Но как смотрел Спаситель на оказанные Ему почести во время шествия в Иерусалим?... Во время земной своей жизни много раз ходил Спаситель в Иерусалим, но никогда Он не входил в оный так торжественно, как перед своей смертью: это шествие Его было последнее, необычайное – шествие на страдания и смерть, для совершения величайшего дела – искупления рода человеческого, и явления Божественной славы в Его воскресении, а потому теперь Он пожелал торжественно войти в Иерусалим. Но не радовали Спасителя крики радости и восторга народа еврейского, и не утешали его торжественная встреча и сопровождение в Иерусалим, основанный на ложном понимании Его пришествия. Сердцеведец знал жалкое заблуждение народа еврейского; знал, что этот же самый народ через пять дней вместо осанна будет кричать: распни, распни Его, и потому, когда Он спускался с вершины горы Елеонской и увидел Иерусалим, т. е. когда торжество, сопровождавшего его народа, достигло высшей степени, Он заплакал и, обратившись к Иерусалиму, сказал: о если бы и ты, хотя в этот день тебе благоприятствующий, понял, что служит к благосостоянию твоему! Но это скрыто от очей твоих! Придут на тебя дни, когда враги твои побьют детей твоих среди тебя и не оставят в тебе камня на камне, за то, что не уразумел времени, в которое так чудно посетил тебя Бог! Эти слова Спасителя означают то, что народ еврейский и город Иерусалим, главный центр деятельности Спасителя, во время земной жизни Его, несмотря на Его высокий образ жизни, Божественное учение и бесчисленные чудеса, не признал Его за обетованного Мессию, не уразумел этого и в день торжественного входа Его в Иерусалим; за все это Спаситель предрёк великое бедствие Иерусалиму, а с ним вместе и всему народу еврейскому. И при виде глубокого заблуждения и нераскаянности некогда Богом избранного народа еврейского и предстоящих ему бедствий, среди криков радости и восторга, Спаситель сильно плакал... То были слезы спасающей любви Божьей и скорбящей о заблудших грешниках. Но во второе пришествие на землю Сына Божия и в день страшного суда Его эта любовь обратится в праведный гнев Божий, проклятие и осуждение на вечные муки нераскаянных грешников....

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Св. Церковь ведает, что раз воспламенится в нас этот дух веры, то возникнут вслед за ней и те чувства и стремления, кои так необходимы для подвигов Св. Поста, и прежде всего в нас ощутится самая искренняя и горячая потребность молитвы. Молитва , таким образом, следует за верой. Верующий, сознающий свое глубокое ничтожество и безграничные святость, всемогущество и благость Божии, неудержимо влечется к Нему, дабы вступить с Ним, источником жизни, в благодатное и сладостное общение. Молитва это – возвышение ума и сердца наших к Богу. Молитва дает человеку счастье ощутить в себе благодать Божию, поэтому в ней опытно человек познает духовную жизнь в Боге, и всем своим существом оживляется, обновляется и возвышается: слабый становится сильным, унылый – радостным, безнадежный – надеющимся, мрачный – светлым, мятущийся – спокойным, холодный – растворяется теплотой любви и милосердия к ближним... Но дабы с такой именно молитвой мы вступили в Великий Пост, Св. Церковь научает нас умению молиться, давая познать нам, что не всякая молитва угодна Богу и спасительна для нас, но молитва только истинная, достойная величия Божия и соответственная природе человека. А между тем бывает молитва людей суетная, бесполезная, неразумная и даже молитва оскорбительная для Господа, дерзкая и хульная... Вы знаете притчу Господа нашего Иисуса Христа о мытаре и фарисее ( Лук.18:11–14 ): в ней дается нам пример молитвы ложной и истинной. Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став впереди всех на видном месте, молился сам в себе так: Боже! благодарю тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Так молившийся фарисей был убежден, что своей верой, жизнью и молитвой он угождает Богу. Однако же его молитва была не только бесполезна для него самого, но и еще оскорбительна для Господа. Фарисей молился в духе крайнего самодовольства, гордости и превозношения над ближними, без сознания своих грехов и с преувеличенным восхвалением своих добрых дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Церкви Господь прежде всего явился и утешил матерь Свою, Пресвятую Богородицу, в самый же день Своего воскресения, рано утром. Потом, прежде