Рассмотренные выше категории украшений и реконструкции позволяют сделать некоторые предварительные выводы. Во-первых, о высокой степени культурного влияния салтово-маяцкой культуры на славянское население Супрутского городища. Во-вторых, о присутствии иноэтничного населения: автохтонного балтского и алано-болгарского. Рис. 1. Височные кольца, найденные на городище у с. Супруты Щекинского района Тульской области: 1–7, 9 – раскопки С. А. Изюмовой, 8 – раскопки А. В. Шекова Рис. 2. Украшения салтово-маяцкой культуры, найденные на городище у с. Супруты Щекинского района Тульской области: 1 – серьги салтовского типа, 2 – бусины и раковина каури, 3 – пуговицы, 4 – пряжки, 5 – поясные накладки и бляшки, 6 – бубенчик, 7 – перстень, 8 – фрагмент браслета (1 – по С. А. Изюмовой, 2–8 – раскопки А. В. Шекова 1995–96 гг. и А. В. Григорьева 1999 г.) Рис. 3. Украшения автохтонного населения Верхнего Поочья, найденные на городище у с. Супруты Щекинского района Тульской области: 1 – детали головного венчика, 2 – шумящая застежка, 3 – трапециевидные привески. (1,3 – раскопки А. В. Шекова, 2 – раскопки А. В. Григорьева) Рис. 4. Тордированная гривна, найденная на городище у с. Супруты Щекинского района Тульской области. Из раскопок С. А. Изюмовой Рис. 5. Реконструкции расположения украшений на костяках с городища Супруты Рис. 6. Реконструкции расположения украшений на костяках с городища Супруты Литература и источники 1 . Археологическая карта России: Тульская область. Часть 1. М., 1999. 2 . Белоцерковская И. В. Верхнеокские элементы в культуре рязано-окских могильников II Труды ГИМ. Вып. 122. М., 2000. 3 . Воронцова М. А. Украшения салтовского типа на памятниках Верхней Оки//Проблемы славяно-русской археологии чернигово-брянских земель. Материалы XVIII МАСК. Вып. 6. Брянск, 2001. 4 . Григорьев А. В. Некоторые замечания по поводу украшений ромейской культуры//Проблемы археологии Южной Руси. Чернигов, 1990. 5 . Григорьев А. В. Северская земля в VIII– начале XI века по археологическим данным. Тула, 1999.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Археологические находки подтверждают эти сообщения: 1) Исторические источники и раскопки показывают, что Астароф была одной из самых известных языческих богинь плодородия. В некоторых районах Ближнего Востока ее называли Астарт, или Астартой, а вавилоняне звали ее Иштар. В Вефиле археологи нашли печать, на которой запечатлен ее облик. 253 2) Раскопки стены в Бефсане, той самой стены, к которой филистимляне пригвоздили обезглавленное тело Саула, показали, что Бефсан (70 км к северу от Гивы) был разрушен в период с 1050 по 1000 гг. до Р. X. Эти даты совпадают со временем жизни и деяний Саула и Давида. 254 3) В результате раскопок в Гиве (современное местечко Телль–эль–Фул, что значит «фасолевый холм», в 5 км к северу от Иерусалима) были получены интересные сведения. Раскопки проводились под руководством американского профессора археологии В.Ф. Олбрайта и продолжались одиннадцать лет (1922–1933 гг.). Эти раскопки показали следующее. Первоначально городок Гива был разрушен пожаром во времена судей (см.: Суд. главы 19 и 20). Место оставалось незаселенным в течение века. Позднее на нем была построена небольшая крепость, в которой размещалось командование войсками Саула. Штаб Саула не отличался роскошью убранства, хотя и обладал определенным «сельским уютом». Крепость представляла собой двухэтажное здание. Внутри помещения были найдены разнообразные глиняные сосуды, в числе которых много кухонной посуды значительных размеров и один железный плуг, что указывает на обработку земли в