Приведем часть переписи 1710 года. – В Казани городских бобылей за казанским архиерейским домом 38 дворов, за монастырями – за Предтечевым (Иоанно-Предтеченским) 5 двор., за Спасо-Преображенским 28 дв., за Казанских девичим 17 дворов, за Кизическим 4 дв., за Седмиозерной пустыней 1 дв., за Казанским Троице-Сергиевым – 22 дв., за Федоровским 16 двор., за Зилантовым 5 двор. – всего 206 двор. Да в Казанском уезде вотчины по Галецкой дороге: за Казан. архиер. домом в деревне Савинове 19 двор.. за Федоровским монастырем в дерев. Макаровой пустоши 10 двор., за Кукарским-Покровским монастырем в с. Спасском-Атары тож с починками 11 двор., по Арской дороге – за каз. архиер. домом в с. Троицком Усад-Поляны тож с деревнями 46 двор., Казанского Троице-Сергиевского монастыря в с. Пермяках 10 двор., Сарапульского Успенского мон. в Подмонастырской слободе с деревнями 16 двор, за Осинским Спасским монастырем в Подмонастырской слободе с селами и деревнями 194 двора, за Федоровским монастырем в дер. Сидоровке 7 двор., Зилантова монастыря с. Рождественское – Высокая Гора тож с деревнями 54 дв., за Вятским Успенским Трифоновским монастырем в с. Рождественском – Вяцкая Поляна с селами и деревнями 52 двора. По Зюрейской дороге – в Архиерейских вотчинах в с. Благовещенском – Омара тож с селами и деревнями 347 двор., с. Архангельское Танайка тож, да Илбахтина Троицкого Елабужского монастыря. Подмонастырской слободы с селами и деревнями 277 двор., Дмитриевских вотчин Седмиозерной пустыни село Тихие Горы 79 двор., Троицкого Сергиевского м. с. Пестрецы с деревнями 17 дв., Раифской пустыни с. Свиные Горы 32 дв., Свияжского Богородицкого монастыря с. Мамадыш с деревнями 460 двор., Спасо-Преображенского монастыря в деревне Малых Клыках с деревнями 76 двор.; по Ногайской дороге: вотчины каз. архиер. дома с. Архангельское с деревнями 72 двор., с. Введенское 174 двора, с. Ивановское – Караваево тож с селами и деревнями 389 дв., с. Богородицкое с деревнями 197 дв., с. Воскресенское – Кирельское тож с деревнями 180 дв., да приписных из Симбирского уезда с. Архангельское – Паншино тож 79 дв., Казанского Спасо-Преображенского монастыря с. Плетени 314 дв., Кизического монастыря в дер. Осиповке 34 дв., Спаса Нового монастыря с. Троицкого -Урая тож 105 дв., Новоспасского приписного Покровского тетюшского монастыря с. Ильинское с деревнями 67 двор., Чудова Монастыря с. Архангельское 30 двор., Костромского Богоявленского монастыря с. Красный Яр 171 дв. По Галецкой дороге – за каз. архиер. домом с. Ягодное с селами и деревнями 160 дв., да приписного Козмодемьянского уез. Черноозерского Троицкого монастыря на р. Ветлуге 70 дв., за Зилантовым монастырем с. Макарьевское 22 дв., Раифского – дер. Васильево и с. Ильинское 19 дв. Итого в Казанском уезде в архиерейских и монастырских вотчинах 3998 дворов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Очень интересны работы конгресса виз(антинистов); доклад мой о них удастся кончить, когда дойдут до меня резюме недостающих докладов конгресса. Dölger пишет мне, что вопрос о работе подготовит(ельной) к Corpus jur(is) gr(aeco)-rom(ani) развивается благоприятно. Желаю Вам от всего сердца здоровья, бодрости и успеха в Вашей работе на пользу и славу науки. Искренне преданный Вам В. Бенешевич 21. НА БАН. Ф. 9к. Оп. 1. Д. 2432. Лл. 1–2 об. В. Н. Бенешевич – В.Н. Златарскому. 15 апреля 1935. Автограф 64 . Глубокоуважаемый Василий Николаевич, Позавчера пришел том Вашей Истории, а сегодня и Ваше любезное письмо. И то и другое обрадовало меня чрезвычайно; благодарю Вас от всей души. Кажется, что просьба о командировании меня для производства столь важной работы обще и широко научного значения должна встретить сочувствие со стороны сов(етского) правительства. У меня тут нет и не может быть никакой работы, которая могла бы сравниться с той, и если даже посмотреть на дело о точки зрения интересов восстановления византиноведения в СССР, то и в этом смысле важнее всего было бы получить такой обзор всего