16 июля 1982 г. на заседании Свящ. Синода РПЦ избран по возведении в архимандрита быть епископом Серпуховским, викарием Московской епархии, управляющим Патриаршими приходами в Канаде и временно в США. 18 июля 1982 г. возведен патриархом Пименом в Троицком соборе ТСЛ в сан архимандрита. 8 авг. того же года состоялась епископская хиротония К. в Свято-Духовом соборе г. Минска, к-рую возглавил Минский митр. Филарет (Вахромеев) . 23 марта 1987 г. К. был освобожден от управления Патриаршими приходами в Канаде и назначен управляющим Патриаршими приходами в США. 19 мая 1989 г. возведен в сан архиепископа. В США деятельность К. была связана с укреплением межприходского единства, консолидацией приходов РПЦ в США с духовным центром в Свято-Никольском соборе в Нью-Йорке. Неоднократно посещал правосл. духовные учебные заведения: Свято-Владимирскую семинарию в Крествуде, шт. Нью-Йорк, Свято-Тихоновскую семинарию в Саут-Кейнане, шт. Пенсильвания, Греческую семинарию Святого Креста в Бруклайне, шт. Массачусетс. В 1986 г. объехал приходы Аляски, где поклонился мощам прп. Германа Аляскинского, изучал историю и совр. состояние церковной жизни. К. наладил диалог с представителями Православной Церкви в Америке, др. поместных Церквей, проводил регулярные встречи с епископами, клиром и мирянами РПЦЗ. Принимал участие в гос. и общественных мероприятиях, встречался с Президентом США Р. Рейганом, Генеральным секретарем ООН Х. Пересом де Куэльяром, с представителями Правительства США, губернаторами штатов, сенаторами, конгрессменами, общественными и религ. деятелями. Участник Поместного Собора Русской Православной Церкви 7-8 июня 1990 г. , на к-ром был избран главой РПЦ патриарх Алексий II . 20 июля 1990 г. назначен архиепископом Калужским и Боровским и одновременно заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений. Возглавлял делегации РПЦ на заседаниях межправославной Подготовительной комиссии Святого и Великого Собора по вопросам о правосл. диаспоре (Шамбези, Швейцария, нояб. 1990), на Конференции канонистов по правосл. диаспоре (Шамбези, апр. 1995), на общеправославном совещании по празднованию 2000-летия Рождества Христова (дек. 1995). 6 июня 1995 г. стал председателем наградной общественной комиссии учрежденных Свящ. Синодом ордена и медали св. мч. Трифона. С 11 окт. 1996 г. член рабочей группы Свящ. Синода по выработке проекта концепции, отражающей общецерковный взгляд на вопросы церковно-гос. отношений и проблемы совр. общества в целом. В 1996-2000 гг. рабочая группа подготовила «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» , утвержденные Архиерейским юбилейным Собором Русской Православной Церкви 13-16 авг. 2000 г. В 1997-2000 гг. являлся представителем РПЦ в Межправославной комиссии по подготовке празднования 2000-летия Рождества Христова на Св. земле (1997-2000).

http://pravenc.ru/text/Климент ...

11-12 дек. 1992 г. на Поместном Соборе Чехословацкой Православной Церкви в Прешове в связи с предстоящим разделением Чешской и Словацкой Федеративной Республики на 2 независимых гос-ва было принято решение об изменении офиц. наименования Церкви на «Православную Церковь в Чешских землях и Словакии». Был также принят новый устав Церкви, по к-рому единый Митрополичий совет был разделен на 2 самостоятельных органа - Митрополичий совет Чешских земель в Праге и Митрополичий совет Словакии в Прешове. Н. возглавил Митрополичий совет Словакии с титулом «Архиепископ Прешовский и Словацкий». 14 апр. 2000 г. Поместным Собором Православной Церкви в Чешских землях и Словакии он был избран Предстоятелем с титулом «архиепископ Прешовский, митрополит Чешских земель и Словакии». Интронизация Н. состоялась 4 июня 2000 г. в Прешове. Принимал участие в значимых событиях в жизни Поместных Православных Церквей. 25 дек. 2000 г. Н. участвовал в работе Синаксиса Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Стамбуле (Турция). 15 сент. 2001 г. в храме Воскресения Христова в Иерусалиме принимал участие в интронизации Иринея, патриарха Иерусалимского, 8-10 мая 2004 г. присутствовал в Белграде на торжествах, посвященных завершению работ по строительству кафедрального собора свт. Саввы Сербского. Особое внимание Н. уделял развитию братских отношений с РПЦ. 17-21 авг. 2000 г. принимал участие в освящении храма Христа Спасителя в Москве и в торжественном чине прославления святых, канонизированных Юбилейным Архиерейским Собором РПЦ. В окт. 2000 г. по благословению Н. московскому подворью Православной Церкви Чешских земель и Словакии при храме свт. Николая Чудотворца в Котельниках была передана частица мощей блгв. кн. Вячеслава Чешского. В сент. 2003 г. Н. посетил Белоруссию, где 14 сент. митр. Минский и всея Беларуси Филарет (Вахромеев) вручил ему диплом почетного доктора Минской ДА. 2-4 июля 2004 г. Н. возглавил торжества по случаю 25-летия подворья РПЦ в г. Карлови-Вари и 5-летия освящения Георгиевского храма при Посольстве РФ в Праге. 8 дек. 2001 г. Н. возглавил в Праге торжества по случаю 50-летия автокефалии Православной Церкви Чешских земель и Словакии.

