Соч.: Наставление священнику относительно отпадших в секту молоканскую. М., 1845; Слова, произнесенные при вступлении в управление киевскою паствою и Киевопечерскою лаврою, и речи, произнесенные при встрече его высокопреосвященства. К., 1860; Беседы о посте. К., 1862; То же//Странник. 1873. 3. Отд. 1. С. 177-219; Слово в день Успения Божией Матери, о чудесном даровании Киево-Печерской лавре иконы Успения Божией Матери. СПб., 1866; Приготовление к удобному разумению пророчества Исаии: Из лекций, читанных студентам СПбДА в 1823-1825 гг.//Странник. 1871. 3. С. 204-236 (отд. отт.: СПб., 1871); Введение в священные книги Ветхого Завета//ТКДА. 1873. 6. С. 1-96; 7. С. 97-194; Замечание на книгу варшавского ксендза Путятицкого под названием: «Pismo o religii naturalney obiawioney»//Там же. 1873. 5. C. 3-76 (отд. изд. К., 1874); Речь при встрече [государя в Варшаве]//Там же. 1873. 7. C. 1-8; Слово в день преставления св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова//Странник. 1873. Т. 3. Отд. 1. С. 262-269; Толкование на первые 26 псалмов. К., 1873; Поучения о православном богослужении//Странник. 1874. 6. С. 201-229; Речь при наречении еп. Филарета [Амфитеатрова]//ТКДА. 1874. 8. С. 180-181; Собр. слов, бесед и речей: В 5 ч. СПб., 1874; Изъяснение Божественной литургии, составленное из бесед, говоренных к Тамбовской пастве в 1836-1837 гг. К., 1874, 1879; Записки о молоканской и др. сектах в Тамбовской епархии//ТКДА. 1875. 2. С. 149-166; Письма к Иннокентию [Борисову], архиеп. Херсонскому//Там же. 1884. 8. С. 583-592; Письма к архиеп. Кишиневскому Антонию (Шокотову)//Там же. 1891. 1. С. 165-170. Ист.: РГИА. Ф. 796; Оп. 116, 453, 755, 839; Оп. 117, 315, 329, 972, 1738; Оп. 154, 829; Оп. 157, 1404, 1697; Оп. 158, 1098; Здравомыслов. Словарь иерархов. Л. 243. Лит.: Арсений, митр. Киевский и Галицкий. СПб., 1876; Памяти высокопреосв. Арсения, митр. Киевского и Галицкого. К., 1876; Толстой М. В. Воспоминание о высокопреосв. Арсении, митр. Киевском и Галицком. М., 1876; Певницкий В. Ф. Воспоминания о покойном митр. Киевском Арсении. К., 1877; Булашев Г. Очерк деятельности по народному образованию митр. Арсения//Народное образование. 1896. Апр.-окт.; Freeze G. L. The Parish Clergy in Nineteenth-Century Russia. Princeton, 1983; Римский С. В. Российская Церковь в эпоху великих реформ. М., 1999.

