Артемиев Веркольский мужской монастырь Артемиев Веркольский монастырь, затерянный среди лесов и болот Архангельской области, имеет насыщенную событиями историю. Основан он был на берегу реки Пинеги в начале XVII столетия, в тот период, когда иночество процветало в северных краях Российской империи. У каждого, кто побывал в этой обители, отрезанной от «мира» Пинегой, возникает убеждение, что именно таким и должен быть северный монастырь, побуждающий к молитвенному подвигу. Быть может, оттого так богат русский север монастырями, так плодотворна здесь иноческая жизнь, так обилен этот суровый край праведниками. Неподалеку от монастыря, на левом берегу реки, – около 30–40 домов, но люди приезжают туда только на лето, так что в долгие морозные зимы братия монастыря живет в полном уединении. Монахи даже шутят, что они в обители, «как на подводной лодке», потому что весной и осенью на левый берег практически не перебраться. Кого-то это вдохновляет, кого-то отпугивает… В 1990-е годы, годы восстановления, монастырь переживал трудные времена. Тогда даже картошку ели только по праздникам, а молоко пили редко. Но ведь Господь не оставляет детей Своих, если искренне на Него уповают они. Но вернемся к истории. Покровитель монастыря святой отрок Артемий (1533 – 6 июля 1544) родился в Верколе в благочестивой крестьянской семье. С юных лет славился он кротостью нрава, смирением и прочими добродетелями, не свойственными детям. Он любил молитву и уединение. Однажды, когда святой отрок трудился в поле, помогая отцу, разразилась гроза, и он был принят Господом (6 июля, в день памяти Артемия, каждый год небо плотно затягивает тучами, а к обедне бывает короткая гроза, после которой небо практически моментально очищается и выходит яркое солнце. В прошлом году сам был свидетелем этого неописуемого чуда!) Поселяне не решились предать тело земле, подумав, что так отрок был наказан за тайные грехи. Но через 33 года его мощи нашли в лесу нетленными, и от них исходил яркий свет. После обретения святых мощей стали происходить исцеления. И говорят, что обретение мощей не дало развиться Двинской лихорадке, бушевавшей в то время в Пинежье. Многие люди были тогда спасены. На месте обретения мощей и был основан монастырь.

http://pravoslavie.ru/4398.html

Повесть о житии Варлаама Керетского публикуется по списку РНБ, Соловецкое собр., 182 (Сборник второй половины XVIII в., л. 155–160 об.) с исправлениями явных ошибок по другим спискам «Повести». Научное издание текстов «Повести» по всем спискам см.: Дмитриев Л. А. Повесть о житии Варлаама Керетского//ТОДРЛ. М.; Л., 1970. Т. 25. С. 178–196. стр. 448. Житие Артемия Веркольского «Житие Артемия Веркольского» – одно из замечательных севернорусских житий, героем которого выступает не подвижник, посвятивший жизнь защите и прославлению христианства, а простой человек, «народный святой». Крестьянский отрок Артемий из Пинежского села Веркола, убиенный молнией во время земледельческих работ, не успел ничем прославиться, но горестная судьба мальчика привела к его почитанию сначала как местного святого, а затем он был причислен к лику общерусских святых. Исследованию литературной истории жития посвящен одни из разделов монографии Л. А. Дмитриева (см.: Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XIII–XVII вв. Л., 1973. С. 249–261). Первые записи о святом, не дошедшие до нас, могли появиться не ранее 1577 г., когда произошло обретение нетленных мощей отрока, захороненного в лесу «одаль церкви». Очевидно, сразу после обретения мощей св. Артемия начинается его местное почитание. Об этом свидетельствует упоминание о нем в нач. XVII в., еще до составления известной нам 1-й редакции жития, в «Видениях Евфимия Чакольского 1611–1614 гг.» (см. наст. изд.: т. 14, с. 220–237, 706–710) – памятнике местной литературы, в котором отрок является в видении одному из персонажей, ищущему исцеления. Первая дошедшая до нас редакция жития с 53 чудесами и служба святому были составлены около 1618 г., после официального освидетельствования мощей Артемия Веркольского. Самый ранний из известных на сегодняшний день список этой редакции относится к 30-м гг. XVII в. (РГБ, ф. 304, 696), и создан он иноком Троице-Сергиева монастыря, книгописцем Германом (Тулуповым). Таким образом, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Комментарии иконописца-профессионала Никодима имеют характер критических замечаний, таких как: «Написан брада велика, широкоглав» (Атлас, 40 ) или: «Брада велика написана, образом написан подобен игумену Феодосию, толико окружна глава и чело и плешив. У Феодосия брада проста, мало шире и короче, не вилась» (Атлас,    38 ). Комментарии носят и рекомендательный характер: «Образ Антония благоумерен, иконописцам писать» (Атлас, 37 ). Подборка изображений Антония Сийского в Атласе позволяет судить о стилистических изменениях в трактовке облика преподобного при сохранении его основных портретных черт. 17 На прориси с изображениями в рост двух преподобных (Атлас,   43 ) в правом иноке легко узнается Антоний Сийский. Левый преподобный – скорее всего, Исаия Сийский, облик которого совпадает с описанием подлинника (Свод,  Образ отрока Артемия Веркольского достаточно хорошо известен в иконографии. Поэтому не составило большого труда обнаружить ошибку в атрибуции прориси из ГРМ (Атлас, 45 ), где отрок назван Иоанном Устюжским. На самом деле это Артемий праведный. В руке у него имеется такой характерный для икон Артемия атрибут, как ветка («пруток», «лоза»), который часто приводится в словесных описаниях отрока по подлиннику (Свод, 65 ). Иоанну же Устюжскому подлинник (Свод, 231) предписывает иные устойчивые атрибуты (см. ниже). Изображенный рядом с праведным Артемием святой столпник является, по нашему мнению, Симеоном Дивногорским, поскольку именно его облик соответствует описанию столпника в иконописных подлинниках под 1 сентября; особенно характерна его борода, напоминающая бороду Николая Чудотворца. Для икон Артемия Веркольского вообще характерно наличие пейзажного фона с изображениями орамой пашни, облаков с молнией и т. п. (Атлас, 46 , 48 ). Особый интерес представляет прорись с изображением деревянного Веркольского Артемиева монастыря в Пинежском уезде, который запечатлен на ранней стадии своего существования (Атлас,   48 ). Монастырь основан в 1645 г., каменные постройки возникли только в XIX в., следовательно, данная прорись отражает древнейший извод в изображениях праведного Артемия.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

