В самом начале царствования был поставлен и вопрос о церковных преобразованиях. Сложившийся при Николае I и Протасове строй церковного управления вызывалкритику с разных сторон. В конце 50-х годов за границей вышли книги бывшего профессора богословия Д.И.Ростиславова и калязинского священника И.С.Беллюстина с желчными, ядовитыми обличениями существовавших церковных порядков. Обе книги направлены главным образом против иерархии и монашества и оттогоносят грубо протестантствующий характер.    Но и людьми более церковных взглядов высказывались требования перемен. Славянофил К.С. Аксаков в 1855 году выступил за широкуюгласность и свободу церковной печати: «Деятельность мысли, духовная свобода есть призвание человека... Если найдутся злонамеренные люди, которые захотятраспространять вредные мысли, то найдутся люди благонамеренные, которые обличат их, уничтожат вред и тем доставят новое торжество и новую силу правде...».    Удивительно по своей прямоте и смелости высказывание Киевского митрополита Арсения (Москвина) – «Мы живем в век жестоких гонений на веру иЦерковь под видом коварного об них попечения».     С обоснованной критикой формализма и бюрократизма в синодальном и консисторском управлении выступил известный церковный ревнитель А.И. Муравьев, в прошлом служивший при обер-прокуроре Синода. Он писал: «Число светских чиновников по особым поручениям и заобер-прокурорским столом, и в разных управлениях и канцеляриях умножилось до чрезвычайности». Крайнее усиление обер-прокурорской власти он находил в том,что «два таинственных слова «читал и исполнил», которыми обер-прокурор пропускал синодальные определения к исполнению, «решают дела церковные, самыеважные, как и самые обыкновенные. Какой патриарх пользовался столь неограниченной властью»?    А.Н. Муравьев не помышлял ни об упразднении должности обер-прокурора, ни тем более об отмене самой синодальной системы управления. Он предлагал лишь ввестиполномочия обер-прокурора в те рамки, в которых они держались до Голицына и Протасова и стремился к возвышению Первенствующего члена Синода. Муравьеввыразил пожелание, чтобы Первенствующий член, «стоящий во главе Священного Синода, который поставлен во главе всей Российской Церкви, пользовался особымуважением всех архиереев, с некоторыми отеческими правами в отношении их. Если заметит он какие-либо беспорядки по епархиям, то пишет прямо от себя кархиереям, и каждый из них должен обращаться к нему за советом в затруднительных случаях... Первенствующий член сносится также и с патриархами восточнымиот лица Священного Синода. Таким образом, в лице его сосредоточится единство всей Российской Церкви и восстановится древний порядок, первенствующей ЦерквиХристовой». Не ставя вопрос о восстановлении Патриаршества, Муравьев стремился к тому, чтобы и в рамках синодального управления соблюдалось 34 АпостольскоеПравило о первом епископе в каждом народе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Для нас клевета людская нужна и полезна, как горькое врачевство против недуга душевного, в нас кроющегося и часто нами самими непримечаемого, как крепкая ограда и верная стража для нашей добродетели, ещё неокрепшей и неустановившейся, и как сильное побуждение и поощрение к молитвенным подвигам о помощи свыше, при беспомощности от людей. Конечно, тяжко это искушение, но велико и возмездие. Мы здесь, собственно говоря, ничего не теряем, а приобретаем весьма многое, приобретаем осторожность и бдительность над самими собою, чистоту души и непорочность нравов, а с тем вместе и особенную любовь и благоволение к нам Божие. Послушайте, вот как Сам Господь Ангелов и Архангелов невинно поносимых и восхваляет и ублажает: блажени есте, глаголет Он, егда поносят вам и пронесут имя ваше яко зло, Сына Человеческаго ради ( Мф.5:11 ), а людям противных качеств угрожает противным: горе вам, вещает Он, егда добре рекут вам все человецы ( Лк.6:26 ). Что же сами клеветники? Ответ на это даёт пророк в следующих словах: Окрест нечестивии ходят ( Пс.11:9 ). Они, ободрённые, но в то же время ещё недовольные успехами злобы и коварства своего, прибегают к новым козням и хитростям, и для того ходят вокруг жертв своих беспокойные и озабоченные, всё об них разведывают, везде за ними подсматривают и на всех входах