62. Христос перед Пилатом. Миниатюра византийской рукописи Евангелия. XIII в. 63. Приведение Христа на судилище к Понтию Пилату. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде Кон. XV – нач. XVI в. Следующий сюжет страстного цикла – «Бичевание Христа», или «Биение у столпа», как следует из надписи на таблетке Софийского собора. Опять обратимся к евангельскому тексту. После того, как Иисус был приговорен, «воины правителя, – говорит Матфей, – взявши Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк, и раздевши Его, надели на Него багряницу; и сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! И плевали на Него и, взявши трость, били Его по голове» ( Мф.27:27–30 ). Иконография этого сюжета, особенно в более ранних памятниках, подчас соединяет в себе признаки двух разных эпизодов: поругания и бичевания. Например, на мозаике собора Сан-Марко в Венеции (нач. XIII в.) Христос изображен в императорском облачении с терновым венком на голове и жезлом в руках. В ранних русских страстных циклах – как и в схеме таблетки Софийского собора – в центре композиции изображается обнаженный Христос в набедренной повязке, привязанный к колонне. Два палача избивают его плетьми. Иногда еще двое воинов держат его за руки. Однако этот сюжет в древнерусском искусстве получает распространение главным образом в XVII столетии. Так, в достаточно подробном страстном цикле праздничного ряда из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря эта сцена отсутствует. 64. Бичевание Христа. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. «И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона: сего заставили нести крест Его» ( Мф.27:31–32 ). В отличие от синоптиков (евангелий Матфея, Марка и Луки), Иоанн говорит о том, что Христос сам нес свой крест: «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа» ( Ин.19:17 ). Следом за Христом шло множество народа и женщин, «которые плакали и рыдали о нем».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

Откровение содержится в Церкви, поэтому любое внецерковное учение не может быть правильным. Любое философское внецерковное учение уже ложно по факту своего возникновения. Если некое учение возникает вне Церкви, то нельзя относиться к нему как к Истине. Все внецерковные учения ложны, потому что Господь дал всю полноту истины Церкви: «Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины. И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим. 3, 14–16 ). Прямо сказано: « Церковь – столп и утверждение истины». Как записано в Катехизисе, «не должно искать истину вне Церкви, в нее, как в богатую сокровищницу, апостолы положили все необходимое для спасения». Вне Церкви может быть только частичная истина, но абсолютной Истины вне Церкви нет. Вопрос Понтия Пилата «что есть Истина?» не имел смысла, поэтому Христос молчал. Имеет смысл вопрос «Кто есть Истина?». Истина – это Личность, и точка зрения этой Личности – Истина. Решения Церковных соборов. Высшим проявлением церковной власти является Вселенский собор. Голос Вселенского собора – это голос Святого Духа. Рассмотрим, что значит голос Вселенского собора, что относится к постановлениям Вселенского собора, которыми недвусмысленно и четко описывается Истина? Это: 1) оросы  (греч. ρος – «предел», «граница») – вероопределения, граница вероучения ( Символ Веры и другие определения); 2) документы, одобренные Вселенскими соборами (их очень много, например: Томос папы Льва (соборное послание святителя Льва Римского к Флавиану, архиепископу Константинопольскому), послание святого Кирилла Александрийского к Несторию, послание святого Целестина ); 3) канонические правила. Все, что выражено в этих документах, для нас не подлежит обсуждению. Если не существует постановления Вселенского собора на данный момент, мы руководствуемся 19-м правилом Трулльского собора (так называемого V-VI Вселенского собора): «Недопустимо истолковывать Священное Писание иначе, чем его истолковывали учителя Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Архив Пн Братское послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода членам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей 12 апреля 2005 г. 15:30 6 октября 2001 года под председательством Святейшего Патриарха Алексия II  состоялось  очередное  заседание  Священного Синода Русской Православной Церкви. Участники заседания обратились с братским посланием к членам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей, назначенного на 23 октября 2001 года. Всечестные архипастыри и пастыри участники Собора, благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (Еф. 1:2)! В преддверии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей Священный Синод, епископат, клир и вся Полнота Русской Православной Церкви с особым усердием возносят молитвы ко Господу и Спасителю нашему об упразднении горестного разделения чад Матери-Церкви, в рассеянии сущих, со своими единоверными братьями в России. Минул трагический двадцатый век, в котором Россию и ее Святую Церковь постигла година тяжких искушений. Великим грехом богоотступничества соблазнилось народное сердце. В духовном помрачении разрушались храмы, осквернялись святыни, грубо попиралась дарованная человеку Богом свобода, хитон церковный раздирали враги внутренние и внешние. Русская Церковь взошла на свою Голгофу и исполнилось евангельское пророчество Спасителя, когда в богоборческом соблазне предал… брат брата на смерть, и отец сына; и восстали дети на родителей, и умертвили их (Мф. 10: 21). Однако верен Бог в Своих обетованиях, и, восходя на крест, православная Россия верила в свое воскресение. Ведь, по слову Апостола, ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8: 38-39). Кровью сотен тысяч мучеников и исповедников был омыт лик Земли Русской, и наша страна выстрадала свое исцеление от тяжкой болезни. По святым молитвам новоявленных угодников Божиих пало, наконец, иго воинствующего безбожия.

http://patriarchia.ru/db/text/4896310.ht...

