Помимо кафедральной львовской Георгиевской церкви, православных церквей или синагог и монастырей в шести округах, Макарию отдавались галицкая митрополитанская церковь , так называемая, «Крылос» и Успенский Униевский монастырь, а также предоставлено право, подобно другим владыкам, собирать с подведомых священников ежегодно по шести флоринов (злотых) куничной подати (12 руб. 31 1 / 2 коп. сер.) 903 . Кафедральным городом православной епископии сделался Львов и Макарий официально стал писаться «епископ митрополии Галицкой, владыка львовский и Каменца Подольского». Утвердившись на львовской кафедре, он созвал собор во Львове из местных священников, восстановил на нем Крылос при церкви св. Георгия и справу 904 и тем самым упорядочил епархиальное управление, а затем поехал в Новгородок. Он там дал присягу на подчинение киевскому митрополиту перед всеми западнорусскими владыками, собравшимися на соборе 1540 г. 905 . Полоцкая епархия, точнее, Полоцк после взятия его Грозным (1563 г.) поступил в ведение московского митрополита, но ненадолго. На место владыки Арсения, взятого в плен и отправленного в Москву, потом на Кубенское озеро, из Москвы назначили москвича Трифона с титулом архиепископа полоцкого. Трифон скончался в 1566 году и его место занял Афанасий. Преемником Афанасия был Антоний, подписавшийся в числе других архиереев к соборной, разрешительной грамоте на четвертый брак Ивану Грозному и тогда же (1572 г.) получивший московскую митрополичью кафедру. Последний московский поставленник Киприан пленен Баторием (1579 г.). Все они назывались полоцкими и великолуцкими 910 . Однако постоянные войны мешали установиться политической зависимости Полоцка. При политической неопределенности вышла путаница и в отношении церковной подчиненности Полоцкой епархии. Польские короли, как и московские князья, понимали, что церковная зависимость областей скрепляет их государственное единство. В то время, как Грозный и московский митрополит поспешили назначить в завоеванный край своего архиерея на место плененного владыки Арсения, литовцы, когда Полоцк еще оставался за Москвой, поставили своего избранника Варсанофия Волоха, удержав за ним титул архиепископа полоцкого, витебского и мстиславского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Но спокойствие, неогражденное истинным просвещением, было весьма ненадежно. В то время в Москве занимались печатанием церковных книг. За недостатком ученых справщиков, которые бы могли надлежащим образом пересматривать рукописи, сличать их с греческими подлинниками, исправлять ошибки перевода и писцов, так чтобы издаваемые книги могли соответствовать исправностию подлинникам, дело это часто возлагаемо было на людей, вовсе к тому неспособных. Такие справщики, – как пишет сотрудник преподобного Дионисия, Архимандрита Троицкаго, Арсений, вместе с ним страдавший за исправление Потребника, – люди не знающие ни православия, ни кривославия, и божественная писания точию по чернилу проходящие 9 , упорно стояли за чтения поврежденные в рукописях и первых печатных изданиях. Тогда Пастыри Церкви русской не могли не убедиться в необходимости православных училищ, которые бы могли доставлять людей, твердо наставленных в истине православия и способных рассевать мрак заблуждений, питаемых невежеством. И вот является в Москве первое Греко-Латинское училище. Оно поручено было надзору и управлению грека Арсения. Мы не можем определенно сказать, когда и кем именно оно основано. Первый свидетель о существовании сего училища, Адам Олеарий, бывший в России в 1633 – 1634 годах, и потом еще в 1643 г., пишет о нем так: «Теперь москвитяне, по мысли Патриарха и Великого Князя, к удивлению, хотят обучать свое юношество греческому и латинскому языку. И недавно, подле Патриаршего двора учреждена латинская и греческая школа, которая вверена надзору и управлению грека, по имени Арсения 10 . У раскольников есть особое современное сказание об этом Арсении, будто он приехал в Россию с бывшим Патриархом иерусалимским Паисием, который посещал Россию в 1649 г. Но в таком случае не мог знать его Олеарий, которого книга издана в 1647 г. Достовернее то, что Арсений недолго заведовал сим училищем; в 1649 г. он был сослан в Соловецкий монастырь. В упомянутом сказании повествуется, будто сам Патриарх Паисий, с обратного пути, писал Государю, что хотя Арсений человек ученый, но требует присмотра, так как он бывал и в жидовской вере, не только в иных христианских. Посему-то, будто бы он послан был в Соловецкий монастырь, для исправления в образе мыслей и поведении 11 . Но едва ли можно доверять сему рассказу 12 , равно как и другим обвинениям, взводимым на него раскольниками. Патриарх Никон , вызвавший его из заточения, едва ли бы стал держать при себе