Он показывает нам то, что эта молния, этот свет — понятно, что этот свет позитивный, несущий от Бога. Он показывает нам о том, что эта молния несется людям, и Уриил является покровителем людей, которые посвятили себя науке. Наука тоже разная, если она на благо идёт — понятно. Серафиил — архангел молитвы, изображается чаще всего с четками руках, в молитвенной позе, или руки, сложенные на груди. Иегудиил переводится как «хвала Божия, хвалящий Бога». Изображается с золотым венцом в одной руке и с бичом в другой руке. Венец означает венец для праведных людей, а бич означает силу Святой Троицы для тех, кто против Бога непосредственно выступает. Варахиил — архангел Божий или Божие благовествование. Вот собственно имена первоверховных ангелов, то есть непосредственно архангелов. Потом есть сонм ангелов — всего девять ангельских чинов. Я, собственно говоря, могу их перечислить, но это уже не так важно, в данном случае о количестве ангелов мы сказали. Теперь несколько слов об Ангеле Хранителе, о котором меня спросили, я отвечу на вопрос. У каждого человека есть Ангел Хранитель, дух, который охраняет. Силу этого духа мы познать не можем, имени этого духа мы не знаем. Объясню почему. Потому что если бы мы знали имя нашего Ангела Хранителя, то мы узнали путь, начертанный нам. Однако Господь по милосердию, так как у каждого человека есть свободная воля, и чтобы человек в данном случае не тяготился, или наоборот, не был обременен, или не гордился тем своим путем, имя Ангела Хранителя, который даётся ему от крещения, неизвестно. Также мы с вами получаем ещё имя при крещении — имя святого, не путайте это. Поэтому имя святого и день памяти которого — это человек, который прославлен в лике святых, а имя небесного покровителя нашего нам остается неизвестным. Не забывайте — в данном случае святая Церковь не напрасно празднует память всех небесных сил бесплотных — от самого высшего архангельского чина до самого низшего ангела. Помните, что любой самый низший чин совершеннее самого совершенного человека.

http://azbyka.ru/video/angely-i-demony/

Иаков, Брат Божий, в верху оного Дискос и на оном хлеб св., 2) Иоанн Златоуст ; в верху его чаша и дискос с телом Христовым, с надписью: преложив Духом твоим святым, 3) Праотец Авраам, приносящий в жертву Исаака; в верху его изображен в кустарнике овен, 4) Пророк Аарон с кадильницей, в верху его пять хлебов и свеча зажженная с надписью: славы Господни исполнися храм, 5) Авель, в верху его приносимая им жертва, с надписью: принесе Авель от первородных овец. – По другую сторону: 1) Василий Великий , в верху его чаша с надписью: чашу же сию самую кровь Христа твоего, 2) Пророк Самуил, в верху его приносимый в жертву Агнец, с надписью: взя Самуил Агня едино, 3) Мелхиседек, держащий хлебы и вино, в верху его пять хлебов с надписью: Мелхиседек, Царь Салимский, изнесе хлеб и вино, 4) Пророк Илия, держащий нож, в верху его жертва принесенная, с надписью: спаде с небесе и пояде всесожигаемое, 5) праведный Ной, в верху его жертва принесенная с надписью: Вознесе Ное всесожигаемое на жертвенник и обоня воню благоухания. Но осталась еще и вне алтаря, в средине церкви под куполом, некоторые мозаические древние картины. На восточной к алтарю дуге, выше Иконостаса, виден, на золотом поле в дуге, образ Спасителя; в юго-западном треугольнике, между дугами под куполом, цел также весь образ Евангелиста Марка, а на северо-восточном треугольнике, под куполом же, половина образа Евангелиста Иоанна; прочие, подписаны красками. Над другой, стоящая Божия Матерь; по дугам изображены были 40 мучеников, из коих уцелел только Лисимах, Худион, Николай, Акакий, Александр, Валерий; Вивиан, Приск, Гаий, Аетий, Евник, Аггий, Севериан, Леонтий; прочие, подмалеваны красками. Но все дуги и столпы под куполом ясно сохраняют еще следы мозаики. По возобновлении купола, в самом своде оного, малярским искусством изображен Спаситель благословляющий обеими руками и в облаке от него исходящий Дух святой; ниже его, Архангел Михаил, держащий в одной руке меч, а в другой воинское знамя; против его Архангел Гавриил, держащий ветвь лилейную, за Михаилом Рафаил с алавастром в руках, Варахиил с цветами, Уриил со свечой зажженной, Селафиил с четками, Иегудиил с венцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Каждому человеку со времени его крещения дается Ангел-Хранитель, который духовно наставляет христианина в вере и благочестии, охраняет его душу и тело, заступается за него в течение земной нашей жизни, молит о нем Бога. Именно поэтому необходимо призывать в молитвах наших Ангелов-Хранителей, как ближайших наставников и покровителей. Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, – тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них – архангелы Михаил и Гавриил, а также архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил. Над всеми чинами Ангелов поставлен Господом святой Архистратиг Михаил. «Архистратиг» – значит старший воин, вождь в войне против диавола и всякого беззакония среди людей. Введение во храм Пресвятой Богородицы Празднуется 4 декабря Праведные Иоаким и Анна воспитывали свою дочь Марию с особенной любовью и вниманием, потому что решили посвятить Ее Богу в благодарность за то, что Господь утешил их старость и даровал им ребенка. И вот когда Марии исполнилось три года, в Назарет собрались родственники, чтобы проводить Марию в Иерусалим. Торжественная процессия стала медленно спускаться в долину – впереди были три дня пути. Наконец, путники вступили во Святой Град Иерусалим. По обычаю, пришедшие постились и молились семь дней – во очищение своих грехов. Потом на Девочку надели украшения и повели в Храм. Впереди шли ровесницы Марии с зажженными свечами. Так процессия подошла к величественной лестнице, которая вела ко входу в Храм. Лестница состояла из высоких ступеней. Родители поставили маленькую Марию на первую ступень. В это время наверху лестницы появился первосвященник Захария со всеми священниками. Все в изумлении замерли: трехлетняя Мария без посторонней помощи уверенно взошла по высоким ступенькам и остановилась на самой верхней. Первосвященник Захария увидел в этом знамение: несомненно, маленькая Девочка – избранница Божия. Он взял Ее за руку и сам ввел в Храм. Иерусалимский Храм был огромен, но было в нем место, куда не разрешалось входить никому. Даже первосвященник лишь один раз в году совершал там принятое богослужение. Там хранилась самая великая ценность Иерусалимского Храма – скрижали, на которых были начертаны Десять заповедей, данных Богом пророку Моисею. Это место называлось Святое святых. И когда все пришедшие из Назарета вошли внутрь Храма, Захария изумил всех невиданным поступком: он ввел Девочку во Святое святых и именно там назначил ей место для молитвы.

