Перечисленные труды покойного и заботы его по охранению памятников родной старины обратили на себя внимание и получили достойную оценку со стороны многих ученых Обществ: уже С 1879 года Андрей Александрович состоял действительным членом Императорского Общества Любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии; в 1880 году он был избран членом-корреспондентом Императорского Общества Любителей Древней Письменности и действительным членом Императорского Московского Археологического Общества; с 1881 года он – действительный член Императорского Русского Археологического Общества; с 1882 г. –действительный член Императорского Одесского Общества Истории и Древностей; с 1883 г. – действительный член Императорского Русского Географического Общества; с1887 г. – действительный член Императорского Общества Истории и Древностей Российских; почетный член Псковского Археологического и Орловского Церковно-историко-археологического Обществ. Затем целый ряд других ученых Обществ и губернских ученых архивных Комиссий избирают его своим членом; в 1890–1894 гг. он состоял правителем дел Ярославской уч. арх. Комиссии и под редакцией его вышли два выпуска «Трудов» этой Комиссии; в 1895 г. избран действительным членом Общества Ревнителей Русского Исторического Просвещения в память Императора Александра III; в 1906 г. – пожизненным членом Национального Общества Французских Древностей в Париже; в 1910 году – действительным членом московского отдела Императорского Русского Военно-исторического Общества, и д. чл. Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины. Покойному Андрею Александровичу по делам коммерческим, общественным и учено-литературным приходилось соприкасаться со множеством лиц, до высших сановников государства включительно. Связи его с разными лицами и обществами были серьезны и многосторонни. Со многими учеными, общественными деятелями, представителями торгового мира он вел по разным вопросам оживленную переписку, которую старательно подбирал и в порядке хранил и которая, несомненно, представляет немалый интерес для характеристики пережитого им времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/a...

98 Майков. О земельной собственности в древней Сербии. Чтения Общества истории и древностей российских, 1860, кн. I; е г о же. Что такое прония в древней Сербии? Там же, 1868, кн. I. 100 Ф. И. Успенский. Значение византийской и южнославянской пронии. Сб. статей, сост. и изд. учениками В. И. Ламанского ... СПб, 1883, стр. 3132. 101 Ф. И. Успенский. Военное устройство Византийской империи, Изв. Русского археологического института в Константинополе, VI, вып. I, София, 1900, стр. 154204. 106 Вазелонские акты. Материалы для истории крестьянского и монастырского землевладения в Византии XIIIXV вв., Л., 1926. 108 Ф. Успенский. Наблюдения по сельскохозяйственной истории в Византии. Основные приёмы измерения земли в Византии, ЖМНП, октябрь 1888, стр. 229259. 109 Ф. И. Успенский. Следы писцовых книг в Византии, ЖМНП, январь 1884, стр. 143; февраль 1884, стр. 289335; июль 1893, стр. 152. 121 Изв. Русского археологического института в Константинополе, IV, вып. 2, София, 1899, стр. 79104. 123 Изв. Русского археологического института в Константинополе, IV, вып. 2, София, 1899, стр. 84. 165 Ф. И. Успенский. Очерки по истории византийской образованности, Гл. IV. Философское и богословское движение в XIV в. (Варлаам, Палама и приверженцы их), СПб., 1892, стр. 246364. 169 Ф. И. Успенский. Очерки по истории византийской образованности, Гл. IV. Философское и богословское движение в XIV в., стр. 278279. 171 Ф. И. Успенский. Очерки по истории образованности, Гл. IV. Философское и богословское движение, стр. 7. 174 L’art byzantin chez les slaves. Recueil dedié à la mémoire de Th. Uspensky, t. II, Paris, 1930, p. VIII. 176 П. В. Безобразов. Рецензия на работы Ф. И. Успенского: 1) Очерки по истории византийской образованности, СПб., 1892; 2) Синодик в неделю православия, Одесса, 1893. Византийский Временник, III (1896), стр. 125150. 177 Th. Uspensky. L’Institut Archèologique Rusae à Constantinople, Revue contemporaine, 10, 20, Octobre 1910, St. Pètersbourg, p. 32. 