человека столь сомнительнаго православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Гораздо труднее было с клиросными: в них всегда был недостаток. Очевидно, молодые люди, расположенные к иночеству, минуя шумную Москву, шли спасаться в тихие, отдаленные пустыни; мы же оставались с так называемыми «кочующими» профессиональными певчими, которые были не то послушниками, не то мирянами. По виду – первыми, ибо носили длинные волосы и подрясники, а по внутреннему настроению – вторыми, так как курили табак, пили вино и любили свободу. Таких иноков приходилось исключать из обители, что увеличивало кризис в певчих, так что приходилось в шутку говорить: «Я уж решил с Ивановской колокольни кричать – не пойдет ли кто к нам петь». Через год после моего поступления в обитель, в 1904 г., меня посетили родители. Отец, никогда не предпринимавший дальних поездок, на старости лет, движимый любовью ко мне, уже не совсем здоровый – решился на далекое путешествие в Москву. Радость моя была неизреченна при виде отца и матери и думалось тогда, что я принимаю самих Ангелов. Да оно так и есть: как назвать тех, в сердцах которых живет к тебе одно только желание блага, успеха, здоровья, счастья, мира и покоя, – если не Ангелами-хранителями? Посторонний человек, будь он первый твой друг, никогда не может заменить родителей. Отцу весьма понравился монастырь. Неопустительно посещая все церковные службы и духовно утешаясь стройным пением и добрым настроением молящихся, он, возвращаясь из храма, обыкновенно в шутливом тоне говорил мамаше: «Мне так здесь хорошо, что я решил совсем остаться здесь, а ты – поезжай домой». Наши богомольцы, узнав о приезде дорогих родных, всячески старались оказывать им внимание: подносили просфоры, приветствовали при встрече и т.п. Большое усердие проявила к нам раба Божия Евлампия, одна из первых моих духовных чад, ныне уже умершая. Такое доброе отношение москвичей до слез трогало родителей. Между прочим, с ними познакомилась блаженная Дарьюшка из г. Владимира. Она гостила в это время в Кремле, в Вознесенском монастыре, куда ходила ночевать моя мать, так как по заведенному у нас порядку – женщины, не исключая матерей, не могли оставаться на ночлег в братских помещениях. К сожалению, келейницы игумении расстроили мамашу, внушив ей, что я не умею вести себя с народом, который осаждает меня, еще молодого и неопытного, благодаря чему я могу пострадать. Но, спасибо, Дарьюшка успокоила мать следующими словами: «Святитель Алексий и все Московские чудотворцы сохранят твоего сына от всякого зла». После этого я стал названную старицу считать своей покровительницей и молитвенницей. Кстати, скажу о ней несколько подробнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Макарий, митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси (Москвитянин) Сведений о митрополите Макарии сохранилось немного. До хиротонии во епископа был архимандритом Пинского Лещинского монастыря Черниговской епархии. С 1522 года – епископ Туровский и Пинский. С 24 апреля 1528 года переведен на Луцкую кафедру. С 9 апреля 1535 года (по другим сведениям, с 1 марта 1534 года) – митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси. Скончался в 1556 году. В грамоте короля Сигизмунда от 1 марта 1534 года говорится: «Бил нам челом владыка Луцкий и Острожский епископ Макарий и просил нас, чтобы мы пожаловали его хлебом духовным, митрополиею Киевскою и Галицкою и всея Руси, которую держал пред ним митрополит Иосиф. О том же говорила нам за него наша королева и великая княгиня Бона...» Таким образом, высшую должность в Западнорусской Церкви начали приобретать не по своим личным достоинствам и не по избранию от православных, а по просьбам, искательствам, челобитьями. И этого даже не стыдились и не скрывали: до того укоренился обычай. Луцкую кафедру, с которой владыка Макарий поступил на митрополию, он также выпросил себе у короля в 1528 году. До поступления в монашество был женат и имел детей. Был прежде придворным капелланом королевы Елены, дочери московского великого князя Ивана III. Период его правления митрополией характеризуется наступлением латинян на права православного населения Западной Руси. Королевские привилегии на монастыри, епископии, церкви и прочее приобретались самыми недостойными путями, что характеризовало общее состояние общества начиная с короля и королевы. Так, за получение привилегии на Галицкую митрополию для поставления туда православного наместника было выплачено королю 300 волов. Митрополиту Макарию приходилось постоянно рассматривать тяжбы, жалобы да и самому подвергаться суду. Распри были не только со светскими властями, мирянами и представителями Римской Церкви, но и между православными за права на монастыри, имения, доходные