Кассиан, затворник. Арсений, трудолюбивый. Евфимий, схимник. Тит, воин. Ахила, диакон. Паисий, преп. Меркурий, постник: в церкви преп. Феодосия игум. Печерск. Макарий, диакон. Пимен, постник. Леонтий, кононарх. Геронтий, кононарх. Захарий, постник. Силуан, схимник. Агафон, чудотворец. Игнатий, архимандрит. Отсюду недалече мироточивая глава неизвестного святого: преп. Логин вратарь и св. мироточивые главы тридесять, и едина голень. Память их 28 августа. Каждодневно выметай свою избу, да имей хороший веник. Станови утром и вечером самовар, да грей воду, подкладывая углей, ибо горячая вода очищает и тело и душу. Учись умной молитве сердечной, как учат святые отцы в Добротолюбии, ибо Иисусова молитва есть светильник стезям нашим и путеводная звезда к небу. Учись творить молитву чрез ноздряное дыхание с сомкнутыми устами. Это искусство есть бич противу плоти и плотских похотений. К обыкновенной Иисусовой молитве прибавляй: Богородицею помилуй нас. Не туши огня, который тебя не жжет. Льстец всегда найдет в сердце уголок. Человече, имей две печали: 1. где и как помру. 2. где душа покой найдет. Сказание о явлении Толгской иконы Божией Матери 8 августа 1314 года Много икон Богоматерь явила в нашем отечестве в разных местах, с ними всегда благодатная сила – верным в спасение, недругам в страх. Ими Заступница дух подымала всех изнывавших под гнетом скорбей, ими недуги телес исцеляла с верой, надеждой молившихся Ей. Счастлив тот город, он не беспризорный, где есть Владычицы лик чудотворный: точно стеной нерушимою он, Вышняго силой всегда огражден. Прохор, смиренный епископ Ростова, область обширную стада Христова, паствы духовной своей, объезжал. Сверху по Волге он путь совершал, в град Ярославль вожделея прибыть. Шесть только поприщ осталось проплыть. День вечерел. «К Ярославлю до ночи, нам не добраться днесь, други мои, здесь остановимся мы против рощи», – клиру епископ сказал и ладьи к правому брегу велел направлять. Берег высокий, довольно простору, тишь и безлюдье, жилья не видать.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Это было одно из лиц семинарской поры епископа, которое вспоминалось семинаристами его поколения «светлой мечтой и добрым словом». На памяти Петра Белоликова 1 апреля 1895 года ректор семинарии совершил в Сретенской церкви постриг выпускника семинарии, будущего епископа Кирилловского Варсонофия (Лебедева) 67 . Едва ли мальчики из Кирилловского духовного училища были зрителями монашеских пострижений, − отец наместник Кирилло-Белозерского монастыря их не жаловал. Возможно, что именно постриг монаха Варсонофия был для Петра первым впечатлением подобного рода, и именно он заставило сильно биться сердце, заронил желание когда-нибудь услышать над собой пение «Объятия Отча отверзти потщися ми» и слова «Почто пришли припадая дружине сей…» и «необувну и непокровенну» приблизиться к алтарю… Относительно новгородских семинаристов конца XIX века епископ Антоний (Храповицкий) заметил: «Ученики наши – лучший тип русского семинариста, трудолюбивые, честные, простые и религиозные». Наконец, последний штрих к набросанному полотну: семинарский хор в 30 человек был в городе лучшим после архиерейского. В Новгородской духовной семинарии, вообще, поощрялись занятия музыкой, был даже свой оркестр, а в вечернее время звуки музыкальных инструментов доносились из каждого класса. В начале 30-х годов XX века в Ташкенте к известному церковному иерарху митрополиту Арсению (Стадницкому) подошла молодая женщина. Она была родом из Алма-Аты и решила рассказать об архиерее, расстрелянном в 1918 году в её родном городе. Бывший новгородский ректор немедленно вспомнил, о ком идет речь. По его словам, епископ Пимен был воспитанником Иоанна Кронштадтского . Митрополит