186 Изв. Русского археологического института в Константинополе, XII (1907), стр. 1255, с альбомом из 47 таблиц, с 6 таблицами в тексте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Окончание строительства историко-археологического парка «Херсонес Таврический» обсудили на встрече председателя Патриаршего совета по культуре с представителями музейного сообщества 11 апреля 2024 г. 18:56 10 апреля 2024 года в Государственном музее-заповеднике «Херсонес Таврический» состоялась рабочая встреча председателя Патриаршего совета по культуре митрополита Симферопольского и Крымского Тихона с представителями музейного сообщества России. В мероприятии приняли участие представители ведущих музеев, в частности, музеев Московского Кремля, Государственного исторического музея, Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, а также Департамента музеев и внешних связей Министерства культуры Российской Федерации, научные сотрудники, ученые-археологи. Присутствовали губернатор Севастополя М.В. Развожаев, заместитель министра культуры РФ С.Г. Обрывалин, представители Министерства обороны РФ и Фонда поддержки гуманитарных наук «Моя история». Главной темой совещания стали окончание строительства историко-археологического парка «Херсонес Таврический», инициатором которого выступил Президент Российской Федерации В.В. Путин, и создание экспозиции первого в России Музея христианства. Участники совещания обсудили формирование экспозиции будущего историко-археологического парка, проведение временных выставок после ввода объекта в эксплуатацию, а также наполнение экспозиционного пространства из государственных музеев и частных коллекций оригинальными предметами и копиями артефактов. «Современные мультимедийные технологии будут сочетаться с музейными экспонатами, благодаря чему посетители смогут узнать об истории Херсонеса и всей страны от эпохи правления князя Владимира и Крещения Руси до наших дней», — отметили в отделе по связям с общественностью музея-заповедника «Херсонес Таврический». Как уточнил митрополит Тихон, одним из ключевых пространств Музея христианства станет зал, повествующий о евангельских событиях. Сейчас прорабатывается вариант создания цифровых копий экспонатов из собраний Третьяковской галереи и Русского музея.

http://patriarchia.ru/db/text/6119930.ht...

93 . Забелин И. В чем заключаются основные задачи археологии как самостоятельной науки?//Труды Третьего археологического съезда в России, бывшего в Киеве в августе 1874 г. Киев, 1878. Т. 1.С. 1–17. 94 . Записка о преобразовании ЦАО при КДА в ЦИАО при К ДА//ТКДА. 1901, 12, отд. 8. С. 9–17. 95 . Иваницкий Б. Иудейско-арамейские папирусы с острова Элефантины и их значение для науки Ветхого Завета. Киев, 1914. 96 . Иероним (Лаговский), архим. Библейская археология. СПб., 1883. 97 . Ильинская Л. Финикийцы в Сицилии//ВДИ. 1987, 1. С. 41–54. 98 . Историческая записка о деятельности ИМАО за первые 25 лет существования. М., 1890. 99 . История Востока: В 6 т. М., 1997. Т. 1: Восток в древности/Отв. ред. В. Якобсон. 100 . История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации: [В 2 ч.]. М., 1983. Ч. 1: Месопотамия/Под ред. И. Дьяконова; М., 1988. Ч. 2: Передняя Азия. Египет/Под ред. Г. Бонгард-Левина. 101 . Кагаров Е. Прошлое и настоящее египтологии. Сергиев Посад, 1914. 102 . Калачов Н. Вступительное слово, произнесенное при открытии Археологического института//Сб. Археологического института. 1878. Кн. 1. С. 1–11. 103 . Калачов Н. О взаимной связи между науками, преподаваемыми в Археологическом институте//Сб. Археологического института. 1881. Кн. 5, пол. 1, прил. С. 3–12. 104 . Каледа Г., прот. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. М., 1995. 105 . Кацнельсон И. Загадки медного свитка//ААС. 1963, 7. С. 46–52. 106 . Кацнельсон И. Из истории египтологии в России. Первая русская диссертация по древнеегипетскому искусству//ПС. 1959. Вып. 4. С. 182–185. 107 . Кейль К.-Ф. Руководство к библейской археологии//ТКДА. 1871, 12. С. 1–48; 1872, 1, 3–7, 9,11–12. С. 49–288; 1873, 1–7, 9–12. С. 289–464; 1874, 1–7. С. 465–592 (своя пагинация); 9, 11. С. 1–32; 1875, 2–4, 6–8, 10, 12. С. 33–208; 1876, 2, 4–10, 12. С. 209–384 (своя пагинация). 108 . Кленгель-Брандт Э. Вавилонская башня: Легенда и история. М., 1991. 109 . Клочков И. «Повесть об Ахикаре»: историчность литературного героя//ВДИ. 1977, 3. С. 3–10.