Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОВАННЕС МАЙРАВАНЕЦИ [Майрагомеци; арм. (?)(?) ()] (кон. VI-VII в.), арм. церковный деятель, богослов. Был одним из приближенных католикоса Комитаса I Ахцеци (610/15-628), который доверял ему вести дела католикосата. В первые годы правления католикоса Езра I Паражнакертци (630-641) состоял ключарем ц. св. Григория Просветителя в Двине. Действия католикоса Езра I на армяно-визант. Соборе в Феодосиополе (Карин, ныне Эрзурум, Турция) ок. 633 г., воспринятые как признание им Халкидонского Собора ( Вселенский IV Собор ), вызвали острую критику со стороны О. М. В свою очередь католикос, обвинив О. М. в еретических взглядах, выслал его из Двина. Нек-рое время О. М. пребывал в мон-ре Майраванк в окрестностях Бжни, однако из-за преследований со стороны католикоса вскоре переселился в Гардман, где, согласно арм. источникам, и скончался. Однако халкидонитские авторы ( Аноним Армянский , Арсений Сапарский ) сообщают, что после смерти Езра I О. М. вернулся в Армению и при содействии некоторых князей попытался завладеть престолом католикоса. По этой причине сменивший Езра I католикос Нерсес III Строитель (641-661/2) при поддержке князя Армении Теодороса (Феодора) Рштуни созвал Собор, на к-ром осудил богословские взгляды О. М. и его учеников как еретические и, нанеся им клейма с изображением лисы (ахвесадрошм), сослал в Кавказские горы. После смерти католикоса Анастаса I Акореци (661/2-667) О. М. вернулся в Армению, где скончался в глубокой старости. О. М. был выдающимся богословом своего времени. Его лит. наследие свидетельствует о хорошем знании автором содержания современных ему богословских споров. По свидетельству Степаноса Таронеци, О. М. написал 3 сочинения: «Наставление о поведении», «Корень веры» и «Нойемак». «Наставление о поведении» в совр. науке иногда отождествляется с гомилиями, известными под именем католикоса Ованнеса I Мандакуни (478 - ок. 490), а «Корень веры» считается 1-й редакцией или прототипом сб.

http://pravenc.ru/text/2578145.html

Исп. Амвросий (Хелая) в своем соч. «Путешествие по Рача-Лечхуми» упоминает рукопись, принадлежавшую этой церкви. Это был дефектный манускрипт (145 л.; отсутствовали начальные 99 листов и переплет), содержавший Типик груз. Иверского монастыря на Афоне; Житие прп. Георгия Святогорца ; Житие Петра Ивера ; гомилию свт. Иоанна Златоуста «О Втором пришествии»; Покаянный канон; сочинение Арсения Сапарского «О разделении Грузии и Армении». В колофонах к рукописи сохранились сведения о переписчиках: Амвросии (посланник атабега Самцхе Мзечабука Джакели († 1516) на Афон) и Димитрии ( Амвросий (Хелая). 2011. С. 401-406; Такаишвили. 1963. С. 67-70; Бочоридзе. 1994. С. 72-74, 128-130). Храм Баракони в с. Цеси. 1753 г. Строительством церквей занимались и князья Цулукидзе. Церковь во имя Спасителя в Хотеви (ок. 8×5 м), согласно строительной надписи над зап. входом, была возведена кн. Мерабом I Цулукидзе в короникон 364 (т. е. в 1676 г.) и покрыта росписью; князь также внес в церковь в качестве дара иконы, кресты и книги. Церковь была разрушена в 1924 г. Надпись над юж. входом представляла собой 16-строчную оду (каждая строка содержала 16 слогов), посвященную деяниям кн. Мераба I. В нижнем ряду сев. и юж. стен церкви находились портреты ктиторов, около алтарной преграды был изображен некий Николай Донадзе. Над этими фигурами была помещена строительная надпись кн. Мераба I, аналогичная надписи на фасаде. В церкви хранилась икона Божией Матери с Младенцем (24×17 см), лицевая сторона была окована серебром и украшена 10 драгоценными камнями. На полях по бокам помещались изображения заказчиков - Ломкаца Церетели и его супруги Елены (по другим источникам неизвестны), на верхнем поле - изображения Спасителя, архангелов (под Спасителем) и поясные фигуры святых, на нижнем - дарственная надпись заказчиков, выполненная письмом мхедрули. В новой церкви в Хотеви (2-я пол. XIX в.) хранились 2 иконы св. Архангелов: кованная серебром (10×7,4 см) с надписью мхедрули Утрут и Меденты на оборотной стороне; сребропозлащенная (11×9 см) без надписи.

