На таковое весьма приятное ваше засвидетельствование и представление взирая, мы не только всемилостивейше приемлем вас всех и каждого под нашу императорско-королевскую защиту, но и отечески советуем прекрасное намерение укрепить в душах ваших и внушить сыновьям и при всяком случае более и более подтверждать самым делом, а для того, по нашему указанию и под начальством наших полководцев, взяться за оружие против непримиримейшего врага и гонителя вашего и освободиться от доселе наносимых вам самым беззаконным и свирепым образом обид, несчастий и бедствий. Взаимно, чтобы вы при самом входе к нам ощутили свободу и сладость власти и господства нашего, с природною нам кротостию внимая прошениям вашим, благосклоннейше определили мы: 1) Чтобы, по обычаю восточной церкви греческой, вы беспрепятственно держались старого календаря, и как доселе, так и впредь не терпели стеснения ни от каких духовных или мирских чинов (statibus). 2) Да свободно вам будет из среды себя, собственною властию, из народа и языка расского поставлять архиепископа, которого изберут между собою духовенство и миряне, и оный архиепископ да имеет неприкосновенную власть распоряжаться всеми церквами восточного греческого обряда, посвящать епископов, священников в монастырях устроять, собственною властию созидать церкви, где нужно будет, в городах и селах иметь в подчинении расских священников, – словом, как и доселе, он может стоять во главе (praeesse) и управлять церквами греческого обряда и людьми того исповедания и имеет власть распоряжаться по своему церковному авторитету, в силу привилегий, данных вам предшественниками нашими, блаженной памяти королями Венгерскими, во всей Греции, Рассии, Болгарии, Далмации, Боснии, Иенополии и Герцеговине, а также в Венгрии и Хорватии, где они действительно есть, и доколе все и каждый пребудут нам верными и преданными. 3) Далее, чинам церковным, как-то архиепископу, епископам, монахам и всякого рода священникам греческого обряда в монастырях и церквах предоставляется собственная распорядительная власть, так что никто в сказанных храмах и монастырях ваших не может творить насилия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

289–290). Всякого верующего Фаррар уподобляет Апостолу Петру и всех верующих во едино семейство соединяет, и во всех равенство проповедует, поэтому он толкует, что власть вязать и решить дана не священству, а всей Церкви , а к Апостолу Петру обратился Господь только как к представителю Церкви (стр. 290–291; 241, 245; также больш. изд. ч. II, стр. 374, замеч. 20). Приложение Статья из «Мировых Отголосков» от 21 дек. 1897 г. Открыто изданная и с доверием всюду принимаемая вредная книга требует всевозможной публичности в изобличении её вреда. Это, между прочим, заставляет меня обратиться к посредству печати, чтобы сказать несколько слов о книге, именуемой «Жизнь Иисуса Христа» Фаррара, равно и о других не менее вредных книгах этого английского писателя. Тем более, что обычный мой способ изобличения опасных для веры явлений религиозной жизни нашего народа – путём публичных собеседований – оказался в данном случае недостаточным и не достигшим вполне своей цели, вследствие неожиданного противодействия моему служению, обнаруженного некоторыми газетами, притязающими на авторитет в суждениях по «церковным вопросам» и совершенно недобросовестно извратившими, в надежде на безнаказанность, всё моё дело, всё дело начатого мною изобличения Фаррара. Есть такая газета, именуемая Русский Труд. Эта газета особенно вознегодовала на меня за оскорбление Фаррара и сейчас – строчит донос высшей власти, чтобы заставить её скорее-скорее принять меры к обузданию невежественного фанатика, возмущающего «толпу»... (Русский Труд, 50, стр. 8–9). То же и Церковный Вестник сильно стал за Фаррара и презрительно отзывается о моих беседах, что они – плод моего невежества в богословии, и только невежественное простонародье слушает их, а люди мало-мальски образованные могут быть совершенно спокойны насчёт фарраровских книг, так как в них «еретического ничего нет» (Церковный Вестник, 48, почтов. ящик). Но так ли? Я утверждал и не отказываюсь, что книги Фаррара содержат в себе смертоносный для веры яд, подслащенный мёдом красноречия и лукавой словоизворотливости.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/obli...