и исходах подыскивают, выжидая благоприятного случая, снова уловить их в свои сети, и своим злобным словом запятнать их имя и дела, или, как говорит блаженный Феодорит , оставив путь Божий, блуждают туда и сюда, покушаясь окружить и как бы в осаде держать добродетельных. Они в сем случае подражают отцу своему диаволу, который, по словам Апостола Петра, непрестанно ходит вокруг нас, яко лев, рыкая, иский кого поглотити ( 1Пет.5:8 ). Но в то время, как они, мечтая себя на высоте недосязаемой, дерзновенно замышляют и стремятся погубить неповинных и самый корень их исторгнуть от земли живых и славу их вселить в персть, Живый на небесех посмеивается и поругается им, и, по высоте беспредельной своей благости, охраняет и умножает семя праведных: но по высоте Твоей, прибавляет пророк, умножил еси сыны человеческия, а их самих, по выражению Писания, внезапу постигает всегубительство, якоже болезни во чреве имущия, и не имут избежати ( 1Фес.5:3 ), и таким образом сбывается на них слово премудрого: делаяй сокровище языком лживым, суетная гонит в сети смертныя. Всегубительство на нечестивыя устремляется: к стропотным бо стропотныя пути посылает Бог ( Притч.21:6–8 ), или другое подобное: сетию уловляются веселящиися о падении благоверных. Вергаяй камень на высоту, на главу свою вергает. Ископаваяй ров, падется в он, и распростираяй сеть, увязнет в ней. Поругание и поношение гордых и отмщение, яко лев уловит их ( Сир.27:28–32 ). Читать далее Источник: Толкование на первые двадцать шесть псалмов : Из бесед высокопреосвящ. Арсения, митр. Киевского и Галицкого, говоренных в г. Варшаве. - Киев : Тип. Киевопечерской Успенской Лавры, 1873. - 633, с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

На вопрос же приближенных к нему: как он, приемля сам поклонение, поклонился иудейскому священнику, Александр ответствовал, что он поклонился Богу священника, видимому в его образе, и прибавил, что еще в Македонии в сем точно виде явился ему во сне муж, который обещал ему победу над персами. Как благоразумно судит сей язычник в сравнении с мнимыми нашими христианами! Не усумнился поклониться образу потому, что видел в нем Бога невидимого, образуемого им. Видел того, который предрек ему победу и даровал оную. А иконоборцы и молоканы ничего не умеют видеть в образе Божием, кроме гнусного идола! Чем изъяснить это странное и вместе жалкое явление в людях, непрестанно читающих Писание и непостигающих животворной силы его? – Ничем более, как только или намеренным ожесточением или явным ослеплением Божиим, подобным тому, какое послано было некогда от Господа на ожесточенных иудеев, так что они видя не видели, и слыша не слышали, и сердцем своим не уразумели. Видели чудотворные дела Иисуса Христа, обличающие в Нем Божественную природу, и называли Его сообщником веельзевула, князя бесовского. Знали Его непорочность и праведность, и не стыдились назвать Его ядцею, винопийцею и другом мытарей и грешников. Видели затмение солнца, распадение гор, отверзение гробов и востание умерших, ради Его совершившееся и один только языческий сотник восклицает при сем поразительном зрелище: воистинну Божий Сын бе Сей ( Матф. 27:54 ), а сыны верного Израиля чествуют Его именем льстеца и обманщика: помянухом, говорят они, яко льстец он, еще жив сый, рече ( Матф. 27:63 ), и спешат дать сребренники воинам, да глаголют, яко спящим нам нощию ученицы Его украдоша ( Матф. 28:13 ). О, сердце, сердце человека жестокое и окамененное! Справедливо Пророк называет его наковальнею, о которую сколько ни ударяют молоты, но не сокрушают ее. Но доколе, Господи, доколе? Еда и сему новому Израилеви отчасти ослепление бысть ( Рим. 11:25 )? Да не будет, да не будет. Аще же бысть уже, сотвори Твоею всемогущею силою и благодатию, да поне останок Израиля спасется ( Рим. 9:27 ). Аминь. Читать далее Источник: Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Киевского и Галицкого. Часть I. — СПб.: В типографии духовного журнала «Странник», 1874. — 639+III с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Киприан, который пишет: «аллилуиа, аллилуиа (дважды), Слава Тебе, Боже, трижды». Из снесения Никона черногорца с Киприаном следует, что и его выражение в данном месте: «аллилуиа трищи» может быть понимаемо о двойной аллилуии, утрояемой