НАГРАДЫ: 1.Награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени (в 2001 году), 2. орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского III степени (в 2006 году), 3. в сентябре 2010 года - орденом Святого Страстотерпца Царя Николая, 4. в июне 2011 года указом Святейшего Патриарха Кирилла награжден орденом преподобного Серафима Саровского III степени в связи с 50-летием со дня рождения.  5. 31 октября 2013 года Святейшим Патриархом Кириллом о. Артемий награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III степени, во внимание к усердным пастырским трудам и в связи с 25-летием служения в священном сане.  Именины о. Артемий празднует в день памяти праведного отрока Артемия Веркольского - 6 июля. Память святого Артемия Веркольского совершается дважды в году: 6 июля и 2 ноября. Версия для печати ВЫПУСК 2 (361), 2024 Редакционный комментарий «Самый короткий месяц». Протоиерей Димитрий Смирнов «Великий Канон Андрея Критского». Протоиерей Михаил Дудко «Вся ли вода становится Святой на Крещение?». Виктор Саулкин «Молитва о Святой Руси». Протоиерей Александр Шаргунов «Время богословских споров закончилось». Сергей Худиев «Ученые и историчность Иисуса». Владимир Романович Легойда «Идентичность в камне». Протоиерей Александр Новопашин «За тех ли беспокоятся европарламентарии?». Юрий Вадимович Тавровский «Социализм китайских цветов». Протоиерей Александр Авдюгин «Прикосновение святости». Протопресвитер Владимир Диваков «Нам говорили, что с Церковью скоро будет покончено». Андрей Полонский «Звездная тусовка отстала от страны». Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/authors/vladimirov

