптинские старцы, ранее местночтимые, подвижники ХХ в.: преподобные Алексий Зосимовский, Серафим Вырицкий, св. праведный Алексий Мечёв. Вслед за принятием деяния о канонизации святых Архиерейский юбилейный Собор заслушал доклад председателя синодальной Богословской комиссии Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева), посвященный деятельности возглавляемой им комиссии и освещению разрабатываемых ею тем, в частности состоянию богословской мысли РПЦ и ее взаимоотношениям с инославием. После краткой дискуссии по докладу Собор одобрил предложенный проект документа «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», в котором, с одной стороны, Православная Церковь характеризуется как единственная из конфессий, тождественная Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Символа веры, а с другой— признается относительная церковность и инославных Церквей, насколько они сохранили наследие древней Церкви. На утреннем заседании 15 августа Собору был представлен доклад митрополита Смоленского Кирилла, председателя синодальной рабочей группы по выработке проекта «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». После долгой дискуссии по докладу, в которой участвовали митрополит Челябинский Иов (Тывонюк), архиепископы Винницкий Макарий (Свистун), Львовский Августин (Маркевич), Белгородский Иоанн (Попов), Таллинский Корнилий (Якобс), Тверской Виктор (Олейник), Аргентинский Платон (Удовенко), епископы Тираспольский Юстиниан (Овчинников), Вологодский Максимилиан (Лазаренко), отцы Собора постановили одобрить «Основы социальной концепции». Принятый документ стал уникальным явлением в истории Православной Церкви, поскольку ни одна другая Поместная Церковь не имеет подобного документа, в котором бы так полно и систематично была выражена позиция Церкви по общественным проблемам, в т. ч. таким, как собственность, светская культура и наука, мир, война, преступность, светское право, СМИ, труд, вопросы семьи и брака, биоэтики и экологии.

http://sedmitza.ru/lib/text/429349/

Государственный комитет Украины по делам национальностей и религий 25 июня 2008 года выступил с заявлением, в котором утверждается, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в докладе , представленном Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви 24 июня, «допустил… по меньшей мере две ошибки» в части, касающейся устава Украинской Православной Церкви. По мнению указанного государственного органа Украины, «согласно Уставам Русской Православной Церкви и Украинской Православной Церкви, Священный Синод Русской Православной Церкви не обладает компетенцией утверждать, одобрять или согласовывать Устав Украинской Православной Церкви», а Патриарх «не утверждает, а одобряет Устав, что с юридической точки зрения не одно и то же». В связи с этим Служба коммуникаций Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата уполномочена сообщить следующее. Согласно Уставу Русской Православной Церкви , принятому Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году при участии всего епископата Украинской Православной Церкви, Устав Украинской Православной Церкви утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси (гл. VIII, п. 17). Эта норма, на которую ссылается Государственный комитет Украины, не отменяет законоположения, согласно которому устав Самоуправляемой Церкви подлежит одобрению Священным Синодом и утверждению Патриархом Московским и всея Руси (гл. VIII, п. 13), поскольку данный пункт Устава Русской Православной Церкви не включен в число не применяемых по отношению к Украинской Православной Церкви согласно Определению об Украинской Православной Церкви  того же Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года . В соответствии с Уставом Русской Православной Церкви, в обязанности Священного Синода входит… одобрение Уставов Самоуправляемых Церквей (гл. V, п. 25 о), к числу которых относится и Украинская Православная Церковь. Эта норма отнюдь не вступает в противоречие с положением того же Устава, где говорится, что Святейший Патриарх утверждает уставы Самоуправляемых Церквей (гл. IV, п. 7 л), поскольку Патриарх управляет Церковью совместно со Священным Синодом, являясь его Председателем (гл. IV, п. 4), и подписывает общецерковные документы после соответствующего одобрения Священным Синодом (гл. IV, п. 7 е).

