27 Церковные правила ограничивают права тех, кто намерен выдвинуть обвинения против епископов или выступать свидетелями в подобных процессах. Это должен быть человек «достойный», при этом число свидетелей – не менее двух [Правила Православной Церкви 1, 1912, 155–158 [Ап. 74, 75]; Правила Православной Церкви 2, 1912, 273 [Карф. 131(146)], 274–275 [Карф.132(147)]]. 28 Ранее высказывалось ошибочное мнение о том, что бегство могло касаться епископа Луки [Гайденко, 2009, 53–63]. Неверная интерпретация событий возникла из-за неверного прочтения летописного известия 29 Данная точка зрения, пересекающаяся с мнением В. В. Милькова, высказывалась А. В. Назаренко и получила поддержку у М. В. Печникова [Назаренко, 2008, 53–64; Печников, 2015, 233]. 30 Канонические правила категорически запрещают присутствие на одной кафедре двух епископов: Ап. 14, 33; I Всел. 15; IV Всел. 5; Трул. 20; Антиох. 13, 16, 18, 21; Сердик. 1, 2, 17; Карф. 48 [Правила Православной Церкви 1, 1912, 74–76, 97–-98, 225–227, 342–343, 493–-494; Правила Православной Церкви 2, 1912, 73, 75, 76, 78, 117–119, 138–139, 198–200). 31 Как уже отмечалось выше, канонические нормы не допускают предъявлять к кому-либо обвинения на основании слухов. Правила требуют для стороны обвинения не только обвинителя, но обязательного наличия не менее чем двух свидетелей с доброй репутацией [Правила Православной Церкви 1, 2012, 155–158 [Ап. 74, 75]; Правила Православной Церкви 2, 2012, 273 [Карф. 131(146)], 274–275 [Карф. 132(147)]]. Однако постановление Собора недвусмысленно указывает на то, что обвинения основаны на «слухе». 32 «Мы также запрещаем боголюбивейшим епископам оставлять свои церкви и отправляться в другие епархии. Если же возникнет надобность так поступить, пусть делают это не иначе как с грамотой от их блаженнейшего патриарха или митрополита, или же по приказу императора, так чтобы и те епископы, которые находятся под [юрисдикцией] блаженнейшего архиепископа и патриарха Константинопольского, не имели права без его разрешения или нашего приказания являться в царствующий град …» [Максимович, 2007а, 32 [Гл.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/o-prav...

Продолжая постановление о том, что евхаристия всегда (кроме великого четверга) должна совершаться натощак, правило приводит еще тот случай, когда после обеда приходится совершить поминовение ( παρθβσις, commendatio) по некоторым умершим, причем служилась по обычаю и литургия. Относительно этого правило постановляет, что литургию может совершать только не обедавший священнослужитель, если же пообедал, то поминовение должно ограничиться только молитвами без литургии. Правило 42 (51) Епископы, или клирики в церкви да не пиршествуют: разве случится по нужде странствования в ней отдохновение имети. И мирянам, елико можно, да возбраняются таковые пиршества.   ( Ап. 73 ; Трул. 74 , 76 , 97 ; Гангр. 11 ; Лаод. 27 , 28 ).   Это есть 29 правило ипонского собора 393 г. и издано было на этом соборе по предложению блаженного Августина , много писавшего против проникшего в церковь дурного обычая устраивать иногда, особенно в праздничные дни, в церкви пиршества ( συμπσια, convivia, точнее epulae). Эти угощения, устраиваемые как бы с благочестивым намерением, для вспомоществования нищтй братии, заканчивались обычно пьянством и бесчинствами. То же было и с агапами, о которых говорит 28 правило лаодикийского собора, воспрещающее их, подобно тому, как данное карфагенское правило, подтверждая постановление иппонского собора, воспрещает эти σομπσια (пиршества). Из того, что правило допускает тем не менее угощение в церкви для лиц, находящихся в пути, видно, насколько глубоко укоренилось мнение, что в церкви Божией можно есть и пить. Решительное воспрещение подобных пиршеств не только в церкви, но и в ее ограде, издал трулльский собор в своем 74 правиле. Правило 44 (53) Девы, посвященные Богу, когда разлучаются с отцами, соблюдавшими их, попечением епископа, или в отсутствии его, пресвитера, да будут поручаемы честнейшим женам: или, живя купно, да хранят взаимно друг друга, дабы, скитаясь повсюду, не повредили доброй славе церкви.   ( IV Всел. 16 ; Трул. 4 ; Карф. 6 , 126 ; Василия Вел. 18 ).  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Правило 88 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора Никто внутрь священнаго храма да не вводит никакого животнаго; разве кто путешествуя, стесняемый величайшею крайностию, и лишенный жилища и гостиницы, остановится в таковом храме. Потому что животное, не быв введено в ограду, иногда погибло бы: и сам он, потеряв животное, и потому лишася возможности продолжати путешествие, был бы подвержен опасности жизни. Ибо мы знаем, что суббота человека ради бысть ( Мк. 2:27 ); и потому всеми средствами пещися должно о спасении и безопасности человека. Аще же кто усмотрен будет, по вышереченному, без нужды вводящий животное во храм: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен . ( Ап. 73 ; Трул. 74 , 76 , 97 ) . Цель этого, как и 76-го правила этого собора, – предохранить от профанации св. храм и все, что вокруг храма и что святым почитается; осмелившийся ввести в ограду святого храма ( νδον ερο ναο) животное подвергается извержению, если он клирик, и отлучению, если мирянин. Воспрещение это трулльские отцы, однако, обусловливают любовью к ближнему и, напоминая, что в Св. Писании сказано против ревнителей субботы фарисеев, что не человек субботы ради, а суббота человека ради ( Марк. 2:27 ), допускают, что животное может быть введено в ограду храма, когда вследствие непогоды явится необходимость в этом и когда этим сохраняется жизнь человека от смерти. Читать далее Источник: Правила православной церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского : Пер. с серб. - [Репр. изд.]. - Москва : Изд. «Отчий дом», 2001-./Т. 1. - 2001. - XXXI, 650, II с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Правило 97 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора Тех, которые, или живя с женою, или иным образом, неразсудительно священныя места обращают в обыкновенныя, и небрежно окрест их обращаются, и с таким расположением в них пребывают, повелеваем изгоняти и от мест, оглашенным предоставленных при святых храмах. Кто же не будет сего соблюдати, аще есть клирик, да будет извержен; аще же мирянин, да будет отлучен . ( Ап. 73 ; Трул. 74 , 76 , 97 ) . Священными местами ( ιερος τо πους) это правило называет не только храмы, а и все постройки вокруг храма и между прочим места для оглашенных, «ибо, – замечает Зонара в толковании этого правила, – никто не может быть до того дерзновенным, чтобы стал жить с женою внутри храма» 1298 . Случалось, во времена этого собора, что некоторые поселялись в постройках, примыкавших к храму, и в местах, предназначенных для оглашенных, причем вели себя худо и допускали много такого, что не приличествует святым местам. Против этой профанации св. мест и издано настоящее правило, предписывающее, чтобы подобные лица изгнаны были из этих мест, причем ослушники этого предписания подвергаются: клирики – низложению, а миряне – отлучению. В этом смысле, и тоже против профанации св. мест, изданы были соответственные предписания и гражданским греко-римским законодательством 1299 . Читать далее Источник: Правила православной церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского : Пер. с серб. - [Репр. изд.]