http://pravenc.ru/text/76242.html

В 1858-1875 гг., при игум. Филарете (Шлиппенбах), представительнице старинного дворянского рода, обитель достигла расцвета. В сент. 1858-1859 гг. по резолюции еп. Чигиринского, викария Киевской митрополии Антония (Амфитеатрова) Никольский собор был разобран, перестроен «в прежнем и надлежащем виде» и обложен кирпичом. Храм стал значительно больше: с зап. стороны пристроена крытая галерея, с южной и северной сторон сделаны большие притворы, с вост. стороны пристроена ризница, вмещавшая монастырский архив и б-ку. Подведен новый каменный фундамент, стены снаружи и внутри покрыты тесом; на новом большом куполе звезды, шар и кресты позолочены листовым золотом. Ок. 1860-1861 гг. в Н. Л. м. была возведена 2-этажная гостиница. В 1866-1867 гг. перестроен Варваринский храм, к-рый стал 3-престольным: центральный престол освящен в честь Вознесения Господня, правый - во имя вмц. Варвары и левый - во имя свт. Митрофана Воронежского. Центральная часть храма завершена деревянным куполом, покрытым листовым железом. Все кресты и шары были позолочены, крыша окрашена зеленой краской. Церковь отапливалась 4 каменными печками. Настоятельница (1891-1915) игум. Евфалия I (Лебедева; 20 окт. 1915) в связи с большим числом паломников инициировала строительство второй 2-этажной гостиницы, а также нового келейного корпуса. В 1891 г. игум. Евфалия была награждена наперсным крестом, в 1898 г.- серебряной медалью в память царствования имп. Александра III Александровича, в 1900 г.- золотым наперсным крестом, в 1907 г.- крестом с драгоценными украшениями из Кабинета Его Императорского Величества. К 1908 г. Н. Л. м. владел 103 дес. земли. В обители проживали игумения, 67 монахинь, 13 рясофорных послушниц, 70 указных и 259 временных послушниц. В 1858 г. по благословению митр. Киевского и Галицкого Филарета при игум. Филарете в Н. Л. м. открылось 6-классное духовное жен. уч-ще, где обучались ок. 40 девушек из семей духовного звания и сироты. Уч-ще располагалось в деревянном флигеле с 3 кельями. Кроме Закона Божия и общеобразовательных предметов изучались музыка, пение, нем. и франц. языки. Воспитанницы занимались шитьем одежд и облачений, вышиванием и вязанием, изготовлением декоративных цветов. Для преподавания нек-рых предметов приглашали учителей из Златопольской гимназии. В 1878/79 уч. г. в уч-ще находились 82 воспитанницы, 30 из к-рых - сироты из бедных семей на полном монастырском пансионе. С 1863 г. митр. Киевский Арсений, посетивший Н. Л. м. и уч-ще, выделял 200 р. ежегодно на содержание воспитанниц. По указу Киевской духовной консистории от 16 дек. 1887 г. уч-ще стало 2-классным.

http://pravenc.ru/text/2566174.html

«Путешествие ко святым местам в 1830 г.» вышло в июне 1832 г. и было распродано в течение полугода, ни одна из последующих книг, по признанию самого автора, не имела такого успеха. М. стали называть «автором путешествия ко святым местам», последующие свои книги, напечатанные без указания фамилии, он подписывал именно так. В 1832-1848 гг. вышло 5 изданий «Путешествия ко святым местам…». В 3-м издании М. поместил обширный «Обзор русских путешествий в Св. землю», в котором дал анализ древнерусской и современной ему паломнической лит-ры, начиная с Хожения игум. Даниила ( Сафатова. 2014). Все издания (исключая 4-е, вышедшее в типографии Штаба отдельного корпуса внутренней стражи) были отпечатаны в типографии Третьего отд-ния собственной Его Императорского Величества канцелярии, как и большинство поздних сочинений М. Книга вызвала многочисленные отклики в журналах, положительные отзывы Жуковского и Пушкина; последний написал в неопубликованной рецензии, что «с умилением и невольной завистью прочли мы книгу г-на Муравьева...» ( Пушкин А. С. «Путешествие к Св. местам» А. Н. Муравьёва//ПСС. М., 1949. Т. 11. С. 217). Профессор МДА П. С. Казанский отмечал «живость языка, картинность образов, горячие чувства благочестия и самый внешний вид книги, напечатанной на хорошей бумаге и хорошим шрифтом», указав при этом, что М. заставил высшее общество читать книги духовного содержания на рус. языке ( Казанский. 1877. С. 3, 8). По признанию др. современника, М. возродил любовь рус. людей к Св. земле и «укрепил связь с Востоком» ( Третьяков. 1895. C. 7). М. называли русским Шатобрианом, исторические романы к-рого и «Путевые записки из Парижа в Иерусалим чрез Грецию, и обратно…» (P., 1811; СПб., 1815-1817. Т. 1-3) были популярны в рус. обществе того времени. После успеха «Путешествия ко святым местам…» неудача с постановкой трагедии «Битва при Тивериаде» осенью 1832 г. на сцене Александринского театра и обличения со стороны духовенства (митр. Ионы (Василевского) , архим. Фотия (Спасского) и др.) навсегда, по признанию М., оттолкнули его от драматических творений, несмотря на благожелательное отношение литературной общественности. В это время определилось направление и главное содержание не только лит. деятельности, но и всей жизни М., которое митр. Киевский и Галицкий Арсений (Москвин) обозначил как «должность защитника православия». По словам М., своими сочинениями он старался «сблизить общество с Церковию», объясняя богослужение, догматы, историю Церкви, Жития святых и все то, что «только необходимо знать светскому человеку по сему предмету» (РНБ ОР. Ф. 498. 78. Л. 2). Служба М. при Синоде