рукоп(исного) юрид(ического) материала, который молодым людям дал бы сразу возможность применить свои ы о наибольшим эффектом. Да и что ни говорить, а все-таки на Византию охотников теперь может найтись очень мало; надо работать для буду/л. 1 об. щего. Да и тогда не скоро еще найдется человек, который отдаст 35 лет на трудную и невидную работу. Могли бы возникнуть затруднения, если бы возник вопрос о расходах на командировку по делу, слишком далекому от нынешних интересов СССР; но вопрос о средствах, как мне писал Dölger, ставится особо и самостоятельно. Очень хотелось и хочется мне доложить где-нибудь о Вашей Истории, но как-то нет места: раньше был Институт славяноведения, а теперь славяноведение разошлось как-то по разным местам, и не найти его. Для меня том просто находка, не только такая, как для всех, но особенная еще, ввиду моих особых интересов к этому периоду болг(арской) истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Только после этого несчастия осажденными овладело уныние; обнаружилось разногласие: одни хотели бить челом государю, но другие не соглашались, начали искать воды, нашли один смрадный поток и довольствовались им до самого взятия города, хотя от гнилой воды заболевали, пухли и умирали. 6 сентября с большим кровопролитием взят был острог, построенный казанцами в 15 верстах от города, на Арском поле, на горе между болотами. Взявши острог, воеводы пошли к Арскому городищу, воюя и пожигая села; от Арского городища возвратились другою дорогою к Казани, повоевали Арскую сторону всю, многих людей побили, жен и детей в плен взяли, а христиан многих из плена освободили; воевали они на 150 верст поперек, а в длину до самой Камы; выжгли села, множество скота пригнали к Казани в полки. Между тем осадные работы продолжались: дьяк Иван Выродков поставил против Царевых ворот башню в шесть саженей вышиною; внесли на нее много наряду, пищали полуторные и затинные; стрельцы начали стрелять с башни в город и побивали много народу. Осажденные укрывались в ямах, копали рвы под городскими воротами, под стенами и рыли норы под тарасами: у всяких ворот за рвами были у них большие тарасы, насыпанные землею; выползая из нор, как змеи, бились они беспрестанно, день и ночь, с осаждающими, особенно жестоко бились они, не давая придвигать тур ко рву. Несмотря на то, князь Михайла Воротынский успел придвинуть туры к самому рву, против Арской башни и Царевых ворот, так что между городскими стенами и русскими турами оставался один ров в три сажени шириною и в семь глубиною». Придвинув туры ко рву, осаждающие разошлись обедать, оставив немногих людей подле укреплений; увидавши эту оплошность, казанцы вылезли изо всех нор, из-за тарасов и внезапно напали на туры; защитники их дрогнули и побежали; но воеводы успели выстроить полки и ударили на казанцев, которые были сбиты во рвы; русские били их и тут, но они норами убегали в город. Дело было кровопролитное, и хотя туры были спасены, но это спасение дорого стоило осаждающим, потерявшим много убитыми и ранеными; сам князь Воротынский получил несколько ран и спасся только благодаря крепости своего доспеха.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

1844 г.Казанского уезда Царевококшайского у. 1854 г.Казанского уезда Царевококшайского у. 1864 г.Казанского уезда Царевококшайского у. 1874 г. 1884 г. 1894 г. 1904 г. 1914 г. 2 Как видно из «Православн. Собеседника» за 1868 г. «Казанская семинария в первое время ее существования» отчасти связана с именем храмоздателя Ив. Аф. Михляева. 3 См. подробнее у Пинегина. Казань. Помня услуги Алатского купца Парфена Дружинина, Пугачев запретил своим сообщникам разорять Алаты. 4 Почти все иконы написаны не ремесленно, не по-суздальски, не прямо на дереве, а сначала наклеивался тонкий холст, который покрывался левкасом; письмо близкое к новгородскому и строгоновскому; часть есть московского и афонского письма, только нет фряжского, как достояние помещичьих сел Александровки, Аркадии Хотни, Шапшей и нек. др. 7 Список с писцовых книг по г. Казани с уездом(15661568 г.). Казань, 1877 г. 63 стр; Список с переписной книги дворов и людей по дорогам Алацкой, Арской, Зюрейской и Ногайской. 