приходы. Даже перед своей смертью, «в седьмую субботу 1556 года», митрополит Макарий должен был явиться на королевский суд по жалобе Львовского епископа Арсения (Балабана, † 1569). Но едва ли митрополит явился, так как в начале этого года он уже скончался и предстал пред судом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Но спокойствие, не ограждённое истинным просвещением, было весьма ненадёжно. В то время в Москве занимались печатанием церковных книг. За недостатком учёных справщиков, которые бы могли надлежащим образом пересматривать рукописи, сличать их с греческими подлинниками, исправлять ошибки перевода и писцов, так чтобы издаваемые книги могли соответствовать исправностью подлинникам, дело это часто возлагаемо было на людей, вовсе к тому неспособных. Такие справщики, – как пишет сотрудник преподобного Дионисия, Архимандрита Троицкого, Арсений, вместе с ним страдавший за исправление Потребника, – люди, не знающие ни православия, ни кривославия, и божественная писания точию по чернилу проходящие 421 , упорно стояли за чтения повреждённые в рукописях и первых печатных изданиях. Тогда пастыри Церкви русской не могли не убедиться в необходимости православных училищ, которые бы могли доставлять людей, твёрдо наставленных в истине православия и способных рассевать мрак заблуждений, питаемых невежеством. И вот является в Москве первое ГрекоЛатинское училище. Оно поручено было надзору и управлению грека Арсения. Мы не можем определённо сказать, когда и кем оно основано. Первый свидетель о существовании сего училища, Адам Олеарий, бывший в России в 1633–1634 годах, и потом ещё в 1643 г., пишет о нём так: «Теперь москвитяне, – по мысли Патриарха и Великого Князя, – к удивлению, хотят обучать своё юношество греческому и латинскому языку. И недавно, подле Патриаршего двора учреждена латинская и греческая школа, которая вверена надзору и управлению грека, по имени Арсения» 422 . У раскольников есть особое современное сказание об этом Арсении, будто он приехал в Россию с бывшим Патриархом иерусалимским Паисием, который посещал Россию в 1649 г. Но в таком случав не мог знать его Олеарий, которого книга издана в 1647 г. Достовернее то, что Арсений недолго заведовал сим училищем; в 1649 г. он был сослан в Соловецкий монастырь. В упомянутом сказании повествуется, будто сам Патриарх Паисий, с обратного пути, писал Государю, что хотя Арсений человек учёный, но требует присмотра, так как он бывал и в жидовской вере, не только в иных христианских. Посемуто, будто бы он послан был в Соловецкий монастырь, для исправления в образе, мыслей и поведении 423 . Но едва ли можно доверять сему рассказу 424 , равно как и другим обвинениям, взводимым на него раскольниками. Патриарх Никон , вызвавший его из заточения, едва ли бы стал держать при себе человека столь сомнительного православия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

44 Иверская-Московская икона Божией Матери – заветная святыня древней русской столицы. Список этот написан специально для Иверской часовни у Воскресенских ворот, построенной в память встречи в Москве Афонской Иверской иконы 13.10.1648. Точная копия Иверской иконы была привезена в Москву архимандритом Афонского Иверского монастыря Пахомием в 1666 г. и сперва поставлена в Николо-Греческом монастыре, а потом (19.5.1669) в особой часовне, находившейся при Воскресенских воротах, но внутри Китай- города (принадлежала Николо-Перервенскому монастырю). В 1722 г. часовня значилась каменной, а в 1723 г., во время Петровских гонений, закрыта (до 1727). Перестраивалась в 1745 г. Окончательный вид она приняла в результате строительных работ 1782 г. и дополнительных в 1801 г. «С раннего утра до позднего вечера, – свидетельствовал современник, – вы увидите всходящий по чугунным плитам во внутрь заповедной часовни московский народ всех слоев. Многие представители крупных московских фирм не начнут торгового дня, не побывав у Иверской. Редкий учащийся не зайдет к ней перед экзаменами [...] Сколько тут произнесено молитв, сколько излито скорбей! [...] Но при таком стремлении москвичей в эту часовню, лишь очень малая часть богомольцев видит подлинную икону, так как ее возят почти круглые сутки по домам людей, желающих принять ее у себя. Во всякий час вы можете встретить тяжелую громадную, влекомую шестью лошадями, карету, в которой на передней стороне помещена громадная икона с зажженным перед нею большим, утвержденным на полу фонарем. Чем-то отрадным, счастливым веет на вас при всякой такой встрече. И когда икону вносят в дома, проходящий народ поспешно к ней подбегает и прикладывается. Около полудня икону привозят к часовне, для смены духовенства, и иногда на четверть часа вносят в часовню. По большей же части оставляют ее в карете, у которой распахивают обе дверцы. Тогда народ, толкаясь, спешит поскорей приложиться, и приходится силой закрывать дверцы, когда надо тронуться дальше. Затем, поздней ночью, после полуночи, икона возвращается опять к часовне, куда ее вносят на более продолжительное время, но и тут она не остается одна.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