Понедельник. 15-е сентября. Навестил болящего нашего доцента С.И. Смирнова , который недавно с большими предосторожностями перевезен из Хотькова. Слава Богу, он теперь на пути к выздоровле­нию, хотя еще от слабости ходить не может. Я его благословил иконою святого Пантелеймона. Он был очень тронут. Когда я уезжал в Крым, 9-го июля, я совершенно не надеялся, что по возвращении увижу его: так он тогда плох был. Да и доктора потеряли было всякую надежду. Но, Боже мой, что значит любовь ближних, выражающаяся, конеч­но, в различных проявлениях – вещественных и духовных. Его бук­вально исхитили от оков смертных любовь его родственника доцента Н.Г. Городенского и профессора И.В. Попова , которые дни и ночи просиживали над больным, прислушиваясь к его предсмертному дыханию, как бы восполняя его своим жизненным дыханием. Выздоровле­ние его в своем роде можно назвать чудом по предстательству препо­добного Серафима, к молитвам которого многие, из знавших Сергея Ивановича, обращались. Удивительно, что и сам Сергей Иванович в бреду, в каком я тогда его застал, часто произносил имя преподобного Серафима... Воскресенье. 21-е сентября. Служил в Троицком соборе. Пил у наместника чай, а затем поспешил на именины к нашему добрейшему Димитрию Феодоровичу Голубинскому. Нехорошее впечатление про­извел он своим болезненным видом. Должно быть, развязка не осо­бенно далека. Погибнет тогда одна из славных традиций Московской академии. Сегодня же открытие в академическом зале внебогослужебных собеседований. Служил я в четыре часа с академическим духовенством молебен с каноном преподобному Серафиму по печатной службе, но еще не авторизованной (официально одобренной (от фр. autoriser – разрешать, позволять– прим. электронной редакции) Синодом 570 ; да навряд ли она и будет автори­зована, так как во многих местах составлена безграмотно. Народу дляпервого раза было достаточно, около шестисот душ, судя по розданным листкам. После молебна я говорил вступительное слово о преподобном Серафиме. С большим вниманием оно было выслушано. В этом году будут беседы по общей церковной, а затем по русской истории. Про­грамма чтений составлена и мною одобрена. Я же, по обыкновению, буду беседовать не в очередь на «злобы дня»./

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Администрация Академии выражает сожаление, что многолетний преподаватель Академии доцент Р. М. Конь открыто публикует неточные и непроверенные сведения об Академии, нанося ущерб её авторитету. Администрация Академии надеется на покаяние и исправление доцента Р. М. Коня. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии София 16 июля 2020, 21:06 Разрешите пояснить,что такое корпоративная этика- она ведь христианской не только не противоречит,но,наоборот,верный христианин ее соблюдает на своем рабочем месте,так как уважает людей и соблюдает субординацию ибо послушен начальству.Случаи,когда святые отцы обличали ересь на Соборах или внутри Церкви(заметьте,это были в большинстве своем НЕ миряне,а облеченные саном пресвитера/епископа)никоим образом не являются выносом сора из избы,они не " стучали " ,грубо,об этой ереси внешним к Церкви людям или условным СМИ. Предвижу возражение,что написать статью и опубликовать в православном СМИ есть поведать Церкви-но это невозможно принять за истину.Попытаюсь объяснить позже,закончить эту мысль. Георгий 14 июля 2020, 21:12 Администрация академии защищает свой " мундир " , щупольцы экуменизма видны невооружённым взглядом, Слава Богу, что в нашей Церкви есть и будут крепкие христиане, потому что Глава Её Христос-Бог наш. Алекс 10 июля 2020, 12:17 " Администрация Академии надеется на покаяние и исправление доцента Р. М. Коня. " Слов нет... Доцент Р.Конь изобличил ересь в стенах Академии. Результат? Доцент Р.Конь обвинён " нарушении корпоративной этики " и подвергнут остракизму. А еретик признан " пострадавшим " и оставлен на своей должности... Арсений 10 июля 2020, 00:52 Несколько странное разъяснение! Пожалуй, так можно и в Священном писании найти множество нарушений " корпоративной этики " . Пророк Илия, например, собственноручно казнил жрецов Вааловых. А Господь Иисус Христос неоднократно сурово обличал книжников и фарисеев. Нынче времена другие. Но явно, что такое снисхождение к мудрецам века сего лишь свидетельствует об отсутствии горячности веры в современных христианах. По пророческому слову такая теплохладность является одним из признаков приближения кончины мира. Но слово Божие непреложно: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.

