Вернее сказать о 1938 годе так: если до этого года для применения пыток требовалось какое-то оформление, разрешение для каждого следственного дела (пусть и получалось оно легко), — то в 1937–38 ввиду чрезвычайной ситуации (заданные миллионные поступления на Архипелаг требовалось в заданный сжатый срок прокрутить через аппарат индивидуального следствия, чего не знали массовые потоки «кулаческий» и национальные) насилия и пытки были разрешены следователям неограниченно, на их усмотрение, как требовала их работа и заданный срок. Не регламентировались при этом и виды пыток, допускалась любая изобретательность. В 1939 такое всеобщее широкое разрешение было снято, снова требовалось бумажное оформление на пытку (впрочем, простые угрозы, шантаж, обман, выматывание бессонницей и карцером не запрещались никогда). Но уже с конца войны и в послевоенные годы были декретированы определённые категории арестантов, по отношению к которым заранее разрешался широкий диапазон пыток. Сюда попали националисты, особенно — украинцы и литовцы, и особенно в тех случаях, где была или мнилась подпольная цепочка и надо было её всю вымотать, все фамилии добыть из уже арестованных. Например, в группе Ромуальдаса Прано Скирюса было около пятидесяти литовцев. Они обвинялись в 1945 в том, что расклеивали антисоветские листовки. Из-за недостатка в то время тюрем в Литве их отправили в лагерь близ Вельска Архангельской области. Одних там пытали, другие не выдерживали двойного следственно-рабочего режима, но результат таков: все пятьдесят человек до единого признались . Прошло некоторое время, и из Литвы сообщили, что найдены настоящие виновники листовок, а эти все ни при чём!  — В 1950 я встретил на Куйбышевской пересылке украинца из Днепропетровска, которого в поисках «связи» и лиц пытали многими способами, включая стоячий карцер с жёрдочкой, просовываемой для опоры (поспать) на 4 часа в сутки. После войны же истязали члена-корреспондента Академии наук Левину. И ещё было бы неверно приписывать 37-му году то «открытие», что личное признание обвиняемого важнее всяких доказательств и фактов. Это уже в 20х годах сложилось. А к 1937 лишь приспело блистательное учение Вышинского. Впрочем, оно было тогда низвещено только следователям и прокурорам для их моральной твёрдости, мы же, все прочие, узнали о нём ещё двадцатью годами позже — узнали, когда оно стало обругиваться в придаточных предложениях и второстепенных абзацах газетных статей как широко и давно всем известное.

http://azbyka.ru/fiction/arxipelag-gulag...

Сказки были смешные и при этом — идеологически безупречные. Лишь самая ранняя — «Не любо — не слушай…» была полна добродушного, бесклассового юмора. В дальнейшем почти в каждой истории должен был присутствовать полицейский, чиновник и поп Сиволдай. 5 Не любо — не слушай… Про наш Архангельской край столько всякой неправды да напраслины говорят, что я придумал сказать все как есть у нас. Всю сушшую правду. Что ни скажу, все — правда. Кругом все свои — земляки, соврать не дадут. К примеру, Двина — в узком месте тридцать пять верст, а в широком — шире моря. А ездим по ней на льдинах вечных. У нас и леденики есть. Таки люди, которы ледяным промыслом живут. Льдины с моря гонят да давают в прокат, кому желательно. Запасливы стары старухи в вечных льдинах проруби делали. Сколь годов держится прорубь! Весной, чтобы занапрасно льдина с прорубью не таяла, ее на погребицу затаскивали — квас, пиво студили. В стары годы девкам в придано давали перьвым делом — вечну льдину, вторым делом — лисью шубу, чтобы было на чем да в чем за реку в гости ездить….. В сказках рыба сама потрошилась, солилась и прыгала в пирог, а медовые пряники маршировали в Уйму и требовали, чтобы их съели. В реальности Писахов жил без постоянных заработков — учительский диплом ему выдали лишь в 1936 году. В 1939 году Писахов получил подарок на 60-летие — был принят в Союз писателей СССР. Его председатель, Фадеев, читал книгу вслух и не мог сдержать смех. А публикаций почти не было. Очень рано, еще с 20-х годов, Писахов сам стал живой легендой или сказкой Архангельска, а также городской достопримечательностью. Он так мистифицировал окружающих, что биографам пришлось потрудиться, уточняя и день, и год его рождения. Степан Писахов пьет чай. Фото Я. Якоби. arkhangelsk.livejournal.com В разговорах Степан Писахов всегда придумывал себе новый возраст. Когда его поздравляли с 80-летием, называл это «совершеннолетием», обещал дожить до 2000 года и даже написал об этом сказку. Но ушел из жизни в 1960 году. В Архангельске Писахов жил в семейном доме, хоть и «уплотненном» после революции. В 1984 году старинный деревянный дом пошел под снос. Но на пешеходной улице Чумбарова-Лучинского, бывшем Среднем проспекте, на углу с улицей Поморской, стоит бронзовый Писахов. В руках — авоська с треской, для кошек, на шляпе сидит чайка, разумеется, в антивандальном исполнении. Сам писатель протягивает руку прохожим, чтобы поздороваться и рассказать новую сказку.