всех Своих учеников Он явился женам мироносицам, а после них самым возлюбленным Своим апостолам Петру и Иоанну и некоторым другим ученикам, а вечером в первый день явился двум ученикам, шедшим из Иерусалима в Еммаус, и тогда же вечером явился десяти ученикам в доме, где они собрались вечером, кроме Апостола Фомы. При всех Своих богоявлениях Господь укреплял в учениках уверенность в Своем воскресении, возбуждал в них радость и беседовал с ними о тайнах Царствия Божия. А что случилось в восьмой день по воскресении – сегодняшний, и что празднует Св. Церковь ныне? Когда в первый день вечером Господь Иисус Христос явился десяти ученикам, при этом не было апостола Фомы. Ученики, видевшие Господа, с величайшей радостью рассказали ему о Спасителе, что Он воскрес, явился им и беседовал с ними. Фома же или по недостатку веры, или по сильному желанию самому увидеть Господа, скорбя, что вместе с другими он не удостоился радости видеть Воскресшего, отвечал ученикам: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» ( Ин.20:25 ). И вот в восьмой, нынешний день, чрез затворённые двери явился Господь всем ученикам, когда и Фома был с ними. Господь стал посреди них и сказал: «мир вам!» Потом говорит Фоме: «подай перст твой сюда, и посмотри руки мои; подай руку твою п вложи в ребра мои; и не будь неверующим, но верующими». И вот Фома, обуреваемый порывом пламенной веры, чувствами величайшей радости и раскаяния в слабоверии, воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Господь же сказал ему: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» ( Ин.20:26–29 ). Так, братья, осуждается неверие и восхваляется вера. Не будем же медленны и малодушны в своей православно-христианской вере. Вера в Воскресшего Господа – величайшее наше сокровище: она служит залогом нашего спасения, источником благодатного возрождения, она дает нам жизненную силу и бодрость, она исполняет нас духовной отрады и утешения среди всех превратностей земной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Я оставляю вас, говорит апостол, – навсегда, но проживу духом, что по отшествии моём явятся к вам волки хищные, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить вам превратно, дабы увлечь учеников за собой. Посему, – обращается апостол к епископам и пресвитерам Церкви Ефесской, – внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями пасти Церковь Господа и Бога, которую Он стяжал Себе кровью Своей; бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. И ныне предаю вас, братья, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более... ( Деян. 20:28–31 ). Сказавши это, св. апостол Павел вместе со всеми присутствовавшими преклонил колена свои и помолился с ними. Немалый плач были при прощании с апостолом духовных детей его, которые, падая на выю апостола, целовали его; особенно скорбели о том, что они, по слову апостола, не увидят его уже более, и все провожали его до корабля ( Деян. 20:36–38 ). Какой трогательный и глубоко поучительный пример представляет для нас эта святая ревность ап. Павла к делу своего служения Господу и взаимная любовь его к духовным чадам своим и духовных чад к нему, как духовному отцу своему! Сколько отрады и утешения вливают в душу эти сердечные отношения между пастырем и пасомыми, эта взаимная любовь их между собой, – любовь, которую ничто не могло ослабить: – ни разлука, ни дальность расстояния, ни другие препятствия в жизни!.. Не менее тесную связь и значение имеет и третье событие, воспоминаемое ныне святой православной Церковью, и невидимому, не имеющее никакой связи с двумя первыми вышеуказанными событиями, – воспоминание о св. отцах Церкви Христовой, утвердивших и теми самым засвидетельствовавших торжество св. веры Христовой, после почти трёхвекового гонения её от врагов, на первом вселенском соборе. Уясним эту связь. Когда ученики Христовы, рассеявшиеся после сошествия на них Св. Духа по воскресении Христовом в разные страны с проповедью учения Христова, обратили ко Христу множество уверовавших в Него, на Церковь Христову воздвигается целый ряд самых жестоких гонений, сначала от иудеев, а затем – главным образом – от язычников; и эти гонения на христиан почти без перерыва продолжались около 300 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Аристарх Станкевич в/у ГОМЕЛЬСКАЯ 07(20)07.1990 16(29)07.1990 ГОМЕЛЬСКАЯ 16(29)07.1990 Св. Аркадий в/у НОВГОРОДСКАЯ, нареченный 