http://pravoslavie.ru/132345.html

[В)] Привожу наконец, тоже в извлечениях, протест профессоров. «Отчет г. ревизора представляет в себе две стороны дела: указание причины, почему Академия найдена ревизиею в состоянии не вполне удовлетворительном, и указание недостатков или непорядков Академии по воспитательной и хозяйственной части за последние пять лет, т.е. за время управления ректора Академии архимандрита Антония... Не имея намерения скрывать действительных недостатков Академии в том и другом отношении, члены Совета позволяют себе, однако же, заметить, что причина их заключается не в одном лишь том, в чем усматривает ее ревизия. И прежде всего, в отношении к воспитательной части, причины кроются гораздо глубже и дальше. Члены Совета с благодарным воспоминанием обращаются к тому времени в жизни МДА, когда эта Академия считалась и была самою благоустроенною, заявляя себя выдающимися деятелями в области науки, отличавшимися в то же время и высоконравственной, истинно христианской жизнью, когда ближайшие представители управления Академией – ректора и инспектора – были из лиц, в ней же получивших свое воспитание и образование, и потому вполне живших ее собственною жизнию, и когда воспитанники ее были предпочитаемы воспитанникам других высших учебных заведений. Стоявшие во главе управления Академиею лица обыкновенно были люди зрелые по уму и жизни, в строгом смысле люди науки, а некоторые из них, как, например, протоиерей А.В. Горский 786 , пользовались даже европейскою известностию по своей учености, и потому имели полный авторитет среди профессоров и студентов, пользовались их почтением и любовию. Между начальством и студентами тогда слагались особые отношения – отечески-попечительные, [с одной стороны], и сыновне-доверчивые, с другой стороны. Начальники смотрели на студента не как на школьника, а как на взрослого и зрелого юношу, способного самостоятельно понять и осмыслить свое положение и свои отношения и не нуждающегося, в большинстве случаев, в каких-либо особенных внешних побуждениях, в регламентации каждого его шага и поступка; смотрели на студента как на молодого человека, который через год или два сам станет учителем других или даже пастырем Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Учиться путям YHWH – это теория. Но одной теории мало, важно ходить () по этим стезям, то есть научиться практическому исполнению заповедей. Путями и стезями Божьими здесь, как во Второзаконии ( Втор.8:6, 10:12, 11:22, 30:16 ) и во второзаконнической истории ( Нав.22:5 ; 3Цар.2:3, 3:14, 8:58 ) метафорически называются Божьи заповеди, то есть – Его Тора, Его слово: Ибо от Цийона выйдет Тора, слово YHWH – из Йерушалаима. Пути, стези, слово YHWH, Тора – это всё синонимы, также как в 119/118-м псалме и во многих других местах Танаха. С одной стороны Цийон () здесь отождествляется с Храмовой горой ( Мих.4:1 –2a) 187 , с другой этим названием метонимически обозначен весь город (Цийон и Йерушалаим находятся в синонимическом параллелизме). Цийон станет местом откровения Бога всем народам, как когда-то Синай стал местом Его откровения Исраэлю. В целом в книге Михи упоминается девять раз, из них шесть раз – в 4-й главе. Значение слова Тора () греки сузили до закона (LXX: νμος). На самом же деле Тора значит учение. В этом стихе Тора отождествляется со словом Господним ( и находятся в синонимическом параллелизме), поэтому союз оставляем без перевода. В узком смысле Тора – это , Моисеева Тора ( Нав.23:6 ; Мал.3:22 188 и др.), в широком смысле – всё религиозное и нравственное учение иудаизма, включая, конечно же, и учение пророков 189 . Источник этого учения – сам Господь, оно – Его слово. Тора, божественное учение выйдет от Цийона, чтобы распространиться по всей земле. Народы, стекшиеся в Йерушалаим и наученные самим Богом, вынесут это учение с Цийона и принесут в свои земли. Нетленный свет Торы просветит всё человечество, включая людей, которые живут на самых дальних островах (ср. Ис.66:19 ). Эффект от этого просвещения будет потрясающим – на всей земле установится полный и нерушимый мир ( Мих.4:3 ). Он рассудит многие народы, решит тяжбы могучих далёких народов… Привлечённые на Цийон чудесной и могучей силой Торы, народы (; ) подвергнутся Божьему суду. Всевышний выступит арбитром в решении международных споров. Народы охотно примут этот божественный суд и навеки примирятся друг с другом. Станет явью вековая мечта людей – наступит вечный и всеобъемлющий мир между всеми народами 190 . Божьей волей свершится то, что человечество никогда не могло осуществить своими силами. Основой глобального нерушимого мира станут не резолюции ООН и не решения мирных конференций (всё это суетная и бестолковая возня, не могущая привести к прочному миру), а Божья воля и Его святое Учение. Единственным и абсолютным авторитетом люди