http://pravenc.ru/text/Муравьёв.html

Собор в честь Покрова Пресв. Богородицы (1695 г.— нач. XVIII в., перестроен в 1809 г.). Акварель. 1943 г. (Немецкий исторический музей, Берлин) После 1764 г. М. м. возглавляли иеромонахи в должности строителей. По увольнении строителя (20 сент. 1798 - 2 марта 1799) иером. Сосипатра у мон-ря ок. 2 лет не было начальника, и обитель оказалась на попечении настоятеля орловского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря архим. Модеста. 15 авг. 1800 г. монастырь возглавил строитель Амвросий. 27 янв. 1820 г. в М. м. переведены архимандрия, штат, степень и движимое имущество из орловского Успенского мон-ря, обращенного в архиерейский дом Орловской епархии. С 30 нояб. 1827 по 11 сент. 1829 г. М. м. возглавлял архим. Арсений (Москвин ; впосл. митр. Киевский и Галицкий), с 11 сент. 1829 до июля 1833 г.- архим. Исидор (Никольский ; впосл. митр. Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский). В кон. XVIII в. помещики Лукины передали обители 56 дес. земли, из к-рых 46 дес. были пригодны для хлебопашества, имп. Павел I Петрович пожертвовал 26,5 дес. земли и мельницу в Севском у. Рост доходов в 1-й пол. XIX в. позволил приступить к масштабному строительству. В 1807 г. была разобрана колокольня, и в 1812 г., вероятно на ее месте, построена 3-ярусная кирпичная колокольня. На ней - 8 колоколов, самый большой из к-рых отлит в 1858 г. бронницкими купцами П. С. и М. Т. Хоботовыми и весил 313 пудов 12 фунтов. В юго-вост. углу монастыря, на месте разобранной деревянной Знаменской ц., был возведен одноименный 2-этажный кирпичный храм (1813-1821) в стиле классицизма. В 1848 г. церковь перестроили для совершения зимних богослужений, в ней появился сев. престол во имя апостолов Петра и Павла. Под храмом, на нижнем этаже, разместились различные службы: братская трапеза с поварней, столярная и кладовая. Подвергся внутренней перестройке и Покровский собор. Так, в 1809 г. сооружена соборная паперть в стиле классицизма. 19 авг. 1812 г. придел апостолов Петра и Павла переосвящен во имя блгв. кн. Александра Невского. Придел, пристроенный к церкви с юж. стороны, освящен 11 сент. того же года во имя апостолов Петра и Павла, но и он 16 окт. 1852 г. был переосвящен в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных».

