Глава XIV. О послушании 1. Авва Антоний сказал: послушание с воздержанием подчиняет зверей. 2. Авва Арсений сказал авве Александру: когда обрежешь ветви свои, приди вкусить со мною; если же придут странники, вкуси с ними. Авва Александр работал понемногу и не спеша, и, когда настало время вкусить, ему оставалось обрезать еще некоторое количество ветвей. Желая соблюсти слово старца, он остался закончить рукоделие, а авва Арсений, видя, что он замедлил, вкусил один, полагая, что у него есть странники. Авва Александр пришел к старцу, когда уже настал вечер, и старец спросил его: у тебя были странники? Он сказал: нет. Старец опять спросил: почему же ты не пришел? Он ответил: ты говорил мне, когда очистишь ветви свои, тогда приходи. Я не приходил, соблюдая слово твое, ибо только теперь очистил их. Старец удивился точности его и сказал: разреши поскорее, чтоб мог ты совершить правило свое, и выпей воды, – иначе изнеможет тело твое. 3. Авва Авраам пришел к авве Арию. Когда они сидели, пришел к старцу брат и спросил его: отче, скажи мне, что мне делать, чтоб спастись? Авва говорит ему: пойди, в сей год по вечеру вкушай хлеб и соль; потом приди, – и я скажу тебе. Он пошел и поступил так. По окончании года брат опять пришел к авве Арию; случилось быть тогда там и авве Аврааму. Старец сказал брату: пойди, в этот год постись по два дня. Когда брат ушел, авва Авраам спросил авву Ария: почему прочим братиям ты даешь легкое иго, а на сего брата налагаешь тяжкие бремена? Старец ответил ему: братия как приходят с вопросами, так и отходят, а сей ради Бога приходит услышать слово, ибо он есть делатель, и что ни скажу ему, то сделает тщательно. Потому и я говорю ему слово Божие. 4. Один старец рассказывал, что святой Василий, прибыв в одну киновию, после приличного поучения спросил игумена: есть у тебя здесь брат, имеющий послушание? Тот ответил ему: все рабы твои и тщательно ревнуют о спасении, Владыко! Тот опять спросил его: есть ли у тебя истинно имеющий послушание? Тогда он привел к нему одного брата, и святой Василий велел ему прислуживать себе во время обеда. По принятии пищи, брат подал ему воды умыться, после чего святой Василий говорит ему: иди, и я подам тебе умыться, – и брат допустил ему возлить воды. Потом тот сказал ему: когда я войду в святилище, приди, и я сделаю тебя диаконом. По совершении сего он сделал его и пресвитером и взял с собою в епископию ради послушания его.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

игумен Арсений (Соколов) 16 января 2012г. 18:35 " Мне тут сегодня пришлось православному доказывать, что в книге Бытия не содержится развернутого учения о посмертном существовании душ. А с другой стороны свидетель Иеговы мне прислал письмо, что вообще нигде в Библии, включая НЗ, такого учения нет. :) " Ну, примеров такого крайнего невежества всегда хватает: если Писание не укладывается в наш катехизис, тем хуже для Писания. Как говорил Лев Шестов: " Человека кашей не корми, а подай ему систему " . Которой нет и не может быть ни в Танахе, ни в НЗ. игумен Арсений (Соколов) 16 января 2012г. 18:45 " Мне тут сегодня пришлось православному доказывать, что в книге Бытия не содержится развернутого учения о посмертном существовании душ. А с другой стороны свидетель Иеговы мне прислал письмо, что вообще нигде в Библии, включая НЗ, такого учения нет. :) " Ну, примеров крайнего невежества всегда хватает: " Если Писание не укладывается в наш катехихис, тем хуже для Писания " . Как говорил Лев Шестов, " человека кашей не корми, а подай ему систему " . Ту, которой нет ни в Танахе, ни в НЗ. Игорь Лысенко, Харьков 01 февраля 2012г. 04:02 Андрей Сергеевич! При всём моём к Вам уважении, как специалисту по библейскому переводу, не мог не отреагировать на одно словосочетание из Вашей статьи, а именно: «посмертная жизнь». Читая Священное Писание, я не раз обнаруживал очевидное противопоставление понятий «жизнь» и «смерть», призванное подчеркнуть их взаимоисключающий характер, например: - Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло … Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие ( Второзаконие 30:15,19 ) - Смерть и жизнь - во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его ( Притчи 18:21 ) - Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне: отец возвестит детям истину Твою ( Исайя 38:18,19 ) - И будут смерть предпочитать жизни все остальные, которые останутся от этого злого племени во всех местах, куда Я изгоню их, говорит Господь Саваоф ( Иеремия 8:3 ).

