А сколько имеем мы различных нужд, в которых мы прибегаем с молитвой ко Господу! То болезни телесные, то скорби душевные, то засухи и голод, то другие какие-либо горя и бедствия, то грехи и беззакония – все это весьма часто сильно и больно тяготит и подавляет нашу душу. А где скорее мы можем найти успокоение, облегчение и утешение в постигающих нас бедах, скорбях и напастях, как, опять, не здесь – в храме Божием, куда Сам Бог призывает всех скорбящих и угнетенных, всех труждающихся и обремененных, чтобы их утешить и упокоить. И вот, христиане, храм-то ваш, где живет Сам Бог и где вы молитесь Ему, находится у вас в таком жалком и мной еще нигде невиданном запустении. То, что должно быть на земле для вас всего выше, лучше и дороже, о том вы почти совсем не заботитесь, а это, друзья мои, великий, тяжкий грех. Дома свои поправляете, а о поправке дома Божия и не помышляете – это, повторяю, очень худо. Впрочем, ваш батюшка о. Сергий мне сказал, что вы недавно составили мирской приговор о сборе денег на поновление храма. Это утешительно и за это вас хвалю, а благодарить буду тогда, когда, как следует, будет отремонтирован и поновлен ваш храм. Слышите, православные, что я вам говорю? Благословляю вас скорее взяться за дело. Слышал я, что вы трудолюбивы и трезвы, в питейный не ходите и водки не пьете – дело это самое лучшее, самое похвальное; но нельзя похвалить вас за то, что вы не бросаете еще прежних ваших обычаев, что вы не покидаете еще своих киреметей, и будто ходите еще в дубовые рощи и приносите там кровавые жертвы. Грешно, худо, позорно и богопротивно, православные, так делать. Оставлять единого истинного Бога, Бога благодеющего, милующего, спасающего, всегда и во всем нам помогающего и безмерно нас любящего, и менять св. храм Его на какую то рощу и идти в нее колоть там жертву какому-то злому киремети, не имеющему над человеком решительно никакой власти, да и вовсе не существующему, – это уже хуже, несноснее и нестерпимее всякого греха, какой только за человеком может водиться. Бог ни за что так больно не наказывает и не карает, как за моление вместо Него кому и чему-нибудь другому, вроде киремети. Так будьте благоразумны, православные, оставьте свои злые языческие обычаи, не ходите в рощи к киремети. а по звону колокола всегда спешите в храм Божий и в нем усердно молитесь Господу, Который один только силен избавить нас от всех житейских бед, напастей и злоключений. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

LVI Речь при прощании с воспитанницами С.– Петербургского Исидоровского Епархиального женского училища 78 Несколько слов о заботах об этом училище и – благожелание Прощайте, дорогие дети! Благодарю вас за те добрые качества, которые вы всегда являли в вашей училищной жизни, в ваших занятиях и в вашем поведении. Особенно благодарю вас за то духовное утешение, которое вы доставляли мне всегда, когда я приходил к вам и был вместе с вами: вашей лаской, расположением и любовью ко мне. Скажу вам откровенно, что среди своих многочисленных трудов, забот и беспокойств я приходил к вам, чтобы отдохнуть среди вас и успокоиться душой и телом. И любил я вас, дорогие мои! Вся моя забота была о том, чтобы сделать для вас что-нибудь получше: да и не для вас только, но и для всех бедных дочерей духовенства Петербургской епархии. С какой любовью лелеял я мысль о постройке отдельного от дома призрения, самостоятельного, обширного и удобного, во всех отношениях, епархиального женского училища, дабы дать возможность большему числу дочерей духовенства получать образование в таком училище. Я не останавливался перед теми препятствиями, которые встречал на пути к достижению намеченной цели. И вот, благодарение Богу, вы уже провожаете меня молитвой из нового вашего училищного храма и прощаетесь со мной в обширном зале нового училища. Не судил мне Господь пожить с вами в новом училище: но я буду издали утешаться мыслью, что Бог благословил мои труды успехом, что вы и ваши преемницы будут жить и получать образование в новом, благоустроенном училище. От всей души желаю вам и в училище, и по выходе из него – счастливой, мирной и безмятежной жизни. Да будет над вами благословение Божие. А вы старайтесь заслужить его своей доброй и трудолюбивой жизнью, будьте евангельскими детьми, которых Спаситель поставил в пример взрослым, и украшайтесь в продолжение всей вашей жизни теми свойствами, которыми отличались евангельские дети и которые привлекали на них благословение Божье. Эти свойства: невинность, кротость, послушание и незлобие. Будьте вы таковыми: тогда будут любить вас люди и Бог вас не оставит Своей милостью. С любовью и вас оставляю, и с любовью благословляю вас; Господь с вами! Молясь здесь о ваших присных, вспомните иногда и меня в ваших детских молитвах. Прощайте, дорогие дети! Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 1 : 1873-1887 гг. - 1908. - 254, VI с., 1 л. портр. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

После завоевания Палестины римлянами самаряне появились и на западе, во многих городах римской империи и позже в Византии 805 . Из древних житий св. Кирилла и Мефодия мы, напр., узнаем, что самаряне были в Херсонесе Таврическом 806 . На западе, также как и на востоке, самаряне, по-видимому, составляли иногда более или менее многочисленные общины и имели свои синагоги. Такая синагога была в самом Риме. Об этой синагоге известно, что в один из смутных периодов она была отнята у самарян христианами; самаряне, значительное время спустя после захвата, обратились было с жалобой к королю Теодориху (493–526); но своих прав на синагогу они доказать не могли, и потому заявление их было признано ложным 807 . Из императорских законов, приведенных нами выше, и из некоторых фактов можно видеть, что в римской и византийской империи самаряне занимались адвокатурой, были педагогами, служили на военной службе, достигали иногда высоких государственных должностей и играли большую роль даже при дворе. Напр., самарянин Фавстин был при Юстиниане правителем Палестины, а Арсений, как мы уже упоминали, достиг должности сенатора, которую, впрочем, потерял за свои интриги в пользу соотечественников 808 . О некоторых самарянах известно, что они стяжали славу на поприще занятия науками. Таков был, напр., ученик Прокла Марин (конца V в.), который в течение сорока лет начальствовал над школами в Афинах и пользовался большою славой, как трудолюбивый ученый и знаток Аристотеля 809 . Можно думать, что и в области военного искусства самарийские эмигранты имели видных представителей. Юинболль предполагает, что предводители самарян во время восстания при Зеноне и Юстиниане Юстус (Юстаса) и Юлиан, объявившие себя самарянскими царями, навык к военному делу приобрели на службе в императорских войсках и получили свои римские имена за военные отличия 810 . Но преимущественно в городах римской и византийской империи самаряне, – особенно после преграждения им доступа к государственным должностям, – играли роль банкиров и маклеров. Уже у И. Флавия упоминается римский банкир самарянин Фаллуса, вольноотпущенник Тиверия, оказавший денежную помощь Агриппе I-мy во время домогательства им Иудейского престола 811 . Позднее занятие денежными операциями настолько сделалось самарянским, что в Византии банкиры и маклеры были известны под общим именем самарян 812 . Благодаря этому, самаряне, конечно, имели возможность приобретать большие богатства, но за то и имя самарянина употреблялось иногда в качестве презрительного и оскорбительного наименования 813 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Скачать epub pdf Слово в неделю двадцать первую по Пятьдесятнице И зыде сеяй сеяти семене своего ( Лук. 8:5 ). Небесный Учитель Иисус Христос в ныне чтенной евангельской притче уподобил Себя рачительному земледельцу, нещадящему трудов своих для предуготовления обильной жатвы: изыде, говорит Он, сеяй сеяти семене своего. И с кем другим небесный Сеятель слова Божия мог лучше сравнить Себя, как не с трудолюбивым земледельцем? Будучи Богом, Он, по безпредельной любви своей к роду человеческому, принимает на Себя обязанность истинного проповедника Божественного учения, ходит по городам и селам, и оглашает оные благовестием слова Божия, показывает грешникам путь ко спасению, убеждает и праведников не совращаться с пути благочестия, возвещая им, что их благия дела, соединенные с правою верою, не будут забвенны у Бога, но уготовят им блаженство вечное. И ныне, слушатели христиане, семя