«В Бозе Почивший Архипастырь наш завещал не ставить никакого памятника над его могилою. Но принадлежа к числу тех, коих »память во благословенних«, он всею своею жизнью оставил неизгладимую память в сердцах всех и каждого, кто только видел его и ведал об нем. Эта память будет несомненна жива в потомстве вместе с памятью о тех, которых в Бозе Почивший избрал для себя и самоё место посмертного покоища» 548 . «При сей знаменательной усыпальнице в Бозе Почившего достоблаженного Святителя и Отца нашего не нужно наше скудное слово. Для души и сердца эта усыпальница сама говорит и много и поучительно. Буди же благословен Учителю благий! Ты наставляешь нас на путь истины и спасения и по успении Твоём» 549 . В Завещании в Бозе Почившего читающие видели, выраженные им, смиренное желание и прошение: «предать бренное и грешное тело моё на ближних св. пещерах в Крестовоздвиженской Церкви на правой стороне у стены против св. Чудотворной Казанской иконы Божией Матери; памятника же не делать, а только в стене утвердить доску с приличною надписью». Избрание в Бозе Почившим этого именно, а не иного места для своего покоища, – скажем словами одного из Преемников его, – «красноречивее и действеннее всякого слова вещает и нам – всем и каждому столько глубокознаменательного и поучительного, что возможно только более воспринять сердцем и чувствовать, нежели рассуждать и выражать словами.– Да! Если он сам – Почивший и зде ныне предлежащий безмолвствует, – то одно присутствие гроба его именно при самом входе в пещерные виталища мужей Праведных, нетленно и чудодейственно почивающих 550 , более внятно и выразительно, нежели членораздельные звуки человеческого голоса, говорит всем и каждому, переступающему через сей священный праг: приидите и видите... и пр.» Избрание высокопр. Филаретом описываемого места для своего погребения, действительно, кроме духовно-назидательного значения, замечательно и в том отношении, что до сего времени никто из Первосвятителей Киевских не был погребён вообще в Лавре; – равно как никто из них не имел и постоянного жительства в Лавре. В лице высокопр. Филарета положено, таким образом, самое первое начало и тому и другому. Но замечательно, что все один за другим Преемники его последовали этому примеру неизменно; высокопреосвященные Митрополиты – Исидор, Арсений, Филофей имели постоянное жительство в Лавре, равно как тут же постоянно жительствует и нынешний высокопреосв. Митрополит Платон. Наконец двое из почивших Преемников – Митрополиты – Арсений и Филофей избрали себе и места для своего погребения, по примеру же высокопр. Филарета, нигде, как совместно с его могилою; – равно как и самые могилы их, подобно, как и могила первого, тоже не имеют никаких памятников, а над каждой из них в стене утверждены только металлические небольшие доски с надписями, подобные доске над могилою высокопр. Филарета. Представим самое описание последней.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Скачать epub pdf Воспоминания о митрополите Киевском Арсение (Москвине) Ко дню памяти одного из выдающихся иерархов XIX столетия, церковного писателя, сектоведа, библеиста, митрополита Арсения (Москвина) (1795– 28 апреля/11 мая 1876) мы впервые переиздаём воспоминания о нём православного мыслителя, церковного историка, публициста, писателя, журналиста, издателя, поэта, искусствоведа, церковного композитора и дирижера В.И. Аскоченского (1813–1879), который жил в Киеве в течение около двух десятилетий. Митрополит Арсений (Москвин Федор Павлович) родился в семье диакона села Воронья Костромской губернии, обучался в Костромской семинарии и С.-Петербургской духовной академии, в 1821 г. был пострижен в монашество, в 1823 г. кончил курс со степенью магистра и определен бакалавром богословских наук при той же академии. С 1825 г. последовательно состоял ректором духовных семинарий: Могилевской, Орловской, Рязанской и Тверской. В 1826 г. произведен в сан архимандрита, в 1832 г. рукоположен во епископа Тамбовского, в 1841 г. назначен архиепископом Подольским, в 1848 г. – архиепископом Варшавским и управляющим Волынской епархией и Почаевской Успенской лавры священноархимандритом, в 1860 г. назначен митрополитом Киевским и Галицким. С 1862 г. ежегодно вызывался на зимние месяцы в С.