Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМАСКИН (Птицкий; † после 1656), иером. Киево-Печерского монастыря, переводчик. Возможно, Д. являлся преподавателем Киево-Могилянской коллегии (в письме царя Алексея Михайловича Киевскому митрополиту Д. и Арсений Сатановский названы «учителями»). Как ученый монах Д. стал известен в Москве, куда его неск. раз вместе с Арсением Сатановским приглашали для перевода Библии с греч. языка на церковнославянский. В 1648 г. царь послал в Киево-Печерский монастырь мон. Марка с письмом к Черниговскому еп. Зосиме, в к-ром просил прислать в Москву иеромонахов Арсения Сатановского и Д., но поездка не состоялась «для монастырской потребы». В мае 1649 г. Алексей Михайлович обратился уже к Киевскому митрополиту и к властям киевского Братского мон-ря , чтобы те же иеромонахи были присланы в Москву для «справки Библеи греческие на словенскую речь», поскольку они «Божественнаго писания ведущи, и елинскому языку навычны, и с елинского языку на словенскую речь перевести умеют, и латинскую речь достаточно знают». В ответ Киевский митрополит направил монахов Братского мон-ря Арсения Сатановского и Епифания (Славинецкого) , прибывших в Москву 12 июля 1649 г. После того как выяснилось, что Арсений не пригоден к переводу Библии из-за незнания греч. языка, в 1650 г. из Москвы в Киев с просьбой о приезде Д. снова отправился мон. Марк. На этот раз его поездка была успешной, и 14 дек. 1650 г. Д. приехал в Москву, поселился в московском в честь Богоявления муж. мон-ре . В расходной книге Патриаршего Казенного приказа за 1654 г. есть запись об уплате жалованья киевским монахам (они названы «переводчиками»), в т. ч. Д. Поскольку перевод Библии в 50-х гг. XVII в. не совершался (он начался в 1673), возможно, Д. работал справщиком на Печатном дворе. Последние упоминания книжника в документах относятся к осени 1656 г., когда он еще трудился в Москве, дальнейшая его судьба неизвестна. Переводы, выполненные Д., неизвестны. А. И. Соболевский атрибутировал киевскому книжнику перевод Слова свт. Иоанна Златоуста, изданного в составе «Анфологиона» (М., 1660). И. У. Будовниц ошибочно приписал Д. сочинения др. ученого монаха - иеродиак. московского Чудова мон-ря Дамаскина (Будовниц И. У. Словарь рус., укр. и белорус. письменности и лит-ры до XVIII в. М., 1962. С. 58).

http://pravenc.ru/text/168718.html

После устройства около Москвы (в двух верстах), с разрешения патриарха, монастыря, населенного киевскими учеными иноками, не было уже ничего удивительного в том, что и само правительство решилось, наконец, вызвать в Москву ученых киевлян и поручить им такое важное и ответственное дело, как новый перевод Библии с греческого языка на славянский. Еще в 1648 году государь посылал в Киев инока Марка (который ранее был служилый человек; отправившись раз на богомолье в Киев, там захворал и постригся в Печерской лавре, а в 1648 году прибыл в Москву) в Печерский монастырь «до боголюбезнаго епископа Зосима», которого просил грамотой прислать в Москву Дамаскина Птицкого «для своего государева дела», но тогда «послати того старца невозможно было для монастырския потребы» 27 . В мае 1649 года государь снова обратился уже к киевскому митрополиту и к властям киевского Братского монастыря, чтобы присланы были в Москву старцы Арсений (Сатановский) и Дамаскин (Птицкий) для перевода Библии с греческого языка на славянский. Вследствие этой вторичной просьбы царя киевский митрополит и власти Братского монастыря послали в Москву Арсения Сатановского, а вместо Дамаскина, который был иноком Печерской лавры и потому не зависел от властей Братского монастыря, они послали в Москву ученого Епифания Славинецкого. 12 июля Арсений и Епифаний, в сопровождении старца Феодосия, прибыли в Москву и поселены были здесь сначала в большом посольском дворе, а потом в Чудовом монастыре. Но правительство, несмотря на приезд Арсения и Епифания, все-таки решилось вызвать в Москву и Дамаскина Птицкого, тем более, что Арсений, долженствовавший переводить Библию на славянский язык с греческого, оказался совсем не знающим последнего. В марте 1650 года он просит, по особым домашним обстоятельствам, отпустить его, хотя бы на время, в Киев, причем в челобитной заявляет: «Зде аз уже мало потребный к исправлению Библии, понеже аз призван по сугубой, твоего царского пресветлаго величества, грамоте, уже инии старцы разсмотряют и труждаются, аз бо по гречески не умею». В 1650 году упомянутый выше инок Марк снова отправился в Киев и на этот раз действительно привез в Москву Дамаскина Птицкого, взятого им из Печерской лавры 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