http://pravenc.ru/text/2564516.html

В 1895 назначен ректором Казанской Духовной Академии. В 1897 7 сент. архимандрит Антоний был хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. Хиротонию совершали в Казани: архиепископ Рижский и Митавский Арсений (Брянцев) , как представитель Святейшего Синода, епископ Нижегородский и Арзамасский Владимир (Никольский), епископ Самарский Гурий (Буртасовский), епископ Сарапульский Никодим (Боков) и епископ Балахнинский Аркадий (Карпинский). В 1899 г. I марта с открытием в Казани второго викариатства, епископ Антоний назначается епископом Чистопольским, первым викарием Казанской епархии, с оставлением в должности ректора. Преосвященный Антоний пользовался глубокой любовью молодежи и окружающих его, а скромность его и простота все увеличивали толпу его приверженцев. В храме души Преосвященного Антония заключалась тайна того чарующего обаяния личности, которое «пленяло в послушание ему сердце каждого человека с первого знакомства, с первой встречи». Не знавшие его близко, изумлялись непреодолимой силе нравственного влияния его на сердца и волю студенчества, говорили, что он обладает силой «внушения». На людей действовал он не строгостью и законностью, а добрым, кротким словом. Преосв.Антоний давно приобрел себе широкую известность, как весьма усердный и ревностный распространитель духовного просвещения и богословской науки в народных массах. Б Петербургской Академии он был душой кружка студентов – проповедников, разносивших плоды академической науки по церквам во внебогослужебных чтениях, общественным и частным залам, заводам, тюрьмам, ночлежным домам; такие же кружки он основал в академиях Московской и Казанской. Противник всяких административных и учебных строгостей и ограничений, Преосв. Антоний всегда стремился к достижению выполнения учащимися правил, уставов и программ свободной волей. Провидению угодно было провести его по всем почти академиям, и всюду он оставил после себя заметный след. Как начальник, педагог, ученый и воспитатель, епископ Антоний был кумиром учащейся молодежи. Благоговея пред высотой монашеского служения, епископ Антоний своим настроением пленял академическую молодежь и являлся одним из идейных родоначальников монашества и пестуном многочисленной новой школы ученого монашества. Родоначальником ученого монашества считают Антония Вадковского . Епископ Антоний первый стал оправдывать образ жизни учено-административного монашества, порвавшего связь с монастырским затвором. Около епископа Антония группировалась монашеская интеллигенция, под его влиянием многие приняли монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

с 28.01.1840 по 17.01.1843 архиеп. Варшавский и Новогеоргиевский Никанор (Клеметьевский) архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский с 17.01.1843 по 4.11.1848 одновременно управлял архиеп. Новгородский и Санкт-Петербургский Арсений II (Москвин) архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский с 6.11.1848 по 1.07.1860 одновременно управлял митр. Киевский и Галицкий Антоний (Павлинский) епископ, бывший еп. Нижегородский и Арзамасский с 29.08.1860 архиепископ с 8.04.1862 по 17.06.1866 архиеп. Владимирский и Суздальский Агафангел (Соловьев) епископ, бывший еп. Вятский и Слободской с 17.06.1866 архиепископ с 31.03.1868 †8.03.1876 Димитрий (Муретов) архиепископ, бывший архиеп. Ярославский и Ростовский с 26.04.1876 по 20.02.1882 архиеп. Херсонский и Одесский (повторно) Тихон (Покровский) архиепископ, бывший еп. Саратовский и Царицынский с 6.03.1882 †16.04.1885 Палладий (Ганкевич) архиепископ, бывший еп. Тамбовский и Шацкий с 12.02.1885 по 25.11.1889 на покое: † 13.01.1893 Модест (Стрельбицкий) епископ, бывший еп. Нижегородский и Арзамасский, с 25.11.1889 архиепископ с 15.05.1892 †13.04.1902 Викарии Волынской епархии Варшавский епископ Викариатство учреждено 22 апреля 1834 года Кафедра в Варшаве Антоний (Рафальский) епископ, рукоположен с 8.07.1834 по 5.10.1840 архиеп. Варшавский и Новогеоргиевский Острожские епископы Викариатство учреждено 1 октября 1840 года Кафедра в Остроге а в 1873 году перенесена в Кременец Анатолий (Мартыновский) епископ, бывший еп. Екатеринбургский, викарий Пермской епархии с 10.06.1841 по 22.11.1844 еп. Могилевский и Мстиславский Иерофей (Лобачевский) епископ, рукоположен с 25.03.1845 †17.04.1871 Иустин (Охотин) епископ, рукоположен и Ахтырский с 5.08.1871 по 13.04.1879 еп. Харьковский Виталий (Гречулевич) епископ, рукоположен и Мстиславский с 13.05.1879 по 6.10.1882 еп. Могилевский Израиль (Никулицкий) епископ, бывший еп. Новомиргородский, викарий Херсонской епархии с 8.01.1883 по 25.10.1883 еп. Вологодский и Великоустюжский †23.04.1894 Александр (Закке-Заккис) епископ, рукоположен