Слова воеводы как меч ему сердце пронзили: «Лиши его жизни! – язычники все возопили. – Ведь он предрекает погибель твою скоротечную! И адскую муку тебе посулил бесконечную!» – «К чему мне советы, сам знаю я, что предпринять!» – Ответил отступник и начал святого пытать. Артемий весь ум свой к единому Богу вперил – Страдания лютые в теле едва ощутил. Для грешников мучить святого – душе истязание, А праведник муки без страха несет и рыдания. Устали мучители – царь воеводу мечом обезглавил, Господь же в чертогах небесных святого прославил. Суровую власть ему дал над бесами лютейшими, Болезнями и исушеньями в мipe сильнейшими. Кто любит Христа, признаёт Его Богом неложно, Таким на земле всяко дело благое возможно. Таким и Артемий святой всякий раз помогает, Хранит от врагов и из сети греха исторгает. 2. Св. праведный Артемий Веркольский . Родился в 1532 году в селе Веркола Двинского округа в крестьянской семье. Родителей его звали Косма и Аполлинария. Уже с пяти лет отличался от остальных детей необычайной набожностью и кротостью. Когда исполнилось ему 13 лет, шел он со своим отцом по густому лесу. Разразилась страшная гроза, Артемий упал на землю замертво, и его убитый горем отец не мог копать могилу, а лишь покрыл его тело ветками и ушел. Спустя 28 лет некий человек увидел в том лесу чудный свет. Подойдя поближе, обрел он нисколько не повредившееся нетленное тело Артемия. Многие больные исцелялись от своих недугов, как только прикасались к мощам праведного Артемия. Сии святые мощи почивали в [Артемиевом Веркольском] монастыре Архангельской губернии на [берегу реки] Пинеги. 3. Преп. Герасим Новый . Из местечка Трикала на Пелопоннесе, потомок славной семьи Нотарасов. Родился в 1509 году. Подвизался на Афоне, а затем в Палестине, где постился 40 дней. После этого поселился на острове Кефалония, где основал [также] и женский монастырь. Молитвой низводил дождь, исцелял больных и прозирал в будущее. Упокоился в Господе 15 августа 1579 года. Творил чудеса при жизни и по смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Святыня Веркольской обители. Св. Николая Чудотворца и Св. Праведного Артемия общежительный монастырь Архангельской губернии Пинежского уезда Вид Веркольского первоклассного монастыря с юго-западной стороны Веркольская обитель святого праведного Артемия На дальнем севере, в 400 верстах от губернского г. Архангельска и в 185 верстах от уездного г. Пинеги, на левом берегу р. Пинеги находится Веркольский общежительный первоклассный монастырь, основанный около 1635 г. Местоположение обители довольно живописное: по северо-западной части ее, находящейся на возвышенном берегу реки, тянутся поля и частью сенокосная земля; с прочих сторон она окружена лесом, перемежающимся, как и везде почти на севере, тундрами, болотами и мхами, со множеством холодных ручьев. Название обители, равно как и одноименного близ ее лежащего селения Верколы, по всей вероятности, происхождения чудского, так как здесь жил в древности народ чудского племени. Начало свое она получила со времени явления здесь мощей св. праведного Артемия, сына поселянина села Верколы. Праведный отрок Артемий родился в 1532 г. от кротких и благочестивых родителей Козьмы и Аполлинарии. С пятилетнего возраста отрок Артемий уже начал чуждаться детских игр и с юных лет славился кротостью своего нрава, благоразумием и добродетелями, свойственными летам зрелым, особенно же беспрекословным во всем послушанием своим родителям, для которых он был предметом утехи, семейного счастья и надежд, а для своих соседей предметом удивления и подражания. Несмотря на слабые свои силы, Артемий приучался возделывать землю, как бы поспешая тем принести Богу плоды трудолюбия кратковременной своей жизни. В столь ранние годы он сделался помощником отцу своему, послушный ему как Исаак; свободное же от трудов время посвящал на молитву, ибо возлюбил Господа Бога паче всего. Но по неисповедимым судьбам промысла Божия, отроку Артемию не суждено было достигнуть зрелого возраста, дабы вполне облегчить своих родителей в тяжелых земледельческих трудах и быть для них опорой на закате дней их жизни. Однажды, когда он вместе с отцом своим обрабатывал землю в поле, внезапно, Божием изволением, подул сильный ветер, небо покрылось темными тучами, заблистала молния и поднялась сильная гроза с проливным дождем. В это самое время мгновенно разразился, с необыкновенным шумом и треском, гром над головою отрока, и трудолюбивый и богобоязненный отрок Артемий, от удара ли и ужаса, или от изнеможения и холода, тотчас на том самом месте скончался и предал дух свой в руки Господни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епископ Петропавловский Артемий: «Церковь — это не стены. Церковь — это люди» 13 ноября 2013 г. 17:48 Епископ Артемий (Снигур) рассказал о современной жизни Петропавловской епархии . — Владыка, известно, что Вы окончили Санкт-Петербургский военно-транспортный университет. А что было дальше, на пути к полуострову Камчатка? — Служба в Алма-Ате. В 1992 году я был уволен в запас в звании капитана по сокращению штатов. Потом года три трудился на строительстве храма в честь Рождества Христова в том же городе. В 95-м стал послушником Николо-Шартомского мужского монастыря села Введенье Шуйского района Ивановской области, а затем рукоположен во диакона и после во иерея. Через какое-то время архиепископом Амвросием был пострижен в монашество с наречением имени Артемий в честь праведного Артемия Веркольского. Осенью 96-го меня командировали в Новосибирскую епархию для активизации миссионерского служения и укрепления монашества в сибирском регионе. А весной был назначен инспектором по храмовому строительству Новосибирской епархии. Летом — утвержден наместником новообразованного Михаило-Архангельского мужского монастыря в селе Малоирменка Ордынского района Новосибирской области. Позже этот монастырь переведут в село Козиха Ордынского района Новосибирской области. В начале двухтысячных был председателем архитектурного отдела Новосибирской епархии, руководил епархиальным отделом по архитектуре, строительству и земельным вопросам. Параллельно учился — окончил заочно Московскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. И вот, решением Священного Синода от 22 марта 2011 года был избран епископом Петропавловским и Камчатским. 3 апреля 2011 года возведен в сан архимандрита, а 10 апреля хиротонисан во епископа Петропавловского и Камчатского. — Небыстрый путь. И куда не глянешь — все леса и стропила. И на Камчатке ведь строить не перестали. Даже программа какая-то есть. — Есть, называется «Программа-20». Именно столько, по нашим подсчетам, должно быть храмов на Камчатке, чтобы минимальный духовный запрос: на десять тысяч человек — один приходской храм — был удовлетворен. К храмам в шаговой доступности призывает Святейший Патриарх Кирилл. Это важно вообще, а для нас — тем более. Когда здесь непогода, зима с метелями, в собор Святой Живоначальной Троицы, который стал уже символом города, не всегда можно добраться. В праздничные дни человек может остаться без духовного утешения и окормления! Например, как в этом году. На начало Великого поста стихия разыгралась не на шутку. Я сам с КП добирался пешком, а на территории храма буквально полз сквозь сугробы. Думаю: сколько же прихожан не смогли дойти… А была бы церковь возле дома?