http://pravenc.ru/text/2577595.html

Довольно странным выглядит тот факт, что такой энергичный и разносторонне одаренный ученик, как Михаил Сабинин, не смог выдержать выпускных экзаменов в гимназии. Скорее, разгадка этого феномена кроется не в недостаточных знаниях, что маловероятно, а в прямом и неуступчивом характере самого Сабинина — по всей вероятности, критиковавшего руководство гимназии. Сабинин продолжил учебу в Петербургской духовной академии. Однако он не имел права получить диплом без документации об окончании гимназического курса. Бюрократические законы не давали ему права одновременно сдавать выпускные экзамены и гимназии, и Академии. В благоприятную сторону вопрос разрешился только лишь после непосредственного вмешательства Петербургского митрополита Исидора (Никольского), бывшего экзарха Грузии, близко знакомого с талантами молодого ученого и покровительствовавшего ему. Получив возможность сдать все экзамены, Сабинин представил на соискание степени кандидата богословских наук свой труд «История Грузинской Церкви с древнейших времен до VI века» и успешно защитил его в 1874 году. Согласно предположениям некоторых биографов Сабинина, в последний год учебы он принял постриг с именем Гоброн — в честь великомученика X века Михаила-Гоброна, замученного арабами. Во время учебы в Петербурге Сабинин вошел в круги грузинской петербургской диаспоры, близко сойдясь с такими известными грузинскими деятелями, как представитель царского рода царевич Иоанн Багратиони, лексикограф Давид Чубинашвили и др. В этот же период им был издан собственный перевод на русский язык житий грузинских святых, вышедший в 1871-73 годах в трех томах и до настоящего времени остающийся одним из наиболее известных и популярных трудов о грузинских святых на русском языке. К «петербургскому» периоду его жизни относятся также работа над переводом полемического трактата святого Арсения Сапарского (X-XI века) «О разрыве Картли с Арменией» (издан в журнале «Домашняя беседа» за 1874 год, 17), издание в 1882 году на грузинском языке капитального труда «Рай Грузинской Церкви», до сих пор не потерявшего своей актуальности, где были представлены агиографии пятидесяти грузинских святых. Книга была блестяще проиллюстрирована литографическими изображениями, общая схема и первичная обработка которых принадлежат автору.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАНИЯ [груз. ] (Джапаридзе Тенгиз Анатольевич; род. 20.08.1949, Ткибули), митр. Манглисско-Цалкский Грузинской Православной Церкви, кандидат исторических наук, автор более 40 трудов по истории Грузии и Грузинской Церкви. Род. в семье инженера-техника, в 1966 г. окончил школу, в 1974 г.- Тбилисский политехнический ин-т по специальности «автоматические средства связи». В 1980 г. с отличием окончил Мцхетскую ДС, во время учения принял постриг с именем А., рукоположен во диакона (4 апр. 1979) и священника (27 сент. 1979) Католикосом-Патриархом Илией II . В 1979 г. стал настоятелем храма Св. Троицы в Тбилиси. 27 сент. 1980 г. возведен в сан игумена к Алавердскому мон-рю (см. Алавердская епархия ), 8 марта 1981 г.- архимандрита. 15 марта 1981 г. Католикосом-Патриархом Илией II хиротонисан во епископа на Никорцминдскую кафедру. С 29 апр. 1981 по 25 дек. 1992 г. епископ Ахалцихе и Месхет-Джавахети; с 25 дек. 1992 по 17 июня 1995 г. архиепископ Манглисский, с июня 1995 г. занимает Манглисско-Цалкскую кафедру. 15 нояб. 2001 г. возведен в митрополиты. Анания (Джапаридзе), архиеп. Манглисско-Цалкский Анания (Джапаридзе), архиеп. Манглисско-Цалкский За время архиерейского служения А. были возобновлены богослужения в мон-рях Зарзма , Вардзия , Сапарском , восстановлены церкви в селах Ивлита, Хвилиша, Ахалдаба, Садгери, открыты церкви в Абастумани, Боржоми, Алгети, Кода и др. В 1990 г. попечительством А. основано ДУ в г. Ахалцихе, ректором к-рого он был до 1992 г. С 1995 г. преподает историю Грузинской Церкви в Тбилисской ДА. Награжден орденом св. Марка Александрийского Патриархата и наградами Грузинской Православной Церкви. А. принадлежит фундаментальный 4-томный труд по истории Грузинской Православной Церкви (издано 3 тома, 4-й - в печати), монографии «Библейская история грузинского народа» (1994), «Саингило» (1998), «Месхети» (1998), а также труды «Христианство в Грузии от ап. Андрея до св. Нино» (1991); «Место Грузинской Патриархии в православном диптихе» (1993), «О местожительстве абхазцев на Северном Кавказе» (1994), «Грузинская Церковь в XVII в.» (1996); «Мать-Церковь» (1996) и др. Соч.: . , 1994; . , 1996; . , 1996. T. 1; 1998. T. 2; 1999. T. 3; XVII . , 1996; . , 998; . , 1998. З. Абашидзе Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/114750.html