окрестностях крепости. Олбрайт утверждает, что на этом месте находилось очень удобное четырехугольное укрепление с башнями на каждом из углов, которое использовалось Саулом как крепость. Эта крепость, построенная из обтесанного камня, существовала (во всяком случае, по мнению Олбрайта) в период с 1025 по 950 гг. до Р. X. и служила полевым оборонительным сооружением и штабом Саула, в котором он разрабатывал планы походов против филистимлян. В результате дальнейших раскопок в Гиве в юго–западном углу крепости была обнаружена башня. Но следует учесть то, что раскопки еще не были произведены во всем районе. 255

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМЕРИКАНСКИЕ ШКОЛЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ВОСТОКА [англ. American Schools of Oriental Research - ASOR], орг-ция, объединяющая более 100 ун-тов, колледжей, музеев США и Канады, участвующих в изучении истории Ближ. Востока. Возникла в 1900 г. как Американская школа изучения и исследования Востока (American School for Oriental Study and Research), в 1921 г. переименована в ASOR по инициативе президента Об-ва библейской лит-ры и экзегетики (Society of Biblical Literature and Exegesis) Дж. Г. Тейера, Американского об-ва востоковедения (American Oriental Society) и Американского археологического ин-та (Archaeological Institute of America). Задачи орг-ции - поощрять исследования ближневост. древностей, поддерживать археологические раскопки, стимулировать изучение языков и культурных традиций Ближ. Востока, распространять и популяризировать результаты этих работ. На базе ASOR сформировалась «американская версия» библейской археологии , к-рую разрабатывал возглавлявший Иерусалимскую школу У. Ф. Олбрайт (1920-1929; 1933-1936). Руководя обширными разведками и рядом раскопок (особенно в Телль-Бейт-Мирсиме, Телль-эль-Фуле (см. Гива (Гивеа)), он создал общую периодизацию археологических памятников Палестины, соотнеся ее с библейской хронологией. Его деятельность продолжил Дж. Э. Райт . Хорошо организованные и масштабные экспедиции ASOR, изучавшие сиро-палестинский регион, работали в Телль-эн-Насве (библ. Мицпа ), Джераше (библ. Гераса ), Беф-Цуре , Беф-Шемеше ; в Заиорданье и пустыне Негев , а позже - в Диване (библ. Дивон ), Сихеме , Эль-Джибе (библ. Гаваон ), Гезере и др. В кон. XX в. одновременно осуществлялись уже более 20 археологических проектов (среди важнейших - раскопки Телль-Микне, отождествляемого с упомянутым в Библии филистимским г. Екроном ). На Ближ. Востоке ASOR основано неск. исследовательских центров: Иерусалимская школа, с 1970 г. Институт археологических исследований им. У. Ф. Олбрайта (Albright Institute of Archeological Research) под руководством амер. археолога Ч. Торри; Багдадская школа, основанная в 1923 г., проводила в 1925-1931 гг. раскопки в Иорган-Тепе (древнем Нузи ), где был открыт архив клинописных табличек XV в. до Р. X., в 1926-1927 гг. организовала экспедиции в Телль-Биллу и Тепе-Гавру (юго-восток древней Ассирии ), всю 3-ю четв. XX в. велись раскопки в Ниппуре . В 1968 г. для работы в Иордании, разорвавшей дипломатические отношения с Израилем, создали особую школу в Аммане - Американский центр исследований Востока (American Center of Oriental Research), к-рый осуществил раскопки в Баб-эд-Дре и Телль-Хесбане, участвовал в открытии визант. рукописей в Петре Аравийской (1992). После разрыва дипломатических отношений США с Ираком Багдадская школа фактически прекратила существование. В 1978 г. был создан Американский ин-т археологических исследований на Кипре (Cyprus American Archaeological Research Institute).

