Псалтирь. Псалтирь – книга молитвенных излияний души ко Господу. Псалтирь написана по вдохновению от Духа Святаго. Поэтому чтение и пение псалмов спасительно для души христианской. Как богодухновенные, псалмы, и особенно некоторые, имеют поистине чудодейственную силу. Таков псалом 50-й или покаянный. Святитель Иннокентий Херсонский о нем говорит: в 50-й псалом такое вложено чувство покаяния, что враг рода человеческого и доселе от чтения его трепещет и бежит 179 . Большую пользу приносит христианину чтение его при борениях и искушениях. В этом отношении его можно сравнить с молитвою Иисусовой, которую подвижники рекомендуют читать при борениях. Не меньшую силу имеет псалом «Живый в помощи». Его читают в путешествиях, в затруднительных обстоятельствах, на поле брани. Помнится, как отец, отправляя нас из провинции в школу, в губернский город, становился перед иконами, прочитывал этот псалом и затем уже преподавал прощальное благословение. Много передают рассказов о том, как предохраняет воинов от пуль в битве сей псалом, который, если не читается ими, то, по крайней мере, носится на груди зашитым в ладанке. Великую силу имеет и псалом «Благослови, душе моя, Господа». Чтение его высоко настраивает нашу душу и исполняет сердце благоговейных чувств пред Творцом вселенной. Псалом этот полезно читать при помыслах неверия, которое исчезает, пропадает при чтении и пении его. Древние христиане весьма любили псалмы. Св. Амвросий Медиоланский 180 свидетельствует, что выйдешь в поле, встретишь земледельцев, услышишь здесь наверное и пение псалмов, войдешь в дом, застанешь за прялкой женщин – здесь и аллилуиа. Наши предки русские также не расставались с псалтирью. Они даже учились по ней. И как это хорошо! Грамота открывает наши очи «еже разумети доброе и злое». И вот, если обучение грамоте происходило по Богодухновенной священной книге, то не закреплялось ли через это само наше сердце в добре, а очи наши не привыкали ли только зреть святое и отвращаться от суеты и скверны? Между прочим, у нас и доселе есть обычай читать псалтирь по покойникам. Прекрасный обычай. Чтение псалмов успокаивает, умиротворяет, утешает, а как это все нужно бывает для нас, когда мы переживаем скорбь от потери близких нам людей!

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

В марте 1906 г. по паспорту на имя П. Н. Рыбницкого нелегально вернулся в Россию и поселился на даче в Териоках. Заподозренный в связях с полицией, повешен эсерами на даче в Озерках (руководителем акции был П. М. Рутенберг). Однако причины убийства были не только в этом. Возвратясь в Россию, Гапон написал прокламацию к русским пролетариям, в результате которой городской пролетарит немного успокоился. Но едва ли не «самым страшным преступлением» его было открытие, совершенное им в эмиграции, которым он неосторожно поделился со своими сподвижниками: «Сейчас во главе наших партий стоят евреи, а ведь это самый гадкий народ, не только у нас в России, а везде... Евреи стремятся только захватить власть в свои руки, а после сядут на нашу шею и на мужика». Труп Гапона был обнаружен полицией только 30 апреля. Похороны состоялись на городском Ушенском кладбище. В них участвовало 150 петербургских рабочих. На одном из венков на красной ленте было написано: «Истинному вождю Всероссийской революции 9 января Георгию Гапону». После убийства документы Гапона оказались в Берлине у его адвоката Марголина, после смерти которого безследно исчезли. Императорское Православное Палестинское общество. Его предшественниками были существующая до сих пор Русская Духовная миссия в Иерусалиме (1847), Палестинский комитет под председательством Вел. Кн. Константина Николаевича (1858), брата Императора; Высочайше утвержденная Палестинская Комиссия при Министерстве иностранных дел Российской Империи (1864). Устав Православного Палестинского общества (с 1889 г. – Императорское) был утвержден 8.5.1882. Торжественное открытие состоялось 21 мая – в день святых равноапостольных Константина и Елены. Первым председателем стал Вел. Кн. Сергий Александрович, на средства которого в Св. Земле велись широкомасштабные археологические раскопки. Первым вице-председателем был избран Т. И. Филиппов, а его помощником – В. Н. Хитрово . К 1914 г. Общество на правах собственности имело в Палестине, Сирии и Ливане земельные участки общей площадью более 270 гектаров.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Вторым более свойственна нервозность, быстрота, искусственная религиозная экзальтация по временам. 2) Отсюда у последних часто пренебрежение, неблагоговейное, порывистое отношение к святыне, к совершению крестного знамения, к молитве пред едой и после и т.