груз. авторы с пиететом отзываются о нем и это могло бы указывать на его почитание уже в древности, в древних грузинских календарях его имя отсутствует. В сер. XX в. Н. С. в числе др. святых, чья деятельность была связана с Кларджетской пуст., был занесен (возможно, повторно) в Месяцеслов ГПЦ с общим днем почитания с др. Кларджетскими святыми. Сведения о Н. С. сохранились в неск. груз. средневек. источниках: в Житии прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели), созданном прп. Георгием Мерчуле , в Мученичестве Давида и Тиричана и в соч. свт. Арсения Сапарского (Сапарели) «О разделении Грузии и Армении». В них Н. С. назван «блаженным католикосом» ( Георгий Мерчул. 1911. С. 107; Он же. Житие св. Григола Ханцтели//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 274), «блаженным и великим», «святым отцом» (Мученичество Давида и Тиричана//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 190-191; То же// Абуладзе. 1944. С. 183), «мужем достопочтенным и правоверным» ( Арсени Сапарели. 1980. С. 92). В сочинении свт. Арсения Сапарели Н. С. назван Ишхнели (т. е. происходивший из Ишхани), представлен как ревностный поборник дифизитства: в источнике рассказывается, как он причащался вместе с визант. имп. Константом II, с позором изгнал из Армении арм. философа Ованнеса Майраванеци, противостоявшего халкидонскому вероисповеданию (Там же). В Житии прп. Григория Хандзтийского говорится о том, что Н. С. воздвиг «славный» храм Ишхани. Ученые датируют строительство Ишханского тетраконха (сохр. частично) 50-ми гг. VII в.- временем, когда изгнанный из Армении Н. С. скрывался в грузинской пров. Тао (арм. Тайк), в тот период входившей в состав Византии ( Джобадзе. 2007. С. 217-221). В нач. IX в. Ишхани был обновлен и стал кафедрой Ишханской епархии ГПЦ ( Георгий Мерчул. 1911. С. 107; Он же. Житие св. Григола Ханцтели//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 274). Н. С. также построил ц. во имя Пресв. Богородицы в Валаршаване (ныне Пасинлер, иль Эрзурум, Турция), к-рая в X в. стала кафедрой Валашкертской епархии ГПЦ ( Адонц. 1971. С. 24). Во время пребывания Н. С. в Тао язычник Тевдос замучил своих племянников - отроков Давида и Тиричана .