http://azbyka.ru/fiction/detskaya-pravos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архангел. Мозаика собора Св. Софии в Киеве. 1043–1046 гг. [греч. ρχγγελος - начальник ангелов], в небесной иерархии, описанной в «Ареопагитиках» (CH 9. 1), 8-й, предпоследний ангельский чин (см. в ст. «Ангелология» ). Слово «А.» в Свящ. Писании впервые появляется в 3-й Книге Ездры (4. 36), где с этим именем выступает ангел Иеремиил. Впосл. это имя воспринимается новозаветными авторами (Иуд 1. 9; 1 Фес 4. 16) и христ. лит-рой. Кроме арх. Иеремиила древнее предание, восходящее к ветхозаветным представлениям, называет по именам еще неск. А. Первое место среди них принадлежит арх. Михаилу (евр.  - кто как Бог). В Библии он именуется «вождем воинства Господня» (слав.      ) (Нав 5. 14-15), т. к. под его водительством ангельские силы выступили против диавола. «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною...» (Откр 12. 7-9). В Книге пророка Даниила (12. 1) арх. Михаил изображен как «князь великий, стоящий за сынов» израильского народа, т. к. покровительство, оказываемое этому народу, составляло один из видов его служения людям. В новозаветные времена архистратиг Михаил признается покровителем и споборником «воинствующей Церкви», т. е. всех верных Богу, ведущих брань с силами зла. Еще одно имя А. - Гавриил (   - муж Божий или сила Божия) (Дан 8. 16; Лк 1. 19). А. с этим именем известен как служитель Божественных таин ( Athanas. Alex. Vita Antonii. 36; Ioan. Chrysost. Contr. anom. III 5; Areop. CH 8. 2). Он возвещает первосвященнику Захарии о рождении св. Иоанна Крестителя (Лк 1. 19) и Деве Марии о зачатии и рождении Иисуса Христа (Лк 1. 26-38). Имена четырех А. упоминаются в неканонических книгах Свящ. Писания: Рафаил (  - исцеление Божие) (Тов 3. 16), Уриил (  - свет или огонь Божий) (3 Езд 4. 1), Салафиил (   - молитва к Богу) (3 Езд 5. 16, 31) и Иеремиил (  - высота Божия) (3 Езд 4. 36). Два архангельских имени - Иегудиил (   - хвала Божия) и Варахиил (  - благословение Божие) - сохраняются в церковном Предании. Все эти А. совершают различные служения, особенности к-рых в основном отражены в их именах ( Orig. De princip. I 8. 1; Ioan. Chrysost. In synaxim archangelorum [spuria]//PG. 59. Col. 755). Поскольку по роду своего служения эти А. приближены к Богу, а 8-й чин находится в небесной иерархии, представленной «Ареопагитиками», на предпоследнем месте, по-видимому, они не входят в этот ангельский чин.