http://sever.foma.ru/legendy-severnogo-s...

Лагерный маршрут Подобно тому, как долгая священническая жизнь о. Феодора прошла всего в двух местах служения, так и его недолгая жизнь заключенного связана с двумя местами мучения – гигант БелтБалтЛаг и карликовый Вожегодский лагерь. 18 сентября он прибыл на Беломорканал, был занесен на учет как КРЭ – контрреволюционный элемент, подлежащий «перековке» сознания, и описан: «Рост средний, телосложение плотное, цвет волос седой, цвет глаз серый, нос обыкновенный, соцпроисхождение – служитель культа». По сохранившимся документам, в 1939-м году он находится в 3 лагпункте 2 отделения: биржевые работы, окорка баланса. Видно, как силы понемногу оставляют его: норма выработки в июле 130%, в августе 120 %, сентябрь, октябрь 100 %, в ноябре и в декабре – дневальный, видимо, уже не работник. Тем не менее 9 июня 1940 года его переводят с 3-го на 7-й лагпункт – на общие работы: рабочих дней 26, дней отдыха 4. Сухим языком лагерные документы описывают умирание, типичную судьбу з/к Белбалтлага, это тяжело читать, если представить себе, что это значило. Сухим языком лагерные документы описывают умирание, типичную судьбу з/к Белбалтлага Осенью 1941 года началась эвакуация ББК, и 60-летний украинский священник прибыл в Вожегодский ОЛП в потоке обреченных. По сути своей, этот лагерный вариант хосписа и был задуман для того, чтобы при эвакуации из ББК рационально селектировать спецконтингент: тех, кто мог работать, везли мимо Явенга, дальше через Вологду, например, в Вятлаг и другие ИТЛ на востоке страны; тех, кто уже был явно слаб, оставляли работать на клепочном заводе на ст. Явенга, отчего Вожегодский лагпункт именовали еще Явенгским. Явенга – небольшой, затерянный в лесах поселок на железной дороге Москва-Архангельск – идеально подходил для лагеря: принудительно доставить людей – просто, а уйти самовольно сквозь дремучие леса – сложно. Если посмотреть на карту, то Вожегодский ОЛП – карликовая копия находившегося севернее могучего Каргопольского ИТЛ, чьи лесные дачи простирались по обе стороны границы Архангельской и Вологодской областей, с трех сторон охватывая кусок тайги, ограниченный с севера р. Чужга.