7154 (1646) г., 7 и 11 главы. 8 Сборник материалов по истории Казанского края в XVIII веке, изд. под редакцией Д.А. Корсакова. 11 Россия. Том 6. Поволжье. Издание А.Ф. Девриена под общим руководством П.П. Семенова. СПб. 1901. 351 стр. 12 Почти вся история Алат и Потонихи тесно связана с жизнью выдающегося местного самородка Ив. Аф. Михляева, успешно соперничавшего с немцами Юнгами. Но к сожалению, кроме истории Казани Пинегина и истории Казанской семинарии в первое время ее существования проф. Знаменского ничто не поясняет вещественных памятников и преданий о храмоздателе Алатской и Потонихинской церквей. 13 К сожалению, надпись внизу требника частью стерлась, частью оборвалась и при переплете заклеена. 15 «Даруга слово монгольское=правитель. Монголо-татарские улусы разделялись на округа, подчиненные даругам. Слово «даруга», при русском владычестве стало отождествляться с дорогой, т. е. путем, который вел от Казани в тот или другой округ Казанского улуса (Проф. Д.А. Корсаков, «Сборник материалов по истории Казанского края в XVIII в.»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Около 1361 года Ордынский Хан-Пунад Теймур (Булак Темир) сын Джани-Бека, внук Узбека, пользуясь раздором в Орде (при Мамае), снова разграбил г. Булгар и все другие города по Волге. Русские князья во время Монгольского ига сами по себе уже не осмеливались являться к Булгарам ни для защиты христиан, ни за добычею; но Новгородская вольница нередко посещала и грабила их. Напр. В 1359 году был взят ими город Жукотин 31 и другие соседние с ним города, за что Татары разграбили всех христиан, бывших в Булгарах, а впоследствии и сами разбойники были отданы в орду Великим Князем, от которого, по жалобе Жукотинских князей, требовал их хан Орды, при чем, разумеется, был побор и с неповинных Русских. Во время некоторых походов Новгородская вольница грабила не только торговцев Татар, но и христиан-Армян и даже Нижегородцев Русских, Киевских и Новгородских, которых иногда не только забивали вместе с прочими, но и брали с собою (особенно жен и девиц) для продажи их в Булгарских пределах (1375 года). Особенно важным был поход Новгородской вольницы в 1374 году, когда они ограбили Вятку, взяли г. Булгары, который к тому времени, под владычеством Татар, снова поднялся настолько, что в нем чеканили монету, а летом здесь кочевали ханы Золотой орды, и разграбили многие другие города и села по Волге и Ветлуге. В 1379 году Вятчане встретили Новгородцев в Арской земле 32 и удачно отразили их. В 1391 году Новгородцы брали снова Жукотин и Кашан 33 . Потерпевши (в 1409 году) сильное поражение от Татар, все более и более водворявшихся в Булгарском царстве, Новгородцы уже долго не смели являться в пределы прежде бывшего Булгарского царства. Но за то Русские князья, после Новгородцев, не прекращали своих отношений к Булгарскому царству, даже и тогда, когда оно совершенно отатарилось. Еще в 1370 году Суздальский Князь Димитрий Константинович принимал участие в низложении Булгарского царя Асака. Зять Димитрия Константиновича, Димитрий Иванович, в 1376 году вторично низложил Асака, взявши с него большой выкуп.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Практикуются и массовые фиктивные расстрелы с инсценировкой раздевания, рытья могил, традиционного «пли», выстрелов над головой о чем рассказывает в своей книге С. С. Маслов 207 . Эту утонченность при подавлении «восстаний» надо особо подчеркнуть: ведь здесь действует власть, говорящая о великом будущем коммунизма и так часто живописующая зверства «белых». В Арской волости Казанского уезда свидетельствует все тот же 1 Бюллетеня лев. с.-р. – ставили подряд 30 крестьян и рубили головы шашками... А порки? они производятся утверждает орган лев. с.