. - Москва : Изд. «Отчий дом», 2001-./Т. 1. - 2001. - XXXI, 650, II с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Правило 76 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора Никто не должен внутри священных оград корчемницу, или различныя снеди поставляти, или иныя купли производити, сохраняя благоговение к церквам. Ибо Спаситель наш и Бог житием своим во плоти поучая нас, повелел не творити дому Отца Своего домом купли. Он и пеняжникам рассыпал пенязи, и изгнал творящих святый храм мирским местом ( Иоан. 2:15–16 ). Посему аще кто будет обличен в реченном преступлении: да будет отлучен . ( Ап. 73 ; Трул. 74 , 97 ) . Цель этого правила – сохранить св. храм и все вокруг храма от профанации, в частности же от корчемничества и торговли, согласно учению Христа, что дома Отца Его не должно делать домом торговли ( Ин. 2:16 ), так как это – дом молитвы ( Мф. 21:18 ). Правило это не говорит только о храме и о лицах, занимающихся предосудительными делами в храме, так как это само по себе воспрещено, а говорит о священных оградах ( νδον των ιερν περιβολων, intra sanctos ambitus), в которых тоже воспрещаются подобные деяния, так как, по словам Вальсамона в толковании этого правила, никому и никогда не придет на ум заводить в храме корчму или иную какую-либо торговлю 1257 . А священные ограды составляет, по словам Зонары в толковании этого правила, все, что окружает св. храмы ( α των θεων ναν πασαι περιοχα, omnia sanctorum templorum septa), И на первом месте пространство перед храмом с западной стороны, называемое προπλαιον или προαλιον (паперть. atrium), где, главным образом, эти корчемные и торговые дела и велись 1258 . Сюда принадлежат и кладбища около храма, называемые тоже священными оградами, где также должно быть строго воспрещено ведение помянутых дел. Читать далее Источник: Правила православной церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского : Пер. с серб. - [Репр. изд.]. - Москва : Изд. «Отчий дом», 2001-./Т. 1. - 2001. - XXXI, 650, II с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

К этому классу мы относим те толкования Пидалиона, которые излагаются более независимым образом, чем предыдущие и могут быть названы даже самостоятельными, но в которых удерживаются некоторые частные мысли, составляющие часть Зонариных толкований, некоторые выражения Зонары, более или менее буквально переведенные, в которых вводятся или указываются Зонарины, объяснения некоторых слов и выражений текста правил иногда с прямым указанием на Зонару, иногда и, без указания. Само собой, разумеется, что необходимым, условием толкований, относимых нами к этому классу, мы поставляли то, чтобы главная их мысль – общее понимание правила не было противно пониманию Зонары. При этом мы не затруднялись и тем обстоятельством, если общее понимание правила и частные мысли и выражения – признаки влияния толкований Зонары на толкования Пидалиона, общее у Зонары с Вальсамоном, встречаются и в толкованиях, этого. Вальсамон сам стоял под влиянием Зонариных толкований и не только заимствовал из них частности, но нередко и целиком переносил их в свои. К этому классу можно отнести толкования: 21, 22, 23, 24,32, 35, 41, 55, 56, 62, 67, 75 – Апост.; 1, 2, 5, 15, 16, 17, 18 и 20 – Ник.; 7– го – 2-го Всел. соб.; 6-го – 3-го Всел. соб.; 3, 4, 6, 7, 8, 10, 11, 15, 25, 26 и 27-го – 4-го Всел. соб.; 4, 9, 12, 16, 17, 18, 20, 21, 24, 27, 28, 29, 37, 41, 47, 56, 58, 62, 63, 64, 66, 69, 70, 73, 78, 79, 82, 83, 96, 97, 98-го – Трул., 2, 4, 8, 11, 13, 16 и 21-го – 7-го Всел. соб.; 2, 3, 4, 12 и 15 – Двукр.; 1 и 2 – Соф.; 5, 6, 7, 8, 9, 12, 13, 15, 16, 18, 20, 21 и 22 – Анк.; 2, 4. 5, 8, 11 и 15 – Неок.; 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10 и 11 – Гангр., 2, 4, 12, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24 и 25 – Ант.; 1, 2, 11, 19, 31, 45 и 59 – Лаод.; 2, 3,. 5, 12, 17, 20 и 21 – Сардик.; 1, 2, 3, 10, 19, 24, 25, 27, 28, 29, 30, 43, 44, 53, 54, 57, 58, 63, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 78, 81, 83, 84, 85, 97, 98, 107, 108, 109, 113, 114, 115, 116, 119, 138, 139, 140 – Карф.; всех – Дионисия Алекс.; 1, 2, 3, 10 и 11-го – Григория Нисского , 1-го – Афан.; 2, 15, 16, 17, 23, 24, 25, 26, 28, 29, 30, 33, 34, 37, 38, 39, 43, 44, 48, 50, 51, 54, 66, 69, 74 – Василия Великого .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/greche...