10.08.1158 НОВГОРОДСКАЯ 10.08.1158 19.09.1163 Аркадий Афонин в/у МАГАДАНСКАЯ 12(25)03.1991 08(21)04.1991 МАГАДАНСКАЯ 08(21)04.1991 10(23)02.1993 в/у МАГАДАНСКАЯ 10(23)02.1993 19.10(01.11)1993 ЮЖНО-САХАЛИНСКАЯ 10(23)02.1993 04(17)07.1997 ТОМСКАЯ 20.09(03.10)1997 23.09(06.10)1998 ВЕТЛУЖСКАЯ 23.09(06.10)1998 16(29)12.1999 ЮЖНО-САХАЛИНСКАЯ, паки 16(29)12.1999 04(17)07.2001 Сщмч. Аркадий Ершов КУНГУРСКАЯ 17(30)03.1924 в/у ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 15(28)07.1924 в/у ПЕРМСКАЯ 04(17)03.1924 АЛАТЫРСКАЯ 07.1927 09.1927 в/у ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ, паки ОМСКАЯ 10(23)01.1929 10(23)10.1930 ЧЕБОКСАРСКАЯ 10(23)10.1930 14(27)05.1931 в/у ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ, паки 11.1931 12.1931 ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 10.1935 Аркадий Карпинский БАЛАХНИНСКАЯ 06.10.1896 09.11.1897 АСТАНАЙСКАЯ 09.11.1897 18.12.1902 РЯЗАНСКАЯ 18.12.1902 03.11.1906 ЛУБНЕНСКАЯ 03(15)09.1926 БЕЖЕЦКАЯ Аркадий Федоров ОРЕНБУРГСКАЯ 03.02.1829 08.08.1831 ПЕРМСКАЯ 08.08.1831 29.03.1851 ПЕТРОЗАВОДСКАЯ 29.03.1851 07.07.1869 в/у АРХАНГЕЛЬСКАЯ 17.09.1854 15.02.1855 Аркадий Филонов МУРОМСКАЯ 22.12.1885 30.09.1887 БЕЛГОРОД-ДНЕСТРОВСКАЯ 30.09.1887 12.10.1907 Арсений ЛУЦКАЯ (1366) Арсений ЛУЦКАЯ Арсений ПЕРЕМЫШЛЬСКАЯ Арсений ПИНСКАЯ Арсений ПСКОВСКАЯ 12.03.1665 06.09.1681 Арсений РЯЗАНСКАЯ 26.09.1198 Св. Арсений ТВЕРСКАЯ 15.08.1391 02.03.1410 Арсений ЧЕРНИГОВСКАЯ (1299) Арсений ЯРОСЛАВСКАЯ 17.12.1394 Арсений Балабан ЛЬВОВСКАЯ Арсений Берло в/у МОГИЛЕВСКАЯ 08.12.1728 12.12.1728 МОГИЛЕВСКАЯ 12.12.1728 28.01.1733 ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ 28.01.1733 30.09.1735 КУРСКАЯ 30.09.1735 03.01.1736 ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ, паки 03.01.1736 07.06.1744 Арсений (Стефан) Брылинский ПЕРЕМЫШЛЬСКАЯ 02.1591 Арсений Брянцев в/у ВЫБОРГСКАЯ 17.04.1882 03.05.1882 ЛАДОЖСКАЯ 17.05.1882 28.03.1887 РИЖСКАЯ 28.03.1887 04.10.1897 КАЗАНСКАЯ 04.10.1897 08.02.1903 ХАРЬКОВСКАЯ 08.02.1903 28.04.1914 Арсений Верещагин АРХАНГЕЛЬСКАЯ 22.12.1773 01.04.1775 ТВЕРСКАЯ 01.04.1775 22.09.1783

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Брянцев проходил под руководством профессоров Академии, из коих в то время особенно отличались ученостью и своим влиянием на студенчество И.И. Малышевский , отлично преподававший русскую церковную историю, В.Ф. Певницкий , красноречивый проповедник, увлекательно преподававший гомилетику, А.Д. Воронов, читавший изящные и обработанные лекции по новой церковной истории, Ф.А. Терновский в своих лекциях по гражданской русской истории, проводивший новые и модные мысли с оттенком юмора и либеральности, иеромонах Августин хорошо читавший лекции, просто и занимательно, Д.В. Поспехов, замечательный психолог и П.А. Лашкарев – солидный профессор канонического права. В то время, благодаря энергии и широким хозяйственным заботам ректора Филарета, Академия была перестроена, обстановка в общежитии улучшена, и жизнь студентов была самая обеспеченная. В общем, значительная часть студентов усердно и добросовестно занимались науками и, в особенности, составлением курсовых сочинений. Более двух лет А. Брянцев жил в старом корпусе Академии, в редакции, где заведовал делопроизводством по делам академических изданий «Трудов Киевской Духовной Академии» и «Воскресного Чтения», получая за свои труды по 7 рублей в месяц. Из профессоров делами редакции в то время заведовал Ф.А. Терновский , с коим Александр Брянцев был знаком более, чем с другими наставниками. Благодаря отдельной жизни, ему удобно было заниматься, и он более или менее самостоятельно мог распоряжаться временем. Нисколько не злоупотребляя этой самостоятельностью, Александр Брянцев приучил себя к неуклонному порядку жизни, работы свои исполнял всегда своевременно, сочинения писал и подавал в назначенное время, вообще вел жизнь аккуратную. По отзывам своих товарищей – однокурсников он отличался степенностью, аккуратностью, простотой и удивительной добротой. Под воспитательным воздействием своих наставников, а равно и вследствие личной любви к трудам и усидчивости к занятиям, А. Брянцев вынес глубокое убеждения, никогда не оставлявшее его, что всякое дело нужно исполнять своевременно, тогда не будет накопления работ и только тогда всякое дело будет иметь добрый успех.