Арсений не мог что-то перепутать, поскольку настоятель кронштадтского Андреевского собора пользовался в дореволюционной России исключительной известностью и всероссийским почитанием. О каникулярных поездках в Кронштадт в дом протоиерея Иоанна Сергиева одного из воспитанников в семинарии знали все. В 1894 году двоюродный брат Петра Белоликова вступил в брак с его племянницей Анной Семёновной Малкиной 68 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Другой историк XIV века Никифор Григора дает точно такое же свидетельство. Говоря об избрании на Патриарший престол императором Андроником II Палеологом (около 1320 г.) Герасима, человека покрытого сединой, но простого и почти потерявшего от старости слух, который «даже ногтем не касался эллинской учености», он замечает, что тот, по своей скромности и простоте, был послушным оружием царя. «Цари, – продолжает он, – на такие высокие места и выбирают людей, чтобы те беспрекословно выполняли и подчинялись их приказаниям, как рабы». Император Иоанн VI Кантакузин (1347–1354), соправитель Андроника III Младшего , пошел на следующую хитрость при избрании в Патриархи священника своей домашней церкви Иоанна Калека , когда члены Синода не соглашались на его кандидатуру. Кантакузин уговорил их избрать Иоанна архиепископом, а потом он потребовал, чтобы избрали его и в Патриархи, так как он, как и все епископы, имеет право на занятие Патриаршей кафедры. Низложение Патриархов совершалось с соблюдением всех установленных законами формальностей, хотя бывали случаи, когда императоры обходились даже и без этого. Михаил VIII Палеолог, низложив благочестивого Патриарха Арсения, поставил на его место Германа. Когда последний оставил кафедру, поставил Иосифа. Затем, низвергнув его за противодействие унии, поставил Иоанна Векка. Но даже и этого удалил было с кафедры и возвратил только в угоду папским легатам. По поводу низложения Арсения и постановления Иосифа в Константинопольской Церкви образовался даже целый раскол, так называемый арсенианский, который прекратился только в 1312 году. Следует поэтому назвать Константинопольских Патриархов, которые по достоинству занимали Патриарший престол: Николай III Грамматик (1084–1111), известный своей любовью к просвещению и любимый народом; Михаил II Куркуас (1143–1146) – благочестивый и просвещенный Патриарх; Косьма II Аттик (1146–1147), отличившийся святой жизнью и благотворительностью; Михаил III Анхиал (1171–1178) – решительный противник унии, боровшийся против различных суеверий и за дисциплину духовенства; Арсений (1261–1264) – человек строгой и благочестивой жизни; Афанасий I (1289–1293) – строгий отшельник и ревностный исправитель нравов клира, обличения которого были направлены против императорского двора, Иоанн Глика (1315–1319) – просвещенный и трудолюбивый архипастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

л. 2. Иже в святых отца нашего Амфилохиа, епископа иконийскаго, слово о Велицем Василии и о чюдесех его. См. 748 л. 47. л. 31. Житие и жизнь иже в святых отца нашего Григориа Богослова , архиеп. Констянтинаграда. Списано Григорием, учеником его. Нач. Сзываеть убо нас, о мужие, Григорие Великый . л. 57. Св. Леонтиа епископа Аполя града кипрьскаго острова о останце житиа иже в святых отца нашего Иоанна Милостиваго, патриарха алекесандрьскаго. Нач. Мысль убо едина есть наша же, и иже прежде нас трудолюбивых и преподобных мужей. Разделено на 60 параграфов. л. 106. Мес. ноября в 23 день, житие иже в святых отца нашего Амфилохиа, епископа иконийскаго. См. 758 л. 410. л. 109 об. Мес. ноября в 6 день, житие и мучение св. отца нашего Павла исповедника. Списано Иоанном Златоустом , архиеп. Констянтиняграда. Нач. Иже убо хотящеи кого внешних в сем житии