-Петербург для присутствования в Св. Синоде, в 1866 г. назначен председателем комиссии по вопросу о преобразовании духовно-учебных заведений. Погребен в Киеве в Крестовоздвиженской церкви ближних пещер. Митрополит Арсений был почетным членом духовных академий: Киевской и Московской, университетов: С.-Петербургского, Киевского и Московского, Медико-хирургической академии, Имп. Публичной библиотеки в С.-Петербурге, Археологического общества и др., а также покровителем Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии. Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изданию: Аскоченский В.И. Мои воспоминания о преосвящ. Арсение, митрополите Киевском//Домашняя беседа.– 1876.– Вып. 23.– С.613–623) подготовил профессор А. Д. Каплин. Постраничные сноски автора заменены концевыми. Название и примечания в квадратных скобках – составителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Возможно, именно по этой причине русские цари и митрополиты/патриархи иногда считали возможным пользоваться титулом «всея Великия Руси/Росии» . Греческие же церковные власти при контактах с двумя частями Руси зачастую прибегали к сложившимся обозначениям «Великая и Малая Русь», а также к другим названиям современных им государств. Особенно заметно это становится во времена увеличения контактов Восточных патриархов с Москвой во второй половине XVI в. В то же время следует отметить, что представители греческих церковных властей не всегда придерживались какой-то строгой терминологии при обозначении частей Руси. Так, и Московская Русь, и территория западнорусской Киевской митрополии у них могли именоваться одинаково «Россией», «всей Россией» . Московская Русь в греческих документах этого периода нередко обозначалась «Московией», а территория западнорусской Киевской митрополии – Польшей («Ляхией», «Полонией» ). Однако использование данного терминологического разнообразия не вытесняло из употребления классические топонимы «Великая и Малая Россия». Мы находим их, в первую очередь, в титулах русского царя, Московского патриарха, а также в применении к Киево-Галицкому митрополиту, что подчеркивает официальный статус этих терминов, а также в различных грамотах и документах, в том числе и в имеющих каноническое и юридическое значение. Во второй половине XVI в. данная русскоземельная топонимическая терминология официально употреблялась представителями Греческой Церкви и была прекрасно известна основным участникам учреждения Московского патриархата. Так, патриарх Антиохийский Иоаким V, который предпринял путешествие в Москву через территорию Польши в 1586 г., находясь в это время во Львове, оставляет здесь целый ряд своих посланий к местному духовенству и мирянам и учреждает православное братство. В тексте учредительной грамоты Иоаким сообщает о своем прибытии «в землю рускую» (в греч. тексте грамоты: «ες τν γν ρουσακν») . В другой грамоте, составленной на арабском языке, патриарх приветствует львовских «православных русских христиан» . В следующих посланиях патриарх благословил духовенство и мирян «во Львове и всей Польше и Малой Руси» . В том же 1586 г. во Львов приехали посланники («экзархи») Константинопольского патриарха Феолипта II Арсений Элассонский с епископом Дирахийским, которые в грамоте Львовскому епископу Гедеону Балабану сообщали о своем прибытии «во всю Росию» . Напрашивается вывод, что в 80-х гг. XVI в. территорию Киево-Галицкой митрополии, занятую Польшей и Литвой, греческие церковные власти продолжали воспринимать «русской землей», «Малой Русью», «всей Русью» (или же частью «всей Руси»), ее православное население – «русским» народом.

