Закрыть Мы русские. Но с нами ли Бог? 26.05.2015 2297 Время на чтение 11 минут 1. Горит, горит царей столица Вся история России показывает, что отступление от православных нравственных начал, охлаждение к вере, всегда приносило нашему народу неисчислимые бедствия. И наобо­рот - покаяние, молитва, обращение к Богу поднимало дух на­рода и помогаю преодолевать тяжелейшие испытания. Еще ле­тописцы Киевской Руси предсказывали гнев Божий за кня­жеские усобицы, падение нравственности и отступление от евангельских заповедей. Что и подтвердилось татарским на­шествием. «Господь силу от нас отъя, а недоумение и грозу, и страх, и трепет вложи в нас за грехи наша», - говорится в Лавретьевской и Новгородской летописях. В тех же летописях утверждается, что Бог смирил русскую землю нашествием безбожных иноплеменников. А со смирения началось и духовное возрождение, семена которого посеял в русские души преподобный Сергий Радонежский и его ученики. Деятельность игумена Всея Руси Сергия Радонежского способствовала объединению народа, укреплению веры в побе­ду, военным и политическим успехам. И все последующие события русской истории показы­вают, что за отступление от Православия грядет наказание, за обращение к Богу - прощение и помощь. Именно духовный упадок русских правителей и части народа в 17 веке привел к Смутному времени. Об этом свидетельствуют современники тех страшных событий. Так преподобный Галактион Вологодский предупреждал: «Православные, Господь Бог послал на нас гнев свой и воздвиг на нас языки польских и литовских людей за наши беззакония, вы же прибегните к покаянию и утвердите себя в воздержании и молитве». И взмолились о спасении нашего Отечества праведные православные христиане и вознес свой молитвенные воздыхания о русском народе святитель Гермоген. Тогда, как это было явлено святителю Арсению, архиепископу Элассонскому, заступничеством Богоматери «суд об Оте­честве нашем был переложен на милость». Однако в конце 18 века наше высшее общество вновь стало изменять православию. В России стало распространяться французское вольномыслие, масонские идеи. Особенно ими было заражено дворянство. Следуя западному либеральному мировоззрению, оно стало впадать в пороки, которые на Руси еще не знали. Свобода нравов привела это сословие к половой распущенности, вольномыслие к насмешкам над православной верой и критике в адрес Церкви. Среди придворных чиновников и офицерства распространились казнокрадство и самоуправство. Женщины, зараженные идеями равноправия, стали поддаваться чувствам похоти. И все это происходила под лозунгом подражания «просвещенной» Европе. Святитель Игнатий Брянчанинов с горечью и возмущением говорил: «И сюда проникло европейское просвещение с блудом своим».

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/26/...

Каждый, из русских, православный знает, кто такой был К. Д.М. Пожарский и почему он сделался знаменитым в отечественной нашей истории, т. е., что он был спасителем нашего отечества, – это всем и каждому известно. Но не многие знают о святителе Арсении, что и он с князем Пожарским участвовал в избавлении нашего отечества от ига иноверцев. Посему, не бесполезным считаем передать об этом известие во всеуслышание. Святитель Арсений был из Греков, Галасунского или Элассонского града 1 ; прибыл в Россию в первых годах 17-го столетия и жил в Москве. Теперь припомним, что наша св. православная церковь совершает празднество в честь Казанской чудотворной иконы Божией Матери октября 22 числа, по случаю избавления царствующего града Москвы от Литвы. Избавление это произошло так. обр.: в 1610 г. Москвой овладели Литовцы. Тогда русское воинство, на призыв бессмертных, – Минина и Пожарского, двинулось из разных мест к столице для освобождения ее от неприятелей и в общем собрании русских военачальников, положено было приступить к сему столь важному делу не прежде, как сперва помолясь Господу Богу и призвав на помощь Владычицу нашу Пресвятую Богородицу. При сем заповедан был всему воинству трехдневный пост 2 . В это время, как вне града Москвы молились и постились от чистого сердца и с сокрушенным духом, последовало дивное явление внутри самого города Арсению, задержанному Литовцами и находившемуся в самом бедственном положении; потому что неприятели лишили его всего имущества. К тому же, Святитель был крайне болен. Когда он истаивал от глада и тяжкой болезни, и был уже при последнем издыхании; среди полночной тишины вдруг келья его озарилась необыкновенным светом и он увидел пред собой Св. Сергия Радонежского. «Арсений!», – воззвал Преподобный к болящему, «се Господь Бог услыша молитву раб Своих и молитв ради Всенепорочной Матери своей, Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и великих чудотворцев Петра, Алексия и Ионы, с ними же и аз ходатай бых, заутра град сей предает Господь Бог в руце православным Христианам и врагов ваших низложит». Как-бы в подтверждение пророчества, болящему Святителю вдруг возвращается здравие и крепость сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

