Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @3215@ Подпись к иллюстрации: Явление прп. Сергия Арсению Элассонскому Размер файла: 57.28 Кб Кто разместил: Александр Иванов Дата размещения 10.05.2010 17:25:26 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/3215.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Суздале проходит круглый стол, посвященный святителю Арсению Элассонскому 12.04.2006 11 апреля по инициативе Владимиро-Суздальского музея-заповедника, музея-заповедника " Московский Кремль " и Владимирской епархии в Золотой кладовой Спасо-Евфимиева монастыря открылся круглый стол, посвященный выдающемуся церковному деятелю и святителю XVI - XVII веков Арсению Элассонскому , передает ИТАР-ТАСС. Как сообщил секретарь Владимирской епархии отец Иннокентий, " в августе 2005 года в Рождественском соборе Суздаля специальная комиссия священнослужителей, археологов, искусствоведов произвела вскрытие мощей святого Арсения Элассонского , грека по национальности, бывшего архиепископа Русской Православной Церкви, принимавшего участие в создании Московского Патриархата " . Мощи святителя Арсения и фрагменты его облачений хорошо сохранились. Они были помещены в новую раку, сооруженную над местом захоронения. Частица мощей святого Арсения была передана Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II Элладской Православной Церкви . Директор Владимиро-Суздальского музея заповедника Алиса Аксенова, в свою очередь, рассказала, что известные антропологи страны Дмитрий Пежемский и Сергей Никитин провели комплексное исследование мощей, сделали научную реконструкция облика святого. В захоронении были обнаружены уникальные культовые предметы византийского и древнерусского происхождения. По словам Аксеновой, из небытия специалисты восстановили подвесную пелену с изображением Богоматери Боголюбской и стоящими перед ней преподобными суздальскими святыми, а также шитые золотом византийские кресты XIV века, детали омофора. Работа круглого стола продлится два дня. Русская линия Редакция текста от: 12.04.2006 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/438.html

Первым пал псковский самозванец. Он предался разгулу и грабежу, силой брал у граждан жён и дочерей, томил богатых людей на правеже, вымучивая деньги, которыми награждал окружавшее его казачество. Разумеется, спокойное население было крайне возмущено таким разбоем, и самозванец был схвачен и убит. Не долго устоял под Москвой и Заруцкий с казаками. Видя, что ему приходится тесно, он бежал в Коломну к Марине и с ней и её сыном дальше в рязанский город Михайлов, а казаки его частью ушли, а частью покорились и стали служить земской власти. Прибытие к Москве Ходкевича с польской ратью заставило Пожарского поторопиться на спасение столицы. 22-го октября 1612 года объединённое ополчение штурмом взяло Китай-город. Тотчас же открылись переговоры о сдаче Кремля, и 26-го октября он перешёл в русские руки. Русские двинулись в город отрядами с разных сторон. Все отряды сошлись на Лобном месте. Тут духовенство отслужило благодарственный молебен, имея во главе троицкого архимандрита Дионисия со стороны осаждавших, а со стороны осаждённых греческого элассонского архиепископа Арсения, который тогда занимал в Кремле место русского архипастыря. Он пришёл из Кремля со всем освященным собором, со крестами, иконами и с главною святыней московской, Владимирской иконой Богоматери, один вид которой привёл в умиление всё православное воинство. После молебна ополчение вступило в Кремль, где оно с ужасом смотрело на чины с человеческими трупами, на поруганные и осквернённые всякой мерзостью церкви, рассечённые на части образа с продырявленными очесами, ободранные и разорённые престолы... В это время польский король Сигизмунд решил лично привезти в Москву своего сына. Но уже было поздно. Прибыв в Вязьму, он узнал, что кремлёвский гарнизон, изнемогши от усталости, голода и всевозможных лишений, сдался на капитуляцию. Город и укрепления были в руках русских и их уже нельзя было поставить меж двух огней, как в том случае, если бы у поляков были соумышленники в Кремле. Тем не менее король с упорством дошёл до Волоколамска.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Экспозиция меняет свой облик уже в третий раз. Впервые она открылась в 1977 году после реставрации Никольской больничной церкви с примыкающими к ней больничными кельями. Через пятнадцать лет экспозиция была перестроена, прежние витрины заменили новыми, более сложными, открыли новый археологический зал. С тех пор прошло еще почти пятнадцать лет. За это время материалы витрин износились, потеряли вид, за ними стало сложно ухаживать. Стали строже требования к показу ряда экспонатов, в частности - произведений лицевого шитья, книг в тяжелых окладах. Все эти причины вызвали необходимость обновления экспозиции. Новый художественный проект предусматривает выигрышный показ каждого предмета при помощи света, цвета фона. Обязательно соблюдается главное условие музейного экспонирования, обеспечивающее сохранность произведений. Например, в зале с экспонатами лицевого шитья XVI-XVII веков для уникальных памятников лицевого шитья - покровов с гробниц местных святых - были спроектированы горизонтальные витрины, в которых эти произведения занимают свое место, не подвергаясь деформациям. Для того, чтобы лучше рассмотреть изображения на покровах, фигуры святых воспроизведены на подсвеченных вертикальных щитах. Так были соблюдены строгие требования реставраторов - экспонировать произведения древнего шитья не в вертикальном, а в горизонтальном или слегка наклонном положении. В этом же зале зритель увидит увеличенные детали произведений: центральную витрину с деталями облачения из гробницы святого Арсения Элассонского украсит своеобразный световой пояс с укрупненными фрагментами шитья, что даст возможность хорошо рассмотреть сложнейшую технику шитья шелковыми и золотными нитями. Кстати, подобные экспозиционные решения применяются сейчас в крупнейших музеях нашей страны. В 1 и 2 залах с миниатюрными произведениями прикладного искусства витрины имеют особую конструкцию. Равномерный боковой свет хорошо освещает экспонаты, выявляя их рельефную орнаментацию. Под каждой витриной можно увидеть увеличенное воспроизведение каждого экспоната и благодаря этому оценить совершенство ювелирной техники древних мастеров. Чтобы хорошо рассмотреть самые маленькие экспонаты, их поместили под линзы.