К сер. XVII в. активизировались связи К.-Б. м. с Москвой. 29 янв. 1640 г. монахи К.-Б. м. направили царю Михаилу Феодоровичу письмо с просьбой прислать для монастырской церкви иконы, священническое облачение и богослужебные книги, а также предоставить помощь Греко-славянскому уч-щу в Киеве (РГАДА. Ф. 124. Оп. 1. Д. 1. Л. 27-31). В посольстве кон. 1639-1640 г. в Москву участвовал настоятель К.-Б. м. игум. Леонтий (Бронкевич). Братия просила царя пожертвовать обители иконы, церковные сосуды, облачения, книги (Евангелие, Устав, Минеи на 12 месяцев), а также средства на ремонт. Игум. Леонтию было выдано 100 р. «на всякое церковное и монастырское строение». 3 апр. 1640 г. на приеме у царя Михаила Феодоровича глава посольства наместник Киево-Печерский Игнатий (Оксенович-Старушич) предложил основать в Москве обитель, в которой бы старцы и братия из К.-Б. м. «детей боярских и простого чину грамоте греческой и славянской учили». В обращении к царю посол писал: «Яко милосердый царь и светило всему православному роду российскому, по воли своеи государской сотвори, а отец митрополит Киевский государскую волю вскоре исполнит и старцов со учителми пришлет». При игум. Иннокентии (Гизеле) в 1646-1650 гг. земельные владения К.-Б. м. расширились. В 1647 г. скарбник киевский Данил Юрий Воронич записал обители Соляниковский пляц, а в 1649 г. польский король Ян II Казимир подтвердил право К.-Б. м. на имения Крестовоздвиженской и Трехсвятительской церквей. В июне 1649 г. игум. Иннокентий (Гизель) направил из обители в Москву ученых иеромонахов Арсения Сатановского (Корецкого) и Епифания (Славинецкого) . Вместе с другими посланиями они привезли царю Алексею Михайловичу письмо с просьбой о выделении милостыни. В ответ в Киев были отправлены 200 р. и царская жалованная грамота с позволением монахам К.-Б. м. приезжать в Москву за милостыней раз в 5 лет. 30 авг. 1650 г. по ходатайству старцев Арсения и Епифания игумену была послана новая жалованная грамота с разрешением приезжать за милостыней раз в 3 года.

http://pravenc.ru/text/1684333.html

Адрес: 31100, Украина, Хмельницкая область, г. Староконстантинов, ул. Ивана Федорова, 34 Телефон: (03854) 2–25–80 Свято-Троицкий Пещерный женский монастырь [ править править код ] Свято-Троицкий Пещерный женский монастырь Точное время основания монастыря неизвестно, ряд описаний относят это событие к кон. XVI в. Считается, что первые иноки обители жили в скальных пещерах, уцелевших в обрыве над р. Збруч на северной стороне монастыря. Выходцем из Сатановской обители некоторые называют монаха Арсения Сатановского, приглашенного в 1649 г. из Киево-Братского монастыря в Москву для перевода книг (по мнению более осторожных авторов, прозвище «Сатановский» позволяет лишь предполагать рождение о. Арсения в Сатанове). В нач. XVIII в. обитель стала униатской, в конце столетия ее вернули православным, впоследствии она была обращена в женскую, после революции – закрыта, в 1940-х гг. – возродилась, в 1960-х гг. – повторно закрыта, в 1989 г. – возвращена Церкви для открытия прихода, в 2003 г. Свящ. Синод УПЦ принял решение о возрождении монастыря. Адрес: 32030, Украина, Хмельницкая область, Городокский район, пгт Сатанов Телефон: (03851) 4–13–21 Михайловский женский скит (Марковцы) [ править править код ] Свято-Михайловский скит Головчинецкий Свято-Преображенского женского монастыря Хмельницкой епархии Украинской Православной Церкви. Основаный: 05.01.2013 года Адрес: Хмельницкая обл., Летичевский р-н., с. Марковцы Храмы [ править править код ] Покровский кафедральный собор [ править править код ] Покровский кафедральный собор Свято-Покровский Кафедральный собор расположен недалеко от перекрестка улицы Владимирская и Каменецкая. В XVIII - XIX ст. эта часть города Хмельницкого считалась окраиной и была отведена под кладбище. В конце 1870-х годов кладбище был закрыт. Позже на территории старого кладбища, возле Покровской церкви, общество пчеловодов устроило пасеку. В советское время Свято-Покровская церковь пришла к окончательному запустение. Во время нацистской оккупации Украины деятельность храма была восстановлена.

http://azbyka.ru/palomnik/Хмельницкая_об...

