Комментарии иконописца-профессионала Никодима имеют характер критических замечаний, таких как: «Написан брада велика, широкоглав» (Атлас, 40 ) или: «Брада велика написана, образом написан подобен игумену Феодосию, толико окружна глава и чело и плешив. У Феодосия брада проста, мало шире и короче, не вилась» (Атлас,    38 ). Комментарии носят и рекомендательный характер: «Образ Антония благоумерен, иконописцам писать» (Атлас, 37 ). Подборка изображений Антония Сийского в Атласе позволяет судить о стилистических изменениях в трактовке облика преподобного при сохранении его основных портретных черт. 17 На прориси с изображениями в рост двух преподобных (Атлас,   43 ) в правом иноке легко узнается Антоний Сийский. Левый преподобный – скорее всего, Исаия Сийский, облик которого совпадает с описанием подлинника (Свод,  Образ отрока Артемия Веркольского достаточно хорошо известен в иконографии. Поэтому не составило большого труда обнаружить ошибку в атрибуции прориси из ГРМ (Атлас, 45 ), где отрок назван Иоанном Устюжским. На самом деле это Артемий праведный. В руке у него имеется такой характерный для икон Артемия атрибут, как ветка («пруток», «лоза»), который часто приводится в словесных описаниях отрока по подлиннику (Свод, 65 ). Иоанну же Устюжскому подлинник (Свод, 231) предписывает иные устойчивые атрибуты (см. ниже). Изображенный рядом с праведным Артемием святой столпник является, по нашему мнению, Симеоном Дивногорским, поскольку именно его облик соответствует описанию столпника в иконописных подлинниках под 1 сентября; особенно характерна его борода, напоминающая бороду Николая Чудотворца. Для икон Артемия Веркольского вообще характерно наличие пейзажного фона с изображениями орамой пашни, облаков с молнией и т. п. (Атлас, 46 , 48 ). Особый интерес представляет прорись с изображением деревянного Веркольского Артемиева монастыря в Пинежском уезде, который запечатлен на ранней стадии своего существования (Атлас,   48 ). Монастырь основан в 1645 г., каменные постройки возникли только в XIX в., следовательно, данная прорись отражает древнейший извод в изображениях праведного Артемия.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

В 1859 году сюда назначили настоятелем иеромонаха Иону. Он немало сделал для возрождения Веркольского монастыря. А через два года обитель возглавил иеромонах Феодосий (Орехов). 25 лет он нес здесь послушание. Был возведен в сан игумена, затем архимандрита, отмечен несколькими наградами. Он ввел в обители строгий церковный устав. Многие благотворители стали присылать крупные жертвы и богатые вклады в управление мудрого и доброго настоятеля Веркольского монастыря. И обитель сама стала оказывать помощь нуждающимся. При архимандрите Феодосии воздвигли монастырскую ограду с башнями и очень красивой колокольней, в которой позднее освятили храм во имя Иверской иконы Божией Матери. На их строительство пошло 1 миллион 200 тысяч штук кирпичей, изготовленных на монастырском заводе. Колокольный звон был слышан на 50 верст. При архимандрите Феодосии соорудили также каменный двухэтажный корпус, водопровод и многое другое. На месте преставления праведного отрока Артемия, в деревне Ежемень вместо прежней ветхой часовни заложили новую с алтарем, трапезной и колокольней. Позднее ее обратили в храм. Архимандрит Феодосий закончил свой земной путь 5 мая (н.ст.) 1885 года и похоронен около Артемиевского храма. Большой вклад в развитие монастыря внес и архимандрит Виталий, который был здесь настоятелем 12 лет. При нем воздвигли 2-этажный каменный игуменский корпус. А также грандиозный собор, сооружение которого началось 17 сентября 1891 года. По своей богатой архитектуре и величию он являлся главным украшением монастыря. С наружной стороны храм был украшен иконами, писанными на полотне. Вокруг всего собора располагалась висячая галерея для крестных ходов, обнесенная решеткой. Внутри его находились золоченые иконостасы с иконами, написанными в строго византийском стиле известным художником Софоновым. На стенах - великолепная роспись. В окна вставлены изящные кованые решетки. Общая стоимость всего двухэтажного собора определялась в 100 000 руб. Грандиозная постройка храма была окончена в 1897 году.