http://pravoslavie.ru/17155.html

Уже три или четыре лета ношу сия три вериги тяжки: едину на выи моей, а другую на руках и третью на ногах и да бых уже умер и свободился от бед. Но Бог многолетна да сотворит турскаго царя, да многолетен будет, понеже добре судит суды своя и аще есть человек повинен смерти, то повелевает отсещи ему главу и тако от бед свобождается. Но зде человека по малу мучат, дóндеже сам умрет, яко да не нарекутся убийцами – виждь, какову прелесть даде им дьявол, яко от Бога хотят утаиться, но злая их дела ведома суть дьяволу . Прославляю Бога, яко не допущает мне зде умрети в песьем мире». В заключение просит ходатайствовать об его освобождении, «да не умру в проклятой земле неправедной, но да умру во благословенной земле турской». Еще в одном письме к своим друзьям Неофит пишет, что, несмотря ни на что, Бог хранит ему жизнь, «хощет избавити мя Бог и от сего грубовиднаго и варваровиднаго народа московскаго, яко да изыду оттуду и вся злая скажу, яже пострадах и вся стражду и да повем безместная и беззаконная дела, яже зде творят, не суть сии православнии христиане...» 256 . Понятно, что Неофиту не удалось умереть «во благословенной земле ту рекой». В 1647 году в Москве возникло дело о великом архимандрите, учителе и богослове Великой Церкви Константинопольской Венедикте, который приехал было в Москву для учительства, но не был здесь принят, и о митрополитах: Силистрийском и Варнском и архиепископе Элассонском. Архимандрит и келарь силистрийского митрополита Иеремии сделали на него донос, что он перед выездом из Москвы был у учителя архимандрита Венедикта и писал с ним ночью грамоту в Литву, чтобы там задержать архимандрита и келаря и ограбить их. Митрополит был подвергнут допросу, на котором заявил, что он у Венедикта действительно был и писал грамоту, но не в Литву, а проезжую от имени Александрийского патриарха Иоанникия, вместо прежней, которая у него затерялась. Руку Александрийского патриарха подписал на этой грамоте учитель архимандрит Венедикт, «потому что-де ему дана вольность вместо трех патриархов: Константинопольскаго, Иерусалимскаго и Александрийскаго руки прикладывать, и он-де, учитель, к той грамоте и руку приложил имянем Александрийскаго патриарха».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