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Такое убеждения сделалось, так сказать, принципом последующей его служебной деятельности и вошло в любимую его поговорку для назидания других. Особливое свое усердия он приложил к написанию курсового сочинения для получения ученой богословской степени. В выборе темы для этого сочинения и в руководстве при написании его ему оказал большую помощь профессор А.Д. Воронов. Темой для своего ученого сочинения он избрал: «Патриарх Кирилл Лукарис и его заслуги для Православной Церкви». Собирая ученый материал для сочинения, А. Брянцев не раз бывал у Преосвященного Порфирия Успенского , Еп. Чигиринского, Викария Киевского, заступившего на место Преосвящ. Серафима. Избранная Брянцевым тема очень интересовала Еп. Порфирия. Он не раз спрашивал его: «Оправдаете ли Вы Лукариса от нареканий относительно его неправославия», на что А. Брянцев отвечал: «надо оправдать; но данных много и за и против». У Преосвящ. Порфирия он брал и некоторые книги, касавшиеся этой темы. Написанное А. Брянцевым сочинения вышло весьма удачным. Было рассматриваемо оно проф. Архим. Филаретом, А.М. Воскресенским и А.Д. Вороновым, которые дали о нем прекрасный отзыв, как о труде в полном смысле добросовестном, основательном и твердо устанавливающем правильную точку зрения на этого деятеля Восточной Церкви. В этом труде автор убедительно и вполне ограждает потр. К. Лукариса от всяких нареканий на него со стороны его врагов и документально доказывает чистоту и твердость его православных убеждений и героическую его преданность св. Православной Церкви. Научная ценность этого труда возвышается от трудности для исследователя разобраться как следует среди разноречивых документов, касающихся патр. Кирилла Лукариса. Этот труд рецензентами был признан солидным ученым вкладом в область богословско-исторической литературы. На конференции Академического Совета А. Брянцев, в виду такого отзыва об его курсовом сочинении, хороших успехах по предметам и баллов по семестровым сочинениям, был признан достойным степени Магистра Богословия и был записан в первый пяток списка окончивших курс.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

XIII. Речь пред открытием бесед миссионера иеромонаха Арсения 14 . О пользе религиозно-нравственных собеседований Дух мой радуется, братья, при виде такого многочисленного собрания желающих слушать проповедание слова Божья. Несказанно рад я буду, если мы удовлетворим вашим святым желаниям и стремлениям насытиться духовной пищей и утолим вашу духовную жажду. Каждому из нас, братья, известно опасное положение православия и православной Церкви в сем крае и в сем граде. Мы со всех сторон окружены людьми, принадлежащими или к другой вере, или к другим вероисповеданиям и разного рода сектам. Немало здесь живёт и таких людей, которые называют себя православными, но не имеют никакого общения с православною Церковью . Если, где, то особенно здесь необходимы религиозно-нравственные собеседования с народом в духе православной Церкви. Беседы эти необходимы для утверждения здесь православия, ограждения его от ложных учений, для обличения заблуждений и для распространения православия. Самое благоприличное время для такого доброго дела есть настоящее, – время св. поста и покаяния, назначенное нашей матерью Церковью для занятия душеспасительными предметами. Сочувствуя вашим религиозным нуждам, согласно моему желанию, высшее духовное начальство направило к нам известного миссионера иеромонаха св. Афонской горы о. Арсения, которого вы теперь видите пред собой. Достопочтенный иеромонах о. Арсений – муж опытный в деле проповедания слова Божия и в деле миссионерства; уже не один десяток лет он ведёт собеседования о предметах душеспасительных и особенно о тех истинах, которых не признают разные заблуждающиеся; не десятки, а сотни тысяч людей в разных местах нашего обширного отечества слушали с назиданием о. Арсения; а многие заблуждавшиеся, послушавши его, обратились на путь истины О. Арсений прибыл к нам в Ригу с той целью, чтобы предложить вниманию вашему несколько своих бесед. Беседы его будут предложены в сем храме и в храмах: единоверческом Михаило-Архангельском, Благовещенском, Всехсвятском и других местах. Призывая благословение Божье на ваше доброе дело, я прошу вас, братья, открыть ваш слух и сердце к принятию тех спасительных истин, о которых будет проповедывать о. Арсений. Да благословит Господь Бог тебя, честный отче, на святое дело и да увенчает оное добрым успехом. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 1 : 1887-1894 гг. - 1908. - 217, VII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Приступая к настоящему полному изданию, мы хотели бы восполнить этот пробел в нашей духовной литературе. К этому же побуждают нас и следующие соображения. Высокопреосвященный Архиепископ Арсений во всех местах своего пастырского и архипастырского служения всегда придавал высокое значения делу проповедничества. Поддержания и развития его в епархиях всегда составляли одну из сторон его архипастырской непрестанной заботливости «По моему мнению, – говорил Владыка, – священник обязан проповедовать Слово Божье за всеми службами, при совершении треб и, кроме богослужения, при всех удобных случаях и общественных собраниях. Может быть, – добавляет Архипастырь, – что такой взгляд на проповедничество сложился у меня, благодаря долгому служению в западной России и близкому знакомству с лютеранским богослужением, которое, главным образом, состоит в произнесении поучений» 1 . Едва ли, – говорит Владыка в другом месте, – много нужно говорить о том, что проповедование слова Божья составляет необходимую существенную принадлежность богослужения»... 2 Высокопреосвященный требовал также, чтобы духовенство старалось о развитии, преимущественно, живой проповеди, так как только такая проповедь , по его мнению, жизненна, писанная же – не имеет такого действия 3 ... Предлагал Владыка духовенству и многие другие руководящие принципы проповеднической деятельности. И это Архипастырь делал как в беседах с духовенством во время путешествий по епархии, так и в других благопотребных случаях.. Смеем думать, что выпуская в свет настоящее издание в Харьковской епархии, мы идём навстречу всем, кому дорого слово Владыки и вообще дело благовестника ( 2Тим. 4:5 ), кто стремится исполнить пастырский долг надлежащим образом, быть слугой и соработником Самого Иисуса Христа ( 1Кор. 8:69 ) В беседах, словах и речах Высокопреосвященного желающие могут находить прекрасные образцы и живое руководство в деле церковного учительства. Второе побуждение к полному изданию проповеднических трудов высокопреосвященного Архиепископа Арсения – это их общедоступность, общеназидательность и благовременность.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

XVI. Речь пред последней беседой миссионера иеромонаха Арсения 17 . О чувствах благодарности к Богу за благоуспешное ведение бесед Беседы достопочтенного иеромонаха о. Арсения мы начали с этого места молитвою к Господу о благословения нашего благого дела. Точно также мы должны и закончить это дело молитвой и благодарением Господа Бога за благоуспешное исполнение оного. Слава Богу! Значительную часть времени св. великого поста, назначенного самой Церковью для занятий благочестивых, вы провели в слушании религиозно-нравственных бесед и размышлений о предметах, в них проповеданных. Семя посеяно доброе; дай Бог, чтобы оно возросло и принесло добрые плоды, чтобы истины, слышанные нами в беседах, навсегда сохранились в наших сердцах и отразились благочестьем в нашей жизни. А надежда и даже уверенность в добрые плоды посеянных истин в умы и сердца слушателей обнаруживались в том, что православные жители г. Риги во множестве, с усердием и любовью, посещали храмы, где произносились беседы, и внимательно слушали оные. То же самое я теперь вижу. При виде такого отрадного явления мне оставалось только радоваться и благодарить Бога. А теперь, пред последней беседой о. Арсения, я нахожу уместным принести вам, братья, мою глубокую благодарность за ваше сочувствие к нашему доброму предприятию. Наипаче же, пред лицом вашим, долгом своим поставляю принести мою искреннюю благодарность виновнику нашего продолжительного духовного торжества – достопочтенному иеромонаху о. Арсению. В последней своей беседе о. Арсений повторил кратко содержание всех сказанных им бесед в разных храмах г. Риги; затем, скажет несколько слов о важности и необходимости миссии вообще и особенно в нашем крае. С глубокой благодарностью благословляю тебя, честный отче, ещё раз взойти на кафедру для проповедования евангельской истины. От всей души желаю, чтобы это твоё прощальное слово было не последнее в сем храме и в сем граде. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 1 : 1887-1894 гг. - 1908. - 217, VII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010