http://bogoslov.ru/article/2360884

– «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи... ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» ( 1Кор. 6:9, 10 ). – «Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога» ( Притч. 15:16 ). 2. Чужое добро «Похищенное чужое добро, – говорит святитель Тихон Задонский , – как огонь, в дом вшедшее всё прочее имение поедает, ибо, где неправда, там никакого добра не будет, но всякое злополучие последует. Хищники и грабители подобны человеку, черпающему воду решетом: из рук их вытекает всё, что они похищают и собирают, как решетом черпаемая вода. Похищай и хватай, человече, похищай, как хочешь и что хочешь, однако же знай, что всё из рук твоих вытечет и твое собственное неправда, как огонь, потребит» (Твор. св. Тихона Задонск. т. IV, стр. 70). 3. Примеры строгого отношения к чужой собственности 1 . Авва Агафон шел однажды с своими учениками. Один из них, нашедши на дороге небольшой зеленый чечевичный стручек, говорит старцу: " Отче! велишь ли мне взять его?» Старец с удивлением посмотрел на него и сказал: «Разве ты положил его тут?» Брат отвечал: «Нет». Старец сказал: «Как же ты хочешь взять то, чего не клал?» (Дост. сказ. о подв. св. блаж. отцев § 11). 2 . Некто из святых, именем Филагрий, живя в пустыне иерусалимской, прилежно занимался работою, и тем снискивал себе пропитание. Однажды, когда он стоял на рынке и продавал свое рукоделие, кто-то уронил кошелек с тысячью монет. Старец, нашедши его, остановился на том же месте, говоря: «Конечно, потерявший воротится». И вот, потерявший идет и плачет. Старец отдал ему кошелек и никакой благодарности от него не принял. 3 . Когда авва Арсений жил в скиту, был там послушник, который воровал у старцев корзины. Авва Арсений взял его к себе в келью, желая исправить его и успокоить старцев. Говорит он послушнику: чего ты ни захочешь, я всё тебе дам: только не воруй. И дал ему всё, что нужно было для него. Но тот ушел от него, и опять начал воровать. Старцы, видя, что он не перестал воровать, выгнали его. Они говорили: если найдется брат, который имеет грехи слабости, то его должно терпеть. Но если он будет воровать, то изгоните его; ибо он и душу свою губит, и безпокоит всех живущих с ним (оттуда же). (Прот. Г. Д-ко). 4. Не должно брать чужого

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

- Нет уж, оставайтесь здесь сами вместе с вашими предшественниками, а я постараюсь добраться до столицы, - ответил путник. На некотором расстоянии от указателя он встретил попутчика, и вместе они благополучно дошли до города. " Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть " (Мф. 11:27). Духовный выбор Спросил однажды авва Марк авву Арсения: - По какой причине ты избегаешь общества и беседы с нами? Арсений отвечал: - Знает Бог, что я люблю вас, но не могу быть вместе и с Богом, и с человеками. На небе тысячи и тысячи тысяч имеют одну волю, а у человеков воля многообразна: и потому не могу, оставив Бога, быть с человеками. Духовный опыт Однажды авва Евагрий сказал авве Арсению: - Отчего мы, при всей нашей учёности и нашем развитии, не имеем ничего, а эти грубые египтяне имеют такое возвышенное духовное делание? Авва Арсений отвечал: - Мы ничего не почерпаем для духовного жительства из учений мира, а они подвигами стяжали своё духовное жительство. Ерши и река У речных ершей подросла молодёжь. Когда молодые рыбки освоились с обстановкой и поняли, что живут в таком месте, которое называется рекой, они спросили родителей: - Откуда и куда течёт наша река? - Дети, мы не знаем - ни откуда, ни куда она течёт. Знаем только, что она большая и течёт издревле. Молодёжь забеспокоилась: - А когда вся река вытечет, где мы будем жить? - Не волнуйтесь, дети, - ответили родители. - Она с нами всегда и не прекратит течь, пока мы живём. " Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная. " (1Ин. 2:25) Ещё больший подвиг Один отшельник достиг такой святости, что спокойно жил среди зверей, и они его не трогали, кормил их детёнышей, и звери не причиняли ему вреда. Когда его увидел один из отцов монастыря, он сказал: - Если ты хочешь достичь ещё большего совершенства - иди в монастырь и попробуй ужиться со святыми братьями. Желанное безумие Про святого епископа Аммона рассказывают, что к нему привели на суд женщину, которая обвинялась в грехе прелюбодеяния (тогда епископ выполнял и роль судьи). Посмотрев на несчастную, святой епископ сказал:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1836...