http://pravenc.ru/text/2565948.html

В результате имевших место в течение трёх десятилетий консультаций и переговоров было выработано «Второе общее заявление и предложения Церквам» Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной и Древними Восточными Церквами (Шамбези, Швейцария, 23–28 сент. 1990), в котором декларировалось отсутствие догматических расхождений в области христологии. Однако Архиерейский Собор РПЦ 1997 г. по результатам обстоятельного изучения этого документа в Синодальной Богословской комиссии (1994–1997), приветствовав «дух братства, взаимопонимания и общего стремления быть верными апостольскому и святоотеческому Преданию, который выражен Смешанной богословской комиссией», постановил, что «Заявление» «не должно рассматриваться как окончательный документ, достаточный для восстановления полного общения между Православной Церковью и Восточными Православными Церквами, так как содержит неясности в отдельных христологических формулировках» . Выразив надежду на то, что эти формулировки будут и далее уточняться в ходе изучения вопросов, относящихся к восстановлению церковного общения между двумя семьями Церквей, Собор поручил синодальным структурам разработать план научных мероприятий, а также публикаций богословско-исторического и массово-информационного характера, «которые могли бы содействовать ознакомлению духовенства и верующих нашей Церкви с проблематикой и развитием богословского диалога с Древними Восточными Православными Церквами (дохалкидонскими)» . Во исполнение постановления Собора Свящ. Синод РПЦ 30 марта 1999 г. принял решение о начале прямого двустороннего диалога РПЦ с Древними Восточными Церквами. Данное решение в 2000 г. было одобрено Юбилейным Архиерейским Собором РПЦ. В 2001 г. в Москве состоялось 1-е заседание координационного комитета с участием представителей РПЦ и Коптской, Сирийской и Армянской Апостольской (Киликийский Католикосат) Церквей. На встрече с участниками Патриарх Московский и всея Руси Алексий II особо отметил, что начало двусторонних переговоров не означает, что РПЦ ставит под сомнение значение общеправославного богословского диалога, но необходимо придать новый импульс дальнейшему изучению разных богословских традиций, прежде всего в области христологической терминологии.

http://bogoslov.ru/article/4657128

Обязанность посещать приходы своей епархии возлагалась на правящих архиереев «Определением об епархиальном управлении», принятым Поместным Собором Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , «Положением об управлении Русской Православной Церкви» , изданным Поместным Собором 1945 г. , а также Уставом об управлении Русской Православной Церкви , принятым Поместным Юбилейным Собором 1988 г. В ныне действующем Уставе Русской Православной Церкви , изданном Архиерейским юбилейным Собором 2000 г. , указывается, что епархиальный архиерей «согласно канонам, посещает приходы своей епархии и осуществляет контроль за их деятельностью непосредственно или через своих полномочных представителей» (Х 1. 17 ж). При этом обязанность посещения всех без исключения приходов Устав возлагает на благочинных: «Осуществляя свои обязанности, благочинный по крайней мере раз в год посещает все приходы своего округа, проверяя богослужебную жизнь, внутреннее и внешнее состояние храмов и иных церковных построек, а также правильность ведения приходских дел и церковного архива, знакомясь с религиозно-нравственным состоянием верующих» (Х 5. 53). Благочинный обязан также ежегодно представлять епархиальному архиерею отчет о состоянии благочиния (Х 5. 56). Помимо В. внутри епархий во все эпохи церковной истории предстоятели Поместных Церквей в разных формах осуществляли В. епархий, находящихся в их юрисдикции. В Русской Церкви таким правом располагали митрополиты Киевские, затем Московские и, наконец, Патриархи, но оно не принадлежало Первоприсутствующим в Святейшем Синоде в синодальный период. Восстановив Патриаршество, Поместный Собор 1917-1918 гг. предоставил Святейшему Патриарху право В. всех епархий Российской Церкви. Аналогичное положение содержится в «Положении об управлении Русской Православной Церкви» 1945 г. и в Уставе об управлении РПЦ 1988 г. В ныне действующем Уставе РПЦ говорится, что Патриарх «имеет право посещения в необходимых случаях всех епархий Русской Православной Церкви» (Ап. 34, Антиох. 9, Карф. 52 (63)) (IV 7c). За время своего Первосвятительского служения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил многочисленные В. епархий Русской Церкви; многие из них он посетил многократно.

