7. В ходе переговоров было сочтено весьма важным осуществлять регулярный и оперативный обмен информацией, изданиями о жизни и служении обеих Церквей. 8. Помимо обсуждения проблематики двустороннего диалога, стороны констатировали схожесть позиций по целому ряду иных вопросов, в частности, в отношении к иным Церквям, международным христианским организациям, общеевропейским институтам, процессу европейской интеграции, вызову глобализации. По результатам состоявшегося взаимополезного обмена мнениями было признано необходимым совместное изучение этих проблем. 27 ноября 2000 года тогда еще председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл принял председателя Отдела внешних церковных связей Армянской Апостольской Церкви епископа Езника (Петросяна). В ходе их беседы была достигнута договоренность о направлении в Армению в феврале 2001 года делегации Русской Православной Церкви для представления принятого Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» и обсуждения тем, затронутых в данном документе. 13 февраля 2001 года в Эчмиадзине в Армении открылось первое двустороннее собеседование между делегациями Русской Православной и Армянской Церквей. Делегацию Русской Православной Церкви возглавлял первый заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Калужский и Боровский Климент (ныне председатель Издательского Совета РПЦ), делегацию Армянской Апостольской Церкви — председатель ее Отдела внешних церковных сношений епископ Езник (Петросян). Участники собеседований, которые продлились до 15 февраля, рассмотрели вопросы взаимоотношений Церкви с нацией, государством и светским обществом, миром политики, а также проблемы экономики, экологии, биоэтики, образования, международных отношений. Базой для дискуссии послужили Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил участникам собеседований приветственное послание, в котором подчеркнул историческую важность встречи, так как «ею начинается прямой двусторонний диалог между нашими братскими Церквями». Патриарх подчеркнул, что этот диалог «жизненно важен и ценен и как труд на благо богозаповеданного христианского единства, и как вклад в дело развития исторически тесных братских отношений между нашими государствами и народами».

http://bogoslov.ru/article/510783

Новости Избран соправитель Константинопольского патриарха Армянской Церкви 05.07.2010 11:48 Ереван, 5 июля, Благовест-инфо. В Стамбуле состоялись выборы викария Константинопольского патриарха Армянской Апостольской Церкви. Духовный Совет патриархата большинством голосов 25 из 26 избрал на пост де-факто патриарха главу управления Церковным советом архиепископа Арама Атешяна, сообщает выходящая в Турции армянская газета «HayTert» .  Выборы " со-патриарха " при жизни патриарха Месропа Мутафяна (по состоянию здоровья отстраненного от своих обязанностей) в Турции беспрецедентны, поскольку местные законы запрещают это. Должность первоиерарха ААЦ в Константинополе с 1998 года занимал Месроп Мутафян. Однако после перенесенных операций и нескольких попыток покушения, осуществленных членами террористической организации «Эргенекон», здоровье 53-летнего патриарха ухудшилось, а впоследствии врачи диагностировали у него неизлечимую амнезию. На протяжение нескольких лет армянская община Турции добивалась разрешения выбрать себе нового духовного главу, одновременно выполняющего обязанности и светского лидера. С 2004 года правительство Турции не давало разрешения армянской общине (глава национальной общины по турецким законам должен одновременно быть духовным главой) назначить выборы нового патриарха или хотя бы его соправителя. Одной из причин затянутых выборов со-патриарха, которые должны были пройти 12 мая текущего года, стали и внутриобщинные раздоры светских армян и служителей Церкви, а также отказ турецких властей назначить конкретную дату выборов. Однако 29 июня губернатор Стамбула наконец дал разрешение на проведение выборов викария Константинопольского патриархата.  По данным «HayTert» в выборах принимали участие только двое кандидатов на этот пост – архиепископ Арам Атешян и замещавший Патриарха вместе с Атешяном архиепископ Шаган Свачян. Однако Свачян ввиду своего преклонного возраста дал самоотвод. Ни армянские (выходящие в Турции) ни турецкие СМИ не затрагивают вопрос об отводе кандидатур, ранее выдвигавшихся Армянской Апостольской Церковью. Говорится лишь, что губернатор Стамбула воспользовался своим правом назначать кандидата на выборы главы религиозного меньшинства. В Турции юридическими правами и общественными привилегиями могут пользоваться не национальные, а религиозные общины.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Архив Пн Культурно-просветительский центр «Книжная палата в Черниговском» г. Москвы и армянский музей «Тапан» начинают профессиональное сотрудничество 31 декабря 2023 г. 17:20 В продолжение состоявшегося 23 декабря 2023 года посещения Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия делегацией Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви достигнуто соглашение о начале в 2024 году постоянного сотрудничества между Культурно-просветительским центром «Книжная палата в Черниговском» и Музеем армянского церковного искусства «Тапан». Соответствующие переговоры провели директоры Книжной палаты и музея «Тапан» В.Ф. Стародубцев и Д. Багдасарян при участии старшего преподавателя кафедры церковно-практических дисциплин ОЦАД, сотрудника Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата С.Г. Алферова. Договоренность согласована с главой Ново-Нахичеванской и Российской епархии архиепископом Езрасом Нерсисяном и настоятелем Черниговского подворья в Москве, ректором ОЦАД, председателем Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиереем Максимом Козловым . Данное взаимодействие планируется развивать в рамках программы многопрофильного сотрудничества Общецерковной аспирантуры и научно-образовательных организаций Ново-Нахичеванской епархии и Российской. В течение следующего года на обеих площадках будут поочередно проводиться разноформатные мероприятия, в том числе тематические круглые столы, лекции, семинары, концерты и мастер-классы. Презентация в Книжной палате первого совместного проекта — выставки произведений армянского церковного изобразительного искусства с лекцией, посвященной истории формирования храмовой архитектуры Армянской Апостольской Церкви, — намечена на февраль будущего года. Актуальная информация будет своевременно размещаться на официальных интернет-ресурсах Общецерковной аспирантуры и докторантуры , Книжной палаты в Черниговском , Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви, Молодежного союза этой епархии, Музея «Тапан» .

