…и Слово стало плотию… – Ин. 1:14 . Кто есть сей Царь славы?.. Господь сил. Он есть Царь славы. – Пс. 23:10 . Очень сходное место с использованием той же ветхозаветной цитаты в «Собеседовании с Трифоном Иудеем» у Юстиниана Мученика, гл. 36. Я сплю, а сердце мое бодрствует. – Песн. 5:2 . …се, не воздремлет – Пс. 120:4 . …мертвым рождает его… – сказочная гипербола; античная научная и развлекательно-поучительная литература о животных от Аристотеля до Элиана подчеркивала слабое развитие новорожденных львят, слепых и бесформенных. …Первородного… прежде всякой твари… – Ср. Кол. 1:15 . …возлег и уснул… – Быт. 49:9 . Раздел кончается завершением той цитаты, которая его открывает. 2 .О ЯЩЕРКЕ СОЛНЕЧНОЙ Аналогичные сообщения – у Епифания Кипрского и Исидора Севильского . Одеяние ветхого человека. – Ср. Еф. 4:22–24 . …что и Востоком именуется… – Ср. Зах. 6 (в русском синодальном переводе «Отрасль», но в греческом тексте Септуагинты – «Восток») и Лк. 1:78 . 3 .О ХАРАДРИИ Есть птица, называемая харадрий… – Это название совершенно реальной птички – то ли авдотки, то ли ржанки (зуйка). Древнегреческая пословица упоминает ее как пример ненасытности. Однако мы оставили экзотически звучащее для русского уха слово «харадрий» без перевода и не столько потому, что лучшие словари (Например, Леддел-Скотт) выражают некоторую неуверенность в орнитологической идентификации этой птички, сколько ввиду того, что «Естествослов» решительно порывает с прозой жизни, делая из маленького прожорливого существа, знакомого греческим земледельцам как «противное и видом, и голосом» (Аристотель. «О животных», 615 а, 2), непорочно белый символ Спасителя. …как написано во Второзаконии. – Втор. 14:18 . …и выпивает харадрий недуг болящего… – Подобные поверия упоминаются у Плутарха («Пиршественные вопросы», V, 7) и в романе Гелиодора «Эфионики» (III, 122), а также у Элиана («О природе животных», XXII, 13); по свидетельству словаря «Суда», они были известны уже ямбографу Гиппонакту. …всецело бел… – Ср. 1Ин. 1:5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

644 С конца этого века, в эпоху крестовых походов, литературное взаимодействие между Византией и Западом получает для себя новые широкие пути и, хотя в каждом отдельном случае указать их невозможно, но самый факт литературных заимствований не подлежит сомнению. 645 Даже такая, по-видимому, исключительно Западу принадлежащая область, как средневековая философия, не оставалась без влияния со стороны Византии. В этом отношении важно уже одно то обстоятельство, что схоластика господствовала и в византийской науке и здесь рождала те же самые явления, что и на Западе. Подобно тому, как это было в Западной церкви, и в Византии господствующее направление богословской мысли усвоило себе философию Аристотеля и при помощи её излагало философское учение. С XI-ro века, в лице Пселла, Итала и затем в последующие века мало-помалу с Аристотелем вступают в борьбу неоплатонические авторитеты, – Платон, Порфирий и Прокл, – и будучи применены к уяснению церковного учения, вызывают глубокие волнения в византийском обществе. Внимательное исследование богословских споров, возникавших в Византии в период от XI-ro до XIV вв., показало, что в основе их лежало различие в философских направлениях партий, что они были фазисами борьбы между Платоном и Аристоте- —61— лем, между реализмом и номинализмом. 