небесного Сеятеля не престает сеяться на нивах сердец наших; и ныне проповедуется Божественное учение устами пастырей Церкви, или лучше сказать, сам небесный Учитель во гласе своего Евангелия, устами церковного глашатая, оглашает оным слух каждого из нас, приходящего во храм. Но, как всякое семя, так и семя слова Божия, возрастает и возращает плоды обильные только на ниве удобренной и хорошо подготовленной. Каким же образом и чем должны мы удобрять и приуготовлять нивы сердец наших для приятия слова присноживотного? О сем в настоящем слове размыслим. Дабы семя Божественного учения произращало обильные плоды в сердце человека, для сего необходимо иметь чистое сердце: только человек с чистым сердцем может принимать слово Божие с полною внимательностию и произращать: ибо человек таких только качеств во время слушания слова Божия нимало не рассеевается мыслями, все свое внимание устремляет на предмет, спасительный для души его, бывает чужд житейских попечений, не позволяет чувствам своим блуждать по распутиям мира и развлекаться его прелестями. И если исконный враг человечества и к нему приступает с своими кознями и хитростями и старается нарушить его душевное спокойствие, представляя к тому предлоги благовидные, то он или мало или совсем не успевает расстроит его: ибо сердце, устремленное к Богу и погруженное в смысл Божественного учения, не только не трогается посторонними предметами, но и не примечает их. Таким образом человек, находясь в сем состоянии, слушает слово Божие охотно, и приемлет оное с живым и твердым сознанием, стараясь тщательно каждую мысль и каждое речение его насадить и углубить в свое сердце, а потом возращая и напаяя оное ежедневным размышлением и соответственною деятельностию.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Всех же он учил жить по воле Божьей, – быть назидательными и трудолюбивыми. Вот пришли однажды к пр. Макарию два знатных молодых чужестранца. Они подошли к келье преподобного, и, не зная его, спрашивали у него: «где келья аввы Макария?» Когда пр. Макарий заявил им, что они видят пред собою того, кого ищут, пришельцы поклонились ему до земли и убедительно просили Макария поселить их близ себя. Молодость, заметная нега и знатность юношей заставила старца отнестись к ним с осторожностью. Макарий стал указывать пришельцам на трудности иноческого жития. На это старший заметил: «если мы не можем здесь жить, то пойдем в другое место». Тогда наш отец стал так рассуждать сам с собой: «зачем я отстраняю их? Как бы они через это не впали в соблазн. Труд монашеской жизни будет лучшим пробным камнем для них. Они сами уйдут, если жизнь в пустыне окажется им не по силам». После этого пр. Макарий, снабдив их сакирой, корзиной с хлебом и солью, велел им идти в гору и долбить себе там пещеру. «Я думал, говорить Макарий, что они не снесут этого труда». Но юноши не смутились от предложенной работы; они даже спрашивали, что им потом в пещере делать? Наш отец указал им на обычное занятие монахов того места – плетение корзин и сам дал им при этом урок рукоделия. Таинственные юноши ушли в гору, вырыли пещеру и оставались там безвыходно три года. Они не являлись даже к своему авве, а только время от времени показывались в молчании в церкви, куда приходили для принятия Св. Тайн. Такое поведение пришельцев заинтересовало пр. Макария и вот он, помолившись Богу, отправился к ним. На стук его в дверь юноши отворили и молча приветствовали вошедшего авву. Сотворив обычную молитву, старец присел. Между тем старший юноша дал знак младшему выйти из пещеры, а сам, храня молчание, принялся за рукоделие. В девятом часу явился младший юноша, приготовил похлебку, и по знаку старшего поставил ее на стол, положил сюда и три хлеба. Юноши ожидали благословения трапезы от Макария. Макарий благословил и началась трапеза.