с «Слава Тебе, Боже». А что и вообще предписание богослужебных книг: «аллилуиа трижды» не всегда и непременно должно быть разумеемо о нашей тройной аллилуии, но что тот же самый образ выражения употребляется и о двойной аллилуии, утрояемой с Слава Тебе, Боже, это ясно видно из того же митр. Киприана, а также из Срятинского требника Гедеона Болобана, о котором сейчас ниже. 72 Вот все места Псалтири об аллилуии: л. 140 об.: «слава и ныне, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже, 3-жды»...., «слава и ныне, аллилуиа 3-жды»; л. 155: «аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже, 3-жды»; на обороте л. 155 и на л. 156 так же, как на л. 155; л. 165: «аллилуиа 3-жды»; на лл. 167, 173 об., 175 об. и 179 так же, как на л. 165; л. 393 об.: «аллилуиа 3-жды, слава Тебе, Боже». Ясно, что когда у Киприана просто говорится: «аллилуиа 3-жды», то разумеется удвоенное или двойное аллилуия, трижды произносимое с Слава Тебе, Боже. 73 Λγουσιν λληλοια διπλον, – в Патрол. Миня t. 155 col. 652, cfr Мансветова: «О песненном последовании» стр. 1017 (Симоеон Солунский, многократно говорящий о песни аллилуия, к сожалению, и всего только однажды говорит прямо, сколько раз она должна быть возглашаема). 74 См. у преосв. Макария в Ист., VIII, 130, прим. 161, Трудов Киевской Духовной Академии январскую книжку 1863 г., стрр. 40 и 42, и А. Попова Описание рукописей Хлудова, 138, стр. 294. 75 Указание возглашений аллилуии в требнике Гедеона Болобана: лл. 35 об., 70, 91 об., 104, 106 об., 111 и другие: «аллилуиа, аллилуиа»; л. 246: «аллилуиа, аллилуиа, Слава Тебе, Боже, трижды»; лл. 30 об. и 106: аллилуиа трижды (–щи)». Предисловие к требнику, в котором Гедеон говорит о его приготовлении к печати, напечатано в Москвитянине 1844, 8, см. также Филарета «Обзор» 152. Полные и исправные экземпляры требника чрезвычайно редки; такой экземпляр, с некоторым, впрочем, количеством вписанных листов, находится в библиотеке Вифанской Духовной Семинарии. – Не пересматривав южнорусских богослужебных книг, старших требника Гедеонова, мы не можем наверное сказать, что не он первый вводит в эти книги двоение аллилуии. Так как Гедеон исправлял свой требник по греческому требнику, сверенному с афонскими списками последнего (добре исправленному «по древних святыя горы требниках», – предисл.), то из сего во всяком случае следует, что на Афоне до конца XVI в. преобладало двоение. 76 «Аллилуия (говорят греки) по 3-жды трижды, инии же говорят по 2-жды 3-жды», – Синодальн. ркп. Проскинитария 574, лл. 256 и 280 (на первом листе слова Арсения кем-то позднейшим зачеркнуты, но так, что можно их разобрать).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Митр. Исидор (Никольский). Гравюра. Кон. XIX в. При активном участии митр. Исидора (Никольского) , сменившего в 1858 г. на Киевской кафедре митр. Филарета, по предложению киевского военного ген.-губернатора И. И. Васильчикова в 1859 г. была начата организация церковно-народных (церковноприходских) школ в К. е. В 1862 г. в К. е. насчитывалось 1370 церковноприходских школ. Митр. Исидор инициировал учреждение журнала Киевской ДС «Руководство для сельского пастыря». В 1862 г. Киевский митр. Арсений (Москвин) создал в консистории 5-й, «школьный», стол в связи с распространением в К. е. церковноприходского образования. По инициативе митр. Арсения были созданы епархиальные просветительские орг-ции: киевское Владимирское братство (1864), Киевский комитет Православного миссионерского об-ва (1870). В марте 1866 г. митр. Арсений был назначен председателем комиссии Синода по реформе духовных школ. В 1874 г. было образовано 2-е вик-ство К. е.- Уманское , во главе которого стоял ректор КДА и настоятель киевского Братского мон-ря. После образования в 1884 г. Каневского викариатства ректоры КДА до 1923 г. являлись епископами Каневскими. В 1885 г. митр. Платон распределил обязанности между викариями К. е. Каневскому епископу помимо заведования духовно-учебными заведениями и церковноприходскими школами было поручено осуществлять надзор за духовенством и храмами Каневского у. Уманскому епископу помимо заведования епархиальными попечительскими комитетами для бедных духовного звания и председательства в Киевской церковно-строительной палате поручался надзор за церковной жизнью в Звенигородском, Уманском, Липовецком, Бердичевском, Сквирском и Таращанском уездах. На Чигиринского епископа было возложено заведование преподаванием Закона Божия в светских учебных заведениях и председательство в комитете по обеспечению быта духовенства, а также надзор за церковной жизнью в Радомысльском, Киевском, Черкасском, Чигиринском и Васильковском уездах (О распределении дел между епархиальными преосвященными//Киевские ЕВ. 1885. 