По смерти патриарха Иосифа, царь Алексей Михайлович возвел на его место Никона. Дружба самая тесная соединяла нового патриарха с царем. Вместе они молились, вместе рассуждали о делах, вместе садились за трапезу: так было каждый день. Патриарх был восприемником детей царских. Ни одно государственное дело не решалось без Никона. И шесть лет действительного патриаршества Никона были самой блестящей эпохой царствования Алексея Михайловича. Гениальный ум и предприимчивый характер святителя одушевили совет царский и отозвались славой побед над соседними державами. Самыми блистательными делами сего времени было присоединение Малороссии и первая война с Польшей. Во время страшной моровой язвы, открывшейся (1654 г.) в Москве и Казани, когда царь находился в польском походе, Никон показал свою обычную твердость и распорядительность: принял все меры к облегчению народного бедствия и сохранил в целости оставленное на его попечении царское семейство. В воздаяние за эту услугу Алексей Михайлович повелел Никону именоваться Великим государем – титул, которым пользовался только патриарх Филарет Никитич, по праву царского родителя. Занимаясь делами государственными, Никон энергически трудился и по церковному управлению. Первым предметом его постоянной заботливости было исправление богослужебных книг. Для этого он образовал комиссию из вызванных нарочно из Киева ученых иноков: Епифания Славенецкого, Арсения Сатановского, Дамаскина Птицкого, Феодосия Сафоновича и грека Арсения, поддерживал ее в трудах своим милостивым вниманием и покровительством, и ограждал ее от нападок людей невежественных. Под его надзором ей были исправлены и изданы: Постная Триодь, Сборник молитв, Часослов, Ирмолог, Требник и Следованная Псалтирь. В то же время он заботился об улучшении церковного пения, исправлении иконописания, об уничтожении чтения в два голоса, двоеперстие и других беспорядков и новостей, вкравшихся в богослужение. Необычайное возвышение Никона и доверенность к нему государя нажили ему много врагов между первостепенными вельможами и даже между царской родней.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Свято-Троицкий Пещерный женский монастырь (Хмельницкая область) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Троицкий Пещерный женский монастырь Свято-Троицкий женский монастырь - православный женский монастырь Каменец-Подольской епархии Украинской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Точное время основания монастыря неизвестно, ряд описаний относят это событие к кон. XVI в. Считается, что первые иноки обители жили в скальных пещерах, уцелевших в обрыве над р. Збруч на северной стороне монастыря. Выходцем из Сатановской обители некоторые называют монаха Арсения Сатановского, приглашенного в 1649 г. из Киево-Братского монастыря в Москву для перевода книг (по мнению более осторожных авторов, прозвище «Сатановский» позволяет лишь предполагать рождение о. Арсения в Сатанове). В нач. XVIII в. обитель стала униатской, в конце столетия ее вернули православным, впоследствии она была обращена в женскую, после революции – закрыта, в 1940-х гг. – возродилась, в 1960-х гг. – повторно закрыта, в 1989 г. – возвращена Церкви для открытия прихода, в 2003 г. Свящ. Синод УПЦ принял решение о возрождении монастыря. Описание [ править править код ] Ансамбль старинных каменных сооружений обители включает ограду с воротами, храм Св. Троицы и колокольню с кельями. Храм, колокольня и кельи датируются, на основании архитектурных исследований, 1-й четвертью XVII в. В 1744 г. их перестроили в стиле барокко. В XVIII в. выстроены ворота с оградой, в XIX в. к храму пристроен притвор. Престольные праздники [ править править код ] День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи Местонахождение [ править править код ] Сатанов документально известен с 1404 г. С 1641 г. он имел статус города. По одной из версий, название Сатанова происходит от выражения «sat aut non» («довольно ли идти далее») – такой вопрос якобы задали римские воины полководцу Тонилию, придя на это место во время завоевания Дакии при Траяне. Находясь на границе Литовско-Польского государства, Сатанов в XV-XVII вв. не раз был сожжен крымчаками и турками, в XVIII в. здесь построили каменные крепостные сооружения. В южной и северной частях поселка сохранились, соответственно, воздвигнутые в XV-XVI вв. ворота и замок (с достройками 1724 г.). Выдающимся памятником архитектуры Сатанова является также синагога 1532 г. с оборонными бойницами.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить АРСЕНИЙ САТАНОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Арсений (Корецкий), Сатановский (+ после 1653), иеромонах киевского Братского монастыря , переводчик, лексикограф. Из обедневшего шляхетского рода, прозвище " Сатановский " позволяет предположить, что Арсений родился в мест. Сатанов в Подолье. В 1648 году, когда царь Алексей Михайлович приглашал Арсения вместе с Дамаскином (Птицким) в Москву " для справки Библии греческие на славянскую речь " , Арсений уже был монахом Братского монастыря и младшим учителем в Киево-Могилянской коллегии . 12 июля 1649 года, после повторного приглашения царя, Арсений вместе с Епифанием (Славинецким) прибыл в Москву и поселился сначала на дворе Великого Посольского приказа, затем в Андреевском монастыре в Пленницах, спустя некоторое время - в Чудовом монастыре . Сначала киевские монахи занимались составлением стихир и службы прп. Савве Сторожевскому , затем - переводами с латинского языка. Летом 1650 года Арсений Сатановский и Епифаний посетили нижегородский Дудин монастырь , после возвращения из которого Арсений подал челобитную царю, в которой писал, что не знает греческого языка, считает себя " малопотребным " в деле, для которого вызван, и просит отпустить его в Киев по семейным делам: у него умер отец, ему было необходимо вызволить из крымского плена мать и двух сестер, а также повидаться с братом. В феврале 1651 года с царской грамотой и казенными деньгами Арсений отправился к русским послам в Крым , но поездка не увенчалась успехом. 7 марта 1652 года Арсений вернулся в Москву и поселился в Богоявленском монастыре . Летом 1653 года за какую-то вину Арсений Сатановский был сослан в Антониево-Сийский монастырь , дальнейшая его судьба неизвестна. Переводческая деятельность Арсения Сатановского в Москве была довольно разнообразной. В 1650 году он помогал Епифанию завершить работу над переводом лат.

