Ф. П-7. Оп. 9. Д. 40. Л. 10; паломничество к св. ключу на месте убиения ок. 12 правосл. мирян во время антибольшевистского восстания 1920 г. не прекращалось и в советское время; теперь рядом с ним в селе находится Богородице-Казанский Иоанно-Предтеченский жен. скит). В февр. 1928 г. П. был назначен настоятелем Богородице-Одигитриевской ц. г. Барнаула; за безупречное и ревностное служение возведен в сан протоиерея. 2 февр. 1929 г. арестован в Барнауле и помещен в городскую тюрьму по ложным показаниям обновленцев. Постановлением Особого совещания ОГПУ от 5 апр. 1929 г. приговорен к 4 годам ссылки в отдаленную часть Сибири. Вернувшись в 1933 г. из ссылки, служил в Сретенской ц. г. Бийска Западно-Сибирского края (ныне Алтайского края). 1 нояб. 1936 г. арестован по обвинению в том, что является «участником контрреволюционной повстанческой организации». Проходил по коллективному делу вместе с группой священнослужителей и мирян, в т. ч. со священномучениками Барнаульским архиеп. Иаковом (Маскаевым), свящ. Иоанном Можириным и с прмч. Феодором (Никитиным). Виновным себя не признал. Постановлением Особой тройки при УНКВД по Западно-Сибирскому краю от 25 июля 1937 г. приговорен к расстрелу. Вместе с архиеп. Иаковом, свящ. Иоанном Можириным и иноком Феодором расстрелян и похоронен в общей безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Соч.: Н. И. Ильминский и его просветительная система//Вятские ЕВ. 1910. 27. Отд. неофиц. С. 804-811; Мечты и действительность//Там же. 1911. 24. Отд. неофиц. С. 530-539; Причины отпадения инородцев и меры удержания их в Православии//Сотрудник Приволжской миссии. Каз. 1911. 36 (4 сент.). С. 576-580; О необходимости борьбы с суррогатами алкоголя//Вятские ЕВ. 1915. 34. Отд. неофиц. С. 1051-1055. Арх.: НАРТ. Ф. 4. Оп. 176. Д. 62. Л. 646 об.- 647 [МК о рождении]; Ф. Р-1172. Оп. 4. Д. 33. Л. 19 об.- 20 [МК за 1918 г., последнее крещение в Челнах]; ЦГА Удмуртской Респ. Ф. 245. Оп. 1. Д. 3508; Д. 4839; 5737; Управление по делам архивов Администрации г.

http://pravenc.ru/text/2580144.html

9 дек. 1933 г. П. арестован в числе большой группы духовенства и мирян Волховского и Киришского районов Ленинградской обл. Содержался в арестантском помещении г. Волховстрой (ныне Волхов), с 14 февр. 1934 г. находился в тюрьме в Ленинграде. П. обвиняли в участии в контрреволюционной группе священников, «имевшей своей целью путем распространения провокационных слухов о войне и гибели советской власти, а также путем использования религиозных предрассудков крестьянских масс сорвать мероприятия советской власти в области колхозного строительства», а также в том, что он «сочинил стихи контрреволюционного содержания, призывающие к выступлению против советской власти» (имелся в виду стихотворный ответ на кощунственный «Новый Завет без изъяна евангелиста Демьяна» поэта-атеиста Демьяна Бедного). 26 февр. 1934 г. приговорен Особой тройкой Полномочного представительства ОГПУ в Ленинградском военном окр. к 5 годам заключения в исправительно-трудовых лагерях. Отправлен в Среднебельское отд-ние (совхоз) Дальневосточного ИТЛ. Работал сторожем, дежурил на посту по 12 часов в сутки, переболел цингой, получил инвалидность. В февр. 1938 г. П. был привлечен к групповому следственному делу вместе с находившимися в лагере священномучениками архиеп. Онуфрием (Гагалюком), еп. Антонием (Панкеевым) , прот. Ипполитом Красновским , священниками Александром Ерошовым , Александром Саульским , Василием Ивановым , Георгием Богоявленским, Максимом Богдановым, Митрофаном Вильгельмским , Михаилом Дейнекой , Николаем Кулаковым, Николаем Садовским , Павлом Поповым и псаломщиком мч. Михаилом Вознесенским . В марте подследственных перевели в тюрьму г. Благовещенска. На допросе П. заявил, что ничего не знает о существовании в лагере контрреволюционной орг-ции, и отказался давать показания на др. лиц. 17 марта 1938 г. Особая тройка УНКВД по Дальневосточному краю приговорила П. к расстрелу вместе с др. обвиняемыми, но он умер в тюрьме до исполнения приговора. Погребен в безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/2581833.html