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Монах. – По внешнему рассуждению и стихийной философии может представляться это и так, но духовный разум, осененный светом религии и образованный опытами внутренней жизни, проникает глубже, созерцает светлее и таинственно открывает совсем противоположное представленным Вами умозаключениям. Чтобы скорее и яснее понять это, объясним примером и поверим истину сию Словом Божиим! Например, к одному учителю ходил ученик брать уроки просвещения. Слабые способности, а не менее и леность и рассеянность, свойственные летам, препятствовали ученику в успехе учения и поставляли его в разряд ленивых и безуспешных. Опечаленный сим, не знал, что делать, как бороться с недостатками своими! Некогда встретясь с другим учеником, товарищем по классу, более его способным, прилежным и успешным, объявил ему свое горе. Сей, принявши в нем участие, пригласил его заниматься вместе. «Будем учиться вместе, – сказал он, – нам будет охотнее и веселее, а потому и успешнее». И так они стали учиться совокупно, передавая один другому, кто что понял – предмет учения был один и тот же. И что ж последовало чрез несколько дней? Нерадивый сделался прилежным, ощутил вкус в учении, небрежение его сменилось усердием и понятливостию, что и сделало благодетельное влияние даже и на самый характер его и нравственность. А понятливый его товарищ сделался еще быстрее, еще способнее и трудолюбивее. Они в воздействии одного на другого приобрели общую пользу... Да это и весьма естественно, ибо человек раждается в обществе людей, развивает разумичные понятия чрез человеков, обычаи жизни, настроение чувств, стремление желаний; словом, всё он приемлет по образцу себе подобного. А потому как жизнь людей состоит в теснейшем соотношении и могущественном влиянии одного на другого, то кто между какими людьми живет, таковым и навыкает обычаям, действиям и нравам. Следовательно, хладный может возгреваться, тупой – остреть, ленивый – возбуждаться к деятельности живым участием подобного себе человека. Пример сему весьма ясно выражается в магнитном влиянии и рапорте 602 : здесь видимые опыты доказывают, как удобно может разверзаться, вовлекаться и, в особенности, действовать душа, возбуждаемая участием и желанием души другого!

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

Подходим к маленькому домику за деревянным забором. Нас встречает внучка новомученика Валентина. К сожалению, Зоя Александровна уже не встает с постели. Входим в скромное жилище: все очень просто устроено, из «ценностей» только иконки и старые семейные фотоснимки. На кровати сидит старенькая седоволосая женщина, пытается разглядеть своих гостей. Здороваемся с ней, дарим цветы, подарки, с трудом сдерживаем волнение, ведь перед нами – живая история. Начинается наше общение с Зоей Александровной, и сразу на душе становится тепло и празднично. Несмотря на свой преклонный возраст, она сохранила ясный ум и хорошую память. Как говорит сама Зоя Александровна, все это благодаря молитве – кто молится, тому Господь и ум, и память продлевает. Много рассказывает о своем отце: какой он был в семье, как любили его родные и прихожане. Был всесторонне развитым, трудолюбивым. И иностранные языки знал, и в медицине разбирался, и гвоздь забить, и корову сдоить мог, если нужно было. Не гнушался никакой работы в последнее перед арестом время, чтобы прокормить семью. Таким он и запомнился дочери, такой его образ она и хранила в своей памяти всю свою нелегкую жизнь, все время ощущая его незримую поддержку и заступничество. После ареста в семье у о. Александра остались сын Нил, дочь Зоя и приёмный ребёнок Арсений. Тяжело даже представить себе, что пришлось испытать матушке и детям. По рассказам Зои Александровны, от голодной смерти их спасла… швейная машинка «Зингер», которая и сейчас, как реликвия, хранится у неё в доме. Беру в руки пожелтевшие от времени фотографии. Вот она – святость. На меня с фото смотрит подвижник. На руках он держит маленькую дочь, которая прошла сложный жизненный путь дочери «врага народа». Взгляд сосредоточенный, полный спокойствия и душевной чистоты. Внимательно вслушиваюсь в слова интеллигентной, умудренной временем женщины, которая излучает невидимый свет и теплоту своего внутреннего мира. В голове продолжает кружиться один вопрос: «Как оно быть – дочерью святого?» Зоя Александровна, будто читая мою мысль, говорит мне: «Не думайте, что мы уж такие святые. Бывало, что и ссорились с братом, и шутили друг над другом, и много чего в жизни было, но всегда любовь побеждала все жизненные неурядицы». С трепетом в душе хранит она детские воспоминания о Прощёном воскресении.