23. С. 1121-1122). 30 дек. 1909 г. было образовано Черкасское вик-ство К. е. с резиденцией архиерея в киевском Выдубицком мон-ре.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Это правда, что сообщить блеск наружной славы, дать обществу вид величия одно только просвещение может. Но будь премудрый государь, поставь престол свой на столпах твердейшей политики, призови к поддержанию его превосходные дарования, блистай с него умом своим в концы вселенные, заставь славу возглашать неумолчною трубою свои знания, свои высокие таланты: тебе будет удивляться свет. Но если ты не будешь на троне человек; если сердце твое не познает обязательств человечества; если не соделаешь ему любезными милость и мир; не низойдешь с престола для отрения слез последнего из твоих подданных; если твои знания будут только пролагать пути твоему властолюбию: то престол твой не прочен; подпоры оного начинены порохом; имя твое не сохранится в благословениях народных: его будут страшиться и даже прославлять, но в то же время втайне будут вымышлять средства избавиться от сего страха; память твоя не переживет времени, и если, быть может, и дойдет до поздних потомков, то без сомнения в таком виде, которого устрашилось бы твое самолюбивое сердце. Так, слушатели, если большая часть престолов старого и нового света колеблется в глазах наших, и некоторые из них уже пали во прах и дерзновенно попираются вместе с благоденствием народным буйною и необузданною чернию: то это от того, что тщеславная мудрость века сего вызвалась утвердить их на своем основании, не призвав к тому веры и благочестия. Урок времен тем более разительный, чем менее внимают оному. Несчастные опыты погибших предков не вразумляют слабоумных и вместе надменных умом своим потомков. Разум и ныне, как прежде, кичит ( 1Кор. 8:1 ); но чем более силится стать выше и выше, тем ниспадает глубже и глубже. Если иногда и возносится на некоторую высоту; то кажется для того только, чтобы пасть тем с большим посрамлением. Просвещение в союзе с добродетелию есть дар неба благотворный; а без добродетели есть орудие ада губительное, повапленный гроб благосостояния общего и частного. Гибельные следствия просвещения безнравственного в обществах оказываются десятилетиями и столетиями, а в частном человеке почти днями и минутами. Первая минута разрыва в нем добродетели с знанием есть уже минута близкой его гибели. Но о сем предмете поговорим в другое удобнейшее время, дабы не утомить вашего внимания и не ослабить силы действия истины. А в настоящем случае обратимся с усердною молитвою к Богу всемогущему, да сохранит любезное отечество наше от распространения сей гибельной язвы в недрах оного, да положит вечная премудрость Его верные преграды путям ея, которых кровавые следы уже напечатлены, к несчастию, и на священном челе российской земли. Аминь. Читать далее Источник: Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Киевского и Галицкого. Часть I. — СПб.: В типографии духовного журнала «Странник», 1874. — 639+III с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Подготовка проекта проходила сложную бюрократическую процедуру. Проект разрабатывался в Комитете более трех лет. В 1863 г. подготовленный проект был разослан по епархиям для его обсуждения. Изучение и обсуждение проекта на местах заняло еще три года. Для выработки окончательного варианта проекта 19 марта 1866 г. был учрежден под председательством киевского митрополита Арсения (Москвина) новый Комитет при Синоде в составе ректоров духовных академий и университетов, а также четырех протоиереев. Для подготовки окончательного проекта Комитету потребовалось еще более года. Наконец 14 мая 1867 г. представленный императору проект Устава о духовных училищах был утвержден и получил силу закона 146 . Согласно Уставу отныне в духовные учебные