– Ну, иностранец! Скоро тебя черти унесут за границу? Поскорее, а то соберусь как-нибудь и ребра тебе пощупаю. Чистякову было страшно; он молчал и думал: «Не понимает даже, что неприлично заговаривать с человеком, который не подает руки». А Толкачев хохотал: – Не бойся: я ведь шучу. На что ты мне нужен, собачья старость! И все облегченно вздыхали, так как боялись, что Толкачев и вправду побьет его, и иногда уговаривали Чистякова помириться. – Ведь он хороший малый, – говорили они полуискренно, так как и за глаза не решались говорить о Толкачеве правду и не решались думать ее. И только один Каруев одобрил Чистякова и почти перестал бывать в шестьдесят четвертом номере. Денег было скоплено двести девяносто рублей, и была надежда, что к весне, к апрелю месяцу, Чистяков соберет все четыреста. У него было бы больше, но на одном уроке у купца опять недодали десяти рублей, хотя обещались заплатить, а кроме того, пятнадцать рублей он дал Райко, который почти ничего не получал из дому и содержался на деньги товарищей: за его долю в квартире плату вносил Ванька Костюрин. С деньгами в кармане Чистяков стал спокойнее и увереннее. По целым вечерам он просиживал у себя в номере, мечтая о том, как хорошо он будет жить за границей, и уже начал укладывать некоторые мелкие вещи. И когда укладывал, сердце его наполняла тихая, прозрачная и чистая, как ключевая вода, печаль – о чем-то далеком, неизведанном и милом, и постоянно казалось, что он что-то забывает захватить с собою, что-то очень важное и дорогое, без чего ему предстоит много неприятностей. К товарищам он стал относиться мягче, не сердился на них и только жалел. Жалел, что они остаются с ужасным Толкачевым; жалел, что они так пьют и вся их жизнь будет тусклая, тоскливая, как у других, и ничего не удастся им из того хорошего, о чем они иногда мечтают. Странная, неустроенная, кошмарная жизнь, похожая на дикий сон, пожрет их, как сожрала тысячи других, и тщетны будут их попытки устроить другую, лучшую жизнь. И особенно жаль ему было энергичного и смелого Каруева, который бьется головой о стену и последнее время сделался очень мрачен и неровен.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-leonid...

А остальные весело и беззаботно жили со всею беспечностью молодости и здоровья, как будто не было у них ни вчерашнего, ни завтрашнего дня, ни проклятых вопросов, которые несет с собою проклятая действительность. Широкоплечий, волосатый, толстошеий Толкачев, с маленькими и тупыми глазками, показывал силу своих мышц, подымал гири и заставлял всех смотреть на себя и восхищаться: он был членом гимнастического общества, признавал одну только силу и открыто презирал университет, студентов, науку и всякие вопросы. И многие его ненавидели, но боялись его чудовищной силы, его грубости, которая ни перед чем не останавливается, и даже за глаза не решались говорить о нем дурно. И когда кто-нибудь, выведенный из терпения, начинал спорить с ним, то всегда начинал спор словами: – Конечно, всякий свободен в своих убеждениях, но ты, Костя, едва ли прав… А он не понимал этой деликатности и спокойно обрывал спор: – Ну, стоит с вами, с дураками, разговаривать. Будь моя воля, я каждый бы день всех вас на конюшне драл. И все делали вид, что он шутит, и смеялись. Хозяин Панов крошил лук для селедки и плакал; серб Райко Вукич, низенький, сухой, жилистый, горбоносый, с острым раздвоенным подбородком, по которому выступала колючая щетина, и с обвисшими усами, глядел на водку, молчал и ждал, когда нальют. Этот Райко был чудак. Трезвый он молчал, а когда выпивал немного водки, то начинал смешным и ломаным языком горячо и упорно рассказывать про Сербию – какие-то мелкие и неинтересные вещи: о партиях, о радикалах и турках, о каком-то скверном и ужасном человеке Бодемличе и еще о чем-то. И он так расхваливал маленькую и плохонькую Сербию, что все умирали со смеху и нарочно дразнили его. – Господи! – удивлялся Ванька Костюрин. – Говорит про Сербию, а она вся-то с эту селедку. Возьмет ее турок да и проглотит. – Подавится! – возражал Райко, щетинясь усами, подбородком, острыми глазками, всей своей колючей и жилистой фигуркой. – И выплюнет: экая дрянь, скажет! Райко вспыхивал, окидывал гневным взглядом собравшихся и свирепо бросал:

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-leonid...