А­ ознакомились­ ли Вы с Синодским, мною редактированным, изданием мнений и отзывов митрополита Филарета по разным церковно-государственным вопросам? Скажите мне о нем ваше мнение. Что нового в вашем ученом академическом мире? Здравствуют ­ли ваши власти и жив ­ли почтенный земляк наш Дм. Васильевич (Поспехов) 871 ? – 30 числа исполнилось 25 лет со времени вступления (1865 г.) в должность Московского Генерал-Губернатора Князя Владимира Андреевича Долгорукова. Я счел приятною для себя обязанностию принесть Его Сиятельству по этому случаю усердное поздравление. Накануне этого дня я послал в Москву своего эконома протоиерея П. Е. Покровского с иконою святителя Арсения, епископа Тверского, и благоверного Князя Михаила Ярославича и письмом для вручения Князю в день его юбилея. Вот содержание моего письма: «Сиятельнейший Князь, Милостивый Государь! В 30 день августа 1865 года Ваше Сиятельство Высочайшею волею Августейшего Монарха поставлены во главе управления первопрестольною Столицею. С того времени протекло двадцать пять лет, и ныне признательная Москва, высоко ценя двадцатипятилетние, многообразные и плодотворные труды и подвиги Вашего Сиятельства на пользу и во благо всех ее сословий, единодушно и торжественно празднует ваш двадцатипятилетний юбилей, призывая на Вас небесные и земные благословения. Позвольте и мне, Сиятельнейший Князь, как свидетелю вашего вступления в управление Москвою, пользующемуся, притом, многолетним, благосклонным вниманием вашим, разделить живые, искренние чувства Москвичей и принести Вашему Сиятельству, в настоящий благознаменитый день вашего праздника, вседушевное приветствие, с живейшим пожеланием Вам от всещедрого Господа духовных и земных даров Его благости на дальнейшее доблестное служение ваше на настоящем высоком посте Престолу и Отечеству. В залог этого искреннего благожелания благоволите, Сиятельнейший Князь, принять от меня препровождаемую при сем святую икону с изображениями на ней Тверских Угодников Божиих – святителя Арсения, епископа Тверского, и святого Благоверного Великого Князя Михаила Ярославича Тверского.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Отец Арсений завел такой порядок в часовне, чтобы здесь в определенное время служились общие молебны с акафистами. Для москвичей и гостей города она стала одним из излюбленных мест молитвы и духовного отдохновения. Отец Арсений не ограничивался только заботами о часовне. Дела чистой бескорыстной христианской любви он считал выше всякого другого подвига. «Особенно дел любви нам не должно оставлять, – говорил он. – Поститься как следует – мы не постимся. Молиться – плохо молимся. Одно средство у нас остается для наследования Царствия Небесного – это именно дела любви. И с сими делами спешить надобно, ибо жизнь наша коротка». Во время поездки по России и остановок на местах и в новой часовне в Москве келья отца Арсения всегда была переполнена посетителями. Он старался всех удовлетворить, с каждым побеседовать, кого наставить, кого утешить, и в течение целого дня не было у него ни одной свободной минуты. «Дело Божие надо делать, не откладывая», – обычно говорил он, и этому правилу был верен до конца жизни, иногда совершенно забывая о пище и телесном покое. Около отца Арсения, как глубоко верующего и строгой подвижнической жизни аскета, постоянно собирался круг многих и многих искренне преданных ему людей, жаждавших духовного совета для разрешения различных духовных недоразумений и дел. Отец Арсений умел как-то сразу распознать человека, пришедшего к нему за духовной помощью, а потому и мог преподать каждому нужное духовное врачевство. Впоследствии, когда отец Арсений находился на Афоне, его российские чада в письмах продолжали с ним общение. После отца Иеронима и отца Макария у него была самая обширная переписка с миром. Отец Арсений, несмотря на занятость, писал много поучительных писем, составлял духовно-нравственные наставления, был инициатором начала издательского дела монастыря. Он умел из святоотеческих творений составлять весьма назидательные книги и брошюры. В 1866 году издал книгу под заглавием «Беседа о молитве», в 1868 году – книгу «Единое на потребу», а в 1876 году – книгу под заглавием «Маргарит, или Избранные душеспасительные изречения, руководящие к вечному блаженству, с присовокуплением некоторых бесед, относящихся исключительно к женским обителям».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