http://drevo-info.ru/articles/13678453.h...

Но «по преставлении,— продолжал Коссов,— бывшего прежде меня митрополита, когда кафедра митрополии дана была мне, сравнительно с ним совершенному бедняку, и дана «с зело малейшим стяжанием», и те благочестивые иноки в довольстве своем оскудели. И я, сжалившись над ними и не имея, откуда подать им руку помощи, указал им путь к Вашему пресветлому царскому величеству как общему всех во всем мире сущих православных пастырей, обителей и иноков великому благодетелю, в надежде, что Ваше царское величество не захочет отринуть от своей благодатной десницы и этих благочестивых иноков, которых сам Иерусалимский патриарх Паисий, бывший у нас, признал весьма потребными для Церкви Божией». Затем митрополит умолял царя, чтобы он посылаемых к нему трех старцев ущедрил обильною милостынею и, оставив у себя на службу Арсения и Епифания, поскорее отпустил Феодосия и чрез него прислал Киево-братскому монастырю жалованную грамоту, по которой он мог бы и в последующее время отправлять своих иноков в Москву за милостынею. Вместе с грамотою митрополита представлены были Алексею Михайловичу названными старцами еще две просительные грамоты о том же предмете: одна от игумена Киево-братского монастыря и ректора училища Иннокентия Гизеля с братиею, а другая от Иерусалимского патриарха Паисия, который встретился с старцами в Путивле на возвратном своем пути из Москвы и не упустил случая походатайствовать за них пред государем. Государь приказал послать митрополиту Киевскому Сильвестру соболями на сто рублей, а Братскому монастырю двести рублей деньгами и жалованную грамоту на приезд его иноков в Москву за милостынею чрез каждые пять лет. Но в следующем 1650 г. по ходатайству Арсения Сатановского и Епифания Славеницкого царь дал Братскому монастырю взамен этой другую грамоту (от 30 августа), которою разрешалось приезжать в Москву за милостынею трем или четырем старцам чрез каждые два года в третий . Были и другие случаи, когда государь относился в Киев по церковным нуждам. В ноябре 1650 г. прибыл на государево имя из Киево-Печерской лавры ученый иеромонах Дамаскин Птицын, о котором государь писал Киевскому митрополиту Коссову еще в своей грамоте 1649 г., а в 1652 г., в феврале, приехали в Москву по приглашению от государя из Киево-братского монастыря архидиакон Михаил и с ним одиннадцать певчих, а в апреле прибыли из Киева в Москву еще восемь певчих.