«Золотая кладовая» в Суздале вновь принимает гостей Владимирская область, 26 апреля 2006 года Большим событием в научной жизни Владимиро-Суздальского музея-заповедника стал состоявшийся 10-11 апреля " круглый стол " , посвященный святому Арсению Элассонскому, о чём сообщает портал «Музеи России» .   Среди его участников были известные ученые: историки и филологи, искусствоведы и антропологи. Темы докладов раскрывали разные стороны жизни святого Арсения, архиепископа Суздальского, а также вводили в научный оборот новые уникальные находки - детали облачения из гробницы святого Арсения. В их числе кресты византийской работы рубежа XIV-XV вв. и шитая пелена XVI столетия с изображениями местных святых. Теперь эти превосходные памятники заняли почетное место в " Золотой кладовой " , которая была специально выбрана для проведения заседаний " круглого стола " . Для " Золотой кладовой " это мероприятие стало своеобразной репетицией открытия, ведь до последних дней экспозиция была недоступна для посетителей. Известная музейная " сокровищница " , в которой собраны первоклассные памятники русского декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до начала XX века, более полугода была закрыта. В задачи музея входили ремонт помещения, замена электропроводки, установка новой современной сигнализации. Облик самой экспозиции также полностью обновился. Из всех предложенных музеем-заповедником был выбран проект, предложенный художником из Вологды Сергеем Михайловичем Иевлевым. Он включал разработку современных музейных витрин с индивидуальной подсветкой и цветовым решением каждого зала, наиболее отвечающим задачам современного показа экспонатов. Выполнение проекта также было поручено вологжанам. С вологодской фирмой " Информбюро " музей работает уже не первый год.  Но если раньше это были лишь небольшие фрагменты, новая " Золотая кладовая " - полностью оснащена и оборудована " Информбюро " . Для изготовления витрин применялись высококачественные материалы, безопасное для экспонатов освещение, было найдено удобное конструктивное решение - и экспозиция стала удобной в эксплуатации.

http://pravoslavie.ru/17155.html

Суздальский музей проводит круглый стол, посвященный святителю Арсению Элассонскому Владимир, 11 апреля 2006 г . Сегодня Владимиро-Суздальский музей-заповедник, совместно с музеем-заповедником «Московский Кремль» и Владимирской епархией, проводит круглый стол, посвященный выдающемуся церковному деятелю конца XVI – начала XVII веков Арсению Элассонскому. Ожидаются выступления археологов, реставраторов, антропологов, историков и искусствоведов. Впервые будут показаны спасенные реставраторами уникальные находки из захоронения святителя Арсения, а также реконструкция его внешнего облика, сделанная антропологами, сообщает Владимирская ГТРК. Специальная комиссия в августе 2005 года провела археологическое обследование и вскрытие захоронения Арсения Элассонского. Тогда были обнаружены кирпичная стенка и переложенный свод склепа, остатки деревянного гроба, хорошо сохранившиеся мощи святителя Арсения и фрагменты его облачения. В захоронении были обнаружены уникальные церковные предметы. Сегодня эти редкие экспонаты заняли достойное место в специально изготовленной витрине обновленной экспозиции «Золотая кладовая» в Суздале. Реставрация фелони из турецкой парчи и других облачений из захоронения святителя Арсения продолжается. Справка: Архиепископ Арсений Элассонский был очевидцем важнейших событий Смутного времени и рассказал о них в своих мемуарах. Родился архиепископ Арсений около 1550 г . в Фессалии (Греция) в семье священника. Молодым человеком принял монашеский постриг и вскоре был посвящен в иеродиаконы. В 1580-е годы стал архиепископом Элассоны и Димоника. Архиепископ Арсений был высокообразован, обладал незаурядным умом и литературными талантами. В 1586 г . архиепископ впервые прибыл в Москву в составе посольства, отправлявшегося из Греции в Россию. На обратном пути в Грецию, он остался во Львове, где два года преподавал греческий и церковнославянский языки в местной школе православного братства. Во второй раз архиепископ Арсений Элассонский приехал в Россию в 1588 г . с посольством константинопольского патриарха Иеремии II. Он участвовал во всех переговорах с московским правительством по поводу учреждения патриаршества в России, а затем в избрании и рукоположении первого русского патриарха Иова. На прощальном приеме греческих послов у царя Федора Ивановича он получил разрешение остаться в Москве.