http://patriarchia.ru/db/text/6090626.ht...

Генеральная прокуратура РФ удовлетворила ходатайство Комиссии по вопросам гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений о защите прав верующих 26 октября 2015 г. 20:23 На заседании Комиссии по вопросам гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Совета по взаимодействию религиозными объединениями при Президенте РФ 22 июля 2015 года ее члены выслушали доклад Патриаршего экзарха Армянской Апостольской Церкви , главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии архиепископа Езраса (Нерсисяна) о противодействии местных властей нескольких районов Ростовской области проведению богослужебных собраний приходов Армянской Апостольской Церкви по причине неверной трактовки отдельных нормативных и законодательных актов Правительства Ростовской области о проведении публичных мероприятий на территории объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Вследствие этого один из армянских приходов был оштрафован за установку звукоусиливающей аппаратуры на территории храма — памятника культуры регионального значения, а другому было отказано в разрешении совершить богослужение и провести мероприятие, посвященные 100-летию годовщины памяти жертв геноцида армян. Этот вопрос был освещен в выпуске авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» на телеканале «Союз» 25 июля 2015 года. По итогам заседания в августе 2015 года председателем комиссии протоиереем Всеволодом было направлено ходатайство в адрес Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки с изложением консолидированной позиции членов комиссии по возникшей негативной ситуации. В письме отмечалось, что изложенная ситуация может стать прецедентом для ограничения прав верующих на организацию богослужебных собраний в храмах и других религиозных объектах, признанных памятниками культурного и исторического наследия. В ответе Генеральной прокуратуры говорится: «В ходе проведения проверки установлено, что в целях реализации полномочий, предоставленных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации нормой ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 54-ФЗ " О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях " , постановлением Правительства Ростовской области от 30.12.2011 334 утвержден Порядок проведения публичных мероприятий на территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — Порядок).

http://patriarchia.ru/db/text/4255292.ht...