http://pravenc.ru/text/158434.html

2 июля 1937 г. арестован и заключен в тюрьму г. Вологды. Обвинялся в том, что является организатором и руководителем «контрреволюционной церковно-монархической группы». Вместе с ним были арестованы др. священнослужители и миряне. Не признал себя виновным в контрреволюционной деятельности, постановление о предъявлении обвинения подписывать отказался. Казнен по приговору Особой тройки при УНКВД по Северной обл. от 19 сент. 1937 г. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ по Вологодской обл. Д. 8965. Лит.: Именной список ректорам и инспекторам ДА и семинарий, преподавателям ДА и монашествующим преподавателям ДС на 1917 г. Пг., 1917. С. 47; Собор, 1918. Деяния. Т. 2. С. 11; Резухин А. А., прот. Церковная Вологда 1930-1940-х гг.//Вологда: Краевед. альм. 2000. Вып. 3. С. 780-782, 795; Козлов К. О. Судьба прот. Константина Богословского//Вел. Устюг: Краевед. альм. 2000. Вып. 2. C. 236-243; За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне РПЦ, репрессированные в Сев. крае (1918-1951): Биогр. справ./Сост.: С. В. Суворова. Архангельск, 2006. С. 58. Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/text/1841992.html

В сонме Новомучеников и Исповедников Российских Собором были прославлены как страстотерпцы император Николай II, императрица Александра Феодоровна, царевич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия, бессудно убиенные в Екатеринбурге 17 июля 1918 г. Собором были также канонизированы еще 57 святых, послуживших Богу и Церкви в разные исторические периоды, среди них — сщмч. митрополит Арсений (Мацеевич), валаамские преподобномученики, убитые шведскими протестантами, оптинские старцы, ранее местночтимые, подвижники ХХ в.: преподобные Алексий Зосимовский, Серафим Вырицкий, св. праведный Алексий Мечёв. Вслед за принятием деяния о канонизации святых Архиерейский юбилейный Собор заслушал доклад председателя синодальной Богословской комиссии Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева), посвященный деятельности возглавляемой им комиссии и освещению разрабатываемых ею тем, в частности состоянию богословской мысли РПЦ и ее взаимоотношениям с инославием. После краткой дискуссии по докладу Собор одобрил предложенный проект документа «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», в котором, с одной стороны, Православная Церковь характеризуется как единственная из конфессий, тождественная Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Символа веры, а с другой— признается относительная церковность и инославных Церквей, насколько они сохранили наследие древней Церкви. На утреннем заседании 15 августа Собору был представлен доклад митрополита Смоленского Кирилла, председателя синодальной рабочей группы по выработке проекта «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». После долгой дискуссии по докладу, в которой участвовали митрополит Челябинский Иов (Тывонюк), архиепископы Винницкий Макарий (Свистун), Львовский Августин (Маркевич), Белгородский Иоанн (Попов), Таллинский Корнилий (Якобс), Тверской Виктор (Олейник), Аргентинский Платон (Удовенко), епископы Тираспольский Юстиниан (Овчинников), Вологодский Максимилиан (Лазаренко), отцы Собора постановили одобрить «Основы социальной концепции». Принятый документ стал уникальным явлением в истории Православной Церкви, поскольку ни одна другая Поместная Церковь не имеет подобного документа, в котором бы так полно и систематично была выражена позиция Церкви по общественным проблемам, в т. ч. таким, как собственность, светская культура и наука, мир, война, преступность, светское право, СМИ, труд, вопросы семьи и брака, биоэтики и экологии.