п., они могут даже забывать о религиозном долге лучшего христианина, вроде снятия шапки в известное время и т. п.; в истинно блаженных людях – этого не проявляется. 3) Мнимо блаженные показывают себя и как бы ищут мира, вторые так ведут себя, что они как будто бы скрываются от мира и мир их ищет и никто не может упрекнуть их в искании популярности и известности. 4) Хорошо узнаются блаженные по их исповеданию, отношению к Церкви. Например, характеристической чертой истинно блаженных является – полная преданность их Церкви Святой Православной, постоянное окормление себя Церковью и Ее уставами, так что в этом отношении они являются вернейшими и самыми нежными сынами Церкви. О каких-либо недочетах церковных они не говорят. И это понятно почему. Истинно блаженные живут положительною стороною Церкви, ею утешаются, ею питаются и эта положительная сторона так переполняет их внутреннее существо, что им не остается ни времени, ни желания касаться сторон отрицательных. 5) Мнимо блаженные, будучи наэкзальтированы, бьют по нашим нервам и как бы гипнотизируют доверчивых, так что таковых начинает болезненно тянуть к ним. Мнимо блаженные приковывают к себе, так что без рассуждения начинаешь защищать их и как бы уже боишься им изменить, а духовного оздоровления, успокоения они все-таки не дают; истинно же блаженные, в общении с ними, переполняют наше сердце тихим веянием благодати и наше желание видеть их не бывает болезненным, а приятно-умилительным. Неиспорченному, нормальному человеку свойственно благодарить за оказываемые ему благодеяния. Чувство благодарности коренится в сердце человека. В обыденных, житейских, людских отношениях принято благодарить за всякие услуги, и если не всегда бывает это от сердца, то почти всегда по требованию внешнего приличия, по принятому тону взаимных отношений; в противном случае можно заслужить имя неблагодарного, грубого, невоспитанного человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Высоко любят духовные чада своего пастыря, когда они смотрят на руководителя их в духовной жизни, помогающего им шествовать ко Христу. Но может быть в любви духовных чад к пастырю и доля пристрастности,– это когда привязанность к пастырю отвлекает от молитвы, занимает нашу мысль воспоминанием и представлением о нем, а наше сердце томится желанием чаще его видеть, услаждаться его голосом, речью и т.п., и бывает тогда, что пастырь как бы заслоняет собою наш путь к Господу... Словом, к высокому, небесному чувству любви может всегда примешиваться низменная сторона и при этом весьма тонко и хитро, так, что иной раз мы думаем, что любим свято, а проверим себя, найдем долю пристрастности. Наша задача – небесное чувство любви всячески хранить, оберегать, очищать от всяких дурных наслоений, и к этому есть вернейшее средство,– это любовь к нашему Господу Спасителю. Мы должны всеми силами нашего ума и сердца прилепиться к Господу, так сказать, схватиться за Него,– тогда мы сумеем правильно проявить свою любовь и к ближним. Возлюби, сказано, сначала Господа Бога твоего всем сердцем твоим, а потом и ближнего, как самого себя. Когда грешник чистосердечно, со слезами кается духовнику, то у последнего невольно в сердце возникает чувство отрады и утешения, а вместе и чувство любви и уважения к кающемуся. Открывшему же грехи может, пожалуй, показаться, что пастырь и не посмотрит теперь на него, так как он знает его скверны и презрительно отнесется. О, нет! Мил, дорог и как бы родной делается пастырю искренно кающийся грешник. Это надо помнить всем нам и без всякого смущения и боязни открываться на исповеди, ибо благой результат сего несомненен. Подавая соблазн, мы сугубо грешим, скверним себя грехом и развращаем наших ближних. И если всякий грех можно очистить, загладить покаянием, то произведенный соблазн не так легко истребить. Соблазн, мы сказали, развращает других, которые ускользают от нашего внимания, так что мы бываем лишены возможности в них уничтожить последствия соблазна. Поэтому-то такое грозное слово и произносится во св.