О поездке Иеремии в Россию только за милостыней и об отсутствии всяких полномочий поставить патриарха прямо говорится в хронографе Дорофея (у Сафы стр. 21). Когда же Иеремия возвратился в Константинополь, он встретил там открытые нарекания за то, что посвятил патриарха в России своевольно без согласия и полномочия от остальных восточных патриархов. После этого мы ещё раз должны указать на новую неверную черту филаретовского известия, которое передаёт, будто Иеремия привёз с собой в Москву «совет и утверждение о патриаршестве» (Доп. к акт. истор. т. II, стр. 193). 93 Арсений Элассонский даёт разуметь, что в них проходили дни и недели (Сафа стр. 41; Старч. 371); по русским свидетельствам переговоры продолжались от конца июля, когда прибыль Иеремия в Москву, до половины января следующего года, когда начали выставлять определённые даты переговоров с патриархом, получивших уже официальную форму; выехал же Иеремия из Москвы в мае 1589 года. 94 Статейный список посольского приказа даёт далеко неполные сведения об этих переговорах; но он имеет цену как официальный документ, и констатирует порядок переговоров русского правительства с патриархом. Более подробностей о ходе переговоров сообщает рукопись московской синодальной библиотеки, но она не говорит о всех внутренних мотивах, вызывавших те или другие предложения правительства и ответы патриарха Иеремии. Греческие источники более богаты данными в последнем отношении, но не в равной степени. Сказание Арсения Элассонского передаёт некоторые интересные детали в переговорах с Иеремией о патриаршестве; но Арсений остался жить в московском государстве, писал в России, потому не мог в своём описании делать оценки правительственных действий при устройстве русского патриаршества и по местам давал своему рассказу некоторую окраску, не вполне оправдываемую даже официальными русскими документами. Сказание Иерофея Монемвасийского, записанное в хронографе Дорофея, отличается другим характером; необширное по объему, оно всецело занято характеристикой действий русского правительства по отношению к Иеремии и описанием трудного положения как патриарха, так и его свиты во время пребывания в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

В последующее время исследователи неоднократно обращались к этой теме. Были открыты новые источники — прежде всего, найденные и опубликованные в 1899 г. А. А. Дмитриевским мемуары архиепископа Элассонского Арсения . Из специальных работ следует отметить фундаментальное исследование А. Я. Шпакова , в котором наиболее полно раскрыты причины и исторические предпосылки учреждения патриаршества в России. Но новооткрытые источники и исследования других авторов не только не поколебали основные выводы и оценки митрополита Макария, но и подкрепили их. Основную часть десятого тома занимает описание событий Смутного времени. Здесь особенно ярко проявилась принципиальная позиция митрополита Макария, его убежденность в необходимости рассматривать историю Русской Церкви в органической связи государства, общества и народа. Смутное время, наступившее вскоре после учреждения патриаршества и поставившее Россию на грань национальной катастрофы, выявило общность судеб Церкви, государства, всей нации. Борьба за национальную независимость против иноземных интервентов была одновременно и борьбой за православие. Автором убедительно показана роль Русской Церкви в национально-освободительной борьбе, в которой она предстает не только ее вдохновителем, но и организатором. В центре внимания автора — подвижническая деятельность святителя Гермогена, его роль в организации народных сил. Обращаясь к событиям внутрицерковной жизни, митрополит Макарий большое внимание в обоих томах уделяет книгопечатанию и исправлению богослужебных книг. В частности, он подробно излагает дело справщиков архимандрита Дионисия, инока Арсения Глухого и священника Ивана Наседки, возникшее в период междупатриаршества в начале XVII в. При этом высокопреосвященный историк знакомит читателя с содержанием полемических произведений, связанных с этим делом. В одиннадцатом томе заметное место уделено проблеме отношения Церкви к другим вероисповеданиям. Это, прежде всего, вопросы, рассматривавшиеся на Соборах при патриархе Филарете, о перекрещивании католиков и о способах принятия в православие «белорусцев». Достаточно подробно изложен ход полемики с лютеранским пастором Матвеем Фильгобером, возникшей в связи со сватовством датского королевича Вальдемара к царевне Ирине Михайловне. При этом митрополит Макарий пользовался в основном имевшейся к тому времени журнальной публикацией части материалов этой полемики. Наиболее полный свод памятников прений о вере и сопутствующих им исторических материалов был издан позже А. Голубцовым. Ему же принадлежит и специальное исследование на эту тему .