Архив Пн Митрополит Волоколамский Иларион: Размышления в преддверии «объединительного собора» раскольников 12 декабря 2018 г. 12:35 В преддверии так называемого объединительного собора новой церковной структуры, создаваемой на Украине Константинопольским Патриархатом в нарушение канонов и вопреки воле верующих канонической Украинской Православной Церкви , своими мыслями поделился председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион . «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним. Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире» (Лк. 14:28-31). Похоже, Константинопольский Патриарх Варфоломей , спроектировав башню «объединительного собора», не просчитал связанные с этой авантюрой риски. Сделав ставку на раскольников, признав их и ассоциировав себя с ними, он оттолкнул от себя и своего проекта миллионы верующих канонической Украинской Православной Церкви. На базе раскольничьих структур созывается «объединительный собор», но кого он способен объединить, если даже между собой эти структуры не могут договориться? Похоже, и президент Украины П.А. Порошенко, объявив войну каноническому Православию на Украине, плохо просчитал связанные с этим издержки и риски. Многомиллионной армии православных верующих, сплоченных под авторитетным руководством Блаженнейшего митрополита Онуфрия, он противопоставил полки раскольников, как минимум вдвое уступающие ей по численности. Но могут ли эти полки, не имеющие единого руководителя, разрозненные и разобщенные, одержать победу в войне, которую президент объявил значительной части собственного народа. Сесть и посоветоваться с компетентными экспертами — вот что надо было бы сделать и Константинопольскому Патриарху Варфоломею, и президенту Украины. Может быть, не поздно еще остановить строительство башни, чтобы не превратиться в посмешище? Может быть, не поздно отказаться от идеи «объединительного собора», заведомо обреченного на провал, дабы не опозориться перед всем миром?

http://patriarchia.ru/db/text/5321407.ht...

Впереди у нас большая работа: время рождает новые проблемы, требующие многих и нелегких трудов. В последние годы Святейший Патриарх часто говорил о необходимости качественных изменений в церковной жизни. Количественный рост не может не впечатлять, но сегодня нужно возрождать церковность в самом широком смысле этого слова — через духовное просвещение, миссионерство, катехизацию, социальное служение, церковно-общественную деятельность, памятуя заповедь Божию: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:16). Дело по плечу найдется каждому. Дай Бог, чтобы не было среди наших пастырей и прихожан людей «теплохладных», равнодушных к миссии Церкви, к ее служению. — Наряду с рассуждениями на тему о возможном преемнике Патриарха Алексия сегодня в СМИ можно встретить и публикации, содержащие клевету в отношении маститых архиереев. С чем Вы связываете появление таких материалов, и кто за ними, по Вашему мнению, стоит? — Святой апостол Павел предупреждал: Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут ...клеветники, ...не любящие добра, ...имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся (2 Тим. 1-5). Клевета — это грех, а кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил (1 Ин. 3:8). Отвращаясь от греха, не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну (Рим. 14:13). — Что бы Вы хотели пожелать участникам Поместного Собора? — Участникам Собора желаю осознания их великой ответственности, желаю единомыслия и братской любви во Христе. Молюсь, чтобы Бог даровал нам Духа премудрости и откровения (Еф. 1:17) и призываю всех к молитве. Соборное делание должно осуществляться каждым, кто именует себя православным христианином. И если в заседаниях Собора смогут участвовать только выбранные делегаты, то молиться за Собор призвана вся Церковь. Священный Синод благословил до завершения Поместного Собора возносить за Божественной литургией сугубое моление , в котором Церковь просит Господа оградить участников Собора от искушений, соблазнов и разделений, испрашивает дар любви и единомыслия для избрания Первосвятителя. Пусть же день каждого из нас — тех, кто регулярно бывает в храме, тех, кто посещает храм нечасто, и даже тех, кто не помнит, когда в последний раз переступал церковный порог, — начинается с молитвенного обращения к Богу: «Господи, благослови предстоящий Собор».

http://patriarchia.ru/db/text/523758.htm...