http://sobory.ru/article/?object=10746

В печатных Минеях, используемых ныне в РПЦ, под 23 июня (Минея (МП). Июнь. Ч. 2. С. 270-282) помещена полиелейная служба А. В. (см. Знаки праздников месяцеслова ), под 20 окт.- тропарь и кондак из указанной службы (Минея (МП). Октябрь. С. 524). В Веркольском мон-ре ежедневно читается акафист святому. Ист.: Описание о российских святых. С. 157; Пролог. Сентябрь-февраль. М., 1685. Лит.: Яхонтов И. Жития святых севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник. Каз., 1881. С. 183-187; Ключевский. Древнерусские жития. С. 323-324; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 62-64; Голубинский. Канонизация святых. С. 128; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 231; Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 249-261, 290-292; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 2; Кн. 6; Савельева Н. В. «Житие Артемия Веркольского» в рукописной традиции Веркольского монастыря//ТОДРЛ. 1999. Т. 51. С. 365-376; Свято-Артемиев Веркольский монастырь. М., 2000. А. К. Сальников, Е. В. Романенко Св. прав. Артемий Веркольский. Икона. XVIII в. (АМИИ) По описанию в иконописном подлиннике посл. четв. XVII в., А. В. «12 лет млад, в одной рубашке, в левой руце посох, в правой крест» (ИРЛИ. Бобк. 4. Л. 142об.), в подлиннике XVIII в.: «Праведный отрок... иже со отцом своим Козьмою земледельцем и шед на поле, умре от грома велика, млад отрок 12 лет, в рубашке, в руке лоза, колени голы. А инде пишет в рубашке и в портах» ( Филимонов. С. 175). Одно из наиболее ранних изображений святого - в коротком белом хитоне и гиматии - сохранилось на иконе св. Василия Блаженного и А. В. в молении Спасу Еммануилу 20-х гг. XVII в. строгановского мастера (собрание П. М. Третьякова. ГТГ). На прорисях с икон XVII в. праведный отрок представлен прямолично, в рост, с благословляющей десницей и свитком в левой руке, нередко в ряду избранных святых ( Маркелов. Т. 1. С. 125, 127, 135). Вместе со свт. Николаем он изображен на иконе сер. XVII в. (ГИМ), в центр к-рой врезан деревянный крест XVI в.; с мч. Уаром - на иконе ок. 70-х гг. XVII в. (ГТГ); со св. Иоанном Предтечей - на образе кон. XVII в. (ВГИАХМЗ). На поле иконы, среди избранных святых,- на образе «Распятие Христово» Леонтия Стефанова, 1679 г. (ГИМ); на нижнем поле иконы Божией Матери «Троеручица», XVII в. (ГИМ),- по пояс, с обращенными к зрителю ладонями.

http://pravenc.ru/text/76384.html

В 1910 г. в связи с обширностью епархии, а также для усиления борьбы с расколом в Корелии было учреждено Кемское викариатство. В ведение епископа Кемского находились приходы и монастыри Пинежского у. Местопребывание викария - Артемиев Веркольский монастырь и один из административных центров Корелии с. Ухта, в котором было устроено подворье этого монастыря. Средства на содержание викария и подворья в Ухтомском приходе выделялись из сумм Артемиево-Веркольского монастыря. С 14 февр. 1913 г. корельские приходы 2-го благочиния Кемского у. Архангельской епархии переданы в подчинение новоучрежденного Сердобольского викариатства Финляндской епархии на основании особых правил; викарии Архангельской епархии получили титул «епископы Пинежские». С 13 окт. 1913 г. по 19 марта 1917г. викарии Пинежские не назначались. Викарии Пинежские управляли Артемиевым Веркольским монастырем на правах настоятеля. В канун созыва Поместного собора РПЦ 1917-1918 гг. в епархии шло оживленное обсуждение путей переустройства епархиального управления. Эти вопросы находились в центре внимания при обсуждении проектов создания Архангельского епархиального братства. Подготовка проекта братства инициирована в 1916 г. еп. Нафанаилом (Троицким). Проект, подготовленный консисторией («Архангельское епархиальное братство при Архангельском кафедральном соборе им. о. Иоанна Сергиева») предусматривал создание организации, координирующей благотворительную и просветительскую деятельность монастырей, братств и учреждений епархии. Должно было способствовать возрождению приходской жизни. Проект прот. М. И. Попова предусматривал переустройство жизни епархии «на началах соборности». Должно было заменить существовавшую систему управления (организация приходских братств в подчинении епархиального). Во главе братства - правящий архиерей. Основная цель: развитие «...в каждом приходе епархии истинной пастырской деятельности... " , " молитвенное объединение архипастыря с паствой». В нач. апр. 1917 г. возник Союз объединенного духовенства г. Архангельска, председатель союза — прот. И. А. Попов, секретарь — свящ. А. Нечаев. Цели — «объединение духовенства и мирян Архангельской епархии для успешного достижения общецерковных задач в условиях современности; поддержка православной веры и церкви в новых условиях свободного демократического строя; поддержка существующей законной власти в стране;  ...осуществление в церковной жизни древних канонических начал церковной свободы и соборности и проведение в церковной жизни выборного начала».