http://sedmitza.ru/lib/text/9975736/

Ни одной из существующих в России сект не выпадало на долю такого внимания со стороны светской и духовной литературы, каким пользовался и пользуется до последнего времени штундизм. Это объясняется с одной стороны тем, что воззрения этой секты совпали с общим направлением господствующего духа времени, а с другой – тем острым, отрицательным характером их, благодаря которому эти воззрения производили и до сих пор производят сильное возбуждение в массе народной. Печатная литература о штундизме очень обильна, но, к сожалению, только количественно: внутреннее содержание ее бедно, так что для исследования секты необходимо было обратиться к письменным материалам и устным расспросам. Архивы Херсонской и Киевской консисторий и Одесского братства св. Андрея Первозванного дали нам много интересных сведений. Считаем при этом долгом засвидетельствовать глубочайшую благодарность высокопреосвященнейшему Платону, митрополиту Киевскому и Галицкому, и высокопреосвященнейшему Никанору, архиепископу Херсонскому и Одесскому, разрешившим нам доступ к архивным материалам. Из рассмотренных нами (36) дел о сектантах, производившихся в Херсонской духовной консистории, замечательны два, одно – от 1866 г. под 65, другое – от 1875 г. под 479. В этих делах заключаются разнообразные документы, знакомящее нас с жизнью секты от времени первого ее обнаружения до конца 70-х годов. По ним довольно подробно можно проследить развитие секты за означенное время. Кроме этого они изобилуют подробностями, возбуждающими живой интерес. В остальных делах встречается мало деталей; при том же некоторые из них не окончены производством. Большинство участников в составлении содержания этих дел относятся к совершающимся пред ними фактам из сектантской жизни как к чему-то знакомому, известному, а потому и не пускаются в подробности. Весьма ценным дополнением к упомянутым выше двум делам служит официальная переписка о сектантах, которою пользовался автор статьи «Баптизм или штунда в Киевской губ.». Благодаря просвещенному содействию одного лица, нам удалось воспользоваться этим материалом.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Не будем же, слушатели-христиане, скорбеть и сетовать, унывать и малодушествовать и мы, когда рукою Провидения, по премудрым и праведным судьбам Его, чрез ближних и присных наших и нередко даже дорогих и любезных нам, подносится к устам нашим чаша, растворенная желчию и оцтом – неминуемыми скорбями и бедствиями, добре ведяще, яко недостойны суть страсти нынешнего века к хотящей славе явитися в нас. А наипаче вы, возлюбленные о Господе сестры, должны в подобных случаях всемерно блюсти и хранить себя не только от слова и дела ропотливого и малодушного, но и от помыслов, втайне дух ваш досадою и огорчением смущающих и волнующих: ибо для чего вы собрались в сию св. обитель? Конечно не на радости земные, за порогом ея вами оставленные, не на утешения света, добровольно вами покинутого, не для удовлетворения страстей и прихотей ума своевольного и плоти неистовствующей, для которых нет здесь ни места, ни времени; а для чего? – для того, чтобы вы, по выражению св. Церкви, в юг, т. е. в охранительных стенах обители и в тесных своих келлиях, среди разных недостатков и лишений, никем и ничем не развлекаемые, изобильно сеяли на нивах сердец своих скорби постные со слезами и молитвами, да в свое время радостию пожнете рукояти присноживотия; для того, чтобы в кротости и терпении смиренномудрого духа, в послушании и безмолвии благодушно и безропотно содевали свое спасение. Для того вы свергли с себя пред лицем Божиим, с обетом клятвенным, одежды светлые, дабы печаль, яже по Бозе, в сердцах и душах ваших живущая и действующая, при взгляде на сии одежды, непрестанно возбуждалась, умножалась и поддерживалась в покаяние нераскаянно ( 2Кор. 7:10 ). Не умедлите убо, возлюбленные, увещаем вас словами премудрого, и не обленитесь воздати обет Господеви, его же обещали есте устами своими, да не прогневается Бог о гласе вашем и растлит творения рук ваших ( Еккл. 5, 3–5 ). Аминь. Читать далее Источник: Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Киевского и Галицкого. Часть I. — СПб.: В типографии духовного журнала «Странник», 1874. — 639+III с.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