http://pravenc.ru/text/76424.html

Этот сонм Небесных сил он дополняет изображениями четырех архангелов с именами Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, образы которых восходят к древней Эфиопской литургии. В литургиях Василия Великого и Иоанна Златоуста вспоминаются лишь два архистратига – Михаил и Гавриил. Однако в изобразительной традиции образы четырех архангелов прочно удерживаются на протяжении многих столетий, до нового времени. Они изображаются в купольных декорациях как отдельно, так и вместе с другими Небесными силами. Однако и в том, и в другом случаях они являют собою не столько личные образы в соответствии с их собственными именами, сколько «лик» Небесных сил, служащих Богу. Итак, иконографическая программа купола Спаса Преображения, восходящая к традиционным образцам, являет собою одно из самых совершенных по художественному решению и адекватных по духовному содержанию воплощений первой евхаристической и благодарственной молитв литургии Иоанна Златоуста . Однако содержание купольной росписи, при всем его прямом соответствии названным молитвами, полнее и шире, ибо в нем заключается смысл всего православного богослужения в целом. И это выражается не только благодаря прямому следованию важнейшим литургическим молитвам, но и собственно изобразительными средствами, индивидуальной художественной манерой исполнения. Определяющим в создании этой – в целом традиционной по содержанию и уникальной по его выражению – росписи является творческая личность, исключительная одаренность Феофана Грека, открывшего нам всю глубину духовного смысла давно ушедшей эпохи, не выразимого словами, но во всей полноте запечатленного в художественных образах. 545 Wulff О. Cherubim, Throne und Seraphim. Ikonographie der ersten Engelshierarchie in der Christlichen Kunst. I. Altenburg, 1894. 546 Pallas D.I. Eine Diefferenzierung unter den himmeischen Ordnungen (ikonographische Analyse)//BZ. Bd.64, Hf.l, 1971, S.55–60. 547 См.: Вздорнов Г.И. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде. M., 1976, с.34. 550 Плуин В.А.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

В этой книге девять чинов ангельских разделяются на три иерархии по три лика в каждой. Высшую иерархию составляют серафимы, херувимы, престолы; среднюю — господства, силы, власти; низшую — начала, архангелы и ангелы. Такое разделение чинов ангельских писатель книги «О небесной иерархии» производит от апостола Павла. Такое же разделение чинов ангельских указывается в учении святых Иоанна Дамаскина, Григория Двоеслова и символических книг православной Церкви. Большая или меньшая степень духовных сил ангелов получена ими при творении. Указание на это можно найти в словах Апостола: «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое, престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано» (Кол.1:16). По учению «Православного Исповедания», «ангелы поставлены в таком порядке, что низшие ангелы получают просвещение и благодеяния Божии чрез высших» . Так учат и святые отцы, например, Григорий Великий , Афанасий Великий и Иоанн Дамаскин. Из Священного Писания и Предания нам известны семь ангелов (5 и 2) поименно. Эти семь высших ангелов следующие: Михаил (кто яко Бог, кто равен Богу) упоминается в книге прор. Даниила, в послании Иуды и Апокалипсисе. Гавриил (муж Божий, сила Божия) упоминается в книге прор. Даниила и у евангелиста Луки. Три имени ангельских встречаются в неканонических книгах: в книге Товит — Рафаил (помощь, исцеление Божие), в 3 книге Ездры — Уриил (огонь, свет Божий), Салафиил (молитва к Богу). Преданием указывается Иегудиил (хвала Божия) и Варахиил (благословение Божие). В церковно-богословских книгах эти ангелы называются архистратигами небесных воинств. В Откровении Апостола Иоанна Богослова упоминается о семи ангелах, предстоящих пред Богом (Откр.8:2). По верованию Церкви эти семь ангелов управляют всеми чинами ангельскими. Ангельский мир, по учению святого Дионисия Ареопагита , разделяется «на три лика, и каждый лик — на три степени, или чина». К 1му лику принадлежат «Престолы, Херувимы и Серафимы», ко 2му — «Господства, Силы и Власти», к 3му — «Начала, Архангелы и Ангелы» .