21 В 1348 ст. Уст. Суд. Гр. повторяется это правило в новой редакции со следующим изменением: «Муж обязан доказать, что находился в разлуке со своей женой в течение всего того времени, к которому можно отнести зачатие младенца». Нельзя не заметить, что прежняя редакция была гораздо определительнее. 22 Вообще в указах неоднократно выражаемо было правило: «Не подавать силы опасному примеру опровергать законное рождение детей по смерти их родителей». См. Указы 1778 г. июля 21, по делу Костюрина; 1786 г. ноября 4, по делу Арсеньева; 1802 г. июля 12 и 1831 г. мая 13. 23 Будет требуемо признание – таково выражение 464 ст. Зак. Суд. Гражд. не совсем точ­ное, ибо, по общему закону, суд не может требовать или вынуждать признание. 24 Если дело идет не о законности рождения, но о причислении к сословным правам по рождению, решительной минутой признается в иных случаях минута зачатия, в интересах рожденного человека. У Римлян, когда дело шло о причислении человека по рождению к свободному или несвободному, к высшему или низшему состоянию, при перемене состояния в лице родителей, – решительной минутой принималось то или другое, смотря по тому, что выгоднее для младенца. Так, если мать в минуту рождения оказывалась лишенной гражданских прав, которые имела при зачатии, младенец не должен был терпеть от этой перемены. Сын сенатора, зачатый в законном браке, не терял преимуществ, соединенных с рождением, хотя бы в минуту рождения отец не был уже в живых или оказывался лишенным прежнего достоинства. Напротив того, зачатые в незаконном браке дети получали право по времени рождения в браке законном. Зачатому младенцу предоставлялись права на открывшееся до рождения его наследство. У нас вообще ребенок получает сословные права родителя потолику, поколику может быть признан законным его ребенок, следовательно, по рождению. В одном только случае закон для пользы младенца обращается к минуте зачатия: именно, если ребенок зачат тогда, когда отец пользовался полнотой гражданских прав, а родился, когда отец лишен был прав состояния. Состояние младенца определяется минутой зачатия (IX т. Св. Зак. ст. 11). Дети зачатые, но еще не родившиеся при жизни отца, не устраняются от прав на его наследство, наравне с теми, кои при смерти его находились в живых (Зак. Гражд. 1106).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

В Петербурге существовало высшее специальное учебное заведение – Морская Академия. В 1739 году профессор этой Академии Фарфонсон, обучавший арифметике, геометрии, навигации, астрономии, географии и геодезии, умер; вызывали на его место англичан, те просили по 500 фунтов жалованья и обязывались быть в службе не более 5 лет. В 1745 году математических и навигационных наук учитель Кривов да подмастерья Четвериков, Костюрин и другие объявили, что такие английские профессора в такое короткое время Морской Академии никакой пользы не принесут по незнанию русского языка, а учениками – английского, да и переводчиков сыскать нельзя, знающих математические и навигационные термины, а мореплавание особенно сильно у англичан и книги по этой части больше на английском языке, которых и в Морской Академии немало и будут лежать без употребления за неимением переводчиков: поэтому Кривов и подмастерья просят, чтоб приказано было, наградя их рангом, послать их нынешним летом в Лондон на три года для обучения английскому языку, а как обучат, то и без английского профессора при Академии можно будет справиться, потому что они будут книги переводить и учеников обучать. Адмиралтейс-коллегия представила эту просьбу Сенату, который приказал: Кривова, Четверикова и Костюрина отпустить в Англию с жалованьем по 400 рублей в год да на подъем выдать по 100 рублей. В 1745 году в московской артиллерийской школе было сверх комплекта