О. Августин: Христос, тайну крещения Которого мы празднуем сегодня, это Христос воспринятый и являемый Церковью в свете пасхальной веры. Христос, освящающий мир и наполняющий его Своей силой, Христос, свидетельствующий о том, что история завершается, делаясь местом спасения и избрания. Воды Богоявления, приобщиться к которым призываемся мы в эти дни, указывают нам Христа Славы, являющего Свою бесконечную победу в словах Апокалипсиса. Так праздник Богоявления становится местом нашего ожидания: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (Апок. 22, 1-5). Комментарии ( 3): игумен Арсений (Соколов) 18 января 2011г. 04:42 С чего начал общественное служение Христос? Не с провозглашения великого учения и не с чудес. Но - с того, что встал в общую очередь ко крещению с грешниками, с нами! Именно эта солидарность, а не какие-то богословские спекуляции - самое поразительное и самое захватывающее в факте крещения Мессии. Андрей 21 января 2011г. 12:11 1. Дорогой отец игумен Арсений! Я, как будущий богослов, не могу с Вами согласится  с тем, что Христос начал свое общественное служение с   занятия очереди ко крещению, представляя тем самым это таинство как какой-то магический ритуал.  Нигде в евангелии не сказано об очередях ко Иоанну, доступ был свободным всегда :   «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира»Иоанна 1:29. 2. Свою солидарность  с грешниками Христос (как Бог), выразил уже тогда, когда  " .... Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся яко же человек. (Фил. II. 5–7) " .  А все эти " очередя " , как Вы называете, есть всего лишь подготовка к  общественному служени , которое начианется и основою которого есть   учение.