славно похвалити и удивити. л. 117 об. Мес. ноемвриа 11, житие и подвизи препод. отца нашего и исповедника Феодора игумена студийскаго. Нач. Всемь убо сладок и всемь любезен великий отець наш и исповедник Феодор. л. 168. Слово вспоминателно о святем апостоле Фоме. Списано убо блаженым Симеоном Метафрастом . Нач. Древле убо на земли житие свршающе Апостоли п поднебесную обтекающе, нечестием порабощенным свобожение проповедаше. Между заглавием и текстом было написано киноварью, но замарано: Преведеся из греческия книги Максимом греком иноком святогорьским. л. 174. Житие иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаг о, патриарха Констянтинаграда, великаго светилника и учителя вселенныя. Списано Георгием, архиеп. александрским. См. 759 л. 84. л. 297 об. Златоустово послание к Кирияку епископу, иже и тому изгнану сущу, потом два послания к Алимпияде диаконисе. л. 306 об. Мес. генуариа 27, Козмы Веститора о пренесении мощемь иже во святых отца нашего Иоанна, архиеп. Констянтиняграда, Златоустаго. См. 781 л. 378. л. 315 об. Мес. генуариа в 30 день, сбор свершаем св. Отець наших трею святителей: Василиа Великаго , Григориа Богослова , Иоанна Златоустаг о. Списано Никифоромь Калистом. Нач. Во днех царства благочестиваго и христолюбиваго царя Алексиа Комнина. См. 745 л. 178.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

P.S. Хотел было я просить об особенном внимании Вашего Высокопреосвященства к Ржевскому священнику Илье Розову 2728 , – весьма дельному, трудолюбивому и чест- —72— 1886 г. ному, не любящему лжи, приседающей при сердце Ржевского о. благочинного. Из всех священников, с которыми мне по моим делам в России приходится вести переписку, – дельнее, основательнее, красноречивее его я еще не встречал в письмах». Из Константинополя от 12­ числа писал Настоятель Посольской церкви, архимандрит Арсений: «Пишу Вам уже не из Царь­-града, а из Буюкдере, – летней резиденции русского Посольства, в 20-ти верстах от Константинополя, на берегу Босфора. – Сообщение с городом на пароходе каждый час. Местность прелестная. Обширнейший, тенистый сад и парк по склону возвышенности со многими террасами и аллеями, отеняемыми исполинскими кедрами, платанами, каштанами, кипарисами, липами и др. На третьей террасе моя старческая келлия, преудобная, с хорошенькою церковью, в которую ход из моего помещения коридором несколько шагов; здесь же внизу помещаются и прочие члены причта с певцами. Живу буквально среди роскошной зелени и цветов и, по милости Божией, чувствую себя совершенно хорошо; поэтому пользуясь свободным временем, считаю долгом поблагодарить Ваше Высокопреосвященство за ваше отеческое ко мне писание и сообщить Вам несколько здешних моих наблюдений. Непохвальные действия здешней патриархии, особенно выразившаяся в деле бракоразвода кн. Горчакова, о чем Вы упомянули в своем письме, составляли в Константинополе предмет самый интересный для всех здешних газет, даже турецких; но замечательно: все газеты, за исключением, разумеется, греческих, осуждали патриарха. Любопытно суемудрое мудрование здешних синодалов, утверждающих законность беззаконного действия патриархии на 28 пр. Халкидонского собора; действительное-­то основание этого действия всем известно, даже до точного определения тысяч. Впрочем, это не единственный пример; здесь были подобные случаи и прежде, только они не касались России. Действия здешней патриархии вызвали вмешательство нашего посольства, которое, впрочем, узнало об этом деле в то время, когда уже было решено, – так секретно умели вести его. – Но забавное оправдание