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Нечистые, блудные, плотские помыслы хорошо подавлять, рассеивать следующими духовными рассуждениями. Господь – Творец всего мира, а человек наилучшее Его создание и все в нем, в человеке, все члены его целесообразны и высоки, а потому ничто не должно возбуждать в нем скверных, грязных представлений и чувств. Отсюда если у тебя возникают дурные плотские помыслы, спеши обратиться мыслию ко Господу, хвали Его за премудрое создание человека, хвали Его как виновника всякой красоты в мире. Такими возвышенными представлениями и чувствами ты можешь приостановить течение нечистых помыслов. На иных же хорошо действует такое рассуждение: что телесная красота, она непрочна, скоро преходяща! Сегодня красив человек, а завтра он может обратиться в смердящий, отвратительный, безобразный труп. Стоит ли к такой ненадежной красоте прилепляться сердцем? Дурные помыслы часто являются у нас от нечистого взора, а потому храни свои очи, не позволяй им бродить по распутиям мира, не позволяй им искать человеческой красоты. Старайся так воспитать свои очи, чтобы они, при взгляде на человека, останавливались не на внешнем его облике, а проникали бы внутрь, в сердце, созерцали бы человеческое достоинство, духовные качества человека, его духовную красоту. Что такое иметь страх Божий? Это значит никогда не забывать, кто Бог и кто мы. Бог – Творец мира, Судья и Мздовоздаятель наш, человек же грешное, падшее создание, которое только и может спастись милостию Божиею. И страх Божий великое значение имеет в деле нашего нравственного преуспеяния. Он удерживает нас от всего дурного, приучает нас к благоговению, смирению, кротости и чистоте. Ты немощный, а потому постоянно нуждаешься в благодатном подкреплении, нуждаешься в освящении святыней. Куда же тебе прежде всего идти, как не в храм к Божественной литургии, где видимым образом Господь каждый раз присутствует в Дарах Евхаристии? Здесь ты, стоя невдалеке от Самого Господа, кажется, все доброе можешь себе испросить. Помыслы мешают нам сосредоточиваться на молитве. Как прекратить их течение, как отшибить их от себя? В обыкновенном течении жизни наше внимание останавливает что-либо выдающееся – сильный стук, яркий ослепительный свет, какая-нибудь громада и т.п. Попробуем применить подобное в жизни нашего духа. Текут ненужные и даже вредные помыслы, отвлекающие нас от духовного созерцания. Постараемся вызвать в уме, с переживанием в сердце такие представления, как необходимость и неизбежность смерти, Страшный суд, всевидящее око Господа, безмерную милость Его к нам, нашу преступность, выдающиеся случаи (тяжелые) нашей жизни,– это отвлечет нас от житейского, ненужного течения мыслей и вставит нас в колею духовного созерцания. Мы не говорим уже о крестном знамении и призывании Сладчайшего Имени Господа Иисуса, чем, по опыту святых людей, лучше всего подавляются всякого рода нечистые, противные нашей духовной жизни помыслы.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Очевидно, нашему сознанию еще трудно примириться с непривычным в нашей жизни явлением активного безбожия. И это явление сравнительно так ново, что мысль невольно скользит поверх события, отыскивая виновника его. Личность преступника стала центром события, все интересуются знать и спрашивают: «Кто сделал это?» Но не все ли равно, кто сделал? Как называется этот несчастный – Иван или Петр? Кто он – штундист или сектант иного толка? Свободомыслящий интеллигент или тот юный слесарь, который недавно на Киевских собеседованиях объявил, что он никакой веры не исповедует, и в Бога не верует? Да не все ли равно? Нет, личность преступника имеет очень мало значения в том тяжком позорном оскорблении, которое нанесено русскому народу 8-го марта. Дело не в том, кто это оскорбление нанес, а в том, что оно нанесено, в том, что покушение на неприкосновенность святыни стало совершившимся фактом, и в том еще, как это покушение совершено. Последнее обстоятельство чрезвычайно важно для характеристики события. Собственно говоря, самый факт кощунственного покушения на святыню не составляет новости для всякого интересующегося сектантским движением в России. Всем известно, что сектанты рационалистических толков относятся с фанатической ненавистью ко всем предметам Православно-христианского почитания. Иконы, например, штундисты сжигают, топчут и т. д. Но все это делается до некоторой степени келейно. Наконец, многие, быть может, слышали о бывших в последние годы нескольких случаях кощунственных выходок против св. икон и прославляемых мощей св. угодников Божиих. Преступники оказывались людьми явно психически-расстроенными, коим место в сумасшедшем доме. Не то – в данном случае. Здесь уже никто не скажет, что покушение в Знаменском монастыре сделал сумасшедший или фанатик. Здесь уже не дикий порыв какого-нибудь изувера, а тонкое «заранее обдуманное намерение». Здесь уже приходится поражаться той сатанинской хитростью замысла, той чистотой исполнения его, которые рассчитаны на математически верное достижение задуманной цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