http://patriarchia.ru/db/text/81087.html

В последние годы настоятельства отца Венедикта здесь на покое поселился архиепископ Дамаскин (Россов). Владыка на протяжении 30 лет управлял Тульской и Белевской епархией и, уходя на покой, попросился жить в Жабынской пустыни, которая в ту пору стала самым ярким монастырем Тульской земли. При пребывании здесь отца Венедикта владыка Дамаскин, хотя и стал формально настоятелем монастыря с 1851 года, не вмешивался в управление. Здесь архиепископа Дамаскина посещали высокие гости: архиепископ Димитрий (Муретов), архиепископ Смарагд (Крыжановский) и другие. Здесь же архипастырь скончался и был погребен у стены Введенского храма. Возрождение памяти преподобного Макария Жабынского С 1875 по 1886 год настоятелем Жабынской пустыни был игумен Иона (Белобородов), в прошлом наместник Соловецкого монастыря и настоятель Артемиево-Веркольской обители. За долгие годы служения отец Иона был удостоен нескольких наград, одна из них — за участие в годы Крымской войны в отражении атак англичан на Соловецкую крепость. В Жабыни отец Иона упорядочил монашескую жизнь. Именно он обратил внимание на недостаточное почитание памяти преподобного Макария Жабынского. При нем на предполагаемом месте погребения преподобного была поставлена резная деревянная рака с изображением покровителя монастыря и стал обсуждаться вопрос, что преподобный Макарий, хотя всегда почитался как святой и чудотворец, тем не менее не был прославлен в лике святых в соответствии с принятыми в Церкви правилами. По ходатайству жителей Белева Святейший Синод учредил специальную комиссию. Через полтора года на основании ее доклада Синод предписал восстановить чествование преподобного Макария Жабынского и назначил дату его памяти — 22 января по старому стилю (4 февраля по новому). 22 января 1888 года состоялось первое всенародное празднование памяти преподобного Макария Жабынского. Церковь была переполнена, многие молились на улице, несмотря на мороз. Было совершено три Литургии, а затем состоялся праздничный молебен перед гробницей преподобного Макария. После богослужений прошла большая трапеза — весь Белев отмечал праздник своего небесного покровителя.

http://patriarchia.ru/db/text/6094253.ht...

В последние годы настоятельства отца Венедикта здесь на покое поселился архиепископ Дамаскин (Россов). Владыка на протяжении тридцати лет управлял Тульской и Белёвской епархией и, уходя на покой, попросился жить в Жабынской пустыни, которая в ту пору стала самым ярким монастырем Тульской земли. При пребывании здесь отца Венедикта владыка Дамаскин, хотя и стал формально настоятелем монастыря с 1851 года, не вмешивался в управление. Здесь архиепископа Дамаскина посещали высокие гости: архиепископ Димитрий (Муретов), архиепископ Смарагд (Крыжановский) и другие. Здесь же архипастырь скончался и был погребен у стены Введенского храма. Возрождение памяти преподобного Макария Жабынского С 1875 по 1886 год настоятелем Жабынской пустыни был игумен Иона (Белобородов), в прошлом наместник Соловецкого монастыря и настоятель Артемиево-Веркольской обители. За долгие годы служения отец Иона был удостоен нескольких наград, одна из них — за участие в годы Крымской войны в отражении атак англичан на Соловецкую крепость. В Жабыни отец Иона упорядочил монашескую жизнь. Именно он обратил внимание на недостаточное почитание памяти преподобного Макария Жабынского. При нем на предполагаемом месте погребения преподобного была поставлена резная деревянная рака с изображением покровителя монастыря и стал обсуждаться вопрос, что преподобный Макарий, хотя всегда почитался как святой и чудотворец, тем не менее не был прославлен в лике святых в соответствии с принятыми в Церкви правилами. По ходатайству жителей Белёва Святейший Синод учредил специальную комиссию. Через полтора года на основании ее доклада Синод предписал восстановить чествование преподобного Макария Жабынского и назначил дату его памяти — 22 января по старому стилю (4 февраля по новому). Двадцать второго января 1888 года состоялось первое всенародное празднование памяти преподобного Макария Жабынского. Церковь была переполнена, многие молились на улице, несмотря на мороз. Было совершено три Литургии, а затем состоялся праздничный молебен перед гробницей преподобного Макария. После богослужений прошла большая трапеза — весь Белёв отмечал праздник своего небесного покровителя.

http://e-vestnik.ru/reports/nerushimaya_...