http://pravoslavie.ru/140875.html

Его техническая вооруженность: 1 узкоколейных лесовозных железных дорог для вывоза древесины из лесосек к сплавным рекам общим протяжением главного пути 86 километров и временных усов при них 62 километра. На дорогах работает 17 паровозов и 620 узкоколейных вагонов. Производственная годовая мощность всех дорог по вывозке древесины – 2180т. кбм. 7 автолежневых дорог общим протяжением 100 км с годовой производительностью – 100 т. кбм. 5 тракторных ледяных дорог общим протяжением 115 километров, оснащенных 68 тракторами и 600 тракторными санями. Сезонная мощность тракторных дорог – 560 тыс. кубометров. Лесные площади, закрепленные за ББК, – на 90% заболоченные участки, почему развитие тракторной вывозки на них экономически невыгодно. Поэтому – в летний период – ББК производит гужевую вывозку по кругло-лежневым дорогам, общее протяжение которых – 2617 км. Для сплавных работ ББК располагает следующими агрегатами и механизмами: 36 км перепускных лотков, 8 водоудержательными и перепускными плотинами, 4 блокстадами для сплотки и погрузки древесины, 8 транспортами, 46 сплоточными агрегатами, 16 катерами и 6 варповальными лодками. Кроме того, для деревообработки комбинат имеет: 2 стационарных лесопильных завода с 5-ю лесорамами годовой производительности по выпуску пилопродукции 232 тыс. кубометров. 11 переносных лесопильных заводов с 11 лесорамами годовой производительности по выпуску пилопродукции – 176 тыс. кубометров. 14 шпалорезных установок с годовой производительностью по выпуску шпал 1300 тысяч штук. Деревообделочные комбинаты по выработке мебели и строительных деталей с годовой производительностью по выпуску готовых изделий на сумму 4,5 млн. рублей (в неизменных ценах). За 1939 год комбинат заготовил 6.603 тыс. ф/м 78 . древесины, вывез – 6.522 тыс. ф/м, реализовал – 6,364 тыс. ф/м. План 1940 г. – по заготовке – 6.000 тыс. ф/м; по вывозке – 6.000 тыс. ф/м, по сплаву – 3.460 тыс. ф/м. ОНЕГОЛАГ Онеголаг производит лесозаготовительные работы в приписных лесах Архангельской области общей площадью в 706 тыс. га и запасом лесонасаждений – 79,020 тыс. кубометров.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Заготовляемая Онеголагом лесопродукция вывозится для реализации потребителям на 70% к пунктам жел. дор. и на 30% к сплавным путям. Сплавные работы Онеголаг проводит только по первичным речкам; сплав проводится молью, а после выпуска древесины с первичных речек на транзитную реку Вага древесина сдается НКЛесу. Приписные лесные дачи в жел. дор. районе отдалены от железной дороги на 20–60 км, почему для эксплуатации этих дач строится лесовозная железнодорожная ветка нормальной колеи. Заготовляемая Онеголагом лесопродукция направляется в части деловой древесины для снабжения потребителей европейской части Союза, а дрова – потребителям Вологодской области. Техническая вооруженность Онеголага: Лесовозная железнодорожная ветка нормальной колеи общим протяжением 59 км, из них 32 км главного пути и 27 км погрузочных усов. На ветке работают 9 паровозов и 192 вагона. Пропускная мощность ветки 1400 тыс. кубометров. Две тракторно-ледяные дороги общим протяжением 18 километров, оснащенные 6 тракторами и 120 тракторными санями. Общая сезонная программа вывозки тракторами по санному пути определяется в 250 тыс. кубометров. По