http://pravoslavie.ru/16975.html

В Суздале открылась выставка, посвященная Арсению Элассонскому, архиепископу Суздальскому Суздаль, 27 октября 2005 г . 4 ноября Россия впервые будет отмечать День народного единства. Во Владимирской области главные торжества пройдут в Суздале. Здесь тесно сплелись судьбы двух подвижников русской земли – Дмитрия Пожарского и Арсения Элассонского. Знаковые фигуры XVII столетия, они и сегодня для нас являются примером патриотизма, указывают путь к христианским идеалам мужественного стояния за Истину, сообщается на сайте «Музеи России» . Начало 17 века в России – время Смуты. Отряды иноземных завоевателей разоряют Россию, Москва захвачена поляками. Решается судьбоносный вопрос – о свободе и национальной независимости русского государства. Для освобождения Москвы по призыву нижегородца Кузьмы Минина формируется народное ополчение, под руководством князя Дмитрия Пожарского. Осенью 1612 года после длительной осады столица была освобождена от польских завоевателей. Накануне решающего штурма ополченцы молились о даровании победы перед Казанской иконой Божией Матери. 22 октября (4 ноября) русские герои взяли Китай-город. Очевидцем важнейших событий Смутного времени, рассказавшим о них в своих мемуарах, был архиепископ Арсений Элассонский. Родился он около 1550 г . в Фессалии (Греция) в семье священника. Молодым человеком принял монашеский постриг и вскоре был посвящен в иеродиаконы. В 1580-е годы стал архиепископом Элассоны и Димоника. Современники отмечали в архиепископе Арсении внутреннее благородство, высокие нравственные качества. В своем окружении он выделялся умом и образованностью, литературными талантами. Поэтому не случайно его включили в состав посольства, отправлявшегося из Греции в Россию. Так, в 1586 г . Арсений Элассонский впервые оказался в Москве. На обратном пути в Грецию, он решил не возвращаться на родину и остался во Львове, где два года преподавал греческий и церковнославянский языки в местной школе православного братства. Во второй раз Арсений Элассонский приехал в Россию в 1588 г . с посольством константинопольского патриарха Иеремии II. Он участвовал во всех переговорах с московским правительством по поводу учреждения патриаршества в России, а затем в избрании и рукоположении первого русского патриарха Иова. На прощальном приеме греческих послов у царя Федора Ивановича он получил разрешение остаться в Москве.

http://pravoslavie.ru/14965.html

Во Владимире откроется выставка, посвященная князю Дмитрию Пожарскому и святителю Арсению Элассонскому Владимир, 30 октября 2006 г . В палатах Владимиро-Суздальского музея-заповедника в четверг откроется выставка " Два портрета на фоне Смуты " , посвященная жизни двух видных общественных деятелей России периода Смутного времени – князя Дмитрия Пожарского и архиепископа Арсения Элассонского, сообщает " Интерфакс-Религия " . Как сообщила пресс-секретарь музея-заповедника Ирина Кузнецова, это подарок музея-заповедника своим землякам к Дню народного единства. " Дмитрий Пожарский и Арсений Элассонский - знаковые фигуры Смутного времени. В фондах Владимиро-Суздальского музея-заповедника хранятся уникальные экспонаты, связанные с их именами. Некоторые из них представлены в музейных экспозициях в Суздале. Необычность новой выставки в том, что здесь впервые вместе собраны из разных экспозиций и фондов музея, из мастерских реставраторов раритеты, связанные с именами Дмитрия Пожарского и Арсения Элассонского " , - сказала собеседница агентства. На выставке будут представлены личные вещи, принадлежавшие князьям Пожарским: большое Евангелие с автографом Дмитрия Пожарского, расшитая золочеными дробницами, самоцветами и жемчугом архиерейская шапка - дар вдовы полководца Спасо-Евфимиевскому монастырю, Казанская икона Божией Матери в драгоценном окладе, фелонь, сшитая из бархатной шубы Пожарского Кроме того, посетители выставки смогут увидеть уникальные детали церковных облачений святителя Арсения: византийские кресты конца XIV - XV веков, ядрань " Христос во славе с небесными силами " и подвесную пелену " Богоматерь " Моление о народе " XVI века. На выставке представлен и скульптурный портрет святителя - научная реконструкция облика Арсения Элассонского, выполненная московским криминалистом Сергеем Никитиным. Перед открытием выставки ее посетителям будет продемонстрирован фильм о жизни Дмитрия Пожарского и Арсения Элассонского. 30 октября 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/19121.html