http://pravenc.ru/text/2565080.html

[груз. ] (приблизительно 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преподобных сир. отцов (пам. 7 мая), основателей груз. монашества, прибывших в Грузию вместе со своим наставником св. Иоанном Зедазнийским с целью распространения и укрепления христианства. А. служил диаконом в основанном учителем Зедазенском монастыре . По просьбе Католикоса Евлале рукоположен во епископа на Некресскую кафедру. А. занимался миссионерской деятельностью среди горцев, проживавших в Арагвийском ущелье и по левому берегу р. Алазани, а также среди персов, пытавшихся обратить в зороастризм население Вост. Грузии. Недалеко от Некресской ц. А. потушил водой священный огонь, к-рому поклонялись зороастрийцы. Персид. марзпан (наместник), чья резиденция находилась в мест. Рехи (близ г. Гори), встревоженный успешной проповедью святителя и его решительными действиями, приказал доставить проповедника к нему. Предвидя свою кончину, А. простился со своими сподвижниками - преподобными Зеноном Икалтойским и Шио Мгвимским . В Рехи А. был посажен в тюрьму по обвинению в том, что, погасив огонь, он «убил бога». В полемике с марзпаном А. изобличал несостоятельность зороастризма, приводя в качестве доказательства пример бессилия огня перед др. стихиями природы. После тщетных попыток сломить А. марзпан приказал его казнить. А. подвергся бичеванию и пыткам, после чего мученически скончался, забитый камнями, и тело его было оставлено на съедение диким животным. Ночью братия обители Самтависи тайно погребла тело мученика в своем храме. Мощи святого, прославленные исцелениями, при правителе Картли Степанозе (639-663) по желанию Католикоса Фавора были перенесены в мцхетский Самтаврский храм (см. Мцхета ) и положены под престолом, где и почивают под спудом. Католикос Арсен Сапарский (IX в.), используя древнюю версию «Мученичества Авива», написанную в VI-VII вв., создал новую редакцию, к-рая в XI в. подверглась переработке Католикосом Мцхетским Арсеном II, но сохранила древние пласты текста.

http://pravenc.ru/text/62750.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АХАЛЦИХСКАЯ ЕПАРХИЯ [Груз. ], Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Образована постановлением Свящ. Синода ГПЦ от 5 апр. 1995 г. при разделении Ахалцихско-Месхет-Джавахетской (до 1981 носившей название Ацкурской) епархии на А. е. и Боржоми-Ахалкалакскую епархию . Территория А. е. включает совр. Ахалцихский, Адигенский и Аспиндзский р-ны Грузии. В А. е.- 18 действующих храмов, 14 священнослужителей, 7 мон-рей: муж.- Сапарский во имя св. Саввы Освященного мон-рь , св. Георгия в Чуле, в Зарзма и Вардзиа ; жен.- Абастуманский во имя св. Пантелеимона, Земо-Вардзийский во имя Успения Пресв. Богородицы, Ахалцихский во имя св. Марины. Архиереи: митр. Сергий (Чекуришвили; апр. 1995 - окт. 1997), архиеп. Николай (Пачуашвили; окт. 1997 - нояб. 1998), еп. Феодор (Чуадзе; с нояб. 1998; с 2005 г. в сане митрополита). З. Абашидзе Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77166.html