http://pravenc.ru/text/114452.html

Херсонес включен в список археологических объектов, находящихся на грани исчезновения Севастополь, 19 октября 2010 г. Американский Фонд мирового наследия (GHF) включил Херсонес Таврический, расположенный на территории современного Севастополя, в список археологических объектов, находящихся на грани исчезновения. Согласно отчету организации, опубликованному на ее сайте, Херсонесу угрожает активное строительство, осложненное недостаточными усилиями по сохранению памятника, сообщает Лента.Ру . Херсонес Таврический был основан греками в VI веке до нашей эры и существовал до конца XIV века, когда город был разрушен воинами Золотой Орды. Сейчас Херсонес имеет статус национального музея-заповедника и является крупнейшим местом археологических раскопок на побережье Черного моря. Находки, сделанные при раскопках, хранятся в крупнейших музеях Украины и России. Помимо Херсонеса, в список GHF попали 11 других археологических достопримечательностей. Среди них руины древней столицы Анийского царства города Ани, находящиеся в Турции; столица Ассирийского государства Ниневия, расположенная на территории современного Ирака; один из центров культуры майя Эль-Мирадор в Гватемале и другие объекты, в том числе находящиеся в Азии и Африке. Всего, по данным GHF, в мире существует около 200 археологических достопримечательностей, сохранности которых что-либо угрожает. В отчете Фонд называет пять основных причин существования таких угроз: помимо активного строительства и недостаточных усилий по сохранению памятников, к ним относятся неконтролируемый туризм, разграбление и военные действия. По оценкам экспертов Фонда, изучивших доходы от эксплуатации 500 объектов мирового наследия, при должном обращении к 2025 году суммарная прибыль, которую они могут принести благодаря туризму, может составлять до 100 миллиардов долларов в год. Сейчас она составляет 24,6 миллиарда. 19 октября 2010 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/42190.html

Из письменных источников известно, что в 53 г. до Р. Х. рим. полководец Гай Кассий Лонгин совершил поход из Тира в М. (Тарихею), где разбил военный лагерь ( Ios. Flav. De bell. I 8. 9 (180); Idem. Antiq. XIV 7. 3 (120)). Помпей также посчитал, что это место удобно для размещения войска. Сохранилось «письмо из лагеря Тарихейского» Кассия Цицерону от 43 г. до Р. Х. ( Cicero. Ad fam. 12. 11). Город служил столицей топархии, а, согласно Плинию Старшему, озеро было даже названо по названию этого города ( Plin. Sen. Natur. hist. 5. 71). Очевидно, что уже в письменных источниках обнаруживается четкий городской характер поселения. Так, Иосиф Флавий в I в. упоминает здесь ипподром, который использовался и для общественных собраний ( Ios. Flav. De bell. II 21. 3 (599); Idem. Vita. 132-138), однако следы ипподрома пока не найдены ( Zangenberg. 2001. S. 64-65). Ок. 54 г. по Р. Х. по приказу имп. Нерона М. (Тарихея) и Тивериада перешли во владение к Ироду Агриппе II, сыну Агриппы I ( Ios. Flav. Antiq. XX 8. 4 (159)). Иосиф утверждает, что он укрепил М. (Тарихею) в 66 г. по Р. Х., хотя год спустя Веспасиан взял город. Тарихея была местом морской битвы между римлянами и евр. повстанцами ( Idem. De bell. III 10. 10 (539-540)). Археологический парк Центра Магдала Археологический парк Центра Магдала До VI в. М. не была местом паломничества. В источниках упоминаются посещения М. диак. Феодосием (до 518) ( Theodos. De situ Terrae Sanctae. 138) и св. Виллибальдом (724) ( Hugeburc (Huneberc) von Heidenheim. Vita Wynnebaldi Abbatis Heidenheimensis. 96. 1/Ed. O. Holder-Egger//MGH. SS. 1887. Bd. 15. Tl. 1. S. 80-117). Современные раскопки. Архитектура Раскопки в юж. и сев. частях М. проводились различными ин-тами в разное время. Юж. часть территории принадлежит францисканской «Страже в Святой земле» (Custodia Terrae Sanctae). Раскопки здесь проводились под эгидой Studium Biblicum Franciscanum (SBF) в 1971, 1973-1975 и 1977 гг. В. Корбо и С. Лоффредой. Они возобновились в 2006-2012 гг. под рук. С. Де Луки, директора «Проекта Магдала», совместно с А. Леной. Сев. часть территории была приобретена в 2004-2009 гг. орг-цией «Легионеры Христа» для строительства паломнического центра. В 2009 г. при строительстве отеля здесь была раскрыта синагога I в., что побудило ученых начать раскопки и прилегающих к синагоге областей (руководители - Д. Авшалом-Горни, А. Наджар; Департамент древностей Израиля). С 2010 г. к исследованиям присоединилась экспедиция мексиканского ун-та Анауак (Proyecto Arqueologico Magdala, руководитель - М. Сапата Меса). М. стала одним из самых интересных мест археологии Галилеи ( Zangenberg. 2013. S. 139). В мае 2014 г. в сев. части М. результаты раскопок были открыты для посещения в археологическом парке т. н. Центра Магдала.