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

Кассиан объясняет, каким образом плоды культуры Каинова племени сохранились после потопа. Хам, зная, что не может сохранить Каиновых писаний в ковчеге, выгравировал их преступные знания и изобретения на пластинках разных металлов и на крепких скалах. Климент римский говорит о книгах, приписываемых патриархам. Климент Александрийский утверждал, что Ферекид заимствовал своё богословие у Хама (Строматы, 6). Августин говорит о колоннах, на которых писал Хам (Civit. Dei. Lib. XVIII). Пётр Коместор говорит о четырнадцати колоннах воздвигнутых Хамом (7 – из бронзы, 7 – из кирпича) Синкелл утверждает относительно Манетона, что он писал свою историю, пользуясь надписями на колоннах, находящихся в земле сериадической, на которых писал иероглифами Тот, первый Меркурий. Кедрен сообщает, что ангел Уриил наставлял Еноха относительно того, что такое месяц, солнцестояние, год и что год состоит из 52 недель. Заключение Жуана то, что астрономические знания древних превосходили те средства, которыми они располагали для приобретения знаний. Отсюда – вывод, что эти знания получены ими из допотопной традиции. В последующем изложении Жуан пытается показать, что в Индии, Китае, у персов, египтян, скандинавов, кельтов, греков, латинян и в школе александрийской —64— вплоть до средних веков существовали предположения об обитаемости миров. Он находит веру в обитаемость миров и у отцов церкви – у Иоанна Златоуста в его толковании на послание к Ефесянам, где св. отец говорит, что ангелы, архангелы, престолы, начала, господства и силы не суть единственные обитатели небес, есть ещё иные бесчисленные племена, само имя которых нам неизвестно. Ту же мысль Жуан отмечает у Василия Великого (2-я беседа на Шестоднев, гл. 5), у Феодорита в его толковании на послание к Ефесянам. Амвросий Медиоланский , оказывается, развивал теорию – Terra minima mundi portio est (In Psalm. 1 . Enarratio, n°,9. – Исаии XL. 15) и сообразно с этим предполагал бесчисленное количество созданий помимо земных. Августин много раз говорит о созданиях, населяющих высшие небеса.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Дорогие мои, мне восемьдесят шесть лет, я страдаю сердцем, ревматизмом, почками, спондилёзом 40 , перенес шесть операций, обе руки мои сломаны – вот тут и тут, и врач велит мне разговаривать только один час в день. А где тут только час?.. Я развалина, перетянутая проволокой, я гнилой старик. Прожил Адам девятьсот тридцать лет, и перед смертью приходит к нему Архангел Уриил и спрашивает его: – Адам, Адам, какой тебе показалась жизнь? А Адам ему отвечает: – Такой, словно я в одну дверь вошел и в другую вышел. После девятисот тридцати лет! Спаситель потому сказал нам: бодрствуйте и молитесь, – что там – вечность. Почему же Благий Бог предназначил целую вечность в мучениях при столь короткой жизни? Потому что Сущность, не имеющая границ, словом сотворившая небо и землю, настолько же больше в сравнении с нами; ибо мы огорчаем Того, Кто дал нам и воду, и свет, и жизнь... и ни во что не ставим эти блага. Сколько смогу, буду действовать, а завтрапослезавтра я уйду. Братия мои все время подают мне знаки с кладбища: – Ну давай, брат, иди! Иди к нам, хватит тебе медлить! Ты слышал, что говорит святой Иоанн Златоуст : «Брат, ходи почаще на кладбище, и тойфилософии, которой научат тебя лежащие в гробах, не сможет научить тебя ни один философ. Ты будто услышишь, как они говорят: «Чем мы были вчера, то вы есть сегодня, а что мы сегодня, тем будете вы завтра " ». И святой Ефрем говорит: «О смерть, но лучше назвать тебя жизнью, ибо все думающие о тебе избавляются от смерти». Я развалина, связанная проволокой, гнилость стариковская, и завтра-послезавтра буду – «вечная память». Он давал монахам следующие советы: исполнять послушание с любовью и с молитвой Иисусовой в уме и сердце и присутствовать, в зависимости от послушания, каждый день на Святой Литургии и других церковных богослужениях. Отец Клеопа советовал монахам и послушникам слушаться во всем своего духовника, и, если не могут исполнить епитимию, пусть просят у духовника другой епитимии, по мере сил; читать каждый день по одной или две главы из Священного Писания , особенно из Нового Завета; читать житие святого соответствующего дня и по главе из «Патерика» и других духовных книг. Также советовал насельникам монастырей быть сколь возможно стойкими в монашеской жизни. Чтобы не переходили из одного места в другое, из одного монастыря в другой; чтобы не имели личного имущества и ничего не делали без благословения настоятеля и духовника.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/da...

