24 Попов Иван Аникитич; (30 мая 1871 – 1934). Окончил Архангельскую ДС (1891) и С.-Петербургскую ДА (1895). С 21 марта 1895 – преподаватель русского языка в 3-м и 4-м классах, дидактики в 4-м и 5-м классах Архангельского ЕЖУ. Учитель Архангельской псаломщической учительской школы. С 3 июля 1897 – преподаватель философии Архангельской ДС. 25 июля 1901 определен священником Госпитальной церкви Архангельска с оставлением в должности преподавателя ДС и ЕЖУ С 1898 – член Архангельского уездного отделения Архангельского Епархиального Училищного Совета. Служил в военном лазарете Архангельска. 3 августа 1920 арестован по групповому делу «Союза духовенства и мирян». С 7 сентября 1920 – в заключении в Бутырской тюрьме. Протоиерей. Вновь арестован в 1923 в Архангельске, приговорен к 3(?) годам тюремного заключения. С 1923 – в заключении в Орловской тюрьме, в 1925 отправлен в ссылку на 3 года. В 1929 переехал в Ленинградскую обл., служил в храмах Лужского района. 68 Попов Иван Васильевич; (17 января 1867 – 8 февраля 1938). Окончил Смоленскую ДС (1888) и Московскую ДА (1892), магистрант. С 16 августа 1892 – профессорский стипендиат, с 1 июня 1897 – и. д. доцента, с 20 октября 1897 – доцент, с 7 августа 1898 – экстраординарный профессор кафедры патрологии Московской ДА. 3 сентября 1897 утв. магистром богословия («Естественный нравственный закон». Сергиев Посад, 1897). Май 1917 – доктор церковной истории («Личность и учение бл. Августина. Т. 1.4. 1. Личность бл. Августина. Ч. 2. Гносеология и онтология бл. Августина. СПб. 1916.). С 15 мая 1917 (утв. 29 июня) – ординарный профессор 1-й кафедры патрологии Московской ДА. 1903 – 30 ноября 1906 – редактор журнала «Богословский вестник». С 30 марта 1906 – приват-доцент кафедры истории церкви историко-филологического факультета Московского университета, затем профессор, читал до 1919. 20 марта 1921 избран в Правление Психологического общества при Московском университете. В декабре 1924 арестован, отправлен на 3 года на Соловки, после чего почти без перерыва находился в ссылках. Расстрелян в Енисейске.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имена подвижников, материалы о которых представлены: от Иркутской епархии: протоиерея Михаила (Околовича; 1888 — 26 марта 1938); от Московской епархии: архимандрита Гавриила (Яцика; 1880 — 23 сентября 1937); протоиерея Василия (Архангельского; 1864 — 13 ноября 1937); протоиерея Андрея (Ясенева; 1868 — 7 марта 1938); протоиерея Илии (Рылько; 1881 — 21 ноября 1937); протоиерея Виктора (Смирнова; 1875 — 8 декабря 1937); протоиерея Димитрия (Остроумова; 1869 — 30 августа 1937); иеромонаха Илариона (Громова; 1864 — 11 октября 1937); священника Михаила (Никологорского; 1883 — 2 марта 1938); священника Владимира (Сперанского; 1877 — 21 октября 1937); священника Иоанна (Косинского; 1887 — 26 февраля 1938); священника Василия (Крымкина; 1901 — 4 октября 1942); священника Сергия (Лебедева; 1895 — 31 января 1938); священника Василия (Крылова; 1906 — 31 мая 1942); священника Василия (Архангельского; 1889 — 20 января 1939); священника Алексия (Княжеского; 1884 — 17 февраля 1938); священника Андрея (Беднова; 1885 — 17 февраля 1938); священника Михаила (Букринского; 1869 — 14 марта 1938); священника Сергия (Лосева; 1893 — 29 сентября 1942); священника Иоанна (Калабухова; 1873 — 26 февраля 1938); диакона Петра (Троицкого; 1897 — 28 июля 1938); схимонахини Александры (Червяковой; 1873 — 13 октября 1937); схимонахини Михаилы (Ивановой; 1867 — 11 октября 1937); псаломщика Сергия (Архангельского; 1898 — 7 мая 1938); послушницы Анны (Ефремовой; 1882 — 17 февраля 1938); инокини Александры (Самойловой; 1882 — 22 марта 1938); послушницы Ирины (Хвостовой; 1882 — 26 февраля 1938); Иоанна (Малышева; 1891 — 19 января 1940); Иоанна (Летникова; 1860 — 25 октября 1930); Варвары (Лосевой; 1894 — 7 марта 1938); Матроны (Конюховой; 1848 — 15 декабря 1937); Николая (Гусева; 1919-9 октября 1937); Иоанна (Золотова; 1897 — 9 октября 1937); Апполинарии (Тупицыной; 1878 — 13 октября 1937);