деревообработке – Онеголаг имеет 4 шпалорезные установки с годовой производительностью выпуска готовых шпал 350 тыс. штук. За 1939 год лагерь заготовил 1259 т. кубометров древесины, вывез 1179 т. кбм. и заготовил шпал – 128 т. штук. План на 1940 г. по заготовке – 1.800 т. ф/м; по вывозке – 1.800 т. ф/м, по изготовлению шпал – 300 т. штук. КАРГОПОЛЬЛАГ Каргопольлаг производит лесозаготовительные работы в приписных лесах Архангельской области общей площадью в 461 тыс. га и с запасом лесонасаждений в 40.856 тыс. кбм. Сплавные работы производятся только по первичным рекам молью, с выпуском древесины на магистральную реку (Онегу), где сдается Наркомлесу на дальнейший транзитный сплав. Приписные лесные дачи, тяготеющие вывозкой к жел. дор., удалены от транспортных путей на 25–70 км, почему для эксплуатации этих дач строится железнодорожная ветка нормальной колеи. Заготовляемая Каргопольлагом лесопродукция в железнодорожном районе направляется: деловая – для снабжения потребителей европейской части Союза, а дрова – для снабжения потребителей Вологодской области и гор. Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Смерть ее была загадочной. Днем 26 февраля 1939 года в санатории в Архангельском друзья собрались отметить ее 70-летний юбилей. Сталин прислал в подарок торт. На столе стояли пельмени и кисель. По легенде, кто-то из гостей, увидев кисель, удивился: «Словно поминки». Вечером Крупской стало плохо. Вызвали врача, который долго не ехал, а срочную операцию по поводу перитонита делать не стали. К утру следующего дня Крупская скончалась. Ее педагогическое наследие не будет изжито до тех пор, пока сохраняется анахронический принцип советской системы антирелигиозного воспитания, ныне именуемого «светским». Введение ОПК необходимо вести в школах как культурологический предмет, с которого может начаться возвращение разумных начал дореволюционного классического образования. Рейтинг: 8.1 Голосов: 21 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Александр Сергеев 28 января 2015, 00:17 Прекрасная статья! Автору огромное спасибо! наследие так называемой " крупской " давно пора изжить! Вернули Крым - вернем и Господа в школу! Победили фашизм в " 45 - победим и дарвинизм в " 15! Помоги Господь! Алла Зорина 25 марта 2014, 14:40 Огромное спасмбо за статью Слава Богу что мне посчастливилось прочитать Многое стало понятнее Алла 55 лет Василий 27 июля 2012, 17:56 Хоть Владимир и атеист, но в целом он прав. Владимир 3 мая 2009, 22:37 Здравствуйте. Слава Богу, я атеист. Не понимаю, кому не нравится способность молодёжи, да и не только, критически относиться к окружающей действительности? И чем плохо умение наблюдать, ничего не брать на веру и все проверять опытным путем. Неужели надо только принимать всё на веру? И что, Ньютон стал бы Ньютоном поверь он, к примеру, что землч плоская? Конечно, гораздо более удобные по жизни покорные прислужники (особенно для церкви), а не человеческие личности. Но вряд ли правящей верхушки нужны подобные граждане, умных боялись всегда, да и не любили, опять же. Да, в советской школе на первое место была поставлена учеба, простое получение знаний (без религиозной подоплёки), имеющее целью подготовить к поступлению в университет или просто дать хорошее среднее образование. Это тоже не нравится служителям культа?