И он, Афонасей, ево, Иякова, за то, бив кнутом, жжег до смерти. И к моему протопопову зимовью мертваго кинул под окошко, что он, Ияков, на пытке творил Исусову молитву… А иные ево Афонасьевы, ругательства сказать странно и страшно: при смерти их и причащать мне не давал, и пречистыя тайны у меня отнял и держал у себя в коробке» . По меньшей мере странно, что «светленький», обличая пренебрежение Пашковым своих обязанностей по организации церковной службы, ничего не велит передать командиру экспедиции об исправлении его духовного состояния – о покаянии. Не исключено, что Аввакум в каких-то случаях «сгущает краски», выставляя виновником во всем исключительно воеводу. Устойчивая «кровожадность» Пашкова несколько блекнет после аввакумовых упоминаний о том, что воевода, осознав содеянное, «задумався и плакать стал» , «стал… тужить» по нему и оказывал ссыльному священнику и его семейству милость ; к этой же категории можно отнести знаменитое высказывание протопопа: «Десеть лет он меня мучил или я ево – не знаю; Бог разберет в день века» . На основании сопоставления различных вариантов Жития Аввакума с Прянишниковским списком в изображении Афанасия Пашкова Н.С. Демкова заключает, что «в текстах редакций А и В можно отметить явную тенденцию к усилению черт злодейства в облике Пашкова» . Что интересно, имеется информация о жизни и деятельности Афанасия до его назначения в Сибирь. Будучи Кеврольским и Мезенским воеводой он «примерно в 1635 году» стал «первым ктитором и основателем» Свято-Артемиево Веркольского мужского монастыря. «По молитвам к праведному отроку,– читаем в истории обители,– выздоровел… смертельно больной сын… воеводы Афанасия Пашкова – Иеремия. В благодарность за такое чудо воевода на месте обретения мощей святого Артемия воздвиг церковь и несколько келий» . Из всего этого можно сделать вывод, что, при всей крутости нрава, безбожником Пашков не был. Впрочем, последние замечания не устраняют противоречий рассматриваемого сверхъестественного явления. Дальнейшее знакомство с чудесными событиями в жизни протопопа Аввакума напрямую связано с церковной реформой.

http://bogoslov.ru/article/4789778

Ияков Красноярской молыл: " Только бы-де воевода по государеву указу ехал прямою дорогою, и мы бы-де нужи такие не терпели " . И он, Афонасей, ево, Иякова, за то, бив кнутом, жжег до смерти. И к моему протопопову зимовью мертваго кинул под окошко, что он, Ияков, на пытке творил Исусову молитву... А иные ево Афонасьевы, ругательства сказать странно и страшно: при смерти их и причащать мне не давал, и пречистыя тайны у меня отнял и держал у себя в коробке» . По меньшей мере странно, что «светленький», обличая пренебрежение Пашковым своих обязанностей по организации церковной службы, ничего не велит передать командиру экспедиции об исправлении его духовного состояния - о покаянии. Не исключено, что Аввакум в каких-то случаях «сгущает краски», выставляя виновником во всем исключительно воеводу. Устойчивая «кровожадность» Пашкова несколько блекнет после аввакумовых упоминаний о том, что воевода, осознав содеянное, «задумався и плакать стал» , «стал... тужить» по нему и оказывал ссыльному священнику и его семейству милость ; к этой же категории можно отнести знаменитое высказывание протопопа: «Десеть лет он меня мучил или я ево - не знаю; Бог разберет в день века» . На основании сопоставления различных вариантов Жития Аввакума с Прянишниковским списком в изображении Афанасия Пашкова Н.С. Демкова заключает, что «в текстах редакций А и В можно отметить явную тенденцию к усилению черт злодейства в облике Пашкова» . Что интересно, имеется информация о жизни и деятельности Афанасия до его назначения в Сибирь. Будучи Кеврольским и Мезенским воеводой он «примерно в 1635 году» стал «первым ктитором и основателем» Свято-Артемиево Веркольского мужского монастыря. «По молитвам к праведному отроку,- читаем в истории обители,- выздоровел... смертельно больной сын... воеводы Афанасия Пашкова - Иеремия. В благодарность за такое чудо воевода на месте обретения мощей святого Артемия воздвиг церковь и несколько келий» . Из всего этого можно сделать вывод, что, при всей крутости нрава, безбожником Пашков не был.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Образ перенесли в часовню, а в том месте, где была явлена икона, забил родник. Вода из него считается целебной. Часовня была сожжена в смутные годы прошлого века, но в 2003 году сестры в Суре возрождающегося монастыря построили новую часовню на месте старой. Рядом сооружена купель на источнике. Часовня и источник освящены братией Артемиево-Веркольского монастыря. ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ Источник в Ачаирском монастыре: Еще в конце 90-х годов XIX столетия по соседству с казачьим посёлком Очаир появилась женская община. В 1903 году была построена в общине каменная церковь во имя Архистратига Божия Михаила. Место под строительство нового храма освятил Иоанн Кронштадтский. Вскоре после этого события община была преобразована в женский общежительский монастырь, однако уже в 1920 году решением властей, развязавших травлю верующих, обитель была уничтожена. На территории монастыря организовали колонию 8 ГУЛАГа, где от холода, голода и изнурительных работ погибло огромное количество людей. В сентябре 1993 года возрождаемую обитель посетил приснопамятный Патриарх Московский Алексий II. И сейчас на этой территории воздвигнуты семь храмов, пять часовен, а также кельи для монахинь, трапезная и монастырская гостиница для паломников. В Ачаирском монастыре был открыт источник минеральной воды. К этому источнику приезжает тысячи людей в надежде получить от Господа помощь в своих недугах. У воды этого источника есть еще одно интересное свойство: ее температура совпадает с температурой человеческого тела, то есть составляет 36, 6 градусов, и не понижается даже в самые суровые сибирские морозы. ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ Целебный Пречистенский источник в честь иконы Божией Матери «Цареградская»: По пути к Спасо-Елеазаровскому монастырю, в 500 метрах от него, находится один из святых источников России - Пречистенский. Удивительна история появления этого родника. В 1051 году произошло обретение образа Пресвятой Богородицы «Цареградская», он был перенесен из Рима в Константинополь. Эту чудотворную икону основатель Спасо-Елеазаровской обители Ефросин получил в дар из рук Константинопольского Патриарха, который благословил образом Божией Матери подвизающихся монахов обители. Возвращающегося с чудотворной иконой старца Ефросина, на псковской дороге встретила братия обители. И на том месте, где произошла радостная встреча монахов, забил источник, которому дали название Пречистенский.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