http://mospat.ru/archive/86340-zhurnaly-...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имена подвижников, материалы о которых представлены: от Иркутской епархии: протоиерея Михаила (Околовича; 1888 — 26 марта 1938); от Московской епархии: архимандрита Гавриила (Яцика; 1880 - 23 сентября 1937); протоиерея Василия (Архангельского; 1864 - 13 ноября 1937); протоиерея Андрея (Ясенева; 1868 - 7 марта 1938); протоиерея Илии (Рылько; 1881 - 21 ноября 1937); протоиерея Виктора (Смирнова; 1875 - 8 декабря 1937); протоиерея Димитрия (Остроумова; 1869 - 30 августа 1937); иеромонаха Илариона (Громова; 1864 - 11 октября 1937); священника Михаила (Никологорского; 1883 - 2 марта 1938); священника Владимира (Сперанского; 1877 - 21 октября 1937); священника Иоанна (Косинского; 1887 - 26 февраля 1938); священника Василия (Крымкина; 1901 - 4 октября 1942); священника Сергия (Лебедева; 1895 - 31 января 1938); священника Василия (Крылова; 1906 - 31 мая 1942); священника Василия (Архангельского; 1889 - 20 января 1939); священника Алексия (Княжеского; 1884 - 17 февраля 1938); священника Андрея (Беднова; 1885 - 17 февраля 1938); священника Михаила (Букринского; 1869 - 14 марта 1938); священника Сергия (Лосева; 1893 - 29 сентября 1942); священника Иоанна (Калабухова; 1873 - 26 февраля 1938); диакона Петра (Троицкого; 1897 - 28 июля 1938); схимонахини Александры (Червяковой; 1873 - 13 октября 1937); схимонахини Михаилы (Ивановой; 1867 - 11 октября 1937); псаломщика Сергия (Архангельского; 1898 - 7 мая 1938); послушницы Анны (Ефремовой; 1882 - 17 февраля 1938); инокини Александры (Самойловой; 1882 - 22 марта 1938); послушницы Ирины (Хвостовой; 1882 - 26 февраля 1938); Иоанна (Малышева; 1891 - 19 января 1940); Иоанна (Летникова; 1860 - 25 октября 1930); Варвары (Лосевой; 1894 - 7 марта 1938); Матроны (Конюховой; 1848 - 15 декабря 1937); Николая (Гусева; 1919-9 октября 1937); Иоанна (Золотова; 1897 - 9 октября 1937); Апполинарии (Тупицыной; 1878 - 13 октября 1937);