646 Так как изучение Аристотеля, Платона и Прокла применительно к христианским воззрениям начато было в Византии ранее, чем на Западе, то здесь естественно возникает вопрос: не стояли ли в связи западные споры с аналогичными византийскими явлениями? Правда, на философское развитие Византии ещё не было обращено достаточного внимания и самое сочетание слов «история византийской философии» звучит пока ещё странно, непривычно для уха, но уже и здесь имеются факты, с которыми необходимо считаться историку западной схоластики. Можно признать доказанным, что известная логика Петра Испанского, служившая источником всех сведений по логике и грамматике в Западной Европе до XIV века, представляет собой не что иное, как перевод сочинения Пселла «σνοψις ες τν Αριστοτλους λογικν πιστμην».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

стр. 142). Они дорожили конкретным образом Иисуса Христа, но были аристоте-левцами и рационалистами. Естественно, что некоторые из них приблизились к «лукианизму» (гл. VII, 2), особенно Феодор. Он не хотел думать, как Павел Самосатский; но он не сумел найти своим взглядам место в церковном учении; и св. Кирилл справедливо говорил о его «мерзостях» и «хульных устах».— Во Христе, учил Феодор, соединены две природы: единосущный Отцу Бог и единосущный нам человек. «Раз мы пытаемся различать две природы, мы утверждаем, что есть совершенное лицо (πρσωπον) человека и совершенное лицо Божества». Поэтому воплощение лишь «кажется»: Логос приял человеческое лицо, оставаясь Лицом Божественным. Он «обитал» в человеке, но не «по сущности» или «энергии», а по «благоволению», т. е. по «наилучшему и прекраснейшему волению Божьему» и несравнимо с обитанием Его в святых и в пророках. «Когда же мы рассматриваем обе природы со стороны их соприкосновения, мы говорим об одном лице. Тогда одно лицо объемлет две природы, и человечество приемлет честь, воздаваемую тварью Божеству, а Божество совершает в человечестве все должное». Не все антиохийцы думали так и не все так неосторожно выражали свою мысль. Но основная тенденция школы сказывалась и у Феодорита и у Нестория, в 428 г. ставшего патриархом Константинопольским. Оставаясь православными, они стояли на грани ереси; и в обличении ее заключалась существенно важная задача Церкви, понятая Кириллом Александрийским (412— 444 гг.). Несторий помог делу своей неосторожностью. Он сразу же начал бороться с ересями (стр. 142) и, вооружив против себя уже монофиситствующих монахов во главе с Евтихием, сам склонился к арианствующим. В Константинополе слышались возра- жения против наименования Девы Марии Богородицей (Θεοτκος), закрепленного и литургически (стр. 118 сл.) а прибывшие с Несторием антиохийцы проповедовали: «Мария была человеком, от человека же Богу родиться невозможно». Новый патриарх предлагал компромисс: называть Деву Марию не «человекородицей» и не «Богородицей», а «Христородицей»; но мысль его была православным ясна. Ведь он высмеивал, как языческую басню, мысль о Боге в пеленках или на кресте. «Разве,— спрашивал Несторий,— у Бога есть мать? Мария родила не Божество, ибо рожденное от плоти плоть есть. Тварь родила не Творца, а человека, орудие Божества». А за этим уничижением Богородицы, конечно, скрывались склонность к разделению единого Христа на две личности и во всяком случае отрицание того обожения человеческой природы во Христе, о котором писал Григорий Нисский (стр. 132). И вполне справедливо, опровергая несторианство, св. Кирилл сосредоточивал самое идею Православия в имени «Богородица» и настаивал не только на ипостасном единстве обеих природ, но и на том, что оно особенным образом, «как бы природно» их объединяет. «Говорим, что соединены две природы (φσεος). После же соединения устранено разделение на две, а посему верим, что одна природа Сына».