17 авг. 1922 г. арестован по делу об изъятии церковных ценностей , заключен во внутреннюю тюрьму ГПУ. В вину И. было поставлено то, что он прочитал на проповеди послание Патриарха св. Тихона , касающееся изъятия церковных ценностей. Также И. обвинялся в организации в сельхозакадемии кружков христианской молодежи, в «антисоветской пропаганде» среди студентов. Под давлением следствия И. написал заявление о разрешении ему добровольного выезда в г. Ригу. 21 авг. 1922 г. Коллегия ГПУ освободила И., постановив выслать его «из пределов РСФСР», но 22 авг. И. был арестован «как являющийся опасным для общественного правопорядка и могущий причинить ущерб диктатуре рабочего класса» и заключен в Таганскую тюрьму. Дело И. было передано в революционный трибунал. Стал одним из обвиняемых на т. н. Московском процессе 1922 г. В своем выступлении на суде не признал себя виновным в контрреволюционной деятельности. 13 дек. 1922 г. был приговорен к 3 годам тюремного заключения, но 17 янв. 1923 г. постановлением ВЦИК освобожден. В 1924 г. награжден митрой. В мае того же года включен в состав Высшего Церковного Совета . После закрытия в 1925 г. Петропавловской ц. при сельскохозяйственной академии назначен настоятелем Введенской ц. в Черкизове до ее закрытия в 1931 г., после чего находился на иждивении сына - чл.-кор. АН СССР проф. И. И. Артоболевского. 28 янв. 1933 г. арестован по обвинению в «антисоветской пропаганде», заключен в Бутырскую тюрьму. Вместе с ним было арестовано 13 чел., они обвинялись в том, что собирались для бесед на религ. темы. Виновным себя не признал. 15 марта 1933 г. особым совещанием при Коллегии ОГПУ приговорен к 3 годам ссылки в Северный край. По окончании ссылки вернулся в Москву. 22 янв. 1938 г. арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации», заключен в Таганскую тюрьму. Виновным себя не признал. 14 февр. 1938 г. Особой тройкой при УНКВД по Московской обл. приговорен к расстрелу. Казнен, погребен в безвестной общей могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/469045.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Декабря 29 (11 января) Мученица Варвара Деревягина Варвара Дмитриевна Деревягина родилась в 1912 году в селе Бурминка Ряжского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Д.И. Назина. Училась в церковноприходской школе. В 1926 году ее выдали замуж, супруг Варвары Дмитриевны не был верующим, и женщина, вернувшись в родительский дом, посвятила свою жизнь молитве и служению Богу. После закрытия в 1937 году храма в Бурминке верующие начали собираться по домам на общую молитву, ходили на богомолье в действовавшие храмы в Скопин и Рязань, устраивали паломничества к почитаемым источникам. 7 июня 1940 году все они, в том числе Варвара Дмитриевна и ее отец, были арестованы и заключены в тюрьму города Ряжска. Варвара Дмитриевна отказалась отвечать на вопросы и подписать протокол об окончании следствия. Суд над верующими крестьянами села Бурминка проходил в Ряжске 2325 октября 1940 года. На суде Варвара Дмитриевна сказала: «Виновной себя ни в чем не признаю, в колхозе никогда не состояла... Я являюсь верующим человеком, буду в Бога верить и буду молиться». Судебная коллегия Рязанской области приговорила Варвару Дмитриевну к 8 годам заключения в ИТЛ, а ее отца к расстрелу, который потом заменили на 10 лет ИТЛ. 11 июля 1941 года Варвара Деревягина была арестована в Карагандинском лагере вместе с мученицами Наталией Сундуковой, Наталией Силуяновой, Евдокией Назиной, Анной Боровской, Матроной Наволокиной, Анной Поповой, Евдокией Гусевой, Евфросинией Денисовой, Агриппиной Киселёвой и Наталией Васильевой за невыход на работу. Все они отказались давать показания, подписывать протоколы допроса, виновными себя ни в чем не признали и были расстреляны по приговору постоянной сессии Карагандинского областного суда при Карлаге НКВД от 29 сентября 1941 года. Мученица Варвара была расстреляна 11 января 1942 года и погребена в общей безвестной могиле. Прославлена Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 года. Игумен Дамаскин (Орловский) Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/kalendar/1576/varvara/