учеников дворян и недворян 128 человек, в инженерной – 45 и в артиллерийской школе некоторым сверхкомплектным ученикам по указу 1732 года давалось на пропитание по одному четверику муки да по 30 копеек денег. Теперь Сенат приказал: Артиллерийской конторе разобрать школьников и из них годных определить в службу в число артиллерийского и инженерного штата: они могут и будучи в службе оканчивать свои науки; также способных к науке из шляхетства и детей артиллерийских служителей комплектное число оставить в школе, а из разночинцев и солдатских детей отослать в гарнизонную школу, потому что в артиллерийскую школу, кроме дворян, никого и определять не следовало; если затем сверх комплекта явятся из шляхетства таких присылать к рассмотрению в Герольдмейстерскую контору.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Костюрино. Церковь Климента, Папы Римского. Карта и ближайшие объекты Село Костюрино (бывшее село Клементовское на Юхти), церковь во имя св. священномучеников Климента папы Римского и Петра Александрийского. Церковь каменная, двухэтажная, приходская, прочная. Церковь построена в 1779 г. иждивением прихожан. Церковной земли 99 десятин 969 кв. саж., церковный дом для жительства священника и сторожка. Капитала церковного 3425 руб. Прихожан в приходе всего 494 муж. пола и 545 жен. Село при реке Юхти. В приходе церковно-приходская школа и школа грамоты. Штат причта состоит из священника и псаломщика, причтового капитала в процентных бумагах 5577 руб. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. В приходе состоят селения: 1) Жуково, 2) Кадошник, 3) Поникарово, 4) Антеплево, 5) Марково, 6) Старово, 7) Семенково, 8) Бурцово, 9) Бабайки, 10) Бураши, 11) Медведково, 12) Плещево, 13) Литвиново, 14) Чириково, 15) Городищи, 16) Зыкушка, 17) Терпилово, 17) Терпилово, 18) Володино, 19) Халяпино, 20) Усадища, 21) Трощево, 22) Раменье, 23) Костюрино. Список Высочайше утвержденных приходов по Угличскому уезду. - Ярославль. 1878 г. В селе Климентовском в Юхоти близ деревни Костюрино Угличского уезда (позднее Мышкинского района) находится церковь во имя св. священномучеников Климента, Папы Римского. Церковь каменная двухэтажная, приходская. Построена в 1779 году иждивением прихожан. Помимо главного престола имеет два придела: Николая Чудотворца, Петра Александрийского. Штатный состав причта: священник и псаломщик. С момента постройки и до момента закрытия в 1937 г. храм принадлежал православной церкви, в подчинении Угличской Духовной Консистории (Правления) и Ярославской (Ростово-Ярославской) Епархии. Церковь имела соответствующий интерьер и экстерьер, была приходской с регулярными православными богослужениями и соблюдением традиций православия. Храм закрыт в 1937 году, венчания сломаны. Использовался как овощехранилище, клуб, контора колхоза.

http://sobory.ru/article/?object=13548

Чужой Булгаков Айгустов [см. Булгак, Айгустовы], умер в 1549 г., Переяславль Чука Захарьин, дьяк ростовского владыки, 1533 г. Чука, чукай – сметливый человек [Ср. Чугак] Чукарин Важен Герасимов, 1615 г.; Макарий Чукарин, подьячий, Москва Чуконенок Иван, бобыль, 1627 г., Белев Чукуй Апуев (Алзоев), крестьянин, 1571 г., Обонежье Чулан , холоп, 1539 г., Новгород Чулиндин Иван, 1623 г., Дмитров Чулок, Чулков : кн. Иван Михайлович Чулок Засекин [см. Засека], 1515 г.; Чулок Федорович Квашнин [см. Квашня], середина XVI в.; Василий Тимофеевич Чулок Остеев [см. Остей], боярин, середина XV в.; от него – Чулковы, а от Чулковых – Чеботовы [см. Абаш, Ушатый, Чебот, Чехол] Чумбур Иван, крестьянин, 1564 г., Олонец Ср. чембур – третий повод узды для привязыванья лошади к коновязи Чумич Герасим, поп Чудова монастыря, 1477 г. Чумсан Ясаков сын Костюрин [см. Костюрин], помещик, 1568 г., Ярославль Чупа Андрей Васильевич Челюсткин [см. Челюсткин], 1500 г.; Чупа Иванович Бирдюкин-Зайцев [см. Бирдюка, Заяц], середина XVI в., Ярославль Чупа – 1) хвост верши, 2) грязнуха, чумичка, неряха, неуклюжий (Даль) [Ср. Чупряк] Чупехин Проня, помещик, 1595 г., Орловский уезд Чупра ( Чупрок ) Иванов, крестьянин, 1564 г., Новгород; Селифонт Чупров, 1496 г., Новгород [Ср. Чупряк] Чупрасов Иван Тихонович, 1628 г., Кострома Чупреяновы , помещики, 1568 г., Ярославль Чупруновы Замятня и Суторма [см. Замятня, Суторма], сытники царя Ивана, 1573 г. Чупряк, Чупряков : Чупряк Давыдков, крестьянин, 1496 г., Обонежье; Иван Чупряков, крестьянин, 1470 г., Юрьев [Ср. Чупра, Чупа] Чупыш, Чупышев : Тимофей Чупыш, крестьянин, 1605 г., Муром; Иван Чупышев, подьячий, 1649 г., Москва Чура, Чуров : Чура Рудлев [см. Рудель], первая половина XVI в., Углич; Иван Чуров, конец XV в., Новгород Чурага Афанасий, холоп, 1603 г., Новгород Чурак, Чураков : Тихон Чурак, крестьянин, 1495 г., Олонец; Иван Чураков, крестьянин, 1526 г., Белоозеро [см. Кокшар] Чурак – чурбак, чурбан Чурашев Григорий, посадский человек, 1623 г., Гороховец Чурило, Чурилко , крестьянин, конец XV в., Новгород [см. Драница]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   2. Книга Бытия, по его мнению, должна «интерпретироваться по-новому», символично. А именно, грехопадение Адама не являлось историческим событием, а просто «символом рожде­ния человеческого самосознания». Может ли православный хри­стианин согласиться с этим? Как Православное Христианство понимает книгу Бытия? 3. О. Антоний Костюрос    Позвольте нам снова говорить о взглядах православных хри­стиан. В другой статье греческого архиепископата Православный обозреватель (6 февраля 1974) отец Антоний Костюрос отвеча­ет на вопрос, заданный одним из читателей: «Если Адам и Ева были первыми людьми, откуда же у их сына Каина появилась жена? Проливает ли Церковь какой-либо свет на этот вопрос?» О. Антоний говорит:    «Происхождение человека слишком отдалено от нас во времени, чтобы отдельный человек либо группа лиц могли знать об этом. [Для чего же тогда написана книга Бытия? — о.С] Наука все еще находится в поисках ответа. Слово Адам означает земля. Слово Ева — жизнь. В общем, и только в общем смысле, наша традиционные богословы говорят, что все мы происходим от одного мужчины и одной женщины... Есть и другие, которые считают, что человечество зарождалось в человеческих поселениях, в скоплениях людей то там, то здесь... Ни у одного из бого­словов нет определенного ответа по вопросу происхож­дения человека и его развития... Заря человеческой исто­рии покрыта тайной».    По взглядам отца Антония, именно наука пытается найти ответ на этот вопрос. Очевидно, что православное толкование книги Бытия довольно символично и образно; и нам так точно и неизвестно, существовал ли такой человек «Адам» или нет. Такие вот взгляды преподносятся официальной газетой гречес­кого архиепископата.    А что же говорит православное богословие об Адаме и первосозданном человеке? О чем же говорит православный празд­ник в память Адама и других святых праотцев? А как же быть тем, у которых Адам является святым небесным покровителем?    Безразлично ли православному христианину, что Церковь, если верны взгляды «христианских эволюционистов», могла на про­тяжении всех веков заблуждаться в своем учении по этому пред­мету, и что это учение теперь может быть пересмотрено, если «наука» выступит, наконец-то, с ответом на вопрос о проис­хождении человека? Будет ли преувеличением сказать, что для православного христианина сугубо важно приобщиться к очень ясному взгляду учения Церкви о происхождении человека, также как быть хорошо сведущим в понимании ограниченности научных исследований данного вопроса?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3870...