http://sedmitza.ru/lib/text/436170/

Митрополит Сильвестр поспешил исполнить желание государя и прислал ему следующих киевских иноков: Арсения Сатановского, Епифания Славеницкого, Дамаскина Птицкого и Феодосия Сафоновича. Все они были люди ученые, знавшие греческий, славянский и латинский языки, люди, – успевшие показать еще в Киеве свои богословские познания. Между тем, и в среде московских бояр нашлись такие, которые понимали неисправность новопечатных книг, изданных только по славянским спискам. Молодой постельничий Феодор Ртищев устроил близь Москвы монастырь (1648 г.), в который вскоре вызвал киевских иноков, чтобы они занимались переводом с греческого и изданием разных, полезных для церкви, книг. Всех иноков прибыло тогда из Киева около тридцати. Это ученое общество киевских иноков, во главе которого стоял Епифаний Славеницкий, обучая московское юношество наукам, и заменило теперь в книжном деле неспособных и недобросовестных справщиков прежнего времени. Уже в 1650 году, когда была отпечатана по славянским спискам книга Шестоднев, ученые иноки сличили ее с греческим текстом и прибавили в конце книги замечание об ошибках против греческого устава. Этот первый опыт сличения с греческим текстом был весьма важен: он показал разность наших книг с греческими и привел к сознанию необходимости продолжить это сличение. Таким образом, еще при патриархе Иосифе, под влиянием Никона, сделано было два важных дела для устранения неисправностей в церковном быте: отправление на восток Арсения Суханова и вызов киевских ученых. б) Решительные меры патриарха Никона к устранению неисправностей В 1652 году патриарх Иосиф скончался. По отношениям, какие существовали между Никоном и царем, можно было предположить, что преемником Иосифа должен быть никто иной, как новгородский митрополит Никон, за свои личные качества давно отличенный государем в среде других святителей русской церкви. Действительно, царь желал видеть новгородского владыку российским патриархом, о чем не мог не знать и сам „собинный друг царя“. Однако, предвидя труды и опасности, какие ожидали его на патриаршем престоле, Никон не вдруг согласился быть патриархом, а после долгих, слезных просьб царя, синклита, духовенства и народа, давших клятву оказывать ему послушание, как архипастырю и отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

   При управлении внутренними делами Церкви Никон ревностно заботился о благонравии клира и паствы, о благолепии церковных обрядов. Одаренный пламенным красноречием, он неутомимо проповедывал в церкви, завел великолепную утварь и церковные облачения, уничтожил чтение на два голоса, установил лучший порядок в Богослужении и вместо существовавшего тогда неблагозвучного пения ввел более приятное применительно к древним греческим и киевским напевам. Наконец, по поручению государя, перенес мощи святого митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву.    По смерти патриарха Иосифа, царь Алексей Михайлович возвел на его место Никона. Дружба самая тесная соединяла нового Патриарха с царем. Вместе они молились, вместе рассуждали о делах, вместе садились за трапезу; так было каждый день. Патриарх был восприемником детей царских. Ни одно государственное дело не решалось без Никона. И шесть лет действительного патриаршества Никонова было самой блестящей эпохой царствования Алексея Михайловича. Гениальный ум и предприимчивый характер Святителя одушевили совет царский и отозвались славой побед соседним державам. Самыми блистательными делами того времени были присоединение Малороссии и первая война с Польшей.    Во время страшной моровой язвы, открывшейся (1651) в Москве и Казани, когда царь находился в польском походе, Никон показал свою обычную твердость и распорядительность: принял все меры к облегчению народного бедствия и сохранил в целости оставленное на его попечение царское семейство. В воздаяние за эту услугу Алексей Михайлович повелел Никону именоваться Великим государем — титул, которым пользовался только патриарх Филарет Никитич по праву царского родителя.    Занимаясь делами государственными, Никон энергично трудился и по церковному управлению. Первым предметом его постоянной заботливости было исправление Богослужебных книг. Для этого он образовал комиссию из вызванных нарочно из Киева ученых иноков: Епифания Славенецкого, Арсения Сатановского, Дамаскина Птицкого, Феодосия Сафоновича и грека Арсения, поддерживал ее в трудах своим милостивым вниманием и покровительством и ограждал ее от нападок людей невежественных. Под его надзором были исправлены и изданы Постная триодь, Соборник молитв, Часослов, Ирмологий, Требник и Следованная Псалтирь. В то же время он заботился об улучшении церковного пения, исправлении иконописания, об уничтожении чтения на два голоса, двоеперстия и других беспорядков и новостей, вкравшихся в Богослужение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3447...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010