Правило 97. Тех, которые, или живя с женою, или иным образом, неразсудительно священныя места обращают в обыкновенныя, и небрежно окрест их обращаются, и с таким расположением в них пребывают, повелеваем изгоняти и от мест, оглашенным предоставленных при святых храмах. Кто же не будет сего соблюдати, аще есть клирик, да будет извержен; аще же мирянин, да будет отлучен. (Ап. 73; Трул. 74, 76, 97). Священными местами (εο οου) это правило называет не только храмы, а и все постройки вокруг храма и между прочим места для оглашенных, " ибо, - замечает Зонара в толковании этого правила, - никто не может быть до того дерзновенным, чтобы стал жить с женою внутри храма " Случалось, во времена этого собора, что некоторые поселялись в постройках, примыкавших к храму, и в местах, предназначенных для оглашенных, причем вели себя худо и допускали много такого, что не приличествует святым местам. Против этой профанации св. мест и издано настоящее правило, предписывающее, чтобы подобные лица изгнаны были из этих мест, причем ослушники этого предписания подвергаются: клирики - низложению, а миряне - отлучению. В этом смысле, и тоже против профанации св. мест, изданы были соответственные предписания и гражданским греко-римским законодательством Примечания: 287. Аф. Синт., II,536. 288. Эти определения приведены в толковании Вальсамона на это правило в Аф. Синт., II,537-538. Правило 98. Жену, иному обрученную, берущий в брачное сожитие, при жизни еще обрученника, да подлежит вине прелюбодеяния. (Анкир. 11; Василия Вел. 22, 69). Обручение (ε, sponsalia) есть взаимное обещание мужчины и женщины друг другу, что вступят в брак Обручение, предписываемое ныне церковью перед венчанием, взято из римского права. Согласно этому праву, обручение совершалось, как только предрешено было заключение брака; однако, для самого брака оно не имело юридического значения, ибо хотя и было вне всякого сомнения, что, после совершенного обручения, брак имеет быть заключен, и хотя обещание было дано обоюдно, перед свидетелями, все же обрученные лица не были еще безусловно обязаны исполнить обещание и обвенчаться, а каждому из них предоставлено было право взять обратно свое обещание и вступить в брак с другим лицом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1316...

Примечания: 242. Cyprian, Sermo de orat. Dominica [Migne, s.l., t.4, col.519 и сл.]. 243. Chrysostom., Homil. in Jes. [Migne, s.g., t.56]. 244. Jeronym., Ad Ephes. 5 [Migne, s.l., t.26, col.528-529]. 245. Аф. Синт., II,479. Правило 76. Никто не должен внутри священных оград корчемницу, или различныя снеди поставляти, или иныя купли производити, сохраняяблагоговение к церквам. Ибо Спаситель наш и Бог житием своим во плоти поучая нас, повелел не творити дому Отца Своего домом купли. Он и пеняжникам рассыпал пенязи, и изгнал творящих святый храм мирским местом (Иоан. 2:15-16). Посему аще кто будет обличен в реченном преступлении: да будет отлучен. (Ап. 73; Трул. 74, 97). Цель этого правила - сохранить св. храм и все вокруг храма от профанации, в частности же от корчемничества и торговли, согласно учению Христа, что дома Отца Его не должно делать домом торговли (Ин.2:16), так как это дом молитвы (Мф.21:18). Правило это не говорит только о храме и о лицах, занимающихся предосудительными делами в храме, так как это само по себе воспрещено, а говорит о священных оградах (ο ε εο " , intra sanctos ambitus), в которых тоже воспрещаются подобные деяния, так как, по словам Вальсамона в толковании этого правила, никому и никогда не придет на ум заводить в храме корчму или иную какую-либо торговлю А священные ограды составляет, по словам Зонары в толковании этого правила, все, что окружает св. храмы ( ε " εο, omnia sanctorum templorum septa), И на первом месте пространство перед храмом с западной стороны, называемое οο илиοο (паперть. atrium), где, главным образом, эти корчемные и торговые дела и велись Сюда принадлежат и кладбища около храма, называемые тоже священными оградами, где также должно быть строго воспрещено ведение помянутых дел. Примечания: 246. Аф. Синт., II,482. 247. Аф. Синт., II,481. Ср. выше стр.218. Правило 77. Не должно священнослужителям или причетникам, или инокам мытися в бане, вместе с женами, ни даже всякому христианину мирянину. Ибо сие есть первое нарекание со стороны язычников. Аще же кто в сем обличен будет: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1316...