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

26 сент. 1897 г. назначен настоятелем Смоленской Зосимовой муж. пуст., по благословению прп. Варнавы (Меркулова) и наместника Троице-Сергиевой лавры архим. Павла (Глебова) удалился из Гефсиманского скита с 12 послушниками. При Г. в Зосимовой пуст. было закончено строительство соборного 3-престольного храма Смоленской иконы Божией Матери и надвратной ц. Всех святых, воздвигнуты каменные кельи, стена с башнями, гостиница. Г. создал в обители образцовое хозяйство, в т. ч. мастерские. Он ввел старческое окормление и строгое уставное богослужение, порядок и дисциплину в церкви, на клиросе, в трапезе, на послушаниях и в домашнем быту. В числе написанных им икон - образ прп. Зосимы на фоне Троице-Сергиевой лавры (по преданию, тот явился во сне духовной дочери Г., а затем и ему). В 1898 г. Г. принял в обитель прп. Алексия (Соловьёва), вскоре тот стал его духовным сыном. Трудами Г. и прп. Алексия Зосимова пуст. прославилась по всей России, стала центром духовничества и старчества - «Оптиной в миниатюре». Здесь окормлялись прмц. вел. кн. Елисавета Феодоровна (по монастырскому преданию, она была тайно пострижена Г. в схиму с именем Алексия), священномученики Серафим (Звездинский), Серафим (Чичагов), Игнатий (Садковский) и Петр (Руднев), а также Антоний (Храповицкий; впосл. митрополит Киевский и Галицкий), Арсений (Жадановский; впосл. епископ Серпуховской), Сергиевский архиеп. Варфоломей (Ремов), С. Н. Булгаков, М. А. Новосёлов и др., а также преподаватели и студенты МДА. 3 июня 1902 г. Г. возведен в сан игумена. В 1908 г. он принял решение обустроить храм для уединенной молитвы; монахи сообщили об этом начальству Троице-Сергиевой лавры, игумену был вынесен выговор. Летом 1909 г. с правом совещательного голоса Г. участвовал в 1-м Всероссийском съезде монашествующих. 23 февр. 1914 г. Святейший Синод в лице Высшего церковного управления запросил у старца суждение об афонских спорах об имени Иисусовом. Г. ответил: «Молитва Иисусова есть дело сокровенное, а потому возникшие разногласия следовало бы покрыть любовью». Совет был принят Московским и Коломенским митр. Макарием (Невским), суд духовной консистории вынес имяславцам оправдательный приговор.