Арсений. Изображал. Я. Так же, как и ты, и как все старообрядцы? Арсений. Нет. Не Он, как мы, а мы, как Он. Я. Пусть будет по-твоему, дело не в игре слов. Когда ты кончишь изображение на себе крестного знамени, какую молитву проговариваешь? Арсений. Известно, какую. Какая полагается тут: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Аминь. По Малому катехизису. Я. И Христос так же молился? Арсений. Так же и Христос. Я. Вот видишь, какая тут допущена несообразность. По-вашему выходит, что Христос молился Самому Себе и называл Себя грешным. Подумай, к чему ваше лжемудрование ведет нас? Арсений. Если не так, то как же Христос молился? Я. Святые евангелисты свидетельствуют о том, как Христос молился: пал на лицо Свое, молился ( Мф.26:39 ), пал на землю и молился ( Мк.14:35 ), преклонив колени, молился ( Лк.22:41 ). Есть и апостольское предание о том, как творить молитву, но никак не о сложении перстов, а именно: воздевая чистые руки без гнева и сомнения ( 1Тим.2:8 ). Да и для чего бы Господь наш Иисус Христос в молитве Своей к Отцу Своему Небесному слагал два перста? Арсений. Во исповедание двух естеств – божеского и человеческого. Я. В ком? Арсений (подумав). В Самом Себе. Я. Страшно подумать, что ты сказал. Вера есть несовершенство знания. Всеведущему Богу приписывать веру – богопротивно 5 . Исповедовать веру в Божество и человечество Иисуса Христа приличествует только нам, немощным, а не Богу. Далее, по 31-й главе Стоглава ты воздаешь поклонение пречистому образу и животворящему Кресту Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Богородице и Небесным Силам… Неужели ты по совести своей скажешь, что и Христос также молился, как и мы, грешные? Арсений промолчал. Но подумай, как же мог Христос молиться и поклоняться иконам, которых тогда еще и не было? Пойми, мог ли кланяться Творец твари? – С чем сообразно этому доверять и такую нелепость защищать? В 31-й главе Стоглава несправедливо написано о перстосложении и клятве. Святой Мелетий не учил о перстосложении для крестного знамения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Ночью, во время молитвы, Арсений услышал свыше голос, говоривший: «Арсений! Беги от людей, и ты спасешься». Услышав это, Арсений оделся в худые одежды и, выйдя тайно из дворца царского, пришел на берег морской; здесь, по Божию промышлению, он нашел корабль, отправлявшийся в Александрию Он сел на него и отправился в путь, возложив все упование свое на Бога. Когда корабль прибыл в Александрию, тотчас Арсений отправился в скит подвижников Придя в церковь, он начал слезно упрашивать пресвитеров посвятить его в монашество и наставить его на путь спасения. Эти же последние, видя, что с ними говорит муж честный и благоговейный, спросили его: — Кто ты и откуда ты пришел? Он же отвечал им: — Я странник и человек я убогий. Пресвитеры, посоветовавшись между собою о том, кому бы можно было отдать пришельца для наставления иноческому житию, решили отдать его авве Иоанну Колову о чем и известили его. Старец же Иоанн, помолившись Богу, сказал: «Да будет воля Господня!» Между тем Иоанн велел приготовить трапезу для братии, так как был десятый час дня. Братия сели за стол, но Арсений стоял, потому что никто не приглашал его садиться. Братия начали вкушать пишу, но Арсений не ел ничего и все время стоял, опустив голову вниз, как бы предстоя пред Богом и Его святыми ангелами. Старец же Иоанн взял один из сухарей, предложенных для трапезы, и бросил Арсению, сказав: — Ешь, если хочешь. Это сделал Иоанн для того, чтобы испытать смирение пришельца и узнать, пришел ли он сюда действительно для того, чтобы отречься от мира. Между тем Арсений думал про себя так: «Этот старец — ангел Божий и прозорливец, потому что он знает, что я хуже пса; поэтому и сухарь бросил он мне как псу; по той же причине я должен и съесть его, как пес». И наклонившись до земли, он пошел на четвереньках, как четвероногое животное, к сухарю, взял его прямо ртом, затем отошел с ним в угол и там съел его лежа на земле. Блаженный Иоанн, видя такое смирение святого Арсения, сказал пресвитерам: — Он будет великим подвижником.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Арсений Иванов. Здесь святитель Златоуст учит не о кончине мира, а о скончании Церкви Христовой. Я. Это не святитель Златоуст, а ты так учишь; на него ты только сваливаешь и делаешь его участником своих заблуждений в учении Христовой Церкви. Спрошу я вас, беспоповцев: когда мир кончится? Отвечай, Арсений Иванович, на основании тобою прочитанных слов святителя Златоуста. Арсений Иванов. Тогда, когда кончится вседневная жертва Христова во всей вселенной. Я. Смотрите же и понимайте, как крепка и непобедима Церковь Христова. Мир сей, или век сей, без Христовой Церкви существовать не может. Да какой бы смысл, какая цель была бы тогда в существовании мира без Христовой Церкви? В последней трубе вострубит, и мертвии восстанут нетленни. Когда Сам Господь снидет с небесе, тогда и мертвые во Христе воскреснут прежде. Потом мы, оставшиеся в живых, т. е. христиане, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем ( 1Фес.4:16–17 ). Зачем тогда существовать миру? Тогда все кончено. Мир огню блюдом. Зачем тогда существовать миру, когда на земле не будет ни живых, ни мертвых? Арсений Иванов. Как же сказано у апостола: так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога? В которой Церкви? Я. На этот вопрос Кириллова книга отвечает следующее: в смущенной глаголю жидовской, а не в той, в которой ныне есть мы… понеже бо к жидом (антихрист) приидет, яко Христос, и от жидов прият имать быти (л.50). Арсений Иванов. Вы теперь так и верите, что антихрист к жидам придет и в их жидовской церкви сядет, а нас он и не коснется. Я. Что антихрист придет к жидам, вы, беспоповцы, это слышали не от меня, а то, что он нас не коснется, – об этом я еще не говорил. Правду о вас, беспоповцах, сказал Евтихий Алексеев: вы роетесь по всем книгам, путаетесь, сбиваетесь с пути истинного и других смущаете, а о святом Евангелии, в котором свет и жизнь наша, забыли, и слова Самого Господа оставляете в небрежении. Арсений Иванов. Из чего это ты видишь?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010