http://sedmitza.ru/lib/text/443099/

Maccabaeorum primum librum Hebraicum repperi. Secundus Graecus est: quod ex ipsa quoque ρασει probari potest... Migne. Лат. серии XXVIII, стр. 555. 437 Friderici t. III, p. 18: Fertur et panaeretus Iesu Filii Sirach liber et alius pseudepigraphus, qui Sapientia Salomonis inscribitur. Quorum priorem Hebraicum reperi, non Ecclesiasticum, ut apud Latinos, sed Parabolas praenotatum. Cui juncti erant Ecclesiastes et Canticum Canticorum, ut similitudinem Salomonis, non solum numero librorum, sed etiam materiarum genere coaequaret. Secundus apud Hebraeos nusquam est, quin et ipse stylus Graecam eloquentiam redolet, et nonnulli scriptorum hunc esse judaei Filonis affirmant. Sicut ergo Iudith, et Tobiae, et Maccabaeorum libros legit quidem Ecclesia, sed inter canonicas Scripturas non recipit; sic et haec duo volumina legat ad aedificationem plebis, non ad auctoritatem ecclesiasticorum dogmatum confirmandam. 438 Friderici ed., t. III, p. 14: Christus Dominus Noster, utriusque Testamenti conditor, in Evangelio secundum Ioannem: Qui credit, inquit, in me, sicnt dicit Scriptura, flumina de ventre ejus fluent aquae vivae. Utique scriptum est, quod Salvator scriptum esse testatur. Ubi scriptum est? Septuaginta non habent; Apocrypha nescit Ecclesia. Ad Hebraeos igitur revertendum est, unde et Dominus loquitur, et Discipuli exempla praesumunt. 439 Friderici t. I, p. 37 (Epist. VII, ad Laetam de institutione Filii): «Cave omnia apocrypha. Et si quando ea non dogmatum veritatem, sed ad signorum reverentiam legere voluerit: sciat non eorum esse, quorum titulis praenotantur, multaque his admixta vitiosa; et grandis esse prudentiae, aurum in luto quaerere». 440 Напр. Prooeinum in Commentarios super Mattheum. Friderici, t. IX, p. 1: Quibus (4 животн. Иезек.) cunctis perspicue ostenditur, quatuor tantum debere evangelia suscipi et omnes apocryphorum naenias mortuis magis haereticis, quam Ecclesiasticis viris canendas. 441 Respondet slultae interrogationi tuae liber sapientiaë Altiora te ne quaesieris et fortiora te ne scrutatus fueris.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

480 Устройство Церкви, как оно здесь описывается, изображено посредством живописи в находящихся в Неаполе древних катакомбах христианских. См. Беллермана. Ueber die ältest. christl. Begräbnisstätten und besonders die Katacomben zu Neapel. Hamb. 1839. В живописной картине одной римской пещеры изображен также огромный белый квадратный камень, – древний, но с новою дверью, над которою воздвигается здание башни. Ср. Sim. IX, 23. Дресс. 483 Под учителями (doctores, διδσκαλοι) некоторые (Котельер, Роте), разумели пресвитеров, составляющих вторую степень священства. Но правильнее, вместе с Гильгенфельдом и Дресселем, на основании параллельных мест (Sim. IX, 15. 16. 25), относить это к особенному званию христианских учителей (см. Варн. 1), о котором упоминается в Климентинах (Epist. Petri c. 2. Cons. Iac. c. 1. Epist. Clem. c. 13–14) и у Тертуллиана . Последний (praescr. haer. c. 2. Ср. c. 14) говорит: «чтó же если епископ, или диакон, или вдова, или дева, или учитель (doctor), если даже мученик уклонится от правила веры?» Должность учителя или катехета существовала особо от пресвитерской, как видно из истории Александрийского огласительного училища. Чин же пресвитера заключается у Ерма в общем имени епископов. 488 Эти речи Церкви, обращенные к ее (а не Ерма) детям и, во-первых, ко всем верующим, потом к предстоятелям Церкви. 492 Относительно имени Hegrin Котельер представил две догадки. 1) Может быть, – говорит он, – написано было εγρηγ сокращенное из γργ ορος; бодрый, как у Даниила (4:10, 20) называется ангел; а потом вместо εγρηγ было прочитано и написано εγρην. 