http://sedmitza.ru/lib/text/429517/

Уфимцев Иван Николаевич (12.11.1872–25.05.1938). Родился в с. Белослуцком Ирбитского уезда Пермской губ. В 1893 г. окончил Пермскую духовную семинарию. В том же году рукоположен в сан священника и назначен к церкви с. Осиновки Шадринского уезда. С 1894 г. шадринский окружной миссионер и активный сотрудник «Екатеринбургских Епархиальных Ведомостей». С 1897 г. священник Екатерининского собора г. Екатеринбурга. С 1898 г. священник церкви Екатеринбургского духовного училища. С 1899 г. управляющий свечным заводом. С 1900 г. священник Екатеринбургского Богоявленского кафедрального собора и сверхштатный член Духовной консистории. В 1905 г. за организацию кружка прогрессивного духовенства запрещён в священнослужении. В 1909 г. восстановлен в правах и назначен священником Михаило-Архангельской церкви в с. Туринские Рудники. В 1913 г. ключарь Богоявленского кафедрального собора г. Екатеринбурга. В 1916 г. возведён в сан протоиерея. В 1917 г. уволен с должности ключаря, служил штатным священником собора. В 1918 г. арестован и увезён большевиками в качестве заложника. В 1919 г. вновь протоиерей кафедрального собора. В 1921–1924 гг. – настоятель Екатерининского собора г. Екатеринбурга. С 1922 г. в обновленческом расколе. С 1924 г. член обновленческого Епархиального управления и уполномоченный обновленческого Св. Синода по Екатеринбургской епархии. С 1925 г. секретарь Уральской обновленческой митрополии. В октябре 1925 г. принимал участие в соборе в должности помощника секретаря. С 1926 г. член УралОМЦУ и зав. юридическим отделом. Редактор изданий «Екатеринбургские Енархиаль-ные Ведомости», «Известия Екатеринбургской Церкви» и «Уральские Церковные Ведомости». 16 апреля 1926 г. избран в миссионерский совет при президиуме Священного Синода. Возведён в сан протопресвитера. С 15 января 1935 г. за штатом ио состоянию здоровья. 8 апреля 1935 г. арестован в г. Ирбите, этапирован в г. Пермь. 22 июля 1935 г. постановлением Особого совещания НКВД приговорён к 3 годам ссылки в Красноярский край. 14 апреля 1938 г. постановлением Тройки УНКВД по Красноярскому краю приговорён к высшей мере наказания. Расстрелян 25 мая 1938 г. Реабилитирован в 1959 г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Каждый вошедший в храм Михаила Архангела восхищался блеском позолоченных иконостасов, украшенными живописью стенами, весьма дорогой утварью. Среди предметов ризницы современники выделяли по ценности и изяществы шитые золотом по красному бархату одежды на престол и жертвенник. При церкви содержался хор певчих, который, по словам священника Вяжлинского " ...благовейно, стройно, простым напевом мог исполнять церковные песнопения " . С 1898 года при церкви был создан церковный комитет народной трезвости. Значительную поддержку церковному комитету оказывал тамбовский губернатор Н.П. Муратов, кстати, утверждённый 17 мая 1912 года по усмотрению Высочайшей власти в звании почётного гражданина города Козлова. После Октябрьской революции в Архангельской церкви совершались Богослужения ещё целых 19 лет. В 1936 году власти последний раз провели её инвентаризацию, записав в соответствующих протоколах обмеры: высота колокольни - 19 метров 60 сантиметров, высота настоящей с куполом - 15 метров 70 сантиметров. Над церковью нависла смертельная опасность. В июне 1938 года мичуринский горсовет передал в оргкомитет ВЦИК по Тамбовской области ходатайство, в котором говорилось: " В связи с изъявлением жителей г. Мичуринска о закрытии Архангельской церкви... просим передать указанное здание под культурное учреждение... " . Конечно, никакого учреждения культуры в бывшей церкви так и не открыли. Напротив, бесхозную святыню буквально разграбили жители близлежащих окрестностей. Они выломали половицы, оконные и дверные переплёты, разобрали крышу... Постепенно церковь превращалась в свалку и притон. Мимо неё по вечерам стало опасно ходить. Война вписала в историю старейшей городской церкви ещё одну скорбную страницу: на её подворье была размещена воинская часть, приспособившая храм под свои нужды. В апреле 1945 года горсовет депутатов трудящихся направил уполномоченному по делам православной церкви при Совнаркоме СССР письмо следующего содержания: " В связи с полным разрушением, грозящим полным обвалом Архангельской церкви, просим вашей санкции в разборке в целях предотвращения несчастных случаев с жильцами домов, расположенных вблизи аварийного здания " . Вскоре санкции были получены. Церковь стали готовить к уничтожению. Однако после взрыва от " аварийного " здания отвалился лишь маленький кусочек, зато во всех окрестных домах вылетели стёкла и попадала мебель. Кстати, до сих пор многие жители бывшей Архангельской площади живут в перекошенных от того памятного взрыва домах. Лишь усилия пленных австрийцев и венгров, брошенных на борьбу со злополучной церковью, принесли новым геростратам умиротворение. После того как пленные были возвращены на родину, их сменили студенты пединститута, которые и довершили дело. В 1949 году Архангельской церкви не стало.