з Православних Церков звершили в храмах Москви 4 грудня 2017 р. 13:29 3 декабря 2017 года, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы, Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей, прибывшие в Москву на празднование 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Церкви, совершили воскресные богослужения в храмах российской столицы. В храме Всех святых на Кулишках — московском подворье Александрийской Православной Церкви — Божественную литургию отслужил митрополит Зимбабвийский и Ангольский Серафим. За богослужением молились Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор , настоятель подворья митрополит Киринский Афанасий , митрополит Карфагенский Мелетий, епископ Владикавказский и Аланский Леонид , представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки иерей Виктор Кулага. В дар храму Блаженнейший Патриарх Феодор передал частицу мощей святого Севира Карфагенского. На Подворье  Антиохийской Православной Церкви , в  храме Архангела Гавриила и Феодора Стратилата , Литургию совершил  Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн X  в сослужении  митрополита Казанского и Татарстанского Феофана , представителя Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском  митрополита Нифона , митрополита Австралийского, Филиппинского и Новозеландского Василия,  архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта , представителя Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском  игумена Арсения (Соколова) , архимандрита Парфения и клириков храма. На торжественном обеде, который был дан после богослужения, присутствовали послы арабских стран. Божественная литургия в храме Воскресения Словущего на Арбате , на подворье Иерусалимской Православной Церкви , была совершена архиепископом Константинским Аристархом, которому сослужили заведующий Сектором протокола Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата игумен Феофан (Лукьянов) и клирики подворья. За богослужением молились Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III , митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий , епископ Подольский Тихон . После Божественной литургии Блаженнейший Патриарх Феофил обратился к верующим со словами проповеди, призвав их твердо хранить веру Православную по примеру новомучеников и исповедников Церкви Русской и стойко противоборствовать современным соблазнам мира, среди которых Его Блаженство назвал глобализацию как нивелирование общенациональной и личностной самоидентичности.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5077808...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Около двухсот москвичей вышли на митинг против строительства здания протестантского института 23.08.2006 Около 200 человек провели во вторник вечером митинг протеста против строительства здания Российско-американского христианского института (РАХИ) на улице Менжинского в Бабушкинском районе Москвы . Участники митинга держали православные хоругви, монархические флаги и плакаты с надписями " Нет американским РАХИтам в Москве " , " Основы православной культуры - в школы! " , " Спасем наших детей от влияния заокеанских воспитателей! " Возмущение участников митинга вызвало намерение протестантского учебного заведения обучать российскую молодежь " чуждым духовным ценностям, осуществлять духовную экспансию в Россию " . На митинге звучали призывы к отставке руководства Северо-Восточного административного округа Москвы, выдавшего разрешение на строительство здания. Это уже третья с 2005 года подобная акция протеста против строительства здания РАХИ ИНТЕРФАКС-Религия/Седмица.Ru Редакция текста от: 23.08.2006 00:00:00 Новости 28.04.2024 В кировоградском селе Коробчино в Украине подожгли домовой храм прихода УПЦ Предстоятель Русской Церкви возглавил хиротонию архимандрита Серафима (Пасанаева) во епископа Минусинского и Курагинского 26.04.2024 В Яранской епархии вышла в свет первая часть сборника документов Яранской епископии 1920-1937 гг. 25.04.2024 Монография «Святой Патриарх Тихон и изъятие церковных ценностей в 1922 году» вышла в издательстве ПСТГУ Спецслужбы Украины задержали наместника Успенской Святогорской лавры митрополита Святогорского Арсения 24.04.2024 В Буркина-Фасо неизвестные похитили и убили католического катехизатора Священника Димитрия Сафронова, служившего панихиду по Алексею Навальному, запретили в служении 23.04.2024 Македонская Церковь канонизировала новых святых 22.04.2024 Захвачен храм Ровенской епархии УПЦ в селе Бронники Договор об аренде помещения канцелярии православной епархии расторгли в Таллине Подписка Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/news/1193.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010