http://pravicon.com/info-2072

Трудами Германа и прп. Алексия Зосимова пуст. прославилась по всей России, стала центром духовничества и старчества - «Оптиной в миниатюре». Здесь окормлялись прмц. вел. кн. Елисавета Феодоровна (по монастырскому преданию, она была тайно пострижена Германом в схиму с именем Алексия), священномученики Серафим (Звездинский), Серафим (Чичагов), Игнатий (Садковский) и Петр (Руднев), а также Антоний (Храповицкий; впосл. митрополит Киевский и Галицкий), Арсений (Жадановский; впосл. епископ Серпуховской), Сергиевский архиеп. Варфоломей (Ремов), С. Н. Булгаков, М. А. Новосёлов и др., а также преподаватели и студенты МДА. Рака с мощами преподобных Алексия и Германа Зосимовских (Смоленский собор Зосимовой пуст.). 3 июня 1902 г. Герман возведен в сан игумена. В 1908 г. он принял решение обустроить храм для уединенной молитвы; монахи сообщили об этом начальству Троице-Сергиевой лавры, игумену был вынесен выговор. Летом 1909 г. с правом совещательного голоса Герман участвовал в 1-м Всероссийском съезде монашествующих. 23 февр. 1914 г. Святейший Синод в лице Высшего церковного управления запросил у старца суждение об афонских спорах об имени Иисусовом. Герман ответил: «Молитва Иисусова есть дело сокровенное, а потому возникшие разногласия следовало бы покрыть любовью». Совет был принят Московским и Коломенским митр. Макарием (Невским), суд духовной консистории вынес имяславцам оправдательный приговор. В нач. 1909 г. казначей обители иером. Иона (Фиргуф) обвинил Германа в неправильном ведении хозяйства и приходо-расходных книг, самовольном распоряжении пожертвованиями. 16 апр. того же года этот вопрос рассмотрела комиссия Духовного Собора Троице-Сергиевой лавры. В рапорте от 21 июля Герман подробно ответил на обвинения, не признав их. Указом Духовного Собора ему предписывалось сдать управление Зосимовой пуст. и с 3 сент. принять должность строителя Махрищского мон-ря. По ходатайству духовных чад (Елисаветы Феодоровны и др.) через 2 месяца Герман был возвращен в родную обитель. 28 июля 1916 г. он принял тайное пострижение в великую схиму от еп. Арсения (Жадановского). В последние дни жизни Герман ничего не вкушал, причащаясь Св. Таин Христовых; он предсказал, что обитель закроют после его кончины. Вскоре это действительно произошло.

http://azbyka.ru/otechnik/German_Gomzin/

29 февр. 1784 г. митр. Киевский и Галицкий Самуил (Миславский) выдал грамоту на освящение в Н. Л. м. деревянного собора во имя свт. Николая Чудотворца (1780-1784). 17 марта 1784 г. этот храм освятил настоятель Жаботинского Чубовского во имя преподобного Онуфрия Великого мужского монастыря игум. Мелхиседек (Шаховский (Каховский?)). 25 мая 1780 г. заложена, а в 1784 г. освящена теплая трапезная ц. во имя вмц. Варвары. К теплой церкви примыкало каменное помещение с 6 комнатами для настоятельницы и сестер. В 1787 г. Н. Л. м. стал самостоятельным, заштатным. Соответствующее решение Киевской духовной консистории инициировал игум. Даниил (Натток-Михайловский; 1821), настоятель (1786-1796) Лебединского Георгиевского мон-ря, с целью разграничения земельных угодий 2 обителей, которые к тому времени пытался захватить ген. Н. П. Высоцкий, владелец соседнего мест. Златополь. Собор во имя свт. Николая Чудотворца. 1858–1859 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Собор во имя свт. Николая Чудотворца. 1858–1859 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. По резолюции еп. Чигиринского, викария Киевской епархии Феофана (Шиянова-Чернявского) от 20 июня 1800 г. при игум. Елисавете был освящен новый, более вместительный деревянный Никольский собор с приделом во имя праведных Захарии и Елисаветы (в 1883-1884 устроен 3-й придел - в честь Успения Пресв. Богородицы). Храм возводился на средства черноморского кошевого Захария Череги. К 1823 г. в Н. Л. м. построили деревянную колокольню, а в 1832-1838 гг. по благословению митр. Киевского и Галицкого Евгения (Болховитинова) - каменную ограду с надвратной 3-ярусной колокольней (в 1876 колокольня реставрировалась). На колокольне имелось 8 колоколов (большой колокол, отлитый в Харькове, весил 64 пуда 22 фунта). Новый, каменный Варваринский храм (1839-1844) освятил 11 сент. 1844 г. митр. Киевский и Галицкий свт. Филарет (Амфитеатров) . По прошению митр. Киевского Филарета указом Киевской духовной консистории от 14 окт. 1842 г. Н. Л. м. утвержден как второклассный необщежительный с получением из гос. казны 2155 р. ежегодно. Это укрепило экономическое положение мон-ря. Н. Л. м. имел и свои доходы от свечного завода, мельницы на р. Гептурке, гостиницы, пасеки, сенокосов, пахотных земель. Значительные пожертвования осуществляли благотворители: графиня А. А. Орлова-Чесменская, митрополиты Киевские Арсений (Москвин) и Филофей (Успенский) , гр. А. Шуленбург, директор сахарного завода В. Константинов, купчиха А. Колобова и др. К 1852 г. в обители проживали 50 монахинь и 30 послушниц.