http://sobory.ru/article/?object=38555

С 1896 г. по 29 марта 1905 г. дьяконом в церкви служил Константин Гроздов. Его сменил дьякон Никандр Гривский. Псаломщик Успенской церкви г. Торопца, он 29 мая 1905 г. рукоположен в сан дьякона Успенской церкви погоста Илемно. 6 июля 1907 г. Никандр Гривский перемещен на дьяконское место к Покрово-Николаевской церкви г. Торопца. Впоследствии он стал священником, служил в Торопецком уезде. Был репрессирован советской властью: вначале его приговорили к 10 годам лишения свободы. Содержался священник в Соловецком лагере, здесь он тяжело заболел и получил инвалидность. В 1932 году заключение в лагере было заменено на ссылку до окончания срока. В 1938 году последовал новый арест, приговор к 5 годам лишения свободы за «контрреволюционную деятельность». 2 октября 1940 года священник Никандр Гривский скончался в Обозерском лагере Архангельской области. Священномученик Никандр Гривский прославлен в лике Святых новомучеников и исповедников от Тверской епархии. Дьякон Сергий Иоаннович Скоропостижный (1878-?) родился в семье дьякона погоста Камно. В 1885 году окончил Псковскую духовную семинарию, с 1896 года служил псаломщиком в погосте Сырковичи Порховского уезда, с 1898 года - псаломщиком Ильинской церкви погоста Кривовичи Псковского уезда. С июля 1903 года служил дьяконом Ильинской церкви погоста Верхолино Псковского уезда, с ноября 1904 года - в погосте Илемно. В 1913 году служил дьякон Вячеслав Федорович Колосов вместе со священником Иоанном Соловьевым. В 1910 году должность псаломщика исполнял Владимир Николаевич Кудрявцев (1878-?), происходивший из духовного звания. В 1899 году он окончил Порховское духовное училище, исполнял должность псаломщика погоста Вышгород Островского уезда, с марта 1907 года служил в Илемно. Судьба дьякона и псаломщика после 1917 года неизвестна. Приход церкви составляли населённые пункты: село Илемно; деревни: Абрамково, Веретье, Веретейская Роща, Вытебское, Городище, Дубищи, Заилеменье, Заполье Дорогостицкой волости, Заполье Нижнее Шелонской волости, Заречье, Иваньково, Илемно, Клин, Корытно, Любяницы, Лютец, Мошницы, Никольское, Новодети, Петрово, Порожки, Строкино, Теребони, Шелонск. В 1910 году проживало 3788 человек.