В Суздале открылось круглый стол, посвященный святителю Арсению Элассонскому 11 апреля 2006 г. 17:35 Заседание «круглого стола», которое открылось сегодня в Золотой кладовой Спасо-Евфимиева монастыря, посвящено выдающемуся церковному деятелю и святителю XVI-XVII веков Арсению Элассонскому. Встречу проводят Владимиро-Суздальский музей-заповедник, музей-заповедник «Московский Кремль» и Владимирская епархия . Как сообщил секретарь Владимирской епархии отец Иннокентий, «в августе 2005 года в Рождественском соборе Суздаля специальная комиссия священнослужителей, археологов, искусствоведов произвела вскрытие мощей святого Арсения Элассонского, грека по национальности, бывшего архиепископа Русской Православной Церкви, принимавшего участие в создании Московского Патриархата». Мощи святителя Арсения и фрагменты его облачений хорошо сохранились. Они были помещены в новую раку, сооруженную над местом захоронения. Частица мощей святого Арсения была передана Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II Греческой Православной Церкви. Директор Владимиро-Суздальского музея заповедника Алиса Аксенова рассказала, что известные антропологи страны Дмитрий Пежемский и Сергей Никитин провели комплексное исследование мощей, сделали научную реконструкция облика святого. В захоронении были обнаружены уникальные культовые предметы византийского и древнерусского происхождения. По словам Аксеновой, из небытия специалисты восстановили подвесную пелену с изображением Богоматери Боголюбской и стоящими перед ней преподобными суздальскими святыми, а также шитые золотом византийские кресты XIV века, детали омофора. Все уникальные экспонаты сегодня выставлены в специально изготовленной витрине Золотой кладовой. Предстоящим исследованиям и дальнейшему восстановлению обретенных святынь посвящены выступления искусствоведов, археологов, историков и священнослужителей, которые собрались за «круглым столом». Его работа продлится два дня. ИТАР-ТАСС /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/104445.htm...

23 ноября было установлено празднование в память перенесения иконы в Суздаль. Архиепископ Арсений умер в Суздале и был погребен в Богородице-Рождественском соборе кремля 29 апреля 1625 г . После смерти он стал местночтимым святым. Люди стали молиться перед его иконой. Сохранилось изображение архиепископа Арсения, написанное в XIX веке на холсте, висевшее над его гробницей. В 1668 г . при архиепископе Стефане были обретены нетленные мощи Арсения Элассонского. Много людей приходило помолиться к его гробу, надеясь на помощь и исцеление. В 1982 г . была совершена местная канонизация архиепископа Арсения Элассонского. 23 июня отмечается день памяти святителя в соборе Владимирских святых. 23 августа 2005 года в связи с обращением председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия мощи святого были извлечены из старого захоронения и помещены в новую раку. Расчистку погребения проводили представители епархии, главный археолог Московского Патриархата С.А. Белов, сотрудники Владимиро-Суздальского музея-заповедника – археологи, реставраторы, специалисты по древнерусской живописи и архитектуре. Для каждого из них захоронение представляло большой интерес. Были обнаружены фрагменты облачения святителя, культовые предметы византийского и русского лицевого шитья XV-XVII вв. с изображением Боголюбской Богоматери и Суздальских святых. Сейчас все предметы из захоронения Арсения Элассонского реставрируются специалистами из " Московского Кремля " и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, после чего они займут достойное место в экспозиции " Золотая кладовая " г. Суздаля. После возвращения реликвий из столицы во Владимире планируется провести круглый стол и конференцию, посвященную этим уникальным находкам в его захоронении. Думаем, она будет иметь широкий резонанс. А первый отзыв о коллекции ценностей уже дала ведущий художник-реставратор " Московского Кремля " Н.П. Синицына: " Высочайший уровень обретенных вещей, бесценные реликвии! "