7. В ходе переговоров было сочтено весьма важным осуществлять регулярный и оперативный обмен информацией, изданиями о жизни и служении обеих Церквей. 8. Помимо обсуждения проблематики двустороннего диалога, стороны констатировали схожесть позиций по целому ряду иных вопросов, в частности, в отношении к иным Церквям, международным христианским организациям, общеевропейским институтам, процессу европейской интеграции, вызову глобализации. По результатам состоявшегося взаимополезного обмена мнениями было признано необходимым совместное изучение этих проблем. 27 ноября 2000 года тогда еще председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл принял председателя Отдела внешних церковных связей Армянской Апостольской Церкви епископа Езника (Петросяна). В ходе их беседы была достигнута договоренность о направлении в Армению в феврале 2001 года делегации Русской Православной Церкви для представления принятого Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» и обсуждения тем, затронутых в данном документе. 13 февраля 2001 года в Эчмиадзине в Армении открылось первое двустороннее собеседование между делегациями Русской Православной и Армянской Церквей. Делегацию Русской Православной Церкви возглавлял первый заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Калужский и Боровский Климент (ныне председатель Издательского Совета РПЦ), делегацию Армянской Апостольской Церкви — председатель ее Отдела внешних церковных сношений епископ Езник (Петросян). Участники собеседований, которые продлились до 15 февраля, рассмотрели вопросы взаимоотношений Церкви с нацией, государством и светским обществом, миром политики, а также проблемы экономики, экологии, биоэтики, образования, международных отношений. Базой для дискуссии послужили Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил участникам собеседований приветственное послание, в котором подчеркнул историческую важность встречи, так как «ею начинается прямой двусторонний диалог между нашими братскими Церквями». Патриарх подчеркнул, что этот диалог «жизненно важен и ценен и как труд на благо богозаповеданного христианского единства, и как вклад в дело развития исторически тесных братских отношений между нашими государствами и народами».

http://bogoslov.ru/article/510783

К. был награжден набедренником (1897), скуфьей (1900), Библией (1898), камилавкой (1904), наперсным крестом (1912). В 1916 г. получил орден св. Анны 3-й степени. В ночь на 10 сент. 1918 г. К. и иерей Слудской Троицкой ц. Евгений Будрин были арестованы Пермской губ. ЧК как «монархисты и контрреволюционеры». В действительности священников арестовали в качестве заложников в связи с объявленным после покушения на В. И. Ленина «красным террором». 12 сент. задержанные написали прошение о вызове их на допрос и объяснении причины ареста. Они заявили, что «никаких контрреволюционных выступлений против Советской власти... не делали» (Гос. обществ.-полит. архив Пермской обл. Ф. 1. Оп. 1. Д. 10966. Л. 4). 28 сент. в ГубЧК поступило заявление за подписью 33 священников, дьяконов, псаломщиков Перми с просьбой «разрешить взять на поруки арестанта: священника Константина Широкинского». Четыре раза с ходатайствами в ГубЧК обращались супруга К. и 4 его младших несовершеннолетних детей, к-рые просили об освобождении своего единственного кормильца, не совершившего преступлений против советской власти. Однако после состоявшегося 2 окт. покушения на сотрудников Пермской ГубЧК судьба К. была решена. 4 окт. 1918 г. Пермская ЧК постановила: «Гражданина Широкинского объявить вне закона и расстрелять». В тот же день приговор был приведен в исполнение. К. похоронен на Архиерейском кладбище в Перми. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ЦГА Самарской обл. Ф. 32. Оп. 15. Д. 269; Гос. обществ.-полит. архив Пермской обл. Ф. 1. Оп. 1. Д. 10966; Архив УФСБ России по Респ. Башкортостан. Д. ВФ-17734. Лит.: Ильинский П. Всемирные заговорщики. Новониколаевск, 1919. С. 62; Дамаскин. Кн. 2. С. 113; Королев. Исповедники. С. 18; «Душу не погублю»: Исповедники и осведомители в док-тах и... о методах агентурной работы/Сост.: В. А. Королев. М., 2001. С. 196; Летопись Исидоровской церкви станции Давлеканово за 1901 г./Ввод. статья, публ., коммент.: Н. П. Зимина//Страницы истории родного края. Уфа, 2014. Сб. 4. С. 100-105.