2) Или может быть, Ерм написал: имя ангела Αγριον (жестокое животн.). С последним мнением соглашаются Нурри и Гильгенфельд; а первого держится Люкке (Einleit. in die Offenbarung Iohannis, стр. 145). Но в греческом тексте стоит: Θεγρι, и в другом латинском (B): Tegri. Поэтому Дрессель предполагает, что надо читать это имя Tegrin, и что Ерм , из греко-иудея сделавшийся христианином, по обычаю евреев, составил его из θηγειν (изощрять, возбуждать) и αγριον. – Слова Иеронима (in Habac. I, 14), что надо осудить за глупость тот апокриф, в котором написано, что какой-то ангел, по имени Tyri, начальствует над пресмыкающимися животными, – по мнению Яхмана, Гильгенфельда и Дресселя, относятся не к книге Ерма, а к какому-либо другому сочинению, скорее – к Clements. Recogn. I, 45.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Глава II. Молитва во еже знаменати отроча, приемлющее имя в осьмый день рождения своего §1. Знамением креста младенец приводится к оглашению Назнаменати отроча. Назнаменание, под именем которого разумеется знамение креста и принятие христианского имени, есть приведение младенца к оглашению для того, чтобы, по некотором времени, преподать ему благодать крещения. Ибо оглашенные всегда присоединяемы были к церкви и приготовляемы к крещению слушанием слова Божия и крестным знамением. В сем смысле Августин тех же самых оглашенных увещевает (в книге о Символе, гл. 1): «приимите вы, имеющие печать веры, слово Божие, как сродную вам пищу. Чрез него Сам Господь соделает вам приращение. Ибо вы не отрождены еще святым крещением, но только еще зачаты знамением креста во чреве св. матери церкви». Сила и преимущество крестного знамения Тот же Августин (книга 1 исповедания, в гл. 11) свидетельствует, что и младенцы, только что происшедшие на свет, тотчас после своего рождения назнаменуемы были крестом, как говорит он это о себе самом: «назнаменан был уже я знамением креста и растворен солию (христианского учения) еще от самого чрева своей матери». Силу и преимущество такового назнаменания объясняет тот же писатель (в тракт. 11 на Иоанна): «оглашенные имеют на челе знамение креста: следовательно они принадлежат уже к великому дому (Божию) и из рабов становятся свободными». §2. Младенцы приемлют имя в осьмый день Приемлюще имя в осьмый день. Новорожденные младенцы нередко скоро умирают. Посему греческие язычники давали имена новорожденным не ранее седьмого дня. Аристотель (в истории о животн., кн. 8) говорит: «многие младенцы умирают прежде седьмого дня; посему новорожденным младенцам дают имена только тогда, когда возымеют более надежды на продолжение их жизни». Афиняне ожидали для этого девятого дня. Тот же день для наречения имени младенцам назначили и римляне; отчего у них девятодневная или празднуемая в девятый день после рождения богиня называлась Nundina, и самый тот девятый день почитался светлым (Lustricus) и знаменитым праздником, установленным для очищения младенцев мужеского пола; а для младенцев женского пола назначали осьмый день.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Уфу, потому что в 1840 годах он находился еще в ризнице Тверского кафедрального собора. В хронологическом реестре антиминсов, хранящихся в Тверском Кафедральном соборе и представленном в 1842 году в Св. Синод, по его требованию, указан антиминс под 13, вполне одинаковый по описанию с Уфимским антиминсом. На нем находятся те же изображения, как и на Уфимском; он освящен тем же Сильвестром Косовым , в тот же 1637 год, в то же число 15-го апреля, в ту же церковь Успения Богородицы, что в обители Буйницкой. Вот как описан антиминс в упомянутом хронологическом реестре ризницы Тверского собора: «7145 (1637) г. апреля 15. Антиминс печатный, со св. мощами, холщевый, принадлежавший православной церкви Могилевской. Он мерою в ширину полуаршина, в длину 10 вершков слишком. На нем изображено: на средине крест, гроб Господень и Иисус Христос частию во гробе, частию по протяжению креста, как бы живой, стоящий с распростертыми долу руками, а из рёбер Его течет кровь в чашу. Вверху креста надпись: n. ц под сею надписью: ισ. χσ. Ниже поперечного дерева: ка. По сторонам гроба два ангела. По углам, в кругах, четыре Евангелиста. Сей антиминс освящён и внизу подписан Сильвестром Косовым , православным Епископом Мстиславским, Оршанским и Могилёвским, при державе короля Польского Владислава четвёртого, в лето бытия мира 7145, от Рождества же Христова 1637, месяца апреля 15-го дня; дан в храм Успения Пресвятыя Богородицы, что в обители Буйницкой. (Дело архива Св. Синода 1841 г. 693). 