http://bogoslov.ru/article/305682

Важным аспектом принятого Положения является предусмотренная им система апелляций на решения суда. По ходатайству сторон епархиальный архиерей может направить дело в епархиальный суд на повторное рассмотрение. Решения епархиальных судов, содержащие резолюцию епархиального архиерея, могут быть обжалованы сторонами в Общецерковный суд при надлежаще мотивированном несогласии стороны с повторным решением епархиального суда, принятым по ходатайству стороны о пересмотре дела, а также при несоблюдении епархиальным судом установленного Положением порядка церковного судопроизводства. Апелляции на решения Общецерковного суда рассматриваются Архиерейским собором. В своем докладе митрополит Климент также указал на то, что Священным Синодом будут утверждены формы судебных документов. Кроме того, в связи с тем, что нормы Положения о церковном суде дополняют и конкретизируют отдельные положения Устава Русской Православной Церкви, принятого Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 г., в Устав было предложено внести соответствующие изменения в Устав. По обсуждении представленного проекта Архиерейский Собор утвердил Положение о церковном суде Русской Православной Церкви, предложенные изменения в Уставе Русской Православной Церкви и, по представлению Президиума Собора, избрал в состав Общецерковного собора сроком на четыре года: митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора (председатель); митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия (заместитель председателя); архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия; архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия; епископа Дмитровского Александра (секретарь). Пресс-служба Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 г. Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

http://bogoslov.ru/event/305393

Среди других тем, поднимавшихся при обсуждении доклада Его Святейшества, были пастырская и духовническая практика, богословское образование, монашеская жизнь, отношение к межхристианским связям, ряд вопросов церковного устройства и управления. Затем председателем Синодальной комиссии по канонизации святых митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием были представлены доклад и материалы к прославлению новомучеников и исповедников ХХ века и других подвижников веры и благочестия. Во второй половине дня после обстоятельной дискуссии Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви единогласно принял решение прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру неявленных, но ведомых Богу. К Собору новомучеников и исповедников ХХ века причислен и ряд местночтимых святых. Собором прославлены как страстотерпцы в сонме новомучеников и исповедников Российских Император Николай II, Императрица Александра, царевич Алексей, великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия. Деяние Собора, в частности, гласит: " В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры " . Канонизированы и другие святые, послужившие Богу и Церкви в разные исторические периоды. Собор заслушал доклад председателя Синодальной Богословской комиссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. После краткой дискуссии по докладу Собор одобрил Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию. 15 августа продолжил свою работу Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. В первой половине дня был представлен доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, председателя Синодальной рабочей группы по выработке проекта Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. Заслушав доклад и имев обстоятельную дискуссию, отцы Собора постановили одобрить Основы социальной концепции.

http://sedmitza.ru/lib/text/429436/

Предполагалось, что первое заседание Совета состоится 7 ноября 2013 года и его возглавит Святейший Патриарх Кирилл, но по ряду обстоятельств оно не состоялось. 2 сентября сего года мне была сообщена резолюция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла относительно деятельности «Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников при Патриархе»: «Преосвященному митрополиту Ювеналию: Ваше Высокопреосвященство, благословляю проведение первого и последующих заседаний „Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников при Патриархе“ под Вашим председательством. Готов провести заключительное заседание „Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников при Патриархе“ перед Архиерейским Собором 2016 г.» В соответствии с благословением Святейшего Патриарха были изучены документы, полученные из Управления делами Московской Патриархии, касающиеся реализации задач, поставленных в принятом Архиерейским Собором 2011 года документе «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших». Дополнительно, для более полной информации о деятельности епархий со времени Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года до настоящего времени, мною в 2013 году были направлены запросы в 147 митрополий и епархий Русской Православной Церкви с просьбой дать исчерпывающую информацию о деятельности в этой области, а также высказать идеи и предложения, которыми можно было бы воспользоваться при выработке решений для дальнейших действий. По данному вопросу также было предложено высказаться и членам Совета. Из анализа полученных материалов следует, что в 54 епархиях работа велась удовлетворительно. В остальных — недостаточно: некоторые епархии начали свою деятельность в этой области только после Архиерейского Собора 2011 года, а другие ее пока не начинали. Следует отметить, что наиболее успешно выполняется пункт соборного определения о возведении храмов и часовен, посвященных новомученикам и исповедникам. Это касается четырех митрополий Екатеринбургской (22), Омской и Таврической (21), Кемеровской и Прокопьевской (17), Санкт-Петербургской (14) и Московской епархии (97). Большая часть храмов посвящается Собору новомучеников и исповедников Российских, без обозначения конкретных имен, или царственным страстотерпцам, и лишь в редких случаях — в честь конкретного новомученика или исповедника. Но, как правило, их немного и касается общеизвестных святых и туда не входят имена тех святых, которые подвизались в конкретной епархии.

http://fond.ru/novosti/236-pervoe-zaseda...