заведения было разрешено принимать детей всех сословий, в том числе и податных. Духовные семинарии получали определенную автономию в решении своих внутренних дел. Существенно расширялось преподавание общеобразовательных дисциплин. Упразднено было деление на главные и второстепенные предметы. Преподавание стало более близким к жизни. Программа обучения в семинарии приближалась к гимназической; тем самым выпускникам семинарий облегчалось поступление в университеты. Устав запрещал применять к семинаристам практиковавшиеся ранее телесные наказания, а также и такие, как «стояние на ногах в классе, совершение земных поклонов, стояние на коленях во время совершения утренней и вечерней молитв, обеда и ужина, оставление после уроков», назначение в виде наказания «физических работ». Но оставлены в качестве мер наказания «голодный стол» (хлеб и вода на несколько дней) и «карцер». При 6-летнем сроке обучения в семинарии первые два года семинаристы находились «на казенном содержании», а последующие четыре казенное содержание предусматривалось лишь для тех, кто дал обязательство по окончании семинарии избрать стезю священнического служения. «Достойным» семинаристам (хорошо успевающим и «примерного поведения») выплачивалась стипендия в размере 90 руб. в год. Предоставление окончившим семинарии права поступать в университеты привело к тому, что «семинаристы устремились в университеты», число поступающих в духовные академии снизилось. Уменьшение желающих по окончании семинарии идти в священники явилось «тревожным симптомом». «Само духовенство все чаще пользовалось правом обучать своих сыновей в гимназиях, чтобы обеспечить им светскую карьеру и избавить от стесненного положения приходского священника или учителя семинарии и духовного училища» 147 . В связи с этим в 1871 г. вновь был введен запрет окончившим семинарии поступать в университеты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чтобы довершить изображение величания московского патриарха, Суханов рассказал грекам неизвестную им русскую апокрифическую историю о белом клобуке. Наконец, он довел до последнего предела свои укоризны грекам: они наказаны за свою гордость; царство их отдано басурманам, сами они должны обращаться в басурманство; церкви обращены в мечети; своих патриархов они сами улавливают и сажают в воду. Таков был вывод. В обличениях греческого православия ничего не осталось от его авторитета; русское православие стоить превыше всего, и русские могут не обращать никакого внимания на наставления и, «зазирания» греков... До отъезда в Иерусалим, Суханову пришлось еще раз съездить в Москву по делу о самозванце Тимошке, по делам патриарха, а также с известиями о малорусских делах, так как по дороге он провел также несколько дней у Богдана Хмельницкого. В Москве Суханов подал в посольский приказ статейный список о своем пути, с приложением и тех прений о вере, которые мы излагали. По видимому и кроме этого он сообщал нечто о греках, между прочим и о самом патриархе Паисин, для них не весьма благоприятное, потому что когда, года через два, Паисий отправлял своих посланцев в Москву, то в своей грамоте к царице Марье Ильиничне просил ее не верить злоязычным людям, которые на него клеветали, и особливо Арсений, о котором он всячески заботился и который, однако, оказался неблагодарным Иудой, достойным, чтобы под ним разверзлась земля и поглотила его, как некогда Дафеана и Авирона. «Но, – прибавлял патриарх, – божественное правосудие отомстит как ему, так и всякому другому злому; как солнце не может спрятаться, хотя его лучи облаками и закрываются на некоторое время, так и правда обнаруживается и делается известной со временем». Какие «пустые слова» говорил Арсений в Москве, неизвестно; впоследствии упоминается только, что он осуждал Паисия между прочим за то, что он в посту употреблял сахар, который, по мнению Арсения, есть вещь скоромная – и бедный патриарх воздерживался потом от сахара, чтобы не раздражать москвичей; могло быть, что было говорено и другое подобное тому, что Арсений вообще осуждал в греческих обычаях, и особенно он мог сообщать весьма неприятные Паисию известия о враждебных отношениях последнего к константинопольскому патриарху Парфению (об этом скажем далее).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ispravle...