134 В коллекции гравюр Д. Равинского есть гравюра Максима Вощанки, жившего в Могилеве в конце XVII века (1698 г.). В ней изображён Христос, стоящий со крестом, из ребр Его истекает в чашу кровь. При этом объяспителные слова: «Аз есм хлиб животн. М. В.» (Русские граверы и их произведения. Равинского. Спб. 1870 г. стр. 383). 135 В реестре антиминсам, хранящимся в ризнице Костромского кафедрального Ипатиевского монастыря, сказано (см. 6 и 7): «антиминс 1652 года освящен при Патриархе Никоне , в какой храм не означено, без мощей, печатал на полотне обыкновенной величины».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

610-613 ДОМИНИКА [Содружество Доминики], островное гос-во на одноименном о-ве архипелага М. Антильские о-ва в Карибском м. 613-615 ДОМИНИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА гос-во в Вест-Индии, расположенное в вост. части о-ва Гаити, включающее также прилегающие острова 615-619 ДОМИНИКАНЦЫ католич. нищенствующий монашеский орден, название к-рого происходит от имени его основателя - католич. св. Доминика 619-627 ДОМИНИК ЛОРИКАТ († 1060), католич. св. (пам. 14, 16 окт.), один из основоположников монашеского ордена камальдулов 627-628 628-629 629-630 630-632 ДОМНА Ефимовна Василькова (1887 - 1942), мц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДОМНА ТОМСКАЯ (Домна Карповна; нач. XIX в. - 1872), св., блж. (пам. 16 дек. местночтимо и 10 июня - в Соборе Сибирских святых) 632-634 634-635 635-636 637-639 639-640 ДОМОВАЯ ЦЕРКОВЬ так называлась в синодальный период и называется ныне церковь, функционально отличающаяся от соборных, приходских или монастырских храмов тем, что она устраивается в учреждениях 640-641 «ДОМОСТРОИТЕЛЬНИЦА», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 5 июля), чудотворный образ в соборном храме Великой Лавры прп. Афанасия Афонского (Афон) 641-642 ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО христ. богословский термин, указывающий на предвечный Божественный план, в соответствии с к-рым Бог творит мир, промышляет о нем и ведет его к конечной благой цели 642-643 643-644 644-645 645-646 646-647 649-650 647-649 ДОНАТЕЛЛО [полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди] (ок. 1386 - 1466), скульптор итал. Возрождения 650-653 ДОНАТИАН (2-я пол. V в.), еп. Вибианский (Вивианский; о-в Сардиния), один из Африканских мучеников, пострадавших от ариан при кор. вандалов Гунерихе (477-484) во время гонений на правосл. христиан (пам. зап. 6 сент.) 653-654 654-657 657-661 ДОНЕЦКИЙ Тихон Иванович (1850 - после 1912), свящ., с 1906 г. протоиерей, издатель церковнопевч. сборников ДОНН Джон (1572? - 1631), англ. теолог, декан собора св. Павла, поэт, основоположник метафизической школы 661-663 663-664 ДОНОС тайное сообщение представителю власти о правонарушении, а в большинстве случаев - и о лице, совершившем данное правонарушение

http://pravenc.ru/vol/xv.html