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Первые публикации вышли в кон. 70-х гг. XIX в. в популярных лит. журналах («Русский вестник», «Заграничный вестник») и в «Православном обозрении». Помимо преподавательской деятельности в 1887 г. Н. создал Восточную комиссию при Имп. московском археологическом об-ве, где занимался изучением древних памятников Ассирии, Урарту, Армении. В 1889-1896 гг. редактор издания «Древности восточные. Труды Восточной комиссии Московского археологического общества». В 1893 г. вместе с А. А. Ивановским возглавил археологическую экспедицию в Закавказье, где скопировал множество надписей на урартском языке. Результатом экспедиции было издание корпуса урартских надписей, за которое Н. был удостоен золотой медали Русского археологического об-ва. С окт. 1894 г. состоял на службе в Мин-ве внутренних дел, в Московском цензурном комитете. В 1898 г. Н. вновь поступил на работу в МДА сначала в качестве стороннего преподавателя (ЖЗС МДА за 1898 г. С. 189-191), а с 16 июля 1899 г.- исполняющего должность доцента по кафедре евр. языка и библейской археологии (Отчет о состоянии МДА за 1898/99 уч. г. С. 5). Уволен по собственному прошению от должности с резолюцией митрополита Московского от 31 авг. 1900 г. в связи с переводом на службу в С.-Петербург (Отчет о состоянии МДА за 1899/1900 уч. г. С. 6), где 22 дек. 1901 г. стал сверхштатным (с 30 авг. 1905 - членом) совета Главного управления по делам печати. В 1900-1908 гг. жил в С.-Петербурге, где издал коллекцию шумерских хозяйственных текстов, принадлежавшую Н. П. Лихачёву (более 900 табличек), итогом этой работы стал выход двухтомника «Документы хозяйственной отчетности...» (1908-1915) с транслитерацией и комментариями. Н. издавал также сир. рукописи Евангелия и пальмирские надписи. Во время первой мировой войны Н. призывал к созданию Международной комиссии для спасения и изучения древностей Месопотамии и Палестины. Н.- действительный член Имп. русского археологического об-ва, Имп. московского археологического об-ва, Имп. об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском ун-те, член-корреспондент Имп.

http://pravenc.ru/text/2566204.html

ОР РНБ, ф. 253 (Дмитриевский). Письма архимандрита Филарета (Филаретова) архимандриту Антонину. Копии. Л. 355 об. 321. Отношение Церковно-Археологического Общества при Киевской Духовной Академии к архимандриту Антонину Киев 11 ноября 1874 г. Ваше Высокопреподобие, высокопреподобнейший отец архимандрит Антонин! К продолжению многочисленных и драгоценных пожертвований, сделанных Вашим Высокопреподобием для библиотеки Киевской Духовной Академии и Церковноархеологического музея, Церковно-археологическое общество при Киевской Духовной Академии имело удовольствие получить фотографический портрет Вашего Высокопреподобия, каковой и помещен в Церковно-археологическом музее. Уведомляя о получении сего портрета, равно как и 6ти серебряных монет, вделанных в его рамки, и абиссинского рукописного сборника на пергамене, я вместе с сим, по поручению Общества, считаю долгом принести Вашему Высокопреподобию искреннюю благодарность за драгоценные Ваши пожертвования для музея. С глубоким уважением и преданностию имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугой Епископ Филарет Секретарь Николай Петров 582 Архив РДМ, п. 69, д. 1433, 1 л. 322. Отношение Церковно-Археологического Общества при Киевской Духовной Академии к архимандриту Антонину Киев 20 декабря 1874 г. Ваше Высокопреподобие, высокопреподобнейший отец архимандрит Антонин! В текущем декабре месяце Церковно-археологическое общество при Киевской Духовной Академии получило от Вашего Высокопреподобия в дар для Церковно-археологического музея 290 монет еврейских, сиро-греческих, греко-египетских, византийских и городов малоазийских и сирийских, и греческий рукописный сборник XVI–XVII в. Находя эти монеты драгоценным приобретением, которым Церковно-археологический музей при Киевской Духовной Академии может гордиться пред другими отечественными и иностранными нумизматическими кабинетами, Церковно-археологическое общество при Киевской Духовной Академии не находит слов к выражению тех чувств признательности и глубочайшей благодарности, с коими оно приняло Ваше приношение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