А что же говорит православное богословие об Адаме и первосозданном человеке? О чем же говорит православный празд­ник в память Адама и других святых праотцев? А как же быть тем, у которых Адам является святым небесным покровителем? Безразлично ли православному христианину, что Церковь , если верны взгляды «христианских эволюционистов», могла на про­тяжении всех веков заблуждаться в своем учении по этому пред­мету, и что это учение теперь может быть пересмотрено, если «наука» выступит, наконец-то, с ответом на вопрос о проис­хождении человека? Будет ли преувеличением сказать, что для православного христианина сугубо важно приобщиться к очень ясному взгляду учения Церкви о происхождении человека, также как быть хорошо сведущим в понимании ограниченности научных исследований данного вопроса? Позднее, отвечая на другой вопрос читателя, отец Антоний сообщает следующее: «Возможно существовало много Адамов и Ев, появ­лявшихся одновременно в различных районах земли, ко­торые затем встретились. Как был создан человек, и как человек производил потомство в начале, покрыто тайной. Не позволяйте никому учить вас чему-либо иному. Наша Церковь предоставляет вам возможность размышлять о указанном вами предмете и приходить к вашим собствен­ным предположениям по этому поводу». Ответ на вопрос «Откуда у Каина жена?» на самом деле очень прост: у Адама и Евы было много детей, о которых не упомина­ется в книге Бытия. Повествование книги Бытия проходит только по основной канве истории. 4. Карл Ранер Отец Антоний Костюрос упоминает о возможности «зарож­дения человечества в скоплениях людей». Это относит нас к эволюционной теории «полигенезиса». Видный иезуит – «богослов» Карл Ранер (он до недавнего времени был еще довольно «консервативен» в своих взглядах на эволюцию) 135 исследовал этот вопрос и «примирил» эволюционный взгляд с христиан­ским догматом так, что это, без сомнения, послужит примером для подражания для греческого архиепископата в будущем. (Пра­вославные модернисты, как правило, всегда на шаг отстают от римских католиков в процессе внесения «дополнений» во взгля­ды Церкви.) В статье, озаглавленной «Первородный грех, по­лигенезис и свобода» (резюмированной в Богословском дайд­жесте, весна 1973) Ранер ставит два вопроса:

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Село Спасское было некогда сельцом Слядневым и принадлежало вдове Анне Мамаева жене Сапогова с сыном Григорием, а в 133 и 134 (1625–1626) гг. сельцо Сляднево было пустошью и находилось Русского уезда, волости Юрьевой слободы, «в порозжих землях». (См. Моск. Арх. Мин. Юст. Писц. кн. 845, стр. 157). Оно населено вновь после 186 (1678) г., было опять сельцом и находилось во владении стольника Ивана Афанасьева Костюрина, при котором в этом сельце построена была церковь во имя Преображения Господня. Первое сведение о существовании сей церкви находим в приходных окладных книгах Патриаршего Приказа за 1703 год. В них написано: «В нынешнем в 703 году по указу Великого Государя и по помете на выписке казначея монаха Тихона Макарьевского велено новопостроенные церкви Преображения Спасова, которую построил столь, ник Иван Афанасьеве сын Костюрин в Русском уезде в поместном своем сельце Слядневе, на попа с причетники дани положить, по сказке новопостроенные Спасские церкви дьячка Тимофея Васильева с приходских дворов: с попова, с дьячкова, с Пономарева, с просвирницына, с одного помещикова, с 5 крестьянских, да с церковной земли по памяти из Поместного Приказу с 10 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена с 10 копен, по указной статье, 13 алтын, заезда гривна, и те деньги велено имать с 703 году. Августа 21 дня те деньги платил дьячек той церкви Тимофей». (Там же, Патр. Прик. кн. 184, стр. 493). С 1704 по 1739 г. Спасская церковь в тех же приходных книгах писалась в Русской десятине в следующем порядке: «Церковь Преображения Спасова в селе Слядневе, в поместье Ивана Костюрина, дани 13 алтын, заезда гривна». А