http://pravenc.ru/text/2561172.html

Исследования Н. И. Троицкого в области археологии носили разноплановый характер. Он вел активную пропаганду археологических знаний на страницах местной печати, на страницах центральных научных изданий, принимал участие в археологических съездах. Им был задуман и осуществлен в первые годы советской власти цикл популярных лекций по истории тульского края. В ГАТО, в личном архиве археолога, а также в фонде Палаты древностей сохранились многочисленные записки Н. И. Троицкого по археологии тульской земли Эти материалы представляют большой интерес в плане современных археологических исследований С. 2]. Троицкий был одним из инициаторов основания в Туле губернской Ученой архивной комиссии, но после ее создания в 1913 г. не принял участия в ее работы, так как не был удовлетворен ее уставом. Он являлся почетным членом Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины. В целом значение научной деятельности Н. И. Троицкого в области изучения археологии тульской земли было огромным. Исследование широкого круга древних памятников (от палеонтологических находок до памятников XVI–XVII вв.), первые квалифицированные раскопки археологических памятников тульского края, широкая популяризация археологических знаний среди тульской общественности, организация первого тульского музея и Историко-археологического товарищества – вот далеко не полный перечень научного вклада Н. И. Троицкого в становление и развитие тульского археологического и исторического краеведения. Все это позволяет считать его одной из самых ярких фигур в истории тульской дореволюционной краеведческой науки. Анализируя деятельность Н. И. Троицкого, можно говорить о его вкладе в развитие русской археологической науки в целом. Профессиональный уровень археологических исследований, методика ведения раскопок, научное обобщение полученных данных ставят его в один ряд с ведущими археологами центральных российских губерний второй половины XIX– начала XX вв. Значение Троицкого как археолога состояло еще и в том, что его работы имели реальный, практический выход в создании музея – Палаты древностей, где результаты его работ становились не только достоянием науки, но и широкой общественности того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Неудачное начало ожидало Американское Палестинское Исследовательское Общество. Открывшись в 1870 году, оно, однако, закрылось уже в 1877 году. К счастью академический интерес к археологии в Америке не угас и выразился в основании в 1900 году Американской Школы Ближневосточных Исследований, которая до сих пор остается главной базой археологических, лингвинистических и исторических исследований древнего восточного Средиземноморья и Месопотамии. До Первой Мировой Войны археология была не больше, чем погоней за сокровищами, в которой соревновались Британия, Франция и Германия, стремящиеся заполнить свои национальные музеи новыми экспонатами. Исключением стали лишь раскопки, проведенные Джорджем Райзнером в Самарии (19081910), во время которых он последовательно и тщательно применил методики системной регистрации раскопок. Методики включали обзор, зарисовки и фотографирование. После Первой Мировой Войны уровень археологических исследований значительно вырос, благодаря тому, что Британия и Франция установили более строгий контроль и договорились о четких стандартах для экспедиций в контролируемых ими регионах. Вклад национальных школ стал очевиден, хотя методы проведения раскопок, мягко говоря, оставляли желать лучшего. Не много внимания уделялось методам стратиграфии, а исследование форм было очень слабым, если вообще проводилось. Уильям Фоксвел Олбрайт (18911971) усовершенствовал методы археологических