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тогда вселенским патриархом был кир Тимофей, а султаном Осман. В 1626 году, когда игуменствовал Иеромонах Иеремия цареградец, Ивериты, нашли другую воду, что выше кельи Галактионовой, и соединили её с прежнею водою, что от кельи сорока мучеников. После этого соединения в Ивере оказалось большое обилие вод». (Архив). Занимательны все эти подробности Афоноведения. А гораздо занимательнее и нужнее те прибытки знания, кои получил я в библиотеке и архиве Ивера. Библиотека помещена над западными притворами соборного храма, а приведена в порядок, назад тому сто лет, Артским митрополитом Неофитом. Но пусть об этом говорит Барский. «Библиотеку во время странствования моего (1744 г.) обнови, умножи и благочинно расположи своим коштом и прилежанием блаженной памяти Кир Неофит Мавромат, бывший митрополит града Арты, иже бяше человек довольно учен в эллинском диалекте, и оставивши свой престол безмолвствоваше тридесять лет в святой горе на различных местех, наибольшее же время в монастыре Иверском, иже всю оную книгохранительницу пересея своим трудолюбивым чтением, и рече мне еще жив сущи, яко тамо обретаются многия изрядныя книги эллинския, латинския, греколатинския, философския, богословския, историческия и отеческия, рукописныя же и печатныя, на кожах же и хартиях (т. е. на пергамине и на бумаге), яже и аз многажды видех, и рече мне, яко между теми бяху некия книги неудобьобретаемыя и в мир неявльшияся, от них же едину паче всех превозвышаше зело толсту рукописану, имянуемую Куварас, си есть сборник, в ней же, рече, собраны быша вещи различныя, богословския, философския, отеческия, нравоучительныя, историческия, и всякое вопрошение и ответ, елико кто может желати, ея же времени и благополучия не имех взыскати, понеже слышах о сем при отъезде. Бяху же тамо книг, мню, яко три тысящи и больше». Все эти книги я видел, но не имел времени пересеять их чтением, и рассмотрел немногие из них и особенно два претолстые, рукописные Кувараса (они же и Панфектами называются). Сообщаю здесь понятие об этих рукописях и свои выписки из них, конечно, не все и не вполне, решившись поместить их в других сочинениях моих. Большой Куварас, или Панфект на лощёной турецкой бумаге в 500 листов обыкновенных написан весьма мелким почерком в первые годы семнадцатого века. В начале его помещены рисунки, крест а и одной виньетки с узорами во вкусе турецком. Эту рукопись видел известный у нас Арсений Суханов и на поле её внизу крупно подписал своё имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Он – мой преданный духовный сын, постоянно болеющий душой за мое здоровье и благополучие. Скончался он в Москве от склероза в 1936 году. Наконец, брат Николай Иванович , преподаватель математики – серьезный человек, ныне священник. В дни юности очень порядочно играл на рояле, чем в каникулярное время всех весьма утешал. Спасибо ему за отца, любителя пения и музыки, с увлечением, бывало, слушавшего классические вещи из «Трубадура» и т.п., и при этом нравственно отдыхавшего. Иногда у нас составлялся даже целый квартет, и тогда родитель приходил в духовный восторг. Итак, по милости Божией, все мои братья вышли трезвыми, трудолюбивыми, а, главное, глубоко верующими людьми. Умершим да будет вечная память! В связи со смертью родителей находится мое участие в устроении женской общины «Гефсимания», близ города Зарайска, Рязанской губернии. Я всегда видел большую необходимость в насаждении женских монастырей, где труд насельниц соединяется с молитвой 55 . Ко мне обратился монах из часовни Гефсиманского скита 56 с предложением помочь двум монахиням устроить общину около г. Зарайска, на что требовалось разрешение епархиального архиерея. Я принял на себя заботы, и, получив разрешение Владыки, заложил первый камень обительского храма и общежития, затем туда направилось более 20-ти человек моих духовных чад. Я