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Прими же, новопоставленный епископ Святой Церкви, сей жезл как знамение разумной строгости архипастырского правления и одновременно духовной опоры при твоем восхождении на новые ступени самосовершенствования и благослови народ Божий, который разделил с нами сугубую молитву о твоем предстоящем служении. Сам Пастыреначальник Христос да упасет тебя и вверенное тебе словесное стадо, промыслительно указуя стези верные и спасительные. Епископ Петропавловский и Камчатский Артемий (Александр Николаевич Снигур) родился 5 сентября 1962 г. в городе Днепродзержинске. В 1984 г. окончил Санкт-Петербургский военно-транспортный институт и направлен в г. Алма-Ату. В 1992 г. уволен в запас в звании капитана по сокращению штатов. 17 декабря 1995 г. в Преображенском кафедральном соборе г. Иванова архиепископом Ивановским и Кинешемским Амвросием рукоположен во диакона, а 11 февраля 1996 г. в Благовещенском храме г. Кинешмы — во иерея. 31 марта 1996 г. в Казанском храме Свято-Николо-Шартомского мужского монастыря с. Введенье Шуйского района Ивановской области архиепископом Амвросием пострижен в монашество с наречением имени Артемий в честь праведного Артемия Веркольского. 4 ноября 1996 г. командирован в Новосибирскую епархию для активизации миссионерского служения и укрепления монашества в сибирском регионе. 20 марта 1997 г. назначен инспектором по храмовому строительству Новосибирской епархии. 17 июля 1997 г. утвержден наместником новообразованного Михаило-Архангельского мужского монастыря в с. Малоирменка Ордынского района Новосибирской области (в 1998 г. монастырь переведен в с. Козиха Ордынского района Новосибирской области). 19 февраля 2004 г. назначен председателем архитектурного отдела Новосибирской епархии. В 2004 г. окончил Московскую духовную семинарию (заочно). В 2008 г. окончил Московскую духовную академию (заочно). Решением Священного Синода от 22 марта 2011 года (журнал 15) избран епископом Петропавловским и Камчатским. 5 мая 2011 г. HTML-koд для сайта или блога: Епископ Артемий: Промысл Божий закаливал мою душу в 12-летнем служении Отечеству в Вооруженных силах Мне определено быть правящим архиереем в епархии, которую ранее возглавляли замечательные миссионеры: святитель Иннокентий (Вениаминов) и митрополит Нестор (Анисимов). Их пример беззаветного служения на окраинах нашей великой Родины будет вдохновлять меня на предстоящие пастырские труды. Господь призывает ныне меня через Вас, Ваше Святейшество и Ваши Высокопреосвященства, по словам святителя Николая Японского, «на пир жизни и труда, на самое прямое дело служения православию».