653 Константин 1 Великий – римский император в 306 337 гг., при котором христианство стало господствующей религией в империи. 654 Валент II – правитель восточной части Римской империи в 364–378 гг., погибший в войне против готов; нельзя сказать, что Валент был особым гонителем христиан, но известно, что он издал указ против монашества. 656 Преемник Андрея на епископской кафедре Арефа Каппадокийский (X в.), следуя ему в своём «Толковании на Откровение Иоанна Богослова», говорит, что под зверем, имеющим пасть льва, надо разуметь царство вавилонян, а вместе с тем и сарацин (Арабский халифат), потому что они и Вавилоном ныне владеют, и произошедший из них Антихрист будет править как римский царь. 662 В Откровении не говорится, что второй «зверь»-«лжепророк» будет предшественником первого «зверя» (=Антихриста). «Лжепророк» стал восприниматься как предтеча Антихриста на основании того же параллелизма с Иисусом Христом, имевшим своим предтечей пророка Иоанна Крестителя. См. далее, 668 Образ «вышнего (=небесного) Иерусалима» в Новом Завете появляется а Послании к Галатам (4:26), а также в Послании к Евреям (12:22) апостола Павла и раскрывается в Откровении (2t:2,16 23), где он напоминает описание Иезекиилем нового идеального Храма (гл. 40–48). Земной, тленный Иерусалим отличается от Иерусалима нетленного и в Талмуде (В Таанит, 5а; Бава-Батра, 75Ь). 677 Идея посрамления, осуждения и даже заточения Сатаны в результате деятельности Христа (главным образом в результате Его победы над смертью-адом) имеет своим основанием некоторые новозаветные изречения ( Лк. 10:18 ; Ин. 16:11  и др.), но развилась в Церкви позднее. Решающую роль тут сыграло сказание о нисхождении Христа в ад, попавшее в апокрифическое «Евангелие от Никодима» (IV в.). По этому сказанию, после погребения и перед своим воскресением Христос спустился в ад, освободил патриархов, а также поразил и сковал там Сатану, власть которого была «разрушена Древом Креста» (гл. 17–26). 682 Впервые о семи главных ангелах упоминается во второканонической Книге Товита (12:15). В славянской Книге Еноха говорится о семи четах ангелов, особенно приближенных к Богу (2 Ен 8:1). Ныне в Православной Церкви архангелами считаются Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил и Варахиил.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

О том, что Божии Ангелы непрерывно общаются с сим, ясно и неопровержимо свидетельствует Священное Писание. Отчасти из Священного Писания, а отчасти и из Священного Предания Православная Церковь узнала имена семи начальников ангельских Сил, а именно: Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила (вместе с ними некоторые упоминают и восьмого – Иеремиила). Имя Михаил на еврейском языке означает кто как Бог или: кто равен Богу! Святой Михаил еще с первых христианских времен изображается как воевода, держащий в правой руке копье, которым попирает он Люцифера, сатану, а в левой руке держит он зеленеющую пальмовую ветвь. Верх копья увенчивается полотняной лентой с красным крестом. Архангел Михаил особо считается блюстителем православной веры и борцом с ересями, искажающими эту веру. Святой Гавриил означает муж Божий или крепость Божия . Он благовеститель Божиих тайн, в частности – тайны воплощения и всех прочих [тайн], к которым имеет он касательство. На изображениях в правой руке держит он светильник с возжженной внутри свечой, а в левой – зерцало из зеленого камня ясписа. Зерцало знаменует собой Божию премудрость как сокровенную тайну. Святой Рафаил означает исцеление Божие или Бог-целитель ( Тов. 3:16; 12:15 ). Изображается он так: правой рукой ведет он Товию, несущего рыбу, пойманную в Тигре, а в левой держит он лекарский алебастр. Святой Уриил – огонь или свет Божий ( 3Езд. 4:1; 5:20 ). Изображается так: в правой руке держит он меч, обращенный против персов, а в левой – пламенеющий огонь. Святой Селафиил (Салафиил) значит молитвенник Божий ( 3Езд. 5:16 ). Изображается с опущенным [долу] лицом и очами, а руки держит он на груди, как на молитве. Святой Иегудиил – прославляющий Бога . Изображается так: в правой руке держит он золотой венец, а в левой – тройной бич. Святой Варахиил – благословение Божие . Изображается так: за пазухой носит белые розы. Святой Иеремиил – возвышение Божие, возвышение к Богу ( 3Езд. 4:36 ). Почитается как внушитель и поощритель возвышенных мыслей, возносящих человека к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010