http://pravoslavie.ru/29458.html

В конце «непрерывки», дойдя до отчаяния, я предложил следователю Кириллову написать признание, в котором все будет сплошной ложью. На мой вопрос, ищет ли НКВД правды или нужна и ложь, следователь Кириллов ответил: «Чего же, пишите, может быть, нам что-нибудь и пригодится». Такой же точно ответ я услышал и от начальника 2-го отделения Лациса, которого следователь Кириллов позвал вместо Наркома, от которого я хотел получить санкцию слов Кириллова. Я предупредил, что никаких дальнейших показаний о составе и деятельности неизвестной мне контрреволюционной организации я, конечно, дать не могу. Тем не менее на следующее утро Кириллов и Лацис потребовали этих показаний и составили акт о моем отказе от дальнейших показаний. Я немедленно начал третью голодовку с целью получить возможность в заявлении о ней сообщить Наркому о происшедшем. Голодовка продолжалась 7 дней, и заявления моего о ней в деле нет. Профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий. 29 марта 1939 года Совершенно неожиданно следствие документально зафиксировало еще одну несомненную добродетель святителя. Будучи сам, несмотря на свои напряженные труды, на грани нищеты, когда его семья часто не видела самого необходимого, Владыка регулярно оказывал помощь ссыльным архиереям и священникам, посылая им деньги. Посылал он денежные переводы епископу Евгению (Кобранову), с которым познакомился в 1926 или 1927 году в Ташкенте. Регулярно отправлял по 50 рублей в месяц епископу Иоасафу (Жевахову), с которым встретился в ссылке в Архангельске. Протоиерею Боголюбову, знакомому по архангельской ссылке, до самой его смерти посылал ежемесячно по 30 рублей. Несколько раз помогал двум ссыльным епископам – Макарию (Кармазину) и Порфирию (Гулевичу). Ссыльному священнику Мартину Римше, проживавшему под Красноярском, Владыка оказывал регулярную материальную помощь. В 1936 году с монахиней Софией он послал денег схиархиепископу Антонию (Абашидзе), который подвизался в затворе в Киеве. Владыка Лука был глубоко убежден в том, что церковная оппозиция митрополита Кирилла (Смирнова) и раскол, который учинил митрополит Иосиф (Петровых) , губительны и для них, и для соблазненной паствы, и не одобрял их противостояния митрополиту Сергию, заместителю Патриаршего Местоблюстителя. Но милосердие Святителя подвигло его оказать материальную помощь этим двум митрополитам, когда они оказались в ссылке. Особенно тяжелым испытанием для епископа Луки было предательство близких ему людей. Протоиерей Михаил Андреев, под руководством которого профессор Войно-Ясенецкий, можно сказать, воцерковлялся, когда посещал богословские собрания в вокзальной церкви Ташкента, который следовал вместе с епископом Лукой в далекую сибирскую ссылку, не выдержав тюремных пыток, лжесвидетельствует на Владыку. Архиепископ Борис (Шипулин), который был правящим Ташкентским архиереем и который, конечно же, знал об огромном авторитете и кристальной честности епископа-хирурга, тем не менее лжесвидетельствует на него.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Корбала. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь /// Объект утрачен Фото 1939 г. из «Отчёта Северных экспедиций Музея Всесоюзной академии архитектуры с описанием памятников в районах рек Сев. Двины, Ваги, Онеги. 1939 г. ». (Архив ГНИМА, ф. 32, оп. 1, д. 5) Дмитрий Волохов 1 июня 1939 Фото 1939 г. из «Отчёта Северных экспедиций Музея Всесоюзной академии архитектуры с описанием памятников в районах рек Сев. Двины, Ваги, Онеги. 1939 г. ». (Архив ГНИМА, ф. 32, оп. 1, д. 5) Дмитрий Волохов 1 июня 1939 Фото 1939 г. из «Отчёта Северных экспедиций Музея Всесоюзной академии архитектуры с описанием памятников в районах рек Сев. Двины, Ваги, Онеги. 1939 г. ». (Архив ГНИМА, ф. 32, оп. 1, д. 5) Дмитрий Волохов 1 июня 1939 Карта и ближайшие объекты В 1631-1632 г.г. в приходе было две церкви - во имя прор. Илии и во имя вмц. Параскевы. О них упоминается в документах, хранившихся в церковном архиве: об Ильинской церкви - в купчей крестьян Корбальской волости Андрея, Герасима и Капитолины Поспеловых детей Софроновых, данной церковному старосте Прокопию Ларионову, которую написал дьячок Ильинской церкви Максим Никитич Детков 16 мая 7139 (1631) г. Эта церковь существовала в 1671 г., о чем свидетельствовала полюбовная запись от 12 октября 7179 г. между иноками Клоновского монастыря (келарь старец Тарасий, казначей старец Никифор, старцы Козма, Игнатий, Мартин, Исайя, Варлаам, Евдоким, Герасим и Власий) и старостой Ильинской церкви Козмой Никитичем Шитиковым, Никифором Архиповым и всеми крестьянами Ильинского прихода о добровольном разделе пополам земли, принадлежавшей Клоновскому монастырю в д. Семеновской, т.к. при Ильинской церкви было очень мало угодий. Вместо этой церкви, ввиду угрозы от увеличивавшейся Двинской Курьи, на берегу которой стояла церковь, по благословению Новгородского митрополита, построена новая церковь, дальше от берега. Она была освящена при архиепископе Афанасии, как значилось в церковной описи от 7194 (1686) г. Впоследствии Двинская Курья продолжала увеличиваться, угрожая и новой церкви. По указу духовной консистории от 29 марта 1793 г. церковь перенесли еще дальше от берега. Освящена она была 2 октября 1795 г. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2. - Архангельск, 1895. С. 167-171. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=57054