http://pravoslavie.ru/14965.html

Вся дальнейшая жизнь Арсения связана с Россией. Чужеземец по происхождению и воспитанию, он сумел приобрести на своей второй родине прочное положение, заслужить уважение всех, с кем ему приходилось общаться. В конце 1596-начале 1597 гг. он становится архиепископом кремлевского Архангельского собора, активно участвует в русской церковной жизни. Архиепископ Арсений прославился своей благотворительностью. На свои средства он строит и украшает храмы, делает многочисленные вклады в русские и греческие монастыри. Живя в Московском Кремле, вблизи царского дворца, все годы Смуты он был свидетелем смены правительств, народных бунтов, бесчинств и грабежей иноземных завоевателей, видел пожары и смерть людей. Перенес тяжелейшие испытания: голод, лишения, болезнь. Во сне ему явился Сергий Радонежский и предсказал скорое избавление от бедствий. Явление преподобного чудесным образом исцелило Арсения. А вскоре исполнилось предсказание, и Москва была освобождена от поляков ополчением Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Во главе духовенства архиепископ Арсений встречал войска освободителей у Фроловских (Спасских) ворот Кремля с иконой Владимирской Божией Матери. В 1613 г . в освобожденной Москве состоялось избрание и венчание на царство Михаила Федоровича Романова. В торжествах участвовал и Арсений Элассонский. Это знаменательное событие, и все, что было пережито в годы Смуты, отражено в его очень искреннем, глубоко выстраданном литературном произведении – " Мемуарах из русской истории " . В конце этого сочинения имеется запись: " Арсений гораздо более чем Гомер, заставил муз прославлять подвиги россов. Скажем вернее: Гомер писал все по вдохновению муз, а у Арсения было вдохновение более высокое " . Последние годы жизни Арсения Элассонского связаны с Суздалем, где он занимал кафедру архиепископа. Став архиепископом суздальским в 1616, он продолжал жить в Москве и переехал в Суздаль только в 1619-1621 гг. Здесь он также пользовался всеобщим уважением и любовью. Не раз ходатайствовал перед царем и патриархом о выделении средств на возобновление церквей, разоренных во время Смуты, делал щедрые вклады в монастыри. Сохранилось рукописное евангелие с собственноручной надписью Арсения, пожертвованное им в Николо-Шартомский монастырь. Незадолго до своей смерти по повелению патриарха Филарета он участвует в расследовании о чудесах иконы Казанской Божией Матери, перенесенной из Николо-Шартомского монастыря в храм Воскресения Христова в Суздале. Молва о чудотворениях подтвердилась,

http://pravoslavie.ru/14965.html

Ему принадлежит и служба в честь Казанского образа, включая общеизвестный тропарь: «Заступнице усердная…» Он также засвидетельствовал и первые чудеса, свершившиеся во время торжества: по дороге прозрел Иосиф, бывший слепым уже три года, в самом соборе исцелился другой слепец Никита. Впоследствии также была замечена особая милость Богоматери через Свой Казанский образ к страждущим глазами. После того как архиепископ с воеводами отправили царю подробное описание обретения иконы с точным ее списком, тот велел строить на месте явления женский монастырь. Первыми постриженицами обители стали отроковица Матрона и ее мать. В 1595 г. митр. Ермогеном был отстроен новый Успенский собор и штат монахинь увеличен до 64 человек; чудотворный образ был обложен царскими дарами — золотом, драгоценными камнями и жемчугом. В 1798 г. новые украшения были возложены императрицей Екатериной, и ею же были отпущены 25 тыс. руб. на строительство новой соборной монастырской церкви, освященной в 1808 г. Почитаемые списки Казанской иконы Русской Церковью особо почитались и два чудотворных списка с Казанского образа Божией Матери, дважды сопутствовавших русскому воинству в борьбе против иноплеменников: Московский и Санкт-Петербургский. Первый список, после тайного воззвания Патриарха Ермогена взятый казанской дружиной в поход в 1611 г., был передан дружинам северных городов под руководством князя Дм. Пожарского, шедшим на освобождение столицы от поляков. После усердной молитвы русских воинов Богоматери перед Ее образом стало известно о видении прп. Сергия Радонежского греческому архиепископу Элассонскому Арсению, заточенному поляками в Кремле, объявившего ему о том, что заступничеством Царицы Небесной царствующий город освобождается от врагов. Получив такую духовную поддержку Богоматери, 22 октября (сегодня этому дню соответствует 4 ноября по гражданскому календарю) русские выбили поляков из Китай-города, и затем сами захватчики сдали Кремль. Духовенство вышло навстречу русскому воинству с Московскими святынями, а впереди освободителей шествовала Сама Взбранная Воевода в Своем Казанском образе.

http://pravmir.ru/kazanskaya-ikona-bozhi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010