На первом этапе изучение христианских памятников не было в центре интересов Комиссии, но постепенно положение менялось. Благодаря раскопкам в Херсонесе, которые Комиссия курировала с 1888 г., развивается раннехристианская и византийская археология. Археологическая комиссия стремилась создать единые правила ведения раскопок и отчетной документации. Уже в 1856 г. «комиссия Строганова», предшественница Археологической комиссии, выработала правила раскопок в Керчи – речь шла о памятниках классической эпохи. Во время председательства Бобринского Комиссия стремилась утвердить свое исключительное право на разрешение раскопок («Открытый лист») и ведение реставрационных работ по всей России. Эта задача была выполнимой, когда раскопки велись на государственных землях, но не на частных. Комиссия в сотрудничестве с другими учреждениями активно занималась проблемами охраны и реставрации древнерусских церквей и их живописи в Новгороде, Старой Ладоге, Владимире-Волынском, Переславле-Залесском, Юрьеве-Польскóм, Пскове, Киеве и других городах; вела реставрацию средневековой фортификации в Новгороде, Пскове, Смоленске, а также крупных церковных зданий XVIII в. в Петербурге. Важно отметить, что Археологическая комиссия наладила контроль и учет всех кладов и монетных находок в России, многие из них обогащали коллекции Эрмитажа, а позже – Российского исторического музея в Москве. Очень значимой была издательская деятельность Археологической комиссии. Публикации делились на три типа: – Отчеты, которые дополнялись объемистыми Атласами (22 тома с 1859 по 1888 г.) и в большинстве случаев публиковались параллельно на русском и французском языках; – хорошо известная и сейчас серия «Материалы по археологии России» (MAP) – в форме монографий (37 томов за период 1866–1918 гг.); – " Известия Археологической комиссии« (ИАК) – сборники, где часто публиковались отчеты о раскопках. Всего с 1901 по 1918 г. их вышло 66, с 32 томами Дополнений. Девять специальных выпусков «Известий» были посвящены специально проблемам реставрации памятников архитектуры 2507 . «Известия» имели две полезных рубрики: обзор археологической периодики на иностранных языках и рецензии на труды по русской истории и археологии. Начиная с 1902 г., эти рубрики вел профессор Императорского историко-филологического института, филолог и историк античности Александр Юстинович Малéин (1869–1938), президент Русского библиографического общества, член-корреспондент Академии наук (1916) 2508 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 2001 г. на «Общественном совете при Мэре Москвы по проблемам формирования градостроительного и архитектурно-художественного облика города» были заслушаны предложения по открытию исторического дворика на уровне входа в Нижний храм и созданию археологического лапидария, а также раскрытию южного фасада храма на улицу Ильинка. Эти предложения были поддержаны в выступлениях Президента Союза Архитекторов России Ю.П. Гнедовского, главного архитектора Москвы А.В. Кузьмина, главного археолога Москвы А.Г. Векслера и Мэра Москвы Ю.М. Лужкова. В Верхнем храме, после освобождения стен от фанерной обшивки, были обнаружены росписи конца XVIII - начала XIX в.в. Во время работ по укреплению кладки стен и сводов, они в 2003-2005 г.г. по уникальной технологии были сняты со стен и перенесены на холст, что спасло их от окончательной гибели. Росписи составляют единый ансамбль, посвященный Евангельским чтениям Цветной триоди от Пасхи до недели Всех святых, и, по заключению специалистов, представляют историческую и художественную ценность. Теперь они с успехом экспонируются на различных реставрационных и художественных выставках, а в дальнейшем при храме планировалось создание церковно-археологического комплекса, в музее которого они могли бы занять достойное место. Инициатива прихода храма по созданию Церковно-археологического комплекса получила одобрение Святейшего Патриарха Алексия II и была поддержана Правительством Москвы, которое в 2008 г. выпустило специальное Распоряжение 1533-РМ «О разработке предпроектных предложений по созданию единого церковно-археологического комплекса на основе объекта культурного наследия по адресу: ул. Ильинка, д. 3/8, стр. 2». По этому распоряжению были также проведены сбор и подготовка историко-архивных материалов, обследование здания храма и работы по замене аварийной кровли (более пяти лет до этого здание в центре Москвы было покрыто рубероидом) и цементации фундаментов. Один из разработанных вариантов предпроектных предложений был поддержан Искусствоведческой Комиссией при Епархиальном совете г. Москвы.