http://sedmitza.ru/lib/text/429349/

Семья Г. после его смерти была репрессирована. Вдова Александра Моисеевна скончалась в ссылке в Архангельске. Невестка Глафира Алексеевна после пыток в орловской тюрьме лишилась рассудка и умерла. Брат - свящ. Покровской ц. в г. Болхове о. Константин вместе с др. священниками утоплен в трюме баржи в р. Енисей (под Красноярском). Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. 9 дек. 2000 г. обретены его св. мощи (хранятся в Спасо-Преображенском храме г. Болхова). Лит.: Неделин В. Крест свящ. Георгия Коссова//Моск. журн. 1996. 4. С. 28-30; Нилус С. А. Отец Егор Чекряковский// Он же. Великое в малом. [Серг. П.], 1992р. С. 237-274; Усов Н. Н. Источник Воды Живой: Священноисповедник прот. Георгий Коссов: [Житие и акафист]. М., 2004. В . И . Амиргулова Иконография Г. начала разрабатываться орловскими художниками в кон. 90-х гг. XX в., накануне его канонизации, в совр. традициях переработки в иконописном стиле сохранившихся фотографий новопрославленных святых. Первые иконы отличаются произвольностью и эклектизмом в выборе деталей изображения: напр., для ростового образа, выполненного в 2000 г. мастером А. В. Власовым из Мценска (в наст. время над ракой святого в Преображенском соборе Болхова), образцом послужила не фотография Г. 10-х или 20-х гг. XX в., а древнерус. ростовые образы святых, облаченных в диаконские стихари с оплечьем (либо фелонь и набедренник), поэтому нет камилавки и священнического наперсного креста (введен как награда в 1797), в лике отсутствует портретная характеристика. Последующие иконы Г., созданные в нач. XXI в. в Орловской епархии, восходят к сохранившимся фотографиям - святой представлен фронтально, в широкой рясе с наперсным крестом и в темной бархатной камилавке. Густые вьющиеся пряди волос, окладистая борода, высокий лоб, широкие скулы, низкие густые брови и легкая полуулыбка передают характерный внешний облик. Именно так написаны 2 поясных образа с мощевиками (работы диак. Александра Неврова 2000 г.) из Ахтырского (Никитского) кафедрального собора Орла и ц. Рождества Христова в Болхове: Г. изображен в живописной манере, в епитрахили, с благословляющей десницей, крестом в левой руке и прижатым к груди Евангелием (обнаружены при обретении мощей).

http://pravenc.ru/text/164219.html

Н. в течение месяца оставалась за старшую в Тобольске, взяла на себя заботы о больном брате Алексие. С мая 1918 г. содержалась со всей семьей в Екатеринбурге в доме инженера Н. Н. Ипатьева. 17 июля 1918 г. вместе с родителями, сестрами, братом и приближенными убита сотрудниками Уральской ЧК в подвале дома Ипатьева. Чтобы затруднить обнаружение тел убитых, исполнители казни приняли меры по уничтожению и тайному захоронению останков в старых рудниковых шахтах урочища Четырех Братьев (Ганина Яма) у дер. Коптяки близ Екатеринбурга. В 1991 г. у Коптяков было обнаружено захоронение 9 чел., которое исследователи определили как могилу царской семьи и сопровождавших ее лиц. В 1998 г. правительственная комиссия после проведенных экспертиз признала принадлежность « екатеринбургских останков » членам семьи имп. Николая II и ее слугам и приняла решение об их торжественном захоронении в Петропавловском соборе С.-Петербурга. РПЦ не смогла принять с абсолютной достоверностью идентификацию останков до разрешения всех сомнений относительно их принадлежности царской семье. Вместе со своей семьей О. Н. была канонизирована 1 нояб. 1981 г. Архиерейским Собором РПЦЗ. Прославлена в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 673 [Вел. кнж. Ольги Николаевны]. Лит.: Титов И. В. ОТМА: Неск. слов о вел. княжнах Ольге, Татьяне, Марии и Анастасии Николаевнах//Дворянское собрание. М., 1996. 4. С. 28-45; Савченко П. Русская девушка: [Светлой памяти царственной мученицы вел. кнж. Ольги Николаевны (1895-1918)]. М., 2001; Кравцова М. В. Воспитание детей на примере святых царственных мучеников. М., 2002. С. 157-173; Царские дети/Сост.: Н. К. Бонецкая. М., 20052. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА (1872 -1918), императрица Всероссийская, супруга мч. имп. Николая II, мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСИЙ Николаевич (1904–1918), цесаревич и вел.