Репецкая Плата. Церковь Михаила Архангела. Церковь. Действует.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:1997. Адрес: 307010, Курская область, Мантуровский район, с. Репецкая Плата, ул. Центральная, д. 26 Координаты: 51.472474, 37.30331 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Михайловская (Михайло-Архангельская, Архангельская) церковь с. Репецкая Плата Впервые упоминается церковь в Переписной книге села Репенской Плоты 1719 года : «По переписи 1714 года были прописаны …Село Репенская Плота, в том селе церковь во имя архистратига Михайло. Построена в нем после переписи 1714 году… В той церкви: Поп Леонтей Емельянов 63 лет, у него попова Авдотья 63 лет, у них дети Леонтей 43 лет, Климону 28 лет, Еремей 17 лет, Матвей 12 лет…. (РГАДА: ф.350, оп.1, д.386, л.182). В 1887 году на месте деревянной церкви во имя Архангела Михаила была построена каменная Архангельская церковь, усадебной земли – 3 десятины. В 1939 г. Архангельская церковь по решению президиума Курского облисполкома от 20 января была закрыта и передана на строительства нового кинотеатра. Вновь была построена церковь, недалеко от места разрушенной Михайло-Архангельской церкви, освещение которой состоялось 21 сентября 1997 года. В настоящее время в селе действует православный приход Михайловской церкви. Приход Архангельской церкви составляли жители с. Репецкая Плота, д. Екатериновки, х. Мелового. В Государственном архиве Курской области (ГАКО) хранятся Метрические книги Архангельской (Михайло-Архангельской) церкви Курской духовной Консистории с записями родившихся, бракосочетавшихся и умерших жителей с. Репецкая Плата (д. Круглый Лес, х. Мелового) за: 1804, 1831,1874, 1882, 1887, 1895, 1902, 1903, 1905, 1906-1910, 1912, 1913 гг. В разное время в Архангельской (Михайло-Архангельской) церкви несли службу церковнослужители: - 1816 г.: священники - Григорьев Василий Афанасьев, Григорьев Захарий Афанасьев; дьяконы - Григорьев Максим Васильев, Дагаев Александр Никифоров, Попов Алексей Семенов; пономари - Платонов Матвей Романов, Дагаев Иосиф Никифоров; - 1874 г.: Николай Сергеев – священник, Андрей Соколов – Дьякон, Михаил Платонов – дьякон, Василий Косьмицкий – пономарь; - 1895 г.: Павел Троицкий – священник, Дмитрий Беляев – дьякон, Александр Щербатов и Василий Толмачев – псаломщики; - 1910 г.: Федор Петрович Безпяткин – сященник, Дмитрий Брылин – дьякон, Павел Афанасьевич Сухачев – псаломщик. Ежегодно, 8 ноября в с. Репецкая Плата праздновали Михайлов день. На него приходили жители окрестных сел и деревень. Праздник начинался с молебна в Архангельской церкви. В селе организовывалась ярмарка и народные гуляния. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=17610

Декабрь 1937 года – здание церкви передано Горсовету. 19 марта 1938 года верующим было предложено «… ремонт церкви произвести обязательно в 1938 году в сроки с 1 апреля по 1 июня. Поручить т. Черникову (и.о. председателя горсовета) не позднее 1 апреля 1938 года заключить обязательство с «двадцаткой» Михаило-Архангельской церкви на производство ремонта церкви, в случае отказа поставить вопрос об изъятии церкви». Сумма составляла 16417 рублей 69 копеек, собрать которую не удалось. 6 апреля 1939 года на общем собрании религиозного общества города Кокчетава было решено «передать Михайловскую церковь в распоряжение горсовета со всем церковным имуществом». На внеочередном заседании Президиума горсовета от 20 апреля 1939 года принято решение о перестройке храма под городской клуб. Верующие обратились с просьбой в горисполком о разрешении совершать богослужение в церкви Архангела Михаила хотя бы до 10 мая 1939 года, дабы иметь возможность привести в порядок Георгиевскую церковь, в прошении также была указана просьба зарегистрировать священника Николая Васильевича Обододовского для служения в храме. 30 декабря 1939 года «в целях улучшения благосостояния трудящихся жителей города» была утверждена смета по благоустройству г. Кокчетава на 1940 год. Под в смете значилось «переоборудование церкви под городской клуб – 82 600 рублей». 10 апреля 1940 года - решением горсовета передача здания Михаило-Архангельской церкви под клуб в ведомстве промартели сроком на 15 лет. С 1940 по 1947 год с оборудованной на месте алтаря сценой церковь Архистратига Михаила была городским клубом. А в 1949 году её рубленное из бревен здание было разобрано и перенесено на пустырь вдоль нынешней улицы им. Ш. Уалиханова (по материалам Кокшетауской еженедельной газеты Курс 41 (541) от 15 октября 2009 г.), благодаря вмешательству архиепископа Алма-Атинского Николая (Могилевского), который послал телеграмму в Москву в Совет по делам церквей с требованием вернуть храм верующим. 3 июня 1949 года - начало строительства храма Архангела Михаила на новом месте.

http://sobory.ru/article/?object=26720

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010