признают YHWH, Бога Исраэля. Подчинившись Его воле, люди перестанут враждовать между собой. Примирившись с Богом, люди примирятся и друг с другом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Авторитета Церкви, мнения других людей, даже просиявших в вере и благочестии, они не признают, ибо они слишком горды своею ученостью, своими познаниями, чтобы воспринимать что либо со вне. А между тем забывают они ту истину, что как много значат в деле нашего миросозерцания – склад ума, настроение, воспитание, личные особенности характера. Иной раз не потому я так думаю, что это истинно и иначе думать нельзя, а потому что моя натура, духовная особенности склоняют меня к тому или другому мышлению, – отсюда возможные собственные измышления. Часто нам нужен высший авторитет, а в деле веры, если мы желаем быть непогрешимыми, безусловно необходимо братское общение в союзе со св. Церковью . Как важно для выяснения и правильного уразумения истин веры это общение, можно видеть из следующего примера записанного в отечнике. Один старец провел семьдесят недель в посте, употребляя пищу только однажды в неделю. Он постился, ибо просил Бога, чтобы открыто было ему лично значение некоторого изречения в Свящ. Писании, но Бог не открывал ему. Видя это, старец сказал сам в себе: «вот я поднял не малый труд и ничего не успел; пойду лучше к брату моему и спрошу его». Когда он вышел из кельтии и запер за собою дверь, послан был к нему от Господа ангел, который сказал ему: « семьдесят недель, проведенные тобою в посте, не приблизили тебя к Богу, потому что ты горд был своим умом, своею праведностью, теперь же, когда ты смирился и вознамерился идти для вопроса и совета к брату своему, я послан к тебе истолковать значение изречения». Не тоже ли самое можно применить к нашим неверующим мыслителям? Они, гордые своим умом, не хотят прислушиваться ни к голосу св. Церкви, ни к святоотеческим писарям, толкуют веру самолично, не сознавая того, что истина часто бывает далеко сокрыта от них Господом. И в этом то самоличном толковании они доходят до отрицания истин нашей св. веры, доходят до неверия – как граф Толстой и подобные ему гордые мыслители. От них -то и распространилось у нас повсюду неверие.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Представьте себе, что он в каком-нибудь обществе – среднем. Каким-нибудь образом и Вы сюда приглашены. Входите Вы, не будучи знакомы с ним. Смотрите: почти все сидят и слушают, а кто-то в голубом кафтане стоит посередине и рассказывает, махая при этом руками, всё, знаете, преимущественно о педагогических вопросах, и все это, видите ли, с видом знатока. Вы сами тогда садитесь поближе, и если сосед ваш знаком Вам, то Вы потихоньку и спрашиваете его: – Что это за батюшка? – А это – Соломонов, – говорит ваш сосед, не обращая на Вас внимания, чтобы не проронить ни одного словечка. А почему он рассуждает о педагогических вопросах, то я Вам кратко разъясню: я выше сказал, что он бывал регентом и учителем пения, поэтому он теперь и имеет предлог говорить о методах, употреблявшихся им для обучения пению, и вообще о педагогических вопросах. Потом оставит этот ученый разговор и влепит какой-нибудь грязный анекдот и потом уже начинает припоминать, как он был регентом, начинает объяснять Вам, откуда частоты различные, названия нот и так далее до тех пор, покамест кто-нибудь его не осадит. Тогда ссылается на авторитет: на какие-то заграничные книги, которые недавно вышли, и он уже прочел их, так как вообще следит за этим. Человек положительно помешан на этом; можно предположить, что тут ничего нет – просто человек любит пение и стремится еще более узнать его; но нет: он действительно знает пение так себе, нельзя даже сказать, чтобы хорошо; но, видите ли, уж так сложена видно природа, что хочет показать себя специалистом в том, в чем он еще долго должен быть учеником: такие люди просто обманывают самих себя и некоторых других приводят в заблуждение. Это сорт таких людей, которые, собственно говоря, ничего не имеют. Но из этого ничего неимения все-таки выделяется что-нибудь, и они уже этим щеголяют «мол, и я не простой человек». Соломонов принадлежит к числу таких людей, и потому мне, да и другим, знающим его, противно становится, когда начинает вдаваться в подобные рассуждения. Далее, он корчит из себя великого человека, которого не в состоянии понять никто: но он никого и знать не хочет...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