- Действительно, это моя точка зрения, мои убеждения, которые я отстаивал, отстаиваю и буду отстаивать впредь. Но главное здесь в том, что они основаны не на моем частном, личном мнении, а напротив, опираются на соборный разум Церкви, на авторитетное мнение великих отцов, как прошлых веков, так и века двадцатого, в том числе новомучеников и исповедников Российских. Ведь действительно, на последнем Юбилейном и на ранее прошедших Соборах, к лику святых Церковью были причислены сторонники разных течений в нашей Церкви, придерживавшиеся разных точек зрения по таким важным вопросам, как, например, столь болезненный в это время вопрос церковно-государственных взаимоотношений. Среди святых, признанных и прославленных нашей Церковью есть как сторонники, так и противники декларации митрополита Сергия, однако среди нет ни одного сторонника украинской церковной самостийности, мало того - все они были решительными ее противниками. Во времена большевистских гонений все святители и священномученики, преподобные, святые подвижники, миряне, пострадавшие за Христа решительно выступали за единство Русской Православной Церкви, за единство с Патриархом. Безусловным примером для нас является святитель Тихон, Патриарх Всероссийский. Сейчас довольно часто можно услышать ссылки на принятую Собором 1917-18 годов автономию Церкви на Украине и подтверждение ее святителем. Однако, историю надо знать и помнить не кусками, а целиком: не будем забывать о том, что автономия, данная Собором и святителем Тихоном, данная, заметим, в условиях начавшихся большевистских гонений, помноженных на местную украинскую смуту, была тем не менее несравненно более ограниченной, чем существующая ныне (архиерейские хиротонии на Украине должны были согласовываться с Патриархом Московским), Собор 1917-18 годов отметил выдающуюся роль Киевской кафедры в истории русской Церкви, признав, что постоянными членами Святейшего Синода являются Патриарх Московский и Киевский митрополит, подчеркнув тем самым неразделимость Русской Православной Церкви и всей Руси в принципе.

http://pravoslavie.ru/guest/ippolit.htm

Накануне Собора мы собрались в духовном сердце Святой Руси, Киево-Печерской Лавре, чтобы вознести нашу общую молитву к Богу Творцу и Промыслителю мира. Верим, что Господь пошлет нам Духа Своего Святого, наставит нас на всякую истину, и поможет в это ответственное время исполнить Его святую волю. Сегодня здесь собрались именно те люди, которым народ Божий предоставил священное право в Духе Святом решать будущее своей Церкви. Действительно, на нас с вами лежит огромная ответственность за судьбу всей Русской Церкви. История свидетельствует, что избрание Предстоятеля Церкви - это особое событие, которое имеет глубокое духовное измерение. Верим, что так будет и во время избрания будущего Патриарха. Господь изберет Себе самого достойного. Мы же должны осознать судьбоносность настоящего момента и вознести Христу Спасителю наши горячие молитвы, чтобы он не оставил Свою Святую Церковь и открыл нам Свою святую волю. О чем мы Его молим ныне. Поместному Собору, в соответствии с действующим Уставом об управлении Русской Православной Церкви, принадлежит высшая власть в области вероучения и канонического устройства. Поэтому Поместный Собор Русской Православной Церкви должен утвердить решения предыдущих Архиерейских Соборов относительно Украинской Православной Церкви. 25-27 октября 1990 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви предоставил Украинской Церкви независимость и самостоятельность в управлении, что тогда же было провозглашено соответствующей Грамотой Святейшего Патриарха. Статус Украинской Церкви был закреплен и в новой редакции Устава об управлении Русской Православной Церкви, которая была принята Юбилейным Архиерейским Собором в августе 2000 года. В восьмой главе этого документа Украинская Православная Церковь определена как «самостоятельная с правами широкой автономии». В своей жизни она руководствуется Грамотой Святейшего Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским.

http://bogoslov.ru/article/375587

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010