http://bogoslov.ru/article/1391773

Однажды спросили Арсения, почему он так скрывается от всех. «Я люблю всех, но не могу быть в одно и то же время и с Богом и людьми. Все силы небесные имеют одну волю и единодушно славят Бога; на земле же всякий человек имеет свою волю, и помыслы людей различны». Спросил один инок Арсения: «Что мне делать: я читаю псалмы и не понимаю их?» Арсений отвечал: «Во всяком случае полезно читать их, хотя бы ты и не понимал читаемого». Арсений плел корзины из финиковых листьев, причем по целому году не переменял воды, где размачивал листья. «Почему ты не переменяешь воды, разве не чувствуешь, как от нее нехорошо пахнет?» спрашивали Арсения братия. «Вместо благовоний, которыми я окружен был в мире, хочу обонять теперь этот запах, чтобы в день страшного суда избежать адского смрада», – отвечал Арсений; 40 лет прожил он в пустыне и умер на 95 году своей жизни. Св. Пророк Исаия происходил из царского рода и был призван к своему служению следующим видением. Он видел Господа, сидящего в небесном храме, на величественном престоле. Перед Ним были серафимы, из которых каждый имел шесть крыл: двумя они закрывали лица свои, двумя прикрывали ноги и двумя летали. И взывали друг к другу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (воинств)! Вся земля полна славы Его!» Столпы здания потрясались от их восклицаний, и по всему храму разносилось курение. Смотря на все это, Исаия сказал: «Жалкий я человек! Желал бы и я славить Бога, но уста мои нечисты». Тогда один из серафимов взял клещами горящий уголь с небесного жертвенника, слетел к нему и, прикоснувшись к его устам, сказал: «Вот это касается твоих уст, и беззаконие твое отъемлется, и грех твой очищается!» После сего послышался голос Божий: «Кого Я пошлю к иудеям? Кто пойдет для нас?» Исаия отвечал: «Пошли меня, я пойду». Господь вещал ему: «Поди. Настойчивой проповедью ты только ожесточишь их, так что они заткнут уши, закроют глаза, и в душе своей останутся бесчувственными; они не обратятся, и Я не исцелю их». Исаия спросил: «Господи! Долго ли продолжится такое бесчувственное состояние народа?» Господь отвечал: «До тех пор, пока не запустеют города, не обезлюдеют дома, и эта земля не сделается пустыней.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Он так сосредотачивался в молитве и так к ней прилеплялся, что часто, когда приходило время труда, даже и не думал прекращать молитвы. Тогда по необходимости мы подходили к его окошку, чтобы позвать его, и видели, как он стоял прямо и пребывал в мире ином. – Геронда, пришло время труда. И старец, придя в себя, в недоумении отвечал нам: – Разве уже рассвело? При всей своей простоте этот старец постиг саму суть монашеской жизни. Всего себя он предал послушанию и подвигу, почему и сподобился желаемого. Он обрел в себе молитву, обрел Бога. Монах, который не стремится к этой цели в первую очередь, потерпел неудачу. Старец Арсений был тихим и великим делателем добродетели. Это один из современных афонских святых. Благословение его да пребудет с нами. Старец Иосиф   Настоящее не только по долгу, но и по справедливости посвящается ныне уже преставившемуся к небесам приснопамятному моему старцу и честному игумену монастыря святого Дионисия Харалампию как ведущему свое происхождение и по плоти и по духу из рода Арсения Пещерника. Приими же, отче приснопамятне, настоящее, яко надгробную лепту вдовы, безмерной признательности ради. Монах Иосиф Дионисиатис   Введение Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Евр. 13, 7 Когда я впервые решил посетить Святую Гору Афон в спасительное лето 1964 года, то, по Божественному устроению, монастырь святого Дионисия был первой святогорской обителью, принявшей меня. В нем мы с моим другом-мирянином (ныне он иеромонах) прожили около двадцати дней. Там среди других отцов был особенно славен приснопамятный игумен Гавриил. Этот чудный игумен ради повышения, как он говорил, духовного уровня призвал из афонской пустыни добродетельных духовников для помощи ему в его священных трудах. В то время обитель получила особое благословение, обогатившись одним из таковых духовников – из духовных чад великого исихаста наших дней старца Иосифа Пещерника. Духовника звали отец Один наш земляк, послушник предложил провести нас к подвижнической каливке духовника, которая находилась на расстоянии часа с небольшим ходьбы от обители по направлению к Новому Скиту.

http://isihazm.ru/1/?id=1606

Она нашла преподобного одного в саду и бросилась к его ногам. — Ну, вот ты добилась своего! — сказал ей с гневом Арсений. — Ты видела лицо Арсения! Скажи, зачем тебе это? Чтобы рассказывать об этом другим женщинам, которым тоже нечего делать? Разве это не тщеславие? — Помолись за меня, святой отец! — сказала гостья. — И не забудь про меня! — Напротив! — возразил преподобный Арсений. — Я буду молить Господа, чтобы Он совершенно изгладил твой образ из моей памяти! Подавленная и удрученная вернулась римлянка в Александрию и поведала свое горе архиепископу. — Поверь, дитя мое, — сказал тот, — что старец молиться и будет молиться за всех нас и за тебя также... Но он хранит свой ум и сердце от всяких развлечений, чтоб углубленною любовью жить только в Боге! Наконец, любить Бога всею крепостию, как говорит отец Иоанн Кронштадтский, " значит любить не вполсилы или слегка; когда предстоит исполнить какую-либо заповедь, исполняй ее всеусердно, до поту и крови и положения жизни, если потребуется, а не лениво и вяло или неохотно " . Любить Бога всею крепостию значит прилепиться к Нему всею энергиею воли так, чтобы никакая сила не могла от Него оторвать, или, как говорит апостол Павел: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?... Все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. VIII, 35, 37-39). Вот один из бесконечного ряда примеров крепкой, христианской любви к Богу, которую никакая сила не могла преодолеть. В Севастии армейской в полку воеводы Агриколы было сорок воинов-христиан одного звания, связанных между собою тесною дружбой. Когда Ликиний воздвигнул на христиан великое гонение, повсеместно было повелено солдатам принести жертвы богам. Этот приказ получили и сорок друзей. — Мы не принесем жертв, — отвечали они.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