http://pravmir.ru/v-gostyax-u-docheri-sv...

Любовь его одинаково всех обнимала. Несмотря на то, что друг его наложил на брата тяжелые узы, он, по разумном рассуждении, руководимый любовию, снимает их. И когда вслед за этим узнает, что результатом его поступка был сильный аскетический подвиг Макария Александрийского , он спешит и к этому, и умоляет его снять с себя бичевание. Благорасположение, приветливость – наш отец проявлял по отношению к каждому. Он всякого встречал и провожал кротко, ласково. Это невольно привлекало к нему сердца людей и даже язычников. Однажды наш отец шел из Скита в гору Нитрийскую. Дорогою он послал своего ученика идти впереди. Этот повстречался с языческим жрецом. Вместо того чтобы или пройти спокойно, или же оказать приветствие встретившемуся, ученик стал так кричать на язычника: «Эй, эй, демон, куда идешь?» Жрец оскорбился, схватил дерево, которое нес – и сильно побил Макариева ученика. Вслед за этим тот же язычник попался навстречу нашему Старцу. «Будь здоров, будь здоров, человек трудолюбивый!» – так приветствовал его Макарий. Немало подивился такому ласковому привету жрец. «Что ты нашел во мне доброго, что так приветствуешь меня, – говорил язычник. – Твое приветствие поразило меня и я вижу, что ты человек Божий. Теперь я не отпущу тебя, пока не сделаешь меня таким, как ты сам, т. е. монахом». Следствием всего этого было, что преп. Макарий повел жреца к себе, крестил его и присоединил к братии. Через новообращенного много потом язычников приняло христианство ! Так, благодаря любви, преп. Макарий делался миссионером. Любовь, которая наполняла сердце Великого аввы, отозвалась и во всех его беседах. Последние написаны в духе кротости, мира и любви. Он здесь говорил о простоте, искренности, взаимной услужливости, праводумии и неосуждении других. Говорит, далее, о том, что нужно быть милостивым, милосердным, добрым. Он ратует – против ненависти, зависти, коварства, лицемерия. К братии он также обращался в духе любви, называя их «возлюбленными». Когда ему надлежало сказать о добродетелях, привести их для примера, то опять он перечисляет такие, как например: любовь, снисходительность, благость...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Третий, и с ним опять безчисленные другие, обречен как бы на вечную неудачу в жизни. Смотришь: он способен и трудолюбив, но ничего ему не удается, никак и нигде не может устроить свое существование, как бы он ни старался, – все ему «не везет». И это тоже крест, и крест до того иногда невыносимо тяжелый, что люди под ним падают в изнеможении и, теряя всякую надежду, впадают в отчаяние. Все мы, кроме того, несем крест всевозможных нравственных и физических страданий за наши собственные грехи и пороки, и крест этот тем болезненнее, чем тяжелее эти пороки и прегрешения, чем глубже они въелись в душу человека. Посмотрите на человека, одержимого винопитием, страстью к азартной игре – карточной или другой, страстью к разврату, к деньгам, – какое мучение вы увидите в его глазах! Иной ведь и сознает всю мерзость своего порока, презирает сам себя до отвращения, терзается постоянным тайным стыдом и вздыхает, но тщетно: страсть держит его в своих цепях, и вся эта внутренняя пытка и борьба отражается на его лице – в блуждающем, как бы испуганном взоре, в искаженных, точно изрытых чертах. Вы смотрите и видите – ведь это страдалец! Все мы так страдаем, каждый в своей совести, за свои грехи, и это страдание – крест! И сколько еще бывает в жизни скорбей и страданий! От неожиданных несчастий, внезапных ударов безпощадной судьбы, от разлуки, смерти