-р. – повсюду. «Секут розгами, шомполами, палками и нагайками»... «Бьют кулаками, прикладами, револьверами». И идет длинное перечисление губерний, где зарегистрированы телесные наказания. Официально можно говорить, что в России розги не применяются, ибо телесное наказание явление позорное там, где власть принадлежит «рабочим и крестьянам». В действительности иное. И. З. Штейнберг в своей книге 208 собрал недурной букет сообщений о советских держимордах первоначального периода большевицкого властвования. Что особенно важно – эти сведения почерпнуты из самой большевицкой печати «Правда» и «Известия». «Держиморды под Советским флагом» так была озаглавлена даже статья в «Правде» 209 , повествующая о том, как Николаевская (Вологодской губ.) Ч.К. выколачивала «излишки» хлеба из населения и усмиряла восстание «кулаков»: «Чрезвычайка запирала крестьян массами в холодный амбар, раздевала догола и избивала шомполами». В Вольском уезде Витебской губ. крестьян порют по постановлению Исполкома. В с. Урени Костромской губ. мужикам приходилось надевать по пяти и более рубах для того, чтобы не ощущать порки, но и это мало помогало, так как плети были свиты из проволок, и случалось, что после порки рубахи врезались в тело и засыхали, так что приходилось отмачивать их теплой водой». «Ставили нас рядом – добавляет одно частное сообщение, цитированное Спиридоновой в письме к Ц.К. большевиков целую одну треть волости шеренгой и в присутствии тех двух третей лупили кулаками справа налево, а лишь кто делал попытку улизнуть, того принимали в плети» (дело касается действий реквизиционного отряда).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

  Л. 416   здесь из рук вон плохие. С удовольствием вспоминал На первый день в 10 ч[асов] утра, после визита к архиерею и ректору, все преподаватели семинарии, дух[овного] училища, члены консистории и некоторые из духовенства, два хора певчих – семинарский и архиерейский прошли ко мне. Так как ни у архиерея, ни у ректора стола не было, то закусывали и пили чай у меня. Вышло довольно порядочно. Затем и преосвященный посетил меня. Вчера я отдавал визиты во время дождя и слякоти. Здесь и воспитанникам устроили в зале стол, убранный елками и разною зеленью. На столе были расставлены куличи, творожные пасхи, яйца, окорока, а несколько поодаль – масло, сметана, сыр, молоко и прочие снеди. Кормим мы их до отвала. Всю святую неделю, как и страстную, они имеют   В семинарии, когда я учился, мне пришлось зарекомендовать себя хорошим чтецом в церкви. И. А. Лебедев, будучи инспектором, когда на первой неделе ему приходилось читать «мефемоны», всегда назначал меня читать повечерие. М.З. Зиоров в год моего окончания в семинарии заставил читать меня в церкви всю Страстную неделю. Три первые дня я выдержал, но затем почувствовал охриплость и без согласия М[ихаила] З[ахарови]ча попросил читать своего товарища, тоже хорошего чтеца, Прок. М. Попова . М ихаил] З[ахарови]ч был вне себя от моего своеволия. Только после моей почти слезной просьбы он отменил свое распоряжение, обязав меня все-таки прочитать часы в В[еликую] субботу.   Л. 416 об.   право отдыхать после обеда в спальнях. Сегодня я уже должен был отправить их на воздух, а то все спят! Весьма сожалею, что на вашем горизонте собираются Да мимо идут они, не коснувшись семинарии! Немало неприятностей получаю ежедневно и я по инспекторской части, но, наученный опытом, как вредно отзываются неприятности между начальствующими во всем ходе семин[арской] жизни, всячески стараюсь себя сдерживать. Впрочем, и здесь есть своего рода Л и Один из таковых (преподаватель) бегал уже к архиерею с жалобой на меня и посплетничал ужасно, что я-де груб и не воздержан, не умею обращаться ни с преподавателями, ни с учениками и проч[ее]. Архиерей, однако же, не сразу поверил и спросил меня лично; ну, понятно, дело разъяснилось. Оказалось, что сей самый господин в класс ходил на 30 минут, а то и на 20, иногда совсем не приходил, отсрочивая кому хочет сочинения и проч[ее]. Я ему сделал тонкий намек на сии обстоятельства, а он – к архиерею с жалобой и сплетней!