раскопок, благодаря своей блестящей способности к проведению керамической типологии и, по крайней мере, интуитивно, использовал типологию для проведения стратиграфии исследуемых мест. 97 Достижения Олбрайта не всегда применялись при проведении крупных проектов того времени. Среди значительных экспедиций того времени следует назвать раскопки в Мегиддо (19211933, Чикагский Университет), в Бет-шане (19211933, Университет Пенсильвании), в Иерехоне (19301936, Джон Гарстанг из Британской Школы Археологии в Иерусалиме), Телль Бейт Мирсим (19261932, Уильям Ф. Старки). Хотя эти раскопки дали огромный объем материалов, историческое и культурное восстановление с помощью них было ограничено из-за недостатка в описательных методах и теориях.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Это – археологические раскопки, из глубины земли они извлекают памятники, относящиеся ко временам мифов. Откопанные города и кладбища, дворцы и храмы, произведения скульптуры и живописи, оружие, утварь и предметы культа уже в значительном числе случаев дают возможность решить, какому из толкований мифа отдать предпочтение. Произведенные археологические исследования, сделанные открытия и добытые находки с несомненностью утверждают в мысли, что в мифах несравненно больше исторического материала, чем это предполагалось доселе. Содержание и смысл мифов заставили создать теорию, что древнейшая история Греции связана с островом Критом. Этой теории держался Курциус. Археологические исследования последних лет установили два факта, что в глубочайшей древности Крит уже был островом кипучей жизни и что культура острова стояла ниже той, изображение которой дается в эпосе Гомера. Исследования в малой Азии, на островах и в европейской Греции установили ряд культурных ступеней, которые Греки прошли еще до Гомера. Шлиман на Гиссарлике нашел семь поселений или городов последовательно возникавших один за другим, причем седьмой по мнению Шлимана представляет собой Трою Гомера. Первый и второй город по степени древности дают образчики самой грубой культуры, которую только встречали в поселениях древних греков. Несколько выше остатки культуры находятся на острове Фере (теперешнем Санторине), гораздо высшую культуру нашли раскопки в Микенах. Типы этих древнейших культур дали и раскопки в Крите. Мифология представляет Крит родиной самого Зевса, но главным образом критские сказания связываются с именем царя Миноса, причем Минос и его потомство представляются имевшими влияние на судьбы многого во всей Греции. В конце концов мифология поставляет Миноса вместе с Эаком и Радамантом вершителем и посмертных судеб греков, представляя этих трех лиц судьями подземного мира. Минос согласно мифам, был сыном Зевса и Европы. Европа была дочерью сидонского царя Агенора. Когда Европа вместе с своими подругами собирала цветы на лугу, Зевс, пленившийся красотою царевны, приблизился к ней в образе быка, все тело которого блистало как червонное золото, на лбу было серебристо белое пятно, на голове два прекрасных рога подобных серпам молодой луны.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

803 См.: Хрушкова Л. Г. Раннехристианские памятники... – С. 185–186, рис. 62; с. 292–299, рис. 113, 119; с.323–327, рис. 126; с. 339–340, рис. 133; Юрочкин В. Ю., Виноградов А. Ю., Гайдуков H. E., Неневоля И. И., Пичка В. H., Уженцев В. Б. Христианские древности «пещерных городов» Крыма. – С. 368–369, рис. 1; 2. 804 Отчет о раскопках на территории Херсонесского античного театра в 1990 году//Архив НЗХТ. – Д. 3246. – Л. 11–13. 806 Отчет о раскопках в Херсонесе на участке античного театра и храма с ковчегом в 1970 году//Архив НЗХТ. – Д. 1411/1. – Л. 31, 38. 809 См.: Орлов К. К. Раскопки между «храмом 1958 г.» и «храмом 1897 г.»