См. также: Пять вопросов о номере. Отвечает Ирина Сорокина , член           Общественной палаты Российской Федерации, член Центрального совета           Союза «Чернобыль» России//Фома. - – октябрь, 2016. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Реклама: С.57. Александр Ткаченко . Папа и бойцовский клуб. Нужно ли учить мальчиков драться ? Аппликации Марии Сосниной//Фома. - – октябрь 2016. – С.58-63. – (раздел « Люди »). У вас будет ребенок: Совместный проект: журнал «Фома», рубрика «У вас будет ребенок» телепрограммы «Пока все дома» (Первый канал), Главное управление образования и науки Российской Федерации. Найти ребенка по видеопаспорту. Авторы идеи - Тимур и Елена Кизяковы //Фома. - – октябрь 2016. – С.64-65. – (раздел « Люди », рубрика « У вас будет ребенок »). Вошли следующие материалы: Три брата (детей можно забирать в семью только вместе!): Алеша, видеопаспорт pvp63 [старший брат] (Мои достижения; Мои документы; Обо мне; Я люблю). – С.64; Дима, Артем, видепаспорта pvp62, pvp61 (Наши достижения; Наши документы; О нас; Мы любим). – С.64; Куда обращаться будущим родителям Алеши, Димы и Артема . – С.65. Семейный совет. Дети спрашивают: Прошлые грехи не дают мне покоя. Что делать? / Антон, 16 лет. Отвечает протоиерей Максим Первозванский , главный редактор журнала «Наследник», отец девятерых детей. Фото Юлии Любаевой//Фома. - - октябрь 2016. – С.65. – (Раздел « Люди », рубрика « У вас будет ребенок. Семейный совет »). Алексей Сивков . Веркола. Путь . [Фотоочерк, посвященный насельникам Артемиево-Веркольского мужского монастыря. Фотограф Алексей Сивков прожил два месяца с братией и рассказал о простых буднях далекой северной обители, основанной на Пинеге в семнадцатом Текст и фото автора//Фома. - – октябрь 2016. – С.66-73. – (раздел « Люди »). версию фотоочерка смотрите на сайте журнала «Фома». Школа «Фомы». Книга: Рассказы об отце Брауне . [Серия детективных рассказов. Автор : Гилберт Кит Честертон (1874-1936) – английский писатель и журналист, христианский мыслитель; Время написания : 1911-1935 годы; Содержание: Главный герой – католический священник отец Браун, тихий застенчивый человек с неприметной внешностью, который благодаря острому уму раскрывает преступления.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-162...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010