http://sedmitza.ru/lib/text/436083/

Любовь к изящным искусствам побуждала меня обращать внимание и на тамошние памятники зодчества, ваяния и иконописания. Многие из них и наипаче Метеорские монастыри, построенные на столпообразных утесах, изображены кистью и карандашом спутника моего г. Благовещенского. Лишь для одного художественного дела не достало у обоих нас ни средств, ни времени, именно для воспроизведения стенной живописи Панселина в церкви Элассонского монастыря. Эта живопись точь-в-точь сходна с протатской на Афоне. Там и там одни и те же изящные лики мучеников и преподобных в больших размерах и один и тот же неяркий колорит их! Изображение Спасителя в рост на пилястре близ царских дверей сказанной церкви так впечатлительно и так совершенно, что я невольно верил местному преданию о свыше открытом некоему старцу сходстве этого изображения с пребывающим на земле Господом Иисусом Христом. Нужно бы нам отподобить все Панселиновы лики в Элассонском святилище! Их немного, да и списывать их тут легче, чем в Протатской церкви, потому что для художника не потребовались бы высокие подмостки. В Метеорских и Олимпийских монастырях я нашел образчики сербо-болгарского иконописания. Они отличаются от произведений греческой кисти колоритом темнокрасноватым. Четыре из них, именно, лики евангелистов болгарского письма 1337 г., приобретены мною для издания в свет. В Метеорские монастыри, построенные на высочайших отвесных утесах, меня поднимали в сетке, прикрепленной к веревке. Возносясь туда и спускаясь оттуда, я чувствовал робость, страх, трепет, ужас и обомление, особенно в те минуты, когда меж стремнин кружился над глубокими пропастями, когда земля, казалось, бежала подо мной в бездну, когда в подъемной башне подтягивали меня на пол, опрокидывая голову мою в пропасть, и когда перед полетом вниз усаживали меня в сетку, собирали кольцеобразные узлы ее над головой моей и, продев в них железный крюк, спихивали меня с помоста в бездну. Ужасные минуты! Были дни, в которые приходилось мне подниматься на Метеорские столпы и спускаться с них по два и по четыре раза, так что я пролетал воздушные пространства, иногда в 40, иногда в 55 сажен, по ровному отвесу между страшных скал, коих основания поставлены на крутоярых склонах земли, несравненно ниже тех мест, откуда поднимается и куда опускается сеть с трепещущим в ней поклонником.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