Так как время Пасхи было в древней Церкви торжественным временем крещения оглашенных: то в Четыредесятницу, приготовляя оглашенных ко крещению, Церковь усугубляла о них молитвы. «Какое время так сродно крещению, как день Пасхи? – пишет св. Василий Великий 117 : ибо этот день есть памятник воскресения, а крещение есть сильное средство к воскресению: посему в воскресный день приимем благодать воскресения. Для того и Церковь высоким проповеданием задолго прежде сзывает своих питомцев, чтобы тех, которыми давно уже болезновала, породить в это время». На великопостной Литургии издревле употреблялось и особое обрядное действие, чрез которое Церковь знаменовала для готовящихся ко крещению свет Христов, просвящающий всякого человека, грядущего в мир, – свет, от полноты которого все они приимут: это было осенение горящею свещего с кадилом и возглашение: свет Христов просвещает всех. На такое назначение сего обряда указывает то замечание, встречающееся в древних греческих служебниках, которым предписывалось употреблять сей обряд с половины Четыредесятицы, когда начинались особые молитвы о готовящихся к просвещению 118 . Из выше приведенного сказания Александрийской хроники, относящегося к 615 году, можем видеть, в чем состояла и остальная часть великопостной службы: ибо в сем известии не только говорится об установлении особой песни при перенесении святых Даров, но упоминается и о других принадлежностях Литургии Преждеосвященных, известных прежде. Именно: После молитв об оглашенных, еще до перенесения святых Даров, совершались молитвы о верных, которыми приготовляемы были христиане к предстоящему причащению святых Таин. В хронике упомнянуто об одной из сих молитв. По исполнении сих молитв приносимы были из сосудохранительницы преждеосвященные Дары и предлагаемы на святой трапез. При сем перенесении вероятно пели в древности аллилуия, которое присоединено и к особой песни: ныне силы небесныя, вошедшей в употребление с 615-го года. Из содержания сей песни видно и то, что Богослужение не долго за тем продолжалось: слова – с верою и страхом приступим, заимствованные из возглашения, которым на полной Литургии приглашаемы были верные к причащению, показывают, что вскоре после того, как пренесены были преждеосвященные Дары, совершалось и самое причащение 119 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Евсевий 310. Мелхиад 311–314. Св. Сильвестр I 314–335. Марк 336 . Иулий 337–352. Ливерий 352–366. Феликс II антипапа 355– 365. Урсин антипапа 366–367. Дамас I 366–384. Сириций 384–398. Анастасий I 398–402. Иннокентий I 402–417. Зосима 417–418. Евлалий антипапа 418–419. Бонифатий I 418–422. Св. Келестин I 422–432. Сикст III 432–440. Св. Лев I Великий 440–461. Иларий 461–468. Симплиций 468–483. Феликс III 483–492. Геласий I 492–496. Анастасий II 496–498. Симмах 498–514. Лаврентий антипапа. Гормизда 514–523. Иоанн I 523–526. Феликс IV 526–530. Бонифатий II 530–532. Диоскор антипапа 530. Иоанн II 532–535. Св. Агапит I 535–536. Сильверий 536–537. Вигилий 537–555. Пелагий I 555–560. Иоанн III 560–573. Венедикт I 574–578. Пелагий II 578–590. Св. Григорий I Вел. 590–604. Савиниан 604–606. Бонифатий III 607. Бонифатий IV 608–615. Деусдедит (Бог дал) 615–618. Бонифатий V 619–625. Гонорий I 625–638. Северин (Зефирин II) 638–640. Иоанн IV 640–642. Феодор I 642–649. Св. Мартин I 649–653. Евгений I 654–657. Виталиан 657672. Адеодат (Богдан) 672–676. Дон (Донус) 676–678. Св. Агафон 678–681. Лев II 682–683. Венедикт II 683–685. Иоанн V 685–686. Конон 686–687. Пасхалий антипапа 687. † ок. 692. Феодор 687. Сергий I 687–701. Иоанн VI 701–705. Иоанн VII 705–707. Сисиний 708. Константин I 708–715. Григорий II 715–731. Григорий III 731–741. Захария 741–752. Стефан II 752. Стефан III 752–757. Павел I 757–767. (Константин II 767). (Филипп 768). Стефан IV 768–772. Адриан I 772–795. Лев III 795–816. Стефан V 816–817. Пасхалий 817–824. Евгений II 824–827. Валентин 827. Григорий IV 827–844. Иоанн антипапа 844. Сергий II 844–847. Лев IV 847–855. Венедикт III 855–858. Анастасий антипапа 855. Николай I 858–867. Адриан II 867–872. Иоанн VIII 872–882. Марин I 882–884. Адриан III 884–885. Стефан VI 885–891. Формоз 891–896. Бонифатий VI 896. Стефан VII 896–897. Роман 897. Феодор II 897. Иоанн IX 898–900. Венедикт IV 900–903. Лев V 903. Христофор 903–904. Сергий III 904–911. Анастасий III 911–913. Ландо 913–914.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010