http://pravenc.ru/text/2578373.html

14 сентября 1918 г. В. и археолог А. И. Анисимов осматривали древности Горицкого в честь Воскресения Господня жен. мон-ря . На обратном пути В. был арестован, заключен в тюрьму в Кириллове. На следующий день ок. 5 час. утра В., игум. Ферапонтова мон-ря Серафиму (Сулимову) и 4 мирян, дворянина Михаила Трубникова , гласного городской думы Николая Бурлакова , крестьян Анатолия Барашкова и Филиппа Марышева , вывели из тюрьмы и в сопровождении вооруженного отряда из 20 чел. повели по направлению к Горицам. Епископ попросил разрешения зайти в мон-рь, чтобы приобщиться Св. Таин, но ему было отказано. Арестованных расстреляли на горе Золотуха, их тела были похоронены там же в одной могиле. Братия монастыря во главе с наместником игум. Феодоритом (Преображенским) обратилась к властям с ходатайством о разрешении перенести тело В. в мон-рь. Несмотря на то что разрешение было получено, красногвардейцы не позволили инокам забрать останки епископа. 17 сент. проживавший в мон-ре на покое еп. Мисаил (Крылов) совершил заочное отпевание убиенных. Узнав о казни, Тихвинский еп. Алексий (Симанский) (впосл. Патриарх Московский и всея Руси) составил обращение в Новгородский епархиальный совет, в к-ром призвал «к молитвенному поминовению святителя-страстотерпца. Имя его да запечатлеется во всех синодиках церквей и монастырей Новгородской епархии, дабы навсегда о нем приносилась бескровная Жертва... Взирая на скончание жительства его, да подражаем вере его». Еп. Алексий направил в Кириллов члена епархиального совета В. Н. Финикова для выяснения обстоятельств расстрела. Собранные Финиковым мат-лы были представлены в комиссию по гонениям, созданную по решению Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг . (позднее они легли в основу жития В., составленного синодальной Комиссией по канонизации святых ). Место погребения мучеников долгое время было почитаемо. В 60-х гг. власти, чтобы прекратить почитание, превратили Золотуху в могильник для скота, рядом стоял свинарник. 17 дек. 1998 г. на месте расстрела мучеников был установлен поклонный крест, к-рый освятил Вологодский и Великоустюжский еп. Максимилиан (Лазаренко) . Летом 2000 г. на Золотухе начались поиски останков мучеников, было установлено, что при проведении здесь строительных и дорожных работ могила была уничтожена, мощи мучеников вывезены. В. был прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г .

http://pravenc.ru/text/154333.html

Настоящая статья посвящается сравнительному анализу взглядов на вопрос о границах Церкви архиеп. Илариона и «других», т. е. тех русских богословов на Западе и в России, которые, отвергая выводы сщмч. Илариона, предлагали свое решение спорного вопроса. В вопросе о границах Церкви в наше время наиболее авторитетной обычно считается позиция патриарха Сергия (Страгородского) и протоиерея Георгия Флоровского. На Архиерейском Соборе РПЦ 2000 года Богословская комиссия Священного Синода, занимавшаяся подготовкой материалов Собора «по вопросам вероучительного и богословского характера» с. 49], огласила следующие выводы: «Подводя итог краткому рассмотрению темы " границ Церкви " и норм отношения Церкви к инославной реальности, мы можем сделать вывод, что богословски, святоотечески и исторически наиболее обоснована позиция Патриарха Сергия и протоиерея Георгия Флоровского, на основании которой Русская Православная Церковь и строит свое отношение к инославию» с. 86]. Позиции указанных Архиерейским Собором богословов и выбраны для рассмотрения в настоящей статье. Кроме того, здесь рассматривается решение спорного вопроса протт. Ливерия Воронова и Владислава Цыпина, развивавших те же идеи, а также анализируются выводы Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ 2000 года.   Архиеп. Иларион (Троицкий) о границах Церкви Говоря о взглядах архиеп. Илариона, необходимо отметить, что тема Церкви находилась в центре его богословских интересов, и вопрос о границах Церкви был неразрывно связан с общими экклезиологическими воззрениями будущего священномученика. О Церкви архиеп. Иларион говорит в органических терминах. Церковь есть богочеловеческий организм, возглавляемый Христом и оживотворяемый Св. Духом. Как часть, отсеченная от тела, погибает, так и отколовшиеся от Церкви сообщества умирают, теряя благодать, в том числе и благодать Таинств.         Основная сложность такой позиции состояла в согласовании и примирении идеи органического единства Церкви и безблагодатности отделившихся от неё сообществ с церковными каноническими правилами, согласно которым приходящие к Церкви из ереси и раскола присоединялись различным образом – через крещение, миропомазание или покаяние.

http://bogoslov.ru/article/1282377

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010