14 июня Учитель сообщает журналистам, что подготовлена «независимая» экспертиза, которая полностью опровергает выводы «экспертов Поклонской». Мол, почувствуйте разницу: у меня «независимые эксперты», а против меня ангажированные депутатом вроде как и не эксперты вовсе. Попытка дискредитировать уважаемых ученых, подготовивших экспертизу, очевидна. Ну хорошо, могут быть разные мнения, разные оценки, разные подходы. В науке это допустимо. Однако, с экспертизой Слободчикова, Понкина, Троицкого и Евдокимова можно свободно ознакомиться. А где же экспертиза от экспертов Учителя? И кто эти эксперты? Может быть они и вовсе не эксперты, не имеют никакого авторитета в научных кругах? А может быть ... и нет никакой экспертизы? Увы эти вопросы даже не были поставлены перед Учителем журналистами. А сам режиссер скандального фильма ничего не собирается доказывать, объяснять. Ему важно вбить в общественное сознание мысль, что «правдивая» экспертиза есть. Важно показать, что он победил своих противников. Отсюда и главная идея, которая вдалбливается в головы пиарщиками Учителя: в истории вокруг фильма «Матильда» столкнулись «свободный художник, патриот-творец» и «недалёкая, не разбирающаяся в искусстве» депутат Поклонская, которую поддерживает кучка маргиналов, а то и православных радикалов». Выступающих против скабрезного фильма архиереев, священников, известных православных мирян не должно быть заметно, иначе разрушится картинка: «благородный Учитель против желающей всё запретить депутатши». Отчасти мы и сами виноваты. Обрадовались, что депутат Наталья Поклонская «поднялась на бруствер», и ждем результата. Вот и отец Арсений пишет: «Мы не видим адекватной реакции Православного епископата». Справедливости ради, надо отметить, что с начал мая, когда мы получили это письмо, ситуация изменилась. На тот момент, действительно, с открытой критикой «Матильды» осмелились выступить только митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин и глава Патриаршего совета по культуре, епископ Егорьевский Тихон , да еще Екатеринодарская епархия не благословила верующим смотреть эту гадость Учителя.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/06/29/vs...

Автор не довольствуется указанием на невозможность заимствования евреями у египтян своего священного и национального божественного имени, при существовавшем между ними антагонизме; он входит в подробное рассмотрение египетских выражений, приводимых защитниками указанных теорий и опираясь на признанные в египтологии авторитеты, отнимает у этих теорий всякую опору. Изречение об Изиде оказывается пантеистическим утверждением тожества богини со всем, что существовало, существует и будет существовать; nuk pu nuk в устах Озириса не значит «я есмь я», а есть просто этимологическое усиление личного местоимения: «я, именно я»; имя верховного божества chepra, с значением «саморождения», применялось не только к верховному божеству, но и к миру, даже к растениям и минеральным продуктам. Более модными, в настоящее время, являются теории, выводящие четырехбуквенное имя Божие из Ассирии. Фридрих Делич считает полную форму этого имени позднейшим развитием первоначальной jahu, последнее признает общехананейским заимствованием из Вавилона, где верховный бог назывался Ιau и сводит это имя к древнейшему сумеро-аккадскому Автор подробно разбирает каждое из этих положений и приходит к выводу, что «беспристрастной критики не выдерживает ни одно из них» (стр. 95). В 1902 году много нашумел трактат Делича: «Babel und Bibel», где он, между прочим, заявил, что нашел в клинописных таблицах оба имени – и Jahu, и Jahve – в такой связи, которая прямо указывает, что это имена божественные. Но дальнейшее исследование учеными ассирийских имен показало, что Делич читает их неправильно, а при ином чтении они уже не похожи на библейское четырехбуквенное имя. Английский ассириолог Пинчес в 1885 году открыл в ассирийских текстах божественное имя Аа или Ya, и тотчас же явилось сближение последнего с jah, сокращением четырехбуквенного имени. Но сам же Пинчес допускает сомнение относительно того, действительно ли Aa означает божественное имя, а Гоммель, развивший его теорию далее, прямо отрицает это; другие ассириологи предлагают даже иное чтение, вместо Aa. В настоящее время, большой популярностью пользуются теории, производящие еврейскую тетраграмму из сиро-арабо-финикийских корней; популярность их объясняется большей доступностью материала для их построения, так как здесь приходится иметь дело с языками более доступными, чем египетский и ассирийский. Одни из сторонников этих теорий ставят еврейское божественное имя в зависимость от языческих имен, другие наоборот, а третьи считают самостоятельными и еврейское, и языческие имена; автор правильно указывает причину такого различия – в личных симпатиях одних ученых к миру библейскому, других, – к миру естественно-языческому. Тем с большей очевидностью сказывается, вследствие этого, необходимость для самого автора «рассмотреть весь сюда относящийся материал беспристрастно, при руководстве не личными симпатиями, а исключительно библейской точкой зрения на дело» (стр. 108).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010