родных и близких! Какой тяжкий крест страдания и боли приходится терпеть от людей, часто самых близких, самых любимых! Родителям от детей, детям от родителей, супругам, друзьям друг от друга, начальникам от подчиненных и подчиненным от начальников! Тяжесть так называемых «тяжелых характеров», тьма недоразумений, трений, споров, безрассудных пристрастий, безрассудной ревности, сомнений, разочарований, целое море страданий души, сердца и ума посреди волнений житейской бури! А что еще говорить про врагов, завистников и ненавистников всякого рода, гонения, преследования, ложь, клевету и предательство, про адскую жестокость, зверство, и про всю диавольскую силу в людях!

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

«Добрая нравственность штундистов, сообщают «Киевские Епархиальные Ведомости», замечательна» 696 . По словам корреспондента «Киевского Телеграфа», «сила и насилие не в характере штундистов, обман и подкопы точно также. С какою-то покорностью и добродушием относятся они к житейским безобразиям и несправедливостям» 697 . «Штундисты, говорит автор статьи «Малор. штунда», отличаются предприимчивостью, любовью к труду, настойчивостью и энергией в преследовании своих экономических целей и задач, как работники и производители. Уважение к труду у штундистов доведено до такой степени, что они отвергают всякого рода удовольствия и в том числе даже самые невинные, как праздное препровождение времени. Штундисты строги и последовательны в этом отношении и не делают исключение ни для кого – ни для старых, ни для взрослых, ни для молодежи, ни для детей. Затем штундисты чрезвычайно строго относятся к употреблению спиртных напитков вообще. Водка – только лекарство; ею только можно лечиться; но пить положительно вредно и безрассудно, даже пред обедом 698 . «Все знающие штундистов, передает автор статьи «Елизаветградские штундисты», считают их за людей честных, трезвых, умных, трудолюбивых, за передовых людей крестьянского сословия... Действительно, во всем этом нельзя им отказать; нужно быть слишком озлобленным против них, чтобы относиться с презрением к людям вечно занятым работою, а все свободное время посвящающим на грамоту» 699 . «Штундисты, говорит г. Емельянов, самый трудолюбивый народ, не воруют, не пьянствуют, не лгут, не ругаются, вообще ведут себя, как подобает истинному христианину. Между ними почти не слышно преступлений. Самая высшая добродетель штундистов заключается в том, чтобы накормить голодного, одеть нагого, приютить больного, укрыть странника, – одним словом, во всем помочь меньшему брату» 700 . «Все штундисты, сообщает корреспондент «Церковно-Общественного Вестника», честны, трезвы, сострадательны и любят в свободное время читать книги и даже газеты, из которых стараются делать выводы в пользу своих стремлений и идей» 701 . Г. Шугаевский, бывший судебным следователем в Таращанском уезде, Киевской губ., со слов местного исправника передает, «что штундисты отличаются поразительною нравственностью и что в деревнях, населенных штундистами, преступления почти не встречаются; что семейная жизнь штундистов безукоризненна; что взаимные отношения их вполне христианские; что, благодаря прекращению пьянства и даже малейшего употребления спиртных напитков, экономическое положение их стоит гораздо выше положения православного населения, а об умственном уровне нечего и говорить, так как большинство штундистов грамотно, и, не ограничиваясь саморазвитием, развивает неграмотных чтением и толкованием Св. Писания и разных полезных книг» 702 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010