В заседании Комиссии по международному сотрудничеству приняли участие государственные и общественные деятели, представители традиционных религиозных общин России. В числе участников: Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; референт Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике, ответственный секретарь Совета (заместитель председателя Комиссии) С.А.Мельников; заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов; постоянный представитель Буддийской традиционной сангхи России в Москве санджай лама Андрей Бальжиров; председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа, представитель Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесской Республики Шафиг Пшихачев; архиепископ Евангелическо-лютеранской Церкви Дитрих Брауэр; координатор Общероссийской общественной организации «Юристы за права и достойную жизнь человека», член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека А.С.Брод; первый заместитель председателя Евроазиатского дивизиона (отделения) Генеральной конференции Церкви христиан-адвентистов седьмого дня пастор Олег Гончаров; глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископ Езрас Нерсисян; секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий Звонарёв; президент Фонда «Институт религии и политики» А.А.Игнатенко; генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский; представитель по связям с общественными организациями и госструктурами Главного раввината России (Федерация еврейских общин России) А.В.Глоцер; заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по внешней политике В.П. Назаренко; начальник Отдела по связям с основными российскими религиозными объединениями Департамента по связям с субъектами Федерации, Парламентом и общественными объединениями Министерства иностранных дел Российской Федерации Р.А.Романов; руководитель Экспертного совета развития Консультативного совета глав протестантских церквей России, пастор Церкви евангельских христиан-баптистов «На Руси» В.В.Самойлов; представитель Центрального духовного управления мусульман России в Москве Шамиль Кадыргулов; советник Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике А.В.Третьяков; член Общественной палаты Российской Федерации, президент Центра социальных и политических исследований «Аспект» Г.В.Федоров; руководитель Службы региональных связей Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества диакон Андрей Титушкин.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/03/20/po...

Обеспечивалось церковное участие в развитии взаимодействия гражданских обществ различных стран. В целях совместного противодействия дискриминации христиан и попыткам вытеснения из жизни общества норм христианской традиции развивалось сотрудничество с международным христианским сообществом, в том числе с Римско-Католической Церковью, что обусловлено близостью позиций православных и католиков по ряду вопросов, стоящих перед современным обществом. В рамках взаимодействия с Древними Восточными Церквами Отдел придавал большое значение положению верующих этих Церквей в ряде стран Ближнего Востока и Азии, где они все чаще подвергаются гонениям и дискриминации. Это обстоятельство побуждает Священноначалие Русской Православной Церкви возвысить свой голос в защиту страждущих и искать новые пути взаимодействия с иерархиями этих Церквей, оказывая им поддержку на международной арене. Укрепление и развитие традиционно дружественных связей с Армянской Апостольской Церковью было одним из приоритетных направлений диалога Русской Православной Церкви с Древними Восточными (Дохалкидонскими) Церквами. С 16 по 18 марта 2010 г. состоялся официальный визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Республику Армения. Святейший Патриарх и Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегином II подписали совместную декларацию, определяющую перспективы развития двусторонних отношений. Отношения с протестантским миром были омрачены продолжающимся отходом многих протестантских общин от христианских нравственных ценностей, что ранее уже привело к прекращению контактов с некоторыми из протестантских религиозных организаций. Выступая на встрече Никейского клуба в Лондоне, митрополит Иларион откровенно выразил взгляд Русской Православной Церкви на либерализацию в области богословия, церковного строя и нравственности, характерную для многих общин Англиканского содружества. Контакты с протестантскими общинами России и СНГ поддерживались, в основном, посредством присутствия сотрудников ОВЦС на официальных мероприятиях традиционных российских протестантов, а также в рамках Христианского межконфессионального консультативного комитета.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1498888...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение итогами визита Его Святейшества в Республику Беларусь, особенно в связи с посещением мест, связанных с героической обороной рубежей нашего Отечества в первые дни войны, а также с пребыванием в Пинской, Туровской и Гомельской епархиях, особенно пострадавших от чернобыльской аварии. 2. Выразить признательность Президенту Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, руководителям центральных и местных органов власти за радушие и гостеприимство, проявленные по отношению к Первоиерарху Русской Православной Церкви и сопровождавшей его делегации. 3. Благодарить митрополита Минского и Слуцкого Филарета, клир и мирян Белорусской Православной Церкви за хорошую организацию визита и теплый прием. 4. Считать важным дальнейшее содействие многосторонним связям России и Белоруссии, укрепляющим основы союзного государства. СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о визите 22–23 сентября сего года делегации Русской Православной Церкви в Армению для участия в торжествах, посвященных 1700-летию провозглашения христианства государственной религией Армении. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение итогами визита Его Святейшества в Армению. 2. С благодарностью Богу и удовлетворением отметить укрепление братских связей между Русской Православной и Армянской Апостольской Церквами, а также развитие взаимоотношений с представителями государственной власти Республики Армении. 3. Считать состоявшийся визит ценным вкладом в продолжающийся диалог с Восточными Православными (дохалкидонскими) Церквами. СЛУШАЛИ: Сообщение Патриарха Московского и всея Руси Алексия об итогах конкурса памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) за 2000–2001 годы и о торжественной церемонии вручения Макариевских премий, состоявшейся в Президиуме Российской Академии наук 19 сентября 2001 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение результатами конкурса и проведением первой в XXI веке, юбилейной торжественной церемонии, посвященной 185-летию со дня рождения митрополита Макария (Булгакова).