http://sobory.ru/article/?object=09838

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АННА Никитична Попова (1898, с. Турово Ряжского у. Рязанской губ.- 11.01.1942), мц. (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских). Род. в крестьянской семье. 31 мая 1940 г. арестована за исповедание правосл. веры, 23-25 окт. 1940 г. осуждена судебной коллегией Рязанской обл. к 4 годам лишения свободы. Отбывала наказание в Карлаге НКВД. 11 июля 1941 г. арестована в лагере, расстреляна по приговору постоянной сессии Карагандинского облсуда при Карлаге НКВД от 29 сент. 1941 г. Место погребения неизвестно. Прославлена Архиерейским Собором РПЦ 2000 г . Арх.: Архив центра правовой статистики и информации при обл. прокуратуре г. Караганды. Д. 3976. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГРИППИНА Ивановна Лесина (1897 – 1938), послушница, мц. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых) АГРИППИНА Тихоновна Киселёва (1903-1942), мц. Карагандинская (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Иванович Блохин (1879-1937), мч. (пам. 4 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Антонович Медем (1870–1931), мч. (пам. 10 нояб., в Соборе Самарских святых, в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Уксусов (1874-1937), мч. (пам. 23 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА Потаповна Устюхина (1882– 1937), мц. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/115584.html

священника Феодора Дорофеева (1885-1937), священника Тихона Архангельского (1875-1937), священника Александра Соловьева (1893-1937), священника Александра Крутицкого (1898-1938), протоиерея Петра Соловьева (1871-1937), инокини Евдокии (Бучиневой; 1885-1931), священника Созонта Решетилова (1894-1937), священника Алексия Шарова (1882-1938), священника Николая Андреева (1869-1937), священника Владимира Проферансова (1874-1937), священника Василия Озерецковского (1885-1937), инокини Анны Макандиной (1891-1938), священника Василия Крылова (1899-1938), священника Александра Быкова (1881-1937), священника Симеона Кульгавца (1880-1938), иеромонаха Нила (Тютюкина; 1871-1938), протоиерея Александра Соколова (1881-1938), священника Феодора Гусева (1875-1937), священника Петра Озерецковского (1889-1937), священника Вячеслава Занкова (1892-1937), иеромонаха Петра (Мамонтова; 1880-1937), протоиерея Алексия Воробьева (1888-1937), игумена Иоасафа (Крымзина; 1880-1937), священника Василия Надеждина (1895-1930), протоиерея Владимира Амбарцумова (1892-1937); от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: архимандрита Кронида (Любимова; 1859-1937); от Свято-Данилова монастыря: архимандрита Георгия (Лаврова; 1868-1932); от Оренбургской епархии: протоиерея Макария Квиткина (1882-1931); от Пензенской епархии: епископа Феодора (Смирнова; 1891-1937), иерея Василия Смирнова (1889-1937), иерея Гавриила Архангельского (1890-1937); от Рязанской епархии: священника Николая Пробатова (1874-1918) и иже с ним убиенных Космы, Виктора, Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и Агафии; священника Гавриила Масленникова (1871-1937); от Санкт-Петербургской епархии: протоиерея Владимира Лозина-Лозинского (1885-1937); от Тверской епархии: священника Николая Лебедева (1869-1933), священника Иоанна Спасского (1873-1937); от Уфимской епархии: священника Петра Варламова (1897-1930); от Черниговской епархии: архиепископа Черниговского и Нежинского Василия (Богоявленского; 1867-1918) и с ним убиенных