Примечания: 242. Cyprian, Sermo de orat. Dominica [Migne, s.l., t.4, col.519 и сл.]. 243. Chrysostom., Homil. in Jes. [Migne, s.g., t.56]. 244. Jeronym., Ad Ephes. 5 [Migne, s.l., t.26, col.528-529]. 245. Аф. Синт., II,479.  Правило 76. Никто не должен внутри священных оград корчемницу, или различныя снеди поставляти, или иныя купли производити, сохраняяблагоговение к церквам. Ибо Спаситель наш и Бог житием своим во плоти поучая нас, повелел не творити дому Отца Своего домом купли. Он и пеняжникам рассыпал пенязи, и изгнал творящих святый храм мирским местом (Иоан. 2:15-16). Посему аще кто будет обличен в реченном преступлении: да будет отлучен. (Ап. 73; Трул. 74, 97). Цель этого правила - сохранить св. храм и все вокруг храма от профанации, в частности же от корчемничества и торговли, согласно учению Христа, что дома Отца Его не должно делать домом торговли (Ин.2:16), так как это – дом молитвы (Мф.21:18). Правило это не говорит только о храме и о лицах, занимающихся предосудительными делами в храме, так как это само по себе воспрещено, а говорит о священных оградах (νδον των ιερν περιβο " λων, intra sanctos ambitus), в которых тоже воспрещаются подобные деяния, так как, по словам Вальсамона в толковании этого правила, никому и никогда не придет на ум заводить в храме корчму или иную какую-либо торговлю А священные ограды составляет, по словам Зонары в толковании этого правила, все, что окружает св. храмы (α των θεων ναν " πασαι περιοχα, omnia sanctorum templorum septa), И на первом месте пространство перед храмом с западной стороны, называемое προπλαιον илиπροαλιον (паперть. atrium), где, главным образом, эти корчемные и торговые дела и велись Сюда принадлежат и кладбища около храма, называемые тоже священными оградами, где также должно быть строго воспрещено ведение помянутых дел. Примечания: 246. Аф. Синт., II,482. 247. Аф. Синт., II,481. Ср. выше стр.218.  Правило 77. Не должно священнослужителям или причетникам, или инокам мытися в бане, вместе с женами, ни даже всякому христианину мирянину. Ибо сие есть первое нарекание со стороны язычников. Аще же кто в сем обличен будет: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Иоанна толкование 87-го трул. правила (упом. соч., II,488-489). О современном судопроизводстве в брачных делах см. мое " Прав. црквено право " , стр.484-490 серб. изд., стр.668-681; ср. рус. пер., стр.634-645]. Правило 88. Никто внутрь священнаго храма да не вводит никакого животнаго; разве кто путешествуя, стесняемый величайшею крайностию, и лишенный жилища и гостиницы, остановится в таковом храме. Потому что животное, не быв введено в ограду, иногда погибло бы: и сам он, потеряв животное, и потому лишася возможности продолжати путешествие, был бы подвержен опасности жизни. Ибо мы знаем, что суббота человека ради бысть (Марк. 2:27); и потому всеми средствами пещися должно о спасении и безопасности человека. Аще же кто усмотрен будет, по вышереченному, без нужды вводящий животное во храм: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен. (Ап. 73; Трул. 74, 76, 97). Цель этого, как и 76-го правила этого собора, - предохранить от профанации св. храм и все, что вокруг храма и что святым почитается; осмелившийся ввести в ограду святого храма (ο εο ο) животное подвергается извержению, если он клирик, и отлучению, если мирянин. Воспрещение это трулльские отцы, однако, обусловливают любовью к ближнему и, напоминая, что в Св. Писании сказано против ревнителей субботы фарисеев, что не человек субботы ради, а суббота человека ради (Мк.2:27), допускают, что животное может быть введено в ограду храма, когда вследствие непогоды явится необходимость в этом и когда этим сохраняется жизнь человека от смерти. Правило 89. Верным дни спасительнаго страдания, в посте и молитве и в сокрушении сердца провождающим, подобает прекращати пост в средние часы нощи по великой субботе: поелику божественные евангелисты Матфей и Лука, первый речениями: в вечер субботный (Мф.28:1), а вторый речениями: зело рано (Лк.24:1), изображают нам глубокую нощь. (Ап. 51, 53, 66; IV Всел. 16; Трул. 13, 55; Анкир. 14; Гангр. 18, 21; Лаод. 29, 49, 51). О том, когда нужно заканчивать пост Великой (Страстной) субботы, говорит подробно Дионисий Александрийский в своем послании епископу Василиду, другими словами - в своем 1-м правиле, и это правило Дионисия вкратце повторяет здесь Трулльский Собор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1316...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010