106 Стат. спис. л. 79–80; Син. рук. л. 84. Краткое, но точное описание указанных переговоров с патриархом Иеремией, помещённое в статейных списках, А. Н. Муравьев дополнял по местам вставками из описания Арсения Элассонского, которые только затемняли дело и придавали ему неверный характер. У Арсения описание переговоров между патриархом и царскими послами изложено не вполне согласно с подлинными указаниями статейных списков. 1) У Арсения указаны только два случая соборного совещания царя с боярами по поводу переговоров с патриархом; одно совещание после первой отправки Годунова к Иеремии, другое в конце перед посвящением Иова; тогда как по русскими источниками этих соборных совещаний было больше: одно перед отправкой Годунова, другое после отказа патриарха остаться во Владимире, когда порешено было просить его о поставлении Иова на патриаршество; потом были совещания о порядке самого поставления Иова, о чём речь будет ниже. 2) В состав соборов, на которых происходили предварительные рассуждения о переговорах с патриархом, Арсений включает и представителей высшего русского духовенства, тогда как в статейных списках о присутствии духовных лиц на первых совещаниях вовсе не говорится; царь вёл совещания только с боярами; духовенство было приглашено после, по изъявлении патриархом согласия на царскую волю. 3) Арсений говорит только о двух отправках послов для переговоров с патриархом: сначала об отправке Годунова, потом дьяка Щелкалова; между тем этих отправок было много, они все не перечислены и в статейном списке. Кроме того все официальные переговоры с патриархом вёл лично Годунов, а Щелкалов на смену его назначен только в конце, с 13–го января. 4) Содержание и характер этих переговоров переданы Арсением тоже в изменённом виде. Здесь говорится, будто посланные от царя умоляли патриарха навсегда остаться вообще в России (о предложении ему остаться только во Владимире ни слова), принять на себя титул патриарха Владимирского, Московского и всея Руси и, живя в России, называться в полном смысле великим вселенским патриархом; за это Иеремии и свите его обещаются большие подарки и богатое содержание из денег, хлеба, земель, даже городов великих и малых; патриарх всегда отказывался будто бы от этих предложений и, не желая остаться в России, указывал на свои заботы о константинопольской кафедре, и всегда с самого начала обещал вместо себя поставить патриарха из русских, чем он приводил русское правительство в большое смущение и печаль (См.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Красноречивым подтверждением актуальности употребления топонима «Великая Россия» в это время могут служить записи Арсения Элассонского, сопровождавшего в 1588 г. Иеремию II в Москву и принимавшего вместе с ним непосредственное участие в учреждении Московского патриархата (его подпись присутствует на Уложенной грамоте 1589 г.). В черновых записках этого греческого церковного писателя, относящихся к 1592–1593 гг., говорится, что «в царствование благочестивейшего великого царя Федора Ивановича всея Великой России… был возведен в патриархи первый в Москве Великой России Святейший патриарх Иов, митрополитом бывший прежде в ней» (…πατριαρχεσατο πρτος ν Μοσχοβ τς μεγλης ωσας γιτατος πατριρχης β) . В этом же тексте Арсения говорится о том, что Иов воспринял благодать патриаршества от Константинопольского патриарха Иеремии и по избранию и испытанию архиереев, «находящихся в Великой России» (τν ν τ μεγλ ωσ παρντων). Возведение патриарха Иова проводилось, по словам Арсения, «в сослужении всех архиереев и архимандритов, и игуменов Великой Росии со Святейшим патриархом Константинопольским кир Иеремией». В другом отрывке из тех же записей Арсения сказано, что «сделавшись патриархом… патриарх кир Иов был первым, занявшим патриаршество Великой России» (Πατριαρχεοντος το... πατριρχου κρ β, πρτος τν πατριαρχεαν δεξμενος τς μεγλης ωσας). Следует также отметить, что обе части Руси времен учреждения Московского патриархата относились, по представлениям греческих церковных властей, к так называемым северным (гиперборейским) странам . Так, митрополит Дионисий Тырновский на обратном пути из Москвы в июне 1592 г. оказался во Львове и вместе с членами ставропигиального братства обращался к царю Федору Ивановичу с просьбой о милостыне. Он написал, что «отшедшу ми от Великия Россия преславнаго ти царства, по случаю прийдох во град Лвов» , а в грамоте к царице Ирине, говоря о том же, Дионисий высказался иначе: «Возвратившуся ми от северныя царственныя ти страны, приидох во град Лвов» . Здесь вполне ясно, что «северной царственной страной» однозначно названа «Великая Россия», но не совсем ясно, относит ли Дионисий к числу «северных стран» и «Малую Россию», в которую он прибыл. Ответ на этот вопрос представляется положительным: если Древняя Русь в сознании греков византийского периода всегда относилась, как известно, к «северным (гиперборейским) странам», то очевидно, что и ее две части, которыми была представлена Россия в XV–XVI вв., оставались такими же «северными». Это подтверждают и составленные в 1583 г. грамоты Константинопольского патриарха Иеремии II: Киевскому митрополиту Онисифору («Иеремия... сущему архиепископу северныя страны града Киева, кир Онисифору») и виленским православным жителям («Иеремия... всим православным хрестияном, страны северныя, наипаче же подвизающимся по благочестию, гражаном Вилни града») .

http://sedmitza.ru/lib/text/9975736/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010