http://sedmitza.ru/lib/text/429466/

Епископ Киотосский (1908). Епископ Японский и начальник Русской духовной миссии в Японии (1912), затем архиепископ (1921) и митрополит (1931). С 1940 г. на покое. 735 Дионисий (Прозоровский Димитрий, 1871 – после 1938), архиепископ Ростовский-на-Дону. Окончил СПбДА со степенью кандидата богословия (1898), преподаватель Рижской ДС (1898–1900), инспектор Благовещенской ДС (1900), ректор Благовещенской ДС в сане архимандрита (1901–1904), настоятель Астраханского Иоанно-Предтеченского монастыря (1904–1907), ректор Якутской ДС (1907–1910), смотритель Архангельского духовного училища (1910–1912). 06.08.1912 г. хиротонисан во епископа Петровского, викария Саратовской епархии. Епископ Кустанайский (1916), епископ Челябинский (1922). С 1925 по 1936 гг. занимал ряд кафедр. Архиепископ Ростовский-на-Дону (1936). После 1938 г. епархией не управлял. 736 Пальмов Иван Саввич (1856–1920), заслуженный ординарный профессор СПбДА (1906), доктор церковной истории (1904), славист. Окончил СПбДА со степенью кандидата (1880). Экстраординарный профессор СПбДА по кафедре истории славянских церквей (1887). 738 Канцелярия митрополита – особая канцелярия при Духовной консистории, через которую архиерей управлял епархией. Канцелярию возглавлял светский чиновник (секретарь), назначаемый и увольняемый Св. Синодом по предложению обер-прокурора, в ведении которого он состоял и все предписания которого для него были обязательны. Канцелярия состояла из нескольких подразделений (столов): хозяйственного, распорядительного, счетного, судного. Она хранила сведения о кандидатах на духовно-церковные должности, о лицах, желавших принять монашество. Каждый стол канцелярии контролировался одним из членов присутствия консистории по поручению епархиального архиерея. См.: Барсов Т.В. Синодальные учреждения прежнего времени. СПб., 1897. С. 85–91. 739 Неофит (Неводчиков Николай Васильевич, 1819–1910), архиепископ Кишиневский и Хотинский (1892–1898). С 1898 г. на покое. 741 Речь идет о студенте СПбДА иеромонахе Александре (Головине Александре, 1844–1916).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

[ПСТБИ] ЕВГЕНИЙ (Аметистов [Евгений Васильевич]) Архиепископ Карельский Родился 12/II-1884 года. В 1906 г. окончил Воронежскую духовную семинарию. Женат. С 1907 г. священствовал в Кубанской епархии. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. С 1926 г. – Кубанский епархиальный «благовсстник». С 1930 г. – член Кубанского Епархиального Управления. 31/XII-1933 г. хиротонисан во еп. Карельского. В декабре 1935 года возведён в сан архиепископа. С 17/II-1938 г. уволен за штат. Дальнейших сведений о нём не имеется. ЛИТЕРАТУРА: ФАОС дело 83. Кат-АМ 130. Кат-ЯВ 110. С. 54. [Кат-ГУБ. С. 972.] Родился 12/II –1884 г. в селе Орловка Бобровского уезда Воронежской губернии. В 1906 г. окончил Воронежскую духовную семинарию и определён на псаломщическое место к Николаевской церкви станицы Усть-Лабинской на Кубани. В 1907 г. рукоположен в сан священника к Михаило-Архангельскому собору г. Темрюка, а затем на протяжении 25 лет служил в церквах различных кубанских станиц и города Краснодара. С 1933 г. – архиеп. Петрозаводский и Карельский. Арестован 16/II-1938 г. Приговорён к высшей мере наказания. Расстрелян 13/II-1938 г. [ПСТБИ] ЕВГЕНИЙ (Добротин) Епископ Ишимский [Кат-ГУБ. С. 972.] ЕВДОКИМ (Мещерский [Василий Иванович!) Митрополит Вятский Родился в 1/IV-1869 года или в 1871 году. Сын псаломщика Владимирской епархии. Окончил Московскую духовную академию со званием кандидата богословия. В 1894 г. пострижен в монашество Преосвященным Антонием (Храповицким) , в том же году рукоположен во иеромонахи. В 1894 г. – преподаватель Новгородской духовной семинарии по истории и обличению раскола и по обличительному богословию. С 1895 г. – инспектор Нижегородской духовной семинарии. В 1898 г. получил степень магистра богословия за свой труд «Св. ап. и евангелист Иоанн Богослов. Его жизнь и благовестнический труд. Опыт библейско-исторического исследования». Впоследствии получил ещё степень почётного доктора богословия Московской духовной академии. С 1898 г. – инспектор Московской духовной академии в сане архимандрита и экстраординарный профессор Московской духовной академии.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010