http://sedmitza.ru/lib/text/429493/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Москве открылся духовный центр Армении - крупнейший за ее пределами 17.09.2013 Храмовый комплекс Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской апостольской церкви во вторник открылся в Москве . Церемонию открытия комплекса и освящения кафедрального собора возглавил католикос всех армян Гарегин II в присутствии патриарха Московского и всея Руси Кирилла, президента Армении Сержа Саргсяна, государственных и общественных деятелей Армении и России, представителей религиозных организаций, видных благотворителей. " Возведенный в сердце России, этот церковный комплекс станет духовным и культурным центром в жизни тех, кто, независимо от национальной принадлежности, считает себя носителем христианских и общечеловеческих ценностей " , - заявил на открытии комплекса глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии ААЦ епископ Езрас Нерсисян. Закладка фундамента комплекса состоялась в 2004 году. В церемонии участвовал ныне почивший патриарх Алексий II. Храмовый комплекс включает в себя кафедральный собор (здание является самым большим сооружением Армянской церкви вне Армении), рассчитанный на тысячу прихожан, резиденцию главы Армянской апостольской церкви в России, часовню Сурб Хач (Святого креста), учебно-просветительский комплекс, гостевой дом, трапезную, фонтан и подземную парковку на несколько сотен машиномест. Под церковью расположился музей-сокровищница Армянской церкви, где будут храниться церковные святыни. Участок для храмового комплекса площадью 1,3 га был выделен мэрией в 1996 году на территории, прилегавшей к Олимпийскому проспекту. Строительство началось в 2006 году. Проект был реализован на пожертвования благотворителей. Скульптурные объемы кафедрального собора основаны на традициях классической армянской архитектуры. Здание размещено на стилобате в виде характерного для церковной архитектуры Армении каменного основания. Оно состоит из 16 камней, символизирующих 12 учеников Христа, трех евангелистов и Григория Просветителя - первого католикоса всех армян.