http://bogoslov.ru/article/6191927

Но летом взволновались луговые люди; воеводы попробовали послать против них двух казанских князей с арскими, побережными и горными людьми, чтоб испытать верность последних; опыт не удался: казанцы не пошли на изменников, соединились с ними, побили тех арских и горных людей, которые оставались верны, на Каме побили рыбаков и начали приходить к самой Казани на сенокос. Против них отправился князь Иван Федорович Мстиславский; в две недели были опустошены 22 волости, мятежники, напавшие на сторожевой полк, были разбиты наголову. Толпы луговых явились на Арской стороне; но арские люди поделали остроги и отбились от них с помощию московских стрельцов, которые стрельбою из пищалей наносили много вреда нападавшим; также остались верны и горные люди: они внезапно напали на Луговую сторону и повоевали ее; двое князей казанских, отправленные воеводами вместе с стрельцами и новокрещеными народами, поразили войско мятежников и привели в Казань пленными многих князей и мурз, которые были все казнены. Арские люди и побережные продолжали отличаться верностию: побили в одну эту осень 1560 мятежников всяких званий. Государь послал воеводам и верным татарам жалованье – золотые. Но если арские и побережные люди все были верны и заплатилп ясак исправно, то луговые сотники – Мамич-Бердей с товарищами – не пошли в Казань и по-прежнему разбойничали по Волге, разбивая суда. Против них отправились князь Иван Мстиславский и боярин Данила Романович. В чем состояли их действия, мы не знаем; только весною 1556 года князь Петр Иванович Шуйский дал знать из Казани, что арские люди и побережные опять изменили, стоявших у них стрельцов побили и ссылаются с главным мятежником Мамич-Бердеем, который взял уже себе царевича от ногаев. К счастню, горные люди оставались по-прежнему верными и оказали важную услугу Москве, освободив ее от Мамич-Бердея; с 2000 человек подступил он к их острогу, опустошив окрестные места; горные люди завели с ним переговоры, обещались действовать заодно против царского войска и в знак союза позвали его к себе на пир; Мамич-Бердей пришел к ним с двумястами своих, но эта стража была перебита на пиру, Мамич-Бердей схвачен живой и отвезен в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

От присутственных мест синода, сената, коллегий и канцелярий выбрано 28 депутатов. Московская губерния представила из 53 уездов 59 депутатов от дворянства; от 58 городов – 63 депутата, из коих было 46 купцов; прочие – разночинцы; от однодворцев Калужской и Тульской провинций тогдашней Московской губернии – 3-х депутатов, от пахотных солдат – 4-х. Киевская губерния представила только двух депутатов: от жителей г. Киева, бургомистра Иосифа Гудыма, да от раскольничьих слобод войскового обывателя Ивана Щапова. С.-Петербургская губерния представила: из 3-х уездов 3-х депутатов от дворянства, в том числе графа Григория Орлова от Копорского уезда и графа Романа Воронцова от Шлиссельбурга; из 3-х городов 4 депутата, от гражданства: двоих военных и между ними от С.-Петербурга гр. Алексея Орлова, двоих из купцов, из Кронштадта и Шлиссельбурга. Новгородская губерния представила из 15 уездов 21 депутата от гражданства, в том числе 17 из купцов; двух депутатов от пахотных солдат Тверской и Псковской провинций, да 2 же депутатов от государственных черносошных крестьян Олонецкого и Каргопольского уездов. Новгородский уезд – заметим мимоходом –попрежнему делился на пятины и попрежнему обычаю, представил от каждой пятины по депутату от дворянства. Казанская губерния представила: из 5 уездов 5 депутатов от дворянства; из 16 городов – 17 депутатов, из числа которых 15 были из