http://e-vestnik.ru/church/episkop_artem...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Св. прав. Артемий Веркольский. Икона. XVII в. (ГИМ) (1532, с. Веркола (совр. Пинежский р-н Архангельской обл.) - 23 июня 1545), прав. (пам. 23 июня, 20 окт., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых). «Житие святаго праведнаго богомудрого отрока новоявленнаго Артемиа, Верколскаго чюдотворца» известно в большом числе списков XVII-XIX вв., отражающих 3 основные редакции. 1-я редакция жития, составленная ок. 1619 г. по повелению Новгородского митр. Макария , содержит описание 53 чудес, совершившихся по молитвам к А. В., последнее чудо относится к 1618 г. В основе этой редакции, по предположению В. О. Ключевского , лежит первоначальный рассказ об А. В., возникший сразу после перенесения мощей святого в 1577 г. и содержавший описание 19 чудес. 2-я и 3-я редакции дополняют 1-ю более поздними чудесами. По мнению исследователей, 2-я редакция жития, описывающая 72 чуда, была составлена в 1649 г., 3-я редакция была создана в Артемиевом Веркольском мон-ре при настоятеле Антонии (Попове; 1693-1729), в ней отражены 85 чудес, последнее датируется 1700 г. А. В. родился в крестьянской семье. Родители - Косма по прозвищу Малый и Аполлинария - воспитали сына в страхе Божием и благочестии. По преданию, у А. В. была сестра - прав. отроковица Параскева Пириминская, прославившаяся посмертными чудотворениями. Однажды отрок вместе с отцом боронил поле. Разразилась сильная гроза, ударила молния, и А. В. упал замертво. Односельчане посчитали внезапную кончину отрока наказанием за его тайные грехи и оставили тело непогребенным в лесу, называвшемся Сосония. В 1577 г. диакон местной ц. во имя свт. Николая Чудотворца Агафоник увидел в лесу необычный свет над местом, где покоились останки А. В., и обрел нетленное тело праведного отрока. Крестьяне перенесли св. мощи на паперть Никольской ц. в Верколе. В 1583 г., во время распространившейся в окрестностях Верколы эпидемии, у некоего человека по имени Каллиник тяжело заболел сын.

http://pravenc.ru/text/76384.html

2) Таким образом перенесение мощей есть второе событие, которое ясно свидетельствует о живом почтении народа к праведному Артемию. 3) По установлению преосв. Нафанаила (II-ro) епископа Архангельского и Холмогорского 84 , мощи прав. Артемия ежегодно, 23 июня, обносятся вокруг храма, при многочисленном народе, что особенно усиливает в народе живое почтение к святому. и 4) Иконы, во множестве находящиеся по всему Архангельскому краю 85 и в других местностях 86 . Об общем же чествовании праведника говорят: 1) рукописные святцы, где читаем: «Святый праведный отрок Артемий, иже бысть в Верколе Веркольский чудотворец, преставися в лето 7040 месяца июня в 23 день» 87 . 2) Иконописный подлинник, в нем так описывается вид прав. Артемия: «иже со отцом своим Козьмою земледельцем ишед на поле, умре от грома велика, млад отрок 12 лет, в рубашке, в руке лоза, колени голы. А инде пишет: в рубашке и в портах» 88 . 3) Иконы, из коих следует упомянуть иконы собора Новгородских святых, где всегда пишется и прав.. Артемий, Веркольский чудотворец. Прилагаемое изображение снято с подобной иконы Спб. Дух. Акад. Музея. 4) Сказание о нем, которое помещается во всех изданиях печатного пролога 89 . 5) Житие в четиих-минеях 90 . 6) Служба 91 , что в месячной июньской минее 92 . и 7) все святцы печатные, издаваемые по благословению Св. Синода 93 . Все вышепоименованные данные ясно свидетельствуют о всеобщности и законности сего чествования св. прав. Артемия Веркольского чудотворца. § 4. О чествовании прав. Параскевы. Пириминской чудотворицы Что же касается чествования сестры прав. Артемия, св. прав. Параскевы, то хотя ее имени нет ни в святцах (рукоп. и печ.), ни в иконописном подлиннике, тем не менее ее чествование вполне законное явление. Оное оправдывается: 1) самою его давностью в Пириминском и окрестных приходах, 2) нетлением св. мощей прав. Параскевы и 3) многочисленными от них чудесами, – к рассмотрению этих оснований, – краткому, – мы и переходим теперь. § 5. Об обретении мощей прав. Параскевы, по преданию родной сестры прав. Артемия, Веркольского чудотворца

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010