И это тем несомненнее, что в самой Академии были налицо достойнейшие кандидаты, именно – бывший о. Инспектор Архимандрит Иоанникий (нынешний высокопр. Митрополит Московский) и помощник его – Соборный Иеромонах Мефодий, которые оба через какие-нибудь два года, действительно и были определены на эти должности – первый Ректорскую, а второй – Инспекторскую по личному представлению бывшего тогда Первосвятителя Киевского, высокопр. Исидора, нынешнего – С.-Петербургского. В заключение всего мы могли бы указать здесь на бывшее торжество пятидесятилетнего Юбилея Киевской Академии и привести слова Высочайшего Рескрипта, данного на имя её, и на свидетельства и отзывы многих представительных лиц, принимавших участие в этом торжестве, в которых хотя и не упоминалось прямо имя высокопр. Филарета, но содержание и значение их вполне понятны в приложении именно к нему, так как в ряду всех бывших в этом ряду Митрополитов – Протекторов Академии, одно из достойнейших мест должно принадлежать высокопр. Филарету, сколько по самой долговременности его протекторства, равняющейся почти половине всего пятидесятилетнего периода и, притом, занимающей самую середину его, столько и по качеству самых достоинств и заслуг Академии. Вот что напр., говорилось в одном из сих приветствий (Μ.П. Погодина). «Многие и великие службы сослужила Киевская Академия в продолжение истекшего пятидесятилетия её, и помоги ей Бог и впредь, за молитвами Печерских угодников и под руководством, какое она имела в лице высоко-просвещённых и мудро-опытных Первосвятителей и Попечителей её, – утвердить окончательно русское начало во всех здешних и соседних странах, столь долго подвергавшихся чуждому влиянию и очистить наши древние святорусские поля от всяких плевел, их же враг человек насади... и пр. И кто же, из слушавших эти слова, более всех мог вспоминать при этом из глубины души имя высокопр. Филарета, как не сам бывший в эту пору Первосвятитель и Протектор Академии – высокопреосв. Арсений?! Не он ли, в приводимой прежде речи его, сказанной на могиле почившего своего предместника, высокопр. Филарета, обращался к нему с сыновне-молитвенными чувствованиями и прошениями о том, чтобы наследовать от него тот дух сугуб, иже в нём, как особенно нужный и благопотребный и по обстоятельствам и духу текущего времени и по всеобщему настроению умов к переменам неизведанным и пр., и чтобы с сим духом возобновлять во всём светлые стези его на разных поприщах его высокого служения, в том числе и по званию Протектора Академии?»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Окопай твою лозу, обрежь ея непотребные отрасли, наблюдай за нею день и нощь, и напаяй от источника воды живые: авось и она принесет плод свой хотя в грядущее лето, и избежит посечения ( Лук. 13, 6–9 )». Кого не поражает и кого не трогает сие умилительное призывание? Но оно относится и к каждому из нас, братия. Все мы именуемся христианами, все называемся чадами света. Апостол Петр ко всем нам обращает свое достославное приветствие: вы же род избран, царское священие, язык свят, люди обновления ( 1Петр. 2:9 ); но где в нас качества, таковому состоянию соответствующие? Нет в нас ни дел благодати, ни преспеяния в святости. Ум наш кичлив, преклонен