купечества; из 5 провинций – 5 депутатов от однодворцев; из 4 провинций – Пензенской, Казанской, Симбирской и Вятской – 4 депутата от пахотных солдат и разных служб; от различных иноверцев 13 депутатов, между прочим, из Пензенской провинции, от татар, татарина – мурзу Аюна-Еникеева, из Кунгурского уезда, от черемисов – черемисина Телени Денисова, из Пермской провинции 1-го депутата татарина, из Казанской провинции от вотяков – вотяка Векчентая Байтуганова, из Казанской же провинции от некрещеных чуваш – чувашенина Анюка Ишелина, из Свияжской провинции, сверх татар, от ясашных черемис – черемисина Чемекая Ишпаева, из Симбирской провинции, от служилых татар – татарина Бахтея Мурзу, князя Идебердеева, из казанской Старой и Новой слобод, от служилых мурз и татар 1 депутат; из Казанского уезда ногайской, зюрейской, арской, алацкой и галицкой дорог, от приписных к адмиралтейству служилых татар – 2 депутата; из 5 провинций, от новокрещенных и ясашных крестьян – 14 депутатов, в том числе, по депутату от мордвы, чуваш, черемис, вотяков и татар новокрещенных и ясашных крестьян; из провинций Казанской, Вятской и Пермской, от государственных черносошных крестьян и от приписных к казенным и демидовским заводам – 5 депутатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Выставка рисунков святой новомученицы Екатерины Арской открылась в Петербурге 17 марта 2008 г. 19:34 Впервые широкой публике представлены рисунки, выполненные святой новомученицей Екатериной Арской. Их выставка открылась 16 марта, в неделю Торжества Православия, в культурно-просветительском центре «Лествица» храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице. Собрание художественных работ новомученицы было обретено в Петербурге накануне паломничества к месту жизни, расстрела и упокоения святой Екатерины в г. Боровичи Новгородской области, которое 24 февраля этого года совершили прихожане Скорбященского храма. Там Екатерина Арская провела последние годы жизни и вместе с другими членами Александро-Невского братства, именно там она пала жертвой большого террора 17 декабря 1937 года. Молитвы на месте мученической кончины и пребывания мощей святой прозвучали впервые за 70 лет. Открыл выставку настоятель храма, протоиерей Вячеслав Харинов. «Любые находки, связанные с жизнью и деятельностью российских новомучеников — событие для историков и людей церковных, — отметил он. — Ценность их объясняется не только их содержанием, но и самим фактом их " выживания " в условиях ГУЛАГа, обысков и смертельной опасности сохранять потенциальные " вещдоки " . После ареста очередного обреченного, родственники старались иногда сами избавиться от любых вещей, связанных с репрессированными " врагами народа " . Поистине, многие из предметов и вещей, принадлежавших жертвам режима, сами имели мученическую судьбу и сохранились подчас просто чудом и Божиим произволением». Неоценимую помощь в создании экспозиции оказал Дмитрий Вюнш-Арский, прихожанин храма на Шпалерной и потомок святой новомученицы. Именно он обнаружил рисунки Екатерины Арской в своем домашнем архиве. К сожалению, пока не известно в деталях, как эти рисунки попали в семейный архив Арских. Можно предположить, что произошло это летом 1921 года, когда Г.М. Арский вернулся в Петроград с юга России, где только что закончилась Гражданская война. Георгий Михайлович приходился Екатерине Арской племянником — его мама, прабабушка Дмитрия Вюнш-Арского, и Екатерина Андреевна были родными сестрами. Кроме того, дед являлся крестником Петра Николаевича Арского — мужа Екатерины Андреевны.

http://patriarchia.ru/db/text/380598.htm...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010