http://pravenc.ru/text/1842036.html

Эта информация дошла до детей отца Валериана. Матушка Доминика умерла раньше, подробностей гибели мужа она так и не узнала. Много раз она писала письма в советские инстанции, с просьбой дать сведения о судьбе отца Валериана, обращалась даже в правительство. В ответ на запросы ей отвечали, что он умер от желудочной болезни в 1935 году в ссылке… В 1999 году священник Валериан Новицкий был причислен к лику местночтимых святых Белорусского Экзархата РПЦ. Юбилейным Архиерейским собором 2000 года отец Валериан был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских. См. житие священномученика Валериана (Новицкого) составленное игуменом Дамаскином (Орловским) Читайте также: Новомученики и исповедники. Лица и судьбы «Попа на вилы!» Памяти священномученика Мефодия (Красноперова) Священноисповедник Владимир Хираско: проповедовал слепым детям, осужден за антисоветскую агитацию   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 7 февраля, 2020 22 ноября, 2019 25 августа, 2022 5 апреля, 2022 12 марта, 2022 10 февраля, 2022 16 мая, 2020 9 февраля, 2020 8 февраля, 2020 7 февраля, 2020 22 ноября, 2019 25 августа, 2022 5 апреля, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/ne-otrekajsya-ni-ot-bo...

19 апр. 1932 г. награжден крестом на клобук. В нач. 1930 г. был на короткое время арестован по делу «Плетневской контрреволюционной монархической организации церковников». Вновь арестован 26 июля 1932 г. в связи с волной антиколхозных выступлений в Центральночернозёмной обл. РСФСР. Находился в областной тюрьме в Воронеже. Вместе с Орловским еп. исп. Николаем (Могилёвским , впосл. митр. Алма-Атинский), большой группой священнослужителей, монахов и мирян проходил по делу т. н. «Контрреволюционной церковно-монархической организации «Ревнители Церкви»», был объявлен ее «руководителем». На следствии не скрывал своих убеждений, обоснованно указывал, что «преследование духовенства является органической частью деятельности Соввласти» (Там же. Л. 221 об.). 26 дек. 1932 г. Коллегией ОГПУ СССР приговорен к расстрелу, замененному 10 годами ИТЛ. В том же году отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения (с дек. 1933 - Соловецкое отд-ние Беломоро-Балтийского ИТЛ, с нояб. 1936 г.- Соловецкая тюрьма особого назначения). Осенью 1937 г. НКВД принял директиву об уничтожении остававшихся на Соловецких о-вах узников. Д. был доставлен в пос. Медвежья Гора вместе с большой группой заключенных (1-й Соловецкий этап) и расстрелян в лесном урочище Сандормох по приговору Особой тройки при УНКВД по Ленинградской обл. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Соч.: Недостатки рус. иконописи и средства к их устранению. СПб., 1905; Рус. православие и зап. исповедания в богослужении и обрядах//Смоленские ЕВ. 1914. 1. С. 3-9; 2. С. 25-34; 3. С. 57-68; 4. С. 95-102; 5. С. 133-138; 6. С. 163-169; 7. С. 193-205; Речь пред благодарств. молебствием 8 июня 1913 г. окончившим курс восп. Смоленской ДС//Смоленские ЕВ. 1913. 12. С. 621-625; Религиозная революция: [Слова, сказанные в семинарской церкви в неделю 23 по Пятидесятнице]//Смоленские ЕВ. 1917. 25. С. 161-165; Речь при наречении во еп. Переславского//Владимирские ЕВ. 1918. 9. С. 64. Арх.: ГАРФ. Ф. 353. Оп. 2. Д. 737; Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263; Архив УФСБ по Владимирской обл.