долу и противится истине, воля устремлена на зло; воображение и память служат хранилищем срамных образов мира сего и непотребных сказаний суеты и растления; очи исполнены нечистых вожделений, а сердце деннонощно поучается коварству и лихоимству. Мы чаще посещаем домы пира и мирских зрелищ, нежели храмы Божии – сии единственные убежища в земле чуждой, – сии спасительные ладии, на которых мы должны преплывать бурное море жизни сея, чтобы рано или поздо достигнуть наконец безопасного и родного нам берега вечности; а если и бываем иногда во храмах Господних, то больше телом, нежели душою, и не столько по долгу и усердию, сколько по обыкновению. Отче небесный! Неужели Ты и нас, детей Своих, как некогда бесстудных мудрецов языческих, предал в неискусен ум, творити неподобная ( Рим. 1:28 )? Да не будет, да не будет, Господи! Но приими паче с отеческим благоснисхождением наше сыновнее раскаяние к Тебе. Пощади немощь естества нашего, и Сам отстави от нас путь неправды и нечестия ( Псал. 118:29 ); Сам научи нас ходити путем заповедей и оправданий Твоих; ибо мы и своих путей хорошо не ведаем. Ты создал и воссоздал нас Твоею всемогущею силою, Ты же Сам и воздвигни нас снова упадших, и приведи в царство Твое вечное, для которого и мы и все, что окружает нас, создано. Аминь. Читать далее Источник: Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Киевского и Галицкого. Часть I. — СПб.: В типографии духовного журнала «Странник», 1874. — 639+III с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Византийский богослов и экзегет XII века Евфимий Зигабен в своей «Толковой Псалтири», объясняя первые стихи 13-го псалма, писал: «Думать, что нет Бога, но что все произошло само со­бою, – это верх всякого зла. Безбожие есть начало всякой необузданности, всякого беззаконного действия» . В дополнение Евфимий приводит мнение Феодорита Кирского, для которого отрекшийся от Бога по самой истине и необходимости назван безумным. Ибо если начало премудрости есть страх Божий, то бесстрашие и безбожность противны мудрости . Другой толкователь (уже XIX века), митрополит Киевский и Галицкий Арсений (Москвин), в образе безумца видел человека, дошедшего до крайней степени разврата и нечестия , в котором, собственно, открывается дорога к прямому отрицанию Бога. «Безумен, так как нет ничего безрассуднее такого отрицания. Закон разума, – пишет митрополит, – при всяком действии непременно требует и причины действующей. А человек этот, видя самого себя и мир, его окружающий, и вместе сознавая, что ни мир его, ни он мира, ни они оба сами себя создать не могли, в то же время не хочет допустить бытие Бога – Создателя мира и его самого» . По мысли епископа Палладия (Пьянкова), прирожденная нашему духу идея о Боге есть сущность разумной природы человека и наилучшее ее украшение, истина же бытия Божия есть коренное начало, жизнь и душа всякого высшего ведения, без этой истины неразрешимы все высшие вопросы человеческого знания. А потому, говорит Палладий, только безумный может сказать, что нет Бога. При этом он приводит слова блаженного Августина о том, что Давид в этом стихе разумеет людей, умом сознающих бытие Божие, но по нечестию, из любви к греху, не верующих или не желающих верить; живут без Бога, а потому и предаются пороку необузданно. Слово «безумен» на языке Священного Писания означает нечестивого, ибо и на самом деле нечестие есть безумие, потому и Давид свое беззаконие называет безумием (Пс. 37: 6; 68: 8) . По мере того как человек более и более отдается греховным влечениям, сила нравственного зла постепенно возрастает в его сердце, вытесняет из него все добрые стремления, овладевает всем существом его и ведет его к отрицанию самых начал нравственности, а вместе и бытия личного верховного начала добра – Бога.