http://pravenc.ru/text/2566174.html

Осенью 1382 г., во время конфликта между Владимирским и Московским вел. кн. св. Димитрием Иоанновичем Донским и Киевским митр. свт. Киприаном , прп. Афанасий Старший поддержал святителя и вместе с ним через Киев уехал в К-поль. После этого Н. ушел из Серпухова в Троицкий мон-рь и был принят прп. Сергием в состав братии. Возможно, на это повлияли события кон. авг. 1382 г., когда во время нашествия Тохтамыша на Москву погибло большое число настоятелей обителей и др. представителей черного духовенства. Их должны были заместить в московских мон-рях выжившие опытные в монашеской жизни иноки, напр., из Троицкого мон-ря, на место к-рых могли быть приняты др. иноки, в т. ч. Н. В 1-й пол. 80-х гг. XIV в. Н. не входил в число ближайших учеников прп. Сергия. Его имя не упоминается среди имен иноков, бывших свидетелями прижизненных чудес прп. Сергия (таких как преподобные Исаакий Молчальник, Михей ). По-видимому, сближение Н. с игуменом произошло в последние годы жизни прп. Сергия, когда одни ученики преподобного Сергия, авторитетные старцы уже умерли (келарь прп. Илия ; † 29 мая 1384), другие (святители Феодор , архиеп. Ростовский, Михаил , еп. Смоленский) покинули обитель. Н. стал келейником игумена, затем был назначен келарем. Обретение мощей прп. Сергия Радонежского. Хромолитография. 1866 г. Обретение мощей прп. Сергия Радонежского. Хромолитография. 1866 г. В марте 1392 г., после ухода прп. Сергия в затвор, Н., по мнению В. А. Кучкина , стал исполнять обязанности настоятеля Троицкого монастыря ( Кучкин В. А. Сергий Радонежский//ВИ. 1992. 10. С. 88; он же. Антиклоссицизм//ДРВМ. 2003. 2(12). С. 127-130). Сведения из Жития прп. Сергия об этом событии подтверждаются вкладной грамотой Семена Федоровича Морозова, старейшего боярина Московского и Звенигородско-Галицкого вел. кн. Георгия (Юрия) Димитриевича (крестника прп. Сергия), Троицкому мон-рю, в к-рой записано: «Дал есмь Святой Троици, и старцю Сергею, и игумену Никону з братьею половину свое варници и половину колодязя, что у Соли оу Галицские, что на Подолце» (АСЭИ. Т. 1. С. 27. 3). Ряд исследователей, однако, относит данную грамоту к более позднему времени - к 1-й четв. XV в. ( Арсений. 1884. С. 172; Веселовский. 1969. С. 198; Клосс. 1998. С. 66-67. Примеч. 75).

http://pravenc.ru/text/2566240.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010