//Отчет о раскопках на участке античного театра в Херсонесе в 1973–1974 годах/Архив НЗХТ. – Д. 1682/1. – Л. 1–12. 810 Домбровский О. И., Махнева О. А., Паршина Е. А., Сидоренко В. А. Отчет о работе ... в 1975 году. – Л. 33. 811 Отчет об археологических исследованиях «театрального участка» Херсонеса в 1989 году//Архив НЗХТ. – Д. 2933/1. – Л. 44 812 Домбровский О. И., Паршина Е. А. О раннесредневековой застройке территории античного театра. – С. 36–37. Слой, подстилавший плиты пола этого храма и перекрытия могил, представлял собой засыпь с белоглиняной поливной керамикой и плоскодонными высокогорлыми кувшинами с плоскими ручками. Но при разборке о б кладки одной из плитовых могил XIII–XIV вв. у северной стены храма выяснилось, что ее дно перекрыло предшествующую могилу с детским захоронением, которая была впущена в слой, датируемый не ранее V в. О. И. Домбровский логично предположил, что время засыпи этого слоя должно быть весьма близко времени возведения храма 1958 г., но в дальнейшем не вернулся к этой мысли (Отчет о раскопках в Херсонесе на участке античного театра и храма с ковчегом в 1970 г. – Л. 37). 813 Ср.: Романчук А. И. Очерки... – С. 74, 94, 241. Такой же датировки придерживался В. А. Сидоренко, но понять его аргументацию мне не удалось (Сидоренко В. А. Раскопки улицы между «домом 1970 г.» и «храмом 1958 г.»//Отчет о раскопках на участке античного театра в Херсонесе в 1973–1974 годах. – Л. 1–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1194 Косцюшко-Валюжинич К. К. Отчет о раскопках в Херсонесе в 1901 году. – С. 64–65; Суров Е. Г. К истории северо-западного района Херсонеса Таврического//АДСВ. – Свердловск, 1965. – Вып. 3. – С. 129–130; Бармина Н. И. Мозаика Западной базилики//АДСВ. – Свердловск, 1965. – Вып.З. – С. 169–170, рис. 2. 1195 Суров Е. Г. Отчет о раскопках в северо-западной части Херсонесского городища в 1963 году/Отчет о раскопках объединенной Херсонесской археологической экспедиции Херсонесского историко-археологического гос. музея и Уральского гос. Университета им. А. М. Горького//Архив НЗХТ. – Д. 1138. – Л. 162–163, 213–214. 1197 Отрезок этой улицы напротив водохранилища был вскрыт во время раскопок Л. В. Седиковой в 2001 г. (Artur P., Sedikova L. Chersonesos: Excavations in the Ancient City//The Study of Ancient Territories Chersonesos and Metaponto. 2001 Annual Report Institure of Classical Archaeology. The University of Texas. – Austin, 2001. – P. 13). 1200 Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Жизнь и гибель... – С. 655; Ковалевская Л. А., Седикова Л. В. К вопросу о водоснабжении Херсонеса в позднеантичную эпоху//МАИЭТ. 2005. Вып. 11. С. 76–77, рис. 3; Artur Р., Sedikova L. Chersonesos: Excavations in the Ancient City. – P. 10. 1201 Leonis Imperatoris Tactica, sive de re militari liber (Ta en polemois taktika)//PG. – 1863. – T. 107. – P. 904 A, 5–9, 14–16 (XV, 62; 65). 1202 Procopii Caesariensis Opera omnia/Rec. J. Haury. – Lipsiae, 1913. – Vol. 3. Pars 2: VI libri de aedificiis – II. 10. 22, II. 11. 4, IV. 10. 21, V. 4. 17, V. 5. 7, VI. 6. 16, p.241, 254, 302, 318 1205 Извлечение из отчета о раскопках, произведенных в Херсонесе в 1898 г. К. К. Косцюшко-Валюжиничем//ОАК за 1898 год. – СПб., 1901. – С. 116, стена И. 1206 Косцюшко-Валюжинич Д. Н. О результатах раскопок последнего времени в Херсонесе//ИТУАК. – 1911. – 45. – С. 61–62. 1207 Косцюшко-Валюжинич К. К. Отчет о раскопках в Херсонесе в 1888 г.//ОАК за 1888 год. – СПб., 1891. – С. 113–119; Отчет за 1898 год//Архив НЗХТ. – Д. 7. – Л. 10–12 (работы в этом месте были вновь вызваны потребностями Военного ведомства, собиравшегося воздвигнуть караульный дом).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010