http://pravoslavie.ru/32941.html

Никто не может иметь истинного познания о Христе, если не будет подражателем Его и ревностным исполнителем Его велений. Аще любите Мя, говорит Спаситель, заповеди Моя соблюдите, – аще заповеди Моя соблюдете, воистинну ученицы Мои будете ( Иоан. 14:15, 10. 8:31 ). Но вся жизнь Ходатая нашего была непрестанный подвиг, безпрерывный крест: равным образом и каждый из нас на поприще жизни сея найдет своих или Иродов беззаконных, от коих с незлобивым Агнцем должен претерпеть гонение; или фарисеев лицемерных, от которых с Иисусом неповинным должен испытать клевету бесстыдную; или льстецов лукавых, от коих должен предан быть в руце грешников и вкусить горькую чашу желчи. А посему каждую минуту должно нам стоять бодрственно на Божественной страже, молиться до капли крове, каплющие на землю, да не внидем в напасть ( Лук. 22:44:46 ); подвизаться подвигом добрым, подражая Подвигоположнику Иисусу; должно преднаписать образ жизни Его пред очами своими и поступать по нему во всех действиях наших, – брать с Него каждую черту в любви, смирении, послушании, кротости, долготерпении, так чтобы ни воля наша не могла восхотеть, ни разум видеть что, точию Христа Иисуса, и Сего распята ( 1Кор. 2:2 ). Словом, должно живо изобразить на скрижалях сердец наших всю жизнь и дела Искупителя нашего, непрестанно сопровождать Его в мыслях наших от колыбели до креста, от яслей до Голгофы, и тогда камения ожесточенных сердец наших распадутся и воскреснет в них Христос и явится в душе нашей. Тогда-то мы можем сказать с апостолом Павлом, что не мы ктому живем, но живет в нас Христос ( Гал. 2:20 ). Тогда и Сам Спаситель засвидетельствует пред Отцем Своим, что мы познали Его. Ныне разумеша, скажет Он об нас, как некогда об Апостолах, яко вся, елика дал еси Мне, от Тебе суть: глаголы, ихже дал еси Мне, дах им, и тии прияша и разумеша воистинну, яко от Тебе изыдох, и вероваша, яко Ты Мя послал еси ( Иоан. 17, 7–8 ). Вот, слушатели, в чем состоит познание Иисуса Христа истинное и ко спасению достаточное; вот и средства к приобретению сего познания, средства деятельнейшия, самим Духом Божиим запечатленные. Не оставим ни одного из них без должного употребления, и тогда познаем Бога истинного, и будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе, и живот вечный наследуем: яко Сей есть, по слову Апостола, Бог истинный и живот вечный ( 1Иоан. 5:20 ). Аминь. Читать далее Источник: Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Киевского и Галицкого. Часть I. — СПб.: В типографии духовного журнала «Странник», 1874. — 639+III с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

За излишнюю энергию в администрировании Святейшим Синодом ему был сделан выговор и «вменено в обязанность действовать на сектантов духом кротости и обращать их в Православие не силой, а учением». Труды: О молоканской и других сектах в Тамбовской епархии//Труды Киевской духовной академии. – 1875, февраль. – С. 149. Три слова к священно-церковнослужителям//Странник. – 1873, т. 3. Собрание слов, бесед и речей синодального члена высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Киевского и Галицкого: в 5 ч. – СПб., 1874. Толкование на первые 26 псалмов. – Киев, 1873. Изъяснение Божественной литургии, составленное из бесед, говоренных в Тамбовской пастве в 1836–1837 гг. – Киев, 1874 и 1879. Введение в священные книги Ветхого Завета из лекций, читанных в Санкт-Петербургской духовной академии в звании бакалавра//Труды Киевской духовной академии. – 1872. Замечание на книги варшавского ксендза Путятицкого//Труды Киевской духовной академии. – 1873, февраль.· Приготовление к удобном у разумению пророчества Исаии//Странник. – 1871, т. 1. Речь по случаю бездождия, угрожающего неурожаем и голодом//Руководство для сельских пастырей. – 1868, июль. – С. 341. Письма Арсения, митрополита Киевского к Иннокентию, архиепископу Херсонскому//Труды Киевской духовной академии. – 1884, август. – С. 583. Речь митрополита Арсения при наречии епископа Филарета//Труды Киевской духовной академии. – 1874, август. – С. 180. Речи митрополита Арсения при встрече государя в Варшаве//Труды Киевской духовной академии. – 1873, июль. – С. 1–8. Литература: Никанор (Бровкович) , архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. – Одесса, 1913, т. 1. – С. 55. Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911, т. 3; т. 4; т. 5; т. 6. – С. 360, 384, 593; т. 9. – С. 166, 305, 406. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде – Киев, 1888. Булашев Г. Очерк деятельности по народному образованию митрополита Арсения//Народное образование. – 1896, апрель-октябрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010