сам стал руководить жизнью вновь возникшей общины, получившей название «Гефсимания». Все доставшиеся мне от отца средства принес туда в дар. Первоначальное мое намерение было таково: соединить устроение означенной обители с молитвенной памятью об умерших моих родителях, а так как первое благословение насельницам ее исходило от святителя Алексия, то хотелось, чтобы они находились под покровом сего угодника. При открытии я говорил сестрам следующее, чтобы эти мои первые слова остались навсегда для них завещанием: «Полюбите всей душой Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа, Его Пречистую Матерь и святителя Христова Алексия, ради которых вы оставили мир и пришли сюда. Тогда жизнь ваша в обители исполнится радости и утешения, тогда всемерно будете стараться о точном исполнении церковного устава, тогда безропотно понесете молитвенные подвиги, труды и всякое послушание, тогда, наконец, не ослабнете и в борьбе с врагом нашего спасения, искушениями и разными напастями.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Воспрянем духом и начнем добрую христианскую жизнь. Для этого нужно, с одной стороны, наше собственное усилие, старание, а с другой – благодатная помощь. Наше старание должно проявляться в воздержании, в трудолюбивой жизни, во внимании к своему сердцу, а благодатная помощь всегда нам готова. Она подается нам в молитве и св. таинствах и особенно в исповеди и св. Причащении. Частая исповедь и св. Причащение – это могучие и самые главные двигатели в нашей духовной жизни,– только нужно правильно пользоваться сими таинствами. Например, исповедь для своей действенности требует, чтобы с сокрушением, с чистым раскаянием, без всякой утайки исповедывать свои грехи, с непоколебимым намерением впредь не повторять их. А чтобы св. Причастие было для нас спасительно, нужно приступать к св. Чаше с верою и любовию ко Господу, ища божественной помощи в нашей несовершенной, греховной жизни. Мы немощны, мы слабы, мы боримы страстями, мы больны, мы скорбны, мы несчастны: куда же нам идти за помощью, к кому припасть, как не к Господу, Спасителю нашему, и как не стремиться к соединению с Ним во святом Причащении? Когда Господь жил на земле, за Ним следовали страждущие и обремененные и получали успокоение. Но – о, милость Божия! – и после Своего вознесения Господь всегда с нами в Святых Своих Дарах Тела и Крови. Говорят, однако: чтобы часто причащаться, нужно и жить хорошо. А разве христианам разрешено жить и не свято? Ведь вся задача наша в том и заключается, чтобы стремиться к жизни святой и богоугодной. Другие говорят: трудно часто исповедываться и причащаться в виду того, что это вышло из обыкновения, и редко где принимают на исповедь в обычное, непостовое время. На это нужно сказать: «ищите и обрящете». Лишь бы было доброе, искреннее желание, а найти по духу пастыря, духовника всегда Господь поможет. Есть и такие, которые не рекомендуют часто причащаться, дабы не привыкнуть и не охладеть к сему таинству. Духовное руководство везде и всегда нужно. Но разве заповедано нам добра бежать из боязни его не достигнуть? Вот закон: твоя цель – добро и всеми силами души ищи его. Так и относительно святого Причащения. Это неоцененное и необходимое благо для христианина. А если оно таково, то и напрягай всегда все усилия к достижению его и не отклоняйся от него. Возревнуем же о доброй христианской жизни и св. Причащении. Жизнь наша часто не дает нам утешения; она тяжела и скорбна; взыщем же духовного утешения в Господе нашем Иисусе Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