http://pravenc.ru/text/168758.html

Поместный Собор РПЦ 31 янв.- 2 февр. 1945 г. , на котором патриархом был избран митр. Алексий (Симанский), издал краткое «Положение об управлении Русской Православной Церкви» , которое заменило «Определения» Собора 1917-1918 гг. Между законодательными актами 2 Соборов существует преемственная связь, внесенные же изменения, обусловленные обстоятельствами времени, заключались в подчеркивании иерархичности церковного строя. Положение 1945 г. расширяло компетенцию патриарха, епархиального архиерея, приходского настоятеля. Архиерейский Собор 18 июля 1961 г. пересмотрел Положение в части, касающейся приходского управления (клирики устранялись от распоряжения материальными средствами приходов, к-рое возлагалось исключительно на приходские собрания и приходские советы во главе с их председателями-старостами). Поместный Собор 1971 г. , который избрал патриархом Московским и всея Руси Крутицкого и Коломенского митр. Пимена (Извекова) , утвердил изменения, внесенные в Положение Архиерейским Собором 1961 г., а также вынес постановление об отмене клятв Большого Московского Собора 1667 г. на старые обряды. Поместный юбилейный Собор 1988 г. издал «Устав об управлении Русской Православной Церкви» - основной закон РПЦ, в к-ром регламентируются устройство высшего, епархиального и приходского управления, деятельность духовных школ и мон-рей. Устав РПЦ заменил «Положение об управлении Русской Православной Церкви» 1945 г. Поместный Собор РПЦ 7-8 июня 1990 г. избрал новым патриархом Ленинградского митр. Алексия II (Ридигера) . За время его патриаршества Архиерейские Соборы созывались в 1990, 1992 (дважды), 1994, 1997, 2004 и 2008 гг., а также был проведен Архиерейский юбилейный Собор РПЦ 13-16 авг. 2000 г. , на котором был принят исправленный и дополненный «Устав Русской Православной Церкви». Одним из важнейших событий церковной жизни явилось дарование Украинской Православной Церкви (УПЦ) внутренней самостоятельности в 1990 г. томосом патриарха Алексия II, предстоятеля кириархальной Церкви. Архиерейские Соборы приняли ряд документов, регулирующих совр. вопросы жизни РПЦ, в т. ч. о правосл. миссии в совр. мире, о псевдохрист. сектах, язычестве и оккультизме, об отношении к межхрист. сотрудничеству в поисках единства (1994); «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» , «Основные принципы отношения к инославию» (2000), «Положение о наградах» (2004), «Положение о церковном суде», «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» и изменения в Устав РПЦ, в основном связанные с состоявшимся в 2007 г. воссоединением РПЦ и Русской Православной Церкви за границей (2008).

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Согласно действующему Уставу Русской Православной Церкви 2000 г., К. святых входит в компетенцию Поместного или Архиерейского Собора. В межсоборный период по поручению Собора вопросы К. новомучеников и исповедников Российских могут рассматриваться Свящ. Синодом (остальные общецерковные святые прославляются только Собором), при к-ром действует синодальная Комиссия по канонизации святых, образованная постановлением Синода в 1989 г., согласно решению Поместного Собора РПЦ 1988 г. Комиссия является координирующим научно-исследовательским органом, занимающимся подготовкой материалов к К. подвижников веры и представлением их патриарху и Синоду. Новомученики российские ХХ в. Роспись собора свт. Николая Чудотворца в Нью-Йорке. 2000-е гг. Мастерская Е. Н. Максимова Новомученики российские ХХ в. Роспись собора свт. Николая Чудотворца в Нью-Йорке. 2000-е гг. Мастерская Е. Н. Максимова Основным результатом деятельности Комиссии в новейший период явилась подготовка К. сонма новомучеников и исповедников Российских XX в. Юбилейным Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. (были прославлены поименно 1097 чел.). Чин их К. состоялся в храме Христа Спасителя 20 авг. 2000 г. После выявления имен новых мучеников и исповедников решение об их К. принимается на заседании Синода. При этом имена канонизированных новомучеников просто вносятся в месяцеслов и в сонм новомучеников и исповедников Российских с указанием епархии, от которой поступило прошение о К., а чин К., как правило, совершается в самой этой епархии. Всего по состоянию на 1 дек. 2011 г. решениями Синода в Собор новомучеников и исповедников Российских включено 1776 чел. Прав. Алексий Мечёв, с житием. Икона. 2000 г. Иконописец И. В. Ватагина (ц. свт. Николая Чудотворца в Клёниках, Москва) Прав. Алексий Мечёв, с житием. Икона. 2000 г. Иконописец И. В. Ватагина (ц. свт. Николая Чудотворца в Клёниках, Москва) Образ святых царственных мучеников. Икона. Нач. XXI в. Иконописец мон. Алипия (Пюхтицкий Успенский мон-рь) В сонме новомучеников и исповедников Российских Архиерейский Собор 2000 г.

http://pravenc.ru/text/Канонизация.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010