А между тем и область нашего духа не менее интересна, чем и область внешнего мира. Вера, надежда, любовь, скорбь, уныние, страдание, мнительность, – все это духовные явления, а ведь кому не интересно знать природу и свойство этих явлений. Все это и должна ведать наука о душе. Особенно нам, жителям шумной столицы, следовало бы вникать в нашу душу, в наше сердце, ибо такие условия нашей жизни, как суета, многопопечительность, богатство, роскошь или, наоборот, – нищета и убожество, подавляются, парализуют духовную жизнь, отодвигают далеко в сторону духовные интересы. Городская жизнь заставляет нас жить внешними впечатлениями, что создает особое настроение у горожан. Нам приходилось наблюдать следующее. Мы в тихой, уединенной пустыньке. Насельники ее проводят духовную жизнь, сосредоточены, внимательны к своему я. Но вот приезжают сюда горожане обозреть святыни – и какой великий контраст чувствуется в настроении этих приезжих гостей и насельников тихой обители! Горожане и развязны, и веселы, и слишком по Апостолу «плотяны». Равно как и наоборот – заберется по делам обители пустынник в шумный город и не знает он, как ему здесь ступить, – все ему в городе стеснительно, а для духа тяжело и утомительно. Однажды нам было позволено погостить в одной тихой св. обители. Мы здесь несколько умиротворились, успокоились духом, успели слиться с настроением насельников и отвыкли от городского шума. Приблизилось, однако, время нашего возвращения в город. И вот пред нашим сознанием предстала столичная сутолока во всей своей неприглядной, тяжелой форме, и наше сердце охватила робость, страх. Не без слез мы оставляли тихую обитель и с тяжелым, подавленным настроением въезжали в столицу... Свобода от страстей налагает особый отпечаток и на внешний облик человека. В глазах безстрастного светится искренность, чистота, приятность, в движениях наблюдается спокойствие, выдержанность, в речи – серьезность и убедительность. В чем заключается тайна влияния на других? Сродство душ и благодатное христианское воздействие одного на другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Тем или другим угодникам Божиим приписывается подаяние помощи нам в определенных болезнях и делах – по следующим причинам. Одни из угодников сами страдали тою или другою болезнью, тем или другим искушением, испытанием, борением, и, так как благодатиею Божиею они препобедили все это, то, как искушенные, могут и нам помогать 113 . Другие брали на себя тот или другой подвиг при жизни в деле служения ближним – защиту неповинных, лечение больных, попечение о бедных и странных, и по смерти они являются теми же помощниками, что в иных случаях бывает весьма разительно (Пантелеимон Целитель). Иные святые испрашивали у Господа благодати и милости помогать людям в известном именно случае. Например, священномученик Харалампий 114 молился, чтобы Господь ниспосылал плодородие земле там, где его молитвенно будут призывать на помощь и вспоминать его честные страдания за Христа. Духовные, аскетического содержания книги не могут во всей полноте заменить старчества 115 . Они, книги, могут оказать услугу только в выработке правильного духовного миросозерцания, а старчество есть живая сила, воспитывающая человека-христианина в этом созерцании. Праведность может быть, так сказать, формальная, безблагодатная, основанная на природных дарованиях. У такого человека не бывает глубины смирения, а потому не преисполняет его сердце и благодать Божия. Опыт показывает, что часто падения разбивают эту холодную праведность и как бы способствуют праведности живой, благодатной, ибо, преткнувшись, человек пребывает в смирении, которое является необходимым условием в деле нашего спасения. Что же скажем – без падения не обойдешься, или, как говорят, «не согрешишь и не спасешься»? – О нет! Спаси Господи всякого человека от греха. – Это милосердный Господь так печется о нас, грешных, что даже самые козни врага нашего спасения, самые его ухищрения и наши падения обращает для нас затем во благо. Сам же человек должен идти ко Господу всегда положительным путем, путем глубокой веры и любви к Нему, что способно воспитывать в нас все лучшие качества души, приводить к доброделанию и приближает нас ко Господу настолько, что Он, Господь, Своею благодатию пребывает в нас и мы в Нем. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Когда переживаешь благополучно какое-либо искушение, то чувствуешь необыкновенную легкость, простор в сердце. И, наоборот, поддашься искушению, свяжешь свою душу как бы клещами, от которых нужно будет высвобождаться раскаянием, сокрушением, укорением, слезною МОЛИТВОЮ ко Господу. Когда умирает человек во цвете лет или, как говорят, безвременной кончиной, то невольно задаешь себе вопрос: почему так рано умер этот человек, ведь другие доживают до старости, когда и сами начинают ожидать смерти, и окружающие легко примиряются, в случае [если] последует их кончина. Впрочем, когда умирает какой-либо несчастный страдалец, больной, бедный или злой человек, то мы находим оправдание такой смерти и говорим: слава Богу – Господь взял его, прекратились его страдания, а когда злодей умирает, мы даже радуемся и думаем, что со смертию его будет меньше зла на земле. Но вот когда умирает безвременно раб Божий, человек добрый, полезный и счастливый, что тогда сказать, как примириться с его смертию? О кончине таких людей Слово Божие говорит: «Да не изменит злоба разума его или лесть не прельстит сердца его, угодны были Богу дела его, вот почему он изъят из среды лукавствия». Это значит, если бы этот добрый человек продолжал жить на земле, то злоба – грех мог бы поколебать его разум, коварство могло овладеть его сердцем, ибо, пока жив человек, всегда он может измениться в дурную сторону; но Господу был приятен этот добрый человек, вот почему Господь и взял его к Себе; не место ему было жить среди развращенного мира. Какая сильная связь нашего духовного устроения с свободой нашего сердца от плотских привязанностей, чувств и услаждений. Нет последних, – и настроение твое высоко, духовно, радостно и молитвенно. Одолеваешься ты плотскими чувствами, – и настроение твое бывает подавленное, низменное, богомерзкое, скверное, противное. Поистине, чистота от плотских чувств есть источник, корень духовного роста человека. Отсюда понятно все старание преподобных отцов хранить себя в чистоте и целомудрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

С Новым Годом! И еще один год прошел... Такие моменты жизни, как настоящий, когда мы стоим пред неизвестным будущим и пережитым прошедшим, должны понуждать нас к размышлению, серьезному вниманию к себе. Мы прожили год. Что же он нам нового принес?.. Наверное, каждый скажет, что – больше огорчений, скорбей, болезней и невзгод, чем радостей и утешений. Но такова уж жизнь человека на земле, где скорби и печали рассеяны, как листья в осеннюю пору по лесу, а радости – как поздний, на лугу, последний осенний цветок. Но что говорить о жизненных, так сказать, внешних скорбях, когда есть более важное для человека, – это его душевный, внутренний мир, его вечное призвание. Что здесь мы усмотрим в своей душе в мимошедшее лето? О, здесь мы найдем целое море всяких грехов, всяких падений и беззаконий. И что получилось бы, если собрать все содеянные нами грехи в одно место?! Здесь мы увидали бы целые бездны всякого зла, – грехи нашей бренной плоти, грехи нашего испорченного сердца и несовершенного ума. Всякий грех – мерзость пред Господом, но я хочу сейчас напомнить о грехе нашего ума, именно неверии. Мало того, что мы дурно живем, нетрезво, невоздержанно, мало того, что мы обманываем, завидуем, гордимся и т.д., – мы еще осмеливаемся идти против веры. Сколько у нас теперь появилось ересей, расколов, сект! Сколько у нас, так называемых, неверующих! А между тем неверие есть самый пагубный, самый тяжелый грех. Если согрешит человек от несовершенства плоти и покается, то Господь его простит, простит его скорее, чем когда он погрешает неверием, ибо здесь он восстает против Самого Бога. И кто восстает?! Ты, человек, ничтожная тварь, малая пылинка в великом мироздании Божием. Погрузился я однажды, в размышление о неизмеримости мирового пространства и безконечности времени... Вот я представил себе необъятный мир, неведомые еще нам миропорядки, безчисленное множество светил небесных. Многие из них так далеки от земли, что свет от них только через три года долетает до нас, так что, если бы они потухли и мы могли бы это заметить, то только через три года узнали бы мы об этом. Многие звезды нам видны, а неизмеримое количество – за пределами нашего зрения, да и где этот предел? Наше человеческое чувство и зрение по своей, обыкновенно, природе требуют конца, предела, наш ум так ограничен, что не может вместить, представить безпредельного пространства, вечности времени... В самом деле, можешь ли ты себе представить вечность, можешь ли уразуметь, что начала жизни Бога не было и не будет конца. Твой ум и сердце от таких размышлений приходит в смятение, в ужас и страх, он робеет, от безсилия съеживается, при постоянном напряжении на этом помрачается, а из этого и уразумевай все свое ничтожество.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010