http://drevo-info.ru/news/15879.html

Апостол Иаков Младший, Алфеев, называемый также Братом Господним, был первым епископом Иерусалимским, председательствовал на первом Апостольском соборе (51 г.), по свидетельству церковного предания, «был свят от рождения, не пил вина и сикера, не вкушал мяса, не стриг волос». Он мученически скончался в 63 г. по P. X. Предание говорит, что иудеи сбросили его с кровли Храма. В долине Кедрона, у юго-восточного угла городских стен, в ряду древних гробниц указывают также и гробницу апостола Иакова. Вправо от собора – вход во внутренние владения Патриархии, обычно закрытый для посетителей. В глубине двора находится бывший женский монастырь Св. Архангелов, расположенный, по преданию, на месте дома первосвященника Анны. По другому его называют монастырь Масличного Древа. В храме обители (XII в.) показывают помещение, бывшую кухню, где среди ножей и топоров провел несколько часов приведенный на суд к первосвященнику Спаситель – Агнец Божий. Здесь был вбит в землю кол, к которому слуги привязали Спасителя и били Его. ...И кто же первым поднял на Него руку? Тот самый расслабленный, пролежавший 38 лет в параличе, которого Господь исцелил у Овчей Купели. Архангелы у Небесного Престола в ужасе закрыли лица крыльями, чтобы не видеть поругания Сына Божия. Каждый из них уже готов был ринуться из заоблачных сфер, чтобы испепелить грешную землю и все, что на ней. Но: «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:16–17). Потому монастырь и назвали обителью Архангелов. Еврейский квартал Армянский квартал граничит с востока, как мы сказали, с Еврейским. После арабо-израильской войны 1948 г. Еврейский квартал, как и весь Старый Город, остался в зоне, отошедшей к Иордании. Многие его архитектурные памятники были разрушены во время уличных боев. Главной археологической достопримечательностью является здесь раскопанная археологом Н. Авигадом в конце 1960-х гг. центральная улица римско-византийского Иерусалима – Кардо Максимус. Она изображена уже на древнейшем плане Иерусалима – мозаичной Мадабской карте (сер. VI в.). Похороненная на долгие века под 4-метровой толщей культурного слоя, широкая торговая улица неплохо сохранилась, – достаточно было поднять ряды колонн с подлинными коринфскими капителями, освободить от позднейших пристроек ниши прежних торговых лавок, и древний город предстал в нестареющем своем великолепии. На отдельных участках улицы сохранились фрагменты рынка крестоносцев, с типичными сводами и стрельчатыми арками, на других, в застекленных люках, видны остатки стен эпохи Первого и Второго Храмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Апостол Иаков Младший, Алфеев, называемый также Братом Господним, был первым епископом Иерусалимским, председательствовал на Первом апостольском Соборе (51 г.), по свидетельству церковного предания, «был свят от рождения, не пил вина и сикера, не вкушал мяса, не стриг волос». Он мученически скончался в 63 г. по Р.Х. Предание говорит, что иудеи сбросили его с кровли Храма. В долине Кедрона, у юго-восточного угла городских стен, в ряду древних гробниц указывают также и гробницу апостола Иакова. Соборное послание, оставленное им, включено в состав новозаветного канона. Именно в нем содержатся знаменитые слова: вера без дел мертва ( Иак. 2, 20 ). И еще: суд без милости не оказавшему милости ( Иак. 2, 13 ). Вправо от собора – вход во внутренние владения Патриархии, обычно закрытый для посетителей. Но по специальной просьбе, в сопровождении кого-либо из духовенства паломники могут пройти и сюда. Здесь размещается армянская школа и знаменитая библиотека Гульбенкяна, основанная в 1929 г. и содержащая более 50 000 книг и ценнейшее собрание древних рукописей и актов. Можно пройти также в Армянский музей, где представлены как вещи из Патриаршей ризницы, так и археологические находки, сделанные на территории квартала. В глубине двора – если идти прямо, а затем по широкой, с медленным уклоном улочке-лестнице влево – находится бывший женский монастырь Святых Архангелов, расположенный, по преданию, на месте дома первосвященника Анны. По-другому его называют монастырь Масличного Древа. В храме обители (XII в.) показывают помещение, бывшую кухню, где среди ножей и топоров провел несколько часов приведенный на суд к первосвященнику Спаситель – Агнец Божий. Здесь был вбит в землю кол, к которому слуги привязали Спасителя и били Его. ...И кто же первым поднял на Него руку? Тот самый расслабленный, пролежавший 38 лет в параличе, которого Господь исцелил у Овчей Купели. Архангелы у Небесного Престола в ужасе закрыли лица крыльями, чтобы не видеть поругания Сына Божия. Каждый из них уже готов был ринуться из-за облачных сфер, чтобы испепелить грешную землю и все, что на ней. Но: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него ( Ин. 3, 16–17 ). Потому монастырь и назвали обителью Архангелов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010