Ибо недопустимо в вопросах веры кому-либо предвосхищать суждение Вселенской Церкви в ее полноте  (nec enim potest aliquis in fidei causa uniuersitati ecclesiae praeiudicium facere) , поскольку каждый нуждается в вспоможении ближнего, как, говорит Соломон в Притчах: “брат от брата помогаем, яко град тверд и высок, укрепляется же якоже основаное царство” ( Притч.18:19 ); и опять в Екклезиасте говорит: “Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их” ( Еккл.4:9 ); и сам Господь говорит: “Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” ( Мф.18:19–20 ) » 45 . Как мы уже сказали, это постановление входит в состав догматического определения собора, так что может со всей справедливостью считаться торжественным и догматическим осуждением учения о единоличной власти и безошибочности папы Вселенским собором. Важно отметить, что это постановление никогда впоследствии не осуждалось ни одним законным Собором и даже ни одним Римским папой. Это часть законного определения веры законного Вселенского собора, авторитет которого не оспаривается даже Римской церковью. Нигде и ни один папа, ни эксплицитным, ни имплицитным образом не указывает, что какая-то часть решений Пятого Вселенского собора является ложной. Определение собора подразумевает, что догматическое решение одного лица, будь то даже епископ Рима, является окончательным, неизменным и обязывающим всю Церковь (а значит, и безошибочным), только если высказывается с предшествующим или хотя бы последующим согласием полноты Церкви. При этом в официальной реляции Первого Ватиканского собора (озвученном на соборе развернутом пояснении к его постановлениям) указано, что с точки зрения римо-католической доктрины заблуждаются те, кто полагает, будто « согласие Церкви — это условие de jure, без которого решения понтифика не могут быть безошибочными » 46 . Также подчеркивается « Мы не исключаем согласия Церкви, покуда это сотрудничество и согласие не выдвигаются как условие, без которого понтифик не может являться безошибочным » 47 .

http://azbyka.ru/shest-otvetov-i-tri-vop...

«Мы всегда хотели только святости и мира»: митрополит Кирилл озвучил позицию по строительству собора святой Екатерины Екатеринбург, 16 июня 2019 г.      Сегодня, в день Святой Единосущной и Животворящей Троицы в храмах Екатеринбургской митрополии озвучено архипастырское послание митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла о ситуации вокруг строительства собора святой Екатерины. В обращении говорится об отказе от права строить храм в сквере у Театра драмы и о строительстве собора святой великомученицы Екатерины на достойном её святости месте, сообщает пресс-служба Екатеринбургской епархии . «89 лет Екатеринбург живёт без храма, посвященного своей небесной покровительнице. Его стены не мешали построению справедливого общественного устройства, его колокола не тушили доменных печей, а его иконы не снижали урожайность пшеницы. Почему же новая власть, якобы в интересах рабочих и крестьян, снесла с лица земли этот величественный собор, даже не пытаясь прикрыть бессмысленность своего действия сооружением чего-либо на его месте? Они говорили, что не веруют в Бога, но тем не менее сражались с Ним и Его Алтарями, ибо по слову Псалмопевца Давида «во храме Его всё возвещает о Его славе» (Пс 28:9) " , - отмечается в Послании. В обращении с прискорбием отмечается, что сегодня протестующие против строительства собора - устами говорят, что не протестуют против храма, но делами показывают ненависть к присутствию Бога в их жизни. «Не храм, а Бога они вытесняют из своей жизни. И вот Спаситель, Источник воды живой - мешает фонтану; Христос, освятивший Своими стопами Генисаретское озеро - изгоняется с Исетского пруда, а Господу, произрастившему «из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая» (Быт. 2:9) - не находится места среди Его собственных деревьев. А Христос, Который был рожден в пещере, потому что у людей не нашлось для Него дома, не обрёл пристанища и потом, о чём Он Сам говорил: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Лк. 9: 58).

http://pravoslavie.ru/121866.html

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на открытии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2004 года 7 июня 2008 г. 07:53 Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие возлюбленные о Господе собратья Архипастыри отцы настоящего Архиерейского Собора. Благословением и благодатию Пастыреначальника Христа Спасителя мы собрались воедино, дабы рассмотреть пройденный нашей Церковью со времени Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года путь. Прожитые четыре года между Соборами наполнили нашу жизнь разнообразными, как радостными, так и печальными, событиями церковной и общественной жизни. В то же время начавшийся век и новое тысячелетие поставили перед нами очень серьезные вопросы как во внутрицерковной жизни, так и в межцерковных взаимоотношениях, глобальные вопросы, диктуемые подчас негативными тенденциями развития современного мира. На эти вопросы мы нашим соборным разумом должны дать ответ, должны наметить, а по возможности и конкретно определить пути разрешения многих непростых проблем. Только что, совершая Божественную литургию в нашем Соборном храме и молясь Господу об успешном проведении сего Освященного Собора Русской Православной Церкви, мы слышали удивительные слова апостола Павла: «Законом я умер для закона, чтобы жить мне для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2, 19-20). Как актуальны эти слова! Только с позиции веры в Пролившего Свою Пречистую Кровь, за возлюбленное Свое творение мы должны оценивать происходящее; пытаться правильно ответить на поставленные вопросы, основываясь исключительно на заповедях Христовых. Следует признать, что сегодня мы стоим перед новыми, неизвестными и непривычными для нас мировыми процессами. Если XX век был ознаменован гибельным распространением атеизма и материализма, приведшим к разрушительным последствиям в нашем Отечестве, то век нынешний, XXI, заставляет нас выносить на повестку дня обсуждение таких явлений, как необратимое искажение духовного сознания во всем мире, влекущее за собой всеобщее падение нравственности, распространение неоязычества, терроризма и других губительных явлений современности.