http://sobory.ru/article/?object=04374

Вменяя себе в приятную обязанность известить о сем вас, милостивый государь, имею честь препроводить диплом на это звание, устав общества и издаваемые оным Известия. Поручая себя святым молитвам вашим, покорнейше —521— 1860 г. прошу принять уверение в совершенном моем почтении и преданности Д. Поленов». В дипломе изображено: «Императорское Русское Археологическое общество, под председательством Его Императорского Высочества Государя Великого Князя Константина Николаевича 777 , избрало ректора Московской духовной семинарии, архимандрита Савву в число своих членов-корреспондентов. Санкт-Петербург. Апреля 19 дня 1860 года. Председатель Константин. Помощник председателя граф Блудов. Секретарь Д. Поленов». Совсем неожиданно удостоившись такой чести, я поспешил довести о сем до сведения преосв. митрополита, находившегося в это время в Троицкой лавре, и просить благословения его высокопреосвященства на принятие предложенного мне почетного звания. В ответ на это владыка писал мне от 1-го июня; «Отцу ректору, с сотрудниками, Божие благословение, и мир, и успех. Почему не принять вам избрание в сотрудники Археологического общества? Нам приятно, что ваши труды и познания приобретают вам справедливое внимание». Вслед за тем, от 27-го июня, писал я в Археологическое общество: «Минувшего мая 27-го дня имел я честь получить отношение Императорского Археологического общества от 28-го апреля текущего года за 62, коим общество извещает меня, что оно в заседании, бывшем 22-го минувшего марта, избрало меня своими членом-корреспондентом; причем препроводило ко мне диплом на это звание, устав общества и изданные оным Известия». Почитая за особенное счастье принадлежать к числу ученых и благородных деятелей на поприще Отечественной археологии и взирая на усвоенное мне звание члена-корреспондента Императорского Археологического общества, как на знаки благосклонного ко мне внимания со стороны общества, —522— 1860 г. приношу за сие мою искреннейшую и глубочайшую благодарность, и вместе с тем вменяю себе в обязанность, по мере возможности, содействовать обществу в его полезных трудах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Член-корреспондент Академии наук, член-корреспондент Русского археологического общества. Окончил Костромскую ДС (1861), Киевскую ДА (1865). Магистр богословия (1868). Экстраординарный профессор кафедры теории словесности и истории российской литературы (1871). Секретарь Церковно-исторического и археологического общества при Академии (1872). 583 Мурзакевич Николай Никифорович (1806–1883) – историк и археолог, директор Ришельевского лицея в Одессе. Сын священника, окончил Московский университет (1828). Преподаватель истории в лицее (1836), профессор русской истории (1840). Директор лицея (1853–1857). В 1854 г., во время Крымской войны, по просьбе М.С. Воронцова, участвовал в спасении его уникального собрания рукописей. Основатель, секретарь (1839) и вице-президент (с 1875) Одесского общества истории и древностей. 584 Блау Эрнст Отто Герман (1828–1879) – немецкий востоковед и дипломат. В период службы в прусском посольстве в Константинополе (с 1854) работал и публиковался по самой разной тематике: изучал археологические памятники Малой Азии и Архипелага (1855), состояние персидской торговли и возможностей развития германско-персидских коммерческих связей (1857), участвовал в международной комиссии по умиротворению Герцеговины, Албании и Черногории (1861). Генеральный консул в Сараеве (1864). С 1872 г. германский консул в Одессе (покончил жизнь самоубийством в 1879). Кроме статей и книг о Востоке и Балканах, известен исследованиями по нумизматике, в том числе интересующей нас книгой: Блау О./Blau O. Восточные монеты музея Императорского Общества истории и древностей в Одессе. Die orientalischen munzen des Museums der Kaiserlichen Historisch – Archäologischen Gesellschaft zu Odessa. Odessa, 1876. 585 Юзефович Трофим Павлович (1840–1883) – дипломат, историк русской дипломатии. В Азиатском департаменте МИД с 1863 г. И.о. секретаря и драгомана консульства в Иерусалиме (1864–1866). Вице-консул в Тульче (1869), и.о. консула в Дамаске (1871), утвержден в должности (1873). Управляющий консульством в Иерусалиме (6 апреля 1874 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010