Основанные на этой почве соображения или скорее недоразумения, вовремя не разъясненные и не рассеянные, по-видимому и порешили вопрос о церковных имениях в том виде, как это произошло. Со стороны же Св. Синода, как я уже говорил выше, противодействий ожидать было нельзя. Вообще высшие иерархи, хотя и призванные быть первыми блюстителями интересов Церкви, все время держались самой пассивной роли и не решались обнаруживать вполне открыто свое недовольство, исключение составлял один митрополит Ростовский и Ярославский Арсений Моцеевич, в лице которого, по-видимому, и сосредоточилось все то, что могло сделать и сказать русское духовенство того времени против реформы Екатерины II. Конечно, самый факт настойчивого протеста со стороны Арсения Моцеевича, когда другие иерархи, будучи недовольны распоряжениями правительства и считая их неправильными, молчали, свидетельствует о силе духа и твердости характера Ростовского митрополита. Но самые возражения Арсения Моцеевича едва ли можно признать удачными. Они совершенно игнорировали ясные для большинства недостатки в существовавшем положении церковных имений, опирались на формальный основания, свидетельствовали о недовольстве архиерея правительством и вообще не были достаточно целесообразны. В своем первом доношении Св. Синоду по поводу ре- тельство претерпеваем, от тех, которым надлежит веровати, яко мы аще и недостойные, аще и узники» однако к нам относятся слова Христовы: что вы свяжете на земли, то будет связано и на небе и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. ( Мф.18:18 )… Слушающий вас Меня слушает и отвергающийся вас Меня отвергается ( Лк.10:16 )… а также и слова Апостола: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны ибо они неусыпно пекутся о душах ваших ( Евр.13:17 )… По поводу же обязания архиереев заводить высшие школы митрополит Арсений высказывал следующие соображения: По какой причине возлагать на архиереев, чтобы они «всякая науки содержали и снабдевали, сиречь, философския, богословския, математическия и астрономическия»? Ведь им, как преемникам апостолов сказано только: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отец Арсений не любил и никогда не допускал фамильярности в обращении с духовными детьми, кто бы они ни были. Немногих людей называл он только по имени и на “ты”, в основном – давних членов общины, некоторых “лагерников”, остальных звал по имени и отчеству и на “Вы”. Обращение вроде “Катюшка”, “Юлька”, “Петя”, “Леша”, дружеское похлопывание по плечу или поглаживание рук никогда не случалось. Обнимал и целовал батюшка при встречах только духовных лиц, нескольких лагерников и братьев общины. Не любил употреблять уменьшительных словечек, ласкательных фраз, считая, что в них часто проскальзывает неискренность, прикрываемая этими словами. Простым сказанным словом он сразу давал понять, что уже понял пришедшего, понял, зачем он пришел, проник в его духовный мир, знает тревоги, беды и охватившее его духовное смятение. Пришедший мгновенно сближался с ним, не стесняясь и не боясь открывал свою сокровенную греховную тайну. Слово батюшки было соединено с сердечной молитвой к Богу и любовью к пришедшему. Говорил, что многие стараются помочь знакомым, друзьям, сослуживцам, но не родным: матери, отцу, деду, сестре, брату и объяснял: “Помогая знакомым, ты показываешь себя перед ними добрым и отзывчивым: “Видите, какой я хороший христианин”, а помогать отцу или матери буднично, неинтересно, для окружающих незаметно. Грубое слово, резкость по отношению к друзьям и знакомым считаются недопустимыми, а невнимание, грубость, раздражение по отношению к родным, особенно – к родителям, считается почти нормой, не осознается, что это – тяжкий грех. Обращал внимание, что многие из вас часто ведут друг с другом пустые разговоры, но зайти к немощному больному, старенькой знакомой старушке и, возможно, в десятый раз выслушать стариковские жалобы, посочувствовать, сказать доброе слово, – не могут и не хотят. Если вы знаете всю важность своего прихода к этим больным и обездоленным людям, ту радость и надежду, что можете внести в их жизнь и дом, – значит, прониклись словами Господа Иисуса Христа: “Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне” (Мф. 25, 35–36). Весь боговдохновенный смысл христианской любви и веры заложен в этих словах Иисуса Христа и в заповеди: “Возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Мф. 22, 39)”.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1956...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010