http://patriarchia.ru/db/text/418885.htm...

Снижение роли Поместного Собора сделает ситуацию ещё хуже. Если уж выбирать из предложенных вариантов, то хотя бы надо сделать Епархиальных Архиереев выборными. Теперь о " священной жеребьёвке " . Замечание о том, что " Аргументы в пользу жребия основывались на редких исторических прецедентах " не выглядит убедительным. Есть удачное Определение Священного Собора от 31 июля (13 августа) 1918 года о порядке избрания Святейшего Патриарха. Конечно сейчас кажется странной эта процедура с написанием имён кандидатов собственноручно каждым членом Собора. Но подумайте - с точки зрения надёжности и неподдельности результата она была не хуже, чем эти современные напечатанные бюллетени. Существующая у нас система выборов себя полностью дискредитировала. Тогда уж надо придумать такую систему голосования, чтобы она не вызывала сомнений. В этом Определении Пункт 19: " На третьем заседании Собора, происходящем в патриаршем соборном храме, Патриарх избирается по жребию из трех указанных в соборном деянии кандидатов, а в случае единогласного избрания Патриарха (ст. 18), оглашается имя избранного. " Пусть Устав будет основан на Определениях того Собора, свободно принявшего их в кратких промежуток между гонениями. Опасно принимать предложенную поправку во 2 главу устава! Церкви чужда идея простого голосования с целью принятия решения большинством голосов. Такое голосование присуще коллективизму. В Церкви же не коллективизм, а соборность. Принятие решения путём пусть и длительного согласования, но с уважением и в взаимной любовью - это соборность. Подтверждением этого является: 1. То, как избирался двенадцатый Апостол Церкви взамен отпавшего Иуды Искариотского: " Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его. И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам. "

http://bogoslov.ru/article/1762766

10. Итак, проходили дни. Мы страдали от того, что даром уходило время, и отправились к Патриарху. По прошествии нескольких дней он опять сообщил императору через [митрополитов] Эфесского, Молдовлахийского и через меня, что «прошло много времени, и папа сказал мне, чтобы мы не сидели праздными, но продвинулись по направлению к Собору. Все наши страждут и испытывают нужду, поскольку нам не дают никакого пропитания. Поэтому мы просим твою святую царственность, чтобы ты пришел и оказался в дарованном тебе дворце, и мы могли бы посовещаться и заняться церковными делами, ведь ради них мы сюда пришли. Также и папа этого хочет и это советует [тебе]». Император ответил, что «знаю и я время, и оно еще не кажется мне подходящим для Собора. Вы говорите, что наши испытывают стеснения, а думаете вы, что люди с той стороны не стеснены? Я знаю, что многие из их епископов стеснены более, чем наши. И знаю, что один из них продал свой кубок, а другой – мула, который у него был, и с этого они кормятся. Из наших же до настоящего времени никто не продал ни кубка, ни чего-либо другого из своего. Так от какого же стеснения они страждут? И как это папа передал Патриарху относительно Собора, а мне ничего не сказал об этом? При этом почти ежедневно ко мне приходят кардиналы и епископы, и они сказали бы мне, если бы хотели что сообщить по поводу Собора. Я давал им возможность перейти к этому вопросу, но они совершенно не хотели к этому обращаться. И вот сейчас приходили к нам кардиналы – и ничего не сказали мне об этом. Но я знаю, откуда исходят эти слова, поэтому говорю [вам]: сидите и отдыхайте, и я, когда увижу, что время подходящее, приду и сделаю то, что нужно». Тогда мы обнаружили, что кардиналы находятся у императора, и ждали, пока они выйдут. Затем мы вошли, узнав, что и они говорили императору о Соборе. Придя, мы возвестили все Патриарху и остались праздны. 11. Затем папа, видя долгое и бессмысленное промедление, обратился к императору и потребовал от него предпринять действия в отношении Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010