в 1702–1736 гг. означено дани «26 алтын две деньги». (Там же, кн. 252, стр. 272 и кн. 418). В селе Слядневе, Спасское тож, при церкви находился «двор попа Тимофея Васильева». (Там же, Переп. кн. 11458). «1722 г. декабря в » « день по указу (из Синодального Казенного Приказа) и по присланной памяти Саввина монастыря Сторожевского, за пометою архимандрита Сильвестра, в Рузе, на Синодальном Десятильниче дворе, перед старостой поповским Успенским попом Филиппом Борисовым, Русского уезда вотчины стольника Ивана Афанасьева сына Костюрина села Сляднева прикащик Семион Иванов сказал в самую сущую правду: в том селе Слядневе построена церковь Преображения Спасова после последнего Российского патриарха Адриана, а в котором году и по чьему прошению, – того он прикащик не знает, и дани с той церкви платится по 26 алтын по две деньги на год, да казенных пошлн по 5 алтын но 4 деньги, ямских и полоняничных с одного двора; а священника и церковников у той церкви нет, отошли неведома куда в нынешнем 722 году в июне месяце, и та Божья церковь с того числа стоит без пения; а что к той церкви попу с причетники давалось на пропитание земли, также и сколько сенных покосов, того ж прикащик не знает же; а в приходе у той церкви только три двора, которые в том селе Слядневе». (Там же, Патр. Прик., вязка 449, дела 825, стр. 33 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эта обедневшая семья несчастного лжеепископа не могла оставаться в Ветрянке: там все смеялись над ними, и нельзя было поручиться, чтоб участь Анфима не постигла рано или поздно и его приверженцев. Собрав остатки расхищенного имения, они уехали в ветковские пределы и жили там в Боровицах. Раскаялась ли Елизавета в том, что растеряла все свое богатство на Анфима, и долго ли горевали хорошенькие дьякониссы по своем милом архиепископе, — не знаем. Указ из московской конторы святейшего синода киевскому преосвященному 1751 года 24-го июня: «а приметами оный Анфимка: росту средняго, плечист, лицо круглое, угреватое, побитое рябинами, ноздри с обеих сторон рваныя, пытан, глаза кровавые, волосы на голове черные, длинные, борода малая, лет в пятьдесят». Посланный киевским вице-губернатором, тайным советником Костюриным, в Яссы и Хотин в 1757 г., для разведываний об Анфиме, донес о приметах его так: «средних лет, плечист, борода малая, обе ноздри рваныя, лицо полное, угреватое, в словах речист» (см. «Дело святейшего синода о раскольническом арх. Анфиме» 1757 года). Иван Алексеев. «История о бегствующем священстве» в «Лет. русск. ист. и древн.» т. IV, смесь, стр. 65 и 66. «Дело святейшего синода о раскольн. архиерее Анфиме». Кременский Вознесенский монастырь, ныне Донской, а тогда Воронежской епархии, был основан в 1711 году на правом берегу реки Дона, в 10 верстах от Кременской станицы. Он был упразднен в 1788 г., но по просьбе донских казаков восстановлен в 1798 году. Он в 3 классе и есть единственный во всей Земле Войска Донского мужской православный монастырь; содержится на счет войска. Иона Курносый. Иона Курносый и допрос казаку волжского казачьего войска, Семену Чижову, снятый в астраханской губернской канцелярии 30 мая 1763 г. См. «Дело о раскольнич. Архиерее Анфиме». Все о побеге из Москвы и о пребывании в Ветке заимствовано у Ионы Курносого. Согласно с Ионой, что Анфим тотчас по прибытии на Ветку назвался епископом, показал при допросе, 30 мая 1763 года, в астраханской губернской канцелярии, казак волжского казачьего войска Чижов. Показание Семена Чижова, казака волжвкого казачьего войска: «и я, будучи в Боровицах, во всеночной на клиросе пел, а брат мой, Иван Оловянишников, стихеры рассказывал под Николин день». Показание казака Чижова в «деле синода, 1757 г., о раск. арх. Анфиме». Так, например, делалось это в древнем Новгороде. Вселенского IV собора 2 правило, Вселенского VI собора 22 правило, Вселенского VII собора 5 и 19 правила. Правило апостольское 22.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010