облачен в рясу, мантию, схиму (куколь на плечах), правой рукой благословляет, в левой - закрытый свиток. Те же особенности изображения Л. характерны и для гравюр и литографий Собора Киево-Печерских святых. Д. А. Ровинский приводит 15 гравюр этой композиции (самую раннюю датирует кон. XVII в.), среди них - листы московского гравера сер. XVIII в. Мартына Нехорошевского, почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского (с монограммой «I. g.»), гравюра 1771/74 г. работы Иоанна Кончаковского и ее копия 1821 г. работы Герасима Проценко ( Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 621-633. 1505-1520; Т. 4. С. 761-763. 1505а, 1507, 1509-1511). Извод, в к-ром сохраняется ракурс фигуры святого, смотрящего за плечо, встречается реже (напр., на киевской гравюре В. Белецкого, 1751; 1756 - РГБ), чем изображение Л., обращенного к центру композиции (на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ), на тонолитографии 1893 г. и хромолитографии 1894 г. мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ, РГБ)). За редким исключением (напр., гравюра 1-й четв. XIX в., РГБ; см.: Киево-Печерский патерик. 2006. С. 63), голова святого не покрыта. На хромолитографии 1903 г. московской мастерской И. Д. Сытина (ц. вмц. Варвары в Казани) прямоличный образ Л. представлен в центре правой группы святых. Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 156; Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: Кат./Сост.: Л. И. Алёхина и др. М., 2006. С. 33, 48, 53, 64. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (XIII в.), в Дальних пещерах почивающий, странник, прп. (пам. 4 окт., 28 авг..- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 3 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ (кон.

http://pravenc.ru/text/2110691.html

    Схимонах Лаврентий (1881), монах Игнатий трудолюбивый (1883).    3 сентября ст. ст./16 сентября нов. ст.     Монах Кирилл юродивый (1891).    11 сентября ст. ст./24 сентября нов. ст.     Монах Иосиф (1960).    17 сентября ст. ст./30 сентября нов. ст.     Архимандрит ИННОКЕНТИЙ, настоятель Глинской пустыни в 1862—1888 гг. (1888)    18 сентября ст. ст./1 октября нов. ст.     Иеросхимонах Гавриил (1956).    27 сентября ст. ст./10 октября нов. ст.     Схимонах Архипп (1896).    28 сентября ст. ст./11 октября нов. ст.     Иеросхимонах Иоанн (1957).    1 октября ст. ст./14 октября нов. ст.     Схимонах Иоанн (1890).    5 октября ст. ст./18 октября нов. ст.     Схиархимандрит СЕРАФИМ, настоятель Глинской пустыни в 1943—1958 гг. (1958).    6 октября ст. ст./19 октября нов. ст.     Игумен Серафим (1956).    11 октября ст. ст./24 октября нов. ст.     Архимандрит Аполлинарий (1864) и схимонах Никита (1960).    12 октября ст. ст./25 октября нов. ст.     Иеромонах Арсений (1859) и монах Иоанн терпеливый (1891).    20 октября ст. ст./2 ноября нов. ст.     Иеромонах Феодосий (1850).    22 октября ст. ст./4 ноября нов. ст.     Послушник Андрей смиренный (1898).    5 ноября ст. ст./18 ноября нов. ст.     Монах Досифей благоговейный (1874).    9 ноября ст. ст./22 ноября нов. ст.     Иеросхимонах Иона (1960).    30 ноября ст. ст./13 декабря нов. ст.     Иеросхимонах Анатолий благоговейный (1860).    1 декабря ст. ст./14 декабря нов. ст.     Иеросхимонах Иларион (1957).    13декабря ст. ст./26 декабря нов. ст.     Схимонах Пантелеймон (1895).    19 декабря ст. ст./1 января нов. ст.     Схиархимандрит Серафим (1976).    26 декабря ст. ст./8 января нов. ст.     Схимонах Симон (1958). ПРИМЕЧАНИЯ ИЗДАТЕЛЕЙ     1.Принятые сокращения.    АГР — архив Глуховского райисполкома.    АУПЦ — архив уполномоченного по делам Православной церкви.    АСЕУ — архив Сумского епархиального управления.    АШР — архив Шалыгинского райисполкома.    ГАБО — Государственный архив Брянской области.    ГАКО — Государственный архив Костромской области.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010