«Краткое начертание жизни старца Саровской пустыни, схимонаха и пустынника Марка» вышло в свет в 1839 году. В этом же издании были опубликованы «Духовные наставления отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха, пустынника и затворника», причём жизнеописание отца Марка занимало первые десять страниц книги, а на остальных 63 страницах были помещены 33 духовных наставления Преподобного. Эта публикация стала первой из известных на сегодняшний день работ, посвящённых преподобному Серафиму. Рукописи житийного повествования о преподобном Серафиме Саровском пришлось пройти через руки нескольких иерархов, прежде чем она появилась в печати. Вначале она посылалась на рассмотрение митрополиту Киевскому и Галицкому Филарету (Амфитеатрову) . Он её одобрил, но предложил заручиться свидетельством тамбовского архиерея. После этого Синод счёл нужным провести исследование о старце Серафиме на месте его подвигов и указом от 21 мая 1840 года потребовал от тогдашнего тамбовского епископа Арсения (Москвина) справок относительно содержащихся в житии чудесных событий. Владыка, лично знавший старца Серафима, одобрил рукопись и в октябре 1840 года предоставил подробный отзыв о достоверности сказаний. В частности, он написал о своём опыте общения с Преподобным: «Я нахожу помянутую рукопись во всех её подробностях совершенно согласною с истиною… Что же касается до дара прозорливости, то свидетелей на это из всех сословий может быть очень много, в число коих я могу почти включить и самого себя. Ибо в первый год моего пребыванья в Тамбовской епархии я был в Саровской пустыни и в пустынной келье отца Серафима, и в его даже особой молитвенной клети, которая могла только поместить человека в стоячем положении, видел его самого, долго беседовал с ним и получил от него на память некоторые вещи, в которых, а ещё более в его словах и действиях, последствия довольно ясно указали мне и, вероятно, ещё укажут его прозрение в будущее. Это был последний год его жизни, и мне уже не суждено было более видеть его» 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Впоследствии сторожа эти были сняты, и, можно думать, обычай этот стал приходить в забвение, что заставило митрополита Филарета возбудить ходатайство о том, чтобы снова поставлены были сторожа, что и было приведено в исполнение. В наше время этих сторожей нет, но обычай снимать шапку существует. Правда, часто можно видеть, как некоторые с большим неудовольствием снимают шапку, в чем сказывается дух времени, но боязнь укора со стороны истовых москвичей заставляет и этих людей исполнять исконный московский обычай, ибо установилось такое мнение, что, в случае нарушения этого правила, всякий проходящий может безнаказанно сорвать шапку у нарушителя. Интересно предание относительно въезда Спасскими воротами Наполеона. Этот гордый завоеватель, въезжая в Кремль, и не подумал о том, что нужно снять шляпу, но вот сама стихия заставила его это сделать. Подул страшный ветер и сорвал у него шляпу, а лошадь повернул назад; тогда вспомнил он о русском обычае и не только сам, но и своей свите скомандовал снять шапки... Различно объясняют установление правила проходить и проезжать Спасскими воротами с обнаженной головой. Одни ставят это в связи с установлением на этой башне иконы Спасителя, когда благочестивый Царь Алексий Михайлович, вводя этот обычай, желал последовать примеру Едесского царя Авгаря, который, когда получил от Спасителя Нерукотворный образ и велел повесить его на городских воротах, то также издал указ проходить этими воротами с обнаженной головой. В одной летописи приводится и такой мотив сего обычая. При выходе из Спасских ворот в Кремль открывались Царские терема, а в древнее время на Руси был обычай в виду не только царских палат, но даже и господских первым делом обнажать голову. Гораздо проще то объяснение, которое указывает, что Спасские ворота считались главными, так сказать, Святыми воротами Кремля, и как таковые они были обставлены иконами, на что указывают существующие в них ниши, а Святыми воротами, как и в монастырях доселе, все проходят без шапок. Как бы то ни было этот обычай служил постоянным напоминанием древнего русского благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010